Семейное воспитание как важный фактор формирования личности дошкольника.
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 17.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.3. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИК
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ ПРИОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК ГЛАВНЫЙ СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.2. ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ С ТЕМАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Все это делается не по шаблону, а потому, что взрослые живут жизнью ребенка и из участия к нему стремятся выяснить все причины своих действий. Обычно такие дети очень привязаны к матери, к няне, к людям, с которыми он вырос, и даже к месту, где провели свое детство.
У ребенка мягко-забитого типа нет условий, постепенно и последовательно возбуждающих его и тем содействующих его развитию, поэтому в крайней своей степени он представляет собой слабоумного. Он отличается отрицательными качествами как в умственном, так и в нравственном отношении. Он способен выполнять указания, однако при этом плохо повторяет (имитирует) то, что видит и слышит. У него нет ни наблюдательности, ни знаний, ни нравственных понятий. Без руководства он теряется и совершенно не в состоянии действовать. Появляющееся у него упрямство имеет более характер инертного, пассивного состояния, из которого он не решается выйти. Дети мягко-забитого типа труднее всего поддаются обучению, с возрастом у них развивается только узкая, эгоистическая практичность и расчетливость, и они совершенно безучастно и даже бездушно относятся ко всему окружающему.
Тип злостно-забитый, отличается ожесточенностью и подозрительностью, самолюбием и резкими рефлекторными проявлениями. Сознательная деятельность более всего сосредоточена на личной защите. Ребенок данного типа приучен к сильным впечатлениям мерами, связанными с оскорблением личности, поэтому постоянно стремится к перемене впечатлений и сильным возбуждениям. Эти возбуждения выводят его из той апатии, в которую он попал под влиянием принудительных мер. Правдивость его условная, поскольку он не постесняется сказать и поступить не согласно с правдой, если это будет иметь отношение к ненавистному для него человеку, а также подозрительному, а таким может быть для него каждое новое лицо. С товарищами то сдержан, то агрессивен. К занятиям совершенно равнодушен, подчиняется только самым необходимым требованиям. После наказаний может истязать животных, наносить прямой вред воспитателям, после продолжительного спокойного напряжения (на уроке) такие дети с криками выскакивают из класса, бросаясь на все, что встречается на пути.
Подобный тип личности – результат не только отсутствия семейной заботы, но и безусловной материнской любви или доброго отношения другого человека (никто не заместил мать). Часть повторных незарегистрированных браков приводит к становлению личности подобных детей.
Угнетенный тип отличается от добродушного преобладанием в силу необходимости физического труда над умственной деятельностью и в особенности недостаточным стремлением к отвлеченному мышлению и философским рассуждениям. Лица этого типа настолько привыкли к труду и лишениям, что сами очень мало ценят свой труд и всегда отличаются большой скромностью, терпением и терпимостью ко всему окружающему. Им свойственны правдивость, простота проявлений и скромность.
Нормальный тип (представляемый в идеале) должен отличаться полной гармонией между умственным и физическим развитием. Сохраняя полную восприимчивость ко всему окружающему, ребенок нормального типа приучается рассуждать над полученными впечатлениями, постепенно и последовательно развивает свои умственные и физические способности, привыкает достигать всего необходимого собственными силами и по возможности участием в деятельности той среды, в которой он растет. Он активен, присматривается к нуждам окружающих, не ставит свои требования выше требований других и в особенности товарищей. Не прибегает к насильственным мерам. Разумные воздействия, направленные к нему, достигают цели. Нормальный тип соединяет в себе все хорошие качества добродушного и угнетенного типов.
Тема 2. Виды неправильного воспитания и последствия для детей
А. Е. Личко было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания.
Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Ребенок обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.
Особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие дети быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности.
Автор отмечает различие действий такого вида воспитания на детей с разной акцентуацией. Если у гипертимных детей она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию в подростковом возрасте, то на детей с психастеничской, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие усиливает их астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для ребенка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой – полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе.
Такой стиль воспитания усиливает истероидную акцентуацию, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоидной и эпилептоидной акцентуации. В последнем случае такой вид воспитания превращает детей в семейных тиранов, способных избивать родителей.
Потворствующая гипопротекция. Как стиль воспитания впервые описан сотрудником Личко – А. А. Вдовиченко у делинквентных детей. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Подобное воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты. Неслучайно авторы, описывая вид воспитания по типу потворствующей гипопротекции, говорят о делинквентном поведении, воспитательных учреждениях строгого дисциплинарного режима. Осуществлять ограничение их поведения приходится с помощью государственных органов, поскольку семейное воспитание по данному типу оказывается несостоятельным – выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы.
Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой – брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).
Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто – расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых. Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе конформной акцентуации.
Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи.
Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
Тема 3. Жизнестойкость детей – как особенность воспитания личности
Воспитание в гармоничной семье, дополненное и корригируемое общественным воспитанием, остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем школьном возрасте.
Крайг отмечает, что наблюдения за сотнями жизнестойких детей, подвергавшихся в детстве тяжелым жизненным испытаниям и добивающихся успеха в жизни, показали, что у них есть пять общих качеств:
1. Они социально компетентны и чувствуют себя непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Последние часто дают им такие характеристики: приветливы, умеют расположить к себе, стремятся учиться у старших.
2. Уверены в себе, трудности только подзадоривают их, непредвиденные ситуации их не смущают.
3. Часто эти дети независимы. Они живут своим умом и хотя прислушиваются к советам взрослых, но не попадают при этом под их влияние.
4. Они обычно устанавливают несколько устойчивых, придающих им чувство защищенности контактов с другими людьми. Это могут быть отношения как со сверстниками, так и с учителем, тетей, соседом.
5. Наконец, эти дети стремятся к достижениям. Они видят, что могут добиться многого и изменить те условия, которые их окружают.
В этом подходе наблюдается упор на активность самого ребенка («устанавливают», «уверены», «независимы»). Лишь в пункте 4 содержится намек на значительную роль заботящихся о них взрослых. Весьма вероятно, что жизнестойкие дети к тому же обладают природными данными, благоприятными при адаптации в любых условиях (например, сильным подвижным типом нервной системы, сангвиническим или флегматическим типом темперамента, гипертимным типом акцентуации).
К сожалению, в современном российском обществе при воспитании детей все чаще эти условия отсутствуют: а) встречаются дети, у которых нет ни одного любящего взрослого: например, семья без отца, мать отвергла ребенка, старший брат сам десоциализирован (алкоголизм, тюремное заключение); б) у ребенка есть родственник, который его любит и беспокоится о нем, но сам он социально дезадаптирован.
В обоих случаях социализация ребенка проходит с искажениями: безнадзорность, временами отсутствие элементарного ухода и питания, перед его лицом неуспешная модель поведения – конфликты взрослых с соседями и между собой, нетрезвость родственников, отсутствие отца или отец с крайне дезадаптированными формами поведения (в тюрьме, алкоголизм).
Заключение
В заключение работы следует еще раз подчеркнуть, что семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Однако существует и ряд объективных социальных факторов, которые так или иначе сказываются на всех без исключения семьях, среди них можно отметить разрыв родственных связей, все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения. Все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций, однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в формировании самооценки у детей младшего школьного возраста. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые (вольно или невольно) допускаются родителями в построении взаимоотношений с детьми, забывая о том, что эти взаимоотношения всегда имеют воспитательный характер.
Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания, поэтому даже не пытаются понять ребенка, а стремятся поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание истин. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен, даже вреден для детей.
Выводы:
1) В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще. Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в дошкольном возрасте – феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.
2) Специфические особенности семейного воспитания на детей наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на воспитание их детей. Процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава есть воспитательная ситуация в семье, учитывающая влияние взрослых членов семьи (отец, мать, дедушки и бабушки) на формирование самооценки ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек.
Доверие в воспитании – это проявление уважения к ребенку, предоставление ему большей самостоятельности, вера в его силы, честность, доброту, порядочность, вера в то, что он сможет преодолеть трудности в учении, исправить поведение, это доверие окрыляет его, вселяет уверенность в своих силах, ему хочется быть лучше.
3) Одной из особенностей влияния семейного воспитания на детей дошкольного возраста является постоянный пример поведения родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, учатся таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В последствии это может оформиться в отклоняющиеся формы поведения.
4) На процесс семейного воспитания детей существенно влияют и мешают:
усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности; дома же он расслабляется, полагая, что уж завтра-то непременно займется ребенком всерьез;
неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни в семье. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. Не чувствуя в семье должного внимания и интереса к себе, к решению волнующих его вопросов, ребенок вынужден искать взаимопонимание и поддержку на стороне;
недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения, третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к отсутствию требовательности, единства требований, к неправильному применению наказаний и поощрений, к подавлению личности ребенка, использованию физических наказаний.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые осложняют их отношения с обществом.
Список литературы
Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
Бурбо Л. Отношения родитель – ребенок. София: Гелиос, 2002. – 212 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. - 176 с.
Карбанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. – 320 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2007. – 940 с.
Новикова В.П. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного. В мире познания. М.: ВЛАДОС, 2008. – 235 с.
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2005. – 448 с.
Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А.А. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
Прохорова О.Г. Мы и наши дети: Как построить отношения в семье. СПб.: Каро, 2007. – 160 с.
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 176 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение, 2004. – 252 с.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 2005. – 216 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. – 536 с.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 2004. – 456 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос-Пресс, 2006. – 271 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Широкова Е. Ф. Основы педагогической технологии. Барнаул, 2004. – 258 с.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 2004. – 288 с.
Шабес С. Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.
Шапатина О. В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 2004. С. 142.
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2005. С. 335.
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2005. С. 336.
Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. С. 88.
Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. С. 89.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. С. 112.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. С. 113.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. С. 254.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. С. 255.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 2005. С. 113.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 2005. С. 115.
Шабес С. Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999. С. 74.
Шабес С. Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999. С. 75.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 47.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 48.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 104.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 105.
Прохорова О.Г. Мы и наши дети: Как построить отношения в семье. СПб.: Каро, 2007. С. 99.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение, 2004. С. 111.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение, 2004. С. 114.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. С. 175.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. С. 179.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. С. 186.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 93.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 95.
Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 96.
Там же, с. 98.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. С. 192.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. С. 195.
43
1.Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
2.Бурбо Л. Отношения родитель – ребенок. София: Гелиос, 2002. – 212 с.
3.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
4.Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
5.Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. - 176 с.
6.Карбанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. – 320 с.
7.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2007. – 940 с.
8.Новикова В.П. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного. В мире познания. М.: ВЛАДОС, 2008. – 235 с.
9.Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2005. – 448 с.
10.Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А.А. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
11.Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
12.Прохорова О.Г. Мы и наши дети: Как построить отношения в семье. СПб.: Каро, 2007. – 160 с.
13.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 176 с.
14.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
15.Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение, 2004. – 252 с.
16.Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 2005. – 216 с.
17.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. – 536 с.
18.Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.
19.Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 2004. – 456 с.
20.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос-Пресс, 2006. – 271 с.
21.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
22.Широкова Е. Ф. Основы педагогической технологии. Барнаул, 2004. – 258 с.
23.Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 2004. – 288 с.
24.Шабес С. Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.
25.Шапатина О. В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.
Вопрос-ответ:
Какое влияние семейное воспитание оказывает на формирование личности дошкольника?
Семейное воспитание играет важную роль в формировании личности дошкольника. Оно влияет на развитие его психических, эмоциональных и социальных навыков, а также на формирование ценностей, установок и образца поведения.
Какие особенности развития детей дошкольного возраста можно указать?
В детском дошкольном возрасте происходят активные процессы развития психики и формирования личности. Дети начинают осваивать мир, развивать мышление, речь, двигательные навыки и социальные умения. Они становятся более самостоятельными, но все еще нуждаются в тесном взаимодействии с родителями и близкими взрослыми.
Каковы особенности влияния семейного воспитания на формирование личности дошкольника?
Семейное воспитание оказывает множество влияний на формирование личности дошкольника. Оно определяет его ценностные ориентации, характер отношения к себе и окружающим, способы решения проблем, эмоциональную сферу и социальные навыки. Семья является основной социализационной средой ребенка, и именно здесь формируются его первоначальные представления о мире и себе в нем.
Каким образом взаимодействие с семьей может быть приобщением родителей к образовательному процессу?
Взаимодействие с семьей может быть организовано различными способами: проведение семейных совместных мероприятий, приглашение родителей на учебные занятия и мастер-классы, обмен информацией о достижениях и проблемах ребенка, проведение родительских собраний и консультаций. Все эти меры способствуют активному участию родителей в образовательном процессе и приобщению их к жизни детского сада или школы.
Какие особенности развития детей дошкольного возраста имеются?
Особенности развития детей дошкольного возраста включают быстрый рост и развитие психических и физических способностей, формирование когнитивных навыков, развитие социальной и эмоциональной компетентности.
Какие источники литературы рассмотрены в обзоре по проблеме семейного воспитания?
В обзоре литературных источников по проблеме семейного воспитания были рассмотрены различные исследования, статьи, и книги, включая работы таких авторов, как Пиаже, Виготский, Лебедева и др.
Какое влияние оказывает семейное воспитание на формирование личности дошкольника?
Семейное воспитание имеет значительное влияние на формирование личности дошкольника. Оно способствует развитию его социальных навыков, эмоциональной интеллектуальности, формированию ценностных ориентаций и морального компаса, а также определяет важные аспекты взаимоотношений в семье и обществе.
В чем состоит практический анализ изучения взаимодействия с семьей с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе?
Практический анализ изучения взаимодействия с семьей с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе включает исследование методик и техник работы с родителями, оценку эффективности такого взаимодействия, а также разработку практических рекомендаций для образовательных учреждений.
Какие стратегии могут быть использованы для привлечения родителей к участию в образовательном процессе?
Для привлечения родителей к участию в образовательном процессе могут быть использованы различные стратегии, такие как организация родительских собраний и конференций, проведение родительских тренингов и курсов, участие родителей в повседневной жизни образовательного учреждения.