Воспитание делового человека и джентельмена(с трудом мыслителей Нового времени)
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 01.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие и формирование идей Дж. Локка о воспитании джентльмена
1.1.Эпоха Просвещения в Англии: формирование нового образовательного идеала
1.2. Идеи Дж. Локка о воспитании джентльмена
ГЛАВА II. Педагогическая система Ф. Честерфилда и дальнейшее развитие идей о воспитании джентльмена
2.1. Анализ педагогических идей Ф.Честерфилда
2.2. Сопоставительный анализ идей Ф. Честерфилда и Дж. Локка
2.3. Влияние идей о воспитании джентльмена на развитие педагогической мысли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Д.Дидро в работе «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»»спорил с автором о недооценке задатков, заложенных природой. Гельвеций развивает идею патриотической направленности воспитательного процесса. Ор утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя – раскрыть сердца граждан для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан, здравомыслящих и чувствующих людей, сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального.В этой позиции мы видим развитие идей Дж. Локка.Впервые практическое воплощение идеи соединения обучения с производительным трудом, предложенное Дж.Локком, осуществил английский социалистом утопист Р.Оуэн.В педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо тоже поднимается проблема влияния среды.Среда рассматривалась как условие оптимального саморазвития личности. В человеке, по мнению Ж.-Ж. Руссо, изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития. Данные тенденцииподавляются существующими системами воспитания, которые базируются нанеестественной для человека социальной среде, игнорирующей природу. Дляэффективного воспитания Руссо предлагал создать особую среду, которая бы устанавливала равновесие между его реальными возможностями и природнымипотребностями .Руссо в целом значительно развил и дополнил идеи Локка в трактате «Эмиль, или О воспитании». По мысли Руссо, человек рождается совершенным, но современное ему общество, построенное на угнетении людей, а вместе с ним светское сословное воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание содействует полноценному развитию ребенка только в том случае, если приобретает естественный, природосообразный характер. Воспитывать природосообразно для Руссо означает следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.Наиболее близок к Дж. Локку по идеалу воспитания делового человека, человека .самостоятельно наполняющего жизнь деятельностью Г.Спенсер. Английский философ и социальныйпедагог Г. Спенсер (1820—1903) главнуюцель воспитания выводил из идеи о человеческом назначении, суть которого —«жить полной жизнью». Значит, по его мнению, нужно подготовить человека квыполнению различных видов деятельности, охватывающих всю жизнь. Однииз них относятся к индивидуальнойжизни, другие — к семейной, третьи — ксоциальной. По степени полезности всепять видов деятельности у Спенсера располагаются так: непосредственно служащая самосохранению; помогающая в житейских нуждах; ведущая к воспитанию и дисциплине детей; касающаяся общественных и политических отношений; относящаяся к свободной части жизни, удовлетворению вкуса и чувств. В нравственном воспитании он отводил исключительную роль семье, восставал против «плачевно-дурного» способа воспитания родителями своих детей, сетовал на их педагогическую неграмотность.Во многом,благодаря Дж. Локку была сформирована идеология элитного школьного образования в Англии . Его теория джентльменства , идеи физического и нравственного воспитания, получили развитие в трудах идеологов «паблик скулз» в XIX веке и трансформировались в положениях о воспитании джентльмена-христианина.Так, по мнению Кларендонской комиссии, паблик скулз «сыграли, пожалуй, важнейшую роль в формировании характера английского джентльмена».Если мы проанализируем систему образования пабликс скулз, то увидим в них все установки , на которых строятся труды Дж. Локка.Школы ставили перед собой целью не столько образовать интеллект, сколько сформировать личность, выработать определенные нравственные ценности и привычки у своих подопечных, воспитать любовь к спорту и физическому труду.На основе развития идей Дж. Локка происходи становление педагогики эпохи просвещения. Наиболее востребованной оказалась идея о влиянии среды на формирования личности. Под влиянием трудов Дж. Локка многие философы обращаются к проблеме формирования нравственной сферы человека. Отголоски «Мыслей о воспитании» мы может найти и в более позднем времени, так концепция Г.Спенсера также построена на основе воспитания деятельного, делового человека, реализующего себя в различных сферах. Идей воспитания джентльмена заметно повлияли на формирование системы пабликс скулз, системы элитного образования в Англии.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ XVII веке в Англии формируется историческая ситуация требующая решения проблемы воспитания нового человека, воспитаниячеловека, соответствующего новым историческим условиям.Дж. Локк стал одним из первых мыслителей английской буржуазной революцииXVII века, разработавшим новую педагогическую концепцию, полностью соответствовавшую новым потребностям, и сыгравшимважную роль в развитии педагогической теории и практики.Анализируя педагогические труды философов эпохи просвещения, мы фиксируем их основные положения.Основные, наиболее важныенравственные идеи содержания воспитанияДж. Локка можно сформулировать следующим образом.Всесторонне развитие личности, через которое индивид не потеряется в жизни, а сможет попробовать свои силы в разных видах деятельности, отвечая внутренним амбициям своей природы быть самосозидающей личностью и амбициям общества быть обществом разносторонне подготовленных личностей. Немаловажен тот факт, что всестороннее развитие придает способубытия личности характер оптимистического миро- и жизнеутверждения .Самообразование как необходимое условие усовершенствование человека и важнейший способ усовершенствовать разум в полную меру способностей. Первая идея содержания образования представляет фундамент адаптивной личности, которая сможет реализовать себя и свой творческий потенциал, посредством внутренних адаптивных способностей и содержания внутреннего духовного ядра. Самообразование является неотъемлемой частью духовного мира личности, так как свою мировоззренческую позицию индивид может формировать на основе знаний о окружающей его действительности.Его концепция направлена на формирование делового человека, способного самостоятельно и успешно вести свои дела.Честерфилд также концентрирует свое внимание на воспитании джентльмена, то есть человека, умеющего жить и способного добиться успеха в высшем свет, ключом его педагогической системы становится формирования хороших манер и развитие умения нравиться. Перед ним стояла противоречивая и по сути дела невыполнимая задача − сохранить просветительские взгляды и показать действительные нравственные и этические нормы, необходимые в светском обществе.Сопоставляя труды двух мыслителей, мы находим в них много общего. Прежде всего, акцент на формировании личности, в противовес акценту на усвоении необходимых знаний, доверие силе разума.Они указывают на важность знаний о реальной жизни, знаний, которые могу пригодиться в практической деятельности, в противовес усвоению знания классического образца.Оба считают важным формирования нравственных норм, т.е признают приоритет воспитания над образованием. Прагматическая направленность лежит в основании систем обоих философов.Развитие идей, заложенных в «Мыслях о воспитании» дало основу просветительской педагогике. Многие идей были по своему интерпретированы, усвоены и развиты трудах Э.Кондильяка, Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.На основании вышесказанного мы может зафиксировать решение поставленных задач и достижение цели работы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамова И.И. Идеи космополитизма и патриотизма в английской педагогике конца XVII-XVIII вв./И. И. Абрамова//Вестник Костромского государственного университета имен Н.А. Некрасова: Сер. Гуманитарные науки. – 2006, №3. – С. 34- 46.Абрамова И.И. Честерфилд о воспитании джентльмена/И.И. Абрамова//Ярославский педагогический вестник. – 2004, №4. – С. 80 – 91.Авдеева К. Д. Джон Локк о физическом и нравственном воспитании // Традиции образования и воспитания в Европе X - XII вв. - Иваново, Б.и, 1995. – С.67- 82.Алексеев М.П. Честерфилд и его «Письма к сыну» / Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры / Под ред. М.П. Алексеева. - М.: Художественная литература, 1978. - С. 257-282Балахонова Л.В. «Письма к сыну» Честерфилда как исторический источник в изучении английского менталитета XVIII в. // Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения: Сборник материалов Межрегионального научного семинара. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — С. 114-118. Богомолова М.И. Гуманистические истоки первоначального воспитания детей в зарубежной педагогике/М.И. Богомолова//Проблемы образования , науки, культуры. – 2010, №5. -С. 23- 31.Герасимова, О. И.Гуманистические идеи педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо /О. И. Герасимова //Повышение квалификации специалистов в условиях модернизации образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. /под ред. Е.С. Гуртового. – Шуя, 2004. – С. 142-144.Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения/О.Г. Грохольская//Научные исследования в образовании. -2010, №5. – С.3-9.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. — М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998 .— 267c. Дорохова Т.С. Развитие социальной педагогики в период XVIII — XIX вв. /Дорохова Т.С.//Педагогическое образование России . – 2010, №2. – С. 89 -96.Евстифеев А.В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке/А.В. Евстифеев// Вестник Военного университета. -2010. № 3 (23). -С. 31 - 34.Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие/Г.Б. Корнетов. - Москва: АСОУ, 2007. –120 с.Михайлова Л.В. Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка :Личность, опыт, идеи, современное значение: автореф…к.ф.н./Л.В. Михайлова. – Чебоксары, 2002. – 22с.Назарьева К.В. История становления элитного образования /К.В. Назарьева// XVII Ломоносовские чтения : сб. научных трудов. – Вып.3. – Архангельск:Посорский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2006. – С. 239-247.Понамарева С.В. Гносеология Дж. Локка и проблема воспитания/С.В. Понамарева//Современные проблемы науки и образования. – 2008, №5. – С. 56 -64.Родионова Т.Е. Воспитание и его основные компоненты в педагогической концепции Джона Локка/Т.Е. Родионова//Вестник Чебоксарсокого кооперативного института. – 2009, №2. – С.56- 67.Родионова Т.Е. Философское содержание педагогической концепции Дж. Локка / Т.Е. Родионова // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Вып.3. - Чебоксары, 2003. - С.393-399.Самойличенко Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в педагогике VIII-XX вв. (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель) : автореф. дис. ... канд. пед. Наук/ Самойличенко Н.В - Иркутск, 1998 – 20 с.Черников В.А. Традиционные и инновационные подходы в образовании:основные тенденции развития/В.А. Черников//Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010, №3. – С.18 -24.Жилякова И.Г. Философские основы педагогических теорий мыслителей нового времени/И.Г. Жилякова [Электронный ресурс]: -http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/intelekt/2009_7/35.pdfСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЛокк Дж. Мысли о воспитании / Локк Д.//Сочинения: в 3 т./Дж. Локк - . М.:Мысль, 1988. - Т. 3. - С. 406–608.Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Локк Д.//Сочинения: в 3 т./Дж. Локк - . М.:Мысль, 1988. - Т. 2. – 537 с.Честерфилд. Письма к сыну/Честерфилд . –М.:Наука, 1978. – 327.
1.Абрамова И.И. Идеи космополитизма и патриотизма в английской педагогике конца XVII-XVIII вв./И. И. Абрамова//Вестник Костромского государственного университета имен Н.А. Некрасова: Сер. Гуманитарные науки. – 2006, №3. – С. 34- 46.
2.Абрамова И.И. Честерфилд о воспитании джентльмена/И.И. Абрамова//Ярославский педагогический вестник. – 2004, №4. – С. 80 – 91.
3.Авдеева К. Д. Джон Локк о физическом и нравственном воспитании // Традиции образования и воспитания в Европе X - XII вв. - Иваново, Б.и, 1995. – С.67- 82.
4.Алексеев М.П. Честерфилд и его «Письма к сыну» / Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры / Под ред. М.П. Алексеева. - М.: Художественная литература, 1978. - С. 257-282
5.Балахонова Л.В. «Письма к сыну» Честерфилда как исторический источник в изучении английского менталитета XVIII в. // Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения: Сборник материалов Межрегионального научного семинара. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — С. 114-118.
6.Богомолова М.И. Гуманистические истоки первоначального воспитания детей в зарубежной педагогике/М.И. Богомолова//Проблемы образования , науки, культуры. – 2010, №5. -С. 23- 31.
7.Герасимова, О. И. Гуманистические идеи педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо /О. И. Герасимова //Повышение квалификации специалистов в условиях модернизации образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. /под ред. Е.С. Гуртового. – Шуя, 2004. – С. 142-144.
8.Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения/О.Г. Грохольская//Научные исследования в образовании. -2010, №5. – С.3-9.
9.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. — М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998 .— 267c.
10. Дорохова Т.С. Развитие социальной педагогики в период XVIII — XIX вв. /Дорохова Т.С.//Педагогическое образование России . – 2010, №2. – С. 89 -96.
11.Евстифеев А.В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке/А.В. Евстифеев// Вестник Военного университета. -2010. № 3 (23). -С. 31 - 34.
12.Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие/Г.Б. Корнетов. - Москва: АСОУ, 2007. –120 с.
13.Михайлова Л.В. Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка :Личность, опыт, идеи, современное значение: автореф…к.ф.н./Л.В. Михайлова. – Чебоксары, 2002. – 22с.
14.Назарьева К.В. История становления элитного образования /К.В. Назарьева// XVII Ломоносовские чтения : сб. научных трудов. – Вып.3. – Архангельск: Посорский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2006. – С. 239-247.
15.Понамарева С.В. Гносеология Дж. Локка и проблема воспитания/С.В. Понамарева//Современные проблемы науки и образования. – 2008, №5. – С. 56 -64.
16.Родионова Т.Е. Воспитание и его основные компоненты в педагогической концепции Джона Локка/Т.Е. Родионова//Вестник Чебоксарсокого кооперативного института. – 2009, №2. – С.56- 67.
17.Родионова Т.Е. Философское содержание педагогической концепции Дж. Локка / Т.Е. Родионова // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Вып.3. - Чебоксары, 2003. - С.393-399.
18.Самойличенко Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в педагогике VIII-XX вв. (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель) : автореф. дис. ... канд. пед. Наук/ Самойличенко Н.В - Иркутск, 1998 – 20 с.
19.Черников В.А. Традиционные и инновационные подходы в образовании: основные тенденции развития/В.А. Черников//Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010, №3. – С.18 -24.
20.Жилякова И.Г. Философские основы педагогических теорий мыслителей нового времени/И.Г. Жилякова [Электронный ресурс]: -http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/intelekt/2009_7/35.pdf
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Локк Дж. Мысли о воспитании / Локк Д.//Сочинения: в 3 т./Дж. Локк - . М.:Мысль, 1988. - Т. 3. - С. 406–608.
2.Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Локк Д.//Сочинения: в 3 т./Дж. Локк - . М.:Мысль, 1988. - Т. 2. – 537 с.
3.Честерфилд. Письма к сыну/Честерфилд . –М.:Наука, 1978. – 327.
Вопрос-ответ:
В чем заключается новый образовательный идеал эпохи Просвещения в Англии?
В эпоху Просвещения в Англии формируется новый образовательный идеал, который заключается в акценте на развитии интеллектуальных способностей и независимого мышления
Какие идеи о воспитании джентльмена развивал Джон Локк?
Джон Локк выдвигал идеи о воспитании джентльмена, которые основывались на развитии навыков общения, умении говорить и ораторском искусстве, а также на выработке чувства меры и хороших манер
Какие педагогические идеи пропагандировал Филип Честерфилд в своей системе воспитания джентльмена?
Филип Честерфилд пропагандировал идеи о развитии личной харизмы, навыков этикета и культуры поведения, а также о формировании сильной воли и самодисциплины
В чем заключается различие между идеями Филипа Честерфилда и Джона Локка о воспитании джентльмена?
Различие между идеями Филипа Честерфилда и Джона Локка заключается в том, что Честерфилд больше акцентировал внешние манеры и этикет, в то время как Локк склонялся к развитию внутренних качеств личности и независимого мышления
Какое влияние оказали идеи о воспитании джентльмена на образовательные идеалы дальнейших эпох?
Идеи о воспитании джентльмена оказали существенное влияние на образовательные идеалы дальнейших эпох, привнесли новые педагогические подходы и помогли сформировать передовую систему воспитания и обучения
Какие новые образовательные идеалы формировались в Англии в эпоху Просвещения?
В эпоху Просвещения в Англии формировались новые образовательные идеалы, основанные на принципах рационального мышления, развития навыков критического и аналитического мышления, а также признания важности образования для личностного и профессионального развития.
Какие идеи о воспитании джентльмена выдвинул Джон Локк?
Джон Локк выдвинул идеи о воспитании джентльмена, основанные на индивидуальной свободе мысли и развитии критического мышления. Он подчеркивал важность формирования навыков общения и этикета, а также признавал значение образования в целостном развитии личности.
Какие педагогические идеи Филиппа Честерфилда можно выделить в контексте воспитания джентльмена?
Филипп Честерфилд выдвигал идеи о воспитании джентльмена, включающие развитие природных способностей, высокие моральные ценности, а также навыки общения и этикета. Он подчеркивал важность самоконтроля и самосовершенствования, а также акцентировал внимание на эрудиции и широте кругозора.