Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в Санкт-Петербургской юридической академии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 74 74 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 15.02.2012
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования процесса социально-психологической адаптации студентов
1.1.Основные подходы к исследованию адаптации
1.2.Общее понятие социально-психологической адаптации
1.3.Факторы, влияющие на процесс социально-психологической адаптации
1.4.Характерные особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению
Выводы по главе 1.
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации студентов к обучению в Санкт-Петербургской юридической академии
2.1. Цели, задачи, предмет и объект исследования
2.2. Организация и процедура исследования
2.3.Характеристика методик исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования адаптации студентов к обучению в Санкт-Петербургской юридической академии
Выводы по главе3
Заключение
Список литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

[23, с.165]









Глава 3. Результаты эмпирического исследования адаптации студентов к обучению в Санкт-Петербургской юридической академии
На первом этапе исследование провели опрос студентов с помощью многоуровневого опросника «Адаптивность». Рассмотрим полученные результаты.
В результате обработки результатов по шкалам «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативные способности» и «моральная нормативность» мы получили следующие данные, которые перевели из баллов в стены (см. приложение 6).
Обработав результаты по шкалам НПУ, КС и МН, мы просуммировали эти баллы и получили итоговую оценку по шкале «личностный адаптивный потенциал». Данная шкала характеризует адаптивные способности студентов. Результаты представлены в таблице.
Таблица 3.1. Результаты исследования студентов по методике «Адаптивность»
№ Уровень адаптивных способностей (стены) Интерпретация 1 1 Низкая адаптация 2 4 Удовлетворительная адаптация 3 2 Низкая адаптация 4 6 Высокая и нормальная адаптация 5 1 Низкая адаптация 6 3 Удовлетворительная адаптация 7 2 Низкая адаптация 8 3 Удовлетворительная адаптация 9 2 Низкая адаптация 10 7 Высокая и нормальная адаптация 11 1 Низкая адаптация 12 4 Удовлетворительная адаптация 13 2 Низкая адаптация 14 4 Удовлетворительная адаптация 15 4 Удовлетворительная адаптация 16 1 Низкая адаптация 17 2 Низкая адаптация 18 10 Высокая и нормальная адаптация 19 9 Высокая и нормальная адаптация 20 1 Низкая адаптация 21 6 Высокая и нормальная адаптация 22 2 Низкая адаптация 23 1 Низкая адаптация 24 7 Высокая и нормальная адаптация 25 3 Удовлетворительная адаптация 26 2 Низкая адаптация 27 6 Высокая и нормальная адаптация 28 3 Удовлетворительная адаптация 29 4 Удовлетворительная адаптация 30 2 Низкая адаптация
Из представленных результатов можно сделать вывод о том, что для 13 студентов (43%) характерен низкий уровень адаптивных способностей, для 9 человек (30%) – удовлетворительный уровень, для 8 человек (27%) – высокий и нормальный уровень.


Рис.3.1. Характеристика уровня адаптации исследуемых студентов
Таким образом, для 43% исследуемых студентов относятся к группе низкой адаптации. Они обладают явной выраженностью акцентуаций характера, нервно-психической неустойчивостью, возможны срывы, для них характерен низкий уровень поведенческой регуляции, коммуникативных способностей, они испытывают сложности в построении контактов, нахождении своей роли в коллективе.
30% студентов относятся к группе удовлетворительной адаптации, для которой характерны следующие признаки: невысокий уровень эмоциональной устойчивости, возможные проявления конфликтности, их успех адаптации во многом зависит от внешних условий, средний уровень коммуникативных способностей, могут быть сложности в установлении контактов.
27% студентов относятся к группе высокой и нормальной адаптации. Эти студенты легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро и легко устанавливают контакты в новом коллективе, как правило, неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, быстро вырабатывают стратегию своего поведения в новых условиях.
На втором этапе нашего исследования мы разделили испытуемых на 2 группы. В первую группу вошли студенты с низким уровнем адаптации (13 человек). Во вторую группу вошли студенты с высоким и нормальным уровнем адаптации и удовлетворительным уровнем, значения которого близки к высокому уровню адаптации (13 человек).
1 группа – студенты с низкими адаптивными способностями.
2 группа – студенты с высокими и нормальными адаптивными способностями.
На третьем этапе был проведен опрос студентов каждой группы отдельно по методике Кеттелла, шкале оценки уровня тревожности Спилберга и Ханина, методике СЖО.
Результаты по методике оценки уровня тревожности Спилберга-Ханина
Результаты оценки уровня тревожности студентов 1 группы (с низкой адаптацией) представлены в приложении 7.
В группе исследуемых студентов с низкими адаптивными способностями для 3 человек характерен высокий уровень личностной тревожности (23%), для 2 человек – низкий уровень тревожности (15%), для 8 человек – средний уровень (62%).
Результаты уровня тревожности студентов 2 группы (нормальный и высокий уровень адаптации) представлении в приложении 8.
В группе с высокими и нормальными адаптивными способностями для 7 студентов характерен низкий уровень тревожности (54%), для 5 человек - средний уровень (38%), только 1 студент обладает высоким уровнем тревожности (8%).
Сравнительный анализ уровня тревожности представлен на рис.3.2.




Рис.3.2. Сравнительный анализ уровней личностной тревожности у студентов 1 и 2 группы
Для исследования групповых различий между группами студентов с низкими адаптивными способностями и нормальными адаптивными способностями нами использовался такой метод статистической обработки как t-критерий Стьюдента (см.табл.3.2.).
Таблица 3.2. Результаты по методике оценки уровня личностной и ситуативной тревожности в обработке по t-критерию Стьюдента
Группа 1 (низкий уровень адаптивных способностей) Группа 2 (высокий и нормальный уровень адаптивных способностей) t-критерий уровень значимости Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Личностная тревожность 34,3 1,34 28,3 0,89 19,39 -0,0000** Ситуативная тревожность 36,4 1,43 28,9 1,22 13,55 -0,0000** * - p<0,05
** - p<0,01
Из таблицы видно, что сопоставление по t-критерию Стьюдента выявило различия на статистически значимом уровне p=1% в уровне личностной и ситуативной тревожности студентов с низкими адаптивными способностями и высокими адаптивными способностями.
Таким образом, студенты с низким уровнем адаптивных способностей обладают средним и высоким уровнем тревожности, а студенты с нормальными и высокими адаптивными способностями характеризуются, как правило, низким уровнем тревожности.
Для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и адаптивными способностями студентов мы использовали такой метод статистической обработки данных как корреляционный анализ (см.табл.3.3.).

Таблица 3.3. Корреляционная взаимосвязь между уровнем развития адаптивных способностей и уровнем тревожности
Уровень тревожности Уровень адаптивных способностей -0,34** * - p<0,05
** - p<0,01
В результате проведения корреляционного анализа было обнаружено, что уровень адаптивных способностей отрицательно коррелирует с уровнем тревожности (r=-0,34), т.е. чем выше уровень адаптивных способностей у студентов, тем ниже у них уровень тревожности.
Таким образом, нами доказано, что социально-психологическая адаптация студентов взаимосвязана с уровнем тревожности студентов.

Результаты по методике Кеттелла
Обработав ответы испытуемых по данной методике, мы перевели сырые баллы в стены. Результаты по каждому фактору методики отдельно для 1 группы и 2 группы испытуемых отражены в таблице 3.4. и таблице 3.5.


Таблица 3.4. Средние значения показателей по методике Кеттелла 1 группы (низкий уровень адаптивных способностей)
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 Средние значения 1 группы 5,8 8,7 6,2 6,5 7,4 6,8 7,4 7,4 7,9 8,2 7,7 8,9 8,0 6,1 7,1 8,2

Таблица 3.5. Средние значения показателей по методике Кеттелла 2 группы (высокий и нормальный уровень адаптивных способностей)
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 Средние значения 2 группы 7,2 8,2 8,3 9,2 8,1 7,1 7,2 7,8 8,2 8,5 7,9 9,1 8,3 9,8 9,2 7,9
Теперь определим статистически значимые различия между 1 и 2 группами по каждому фактору (см.табл.3.6).

Таблица 3.6. Результаты по методике Кеттелла в обработке по t-критерию Стьюдента
Группа 1 (низкий уровень адаптивных способностей) Группа 2 (высокий и нормальный уровень адаптивных способностей) t-критерий уровень значимости Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Фактор А 5,8 1,12 7,2 1,34 -3,76 0,004439** Фактор B 8,7 0,21 8,2 1,02 0,55 0,591051 Фактор C 6,2 0,89 8,3 1,14 -4,22 0,000123** Фактор E 6,5 1,23 9,2 0,89 -3,81 0,003625** Фактор F 7,4 1,09 8,1 0,21 -0,49 0,028164 Фактор G 6,8 2,10 7,1 0,16 -1,15 0,354647 Фактор H 7,4 0,23 7,2 1,27 0,22 0,584643 Фактор I 7,4 1,24 7,8 1,26 0,49 0,635689 Фактор L 7,9 1,77 8,2 0,74 -1,9 0,081126 Фактор M 8,2 1,09 8,5 0,34 -0,27 0,461218 Фактор N 7,7 2,03 7,9 0,89 -0,28 0,325449 Фактор O 8,9 1,34 9,1 1,23 -0,16 0,547841 Фактор Q1 8,0 1,02 8,3 1,09 -0,22 0,547613 Фактор Q2 6,1 1,14 9,8 1,16 -3,55 0,005746** Фактор Q3 7,1 0,89 9,2 0,19 -3,15 0,000236** Фактор Q4 8,2 0,15 7,9 0,02 0,35 0,213645
* - p<0,05
** - p<0,01
Таким образом, статистически значимые различия на уровне р=1% между группой 1 и группой 2 наблюдаются по следующим факторам:
открытость / замкнутость;
эмоциональная стабильность / эмоциональная неустойчивость;
независимость / податливость;
самостоятельность / зависимость от группы;
самоконтроль / недостаток самоконтроля.
Далее выявим взаимосвязь между этими индивидуально-психологическими особенностями личности и адаптивными способностями личности, т.е. определим их влияние на социально-психологическую адаптацию студентов (см.табл.3.7).

Таблица 3.7. Корреляционная взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями личности и уровнем социально-психологической адаптации
Фактор А Фактор С Фактор Е Фактор Q2 Фактор Q3 Уровень адаптивных способностей 0,29* 0,35** 0,33* 0,27* 0,48** * - p<0,05
** - p<0,01
В результате проведения корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи на статистически значимом уровне р=5% между адаптивными способностями и такие характеристиками личности как открытость, независимость, самостоятельность, а также статистически значимом уровне р=1% между адаптивными способностями и такими индивидуально-психологическими особенностями студентов как эмоциональная стабильность и самоконтроль. Уровень адаптивных способностей положительно коррелирует с названными качествами личности, что свидетельствует о том, что существует зависимость социально-психологической адаптации от таких качеств как открытость, эмоциональная стабильность, независимость, самостоятельность, самоконтроль.
Таким образом, для тех студентов, которым присущи такие качества как открытость, самостоятельность, независимость, эмоциональная стабильность, самоконтроль, процесс социально-психологической адаптации проходит более успешно, быстро и легко.

Результаты по методике СЖО
Далее были проанализированы результаты теста СЖО (тест смысложизненных ориентаций) по следующим показателям: наличие жизненных целей (шкала «Цели жизни»), удовлетворенность процессом («Процесс жизни), результативность жизни (шкала «Результат»), уверенность в своих возможностях контролировать события жизни («Локус контроля – Я»), убежденность в подконтрольности жизни человеку («Локус контроля – жизнь») и «осмысленность жизни» (ОЖ – общий показатель). Данные представлены в табл. 3.8. и на рис. 3.3.
Таблица 3.8. Показатели осмысленности жизни по методике СЖО
Шкала Среднее значение
(1 группа) Среднее значение
(2 группа) Цели 30,2
32,6 Процесс 26,2 30,3 Результат 20,1 26,3 ЛК-Я 15,8 19,2 ЛК-Ж 24,3 28,9 ОЖ 90,1 101,5
По шкале «Цели в жизни» средний балл у студентов с высокими показателями адаптированности составил 33,6, что даже несколько выше нормативного значения. Это свидетельствует о наличии в жизни испытуемых определенных целей в будущем, придающим жизни осмысленность.
По шкале «Процесс жизни» адаптированные студенты набрали в среднем 30,3 балла, что почти совпадает с нормативным значением и может свидетельствовать о достаточной удовлетворенности процессом жизни в настоящем, о ее эмоциональной насыщенности.
По шкале «Результативности жизни» средний балл составил 26,3, что в целом свидетельствует о наличии ощущения продуктивности прожитого отрезка жизни. Показатели локуса контроля также в норме, что говорит о вере в возможности контролировать события своей жизни.
Что касается неадаптированных студентов, то у них наблюдаются низкие значения по шкалам «процесс» и «результат», что говорит не неудовлетворенности процессом жизни и об ощущении ее непродуктивности. Данные по шкале ЛК-Я, характеризующиеся пониженными значениями, свидетельствуют о том, что неадаптированные студенты не всегда верят в возможность контролировать события собственной жизни. То же можно сказать и в отношении управляемости жизни – показателя ЛК-Ж. Эти студенты в среднем считают, что жизнь человека неподвластна социальному контролю, а свобода выбора иллюзорна. В то же время показатели по шкале «цели в жизни» находятся в пределах нормы, а значит, можно говорить о временном характере трудностей адаптации.

Рис.3.4. Средние значения по методике СЖО студентов 1 группы (низкая адаптированность) и 2 группы (высокая и нормальная адаптированность)
Общий балл по шкалам методики СЖО дает представление о степени переживания субъектом осмысленности собственной жизни как интегральном показателе социальной адаптированности и психологического благополучия. Общий балл у адаптированных студентов оказался выше нормы, что говорит о наличии важных целей в жизни, ее эмоциональной насыщенности и удовлетворенности прожитым отрезком жизни, о вере в собственные силы.
Общий балл у неадаптированных студентов оказался ниже нормы, что в целом свидетельствует о недостаточной удовлетворенности жизнью, о недостаточной вере в собственные силы и вообще в силы человека влиять на свою судьбу, что может свидетельствовать о некоторой экстернальности данной группы студентов. В то же время, поскольку показатели «цели в жизни» находятся в норме, можно сделать вывод о временном характере трудностей дезадаптации.
На заключительном этапе нами были обработаны результаты по методике оценки социально-психологического климата в коллективе. Мы определяли оценки студентами социально-психологического климата отдельно в группе с низким уровнем адаптации и в группе с нормальным и высоким уровнем адаптации.
Результаты по методике оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе
Среднее значение общей оценки социально-психологического климата в группе с низким уровнем адаптации = -0.16. Данное значение говорит о том, что отношение студентов с низким уровнем адаптации к климату в учебной группе и в коллективе является неопределенным и противоречивым. Что свидетельствует о том, что к каким-то компонентам социально-психологического климата у студентов положительное отношение, а к некоторым отрицательное. Это может быть эмоциональный компонент, поведенческий или когнитивный. Знак минус в значении показывает, что студенты этой группы оценивают, скорее всего, климат в группе как неудовлетворительный.
Среднее значение оценки социально-психологического климата в группе студентов с высокими и нормальными адаптивными способностями = 0,38. Такой показатель среднего значения в группе свидетельствует о том, что студенты с нормальными и высокими адаптивными способностями оценивают социально-психологический климат как благоприятный. Студенты группы 2 положительно оценивают все компоненты климата: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Поскольку показатель оценки социально-психологического климата в группе не намного выше среднего уровня, удовлетворенность климатом не находится на максимально высоком уровне.

Рис.3.5. Средние значения оценки социально-психологического климата в группе 1 и группе 2
Далее с помощью корреляционного анализа определим взаимосвязь между уровнем социально-психологической адаптации и оценкой социально-психологического климата.
Таблица 3.9. Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и оценки социально-психологического климата
Оценка социально-психологического климата Уровень социально-психологической адаптации 0,39** * - p<0,05
** - p<0,01
В результате корреляционного анализа была выявлена положительная корреляция между уровнем оценки социально-психологического климата и уровнем адаптации на статистически значимом уровне р=1%, т.е. чем выше уровень оценки социально-психологического климата, тем выше уровень социально-психологической адаптации.
Таким образом, чем благоприятнее социально-психологический климат, в котором осуществляют свою деятельность студенты, тем успешнее проходит процесс адаптации.

Выводы по главе3
На первом этапе исследование провели опрос студентов с помощью многоуровневого опросника «Адаптивность».
Для 43% исследуемых студентов относятся к группе низкой адаптации. Они обладают явной выраженностью акцентуаций характера, нервно-психической неустойчивостью, возможны срывы, для них характерен низкий уровень поведенческой регуляции, коммуникативных способностей, они испытывают сложности в построении контактов, нахождении своей роли в коллективе.
30% студентов относятся к группе удовлетворительной адаптации, для которой характерны следующие признаки: невысокий уровень эмоциональной устойчивости, возможные проявления конфликтности, их успех адаптации во многом зависит от внешних условий, средний уровень коммуникативных способностей, могут быть сложности в установлении контактов.
27% студентов относятся к группе высокой и нормальной адаптации. Эти студенты легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро и легко устанавливают контакты в новом коллективе, как правило, неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, быстро вырабатывают стратегию своего поведения в новых условиях.
На втором этапе нашего исследования мы разделили испытуемых на 2 группы. В первую группу вошли студенты с низким уровнем адаптации (13 человек). Во вторую группу вошли студенты с высоким и нормальным уровнем адаптации и удовлетворительным уровнем, значения которого близки к высокому уровню адаптации (13 человек).
1 группа – студенты с низкими адаптивными способностями.
2 группа – студенты с высокими и нормальными адаптивными способностями.
На третьем этапе был проведен опрос студентов по методике Кеттелла, Спилберга – Ханина, методике СЖО для определения индивидуально-психологических особенностей студентов в период адаптации.
Оценка уровня тревожности позволила нам сделать следующие выводы. В группе исследуемых студентов с низкими адаптивными способностями для 3 человек характерен высокий уровень личностной тревожности (23%), для 2 человек – низкий уровень тревожности (15%), для 8 человек – средний уровень (62%). В группе с высокими и нормальными адаптивными способностями для 7 студентов характерен низкий уровень тревожности (54%), для 5 человек - средний уровень (38%), только 1 студент обладает высоким уровнем тревожности (8%).
Сопоставление по t-критерию Стьюдента выявило различия на статистически значимом уровне p=1% в уровне личностной и ситуативной тревожности студентов с низкими адаптивными способностями и высокими адаптивными способностями.
По методике Кеттелла статистически значимые различия на уровне р=1% между группой 1 и группой 2 наблюдаются по следующим факторам:
открытость / замкнутость;
эмоциональная стабильность / эмоциональная неустойчивость;
независимость / податливость;
самостоятельность / зависимость от группы;
самоконтроль / недостаток самоконтроля.
Результаты по методике СЖО следующие. Общий балл по шкалам методики СЖО дает представление о степени переживания субъектом осмысленности собственной жизни как интегральном показателе социальной адаптированности и психологического благополучия. Общий балл у адаптированных студентов оказался выше нормы, что говорит о наличии важных целей в жизни, ее эмоциональной насыщенности и удовлетворенности прожитым отрезком жизни, о вере в собственные силы.
Общий балл у неадаптированных студентов оказался ниже нормы, что в целом свидетельствует о недостаточной удовлетворенности жизнью, о недостаточной вере в собственные силы и вообще в силы человека влиять на свою судьбу, что может свидетельствовать о некоторой экстернальности данной группы студентов. В то же время, поскольку показатели «цели в жизни» находятся в норме, можно сделать вывод о временном характере трудностей дезадаптации.
В результаты обработки данных оценки социально-психологического климата мы получили. Среднее значение общей оценки социально-психологического климата в группе с низким уровнем адаптации = -0.16. Данное значение говорит о том, что отношение студентов с низким уровнем адаптации к климату в учебной группе и в коллективе является неопределенным и противоречивым. Что свидетельствует о том, что к каким-то компонентам социально-психологического климата у студентов положительное отношение, а к некоторым отрицательное. Это может быть эмоциональный компонент, поведенческий или когнитивный. Знак минус в значении показывает, что студенты этой группы оценивают, скорее всего, климат в группе как неудовлетворительный.
Среднее значение оценки социально-психологического климата в группе студентов с высокими и нормальными адаптивными способностями = 0,38. Такой показатель среднего значения в группе свидетельствует о том, что студенты с нормальными и высокими адаптивными способностями оценивают социально-психологический климат как благоприятный. Студенты группы 2 положительно оценивают все компоненты климата: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Поскольку показатель оценки социально-психологического климата в группе не намного выше среднего уровня, удовлетворенность климатом не находится на максимально высоком уровне.
На заключительном этапе нами был проведен корреляционный анализ, в результате которого мы получили следующие результаты.
Уровень социально-психологических способностей положительно коррелирует с такими индивидуально-психологическими особенностями личности как открытость, эмоциональная стабильность, независимость, самостоятельность, самоконтроль и сильная воля, а отрицательно коррелирует с таким свойством как тревожность. Также нами была выявлена взаимосвязь удовлетворенности психологическим климат и уровнем адаптации, т.е. чем больше студент удовлетворен социально-психологическим климатом в коллективе, тем выше уровень его адаптивных способностей.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что чем ярче проявляются у студентов в период адаптации к обучению такие качества как открытость, эмоциональная стабильность, независимость, самостоятельность, самоконтроль и чем ниже уровень тревожности, тем выше уровень адаптивных способностей, т.е. тем легче и быстрее проходит процесс социально-психологической адаптации к обучению у студентов первого курса юридического факультета. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о зависимости социально-психологической адаптации от индивидуально-психологических свойств личности, а также от степени удовлетворенности студентов социально-психологическим климатом в коллективе подтверждается.





Заключение
В ходе теоретического исследования выяснилось, что адаптация представляет собой процесс внешнего активного приспособления индивида к новым условиям существования, приводящей к внутренним изменениям.
В процессе обучения в вузе развитие личности студента связано с процессами социально-психологической адаптации. Социально-психологическая адаптация, характеризуя приспособление личности к условиям социальной сферы, представляет собой интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции. Между тем в научной литературе до сих пор не решен вопрос о критериях, позволяющих диагностировать уровень развития социально-психологической адаптации. В соответствии с одним из подходов выделяют объективные (продуктивность деятельности) и субъективные (удовлетворенность личности различными аспектами жизни и собой) критерии адаптации,
Существует множество подходов к определению социально-психологической адаптации студентов. Адаптацию студентов как динамически сложный многоплановый процесс, включающий в себя адаптацию к учебной деятельности (к новым формам и методам обучения, усложнению содержания учебных предметов и др.) и к новой социальной среде – учебной группе. Одной из самых существенных сторон адаптации студентов является установление новых постоянных и прочных социальных контактов в новой среде. Для социально-психологической адаптации студентов характерны кризисы взаимоотношений как со сверстниками, так и с преподавателями.
На процесс адаптации студентов к новой социальной среде влияют как личностные характеристики, так и ситуативные. Также распространенной классификацией является деление условий адаптации на внешние и внутренние. Важнейший аспект, отражающий внешние условия адаптации – это характеристики совместной деятельности, характер взаимоотношений, традиции коллектива, социально-психологический климат. Внутренние факторы, препятствующие успешной адаптации, – это безответственность, высокая тревожность, низкий уровень самообразования, пассивность, необщительность, низкий уровень эмоционального интеллекта.
Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности.
В результате проведения эмпирического исследования был сделан вывод о том, что чем ярче проявляются у студентов в период адаптации к обучению такие качества как открытость, эмоциональная стабильность, независимость, самостоятельность, самоконтроль и чем ниже уровень тревожности, тем выше уровень адаптивных способностей, т.е. тем легче и быстрее проходит процесс социально-психологической адаптации к обучению у студентов первого курса юридического факультета. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о зависимости социально-психологической адаптации от индивидуально-психологических свойств личности, а также от степени удовлетворенности студентов социально-психологическим климатом в коллективе, подтверждается.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в ВУЗе. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в ВУЗе. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ВУЗа.




























Список литературы
Адаптация и управление свойствами организма / Под ред. Сорокина А.П., Стельникова Г.В., Вазина А.Н. - М.: Медицина, 1977. – 234с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Академический проект, 2003. – 314 с.
Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность// Проблемы активности студентов. - Ростов-на-Дону, 1975. – С. 186-198
Андреева И. Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. - Минск, 2003. - № 1. – С46-57
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 264 с.
Антонова В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве//Вестник ЦМО МГУ, 1998. - №1. – С.134-145
Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации// Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. - Ереван,1973. – С.145-156
Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал, 2001.- № 6.- С.58-71
Белохвостова О.И. Динамика стилей учебной деятельности студентов при преодолении психологических барьеров : Дис. канд. психол. Наук. – СПб, 2003. – 113с.
Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения// Психолого-педагогические проблемы личности в современных условиях. Сборник научных трудов. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С.39-61
Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям: Автореф. дис. канд. псих. наук.- СПб, 1994. – 134с.
Вербицкий А.А.. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. - М.: Высшая школа, 2003.- 245с.
Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. – М., 2006. – 98с.
Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 343с.
Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,2002.- С.79-101
Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образовательные технологии, 2007.- №1.- С.39-51
Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека. //Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб: Книга, 2001. - вып.40. - С.55-60.
Зенкова Н. А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. … М., 2004.- 95с.
Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979.
Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе //Теория и практика физической культуры, 2005.- №5. – С.101-117
Караваева Е.М., Печерский В.Г., Иванов Д.Е. Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов//Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В.А. Барабанщикова. – М.: ИП РАН, 2010. – 343с.
Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. (Библиотека практической психологии).– Мн.- М., 2001.- 256с.
Лисовский В.Т, Дмитриев А.В. Личность студентов. –Л., 1974. – 279с.
Лукьянова Т.М. Программа "Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к обучению в Бийском педагогическом колледже"http://festival.1september.ru/articles/413592/
Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001, т. 22, № 1. – С.56-71
Мирзаянова Л.Ф. Кризисы взаимоотношений первокурсников в процессе социально-психологической адаптации// Ярославский педагогический вестник, 2009. - №2 (59). – С.34-59
Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: (Формирование, механизмы и стратегии). – Ереван, 1988. – 244 с.
Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека//Социс, 2008, №8. – С.39-49
Полосухина А.А. Некоторые вопросы воспитательной работы со студентами во внеучебное время. – Рига, 1970.
Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: Дис. д. псих. Наук. - СПб, 2007. – 116с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Социс, 2001.- 316с.
Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы/Отв. Ред. Л.Г.Дикая, А.Л.Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. – 624 с.
Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под редакцией А. А. Бодалёва, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.- 345с.
Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПбГУ, сер.6, 1995, вып.3.- №20, С.74-79
Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. – 297 с.
Ронгинская П. И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: Дис. канд. психол. Наук. – Л., 1987.- 136с.
Росляков А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС: Автореф. Дисс. Канд. Псих. Наук. – Ярославль, 2003. – 88с.
Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1985. – 93с.
Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. – 248с.
Терсакова А.А. Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе: Автореф. Дисс. Канд. Псих. Наук. – М., 2003. – 101с.
Фомина Н.А., Бакова И.В. Сравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации студентов с различной структурной организацией общительности //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. - №3(2). – С.89-103
Цирельникова Н.А. Физиология и патология механизмов адаптации человека. Новосибирск, 1977. – 189с.
Чайка В. Г. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе // Инновации в образовании. 2007. - № 2.- С.45-61
Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: Издательство АСТ, 2004.- 345с.
Эрендженова В.К. Индивидуально-типологические особенности социально-психологической адаптации студентов в полинациональном вузе: Автореф. Дисс. Канд. Псих. Наук. –Ярославль, 2007.- 122с.






















Приложение














3

1.Адаптация и управление свойствами организма / Под ред. Сорокина А.П., Стельникова Г.В., Вазина А.Н. - М.: Медицина, 1977. – 234с.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Академический проект, 2003. – 314 с.
3.Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность// Проблемы активности студентов. - Ростов-на-Дону, 1975. – С. 186-198
4.Андреева И. Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. - Минск, 2003. - № 1. – С46-57
5.Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 264 с.
6.Антонова В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве//Вестник ЦМО МГУ, 1998. - №1. – С.134-145
7. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации// Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. - Ереван,1973. – С.145-156
8.Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал, 2001.- № 6.- С.58-71
9.Белохвостова О.И. Динамика стилей учебной деятельности студентов при преодолении психологических барьеров : Дис. канд. психол. Наук. – СПб, 2003. – 113с.
10.Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения// Психолого-педагогические проблемы личности в современных условиях. Сборник научных трудов. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С.39-61
11.Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям: Автореф. дис. канд. псих. наук.- СПб, 1994. – 134с.
12.Вербицкий А.А.. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. - М.: Высшая школа, 2003.- 245с.
13.Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. – М., 2006. – 98с.
14.Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 343с.
15.Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,2002.- С.79-101
16.Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образовательные технологии, 2007.- №1.- С.39-51
17.Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека. //Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб: Книга, 2001. - вып.40. - С.55-60.
18.Зенкова Н. А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. … М., 2004.- 95с.
19.Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979.
20.Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе //Теория и практика физической культуры, 2005.- №5. – С.101-117
21.Караваева Е.М., Печерский В.Г., Иванов Д.Е. Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов//Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В.А. Барабанщикова. – М.: ИП РАН, 2010. – 343с.
22.Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. (Библиотека практической психологии).– Мн.- М., 2001.- 256с.
23. Лисовский В.Т, Дмитриев А.В. Личность студентов. –Л., 1974. – 279с.
24.Лукьянова Т.М. Программа "Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к обучению в Бийском педагогическом колледже"http://festival.1september.ru/articles/413592/
25.Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001, т. 22, № 1. – С.56-71
26.Мирзаянова Л.Ф. Кризисы взаимоотношений первокурсников в процессе социально-психологической адаптации// Ярославский педагогический вестник, 2009. - №2 (59). – С.34-59
27.Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: (Формирование, механизмы и стратегии). – Ереван, 1988. – 244 с.
28.Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека//Социс, 2008, №8. – С.39-49
29.Полосухина А.А. Некоторые вопросы воспитательной работы со студентами во внеучебное время. – Рига, 1970.
30.Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: Дис. д. псих. Наук. - СПб, 2007. – 116с.
31.Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Социс, 2001.- 316с.
32.Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы/Отв. Ред. Л.Г.Дикая, А.Л.Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. – 624 с.
33.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под редакцией А. А. Бодалёва, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.- 345с.
34.Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПбГУ, сер.6, 1995, вып.3.- №20, С.74-79
35.Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. – 297 с.
36.Ронгинская П. И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: Дис. канд. психол. Наук. – Л., 1987.- 136с.
37.Росляков А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС: Автореф. Дисс. Канд. Псих. Наук. – Ярославль, 2003. – 88с.
38.Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1985. – 93с.
39.Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. – 248с.
40.Терсакова А.А. Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе: Автореф. Дисс. Канд. Псих. Наук. – М., 2003. – 101с.
41.Фомина Н.А., Бакова И.В. Сравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации студентов с различной структурной организацией общительности //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. - №3(2). – С.89-103
42.Цирельникова Н.А. Физиология и патология механизмов адаптации человека. Новосибирск, 1977. – 189с.
43.Чайка В. Г. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе // Инновации в образовании. 2007. - № 2.- С.45-61
44.Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: Издательство АСТ, 2004.- 345с.
45.Эрендженова В.К. Индивидуально-типологические особенности социально-психологической адаптации студентов в полинациональном вузе: Автореф. Дисс. Канд. Псих. Наук. –Ярославль, 2007.- 122с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы применяются для исследования адаптации студентов?

Для исследования адаптации студентов применяются различные подходы, включая психологический, социологический и педагогический подходы. Каждый из них представляет свою методологию, позволяющую изучать и анализировать процесс адаптации студентов на уровне индивидуального и коллективного опыта.

Что подразумевается под понятием социально-психологической адаптации?

Социально-психологическая адаптация - это процесс приспособления и интеграции студента в образовательную среду, социальную группу и культурное пространство. Она включает в себя изменения в эмоциональной, мотивационной и когнитивной сферах личности студента, а также освоение новых ролей, ценностей и норм поведения.

Какие факторы могут влиять на процесс социально-психологической адаптации студентов?

На процесс социально-психологической адаптации студентов могут влиять различные факторы, включая социальные, психологические и образовательные. К социальным факторам относятся, например, общение со сверстниками, взаимодействие с преподавателями и администрацией учебного заведения. Психологические факторы могут быть связаны с самооценкой, мотивацией и стрессом. Образовательные факторы включают в себя сложность учебной программы, организацию учебного процесса и требования к успеваемости.

В чем заключаются особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению?

Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению включают изменение сферы общения и установление новых отношений со сверстниками, преподавателями и персоналом учебного заведения. Они также включают освоение новых ролей и статусов, а также настройку на новый ритм и организацию учебного времени. Кроме того, студенты могут столкнуться с стрессом и тревогой, связанными с новой учебной средой и высокими требованиями к успеваемости.

Какие основные подходы используются при исследовании адаптации студентов?

Основные подходы при исследовании адаптации студентов включают психологический, социологический и психопедагогический подходы. Психологический подход сосредоточен на изучении индивидуальных психологических особенностей студентов и их процесса адаптации. Социологический подход исследует влияние социального окружения на процесс адаптации студентов, таких как семья, друзья, сообщество и общество в целом. Психопедагогический подход акцентирует внимание на роли образовательного процесса и методов обучения в адаптации студентов к учебной среде.

Что подразумевается под понятием социально-психологической адаптации студентов?

Социально-психологическая адаптация студентов - это процесс приспособления студентов к новой социальной среде и условиям обучения. Включает в себя изменение социальных ролей, установление новых связей с однокурсниками и преподавателями, освоение новых норм и ценностей учебной среды, развитие академических и профессиональных навыков. Целью социально-психологической адаптации является достижение студентами полноценной социальной и учебной активности и развитие их личности.

Какие факторы оказывают влияние на процесс социально-психологической адаптации студентов?

На процесс социально-психологической адаптации студентов влияют различные факторы. Среди них можно выделить такие как индивидуальные особенности студента, такие как самооценка, мотивация, навыки саморегуляции. Также важным фактором является социальное окружение и поддержка, включая семью, друзей и сообщество. Кроме того, важными факторами являются характеристики учебной среды, такие как качество преподавания, доступность ресурсов и услуг, а также культурные и организационные особенности учебного заведения.

Какие подходы используются в исследовании адаптации студентов?

В исследовании адаптации студентов используются различные подходы. Некоторые исследования сосредотачиваются на изучении индивидуальных характеристик студентов и их влияния на процесс адаптации, в то время как другие подходы уделяют больше внимания внешним факторам, таким как социальная среда и уровень поддержки со стороны социальных институтов. Есть также исследования, которые объединяют оба подхода и анализируют их взаимодействие.

Как можно определить понятие социально-психологической адаптации?

Социально-психологическая адаптация - это процесс, в котором индивид приспосабливается к новым социально-психологическим условиям и требованиям. В ходе этого процесса студенту необходимо освоить новую социальную среду, наладить контакты с другими студентами и преподавателями, а также справиться с возникающими психологическими трудностями.

Какие факторы могут влиять на процесс адаптации студентов?

На процесс адаптации студентов могут влиять различные факторы. Это может быть уровень социальной поддержки со стороны университета, качество образовательной программы, индивидуальные особенности студента (его личностные качества, мотивация и т. д.), а также внешние условия, такие как социальная и экономическая обстановка, наличие поддержки со стороны семьи и друзей.

Какие особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению выделяются?

Социально-психологическая адаптация студентов к обучению имеет некоторые характерные особенности. Во-первых, это включает освоение новых знаний и навыков в выбранной области. Во-вторых, студентам приходится адаптироваться к новым социальным ролям и ожиданиям, присущим образовательной среде. Наконец, студенты также испытывают психологическое напряжение и стресс, связанные с изменением обстановки и повышенным уровнем требований.

Какие основные подходы используются в исследовании адаптации студентов?

В исследованиях адаптации студентов применяются различные подходы, включая психологический, социологический, педагогический и антропологический. Психологический подход предполагает изучение внутренних процессов и механизмов, связанных с адаптацией, таких как мотивация, саморегуляция, стратегии приспособления и т.д. Социологический подход сосредотачивается на анализе социальных факторов, влияющих на адаптацию студентов, таких как социальная среда, групповая динамика, ролевые ожидания и т.д. Педагогический подход включает изучение специфики образовательного процесса и его влияние на адаптацию студентов. Антропологический подход подразумевает изучение культурных и идентификационных аспектов адаптации студентов.