Женский образ в портретах Ф.С.Рокотова в поздний период творчества
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 09.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Основоположник русского портрета
Глава 2. Женский образ в портретах Рокотова в поздний период творчества
Заключение
Список используемой литературы
Список иллюстраций
Альбом иллюстраций
Пышный бюст и пышная прическа, объемные оборки платья – все эти детали словно делают портрет еще более объемным, а открытый взгляд и поворот головы анфас довершают создание образа большой внутренней силы.
Портрет Ф.А. Воронцовой [IX] – один из последних в творчестве художника, был написан в 1793 году. В этом портрете образы, детства, юности, обаяния молодости находят свое воплощение. По словам С. Сучкова, «глаза ее игривы, радостны, волосы растрепаны по обнаженным плечам, губы еле-еле удерживают улыбку – вот-вот Воронцова звонко рассмеется».
Форма овала, вписанного в прямоугольник холста, достаточно четкая. В портрете находят свое отражение черты зрелого классицизма, и одновременно - тонкость в прочтении внутреннего мира юной графини. Поэзия юности в лирическом ее прочтении в портрете Воронцовой проступает на первый план.
Юная Воронцова в пышном бальном платье с синим поясом, свободно ниспадающем с одной руки, представляется зрителем еще не женщиной, но уже и не девочкой. Плавные волны ее прически и ритм оборок ее платья создают внутреннюю динамику, продолженную в тонком написании черт лица девушки. В сравнении с другими камерными портретами, здесь фигура композиционно смещена чуть влево относительно центра картины. Художник специально нарушает созданный по образцу золотого сечения принцип композиционного расположения фигуры на картине. Создается внутреннее, непередаваемое ощущение, что Воронцовой сложно усидеть на месте, что воплощено путем легкого изменения традиционной композиционной схемы.
Центральной деталью картины является лицо, поворот которого в данном случае Рокотов делает анфас. Однако, классифицировать поворот корпуса модели сложно, она как бы была развернута три четверти, а потом словно стремится развернуться к зрителю. С помощью этого приема Рокотов создал особое состояние детской непосредственности, воплощенное также в богатстве красок и оттенков в воплощении лица модели.
Таким образом, в позднем творчестве Федор Степанович Рокотов тяготеет к изображению женских персонажей в камерном интимном портрете. Картины этого периода имеют овальную форму, и индивидульный цветовой колорит, связанный с восприятием художника характера модели, его авторским видением персонажа.
В этот период заметна тенденция обратиться к женским персонажам, которые до Рокотова не нашли своего воплощения на полотнах в изобразительном искусстве. Это женщины с ярким характером, волевые и сильные, таков портрет В.Е. Новосильцевой [V]. В этом портрете художественными средствами утверждается право женщины на место в обществе, на признание ее самостоятельности, духовности и природной красоты.
Наряду с влиянием политико-исторических тенденций эпохи, в творчестве Рокотова воплощаются и стилевые искания века. Рококо, сентиментализм и романтизм последовательно сменяют друг друга в стилевых предпочтениях художника.
Стиль, форма и тематика портретного творчества у позднего Рокотова взаимосвязаны. Когда на смену рококо и парадному портрету приходит сентиментализм, художник выбирает тему женских образов и форму овального портрета. В последних работах русского портретиста проступают черты классицизма, в соответствии с чем появляется форма овала, вписанного в прямоугольник и четкость, строгость, собранность изображений.
Заключение
Стиль Рокотова впитал в себя все многообразие направлений русского искусства XVIII века. Исследователи творчества художника проводят многочисленные аналогии с рококо, сентиментализмом, классицизмом. Сложность и противоречивость эпохи, в которую творил мастер, сказалась на особенностях его творчества. Действительно, в XVIII веке культура и искусство России прошло путь стремительного восприятия опыта западного искусства. От древнерусского искусства отечественная культура этого периода переходит к светскому типу, связанному с расцветом придворного церемониала, придворного театра и т.п. Изучая творчество западных художников, непосредственно перенимая у них опыт в процессе обучения в Художественной Академии, русские мастера сразу же демонстрируют первые выдающиеся достижения в области художественного творчества. В огромном многообразии стилей, которые представлены у зарубежных мастеров, ориентироваться непросто. Возникает очень сложная задача – отобрать лучшее и адаптировать художественные средства под свой творческий метод.
С этой задачей успешно справился Рокотов. От искусства зарубежного, которое шло в это время уже по пути от классицизма к романтизму, он заимствовал элементы стилей рококо, сентиментализм, классицизм. Ну пути эволюции стиля художника от парадного портрета к камерному интимному портрету он использует черты данных стилей, органично соединяя их с собственным видением портретного жанра.
Рискнем предположить, что глубина чувств, душевных движений, их искренность у моделей портретов Рокотова зрелого и позднего период творчества носит черты еще одного стиля: романтического. Об этом косвенно свидетельствует в своей статье А. Карев: «В них запечатлена не одна какая-то эмоция, а своеобразный микрокосмос, заполненный нерасчлененными, но пребывающими в постоянной подвижности чувствами. Для портретиста важно не столько конкретное состояние модели, сколько следы и отблески душевной жизни вообще. Человек чувствующий – вот основной мотив искусства Рокотова, и все живописные средства подчинены именно этой теме».
Эмоции, состояния души, внутренняя глубина природы человека – все эти мотивы творчества Рокотова являются отражением тенденции к романтической направленности, нашедшей свою завершенную художественную форму в жанре камерного интимного портрета. Художник одновременно является представителем своей эпохи, и предвосхищает некоторые явления художественного творчества XIX века.
Благодаря живой и раскованной (по нормам XVIII века) манере письма, фактура воспринимается как очень подвижная, пронизанная трепетом эмоциональности, что соответствует нарастанию эмоциональности и в русской поэзии этого времени. Плоскость холста, условно обозначающая некую прозрачную преграду между реальным и иллюзорным миром - закономерный принцип искусства Нового времени, становится своего рода экраном, на который проецируется портретный образ. Фактурная трепетность, подхваченная переливами тончайших оттенков цветовых масс, сопоставима с неуловимыми нюансами душевных движений модели. Их богатство подчеркивается внешне лишенной эффектности, но распознаваемой в процессе длительного созерцания блистательной живописью Рокотова. Начиная со второй половины 1760-х годов лица рокотовских моделей неоднозначны по эмоциональному тонусу и порой соединяют полуулыбку с грустным выражением глаз, чувственное довольство и скепсис. В каждом из них художник запечатлевает не одну или несколько легко узнаваемых эмоций, а своеобразный мир пребывающих в постоянной изменчивости чувств. Для портретиста важно не то или иное состояние модели, а следы и отблески «рая душевной красоты». Человек чувствующий - важнейший мотив зрелого творчества Рокотова.
Не случайно рокотовский портрет связывают с сентиментализмом, провозгласившим примат чувств над разумом и на этой основе теоретически уравнявшим людей всех сословий. Чувствовать согласно программе сентименталистов - естественное врожденное состояние человека, к которому он должен стремиться независимо от своего положения в обществе. Чувствительность же - благо, способное вернуть миру равновесие и гармонию, а человеку - союз с мудрой Природой. Общая предрасположенность к чувствительности становится основой своеобразного духовного единения - идеала, к которому необходимо стремиться. Причем степень совершенства индивидуальности сказывается не в исключительности душевного строя конкретной личности, что станет достоянием более поздней эпохи, а в том, насколько она может приобщиться к этому идеалу. Именно от степени причастности к нему, а не от положения в обществе зависит ценность человека. Поэтому причиной некоторой неравнозначности рокотов- ских портретов является не столько уровень мастерства, сколько степень соответствия той или иной персоны рокотовскому представлению о «человеке чувствующем». Наиболее органично этими качествами наделяются женские модели. Видимо, в них Рокотов видит больше возможностей для одухотворения.
Сила дарования Рокотова дала ему возможность переступить через ограничения определенного стиля, использовать в творчестве те методы и приемы, которые соответствовали взгляду художника на духовное совершенство человеческой натуры.
Изображая в позднем творчестве преимущественно женщин, художник тяготеет к искреннему восхищению их красотой и духовным миром. Каждый портрет – индивидуален, он словно носит отпечаток эмоциональной жизни женщины, запечатленной на полотне. В этой индивидуализации также можно констатировать стилевую примету романтизма.
Синкретизм различных стилей в русской культуре этого периода связан с историко-культурными обстоятельствами развития России. Влияние западной культуры, расцвет придворного искусства – в этом контексте появление яркого творческого самобытного дарования Рокотова в отечественном художественном творчестве сыграло свою выдающуюся роль.
Напомним широко известный факт: творчество художника было чрезвычайно популярно при жизни, а потом надолго забыто. С чем это связано? Видимо, популярность у современников объясняется тем, что в рокотовском стиле нашли отражение наиболее актуальные тенденции эпохи. То, что его творчество на некоторые время оказалось забыто – в этом обстоятельстве сыграло роль то, что некоторые стилевые черты его портретов несколько опередили свое времени, и лишь спустя время оказались поняты в должной мере.
Гениальность художника и его оригинальное творческое кредо наиболее последовательно воплотились в женских портретах позднего периода творчества, которые являются высшими достижениями искусства своего времени, и одновременно предвосхищают стилевую парадигму наступающего XIX века.
Таким образом, в курсовой работе был проанализован женский образ в поздний период творчества художника, их композиционное построение и колористические особенности картин.
Цель и задачи работы выполнены.
Список используемой литературы
Бенуа А. Русская живопись в XIX веке. Эл. доступ: http://www.benua-rusart.ru/znachenie-rokotova.html
Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII – XX веков. М.: Пресском, 2005.
Голлербах Э. Портретная живопись в России. ХVlll век. М.: Искусство, 1923.
Ершова М. И. Федор Рокотов в кругу современников // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 15. Искусствоведение. № 55(2008)
Конькова Е.А. Популярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России: от древних времен до конца ХХ века. М.: Академия, 2008.
Лапшина Н.П. Ф.С.Рокотов. М.: Наследие, 1959.
Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. Русский художник. Л.: Художник РСФСР, 1965.
Лебедев А.В. Эпоха Просвещения и искусство портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения. М.: Искусство, 1968.
Молева Н.М. Загадки Рокотова или жизнь великого портретиста времен Екатерины. М.: Советский художник, 1994.
Пелевин Ю.А. Николай Струйской и Федор Рокотов // Историк и художник. М.: Вече, 2008.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008.
Сучков С.В. Ф.С.Рокотов. Л.: Советский художник, 1962.
Федор Степанович Рокотов: Каталог выставки портретов / Сост. И. Э. Грабарь . М.; Пг., 1923.
Список иллюстраций
Рокотов Ф.С. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762-1763г., холст, масло, 96,9x75,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Рокотов Ф.С. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770 г., холст, масло, 58.8 x 46.7. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Рокотов Ф.С. Портрет А.П. Струйской. 1772 г., холст, масло, 59,8х47,5cм. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Рокотов Ф.С. Портрет Е.Н. Орловой. 1779 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Рокотов Ф.С. Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780ых г.г., холст, масло, 68x52. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Санти. 1785 г., холст, масло, 72 x 56. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Рокотов Ф.С. Портрет П.Н Ланской, 1790 г., холст, масло, 53 x 74. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Рокотов Ф.С. Портрет Ф.А. Воронцовой. 1793 г., холст, масло, 59,5 x 47,5см (овал, вписанный в прямоугольник. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Альбом иллюстраций
I. Рокотов. Портрет графа Орлова (1962-1963)
II. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье (1770)
III. Рокотов. Портрет А.П. Струйской (1772).
IV. Рокотов. Портрет Е.Н. Орловой (1779)
V. Рокотов. Портрет В.Е. Новосильцевой (1780)
VI. Рокотов Портрет В.Н. Суровцевой (вторая половина 1780ых г.г.)
VII. Рокотов/ Портрет княгини Елизаветы Санти (1785)
VIII. Рокотов. Портрет П.Н Ланской (1790)
IX. Рокотов. Портрет П.А. Воронцовой (1793)
Цит.по: Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. С.5.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. С. 6.
Ершова М. И. Федор Рокотов в кругу современников // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 15. Искусствоведение. № 55(2008)
Бенуа А. Русская живопись в XIX веке. Эл. доступ: http://www.benua-rusart.ru/znachenie-rokotova.html
Федор Степанович Рокотов: Каталог выставки портретов / Сост. И. Э. Грабарь . М.; Пг., 1923.
Голлербах Э. Портретная живопись в России. ХVlll век. М.: Искусство, 1923. С. 46.
Лебедев А.В. Эпоха Просвещения и искусство портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения. М.: Искусство, 1968. С. 76.
Конькова Е.А. Популярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. С. 39.
Конькова Е.А. Популярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. С. 39.
Рапацкая Л.А. История художественной культуры России: от древних времен до конца ХХ века. М.: Академия, 2008. С. 74.
Цит по: Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. С-Пб: ЭГО, 2008. С. 11.
Сучков С.В. Ф.С.Рокотов. Л.: Советский художник, 1962. С. 89.
Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. Русский художник. Л.: Художник РСФСР, 1965.
Лапшина Н.П. Ф.С.Рокотов. М.: Наследие, 1959.
Молева Н.М. Загадки Рокотова или жизнь великого портретиста времен Екатерины. М.: Советский художник, 1994.
Пелевин Ю.А. Николай Струйской и Федор Рокотов // Историк и художник. М.: Вече, 2008. С. 51.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. – 352 с.
Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII – XX веков. М.: Пресском, 2005. С. 147.
Татьянина Т. Двойной портрет // Радость. М.:Вече, 2010. С.67.
Евангулова О.С. Портретная живопись в России второй половины ХVlll века. М.:Московский университет, 1994. С. 87.
Цит.по.: Ильина Т.В. Русское искусство ХVlll века. М.: Высшая школа, 1999. С.45.
Карев А. Портретное мастерство Рокотова // Искусство. - 1986. - № 9. С. 62.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. С-Пб: ЭГО, 2008. С.21.
Гипотезу о болезни Рокотова в последний период творчества впервые высказал в отечественном искусствознании Анисимов (Анисимов Ю.П. Ф.С. Рокотов. Материалы для анализа творческого пути // Искусство. – 1938. - № 3. – С. 94).
Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий: к вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Московского ун-та. Серия История. - 1986. - № 5. - С. 68.
Ильина Т.В. Русское искусство ХVlll века. М.: Высшая школа, 1999. С.67
Кочек О.Я. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. М.: Искусство РСФСР, 1963. С. 87.
Гаврин В.В. Иносказание в портретной живописи России второй половины XVIII века. Автореф. канд. дис. М.: Изд-во МГУ, 2002. - 29 с.
Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий: к вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Московского ун-та. Серия История. - 1986. - № 5. - С. 63-77.
Карев А. Портретное мастерство Рокотова // Искусство. - 1986. - № 9. С. 62.
Там же.
Фрагмент стихотворения Н. Заболоцкого.
Сучков С.В. Федор Степанович Рокотов. Л.: Художник РСФСР, 1976. С. 20.
Прежде всего, собственного мужа, помещика Николая Еремеевича Струйского.
Например, Н. Заболоцкого.
Подробнее об этом см.: Евангулова О С., Карев А. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий: к вопросу об особенностях творческого метода // Вестник Московского ун-та. Серия История. - 1986. - № 5. - С. 63-77.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов: Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. С. 287.
Портреты В.Е. Новосильцевой, Е.Н. Орловой, Е. Санти.
Сучков С.В. Федор Степанович Рокотов. Л.: Художник РСФСР, 1976. С. 24.
Моделях рокотовских портретов.
Карев А. Портретное мастерство Рокотова // Искусство. - 1986. - № 9. С. 62.
2
1.Бенуа А. Русская живопись в XIX веке. Эл. доступ: http://www.benua-rusart.ru/znachenie-rokotova.html
2.Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII – XX веков. М.: Пресском, 2005.
3.Голлербах Э. Портретная живопись в России. ХVlll век. М.: Искусство, 1923.
4.Ершова М. И. Федор Рокотов в кругу современников // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 15. Искусствоведение. № 55(2008)
5.Конькова Е.А. Популярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России: от древних времен до конца ХХ века. М.: Академия, 2008.
6.Лапшина Н.П. Ф.С.Рокотов. М.: Наследие, 1959.
7.Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. Русский художник. Л.: Художник РСФСР, 1965.
8.Лебедев А.В. Эпоха Просвещения и искусство портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения. М.: Искусство, 1968.
9.Молева Н.М. Загадки Рокотова или жизнь великого портретиста времен Екатерины. М.: Советский художник, 1994.
10.Пелевин Ю.А. Николай Струйской и Федор Рокотов // Историк и художник. М.: Вече, 2008.
11.Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008.
12.Сучков С.В. Ф.С.Рокотов. Л.: Советский художник, 1962.
13.Федор Степанович Рокотов: Каталог выставки портретов / Сост. И. Э. Грабарь . М.; Пг., 1923.
Список иллюстраций
I.Рокотов Ф.С. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762-1763г., холст, масло, 96,9x75,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
II.Рокотов Ф.С. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770 г., холст, масло, 58.8 x 46.7. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
III.Рокотов Ф.С. Портрет А.П. Струйской. 1772 г., холст, масло, 59,8х47,5cм. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
IV.Рокотов Ф.С. Портрет Е.Н. Орловой. 1779 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
V.Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
VI.Рокотов Ф.С. Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780ых г.г., холст, масло, 68x52. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
VII.Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Санти. 1785 г., холст, масло, 72 x 56. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
VIII.Рокотов Ф.С. Портрет П.Н Ланской, 1790 г., холст, масло, 53 x 74. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
IX.Рокотов Ф.С. Портрет Ф.А. Воронцовой. 1793 г., холст, масло, 59,5 x 47,5см (овал, вписанный в прямоугольник. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Вопрос-ответ:
Какие особенности присутствуют в женских образах на портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества?
Основные особенности женских образов на портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества - пышные бюсты, пышные прически и объемные оборки платья. Все эти детали делают портреты еще более объемными. Также присутствует открытый взгляд и поворот головы анфас, что придает образам большую внутреннюю силу.
Какими словами можно охарактеризовать женские образы на портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества?
Женские образы на портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества можно охарактеризовать следующими словами: пышные, объемные, сильные. На портретах присутствуют пышные бюсты, пышные прически и объемные оборки платья, что делает образы более объемными. Кроме того, открытый взгляд и поворот головы анфас придают образам большую внутреннюю силу.
Какую роль играют пышные детали образов на портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества?
Пышные детали, такие как пышные бюсты, пышные прически и объемные оборки платья, играют важную роль на портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества. Они делают образы более объемными, придают им женственность и выразительность. Эти детали привлекают внимание зрителя и создают впечатление большой внутренней силы у изображенных женщин.
Что можно сказать о взгляде и повороте головы анфас женских образов на портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества?
Открытый взгляд и поворот головы анфас играют важную роль в создании образов женщин на портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества. Эти детали придают образам большую внутреннюю силу и выражают глубокие эмоции. Они позволяют зрителю почувствовать связь с изображенными женщинами и воспринять их как сильных и эмоциональных личностей.
Какими особенностями отличается женский образ в портретах Ф.С. Рокотова в поздний период его творчества?
В позднем периоде своего творчества Ф.С. Рокотов создает портреты женщин, которые характеризуются такими особенностями, как пышный бюст, пышная прическа и объемные оборки платья. Эти детали придают портретам дополнительный объем и выразительность. Кроме того, женские образы в портретах Рокотова отличаются открытым взглядом и поворотом головы, что придает им внутреннюю силу.
В чем заключается роль Ф.С. Рокотова в развитии русского портрета?
Ф.С. Рокотов является основоположником русского портрета. Его творчество оказало огромное влияние на развитие жанра портрета в России. Рокотов создал уникальный стиль и подход к изображению людей, который отличается выразительностью и психологической глубиной. Он сумел передать в портретах не только внешность, но и характер, эмоции и внутренний мир своих моделей.
Какие детали делают портреты Ф.С. Рокотова еще более объемными?
Портреты Ф.С. Рокотова отличаются пышным бюстом, пышной прической и объемными оборками платья. Эти детали придают портретам дополнительный объем и выразительность. Они создают ощущение физического присутствия модели на картине и делают портреты еще более живыми и реалистичными.
Какие особенности женского образа можно наблюдать в портрете Ф.А. Воронцовой?
В портрете Ф.А. Воронцовой можно выделить несколько особенностей женского образа. Во-первых, визуальным акцентом является пышный бюст, который привлекает внимание и придает образу силу и выразительность. Во-вторых, пышная прическа и объемные оборки платья создают общий эффект объемности и роскоши. Также стоит отметить открытый взгляд и поворот головы в полный анфас, которые придают образу дополнительную выразительность и интимность.
Какие особенности характеризуют женский образ в портретах Ф.С. Рокотова в поздний период творчества?
Женский образ в портретах Ф.С. Рокотова в поздний период творчества отличается пышным бюстом, пышной прической и объемными оборками платья. Эти детали придают портрету дополнительный объем. Также важным элементом является открытый взгляд и поворот головы анфас, которые создают образ большой внутренней силы.
Кто является основоположником русского портрета?
Основоположником русского портрета является Ф.С. Рокотов. Он был одним из самых известных и востребованных портретистов своего времени. Рокотов создал множество портретов знаменитых личностей, в том числе российских императоров и императриц.