Социально-психологические факторы поведения подростков страдающих наркоманией.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 97 97 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 25.12.2011
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Социально-психологические особенности подростковой наркомании
1.1 Мотивы и причины наркомании в подростковой среде
1.2 Возрастные факторы риска
1.3 Факторы современной культуры, влияющие на формирование наркотической зависимости
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование личностных особенностей подростков, страдающих наркоманией
2.1 Методики, используемые для выявления наркотической зависимости у подростков
2.2 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
2.3 Социальная защита молодежи от угрозы наркомании
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение……………………………………………………………80


Фрагмент для ознакомления

Варианты ответовКол-во , %Да 25 – 100%Нет 010. Как вы поступили, когда вам предложили наркотики? Варианты ответовКол-во , %Отказался 21 – 84%Принял предложение4 – 16%В жизни всех исследуемых (100%) были ситуации, когда им предложили попробовать наркотические вещества. Радует то, что практически все подростки отказались от употребления наркотиков (21 – 84%), лишь 4 человека решили испытать свою судьбу и попробовать наркотики.Данное исследование показало, что существуют факторы, способствующие и препятствующие приобщению к наркотикам. У подростков, употребляющих наркотики факторы риска можно объединить в две группы:- К первой группе относятся факторы, связанные с неблагоприятной семейной обстановкой, с отсутствием взаимопонимания между старшим и младшим поколением. - Ко второй группе факторов относятся существующие (популярные) в молодежной среде мифы о наркотиках. Миф 1 говорит о существовании «легких» наркотиков. Это утверждение свидетельствует о наличии наркотиков, которые не наносят вреда, не вызывают наркотической зависимости. В это ложное утверждение верят все подростки, склонные к употреблению наркотиков. Никто из них не верит, что любое наркотическое вещество ведет к психической зависимости, а утрата чувствительности к «легким» наркотикам ведет к употреблению других, более «тяжёлых». Миф 2 связан с утверждением, что чистые наркотики безвредны. Миф 3заставляет подростков наивно верить, что можно принимать наркотики и не быть от них зависимым. Так думают все, кто только начинает принимать наркотики и кто принимает их длительное время. У подростков второй группы, не имеющих форм аддиктивного поведения, существуют сформированные защитные факторы: это крепкие семейные узы, благоприятная обстановка в семье и соблюдение общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.2.3 Социальная защита молодежи от угрозы наркоманииВ психолого-педагогической литературе существует особый взгляд на причины детско-подростковой наркомании – это причины объективного и субъективного характера. Объективные причины вытекают из среды обитания и жизнедеятельности каждого подростка. Субъективные причины кроются в развитии и социальном становлении личности подростка. Данная классификация дает возможность организовать профилактику наркомании в двух направлениях:- первое направление ориентирует на деятельность с социальной средой: в этом случае выявляются причины, которые вызывают риск приобщения к наркотикам и их нейтрализация;- второе направление ориентировано на работу с конкретным подростком: в этом случае формируются устойчивая жизненная позиция, делается установка на неприятие наркотиков и позицию, помогающую сознательно оценивать себя, свои поступки и действия, - эта позиция подростка должна быть направлена на отрицание наркотиков.Ведущим документом для педагогов общеобразовательных учреждений в организации антинаркотической профилактики в школах является приказ Министерства образования Российской Федерации № 619 от 28 февраля 2000 года, в котором четко определена профилактика употребления наркотических веществ. Профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных, медико-психологических мероприятий. Антинаркотическая профилактика имеет три вида: первичная, вторичная, третичная. [40, с. 14, 28] ▪ Первичная профилактика - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, которые направлены на предупреждение подростков к приобщению наркотиков. Первичная профилактика направлена на работу со всеми категориями подростковой среды.▪ Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования болезни и усложнение состояния здоровья у подростков, принимающих наркотики. Вторичная профилактика базируется на подростках, употребляющих наркотические вещества, то есть на работу с теми, у которых сформировано положительное отношение к наркотикам, к их постоянному употреблению.▪ Третичная профилактика или реабилитация направлена на восстановление личностного и социального статуса больного и возвращение его в образовательное учреждение. Третичная профилактика имеет свои особенности – это не профилактика, а комплекс лечебных мероприятий различного типа.В образовательных учреждениях возможно осуществление первичной и вторичной профилактики при использовании индивидуальных и групповых форм деятельности, в основе которых лежит конкретная программа с использованием разных методик. В работе будут проанализированы программы, которые наиболее приемлемы для педагогов общеобразовательных школ: это программа «Путь к успеху» по работе с подростками аддиктивного поведения, успешно реализованная в учреждения города Воронежа; это программа «Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения», разработанная областным реабилитационным центром города Самары для лиц, страдающих наркоманией; это программа и методика изучения проблемы наркомании, разработанная группой специалистов высокой квалификации НИИКСИ СПбГУ, СЗАГС под руководством В.Т. Лисовского, получившая большое распространение не только в Петербурге, но и во многих городах России. Её успешность кроется в психологической модели, направленной на индивид, а не на структуру наркотика, и в социокультурной модели, рассматривающей употребление наркотиков в социальном контексте.Программа «Путь к успеху» по работе с подростками аддиктивного поведения направлена на оздоровление условий семейного и школьного воспитания и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка. В основу программы заложены следующие концептуальные положения:- Все педагогические усилия в образовательном процессе направлены на интеграцию и координацию субъектов воспитания – школы, семьи, общественных организаций, административно-правовых структур.- В воспитательно-коррекционный процесс включаются все сферы личности подростков: интеллектуальная, действенно-практическая и эмоциональная. Они формируются и развиваются на единстве психологических и педагогических методов. [46]- Принцип личностной направленности основан на учете индивидуальных склонностей и способностей, своеобразии характеров, с опорой на положительные качества.Алгоритм реализации данной программы рассчитан на учебный год, он состоит из трех этапов: первый этап – организационный, второй – деятельностный, третий – итоговый. Профилактическая работа строится в двух направлениях: первое направление имеет психолого-педагогическое сопровождение, состоящее из трех блоков: программы для подростков, цикла занятий для родителей, информационного блока для педагогов. Концепция основана на личности подростка и трех основных сферах, через которые он реализует себя в жизненных ситуациях – семья, образовательное учреждение и досуг. Второе направление - социально-педагогическое предполагает долгосрочную работу педагогов и психологов с социальными службами (медицинские, социальные работники) и с правоохранительными органами. Педагогическая деятельность основана на реализации вариативных планов мероприятий, включающих такие компоненты: психологический аспект «Познай себя», профилактический «Ты и наркотики», обучающий в тренинговом режиме «Новый взгляд», социально-ориентированный – «Мой выбор профессии», «Собрание добрых дел», «Подросток и закон». Досуговая деятельность подростков, правильно организованная, предупреждает правонарушения среди подростков. Образовательное учреждение становится центром воспитательной работы, так как обладает уникальными возможностями: возможностью привить навыки здорового образа жизни в процессе обучения, возможностью контроля ситуаций, влиянием на уровень притязаний и самооценку, возможностью вести совместную работу с родителями, возможностью привлечения специалистов по профилактике правонарушений. Сам процесс воспитания и перевоспитания подростков девиантного поведения при организации досуга может принести результативность только в том случае, если весь воспитательный процесс строится на нравственно-правовых основах, направленных на воздействие моральных качеств личности подростка. В программе «Путь к успеху» предусмотрена новая образовательная (педагогическая) модель – это социальное проектирование. Главной целью социального проектирования является подготовка подростков к ответственной и осмысленной деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе: «От того, что и как я делаю, как веду себя, зависит судьба моя, моих родных и близких, судьба моей страны; за все я отвечаю, все я должен делать по закону и совести». Таким образом, «социальное проектирование ориентирует подростков, относящихся к группе риска, на понимание социальных ими социальных проблем и явлений, на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней» [45, с. 25].В основе программы «Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения» четко конкретизирована цель: максимум профилактики употребления наркотических веществ, то есть полный отказ от них детей и подростков. Выполнение задач профилактической работы включает три компонента: образовательный, психологический и социальный. Образовательный компонент имеет два пути: специфический путь, направленный на пополнение знаний и представлений о действии наркотических веществ, способных изменить сознание подростков и привести к заболеваниям всего организма. Неспецифический путь ведет к обретению знаний об особенностях развития психических феноменов, к формированию навыков заботы о своем здоровье. Говоря иначе, неспецифический путь формирует у каждого подростка развитую концепцию самопознания. Психологический компонент предполагает коррекцию определенных психологических особенностей детей подросткового возраста, создающих предпосылки к употреблению наркотиков и формированию зависимости. В основе психологического компонента – формирование у подростков группы риска адекватной самооценки, умения сказать «нет» в критической ситуации. Социальный компонент направлен на формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и «комфортного существования в обществе». Все эти компоненты способствуют созданию программ нового поколения, в которых должны быть предусмотрены другие (интерактивные) формы общения с подростками: это важный фактор для обучения новых форм поведения, для формирования стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно принимать решение и ответственно относиться к окружающему миру. [40, с. 35] Сложность педагогической работы по профилактике наркотиков, а порой безрезультативность этой работы вполне объяснима: социолог М.Е. Позднякова утверждает, что для профилактики наркомании в нашей стране не созданы условия (особенно в школах) и не до конца изучен уровень «зараженности подростковой среды». Её выделено две группы подростков: первая группа – это настоящие наркоманы, которых надо лечить; вторая группа – это «пробовальщики», с которыми можно вести профилактическую работу. Этой работой должны заниматься социальные работники, психологи и наркологи. [14, с. 37]Профилактическая программа, разработанная под руководством В. Лисовского, представляет особый интерес, так как она состоит из конкретных проектов, направленных на оказание помощи наркозависимым и профилактику в подростковой среде. Эффективность реализации программы состоит в мониторинге, то есть в постоянном отслеживании проблемы наркомании, в анализе внешних факторов. Надо отметить, что довольно часто традиционные методы работы в подростковой среде не дают результатов, достоверной информации о количестве подростков, которые один раз попробовали наркотики и постоянно употребляют наркотические вещества. Профилактическая работа невозможна без создания системы реабилитационных учреждений, в которые бы наркозависимые шли с желанием, не боясь нотаций и огласки, именно в этих учреждениях подростки могут пройти психотерапию, арттерапию. Профилактика должна способствовать уничтожению мифов о наркотиках и наркоманах, в основе всех проводимых мероприятий в школьной среде должна быть пропаганда здорового образа жизни, контрпропаганда наркотиков. Создалась необходимость введения обязательного факультативного курса в образовательном процессе для учащихся старших классов, направленная на наркотическую профилактику.Каждая программа предлагает свои методы работы, но их можно объединить в единое целое: это групповая работа, психологические тренинги, дискуссии, ролевые, правовые и интерактивные игры, психогимнастика, «Круглые столы», элементы индивидуальной и групповой психотерапии, конкурсы нравственно-правовой тематики с учетом возраста, родительские лектории и занятия с использованием интерактивных технологий для педагогов. Реальным примером должна послужить специализированная Служба профилактики наркозависимости Санкт-Петербурга, в которой постоянно работает телефон доверия по проблемам наркотической зависимости, проводятся образовательные мероприятия для сотрудников школ, лицеев, колледжей, консультации по созданию профилактических программ, тренинги и семинарские занятия. Кроме этого предусмотрено индивидуальное консультирование психологов с родителями и подростками из группы риска, проводятся социологические исследования и разрабатываются методические рекомендации для профилактической работы в общеобразовательных учреждениях. [30, с. 290-293] Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических веществ. [22] В статье 40 закона Уголовного Кодекса запрещено употребление любого наркотического средства без назначения врача-специалиста. Согласно этому закону у нас в государстве отсутствует реклама наркотиков, но одновременно с этим, не имеет влияния на популярные журналы, статьи в Интернете, связанные с освещением наркотиков, их разновидностями. Попадая в среду наркоманов, подростки с любопытством слушают о «чудесах наркотиков», это вызывает интерес и желание попробовать наркотик. Поэтому стратегия профилактики - это деятельность педагогов и психологов, направленная на добровольный выбор школьниками здорового образа жизни. Этого можно достичь, используя приоритетные направления в работе с подростками, имеющими аддиктивные формы поведения.Все общественные силы России во главе с президентом Д. Медведевым озабочены возросшей угрозой распространения наркотиков в нашей стране. Президент Д. Медведев [44] призвал искать более действенные меры в профилактике пагубных привычек среди молодежи и адаптации молодых людей (особенно детей подросткового возраста), больных наркоманией к нормальной жизни. «Этой деятельностью должны заниматься все силы в обществе, заниматься, - по замечанию президента, - не формально, а по существу». Президент выразил надежду на то, что большое содействие в решении проблем наркомании в России окажут государственные и религиозные структуры, благотворительные организации. Им были приведены такие статистические данные: более 117 тысяч детей и 122 тысяч подростков страдают наркологическими расстройствами. Исходя из вышесказанного, следует, что антинаркотическая политика нашего государства имеет три важных направления:- социальная политика, которая направлена на профилактику, лечение и реабилитацию подростков группы риска;- информационная политика, включающая пропаганду знаний о наркотиках, их координацию, знание концепции лидирующих молодежных субкультур;- уголовно-правовая политика, направленная на предупреждение преступности, на пресечение преступности, на исполнение наказания.Выводы по второй главеТаким образом, 1. В ходе исследования теоретического и практического материала было определено, что наркомания – это болезнь, это одна из форм отклоняющегося поведения, это специфический образ жизни. Её главными причинами являются: социально-экономический кризис в государстве, деградация общества, ведущая к изменению нравственных ценностей и норм морали, разрушение традиционных институтов воспитания, отсутствие системы досуга подростков, доступность наркотиков, безнаказанность людей, занимающихся торговлей наркотиками.2. В основе всех причин употребления подростками наркотиков лежат мифы о наркотиках: что от наркотической зависимости можно избавиться в любое время, что наркотики – это удел творчески одаренных личностей, что наркотики являются частью молодежной культуры, что в жизни надо все попробовать. 3. По утверждению директора Федеральной службы России по наркоконтролю В. Иванова, наркоманов в России больше, чем в странах Евросоюза. Статистические данные исследования социологов утверждают, что за последние 20 лет Россия не просто «подсела на иглу», но и стала лидером по употреблению афганских опиатов. Ежегодно от наркотиков в России умирает 30 тысяч человек. [2] Эта статистика заставляет рассматривать наркоманию, как болезнь, быстро развивающую в конкретной группе. Наркозависимый не может существовать изолированно: вокруг него образуется группа, употребляющая наркотики. Поэтому вести борьбу надо не на стадии сформированной наркотической зависимости, а на этапе появления интереса к наркотикам.4. В основе профилактической работы с подростками аддиктивного поведения лежит комплексная система мероприятий, которая включает реальную помощь психологов, социальных работников, правоохранительных органов. Педагоги и психологи, работающие с подростками из группы риска сами должны обладать качествами зрелой личности.ЗаключениеИзучение девиантного поведения и его профилактика было представлено в трудах великих педагогов двадцатого века А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Их опытно-экспериментальная деятельность заложила основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с трудновоспитуемыми подростками. Позднее проблемы таких детей были рассмотрены в трудах психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей: в основе их положений возрастные психологические особенности развития детей и подростков на разных этапах, включая кризисные периоды развития.Арзуманян С.Д., Беличева С.А. к подросткам с отклоняющимся поведением используют термин «асоциальный». По их мнению асоциальное поведение – это поведение подростков, при котором устойчиво проявляется отклонение от социальных норм: эти отклонения могут носить агрессивный или социально-пассивный характер. С.А. Беличева, рассматривая социальные отклонения подростков корыстной направленности, связывает правонарушения с их желанием получить материальную, денежную выгоду. Это может проявиться в виде уголовно-наказуемых действий, в виде правопроступков и аморального поведения. Агрессивное поведение проявляется чаще всего во взаимоотношениях с одноклассниками: это может быть оскорбление личности, гулиганство, драка. Социально-пассивное поведение заключается в уклонении от своих гражданских обязанностей, нежелания решать как личные, так и социальные проблемы. Подростки такого типа склонны к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических средств [5, с. 25] Отмечено, что аддиктивное поведение характеризуется стремлением подростков уйти от реальных жизненных проблем искусственным путем. Меняя с помощью веществ свое психическое состояние, подростки начинают чувствовать иллюзию безопасности. Это состояние представляет для старшеклассников серьезную угрозу для здоровья, длс межличностных отношений.[29, с. 117] Современные прогнозы распространения и развития наркомании в России свидетельствуют о динамике её роста, об омоложении среды молодежи с наркотической зависимостью. Исследования последних десятилетий определили причины употребления наркотиков детьми и подростками: это социально-экономические причины, связанные с интеграцией нашего государства в мировую рыночную систему, это наши региональные причины, связанные с запретом наказания лиц, распространяющих наркотики. Среди всех причин особое место занимают социальные: это семейная атмосфера, социальная среда обитания, это средства массовой информации, это неуспешная адаптация подростков к новым , изменившимся условиям жизненных ситуаций. В процессе исследования был проведен опрос подростков в возрасте 15-17 лет, учащихся общеобразовательных учреждений. Выборка детей определила две группы: экспериментальную и контрольную В экспериментальную группу подростков (в количестве 25 человек) вошли учащиеся разных классов, употребляющие наркотики и стоящие на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних. В контрольную группу подростков (в количестве 25 человек) вошли школьники двух классов, не имеющих аддиктивных форм поведения. Было доказано, что между этими двумя группами подростков существует большая разница по отношению к наркотикам. Это объясняется тем, что в контрольной группе сформированы защитные факторы, которые являются противоположностью факторам риска. Анализ полученных данных позволил доказать гипотезы, предположенные в результате теоретического исследования проблем наркомании:1. Личностная сфера подростков, употребляющих наркотики, отличается от подростков нормального поведения: подростки, страдающие наркоманией отличаются коммуникативными навыками, утратой нравственных ориентиров и повышенным уровнем мотивации к самоутверждению. Подростки, не имеющие отклонения в поведении, имеют активную жизненную позицию, цель и желание получить профессиональное образование.2. Подростки каждой группы (экспериментальной и контрольной) обладают высоким уровнем информированности о наркотиках, но при этом, подростки первой группы равнодушно относятся к распространению наркотических веществ в молодежной среде и недооценивают последствия наркомании в России. Подростки второй группы негативно относятся к наркотикам, многие из них считают, что наркотики – это удел слабых и безвольных людей.3. Педагоги, психологи и родители готовы участвовать в антинаркотической профилактике детей, но не владеют методами ведения профилактической работы. Поэтому возникает необходимость создания профилактических центров, способных оказать профессиональную помощь педагогическим коллективам. Только после этого педагоги в совместной деятельности с социальными службами и правоохранительными органами могут вести профилактику наркотической зависимости с учетом современных молодежных субкультур.Таким образом, цели, задачи и гипотезы исследования достигнуты.Список используемой литературы1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.2. Антинаркотическое сообщество: приоритеты борьбы / Материалы совещания наркологов РФ. - Пока не поздно. – 2009. - № 15 (243).3. Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 1999. – 304с.4 Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 1998. – 304с.5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии/С.А. Беличева. - М.: Эксмо, 1998.- 245 с.6. Буркин М.М. Наркомания и токсикомания. – Введение в наркологию. – Петрозаводск, 1999.7 Белоусов С. Психология страха смерти / С. Белоусов. – СПб, 2000. – 28с.8. Богданович Л.А. Белый ужас / Л.А. Богданович. – М., 1998. – 141с.9. Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.10. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).11. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1999. – 107с.12. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с немец. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр Академия, 2007. – 207с.13. Грачев Б.П. Постоять за себя / Б.П. Грачев. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2001. – 160с.14. Гурски С. Внимание – наркомания / С.Гурски. – М.: Медицина, 2008. – 144с.15. Джонсон В. Как заставить наркомана лечиться / Перевод с англ. Н. Ляпковой. – М.: В. Секачев, 2000. – 128с.16. Домрачеев А.П. Потерянное детство / А.П. Домрачеев. – Новосибирск: Изд-во ООО РИФ, 2009. – 175с.17. Дубровский Р.Г. Профилактика наркомании на уровне муниципального образования. - Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).18. Иванец Н.Н. Героиновая наркомания / Н.Н. Иванец, М.А. Винникова. – М.: Медпрактика, 2000. – 122с.19 Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170с.20. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2002. – 170с.21. Колонтаевская Е.А. Выявление и коррекция педагогической запущенности школьников в общеобразовательных учреждениях / Е.А. Колонтаевская. – М.: Изд. центр Академия, 2010. – 164с.22. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. - М., 2001. (Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2001, № 619).23. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков/В.В. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2001.- 185с.24. Короленко Ц.П. , Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: Академический проект, 2000.25. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития. - Обозр. психиат. и мед. психол., 2001. - № 1.26. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998.27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – 464с.28. Кушаев Н.А. Мир детства: Подросток / Н.А. Кушаев. – М., 1999. – 520с.29. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие/Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.30. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519с.31. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 1999. – 350 с.32. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2004. – 794с.33. Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики. - Пока не поздно. – 2009. - № 10 (234).34. Маркова Н.Е. Интервенция культур. - Пока не поздно. – 2009. - № 7 (232), № 10 (235)35. Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России. – Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).36. Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом. - Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 184с.38. Реан А.А. Психолого-педагогическая служба школы / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 245с.39. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).40. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 144. – (Психология для всех).41. Савина Е.С. Социально-педагогическая запущенность детей: Проблемы и пути их решения / Е.С. Савина. – М., 2009. – 104с.42. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Технология работы с проблемными детьми в массовой школе: Учебное пособие для студентов / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2000. – 176с.43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.44. Соловьева В.М. Молодёжь и наркотики. - Пока не поздно. – 2010. - № 7 (224).45. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.46. Федеральный закон «Об образовании» / Вестник образования – 2001.- № 1.47 Хрипкова А.Г. Психологические особенности подросткового возраста / А.Г.Хрипкова. – М., 2003. – 89с.48. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М., 2001. – 98с.49. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников/В.В. Шабалина. – СПб.: Сова, 2001. – 599 с.50. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной поддержки и помощи / Т.И. Шульга – М, 2004.- 180с.Приложение 1Психолого-педагогическая характеристика личности школьника1. Личные данные: класс, возраст, пол, род занятий. 2. Условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи, кто в семье лидер, семейный климат. 3. Социальное происхождение родителей (профессия, занимаемая должность отца, матери).4. Уровень образования отца и матери.5. Материальная обеспеченность семьи: ниже прожиточного минимума, средняя, высокая.6. Характеристика межличностных отношений подростка в классе (школе): - сколько лет учится в данном классе, школе; - отношение к просьбам, поручениям; - авторитетен, активен или пассивен;- проявление комфортности в поведении; - устойчивый круг друзей; - отношение к отрицательным социальным явлениям.6. Особенности эмоционально-волевой сферы: - эмоциональные реакций на педагогические воздействия; - устойчивость моральных и нравственных качеств личности.7. Педагогические выводы: необходимые мероприятия с целью преодоления педагогической запущенности и формирования положительных качеств личности. Приложение 2Бланк шкал самооценки СпилбергераФамилия, имя _______________________________ Школа _______ Возраст________ Класс ______ Дата проведения_______- Прочтите утверждения и выберите вариант ответа.- Обведите кружком выбранную цифру справа – она должна соответствовать личному эмоциональному состоянию.Шкала ситуативной тревожностинет, это не такпожалуй, такверносовершен.верно1Я спокоен12342Мне ничто не угрожает12343Я нахожусь в напряжении12344Я внутренне скован12345Я чувствую себя свободно12346Я расстроен12347Меня волнуют возможные неудачи12348Я ощущаю душевный покой12349Я встревожен123410Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения123411Я уверен в себе123412Я нервничаю123413Я не нахожу себе места123414Я взвинчен123415Я не чувствую скованности, напряжения123416Я доволен123417Я озабочен123418Я слишком возбужден и мне не по себе123419Мне радостно123420Мне понятно4321Шкала личностной тревожностиникогдапочти никогдачастопочти всегда21У меня бывает приподнятое настроение123422Я бываю раздражительным123423Я легко могу расстроиться123424Я хотел бы быть удачливым, как другие123425Я сильно переживаю неприятности и не могу их забыть123426Я чувствую прилив сил, желание что-либо сделать123427Я спокоен, хладнокровен, собран123428Меня тревожат предстоящие трудности123429Я очень переживаю из-за пустяков123430Я бываю счастлив123431Я все принимаю близко к сердцу123432Мне не хватает уверенности в себе123433Я чувствую себя беззащитным123434Я избегаю критических ситуаций123435У меня бывает хандра123436Я бываю довольным123437Пустяки отвлекают меня и волнуют123438Часто я чувствую себя неудачником123439Я уравновешенный человек123440У меня появляется чувство беспокойства, если я думаю о делах1234Ключ к шкале ситуативной тревожностиШкала ситуативной тревожностиНомер сужденияОтветы Номер сужденияОтветы 14, 3, 2, 1114, 3, 2, 124, 3, 2, 1121, 2, 3, 431, 2, 3, 4131, 2, 3, 441, 2, 3, 4141, 2, 3, 454, 3, 2, 1154, 3, 2, 161, 2, 3, 4164, 3, 2, 171, 2, 3, 4171, 2, 3, 484, 3, 2, 1181, 2, 3, 491, 2, 3, 4194, 3, 2, 1104, 3, 2, 1204, 3, 2, 1Ключ к шкале личностной тревожностиШкала личностной тревожностиНомер сужденияОтветы Номер сужденияОтветы 214, 3, 2, 1311, 2, 3, 4221, 2, 3, 4321, 2, 3, 4231, 2, 3, 4331, 2, 3, 4241, 2, 3, 4341, 2, 3, 4251, 2, 3, 4351, 2, 3, 4264, 3, 2, 1364, 3, 2, 1274, 3, 2, 1371, 2, 3, 4281, 2, 3, 4381, 2, 3, 4291, 2, 3, 4394, 3, 2, 1304, 3, 2, 1401, 2, 3, 4Приложение 3Анкета «Социальные проблемы и наркозависимость»1 часть. Ответы на вопросы первой части имеют три варианта: «Да – нет – не знаю».1. Надо ли лечить пристрастие к табаку?2. Приводит ли употребление «травки» к формированию наркотической зависимости?3. Единичные пробы наркотиков безобидны?4. Может ли человек, принимая наркотики, сам отказаться от них?5. Считаете ли вы наркоманию социальной болезнью, угрожающей всему человечеству?2 часть - для подростков-наркоманов:6. Где вы впервые попробовали наркотики?7. Где вы обычно покупаете наркотики?8. Какие наркотические вещества вам приходилось употреблять?9. Как часто вы употребляете наркотики?10. Считаете ли вы себя наркоманом?2 часть – для подростков, не имеющих аддиктивных форм поведения:6. Бывали ли в вашей жизни безвыходные ситуации? Например?7. Что вы предпринимаете в критических ситуациях?8. Откуда вы узнали о наркотиках?9. Предлагали ли тебе какие-либо наркотические средства?10. Как вы поступите, если вам предложат наркотики?Приложение 6Таблица 3. - Статистические данные экспериментальной и контрольной группы по методике Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) «Ситуативная и личностная тревожность» Экспериментальная группаКонтрольная группаИмя СТ (баллы)ЛТ (баллы)Имя СТ (баллы)ЛТ (баллы)Иван Б.4844Игорь Б.4243Сергей В. 4340Рустам Б.4441Анна Д.5256Стас В.4663Елена З.6056Коля Г.4838Алексей К.4848Денис Е.4634Алена К.5452Роман К.4240Витя Л..3538Игорь К.3842Влад М.6244Олег Л.3648Игорь Н.5356Лена М.4346Олег Н.4840Оля М.5641Игорь П.6042Галя П.5650Андрей П.4069Радик П.5148Артем Р.3849Марат Р.5646Тарас Р.4260Влад Р.3830Арсен С.6368Витя Р.3830Галя С.6468Вова С.4228Влад Т.7038Паша С.4028Слава Т.7062Саша С.4230Таня У.6264Стас Т.3038Стас Ф.6248Дима Т.2836Рустам Х.5450Вова Т.2442Сергей Х.5452Настя Ю.4251Игорь Ч.4840Сергей Ш.4446Коля Я.5351Ада Ш.5646Антон Я.5348Андрей Я.4038СТ – ситуационная тревожность, ЛТ – личностная тревожностьПриложение 7Таблица 4. – Расчеты результатов эксперимента№ГруппыОтклонение от среднегоКвадраты отклонения XY14842-5,44-0,7229,590,5224344-10,441,28108,991,6435246-1,443,282,0710,76460486,565,2843,0327,8854846-5,443,2829,5910,76654420,56-0,720,310,5273538-18,44-4,72340,0322,28862368,56-6,7273,2745,1695343-0,440,280,190,08104856-5,4413,2829,59176,361160566,5613,2843,03176,36124051-13,448,28180,6368,56133856-15,4413,28238,39176,36144238-11,44-4,72130,8722,281563389,56-7,7291,3959,6016644210,56-0,72111,510,5217704016,56-2,72274,237,4018704216,56-0,72274,230,521962308,56-12,7273,27161,802062288,56-14,7273,27216,682154240,56-18,720,31350,442254420,56-0,720,310,52234844-5,441,2829,591,64245356-0,4413,280,19176,36255340-0,44-2,720,197,40Сумма13361068--32178,071722,40Среднее53,4442,72--0,12Приложение 8Таблица 5 – Распределение Стьюдентаfp0.800.900.950.980.990.9950.9980.99913.07706.313012.706031.82063.656127.656318.306636.61921.88502.92004.30206.9649.92414.08922.32731.59931.63772.353403.1824.5405.8407.45810.21412.92441.53322.131802.7763.7464.6045.5977.1738.61051.47592.015002.5703.6494.03214.7735.8936.86361.43901.9432.44603.14203.70704.3165.20705.95871.41491.89462.36462.9983.49954.22934.7855.407981.39681.85962.30602.89653.35543.8324.50085.041391.38301.83312.26222.82143.24983.68974.29684.780101.37201.81252.22812.76383.16933.58144.14374.5869111.3631.7952.2012.7183.1053.4964.0244.437121.35621.78232.17882.68103.08453.42843.9294.178131.35021.77092.16042.65033.11233.37253.8524.220141.34501.76132.14482.62452.9763.32573.7874.140151.34061.75302.13142.60252.94673.28603.7324.072161.33601.74502.11902.58302.92003.25203.68604.0150171.33341.73962.10982.56682.89823.22243.64583.965181.33041.73412.10092.55142.87843.19663.61053.9216191.32771.72912.09302.53952.86093.17373.57943.8834201.32531.72472.086002.52802.84533.15343.55183.8495211.32301.72002.2.07902.51702.83103.13503.52703.8190221.32121.71172.07392.50832.81883.11883.50503.7921231.31951.71392.06872.49992.80733.10403.48503.7676241.31781.71092.06392.49222.79693.09053.46683.7454251.31631.70812.05952.48512.78743.07823.45023.7251261.3151.7052.0592.4782.7783.06603.43603.7060271.31371.70332.05182.47272.77073.05653.42103.6896281.31251.70112.04842.46712.76333.04693.40823.6739291.31141.69912.04522.46202.75643.03603.39623.8494301.31041.69732.04232.45732.75003.02983.38523.6460321.30801.69302.03602.44802.73803.01403.36503.6210341.30701.69092.03222.44112.72843.95203.34793.6007361.30501.68832.02812.43452.71959.4903.33263.5821381.30421.68602.02442.42862.71163.98083.31903.5657401.3031.68392.02112.42332.70453.97123.30693.5510421.3201.6822.0182.4182.69802.69303.29603.5370441.3011.68022.01542.41412.69233.95553.28613.5258461.3001.67672.01292.41022.68703.94883.27713.5150481.2991.67722.01062.40562.68223.94263.26893.5051501.2981.67592.00862.40332.67783.93703.26143.4060551.29971.6732.00402.39602.66802.92403.25603.4760601.29581.67062.00032.39012.66033.91463.23173.4602651.29471.66861.9972.38512.65363.90603.22043.4466701.29381.66891.99442.38082.64793.89873.21083.4350801.28201.66401.99002.37302.63802.88703.19503.4160901.29101.66201.98672.38852.63162.87793.18333.40191001.29011.66021.98402.36422.62592.87073.17373.39051201.28881.65771.97192.35782.61742.85983.15953.37351501.28721.65511.97592.35152.60902.84823.14553.35662001.28581.65251.97192.34512.60062.83853.13153.33982501.28491.65101.96952.34142.59662.82223.12323.32993001.28441.64991.96792.33882.59232.82793.11763.32334001.28371.64871.96592.33572.58822.82273.11073.31505001.28301.64701.96402.33302.78502.81903.10603.3100Приложение 9Таблица 6. – Расчеты результатов эксперимента№ГруппыОтклонение от среднегоКвадраты отклонения XY14443-7,322,0853,584,3324041-11,320,08128,140,006356634,6822,0821,90487,53456384,68-2,9221,908,5354834-3,32-6,9211,0247,89652400,68-0,920,460,8573842-13,321,08177,421,1784448-7,327,0853,5850,13956464,685,0821,9025,81104041-11,320,08128,140,006114250-9,329,0886,8682,4512694817,687,08312,5850,13134946-2,325,085,3825,811460308,68-10,9275,34119,2515683016,68-10,92278,22119,2516682816,68-12,92278,22166,93173828-13,32-12,92177,42166,9318623010,68-10,92114,06119,2519643812,68-2,92160,788,53204836-3,32-4,9211,0224,21215042-1,321,081,741,172252510,6810,080,46101,61234046-11,325,08128,1425,81245146-0,325,080,1025,81254838-3,32-2,9211,028,53Сумма12831023--2259,381671,92Среднее51,3240,92--Приложение 4Таблица 1. – Социально-демографическая характеристика экспериментальной группыИмя Пол Возраст Род занятийСостав семьиСоциальное происхождение Образование отецматьотецматьИван Б.М.159 кл.полнаярабочийинтеллигенциясреднеевысшееСергей В. М.1710 кл.с матерьюслужащийсред.-спец.Анна Д.Ж.169 кл.новая: мать, отчимбезработнаясреднееЕлена З.Ж.1710 кл.с бабушкойпенсионерсред.-спец.Алексей К.М.1710 кл.с матерьюслужащийсред.-спец.Алена К.1610 кл.новая: мать, отчимбезработнаясреднееВитя Л..М.159 кл.с бабушкойпенсионерсред.-спец.Влад М.М.1710 кл.с матерьюбезработнаясреднееИгорь Н.М.169 кл.полнаярабочийслужащийсреднеесред.-спец.Олег Н.М.1710 кл.с бабушкойпенсионерсред.-спец.Игорь П.М.159 кл.с бабушкойпенсионерсред.-спец.Андрей П.М.1610 кл.с матерьюслужащийсред.-спец.Артем Р.М.169 кл.новая: мать, отчимбезработнаясреднееТарас Р.М.159 кл.с матерьюинтеллигенциявысшееАрсен С.М.1710 кл.с матерьючаст. предприн.сред.-спец.Галя С.Ж.169 кл.с матерьючаст. предприн.высшееВлад Т.М.1710 кл.с матерьючаст. предприн.сред.-спец.Слава Т.М.1710 кл.новая: мать, отчимчаст. предприн.высшееТаня У.Ж.159 кл.с бабушкойпенсионерсред.-спец.Стас Ф.М.169 кл.с матерьючаст. предприн.высшееРустам Х.М.169 кл.с бабушкойпенсионерсреднееСергей Х.М.169 кл.с бабушкойпенсионерсреднееИгорь Ч.М.179 кл.с бабушкойпенсионерсред.-спец.Коля Я.М.159 кл.с матерьюбезработнаясреднееАнтон Я.М.169 кл.новая: мать, отчимбезработнаясреднееПриложение 5Таблица 2. – Социально-демографическая характеристика контрольной группыИмя Пол Возраст Род занятийСостав семьиСоциальное происхождение Образование отецматьотецматьИгорь Б.М.169 кл.полнаяслужащийслужащийсред.-спец.сред.-спец.Рустам Б.М.1710 кл.с матерьюинтеллигенциявысшееСтас В.М.159 кл.новая: мать, отчимгос. работникисред.-спец.Коля Г.М.1610 кл.новая: мать, отчимгос. работникисред.-спец.Денис Е.М.1710 кл.с бабушкойпенсионерсреднееРоман К.М.169 кл.полнаяслужащийинтеллигенциясред.-спец.высшееИгорь К.М.169 кл.новая: мать, отчимслужащийсред.-спец.Олег Л.М.1710 кл.с матерьюслужащийсред.-спец.Лена М.Ж.159 кл.новая: мать, отчиминтеллигенциявысшееОля М.Ж.169 кл.с матерьючаст. предприн.сред.-спец.Галя П.Ж.1610 кл.полнаярабочийинтеллигенциясред.-спец.сред.-спец.Радик П.М.1610 кл.с матерьючаст. предприн.н/высшееМарат Р.М.159 кл.новая: мать, отчимслужащийсред.-спец.Влад Р.М.159 кл.полнаячаст. предприн.безработнаясреднееВитя Р.М.1710 кл.новая: мать, отчимчаст. предприн.высшееВова С.М.169 кл.полнаячаст. предприн.гос. работникивысшееПаша С.М.1710 кл.полнаячаст. предприн.служащийвысшееСаша С.М.159 кл.новая: мать, отчимчаст. предприн.н/высшееСтас Т.М.159 кл.полнаячаст. предприн.интеллигенциявысшееДима Т.М.1710 кл.полнаячаст. предприн.интеллигенциявысшееВова Т.М.169 кл.с матерьюслужащийн/высшееНастя Ю.Ж.169 кл.полнаярабочийбезработнаясред.-спец.н/высшееСергей Ш.М.169 кл.с матерьючаст. предприн.высшееАда Ш.Ж.1710 кл.полнаячаст. предприн.гос. работникивысшееАндрей Я.М.1710 кл.полнаярабочийинтеллигенциявысшее

Список используемой литературы

1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
2. Антинаркотическое сообщество: приоритеты борьбы / Материалы совещания наркологов РФ. - Пока не поздно. – 2009. - № 15 (243).
3. Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 1999. – 304с.
4 Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 1998. – 304с.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Эксмо, 1998.- 245 с.
6. Буркин М.М. Наркомания и токсикомания. – Введение в наркологию. – Петрозаводск, 1999.
7 Белоусов С. Психология страха смерти / С. Белоусов. – СПб, 2000. – 28с.
8. Богданович Л.А. Белый ужас / Л.А. Богданович. – М., 1998. – 141с.
9. Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.
10. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
11. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1999. – 107с.
12. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с немец. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Изд. центр Академия, 2007. – 207с.
13. Грачев Б.П. Постоять за себя / Б.П. Грачев. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2001. – 160с.
14. Гурски С. Внимание – наркомания / С.Гурски. – М.: Медицина, 2008. – 144с.
15. Джонсон В. Как заставить наркомана лечиться / Перевод с англ. Н. Ляпковой. – М.: В. Секачев, 2000. – 128с.
16. Домрачеев А.П. Потерянное детство / А.П. Домрачеев. – Новосибирск: Изд-во ООО РИФ, 2009. – 175с.
17. Дубровский Р.Г. Профилактика наркомании на уровне муниципального образования. - Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).
18. Иванец Н.Н. Героиновая наркомания / Н.Н. Иванец, М.А. Винникова. – М.: Медпрактика, 2000. – 122с.
19 Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170с.
20. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2002. – 170с.
21. Колонтаевская Е.А. Выявление и коррекция педагогической запущенности школьников в общеобразовательных учреждениях / Е.А. Колонтаевская. – М.: Изд. центр Академия, 2010. – 164с.
22. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. - М., 2001. (Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2001, № 619).
23. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2001.- 185с.
24. Короленко Ц.П. , Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: Академический проект, 2000.
25. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития. - Обозр. психиат. и мед. психол., 2001. - № 1.
26. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – 464с.
28. Кушаев Н.А. Мир детства: Подросток / Н.А. Кушаев. – М., 1999. – 520с.
29. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.
30. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519с.
31. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 1999. – 350 с.
32. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2004. – 794с.
33. Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики. - Пока не поздно. – 2009. - № 10 (234).
34. Маркова Н.Е. Интервенция культур. - Пока не поздно. – 2009. - № 7 (232), № 10 (235)
35. Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России. – Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
36. Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом. - Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).
37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 184с.
38. Реан А.А. Психолого-педагогическая служба школы / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 245с.
39. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
40. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 144. – (Психология для всех).
41. Савина Е.С. Социально-педагогическая запущенность детей: Проблемы и пути их решения / Е.С. Савина. – М., 2009. – 104с.
42. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Технология работы с проблемными детьми в массовой школе: Учебное пособие для студентов / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2000. – 176с.
43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.
44. Соловьева В.М. Молодёжь и наркотики. - Пока не поздно. – 2010. - № 7 (224).
45. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
46. Федеральный закон «Об образовании» / Вестник образования – 2001.- № 1.
47 Хрипкова А.Г. Психологические особенности подросткового возраста / А.Г. Хрипкова. – М., 2003. – 89с.
48. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М., 2001. – 98с.
49. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников / В.В. Шабалина. – СПб.: Сова, 2001. – 599 с.
50. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной поддержки и помощи / Т.И. Шульга – М, 2004.- 180с.

Вопрос-ответ:

Какие мотивы и причины наркомании у подростков?

Подростковая наркомания может иметь различные мотивы и причины. Одной из основных причин является стремление подростка к экспериментированию и самоутверждению. Некоторые подростки начинают употреблять наркотики из-за желания принадлежать к определенной группе или быть "крутыми" в глазах сверстников. Социальное окружение также играет важную роль - подросток, чьи друзья занимаются наркотиками, может попробовать наркотики под влиянием группы. Другими причинами наркомании у подростков могут быть семейные проблемы, стресс, низкая самооценка и отсутствие поддержки в семье и обществе.

Какие возрастные факторы являются риском для подростковой наркомании?

Существуют определенные возрастные факторы, которые могут повысить риск развития наркомании у подростков. Во-первых, подростковый возраст характеризуется стремлением к самоопределению и экспериментированию, что может привести к попыткам употребления наркотиков. Во-вторых, подростки часто ощущают недостаток социальной поддержки, особенно если у них есть проблемы в семье или отсутствует положительное социальное окружение. В-третьих, подростки еще не полностью сформировали свою личность и имеют повышенную уязвимость перед внешними влияниями. Эти факторы могут способствовать наркотической зависимости у подростков.

Какие факторы современной культуры влияют на формирование наркотической зависимости у подростков?

Современная культура может оказывать сильное влияние на формирование наркотической зависимости у подростков. Например, реклама наркотиков в СМИ или в Интернете может создавать ложное представление о наркотиках, привлекая подростков в сферу наркотической зависимости. Популярная медиа-культура, включая музыку, фильмы и видеоигры, также может способствовать формированию положительных представлений о наркотиках, что повышает вероятность их употребления среди подростков. Кроме того, доступность и легкость получения наркотиков в современном обществе также влияют на наркоманию среди подростков.

Какие мотивы и причины приводят к наркомании в подростковой среде?

В подростковой среде наркомания может быть обусловлена различными мотивами, такими как стремление к новым ощущениям и опыту, желание принадлежать к определенной группе, эмоциональная неустойчивость и стрессовые ситуации. Также влияние наркомании в подростковой среде оказывают ряд причин, таких как негативные взаимоотношения с родителями, присутствие наркотиков в окружении, доступ к наркотическим веществам и недостаток альтернативных занятий.

Какие возрастные факторы являются риском для подростковой наркомании?

У подростков наркомания может развиться в результате ряда возрастных факторов риска, таких как стремление к самоутверждению и независимости, экспериментирование и исследование новых границ, повышенная ранимость перед групповым влиянием и стремление к социальной принадлежности. Также наркоманию у подростков могут способствовать трудности в общении с ровесниками, депрессивное состояние и низкая самооценка.

Какие факторы современной культуры влияют на формирование наркотической зависимости среди подростков?

Современная культура влияет на формирование наркотической зависимости среди подростков через ряд факторов, таких как медиаизация наркотиков и их привлекательное представление в фильмах и музыке, легализация мягких наркотиков в некоторых странах, экспозиция подростков к наркотикам через интернет и социальные сети, а также глобализация и распространение наркотических веществ.

Какие личностные особенности характерны для подростков, страдающих наркоманией?

У подростков, страдающих наркоманией, могут быть выявлены такие личностные особенности, как низкая самооценка, стремление к риску и адреналиновым ощущениям, повышенная потребность во внешнем одобрении, проблемы с эмоциональной регуляцией, повышенная чувствительность к стрессу и невротизм.

Какие мотивы и причины наркомании существуют в подростковой среде?

В подростковой среде мотивы и причины наркомании могут быть различными. Некоторые подростки начинают употреблять наркотики из-за желания попробовать что-то новое, из любопытства или под влиянием сверстников. Для других подростков наркотики становятся способом справляться со стрессом, тревогой или негативными эмоциями. Еще одной причиной наркомании может быть желание принадлежать к определенной группе или среде. Кроме того, некоторые подростки могут начать употреблять наркотические вещества из-за проблем в семье, отсутствия поддержки и низкой самооценки.

Какие возрастные факторы могут быть риском для подростковой наркомании?

Возрастные факторы могут сыграть роль в развитии наркомании у подростков. В период подросткового возраста происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровне. Многие подростки ищут свое место в обществе, сталкиваются с переживаниями, тревогами и стрессом. Некоторые подростки могут начать употреблять наркотики, чтобы справиться с этими эмоциональными трудностями. Кроме того, подростки часто подвергаются влиянию сверстников, что может увеличить риск употребления наркотиков.