Объективные и субъективные причины конфликтов.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 21.08.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Определение понятия «конфликт». Типы конфликтов
Глава 2. Причины возникновения конфликтов
Заключение
Список литературы
Эти причины характерны для многих конфликтов, связанных со сферой производства, предпринимательства. Если структура организации не соответствует той деятельности, которой эта организация занимается, это приводит к возникновению большого количества межличностных и межгрупповых конфликтов, а если ещё в организации много конфликтных личностей, то организация буквально «погрязнет» в конфликтах, её работа перестанет быть эффективной, в конечном итоге, это может привести к её распаду или банкротству. Также нельзя себе представить преуспевающую организацию, у которой плохо налажены функциональные связи между работниками, а также с другими организациями или инстанциями, от которых зависит работа организации. Что касается персонала, то здесь, во избежание появления личностно-функциональных причин возникновения конфликтов, от руководителя или предпринимателя требуется умение проверить каждого потенциального работника на соответствие его профессиональных и личностных качеств требованиям данной организации. Ситуативно-управленческие причины конфликтов появляются тогда, когда сам руководитель допускает ошибки в управлении организацией.
В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине конфликтогенных решений руководителей, предпринимателей, возникает 52 % конфликтных ситуаций, по причине социально-психологической несовместимости работников – 33 %, из-за неправильного подбора кадров – 15 % (Рубахин В., Филиппов А.). Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67 % конфликтов в трудовых коллективах.
Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей. Видов очень много, сюда можно отнести и психологическую несовместимость, напряжённые межличностные отношения, конкурентный характер взаимодействия, стремление выделиться, желание превосходства, стремление к власти.
При рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее:
· во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно;
· во-вторых, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами.
Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.
Заключение
Таким образом, возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
собственно объективных;
организационно-управленческих;
социально-психологических;
личностных.
Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — по большей части являются субъективными.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. Любая ситуация предполагает наличие возможности выбора между конфликтным и неконфликтным способами разрешения проблемы.
Список литературы
Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Изд-во «Лань», 2000.
Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. – К.: Вира - Р, 1999.
Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления. /Пер. с нем. – Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. С. 9.
Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. С. 28-29. См.: Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. – К.: Вира - Р, 1999.
Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. С. 92
Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. С. 95
Там же. С. 95
Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. С. 31
Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. С. 34
Там же.
Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. С. 53
Классификация предложена в книге: Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. С. 74
Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. С. 109
Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления. /Пер. с нем. – Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005. С. 48.
Там же.
Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. С. 109
Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. С. 110.
2
1.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
3.Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Изд-во «Лань», 2000.
4.Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. – К.: Вира - Р, 1999.
5.Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления. /Пер. с нем. – Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005.
Вопрос-ответ:
Что такое конфликт?
Конфликт - это ситуация, в которой возникают противоречия между различными сторонами, выражающиеся в противоречивых интересах, целях и мнениях.
Какие типы конфликтов существуют?
В зависимости от сферы происхождения, конфликты могут быть персональными, межгрупповыми или межличностными. Персональные конфликты возникают между отдельными людьми, межгрупповые - между группами, а межличностные - между отдельными личностями.
Какие причины могут вызывать конфликты?
Причинами конфликтов могут быть объективные и субъективные факторы. Объективные причины связаны с недостатками в структуре и организации работы, несоответствием деятельности организации ее структуры. Субъективные причины связаны с психологическими факторами, такими как непонимание, различные ценности и интересы.
Как недостатки в структуре организации могут привести к конфликтам?
Если структура организации не соответствует выполняемой деятельности, то это может привести к возникновению межличностных и межгрупповых конфликтов. Например, если в организации есть несколько отделов, каждый из которых выполняет свои задачи, но взаимодействие между ними не разработано должным образом, то это может вызывать конфликты.
Какие причины характерны для конфликтов в сфере производства и предпринимательства?
Для конфликтов, связанных с производством и предпринимательством, характерными причинами являются несоответствие структуры организации выполняемой деятельности, недостаток ресурсов, различия в интересах сторон.
Чему соответствует понятие "конфликт"?
Понятие "конфликт" соответствует ситуации, когда возникает противоречие между двумя или более сторонами, которое ведет к напряженности, враждебности и негативным эмоциям между ними.
Какие типы конфликтов существуют?
Существуют разные типы конфликтов: межличностные конфликты, межгрупповые конфликты, внутригрупповые конфликты, горизонтальные конфликты и вертикальные конфликты.
Какие объективные причины возникновения конфликтов связаны со сферой производства?
Если структура организации не соответствует виду деятельности, которой она занимается, это приводит к возникновению межличностных и межгрупповых конфликтов.
Как влияет несоответствие структуры организации виду деятельности на возникновение конфликтов?
Несоответствие структуры организации виду деятельности приводит к возникновению большого количества межличностных и межгрупповых конфликтов, которые могут быть связаны с непониманием задач и ролей, неэффективностью коммуникации и другими факторами.
Какие причины возникновения конфликтов характерны для организаций с большим количеством конфликтных личностей?
Если в организации есть много конфликтных личностей, то это часто приводит к возникновению конфликтов внутригрупповых и межгрупповых характеров.
Что такое конфликт?
Конфликт - это состояние противоречия или борьбы между двумя или более сторонами, когда интересы, ценности или цели данных сторон несовместимы друг с другом.