Релаксационный тренинг как средство снижения уровня тревожности перед операцией
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 08.04.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы стрессоустойчивости людей пожилого возраста перед операцией
1.1.Исследование проблем стресса и стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии
1.2.Рассмотрение проблемы стресса перед операцией
1.3.Методы повышения стрессоустойчивости перед операцией
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование повышения стрессоустойчивости людей пожилого возраста перед операцией
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Проведение исследования стрессоустойчивости людей пожилого возраста перед операцией
2.3. Разработка системы мероприятий по повышению стрессоустойчивости людей пожилого возраста перед операцией
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Тренинг стрессоустойчивости направлен на изменение психической сферы человека, на изменение его поведения, совершенствование самосознания. Он относится к типу психокоррекционных тренингов, которые включают в себя следующие аспекты.
1. Психотерапевтический тренинг направлен на получение психотерапевтического эффекта. Безусловно, тренинг стрессоустойчивости способствует проявлению терапевтического эффекта, как и любой другой вид коррекционной работы. Наиболее эффективное средство коррекции в данном виде тренинга - эмоциональный фактор. Участие в играх, упражнениях помогает слушателям через соответствующие эмоциональные переживания понять себя, найти наиболее приемлемые решения существующих у них проблем.
В тренинге стрессоустойчивости могут использоваться упражнения, заимствованные из психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, арт-терапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, телесной терапии и других направлений психологической коррекции.
2. Тренинг личностного развития - разновидность психокоррекционного тренинга — направлен на совершенствование личностных качеств участников. Задачи психотерапевтического тренинга и тренинга личностного роста близки.
Тренинг стрессоустойчивости реализует не только коррекционные задачи, но и задачи личностного развития: способствует повышению психологической компетентности и уверенности в себе участников.
3. Обучающий тренинг - разновидность психокоррекционного тренинга — направлен на приобретение участниками новых знаний, умений, навыков в определенных областях социальной активности человека. И тренинг стрессоустойчивости призван дать участникам такие знания, умения и навыки, которые повысят их стрессоустойчивость, облегчат деструктивное состояние.
4. Организационный тренинг — разновидность психокоррекционного тренинга — направлен на совершенствование совместной деятельности коллектива, на получение организационного эффекта.
Тренинг стрессоустойчивости может быть назван организационным, если проводится в рамках конкретной организации с целью достижения такого психологического климата и состояния сотрудников, которые будут способствовать повышению их стрессоустойчивости.
Построение любого тренинга, и тренинг стрессоустойчивости не исключение, должно начинаться с выстраивания его концептуальной основы. Каков теоретический фундамент конкретной практической работы - тренинга, с какой целью будет он проводиться, какова предполагаемая целевая аудитория, специфика данного вида тренинга, его место в системе тренингов, насколько он необходим и будет востребован, имеются ли ресурсы для работы, — все эти вопросы тренер решает перед тем, как приступить к созданию тренинга. В противном случае работа будет сведена к подбору «подходящих-случаю-упражнений» и превратится либо в демонстрацию возможностей тренера, либо в «мероприятие для галочки».
Концептуальной базой тренинга стрессоустойчивости является подход к проблеме стресса с позиций психологии здоровья. В сценарии антистрессового тренинга необходимо реализовать следующие обучающие задачи. Первая задача тренера — информировать участников о влиянии стресса на тело и психику человека.
В связи с этим мы знакомим участников с такими важнейшими понятиями теории стресса, как стрессор, адаптивный синдром, фрустрация, СЭВ, психосоматические заболевания. После предоставления тренером данной информации содержание каждого из этих понятий обсуждается в ходе упражнений или в форме групповых тематических дискуссий.
Вторая задача — научить участников группы отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других людей. Практика показывает, что многие наши реакции на стрессоры не осознаются как таковые и вытесняются. Часто игнорируется влияние стрессора, который запускает стрессовое поведение, исполняя роль своеобразного триггера. Это может быть какое-то слово, негативная мысль, высказывания значимых людей, особенности ситуации или поведения собеседника. Поэтому третья задача тренера — научить участников осознавать влияние данных стрессоров, с тем чтобы в дальнейшем контролировать собственное поведение в ситуации стресса.
При подготовке к операции пожилых людей можно использовать различные дыхательные методики.
В настоящее время дыхательные упражнения широко используются в различных антистрессовых программах. В приведенной выше таблице видно, что дыхательные методы могут быть использованы на протяжении всей антистрессовой реакции. Для освоения навыков саморегуляции работа с дыханием является базовым навыком, основой саморегуляции, так как:
• дыхание — естественный процесс регулирования нашего психофизиологического состояния, поскольку вдох активизирует работу больших полушарий мозга, а выдох — вызывает торможение в их работе;
• дыхание — это единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. Мы не можем сознательно управлять работой внутренних органов, однако, управляя дыханием, мы оказываем воздействие на деятельность других органов и систем;
• саморегуляция дыхания может быть проделана нами в любых ситуациях (в момент переговоров, при общении с разгневанным клиентом, когда нас окружает много людей), так как не требует каких-то особых условий для выполнения (тишины, уединения и т. п.);
• дыхание является очень чувствительным индикатором уровня стресса и напряженности организма в целом. Именно поэтому контроль дыхания позволит нам быстро обнаружить начало стрессовой реакции;
• дыхательные техники можно использовать как самостоятельные методы саморегуляции, но для повышения эффективности их воздействия на них можно наслаивать любые другие методы.
Также можно использовать методы релаксации. В обычной жизни мы напрягаем мышцы, чтобы подготовить организм к действию. Однако состояние стресса часто вызывает сильное напряжение определенных групп мышц, хотя никакого действия после этого напряжения не происходит. В результате в мышце образуется мышечный зажим. В практике йоги, например, считается, что если какая-то часть тела напряжена, в нее не поступает энергия. Техники релаксации направлены на осознание мышечных зажимов и развитие навыков расслабления мышц.
Термин «реакция релаксации» был предложен известным американским кардиологом доктором Гербертом Бенсоном для определения состояния, противоположного реакции «бей-беги», характерной для стресса. Бенсон предлагал своим пациентам медленно вдыхать через нос (используя брюшное дыхание) и так же медленно выдыхать через рот. Именно такое размеренное, глубокое и замедленное дыхание вызывает в действие «реакцию релаксации». Перечислим важнейшие характеристики глубокой релаксации:
• замедление и углубление дыхания;
• замедление сердцебиения;
• увеличение притока крови к конечностям;
• расслабление мышц;
• замедление и нормализация обменных процессов;
• нормализация деятельности гормональной системы.
Дыхательные, релаксационные и медитативные упражнения вызывают больший эффект расслабления и сосредоточения на своих внутренних ощущениях, если используется специальное музыкальное сопровождение. Известно, что прослушивание музыки легко вызывает какие-либо ассоциации и образы у слушающих ее людей. Музыка может напомнить нам какие-то эмоциональные события из прошлого, а также заставляет переживать те эмоции, которые в нее заложил композитор. Это относится к музыкальным произведениям, хорошо знакомым слушателям, имеющим определенную мелодическую структуру, повторы, припевы.
Музыка для релаксации должна отвечать особым требованиям и помогать слушающим погружаться в мир собственных ощущений.
Для этого удобнее всего использовать специальную медитативную музыку. Условно можно выделить три вида музыкальных произведений, которые используются для релаксации:
• электронная музыка, созданная на синтезаторе (музыка Electronic New Age: Китаро, Хоси, Марк и др.);
• музыка, написанная самой природой, которая может состоять из шума прибрежных волн, пения птиц, журчания ручья. Эти природные звуки могут быть также включены в электронную музыку (например, Dan Gibson «Solitudes Pasific Suite» и др.).
• специальная музыка, используемая в восточных храмах. Эта музыка, однако, может оказаться сложной для восприятия неискушенного слушателя, не обладающего опытом медитативной практики.
Медитативная музыка не должна звучать громко и заглушать голос ведущего и его инструкции.
Не менее эффективной можно считать и технику самовнушения. Самовнушение — это методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе.
Правила составления формул самовнушения:
• формула должна представлять собой краткую формулировку цели, которой мы хотим достичь («Я здоров», «Я спокоен», «Я начинаю чувствовать себя лучше». При бессоннице, например, это может быть фраза «Я все глубже и глубже проваливаюсь в сон» и т. д.);
• формула составляется в первом лице;
• формула должна быть простая и короткая. Куэ отмечал, что формулы должны быть «детскими». Это связано с тем, что формулы предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного «Я», а для нашего подсознательного «Я», которое отличается легковерием;
• формула должна быть простой и короткой (максимум 3-4 фразы) и всегда носить позитивный характер;
• формулы произносятся на выдохе, если они короткие, или проговариваются с учетом дыхательного ритма, например, на вдохе «Я», на выдохе — «спокоен» и т. д.
Методика использования метода самовнушения:
• перед проведением самовнушения важно расслабиться, принять удобную позу и закрыть глаза;
• самовнушение должно осуществляться без особых волевых усилий, как бы играя, несерьезно;
• формула произносится шепотом, монотонно, без напряжения, но так, чтобы человек обязательно слышал то, что говорит;
• формула повторяется 20-30 раз 2-3 раза в день;
• самовнушение может использоваться в любой обстановке и в любое время (наилучшим временем считается «просоночное» состояние — утром при пробуждении и вечером перед сном).
Для повышения стрессоустойчивости можно также использовать систему Шульца. Оптимально проводить 3 сеанса ежедневно, но не менее одного в день. Шульц обнаружил, что в предгипнотическом состоянии все пациенты переживают два состояния — тяжесть (особенно в конечностях), а затем приятное тепло во всем теле (за исключением головы). Эти представления о релаксации и легли в основу техник аутогенной тренировки. При AT используются следующие формулы самовнушения:
Упражнение 1
«Я совершенно спокоен» — повторить 1 раз.
«Моя правая рука тяжелая» — повторить 6 раз.
«Я спокоен» — повторить 1 раз.
После того как ощущение чувства тяжести становится отчетливым и легко вызывается пациентом, это чувство вызывается в обеих руках, ногах, теле.
Упражнение 2
«Я совершенно спокоен» — 1 раз.
«Тело тяжелое» — 1 раз.
«Моя правая рука теплая» — 6 раз.
«Я спокоен» — повторить 1 раз.
В дальнейшем ощущение тепла распространяется на обе руки, ноги, все тело.
Упражнение 3
«Я совершенно спокоен» — 1 раз.
Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле.
«Сердце бьется спокойно и ровно» — 6 раз.
«Я спокоен» — повторить 1 раз.
Упражнение 4
«Я совершенно спокоен» — 1 раз.
Затем вызывается ощущение тяжести, тепла, спокойного сердцебиения.
«Дыхание спокойное и ровное» — 6 раз.
«Я спокоен» — повторить 1 раз.
Упражнение 5
«Я совершенно спокоен» — 1 раз.
Вызываются ощущения, достигнутые в упражнениях 1-4.
«Солнечное сплетение излучает тепло» — 6 раз.
«Я спокоен» — повторить 1 раз.
Упражнение 6
«Я совершенно спокоен» — 1 раз.
Вызываются ощущения, достигнутые в упражнениях 1-5.
«Лоб приятно прохладен» — 6 раз.
«Я спокоен» — повторить 1 раз.
После выполнения упражнений рекомендуется отдохнуть в расслабленном состоянии 1-2 минуты.
Выход из аутогенного погружения: руки сжаты (или согнуть и распрямить их) — дыхание глубокое — открыть глаза — расслабить руки.
На отработку первой формулы отводится 2 недели, далее по неделе на каждую формулу. Очень важно, повторяя формулы, сопровождать их яркими зрительными образами. Сам автор AT считал, что его метод можно проводить только под медицинским наблюдением, так как он имеет ряд противопоказаний (гипотония, состояния после инсульта, инфаркта, диабет, глаукома, шизофрения, эпилепсия).
Можно предложить следующую программу тренинга:
Игра-приветствие « Я сегодня вот такой... »
Цель. Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.
Содержание. Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здравствуй, (называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: «Игорь сегодня вот такой» — при этом стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее.
Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели.
В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте ВСЕ!»
Обсуждение. После игры можно провести обсуждение, задав игрокам следующие вопросы:
• Легко ли было изобразить свое состояние?
• Легко ли было повторить движения, мимику водящего?
• Приятно ли было, когда кто-то в точности повторял ваши движения, интонацию?
Понравилось ли обращение по имени?
Мини-лекция «Ресурс стрессоустойчивости »
Тренер дает определение понятия «ресурсы личности», а также приводит классификацию ресурсов. Особое внимание уделяется содержанию психологических ресурсов личности и их роли в развитии стрессоустойчивости. Можно обсудить с участниками, почему важно заботиться о сохранении, укреплении и развитии собственных ресурсов.
Упражнение «Игры со стыдом»
Цель. Развитие умения понимать и анализировать собственные эмоции; выявлять иррациональные установки, лежащие в основе некоторых негативных эмоций; понимать и принимать эмоции других людей.
Содержание. Все участники сидят в кругу. Ведущий ставит в центр стул и говорит: «Нам необходимо выбрать одного члена группы, который сядет на этот стул и должен будет отвечать на вопросы. Вопросы будут трудными: и личностного, и интеллектуального характера. Каждый член группы тоже может задавать вопросы сидящему в центре.
Отвечающий будет выбран случайным образом: каждый получит конверт. Все конверты будут пустыми, за исключением одного, в который будет вложен листок белой бумаги (тренер показывает листок, который на глазах у всех вкладывает в конверт, и перемешивает все конверты). Тот, в чьем конверте окажется лист, и будет сидеть на этом стуле в центре. Но для того чтобы он вышел в центр, остальные должны догадаться, «вычислить» его. Участвовать в «вычислении» может каждый, даже тот, у кого действительно оказался лист».
Участники вытягивают один из предложенных тренером конвертов, в КАЖДЫЙ из которых заранее вложен лист. Таким образом, каждый думает, что именно он — «выбранный».
Ведущий: «Постарайтесь не подавать виду, что лист именно у вас. Сейчас каждый назовет потенциального водящего и ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБОСНУЕТ свой выбор».
После того как каждый участник выскажет свое предположение, ведущий просит ПОДНЯТЬ РУКИ ТОГО, У КОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЕЖИТ ЛИСТОК.
Обсуждение. Участники по кругу (или по желанию, если недостаточно времени для общего обсуждения) отвечают на вопросы:
• Что вы чувствовали, когда выбирали конверт?
• Что почувствовали, когда увидели листок в своем конверте?
• В какой реальной жизненной ситуации у вас возникает подобное чувство?
• Обращали ли вы внимание на других участников до (после) вытягивания конверта?
• Заметили ли вы физиологические признаки тревоги у себя?
• Как вы думаете, в связи с чем возникло это чувство?
• Какие иррациональные суждения лежат в основе этого и других негативных чувств?
Рекомендации тренеру. Это упражнение, как правило, глубоко затрагивает многих участников, поэтому желательно дать возможность высказаться каждому. Часто в процессе обсуждения возникает необходимость обсуждения таких эмоций, как стыд, вина. В некоторых случаях обсуждение затрагивает тему управления эмоциями.
Мини-лекция «Темперамент и стресс»
Ведущий обращает внимание группы на психологические особенности представителей различных типов темперамента, которые проявляются в поведении, в настроении, эмоциональных переживаниях, отношении к критике, в стремлении к цели, в отношении к жизни в целом. Затем может быть рассмотрена тема «Влияние типа темперамента на поведение в стрессовой (конфликтной) ситуации».
Упражнение «Темперамент и стресс »
Цель. Закрепление полученного теоретического материала, обмен опытом участников, принятие группового решения.
Содержание. Группа делится на 4 подгруппы, ведущий выдает каждой из них одну карточку с описанием ситуации из практики консультирования, а другую — с названием одного из типов темперамента. Группы в течение 10-15 минут вырабатывают стратегии в отношении клиента, после чего зачитывают в кругу результаты работы, называя тип темперамента и ситуацию, указанные на карточке.
При необходимости можно провести общее обсуждение в кругу.
Рекомендации. Тренер может заготовить карточки с разными ситуациями (по количеству подгрупп), а может предложить одну и ту же ситуацию, которую необходимо разрешить в зависимости от указанного типа темперамента.
Мини-лекция «Эмоциональный интеллект »
Тренер информирует группу о роли эмоций в жизни человека.
Можно предложить слушателям в рабочей тетради ряд цитат известных психологов, педагогов, политических деятелей о необходимости развития эмоциональной сферы человека. Затем слушатели знакомятся с теорией эмоционального интеллекта, разработанной Питером Саловеем и Джеком Майером. Тренер дает определение данного понятия и рассказывает о его структуре. Приводит результаты исследований по вопросу эмоционального интеллекта, статистические данные о его значимости в жизни.
Мини-лекция «Как справиться с о своим и эмоциями »
Группа обсуждает предлагаемые тренером варианты, которые обычно используются людьми для совпадения с сильными эмоциями. Особое внимание фиксируется на недопустимости подавления эмоций, на последствиях использования данной стратегии. Затем участники знакомятся с четырехшаговым алгоритмом отработки отрицательной эмоции.
Упражнение « Я злюсь, когда...»
Цель. Отработка предложенного алгоритма совладания с отрицательной эмоцией, снижение эмоционального напряжения.
Содержание. Каждый участник записывает в тетради ситуацию, в которой он обычно сильно ЗЛИТСЯ.
Тренер выдает каждому участнику лист А4.
Каждый участник по кругу (или по желанию) производит следующие действия: резко мнет лист, одновременно говорит фразу:
«Я ЗЛЮСЬ, когда...», после чего бросает скомканный лист на середину комнаты.
Рекомендации тренеру. Это упражнение способствует снижению напряжения как отдельных участников, так и группы. Поэтому при необходимости (желании отдельных членов группы) можно предложить повторить упражнение (всем или только желающим).
Внимание! Алгоритм должен отрабатываться без изменений схемы: осознание эмоции — принятие — вербализация - деятельность.
Упражнение «Тряпичная кукла »
Цель. Растягивание позвоночника, достижение чувства расслабленности в плечевом поясе и руках, осознание зажимов в данной области.
Содержание. Тренер предлагает частникам группы со вздохом поднять руки и потянуться вверх, а с выдохом, согнувшись в пояснице, бросить руки вниз. После первого выполнения упражнения тренер акцентирует внимание участников на том, что если спина и руки расслаблены, то, опустившись вниз, руки по инерции будут совершать колебательные движения (наподобие движения маятника у часов). Тренер предлагает группе сделать данное упражнение еще несколько раз, наблюдая за движениями рук и стараясь все больше расслаблять их.
Упражнение «Вешалка »
Цель. Выпрямление спины, растягивание плечевого пояса.
Инструкция: «Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, „наденьте его на позвоночник", как пальто на вешалку.
Спина стала прямой, крепкой, а шея, руки и плечи свободные и легкие. Повторить это упражнение 2-3 раза».
Обсуждение. После выполнения упражнения участники с удовольствием рассказывают об изменениях в теле и в общем самочувствии.
Мини-лекция «Дыхание — основа всех методов релаксации »
Тренер дает информацию о том, как связаны стресс и дыхание.
При стрессе дыхание становится поверхностным, в результате сердце и легкие работают под напряжением. Тренер рассказывает о том, что, научившись регулировать дыхание, мы получаем возможность управлять собственным эмоциональным состоянием. Перед проведением дыхательных упражнений из практики йоги тренер знакомит группу с основными правилами пранаямы:
• проветрить помещение;
• тщательно очистить дыхательные пути;
• перед началом упражнений хорошо потянуться всем телом;
• большее внимание обращать на выдох, но не стараться на выдохе вытолкнуть оставшийся в легких воздух, прилагая мышечные усилия;
• следить, чтобы лицо и живот были расслаблены.
Далее тренер знакомит группу с видами дыхания, которые затем отрабатываются в ходе специальных упражнений.
Упражнение «Полное дыхание »
Цель. Освоение техники дыхания с участием нижних, средних и верхних долей легких.
Содержание. Полное дыхание мы взяли из практики йоги — пранаямы. «Прана» в переводе с санскрита означает «жизнь, дыхание, жизненная энергия». Йоги считают дыхание самой важной из всех функций тела, так как все остальные функции находятся в зависимости от него. Полное дыхание может состоять из 3 или 4 стадий: Пураки, Кумбхаки, Речаки и Шуньяки. На тренинге мы предлагаем участникам самую простую стадию полного дыхания — Пураку.
Инструкция: «Сядьте прямо, расслабьте все тело и начинайте медленный, непрерывный и последовательный вдох через нос. При этом воздух последовательно заполняет нижнюю, среднюю, а затем верхнюю часть легких. Для того чтобы воздух стал поступать в нижние доли легких, нужно слегка подать вперед переднюю стенку живота (то есть сделать нижнее дыхание). Затем раздвигаются в сторону ребра и грудная клетка слегка приподнимается для наполнения воздухом средней доли легких. Наконец, приподнимаются ключицы, разводятся плечи и воздух поступает в верхние доли легких. Все эти три этапа проводятся единым волнообразным движением, легко, без напряжения и непрерывно.
Не задерживая дыхания после вдоха, сделайте спокойный, медленный выдох через нос. Пураку можно повторить 5-10 раз».
Рекомендации тренеру. Если во время выполнения этих упражнений кто-то из участников почувствует головную боль, сухость во рту или головокружение, то надо предложить ему отдохнуть, успокоиться, постоять у открытого окна, подышав свежим воздухом.
Мини-лекция «Релаксация как метод саморегуляции»
Тренер рассказывает участникам о том, что благодаря релаксации человек может осознавать и расслаблять существующие в теле мышечные зажимы, а также знакомит слушателей с различными техниками релаксации.
Упражнение «Лицо релаксанта»
Цель. Отработка навыков релаксации мышц лица и плечевого пояса.
Содержание. На тренинге мы предлагаем участникам маску релаксанта в модификации доктора М. И. Буянова (1986).
Перед освоением маски релаксанта желательно сделать легкий массаж мышц лица. Участникам предлагается принять любую удобную позу лежа, полулежа или сидя.
Инструкция участникам: «Закрыв глаза, надо чуть-чуть опустить нижнюю челюсть, будто мы пытаемся произнести звук «ы», язык слегка прижимается к зубам, как будто мы собираемся сказать «да».
Плечи надо опустить и постараться расслабить мышцы лица, представляя, как оно становится сонным, вялым, равнодушным. В такой позе следует побыть 4-5 минут. В день можно использовать данный прием расслабления до 6-7 раз. Буянов предлагает использовать маску Джейкобсона не только для релаксации, но и для снятия переутомления, раздражения, при гипертонических кризах, приступах кашля (особенно с астматическим компонентом), при тиках лица, заикании, икоте и т. д.
Рекомендации тренеру. Перед освоением данного метода релаксации тренер должен выяснить, есть ли в группе люди с ярко выраженной гипотонией, склонностью к обморокам, головокружениям, сосудистым кризам. Этим участникам данный метод релаксации не рекомендуется. Если в группе такие участники есть, мы предлагаем им расслаблять мышцы рук и, сидя в удобной позе, следить за своим дыханием.
Упражнение «Расслабление через напряжение»
Цель. Знакомство участников с мышечными зажимами и эффектами релаксации.
Содержание. Участникам предлагается встать и напрячь правую руку до предела. Тренер просит участников удерживать напряжение 5 секунд. После этого тренер предлагает расслабить руку, сбросить напряжение. Полезно спросить у участников, куда пошло напряжение от руки. Обычно участники отвечают, что почувствовали напряжение в шее, нижней челюсти и правой ноге, хотя могут быть и индивидуальные вариации. Далее тренер предлагает участникам проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Мини-лекция «Методы самовнушения»
В начале этого блока тренер может поинтересоваться у участников, какие слова или фразы они говорят себе, переживая трудные жизненные ситуации, а затем обобщить опыт группы. Далее тренер рассказывает о правилах составления и использования формул самовнушения, приводит примеры формул, составленных для достижения различных физиологических, психологических и эмоциональных состояний.
Упражнение «Символ спокойствия»
Цель. Осознание ресурсов стрессоустойчивости и их визуальное закрепление.
Инструкция: «Выберите какую-либо ситуацию, в которой вы хотели бы себя чувствовать более уверенно или спокойно или действовать более эффективно. Составьте для себя формулу, используя правила составления формул самовнушения. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, дышите нижним или полным дыханием. На каждом выдохе произносите про себя свою фразу самовнушения. Дышите таким образом 3-5 минут». Затем тренер предлагает участникам нарисовать фломастерами на листе бумаги (формат А4) свое состояние на данный момент. Участники часто рисуют виды природы или морские пейзажи, это могут быть также какие-то социальные ситуации. На рисунке тренер просит найти предмет или выбрать какое-то место, являющееся основным источником спокойствия или уверенности в успешном разрешении ситуации. На втором рисунке тренер просит изобразить крупно, во весь лист, выбранный участником символ спокойствия.
Обсуждение. Участники по кругу показывают свои рисунки и делают к ним краткие комментарии, поясняя, почему именно этот образ они выбрали, какими качествами он характеризуется. Тренер стимулирует участников называть как можно больше положительных характеристик данного образа. Тренер может предложить группе помогать друг другу искать и осознавать позитивные и сильные стороны своих объектов.
Выводы по второй главе
Для подтверждения поставленной гипотезы было проведено исследование стрессоустойчивости пожилых людей перед операцией.
Цель исследования – определить влияние предстоящей операции на стрессоустойчивость пожилых людей.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Сформировать контрольную и экспериментальную группу.
3. Провести исследование и сделать выводы.
Для проведения исследования была сформировано две группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли 15 пожилых людей на данный момент здоровых, не имеющих тяжелых хронических заболеваний. В экспериментальную группу вошли 15 пожилых людей, которые готовятся к операции.
Для исследования были выбраны следующие методики.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Опросник Кеттела.
Методика уровня невротизации Л.И. Вассермана
В результате проведенного исследования были получены следующие данные.
У пожилых людей перед операцией стрессоустойчивость снижена, что показано в обеих методиках (Холмс и Раге и Кеттел). Полученные данные обработаны при помощи критерия Стьюдента, что подтвердило статистическую значимость полученных данных.
В невротизации значимых различий обнаружено не было, значит данные явление связано с предстоящей операцией, а не с повышенным стрессом.
Для повышения стрессоустойчивости пожилых людей перед операцией можно предложить проведение тренинга. Тренинг стрессоустойчивости направлен на изменение психической сферы человека, на изменение его поведения, совершенствование самосознания.
При подготовке к операции пожилых людей можно использовать различные дыхательные методики, самовнушение, релаксацию, музыкотерапию, систему упражнений Шульца.
Заключение
Стресс наиболее часто встречается и наиболее резко выражен у представителей профессий системы «человек — человек». Стресс, как отмечают исследователи (Р. Люфт, Ю.С. Савенко, Г. Селье, С. Сэллс, Дж. Эверилл и др.), обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.
Обзор современных исследований показал, что стресс понятие неоднозначное. Он может описывать разнородные явления, такие, как реакция на воздействия холода и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение и др.
Эмоциональный стресс – это реакция организма не необычные ситуации, требующие проявления волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности. Его вызывает стрессоры, как физические, так и экстремальные, производственные или психосоциальные. Ими могут быть утрата близкого, проблемы в учебе, необходимость нести ответственность или приятные события: праздник, встреча с близким человеком, переезд. У людей с депрессивностью длительные и частые эмоциональные стрессы могут вызывать депрессию.
Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом Г. Селье считает, что не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации личности. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления личности к новой ситуации — может быть одинаковым.
Стресс может оказывать и положительное, мобилизирующее и отрицательное влияние на деятельность человека. Исходя из понятия стресса, целесообразно выделить понятие стрессоустойчивости личности человека.
Стрессоустойчивость личности — это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья
Стресс перед операцией – весьма распространенная проблема. Исследования показали, что почти у 90 процентов хирургических пациентов выявляются различные психологические расстройства до и послеоперационного периода. К примеру, такие как страх перед операцией, боязнь боли, угнетенность, страх за исход заболевания, депрессии, страх остаться инвалидом и быть обузой для родственников, замкнутость.
Наиболее ярко стрессовое состояние выражено у пожилых людей. Это связано с их возрастными особенностями, которые заключаются в повышенной тревожности, мнительности, снижению стрессоустойчивости из-за хронических стрессов. Поэтому очень важно обращать внимание на подготовку данной категории населения к операции, направленную на повышение из стрессоустойчивости.
Для подтверждения поставленной гипотезы было проведено исследование стрессоустойчивости пожилых людей перед операцией.
Цель исследования – определить влияние предстоящей операции на стрессоустойчивость пожилых людей.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Сформировать контрольную и экспериментальную группу.
3. Провести исследование и сделать выводы.
Для проведения исследования была сформировано две группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли 15 пожилых людей на данный момент здоровых, не имеющих тяжелых хронических заболеваний. В экспериментальную группу вошли 15 пожилых людей, которые готовятся к операции.
Для исследования были выбраны следующие методики.
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
2. Опросник Кеттела.
3. Методика уровня невротизации Л.И. Вассермана
В результате проведенного исследования были получены следующие данные.
У пожилых людей перед операцией стрессоустойчивость снижена, что показано в обеих методиках (Холмс и Раге и Кеттел). Полученные данные обработаны при помощи критерия Стьюдента, что подтвердило статистическую значимость полученных данных.
В невротизации значимых различий обнаружено не было, значит данные явление связано с предстоящей операцией, а не с повышенным стрессом.
Для повышения стрессоустойчивости пожилых людей перед операцией можно предложить проведение тренинга. Тренинг стрессоустойчивости направлен на изменение психической сферы человека, на изменение его поведения, совершенствование самосознания.
При подготовке к операции пожилых людей можно использовать различные дыхательные методики, самовнушение, релаксацию, музыкотерапию, систему упражнений Шульца.
Список литературы
Акжигитов Р.Г Возрастные, клинические и терапевтические аспекты тревоги в общемедицинской практике [Электронный ресурс] / Р.Г. Акжигитов.
Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2002.
Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 2000.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал.– т.21. 2000, №4. – С.32-40
Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 352 с.
Бредихин А.Ю. Оценка эффективности премедикации и ее оптимизация с позиций современной анестезиологии.// автореф. к.м.н., 1996.
Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,1983. С. 542-543.
Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты// Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. – М.: Генезис, 2002. – с. 501-542.
Виноградов М.В. К диагностике и лечению маскированных депрессий / М.В. Виноградов // Медицина. – 2007. - №7. – с.120.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1999.
Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 2002.
Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.
Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. Наука. Москва 2003.
Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.
Корнетов Н.А., Психогенные депрессии (клиника, патогенез); Издательство Томского университета, Томск, 1993г. – 345 с.
Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1976. – 192 с.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Психология старости и старения. Хрестоматия Учебное пособие для студентов психологических факультетов. Изд-во: ИЦ "Академия", 2003. - 416 стр.
Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000
Лоуэн А. Депрессия и тело. – М.: Эксмо, 2002. – 384 с.
Лукацкий М.А., Остренокова М.Е. Психология. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 584 с.
Малышев Ю.П., Заболотских И.Б. Определение эффективности премедикации методом волюметрии. Методические рекомендации. — Краснодар., 2002.
Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 240 с.
Нардоне Дж. Страх, паника, фобия. Краткосрочная терапия. - М.: Психотерапия, 2008. – 352 с.
Никулина О.М. Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми Сборник научных трудов / Под. общ. ред. О. М. Никулиной. - Балашов: Издательство «Николаев», 2004. - 52 с.
Пауэлл Т., Дж. Пауэлл Психотренинг по методу Хосе Сильва, С-П.: Питер, 2002.
Психологические формы преодоления стресса пожилыми пациентами / Сб. ММА им. И. М. Сеченова / Мазаева Н. А., Сиряченко Т. М., Пекарская Л. И., Зорин В. Ю. - М.: 2000.
Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидере. -- М.: 2003.
Рутман Э.М. Как преодолеть стресс, М.: ТОО ТП, 2000.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2000.
Селье Г. Стресс без дистресса. Москва Прогресс 2002.
Селье Г.. Стресс без болезней. - Спб, ТОО Лейла, 2003.
Сергеенко Н.И., Кичигина Т.Н., Некрасов В.Б. Влияние психической адаптации на вегетативное, гормональное и сенсорное реагирование а предоперационном периоде // Анестезиол. и реанимат. 1997. - №2 - с. 37-40
Снежневский А.В. Клиническая психиатрия. – М.: Медицина, 2004. – 272 с.
Столяренко. Основы психологии, 1998.
Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО «Лейла», 1994-384 с.
Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.,1981.
Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 2000.
Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 784 с.
Тювина Н. А., Балабанова В. В. Особенности клиники, дифференциальной диагностики и лечения психических нарушений у женщин в период климактерия / Сб. ММА им. И. М. Сеченова. -М.: 2000.
Шувалова С.А. Тесты. Проверка на психологическую устойчивость. – М.: Феникс, 2008. – 544 с.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М.: Медицина, 1976. – 224 с.
Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу. – М.: АРКТИ, 2007. – 64 с.
5
1.Акжигитов Р.Г Возрастные, клинические и терапевтические аспекты тревоги в общемедицинской практике [Электронный ресурс] / Р.Г. Акжигитов.
2.Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2002.
3.Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
4.Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 2000.
5.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
6.Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал.– т.21. 2000, №4. – С.32-40
7.Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 352 с.
8.Бредихин А.Ю. Оценка эффективности премедикации и ее оптимизация с позиций современной анестезиологии.// автореф. к.м.н., 1996.
9.Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,1983. С. 542-543.
10.Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты// Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. – М.: Генезис, 2002. – с. 501-542.
11.Виноградов М.В. К диагностике и лечению маскированных депрессий / М.В. Виноградов // Медицина. – 2007. - №7. – с.120.
12.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1999.
13.Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 2002.
14.Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.
15.Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. Наука. Москва 2003.
16.Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.
17.Корнетов Н.А., Психогенные депрессии (клиника, патогенез); Издательство Томского университета, Томск, 1993г. – 345 с.
18.Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1976. – 192 с.
19.Краснова О.В., Лидерс А.Г. Психология старости и старения. Хрестоматия Учебное пособие для студентов психологических факультетов. Изд-во: ИЦ "Академия", 2003. - 416 стр.
20.Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000
21.Лоуэн А. Депрессия и тело. – М.: Эксмо, 2002. – 384 с.
22.Лукацкий М.А., Остренокова М.Е. Психология. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 584 с.
23.Малышев Ю.П., Заболотских И.Б. Определение эффективности премедикации методом волюметрии. Методические рекомендации. — Краснодар., 2002.
24.Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 240 с.
25.Нардоне Дж. Страх, паника, фобия. Краткосрочная терапия. - М.: Психотерапия, 2008. – 352 с.
26.Никулина О.М. Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми Сборник научных трудов / Под. общ. ред. О. М. Никулиной. - Балашов: Издательство «Николаев», 2004. - 52 с.
27.Пауэлл Т., Дж. Пауэлл Психотренинг по методу Хосе Сильва, С-П.: Питер, 2002.
28.Психологические формы преодоления стресса пожилыми пациентами / Сб. ММА им. И. М. Сеченова / Мазаева Н. А., Сиряченко Т. М., Пекарская Л. И., Зорин В. Ю. - М.: 2000.
29.Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидере. -- М.: 2003.
30.Рутман Э.М. Как преодолеть стресс, М.: ТОО ТП, 2000.
31.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2000.
32.Селье Г. Стресс без дистресса. Москва Прогресс 2002.
33.Селье Г.. Стресс без болезней. - Спб, ТОО Лейла, 2003.
34.Сергеенко Н.И., Кичигина Т.Н., Некрасов В.Б. Влияние психической адаптации на вегетативное, гормональное и сенсорное реагирование а предоперационном периоде // Анестезиол. и реанимат. 1997. - №2 - с. 37-40
35.Снежневский А.В. Клиническая психиатрия. – М.: Медицина, 2004. – 272 с.
36.Столяренко. Основы психологии, 1998.
37.Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО «Лейла», 1994-384 с.
38.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.,1981.
39.Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 2000.
40.Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 784 с.
41.Тювина Н. А., Балабанова В. В. Особенности клиники, дифференциальной диагностики и лечения психических нарушений у женщин в период климактерия / Сб. ММА им. И. М. Сеченова. -М.: 2000.
42.Шувалова С.А. Тесты. Проверка на психологическую устойчивость. – М.: Феникс, 2008. – 544 с.
43.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
44.Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М.: Медицина, 1976. – 224 с.
45.Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу. – М.: АРКТИ, 2007. – 64 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы повышения стрессоустойчивости перед операцией существуют?
Существует несколько методов повышения стрессоустойчивости перед операцией, одним из которых является релаксационный тренинг. Этот метод помогает снизить уровень тревожности и дать пациенту возможность расслабиться перед операцией.
Какие исследования были проведены по проблеме стресса и стрессоустойчивости перед операцией?
В отечественной и зарубежной психологии проводились исследования, посвященные проблеме стресса и стрессоустойчивости перед операцией. Было выяснено, что уровень тревожности перед операцией может серьезно повлиять на результаты операции и общее самочувствие пациента после нее.
Что такое релаксационный тренинг?
Релаксационный тренинг - это метод психофизиологической коррекции, направленный на снижение тревожности и повышение стрессоустойчивости пациентов перед операцией. Он включает в себя различные техники релаксации, такие как дыхательные упражнения, визуализацию, медитацию и другие методы, которые помогают снять напряжение и успокоить сознание.
Как релаксационный тренинг помогает пациентам пожилого возраста перед операцией?
Релаксационный тренинг помогает пациентам пожилого возраста перед операцией снизить уровень тревожности и повысить их стрессоустойчивость. Это особенно важно для этой возрастной категории, так как они часто испытывают больший уровень тревожности и опасений перед операцией. Релаксационные техники позволяют им расслабиться и справиться с негативными эмоциями, что положительно сказывается на их физическом и эмоциональном состоянии.
Какими еще методами повышения стрессоустойчивости перед операцией можно воспользоваться?
Помимо релаксационного тренинга, существуют и другие методы повышения стрессоустойчивости перед операцией. Это могут быть психологические консультации, когнитивно-поведенческая терапия, ароматерапия, музыкотерапия и др. Важно выбрать подходящий метод и индивидуально подойти к каждому пациенту, учитывая его особенности и потребности.
Какие есть методы повышения стрессоустойчивости перед операцией?
В статье рассмотрены различные методы повышения стрессоустойчивости перед операцией, такие как релаксационный тренинг, техники дыхательной гимнастики, медитация, позитивное мышление и т.д. Проведенные исследования показывают, что релаксационный тренинг является эффективным средством снижения уровня тревожности перед операцией у людей пожилого возраста.
Что такое релаксационный тренинг?
Релаксационный тренинг - это комплекс упражнений и техник, направленных на достижение глубокого состояния релаксации. Он включает в себя различные методы, такие как медитация, физические упражнения, глубокое дыхание и визуализацию. Релаксационный тренинг помогает снять напряжение и тревогу, улучшает физическое и психическое состояние человека.
Какие исследования были проведены в области стрессоустойчивости перед операцией?
В статье рассмотрены различные исследования, проведенные в области стрессоустойчивости перед операцией. Были изучены проблемы стресса и стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии, а также рассмотрены методы повышения стрессоустойчивости перед операцией. Исследования показывают, что релаксационный тренинг является одним из эффективных методов снижения уровня тревожности у людей пожилого возраста перед операцией.
Какой эффект оказывает релаксационный тренинг на уровень тревожности перед операцией у пожилых людей?
Релаксационный тренинг оказывает положительный эффект на снижение уровня тревожности перед операцией у пожилых людей. Проведенные исследования показывают, что регулярные занятия релаксационным тренингом способствуют снятию напряжения, улучшению самочувствия и повышению стрессоустойчивости. Это помогает людям пожилого возраста более спокойно относиться к предстоящей операции и снижает уровень тревожности.
Какие методы используются для повышения стрессоустойчивости перед операцией?
Для повышения стрессоустойчивости перед операцией можно применять различные методы, включая релаксационный тренинг. Этот метод основывается на использовании специальных техник, направленных на расслабление и снятие напряжения. Релаксационный тренинг включает в себя дыхательные упражнения, визуализацию, медитацию и другие техники. Он позволяет пациентам контролировать свои эмоции, снижает тревожность и способствует общему ощущению спокойствия.
Какие научно-теоретические основы лежат в основе стрессоустойчивости перед операцией?
Научно-теоретические основы стрессоустойчивости перед операцией основываются на исследованиях проблем стресса и стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии. Стресс перед операцией может быть вызван различными факторами, включая страх перед процедурой, неопределенность, ожидание боли и возможные осложнения. Однако, с помощью методов повышения стрессоустойчивости, таких как релаксационный тренинг, можно снизить уровень тревожности перед операцией и обеспечить более уверенное и спокойное состояние у пациентов.