Исследование синдрома эмоционального выгорания и стратегии совладающего поведения (копинг-стратегия)
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 10.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Синдром эмоционального выгорания
1.2. Понятие «копинг» в исследованиях зарубежных и отечественных психологов
1.3. Основные стили совладающего поведения (копинг-стратегии)
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ)
2.1. Описание методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
2.2. Описание методики «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова
2.3. Описание методики «Копинг-тест WCQ» Р.Лазаруса
2.4. Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
7 в Приложении).
В среднем у испытуемых преобладает стратегия планирования решения проблемы - произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. Следующим идет самоконтроль - усилия по регулированию своих чувств и действий. Несколько реже применяется дистанцирование - когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Часто применяют испытуемые и положительную переоценку - усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Следующим по частоте применения идет принятие ответственности - признание своей роли в проблеме с сопутствующими попытками ее решения.
Свойственен испытуемым и конфронтационный копинг - агрессивные усилия по изменению ситуации. Конфронтационный копинг предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
Менее всего выражены поиск социальной поддержки, характеризующийся усилиями в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. А также стратегия бегства-избегания, т.е мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
Для выявления связи между уровнем эмоционального выгорания и стратегиями совладающего поведения рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Ч. Спирмена между уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), уровнем эмпатии и копинг-стратегиями (табл. 9).
Если rs превышает критическое значение (rs кр. = 0,27 при p<0,05 и rs кр. = 0,35 при p<0,01), или равен ему, то взаимосвязь данных тестирования статистически достоверна.
Знак коэффициента корреляции очень важен для интерпретации полученной связи. Если знак коэффициента линейной корреляции — плюс, то связь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака (переменной) соответствует большая величина другого признака (другой переменной). Иными словами, если один показатель (переменная) увеличивается, то соответственно увеличивается и другой показатель (переменная). Такая зависимость носит название прямо пропорциональной зависимости.
Если же получен знак минус, то большей величине одного признака соответствует меньшая величина другого. Иначе говоря, при наличии знака минус, увеличению одной переменной (признака, значения) соответствует уменьшение другой переменной.
Результаты вычислений коэффициентов ранговой корреляции rs представлены в таблице 9.
Между уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и уровнем эмпатии наблюдается обратная умеренная корреляция, значимая на уровне значимости p<0,01. Это означает, что чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень эмоционального выгорания.
Статистически достоверная взаимосвязь выявлена между стратегией «Планирование решения проблем» и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания: наблюдается обратная корреляция, значимая на уровне значимости p<0,01. Это означает, что чем чаще используется стратегия «Планирование решения проблем», тем ниже уровень эмоционального выгорания сотрудников службы безопасности аэропорта.
Статистически достоверная взаимосвязь на уровне значимости p<0,05 выявлена между стратегией «Самоконтроль» и уровнем эмоционального выгорания: наблюдается обратная корреляция, что означает, что чем чаще используется стратегия самоконтроля, то есть, предпринимаются усилия по регулированию своих чувств и действий, тем ниже уровень эмоционального выгорания.
Между «Бегством-избеганием» и уровнем эмоционального выгорания наблюдается умеренная обратная корреляция, значимая на уровне значимости p<0,05. Это означает, что чем чаще используется стратегия бегства-избегания, тем ниже уровень эмоционального выгорания.
Аналогичная зависимость выявлена между стратегией «Положительная переоценка» и уровнем эмоционального выгорания.
Прямая корреляция наблюдается между стратегией «Положительная переоценка» и уровнем эмпатии. Данная взаимосвязь значима на уровне значимости p<0,05. Это означает, что выше эмпатия, тем чаще используется положительная переоценка.
Выводы по 2 главе
В результате проведенного эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования по методике Бойко согласуются с методом Лазаруса и с данными исследования уровня эмпатии по методике И. М. Юсупова.
2. У большинства испытуемых выявлены высокий и критический уровни развития синдрома эмоционального выгорания. Низкий уровень не выявлен ни у кого. Такие показатели можно объяснить спецификой сложной и эмоционально напряженной профессиональной деятельностью сотрудников службы безопасности аэропорта.
3. У большинства испытуемых выявлен средний уровень эмпатии. Очень низкий и очень высокий уровень эмпатии не выявлен ни у кого. Такие показатели говорят о том, что у сотрудников службы безопасности аэропорта на среднем уровне развита способность представлять внутренний мир друг друга, они в основном, способны предсказать поступки другихлюдей.
4. В среднем у испытуемых преобладает стратегия планирования решения проблемы. Следующим идет самоконтроль, несколько реже применяется дистанцирование. Часто применяют испытуемые и положительную переоценку. Следующим по частоте применения идет принятие ответственности. Свойственен испытуемым и конфронтационный копинг. Менее всего выражены поиск социальной поддержки и стратегия бегства-избегания.
5. На основе анализа коэффициентов ранговой корреляции мы можем говорить о том, что люди, которые используют эффективные копинг-стратегии - планирование решения проблем, положительную переоценку и самоконтроль, имеют более низкий уровень эмоционального выгорания. Стратегия «Бегство-избегание» также способствует снижению уровня эмоционального выгорания. Кроме того, снижению уровня эмоционального выгорания способствует эмпатия, которую характеризует способность представлять внутренний мир друг друга, способность предсказать поступки друг друга в самых различных ситуациях.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и копинг-стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и решить задачи.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения.
Выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного и продолжительного стресса на работе. В том случае, когда требования к человеку (внутренние и внешние) постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы (внутренние и внешние), нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведет к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как следствие стресса неуправляемого.
Специфика профессиональной деятельности сотрудников службы безопасности аэропорта отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения. Сотрудники службы безопасности аэропорта подвержены синдрому СЭВ - развитие состояния невротизации обусловлено в этой группе постоянным психологическим и физиологическим напряжением и даже перенапряжением. К факторам, способствующим развитию СЭВ, помимо трех основных (личностные, ролевые и организационные) можно отнести дополнительные, такие как неудовлетворенность материальных потребностей, низкий статус в профессиональной группе, снижение смысложизненных представлений и др.
Под совладающим поведением (копингом) понимают поведение человека, направленное на преодоление стрессогенной, трудной ситуации; оно объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями «человек-среда».
Выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения: минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности; терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах; поддержание эмоционального равновесия; установление и сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.
В трудной жизненной ситуации человек одновременно использует несколько разноуровневых осознанных видов поведения: простые единичные копинг-действия, детерминированные спецификой ситуации; копинг-стратегии (конкретные образы действий); копинг-стили (группы стратегий, близких по смыслу).
Стиль совладающего поведения определяется как тенденция человека действовать определенным и последовательным образом в трудных ситуациях, выбирая определенные паттерны поведения.
Стили совладания обнаруживают себя в зависимости от того, как ту или иную ситуацию оценивает сам человек, а именно: в какой мере он воспринимает ее как разрешимую/неразрешимую и свои возможности справиться с ней/не справиться: проблемно-ориентированный стиль (ситуация разрешима/могу справиться); мобилизационный стиль (ситуация неразрешима/могу справиться); социотропный стиль (ситуация разрешима/ не могу справиться); эмоционально-доминантный стиль (ситуация не разрешима/не могу справиться).
Эффективное совладающее поведение предполагает способность использовать все стили совладания с учетом, в первую очередь, продуктивной составляющей каждого стиля, т.е. следует говорить о таких качествах совладающего поведения, как мобильность и вариантивность, которые обусловлены уровнем сформированности интеллектуального контроля.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: существует взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и копинг-стратегии.
В заключение следует отметить, что знание симптомов СЭВ и факторов, способствующих его развитию, повышает возможности человека в противодействии СЭВ. При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения хронические стрессы на работе вызывают у человека комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения, представляющих угрозу для персонального здоровья и стабильности организации в целом.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников. Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить, и эти слова справедливы также в отношении выгорания. Поэтому особое внимание следует обратить на идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома, и учитывать их при разработке профилактических программ.
ЛИТЕРАТУРА
Акимова М.К., Семенов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и независимых от психоактивных веществ подростков // Вопросы психологии.– 2008. - № 1. - С. 54-63.
Александров А.А. Аутотренинг: Краткий справочник. – СПб: Питер, 2008. – 272 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- М.: Наука 2000. – 288с.
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01- М.: 2007. 209 с.
Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. - 232 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 446 с.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие.М.: Российское педагогическое агентство,1998.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.—СПб.: Питер, 2001.-528 с.
Вассерман Л.И., В.А. Абаков В.А., Трофимова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика / Научный редактор проф. Л.И. Вассерман. – СПб: Речь, 2010. - 192с.
Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. — С. 110-112.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2005. – 336 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002. - 404с.
Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования// Психологический журнал. - Том 17. - 1996. - № 3. - С. 137-148.
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2007.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. – М. 2003. - 326 с.
Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. – М.: МОДЭК, 2000. - 608 с.
Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 384 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, Питер, 2011. – 512 с.
Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Изд. дом Российской академии образования, 2003. - 456 с.
Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. – Кострома: Авантитул, 2007.
Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающго поведения // Психологический журнал. - Том 29. - 2008. - №2. - С. 88-95.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – Л.: Лениздат, 1970. – С. 178 – 208.
Ларенцова Л.И., Барденштейн Д.М. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты. - М.: Медицинская книга, 2009. - 142с.
Лешукова В.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП - №1, 1995. - С.36 - 47.
Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - М.: Эксмо, 2008.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. - С. 100-111.
Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997. c.20-30.
Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3-х кн. Кн.2 Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 682 с.
Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2001.
Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22.- № 1. — С. 28.
Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. — В кн.: Психология субъекта профессиональной деятельности. Сборник научных трудов. - Ярославль. 2001.
Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности// Психологический журнал. - Том 26. - 2005. - №6. -С. 35-43
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель – Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-М», 2005.- 672с.
Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие под ред. Михайлова Л.А. – СПб: Питер, 2009. - 256с.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. - 452 с.
Психология профессионального здоровья. /Под ред. Г. С. Никифорова. – М.: Речь, 2006. – 480с.
Психология состояний. Хрестоматия под ред. Проф. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 608с.
Решетова Т.В. Личность, семья, болезнь // Российский семейный врач. - 2001. - №2. –С. 4-7.
Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. — С. 24.
Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
Совладающее поведение: современное состояние и перспективы/ Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л.Крюковой, Е.А.Сергиенко. - М., 2008.
Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2005. - 928с.
Трунов Д. О. И снова о «профессиональной деформации». //Психологическая газета. - 2004. - № 6. - С. 32-34.
Туманова Е.Н. Помощь в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2005.
Холодная М. А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. – 2007. - № 4. - С. 143 – 156.
Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. - СПб, Речь, 2001. - 96с.
Ясько Б.А. Психология личности и труд врача. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.- 304с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Результаты тестирования по методике диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко, баллы
№
Фамилия Симптомы и фазы эмоционального выгорания
Фаза «Напряжение»
Фаза «Резистенция»
Фаза «Истощение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств Неудовлетворённость собой Загнанность в клетку Тревога и депрессия Неадекватное избират. эмоц.
реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных обязанностей Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстранённость Личностная отстранённость Психосоматич. и психовегет. нарушения 1 Асиновский В. 11 24 23 12 15 25 13 14 21 12 24 23 2 Барсуков В. 14 14 25 15 8 11 11 15 0 5 11 14 3 Боровик Е. 5 25 24 14 11 12 19 10 5 0 13 14 4 Бурматов С. 14 28 20 14 13 5 24 11 6 26 19 8 5 Васенин С. 18 26 21 12 18 13 20 28 11 23 0 20 6 Веселов А. 17 24 10 11 26 19 22 30 10 11 5 18 7 Гукайло Т. 6 14 12 10 24 22 20 25 18 14 14 13 8 Гусев Ю. 14 15 15 18 22 27 21 24 28 24 19 5 9 Дзюбий А. 18 24 14 26 10 24 18 17 27 20 24 7 10 Капустин И. 19 17 13 24 7 15 17 12 26 16 22 24 11 Каукис М. 21 10 13 28 26 17 16 11 20 11 21 25 12 Ковалёв А. 24 10 11 21 24 19 7 10 18 5 19 21 13 Комаренко М. 26 11 10 22 23 26 16 25 9 7 13 18 14 Лепилин И. 28 13 8 20 22 28 20 14 5 13 11 13 15 Летахов А. 27 18 0 25 22 30 13 18 7 0 9 0 16 Ляттэ Е. 2 24 25 23 20 11 15 16 11 9 18 26 17 Малых А. 14 21 23 24 18 8 15 27 24 25 7 24 18 Миков А. 15 23 22 13 24 0 14 15 25 29 7 15 19 Михайлов П. 17 25 21 9 23 19 18 24 6 11 23 17 20 Михайлов С. 10 25 20 26 22 24 13 25 7 10 20 9 21 Мусагалиев М. 12 26 14 21 14 28 13 22 0 6 0 23 22 Назаренко К. 15 25 15 22 18 25 14 20 5 21 21 21 23 Нестеров Т. 15 20 14 22 24 22 10 21 5 14 16 22 24 Никольский Н. 14 15 17 24 20 21 9 23 18 18 13 27 25 Новик А. 15 18 17 25 18 10 11 5 24 9 14 11 26 Обидов И. 14 17 18 20 5 8 14 14 26 7 18 12 27 Одинцов Д. 12 17 15 9 16 5 15 11 20 0 16 18 28 Пасечник А. 10 18 14 14 11 0 17 18 19 5 11 14 29 Петухов Н. 8 15 12 15 13 24 18 16 13 11 23 7 30 Понамарев С. 16 14 15 13 10 27 26 10 8 10 21 9 31 Присяжный Е. 25 12 12 4 5 15 24 12 27 13 13 13 32 Романов В. 5 14 16 15 23 17 28 17 23 18 14 19 33 Ряднов М. 14 13 12 16 26 16 30 13 18 24 0 24 34 Сапожников А. 13 15 11 17 28 25 23 18 11 20 5 26 35 Сапунов Д. 25 8 18 18 30 22 22 14 24 21 27 25 36 Семенов М. 24 5 14 16 21 24 20 15 15 18 23 12 37 Степаненко Ю. 10 14 19 14 26 28 14 11 5 13 21 14 38 Талетов Т. 11 16 25 12 14 11 0 9 22 11 19 19 39 Трубин И. 18 15 21 14 0 15 14 14 14 10 18 23 40 Факеев А. 16 18 24 15 5 19 8 12 10 9 25 22 41 Хафизов М. 17 15 27 24 9 24 26 0 10 7 19 20 42 Хмеленко Н. 9 7 19 26 11 22 24 28 19 24 18 25 43 Ходасевич А. 23 23 14 28 15 20 15 24 9 28 23 18 44 Чмутин Д. 20 24 16 29 17 17 17 26 16 28 27 16 45 Шайманов А. 21 25 18 30 26 15 10 21 12 12 26 12 46 Шастунов Ю. 14 21 21 21 24 14 11 14 7 15 14 7 47 Шехолай П. 15 22 20 15 13 11 5 11 19 18 11 16 48 Шинков А. 17 20 22 7 28 8 12 10 24 16 29 5 49 Шошокин А. 8 21 23 14 16 25 8 15 5 18 30 23 50 Шуршин Ю. 11 25 21 15 11 11 23 24 8 24 24 18 Средн. баллы 15,34 18,18 17,08 18,04 17,5 17,68 16,26 16,78 14,4 14,38 16,76 16,7
Таблица 2
Результаты математической обработки данных диагностики эмоционального выгорания по методике В. В. Бойко, итоговые баллы, уровни
№
Фамилия
Фаза «Напряжение»
Фаза «Резистенция»
Фаза «Истощение»
Общий итоговый балл Уровень СЭВ Итоговый балл
Уровень
Итоговый балл
Уровень
Итоговый балл
Уровень
1 Асиновский В. 70 высокий 67 высокий 80 высокий 217 критический 2 Барсуков В. 58 средний 45 средний 37 средний 143 средний 3 Боровик Е. 68 высокий 52 средний 32 средний 152 средний 4 Бурматов С. 76 высокий 53 средний 59 средний 188 высокий 5 Васенин С. 77 высокий 79 высокий 54 средний 210 высокий 6 Веселов А. 62 высокий 97 высокий 44 средний 203 высокий 7 Гукайло Т. 42 средний 91 высокий 59 средний 192 высокий 8 Гусев Ю. 62 высокий 94 высокий 76 высокий 232 критический 9 Дзюбий А. 82 высокий 69 высокий 78 высокий 229 критический 10 Капустин И. 73 высокий 51 средний 88 высокий 212 критический 11 Каукис М. 72 высокий 70 высокий 77 высокий 219 критический 12 Ковалёв А. 66 высокий 60 средний 63 высокий 189 высокий 13 Комаренко М. 69 высокий 90 высокий 47 средний 206 высокий 14 Лепилин И. 69 высокий 84 высокий 42 средний 195 высокий 15 Летахов А. 60 средний 82 высокий 37 высокий 169 средний 16 Ляттэ Е. 74 высокий 62 высокий 64 высокий 200 высокий 17 Малых А. 82 высокий 68 высокий 80 высокий 230 критический 18 Миков А. 73 высокий 53 средний 76 высокий 202 высокий 19 Михайлов П. 72 высокий 84 высокий 57 средний 213 критический 20 Михайлов С. 81 высокий 84 высокий 46 средний 211 критический 21 Мусагалиев М. 73 высокий 67 высокий 39 средний 179 средний 22 Назаренко К. 77 высокий 77 высокий 68 высокий 222 критический 23 Нестеров Т. 71 высокий 77 высокий 57 средний 205 высокий 24 Никольский Н. 70 высокий 73 высокий 76 высокий 219 критический 25 Новик А. 75 высокий 44 средний 58 средний 177 средний 26 Обидов И. 69 высокий 41 средний 63 высокий 173 средний 27 Одинцов Д. 53 средний 47 средний 54 средний 154 средний 28 Пасечник А. 56 средний 46 средний 49 средний 151 средний 29 Петухов Н. 50 средний 71 высокий 54 средний 175 средний 30 Понамарев С. 58 средний 73 высокий 48 средний 179 средний 31 Присяжный Е. 53 средний 56 средний 66 высокий 175 средний 32 Романов В. 50 средний 85 высокий 74 высокий 209 высокий 33 Ряднов М. 55 средний 85 высокий 66 высокий 206 высокий 34 Сапожников А. 56 средний 94 высокий 62 высокий 212 критический 35 Сапунов Д. 69 высокий 88 высокий 97 высокий 254 критический 36 Семенов М. 59 средний 80 высокий 68 высокий 207 высокий 37 Степаненко Ю. 57 средний 79 высокий 53 средний 189 высокий 38 Талетов Т. 64 высокий 34 средний 71 высокий 169 средний 39 Трубин И. 68 высокий 43 средний 65 высокий 176 средний 40 Факеев А. 73 высокий 44 средний 66 высокий 183 высокий 41 Хафизов М. 83 высокий 59 средний 56 средний 198 высокий 42 Хмеленко Н. 61 высокий 85 высокий 86 высокий 232 критический 43 Ходасевич А. 88 высокий 74 высокий 78 высокий 240 критический 44 Чмутин Д. 89 высокий 77 высокий 87 высокий 253 критический 45 Шайманов А. 94 высокий 72 высокий 62 высокий 228 критический 46 Шастунов Ю. 77 высокий 63 высокий 43 средний 183 высокий 47 Шехолай П. 72 высокий 40 средний 64 высокий 176 средний 48 Шинков А. 66 высокий 58 средний 74 высокий 198 высокий 49 Шошокин А. 66 высокий 64 высокий 76 высокий 206 высокий 50 Шуршин Ю. 72 высокий 69 высокий 74 высокий 215 критический Средн. баллы 70,6 - 66,2 - 62,3 - -
Таблица 5
Результаты тестирования по методике «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова
№ Фамилия Эмпатия Баллы Уровень 1 Асиновский В. 27 Низкий 2 Барсуков В. 41 Средний 3 Боровик Е. 59 Средний 4 Бурматов С. 42 Средний 5 Васенин С. 27 Низкий 6 Веселов А. 34 Низкий 7 Гукайло Т. 67 Высокий 8 Гусев Ю. 64 Высокий 9 Дзюбий А. 56 Средний 10 Капустин И. 60 Средний 11 Каукис М. 50 Средний 12 Ковалёв А. 64 Высокий 13 Комаренко М. 51 Средний 14 Лепилин И. 55 Средний 15 Летахов А. 49 Средний 16 Ляттэ Е. 42 Средний 17 Малых А. 48 Средний 18 Миков А. 48 Средний 19 Михайлов П. 31 Низкий 20 Михайлов С. 49 Средний 21 Мусагалиев М. 53 Средний 22 Назаренко К. 29 Низкий 23 Нестеров Т. 43 Средний 24 Никольский Н. 33 Низкий 25 Новик А. 52 Средний 26 Обидов И. 48 Средний 27 Одинцов Д. 46 Средний 28 Пасечник А. 53 Средний 29 Петухов Н. 44 Средний 30 Понамарев С. 48 Средний 31 Присяжный Е. 52 Средний 32 Романов В. 50 Средний 33 Ряднов М. 61 Средний 34 Сапожников А. 58 Средний 35 Сапунов Д. 28 Низкий 36 Семенов М. 40 Средний 37 Степаненко Ю. 54 Средний 38 Талетов Т. 54 Средний 39 Трубин И. 53 Средний 40 Факеев А. 57 Средний 41 Хафизов М. 55 Средний 42 Хмеленко Н. 24 Низкий 43 Ходасевич А. 40 Средний 44 Чмутин Д. 29 Низкий 45 Шайманов А. 32 Низкий 46 Шастунов Ю. 44 Средний 47 Шехолай П. 55 Средний 48 Шинков А. 61 Средний 49 Шошокин А. 52 Средний 50 Шуршин Ю. 25 Низкий Средн. балл 46,74 -
Таблица 7
Результаты копинг-теста WCQ Р.Лазаруса, С.Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)
№
Фамилия Копинг-стратегии
Наиболее выраженная копинг-стратегия
Конфронтационный копинг Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка 1 Асиновский В. 15 11 7 5 7 4 7 6 Конфронтационный копинг 2 Барсуков В. 7 10 7 6 6 5 9 7 Дистанцирование 3 Боровик Е. 7 7 5 7 6 5 11 8 Планирование решения проблемы 4 Бурматов С. 7 6 9 5 7 4 8 6 Планирование решения проблемы 5 Васенин С. 7 11 7 7 6 4 9 7 Дистанцирование 6 Веселов А. 10 12 8 8 5 6 5 6 Дистанцирование 7 Гукайло Т. 9 6 8 5 7 4 8 6 Планирование решения проблемы 8 Гусев Ю. 9 8 9 5 5 4 12 7 Планирование решения проблемы 9 Дзюбий А. 6 7 11 7 6 5 8 12 Положительная переоценка 10 Капустин И. 8 9 9 6 14 4 8 6 Принятие ответственности 11 Каукис М. 8 8 12 5 5 4 6 5 Самоконтроль 12 Ковалёв А. 7 7 8 7 6 6 14 9 Планирование решения проблемы 13 Комаренко М. 8 9 6 6 12 5 11 8 Принятие ответственности 14 Лепилин И. 9 6 7 5 7 5 7 5 Конфронтационный копинг 15 Летахов А. 7 12 7 7 6 11 7 7 Дистанцирование 16 Ляттэ Е. 7 11 8 8 5 12 8 8 Бегство-избегание 17 Малых А. 9 6 7 6 7 4 7 6 Конфронтационный копинг 18 Миков А. 10 7 9 5 7 5 8 5 Конфронтационный копинг 19 Михайлов П. 9 4 6 5 5 5 13 5 Положительная переоценка 20 Михайлов С. 7 10 7 8 6 9 7 8 Дистанцирование 21 Мусагалиев М. 5 4 10 7 9 6 7 5 Самоконтроль 22 Назаренко К. 6 5 8 8 7 11 7 7 Бегство-избегание 23 Нестеров Т. 5 9 8 6 7 12 8 8 Бегство-избегание 24 Никольский Н. 5 6 6 5 9 6 7 5 Принятие ответственности 25 Новик А. 6 5 5 7 9 8 6 5 Принятие ответственности 26 Обидов И. 5 9 6 6 6 7 5 7 Дистанцирование 27 Одинцов Д. 7 6 7 5 8 9 6 6 Бегство-избегание 28 Пасечник А. 6 6 7 7 10 8 6 12 Положительная переоценка 29 Петухов Н. 5 12 8 8 7 7 5 7 Дистанцирование 30 Понамарев С. 5 8 7 6 8 9 6 6 Бегство-избегание 31 Присяжный Е. 8 9 5 6 5 7 6 5 Дистанцирование 32 Романов В. 7 5 7 8 7 5 7 7 Поиск социальной поддержки 33 Ряднов М. 6 5 9 4 9 7 11 9 Планирование решения проблемы 34 Сапожников А. 5 7 8 5 9 4 8 8 Принятие ответственности 35 Сапунов Д. 6 6 5 9 7 5 7 6 Поиск социальной поддержки 36 Семенов М. 6 5 5 8 6 5 5 7 Поиск социальной поддержки 37 Степаненко Ю. 5 7 6 7 8 7 9 5 Планирование решения проблемы 38 Талетов Т. 6 6 7 9 6 4 5 4 Поиск социальной поддержки 39 Трубин И. 7 5 7 6 6 4 7 8 Положительная переоценка 40 Факеев А. 7 7 6 11 5 7 12 7 Планирование решения проблемы 41 Хафизов М. 8 6 5 10 12 6 5 9 Принятие ответственности 42 Хмеленко Н. 7 6 7 8 7 5 7 6 Поиск социальной поддержки 43 Ходасевич А. 8 5 9 7 7 5 6 11 Положительная переоценка 44 Чмутин Д. 6 5 8 7 8 8 5 12 Положительная переоценка 45 Шайманов А. 7 8 6 10 7 5 7 8 Поиск социальной поддержки 46 Шастунов Ю. 8 5 5 4 6 5 7 7 Конфронтационный копинг 47 Шехолай П. 5 7 6 5 6 5 5 6 Дистанцирование 48 Шинков А. 6 6 9 4 7 6 6 10 Положительная переоценка 49 Шошокин А. 6 5 9 8 6 6 5 9 Положительная переоценка 50 Шуршин Ю. 7 10 14 8 6 5 7 9 Самоконтроль
Средн. баллы
7,04
7,24
7,44
6,64
7,1
6,1
7,46
7,16
-
2
2.Александров А.А. Аутотренинг: Краткий справочник. – СПб: Питер, 2008. – 272 с.
3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- М.: Наука 2000. – 288с.
4.Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
5.Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01- М.: 2007. 209 с.
6.Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. - 232 с.
7.Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 446 с.
8.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие.М.: Российское педагогическое агентство,1998.
9.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.—СПб.: Питер, 2001.-528 с.
10.Вассерман Л.И., В.А. Абаков В.А., Трофимова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика / Научный редактор проф. Л.И. Вассерман. – СПб: Речь, 2010. - 192с.
11.Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. — С. 110-112.
12.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2005. – 336 с.
13.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002. - 404с.
14.Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования// Психологический журнал. - Том 17. - 1996. - № 3. - С. 137-148.
15.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2007.
16.Зеер Э. Ф. Психология профессий. – М. 2003. - 326 с.
17.Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. – М.: МОДЭК, 2000. - 608 с.
18.Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 384 с.
19.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, Питер, 2011. – 512 с.
20.Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Изд. дом Российской академии образования, 2003. - 456 с.
21.Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. – Кострома: Авантитул, 2007.
22.Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающго поведения // Психологический журнал. - Том 29. - 2008. - №2. - С. 88-95.
23.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – Л.: Лениздат, 1970. – С. 178 – 208.
24.Ларенцова Л.И., Барденштейн Д.М. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты. - М.: Медицинская книга, 2009. - 142с.
25.Лешукова В.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП - №1, 1995. - С.36 - 47.
26.Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - М.: Эксмо, 2008.
27.Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. - С. 100-111.
28.Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997. c.20-30.
29.Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3-х кн. Кн.2 Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 682 с.
30.Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2001.
31.Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22.- № 1. — С. 28.
32.Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. — В кн.: Психология субъекта профессиональной деятельности. Сборник научных трудов. - Ярославль. 2001.
33.Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности// Психологический журнал. - Том 26. - 2005. - №6. -С. 35-43
34.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель – Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-М», 2005.- 672с.
35.Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие под ред. Михайлова Л.А. – СПб: Питер, 2009. - 256с.
36.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. - 452 с.
37.Психология профессионального здоровья. /Под ред. Г. С. Никифорова. – М.: Речь, 2006. – 480с.
38.Психология состояний. Хрестоматия под ред. Проф. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 608с.
39.Решетова Т.В. Личность, семья, болезнь // Российский семейный врач. - 2001. - №2. –С. 4-7.
40.Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. — С. 24.
41.Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
42.Совладающее поведение: современное состояние и перспективы/ Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л.Крюковой, Е.А.Сергиенко. - М., 2008.
43.Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
44.Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2005. - 928с.
45.Трунов Д. О. И снова о «профессиональной деформации». //Психологическая газета. - 2004. - № 6. - С. 32-34.
46.Туманова Е.Н. Помощь в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2005.
47.Холодная М. А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. – 2007. - № 4. - С. 143 – 156.
48.Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. - СПб, Речь, 2001. - 96с.
49.Ясько Б.А. Психология личности и труд врача. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.- 304с.
Вопрос-ответ:
Что такое синдром эмоционального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания - это состояние физической и эмоциональной истощенности, которое возникает в результате длительной работы с высокой нагрузкой и недостаточным восстановлением.
Какие копинг-стратегии используются для борьбы с эмоциональным выгоранием?
Различные копинг-стратегии могут быть использованы для борьбы с эмоциональным выгоранием, включая активное преодоление, позитивное переоценивание, социальную поддержку и выявление себя.
Какие понятия исследовались в зарубежных и отечественных исследованиях по копингу?
Зарубежные и отечественные исследования по копингу исследовали такие понятия, как осознанность, стратегии справления, эмоциональное преодоление, психологическая поддержка, позитивное преобразование, религиозная вера и другие.
Какие стили совладающего поведения (копинг-стратегии) являются основными?
Основными стилями совладающего поведения (копинг-стратегиями) являются проблемно-ориентированный подход, эмоциональный подход и избегающий подход.
Какие связи были выявлены между синдромом эмоционального выгорания и стратегиями совладающего поведения?
Были выявлены различные связи между синдромом эмоционального выгорания и стратегиями совладающего поведения. Например, высокий уровень эмоционального выгорания связан с использованием избегающих стратегий совладания, таких как отрицание и отвлечение, в то время как низкий уровень эмоционального выгорания связан с использованием активных стратегий совладания, таких как поиск поддержки у других людей и активное преодоление проблем.
Что такое синдром эмоционального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания - это состояние, которое возникает в результате длительного и интенсивного стресса, связанного с работой или другой сферой жизни. Оно характеризуется эмоциональным и физическим истощением, чувством беспомощности и отчаяния, а также снижением мотивации и удовлетворенности работой или жизнью.
Что такое копинг (совладающее поведение)?
Копинг, или совладающее поведение, - это способы, которые человек использует для управления и преодоления стресса и трудностей. Они включают различные стратегии и методы, такие как планирование, поиск поддержки, решение проблем, позитивное мышление и др.
Какие существуют стили совладающего поведения (копинг-стратегии)?
Существует несколько основных стилей совладающего поведения: проблемно-ориентированный (направленный на решение проблем), эмоционально-ориентированный (направленный на регуляцию эмоций), избегающий (направленный на избегание проблемы) и социально-ориентированный (направленный на получение поддержки от других).
Какие связи были выявлены в эмпирическом исследовании между синдромом эмоционального выгорания и копинг-стратегиями?
В эмпирическом исследовании была выявлена связь между синдромом эмоционального выгорания и определенными копинг-стратегиями. Например, синдром эмоционального выгорания был связан с высоким уровнем использования эмоционально-ориентированных стратегий и низким уровнем использования проблемно-ориентированных стратегий. Эти результаты указывают на важность развития эффективных совладающих стратегий для предотвращения и снижения синдрома эмоционального выгорания.