ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 17.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Воображение как психический процесс
Глава 2. Онтогенез воображения в норме
Глава 3. Особенности воображения у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью
Глава 4. Пути диагностики воображения дошкольников и школьников с нормальным и нарушенным интеллектом
Заключение
Список литературы
Говоря о значимости выявления творческих способностей детей, необходимо учитывать необходимость выявления и работы с одаренными детьми на ранних этапах жизни и развития. Творческое мышление является основой детской одаренности и может развиваться через решение творческих проблемных задач. Вот основные принципы развития креативного мышления: умение выделять необходимые и достаточные условия для решения проблемы, способность «отбрасывать» прошлый опыт и использовать умение видеть многофункциональность вещи, соединять противоположные идеи (Е.Торренс)[Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Адаптированный вариант. – СПб., Речь, 2006. – 176 с.].В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. Таким образом, выявление одаренности, способности к творческому мышлению, нестандартному решению проблем и заданий является одной из важных психодиагностических задач, стоящих перед школьными психологами. Для диагностики творческих способностей нами была выбрана батарея методик, которые позволяют комплексно оценить как вербальные, так и невербальные творческие способности ребенка. В качестве вербальных методик были использованы субтесты из вербальной батареи тестов Дж. Гилфорда и Е. Торренса (под редакцией Е.Е.Туник). Из семи субтестов использовались 2, наиболее привлекательные, на наш взгляд, для выбранной нами возрастной категории.Это субтест «Улучшение предмета» исубтест «Необычное использование»[Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. – Спб., 2002 — 116 с.].Улучшение предмета: Одно из достаточно сложных и показательных наблюдений. Вызывает у детей большой интерес, обладает высокой степенью валидности. В этом субтесте обследуемому предлагается высказать как можно больше идей по поводу улучшения игрушечного слона, которые могли бы сделать его более привлекательным для игры. Задание вызывает положительные эмоции, позволяет «играть» с различными спонтанными идеями. (Время выполнения – 10 минут).Необычное использование:Модификация теста Дж. Гилфорда. В этом задании бывает трудно преодолеть ригидность и уйти от тривиальных ответов, зафиксированности только на одном способе использования предмета. Здесь обследуемый должен придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок. (Время выполнения – 10 минут).Также для исследования вербальных творческих способностей был выбран тест Е.Е. Туник «Выражение». Здесь перед обследуемыми стоит задача придумать как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в этих предложениях должно начинаться с определенной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Буквы необходимо использовать только в этом порядке. Например: «Веселый мальчик смотрит кино». (Время выполнения – 10 минут)[Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления // Креативные тесты. СПб. Изд-во «Дидактика Плюс» 2002. – 44 с].Активно используется такое задание для исследования вербального воображения, как «Последовательные картинки»[Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94.].Цель: выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий; оценка вербального воображения и уровня развития речи (качества фразы, состояния лексико-грамматического строя и звукопроизношения).Инструкция: «На этих картинках изображены события одного рассказа. Все картинки перепугались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем нее закончилось. Когда разложишь картинки, составь рассказ».Стимульный материал: несколько серий, состоящих из двух-трех картинок, каждая из которых отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл. Возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала.Процедура проведения: ребенку поочередно предъявляют серии картинок. Карточки раскладывают хаотично.Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции.По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: последовательность раскладывании, способность самостоятельно составить рассказ, качество рассказа, последовательность рассказа.При необходимости оказывают дозированную помощь в раскладывании картинок. В случае, если ребенок разложил картинки неверно, не следует сразу же вносить исправления. Возможно, ребенок сможет самостоятельно заметить ошибку по ходу составления рассказа. Кроме того, при неправильном раскладе может получиться связный и по-своему логичный рассказ. Надо выслушать ребенка, а затем предложить помощь.В данном задании оценивается степень оригинальности составляемых рассказов.Проявления показателя:рассказы содержат элементы творчества;рассказ строго соответствует изображенному на картинке сюжету (рассказы различны по схеме изложения);рассказы составлены по шаблонной схеме.Для исследования невербальных способностей была использована батарея так называемых «Фигурных», или «Образных» тестов Е.Торренса, среди которых субтест «Незавершенные фигуры» и субтест «Повторяющиеся фигуры» (модификация Е.Е. Туник «Повторяющиеся линии»)[Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления // Креативные тесты. СПб. Изд-во «Дидактика Плюс» 2002. – 44 с.]. Незавершенные фигуры: Это задание было сконструировано Е. Торренсом из нескольких других тестов. Из гештальт-психологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, что создать в этом субтесте оригинальный ответ, необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять предлагаемых фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы. В задании, соответственно, предлагается завершить незаконченные рисунки по собственному усмотрению. Всего их 10.(Время выполнения – 10 минут)[Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1990. – 192 с.].Повторяющиеся фигуры:Задание сходно с предыдущим, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому здесь необходимо постоянно преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи. Стимульным материалом данногосубтеста являются 20 кругов. На основе каждого круга необходимо создать какое-либо изображение. Всего изображений, которые необходимо закончить – 8. (Время выполнения – 10 минут).Также для исследования невербальных творческих способностей был выбран графический тест Э. Вартегга.В этом тесте обследуемому также необходимо закончить начатые рисунки на свое усмотрение. В этом субтесте незавершенных рисунков 8. Для исследования невербального воображения практические психологи используют такое задание, как «Обведи и дорисуй»[Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. – М.: ИНТОР, 2005. – 48 с.].Цель: выявление уровня невербального воображения, креативности; оценка состояния графомоторныхнавыков; определение наличия и характере речевого сопровождения.Инструкция: «Перед тобой лежат фигурки. Назови их. Возьми любые фигурки, обведи их фломастерами, дорисуй что-нибудь так, чтобы получились картинка».Стимульный материал: геометрические фигурки-шаблоны (круг, квадрат, треугольник), изготовленные из картона, фломастеры, лист бумаги.Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку мы пол нить задание согласно инструкции.По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: уровень развития невербального воображения, ведущая рука, уровень развития моторной функции руки, стереотипность, шаблонность мышления, речевая регуляция деятельности.При необходимости ребенку оказывается помощь.Следует отметить, что для оценки как вербальных, так и невербальных способностей, используется четыре основных показателя.Показатель беглости: отражает способность к генерированию большого числа идей, которые соответственно могут быть выражены или в словесных формулировках, или в виде рисунков. Этот показатель измеряется количеством результатов, которые соответствуют требованиям задания. Этот показатель полезен тем, что позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют по этой шкале получить высокий балл, хотя такие ответы приводят в то же время к низким показателям по гибкости, оригинальности и разработанности. Если значения по этому критерию низкие, это можно связать с высокой разработанностью ответов в рисуночных заданиях. Однако это также может быть характерно у инертных, заторможенных испытуемых или тех, кто подошел к выполнению задания с недостаточно высокой мотивацией[Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей.М.,1985]. Показатель гибкости позволяет оценить способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, используя разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценивать этот показатель в отношении к показателю беглости, так как один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количествевыдвинутых идей. Низкие показатели по критерию гибкости могут говорить о вязкости, ригидности мышления, низкой информированности или мотивации. Высокие же значения означают, как правило, противоположные характеристики. Следует учитывать, что показатели гибкости в вербальных и невербальных тестах могут не совпадать: гибкость в действиях и образах не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере[9].Критерий оригинальности характеризует способность к выдвижению идей, которые отличаются от очевидных, банальных и твердо укорененных. Те, кто получают высокие баллы по критерию оригинальности, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и не конформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» и «прорывы» при поиске решения. Однако это не означает импульсивности – оригинальность решений означает способность избегать очевидных и тривиальных ответов. При анализе может быть интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности, так как могут быть обнаружены различные варианты сочетаний. Критерий разработанности, или детализации идей, используется только для оценки невербальных (образных) тестов, однако он все равно считается достаточно эффективным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокий успеваемостью и для тех, кто склонен к изобретательской, конструктивной деятельности. Так как задания ограничены по времени, бывает необходимо соотнести показатель беглости и показатель разработанности. Так как тот, кто разрабатывает каждую идею детально, вероятно, жертвует количеством идей. С целью изучения воображения у детей с отклонениями в развитии и, в частности у детей с умственной отсталостью, часто применяются следующие методики и задания: тест Роршаха, методика Торренса, сочинение детьми рассказа или сказки, последовательные картинки и др.Творческое воображение оценивается с помощью критериев: принятие ребенком задачи (понимают ли дети, что от них требуется); способность использовать образы восприятий, памяти; владение способами творческойдеятельности, способность к перекомбинированию образов; их продуктивность и вариативность; оригинальность; эмоциональная насыщенность созданных образов и др.ЗаключениеСовременное общество требует творчески развитую личность, способную решать задачи в нестандартных ситуациях. Творчество невозможно и без такого психического процесса как воображение.Сензитивным периодом становления творческого воображения считается дошкольный и младший школьный возраст.Существует несколько точек зрения на воображение. Но несмотря на это, все психологи выделяют функции, виды воображения.В своем развитии воображение проходит ряд этапов от пассивного к активному. Воображение связано со всеми психическими процессами. В наибольшей степени влияние воображение оказывает на речевое и умственное развитие, которые, в свою очередь, так же способствуют его развитию.Соответственно, уровень развития воображения у детей с ЗПР и умственной отсталостью недостаточный для полноценного овладения учебной деятельностью.В специальной психологии вопросы становления и развития воображения у детей с недостатками умственной деятельностиизучена недостаточно. Практически отсутствуют фундаментальные исследования возрастной динамики, сравнение с нормально развивающимися сверстниками. Соответственно, не разработаны с этой целью вариабельные программы диагностики развития творческого воображения; не прослежены при этом общие и специфические особенности творческого воображения у обеих детских категорий; не изучались индивидуальные различия детей; почти нет специальных исследований по коррекции процесса развития творческого воображения у детей с ЗПР и умственно отсталых детей.К особенностям воображения у детей с ЗПР и умственной отсталостью относят пролонгированный этап пассивного воображения, фрагментарность, стандартизацию, шаблонность воображаемых образов и ситуаций, трудность, а иногда и невозможность создания воображаемый ситуаций и образов. Низкий уровень развития воображения отрицательно сказывается на учебной и художественно-творческой деятельности.На современном этапе диагностики воображения существует достаточно большое количество заданий исследования вербального и невербального воображения. Большую часть заданий представлено в работах Дж. Гилфорда и Е. Торренса.Таким образом, цель достигнута, задачи решены.Список литературыАртамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва —Воронеж, 1995.Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. -Вопросы психологии, 1983, 2, с.43-50. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М., 2004. – 310 с.Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. Методическое руководство / Ю.Б. Гатанов. – СПб.: Иматон, 1999. – 59 с.Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов. – РнД.: Феникс, 2009. – 283 с. Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. № 5, с. 97-102.Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. – М., 2006. – 516 с.Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга (практическое руководство). - Смысл, 2004. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошк.учреждений – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орел: МП Простор, 1992. – 120 с.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. – М.: ИНТОР, 2005. – 48 с.Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. - М., 2002. - 320 с.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.,1985.Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000. – 220 с.Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой психического развития //Дефектология. –1998. -№4, с. 55-58Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 420 с.Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94.Петровский А.В. Воображение / Общая психология. – М., 1977.- 479 с. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 448 с. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.,1996.Половинкина Е. А. Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе/ Е. А. Половинкина // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 306-310Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»Психология детей с задержкой психического развития./Сост. Защиринская О.В. - СПб., 2003. – 432 с.Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1990. – 192 с.Рубенштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1989. – 192 с.Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР// Дефектология,1988.- №2 — с 3Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 10. – С.69-72. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Адаптированный вариант. – СПб., Речь, 2006. – 176 с. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления // Креативные тесты. СПб. Изд-во «Дидактика Плюс» 2002. – 44 с.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. – Спб., 2002 — 116 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Институт практической психологии, 2001. – 416 с.Юдина В.А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореферат.- Нижний Новгород, 2010. – 45 с.
1.Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
2.Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.
3.Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999.
4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва —
Воронеж, 1995.
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
6.Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. -Вопросы психологии, 1983, 2, с.43-50.
7.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М., 2004. – 310 с.
9.Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. Методическое руководство / Ю.Б. Гатанов. – СПб.: Иматон, 1999. – 59 с.
10.Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов. – РнД.: Феникс, 2009. – 283 с. http://www.knigochei.ru/go.php?go=14265430
11.Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. № 5, с. 97-102.
12.Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. – М., 2006. – 516 с.
14. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга (практическое руководство). - Смысл, 2004.
15. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошк.учреждений – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
16.Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орел: МП Простор, 1992. – 120 с.
17.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. – М.: ИНТОР, 2005. – 48 с.
18.Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. - М., 2002. - 320 с.
19.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.,1985.
20.Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000. – 220 с.
21.Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой психического развития //Дефектология. –1998. -№4, с. 55-58
22.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 420 с.
23.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
24. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94.
25. Петровский А.В. Воображение / Общая психология. – М., 1977.- 479 с.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 448 с.
27.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.,1996.
28.Половинкина Е. А. Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе/ Е. А. Половинкина // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 306-310
29.Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985
30.Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
31.Психология детей с задержкой психического развития./Сост. Защиринская О.В. - СПб., 2003. – 432 с.
32.Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1990. – 192 с.
33.Рубенштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1989. – 192 с.
34.Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР// Дефектология,1988.- №2 — с 3
35.Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 10. – С.69-72.
36. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
37.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Адаптированный вариант. – СПб., Речь, 2006. – 176 с.
38.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления // Креативные тесты. СПб. Изд-во «Дидактика Плюс» 2002. – 44 с.
39.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. – Спб., 2002 — 116 с.
40.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Институт практической психологии, 2001. – 416 с.
41.Юдина В.А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореферат.- Нижний Новгород, 2010. – 45 с.
Вопрос-ответ:
Как влияет интеллектуальная недостаточность на воображение школьников?
Интеллектуальная недостаточность может оказывать существенное влияние на развитие и функционирование воображения у школьников. Дети с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать затруднения в формировании образов, аналогий, фантазий и пространственного мышления. Это связано с ограничениями в познавательных процессах и недостаточным уровнем развития когнитивных функций.
Как происходит развитие воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью?
У детей с интеллектуальной недостаточностью развитие воображения может происходить медленнее и с затруднениями. Они могут испытывать ограничения в способности создавать внутренние образы и символические представления. Однако с помощью специальных методик и тренинговых программ можно стимулировать развитие воображения и компенсировать некоторые недостатки.
Какие особенности воображения у детей с задержкой психического развития?
У детей с задержкой психического развития наблюдаются особенности в развитии воображения. Они могут иметь ограниченные возможности для создания образов и символических представлений. У них часто отсутствуют ассоциативные связи, метафорическое мышление и способность к абстрактному мышлению. Важно помнить, что каждый ребенок с задержкой психического развития уникален и требует индивидуального подхода при работе с его воображением.
Как проводится диагностика воображения у школьников?
Диагностика воображения у школьников может проводиться с помощью различных методик и тестов. Одна из наиболее распространенных методик - это использование заданий на создание образов и символических представлений. Через анализ результатов таких заданий можно определить уровень развития воображения у школьников и выявить их творческие потенциалы. Важно проводить диагностику с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Что такое воображение и какое значение оно имеет в психическом развитии школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Воображение - это психический процесс, который позволяет человеку создавать и моделировать представления о вещах, событиях, людях и т. д., которых нет в данный момент в реальности. У школьников с интеллектуальной недостаточностью воображение играет важную роль в развитии их познавательных, эмоциональных и коммуникативных способностей. Они с помощью воображения могут лучше понимать и воспринимать окружающий мир, а также развивать свои творческие и концептуальные способности.
Каковы особенности воображения у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью?
У детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью наблюдаются особенности в развитии воображения, которые отличаются от нормы. Их воображение может быть менее разнообразным и активным, а также иметь определенные ограничения в возможности создавать и модифицировать представления. У таких детей может быть затруднена абстрактная мысль и способность к символическому мышлению. Однако, это не значит, что у них отсутствует воображение, оно просто может развиваться по-другому и требует особого подхода и поддержки в образовательном процессе.
Как можно диагностировать особенности воображения у школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Диагностика особенностей воображения у школьников с интеллектуальной недостаточностью может проводиться с помощью различных методов и инструментов. Это может быть использование специализированных тестов и заданий, а также наблюдение за активностью и качеством воображения в разных ситуациях. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и возможности, чтобы адаптировать методики диагностики под его потребности.
Что такое воображение и каково его значение для школьников с интеллектуальной недостаточностью?
Воображение - это психический процесс, который позволяет создавать образы и представления о предметах и явлениях, которые в данный момент не воспринимаются непосредственно. Для школьников с интеллектуальной недостаточностью воображение имеет особую важность, так как они могут испытывать трудности с абстрактным мышлением и адаптацией к новым ситуациям. Воображение помогает им развивать творческое и ассоциативное мышление, а также улучшает их способность к самовыражению и общению.
Какие особенности воображения у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью?
У детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью часто наблюдаются особенности в развитии воображения. Они могут испытывать трудности с формированием и поддержанием более сложных и абстрактных образов и представлений. Также у них может быть ограниченная способность к творческому мышлению и фантазии. Однако, с помощью специальной психологической работы и развивающих методик, дети с задержкой психического развития могут развивать свое воображение и приобретать навыки ассоциативного мышления.