Журналистский развал 2-х империй: 1917, 1991 гг. Российская экстремистская журналистика о национальном вопросе
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 07.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Специфика экстремизма в 1917 году 7
1.1. Экстремизм газеты «Правда» 7
1.2. Специфика экстремизма издания «Гроза» 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экстремизм в 1991 году 22
2.1. Общая характеристика издания «Русский вестник» 22
2.2. Ведущие темы издания «Русский вестник» 23
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список литературы 30
По определению, демократическая пресса базируется на принципиально иных основах, нежели пресса тоталитарная.Во-первых, это проявляется в том, что в демократическом государстве личность выходит на первый план. Именно на нее ориентирована вся деятельность государства. Права и обязанности граждан, при этом, базируются на понимании плюрализма, при этом они не должны ущемлять права и обязанности других людей. Стоит говорить, что вмешательство государства в этой системе сводится практически к абсолютному минимуму. Однако, проблему экстремизма это не решило, а, наоборот увеличило. Ведущим в этой сфере было издание «Русский Вестник». Газета не случайно взяла название издания, выходившего в России до революции. В основе его легла идея первостепнной роли православия в русской культуре. Цель газеты, — неоднократно заявлял её покойный главный редактор А. А. Сенин, — содействовать возрождению национального самосознания русского народа как государствообразующего народа России на основе возрождения роли в обществе Русской православной церкви.Опять же в данном явлении можно увидеть становление русского самосознания, отличного от советской доктрины. Россия возвращается в русло своей культуры, в русло своей истории. Следовательно, необходимо учитывать всю специфику православия. Но такое утверждение о доминировании может быть расценено как не совсем корректная к большинству народов, ведь на территории России проживает 82 национальности. Газета была и остается в большей степени просветительской, не ставя перед собой цель опровергать другие народы и другую религию, но поясняя мир с позиции христианской культуры. Естественно также, что на рубеже веков для этой газеты было отрицание социализма и коммунизма. В полном смысле это не экстремизм, а лишь отрицание господствующей идеологии. Тем не менее, следует рассмотреть ее более подробно. 2.2. Ведущие темы издания «Русский вестник»Первой и ведущей темой этого издания становится сохранение России. Наверное, в ту пору, как никогда ранее, отчетливо чувствовалась возможность распада не только СССР, но и России как таковой. Именно поэтому призывы к объединению звучат в издании почти так же, как раньше звучали в русских газетах призывы отстоять отечество перед врагом. «С болью отмечалось, что в ряде регионов СССР уже вовсю идет гражданская война. Причем в Литве, Латвии, Эстонии. Грузии. Молдавии, Средней Азии, Казахстане националисты начали ее прежде всею против украинцев, русских, белорусов, против славян. Мы, говорили выступавшие, стали массовыми изгнанниками в своей стране. Нас убивают только за то, что мы – русские. Над русскими женщинами учиняют чудовищные бесчинства толькор потому, что они – русские. Калечат, убивают русских, украинских и белорусских детей, уничтожают наши жилища, грабят наше имущество. Только единство перед лицом российской беды, братство в годину российских невзгод смогут спасти Родину и народ, сохранить целостность Союза. Честный труд, а не социальная ловкость и прямой обман, должен стать основой богатства россиянина. Демократия труда, а не демагогия элитарных слоев должна стать основой политической власти». В этой статье поднимается одна из самых проблемных тем первого времени после распада Советского Союза – проблеме похого отношения коренных народов к, по сути, брошенным на произвол судьбы, русским людям. Естественно, статья нагнетает обстановку, сгущая краски и говоря о том, что единичные случаи в ряде республик – это результат действий всех народов бывшего постсоветского пространства. Но, тем не менее, обращает на себя тот факт, что, вызывая гнев русского народа, а именно в этом, думается, и заключается установка статьи, эта газета отнюдь не предлагает отвечать сторицей, войной на войну. Это никак не может быть реализовано в русле православия. Главный выход из ситуации – это, как и прежде, сплотиться славянам между собой, быть вместе и готовиться дать отпор. Это война, но война необъявленная, основной целью которой становится уничтожение русского мира. К слову, именно такой традиции придерживается государство и сейчас, говоря о необходимости конструирования русского мира. Экстремизм здесь есть в статье, но лишь его зачатки. Скорее, речь идет о национализме, как стремлении выжить, попытке сохранить свою культуру, свою веру и свой язык. Думается, этот тип не представляет реальной угрозы. Казалось бы, во времена громадных потрясений, когда новорожденную Россию лихорадило так, что многие ждали ее развала и уничтожения русской цивилизации, эта газета говорила о том, что необходимо думать не только о себе, но и о русских, которые остались за рубежом. Она спаивала между собой звенья разрозненной, и, как казалось, навеки потерянной цепи. Из статьи в статью повторяется повествование о том, что нельзя бросать «своих», что поодиночке можно пропасть. Например: «Теперь они оказались "лишними людьми" на земле, которая за десятилетия стала родной. Теперь вильнюсские власти вписывают в тайный проект договора пятую статью: "Стороны соглашаются в том, что расходы на переселение обязуется покрыть государство, в которое переселяются". Государство — читай: Россия. Если четверть миллиона русских, которым уготованы невыносимые условия проживанияв Литве, вынуждены будут бежать на "родину предков", то как же должна потратиться бедная Россия, израсходовав на каждого принятого "мигранта" по доброй сотне тысяч рублей? Да не в пустых рублях дело: литовские власти еще и говорят о том, что сторонам должны быть обеспечены условия не хуже тех, что были».Является ли эта статья экстремизмом? Очернением власти Прибалтики? Эти события отстоят по времени не так далеко от сегодняшнего времени и вполне очевидно, что все то, что описано, происходило в стране на самом деле. Прибалты до сих пор относятся к русским мягко говоря не дружелюбно. Сложно говорить о том, что правда становится экстремизмом. Но правда ведет к тому, что она пробуждает гнев против прибалтийских государств. Все-таки цель статьи здесь мобилизовать русское сознание, а не очернить и без того жестокое поведение – последнее сделает история. Тем не менее, редакция издания идет несколько дальше освещения проблем титульной нации. Она также и клеймит образовывавшихся в ту пору олигархов, что позволяет говорить о том, что в этом моменте экстремизм все-таки так или иначе проявился. К примеру, статья «Нефть и птенцы перестройки»: «Иллюстрацией этим сливам могут служить уголовные дела, возбуждаемые в связи с незаконным вывозом нефтепродуктов из СССР. Так с октября 198$ по февраль 1990 года КМ.и таможенными службами в портах Ленинграда, Одессы и Мурманска было задержано несколько танкеров. 100 тысяч тонн груза именовались скромно — полугудрон, смеси отработанных нефтепродуктов. На проверку нефтепродукты оказались не такими уж и отработанными. Попросту по фиктивным документам вывозилось качественное сырье». Издание поднимает подобным сообщением вполне серьезный вопрос, который еще и в момент разгула бандитизма, мог быть смертельно опасным. Получается, что стараниями русских бандитов США, исконный враг России, вывозила из страны нефть. Сравнение с раненым тюленем, на которого нападают мелкие, но зловредные чайки, приведенное в статье как нельзя лучше. Перестройка выявила в СССР огромное количество предателей, что заставляет задуматься над тем, не была ли она проектом Запада по примеру современных цветных революций. Как бы то ни было, статья клеймит таких предателей, однако же, не призывая к насилию. Таким образом, можно говорить о том, что свобода печати 1991 года породило явление, которое становится новой страницей в экстремизма. Публикации вызывают гнев, но это, скорее, гнев праведный, вызванный правдивым показом вещей.Выводы по второй главеВ ходе анализа материалов «Русского вестника» обнаружилась эволюция в подаче материала. Теперь журналист не призывал, не манипулировал открыто мнением аудитории. Он лишь обращал внимание на реальные проблемы, возникшие перед государством. Думается, в полном смысле экстремизмом статьи издания назвать нельзя. Речь здесь идет, скорее, об освещении страшных фактов действительности, которые одним своим существованием способны вызвать ненависть. Но ведь журналистика для того и создана, чтобы вскрывать больные нарывы общества. Так было во времена перестройки, и, наверное, вряд ли когда будет вновь. ЗаключениеТипология средств массовой информации, а также специфические функции выполняемые ими, напрямую зависят от государственной идеологии. И коммунизм и демократия в целом представляют собой утопию, которая не может быть реализована в действительности. В первом случае следует говорить о тоталитарном режиме, в основе которого лежит искусственно введенная идеология, во втором – о рыночном обществе, базирующемся на абсолюте продвижения товара.Взрыв экстремизма происходит тогда, когда наступает время перемен, перемен катастрофических для народа. Как правило, экстремизм либо сопровождает анархию у власти, либо становится ее причиной. Так или иначе экстремизм являет собой негативную тенденцию в обществе, ведущую не только к его распаду, но и к огромному количеству смертей.Экстремизм может быть двух видов – политический и религиозный. Кроме того, даже в политическом экстремизме есть деление на два направления – фашизм и тоталитаризм. Тем не менее, для всех типов экстремизма характерен ряд показателей.Во-первых, это нетерпимость к другим расам или другим религиям. Экстремизм всегда нетерпим и даже агрессивен. Примечательно, что, если мы будем говорить о религиозном экстремизме, то можно увидеть, что распространителями экстремизма чаще всего становятся традиционные религии. Значение журналистики как субъекта национальной политики возрастает на уровне межличностного общения и проявляется как соучастие в жизни людей — авторов, героев, адресатов, - объединяемых ценностями и смыслами. Внимание к человеку как к главному субъекту национальных отношений приводит к выводу об институциональной природе журналистики, определяемой как совокупность статусов и ролей, которая выполняет политические функции регулирования, интеграции и идеологического ориентирования. Журналистика, используя интегративный потенциал языка и культуры, формирует единые ценностные пространства и тем самым - национальное сознание.А потому можно говорить о том, что журналистика в экстремизме принимает самое непосредственное участие. Именно журналисту в дни анархии приходится выбирать кого он поддерживает и на чьей стороне правда. Примечательно, что демократия в СМИ далеко не является гарантом свободы населения от экстремизма. Скорее, наоборот, свободные от всякой цензуры СМИ становятся причиной распространения экстремизма в обществе. Список литературыМонографии и научная литератураАрендт Х. Скрытая традиция: Эссе / Пер. с нем. и англ. Т. Набатниковой, А.Шибаровой, Н.Мовниной. — М.: Текст, 2008. — 221 с.Аннакурдов М. Д. К истории коммунистической печати в Туркменистане. - Ашхабад: Туркменгосиздат, 1958. — 205 с.Волковский Н. Л. Журналистика в информационных войнах: Историографический обзор. — СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2004. - 32 с.Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы. - М.: Изд. РИП-Холдинг, 2000. - 336 с.Жирков Г. В. История цензуры //http://evartist.narod.ru/text9/38.htm#з_09Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.Киричек П. Н. Социология публицистики: Курс лекций/ П. Н. Киричек. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. - 88 Сальников Е.В. Экстремизм и пассионарность // Философия права. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.юрид. ин-та МВД России, 2012, № 3. - С. 85-89Сидоров В. А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994. – 350 с.Засурский И. И. Реконструкция России: масс-медиа и политика в 90-е. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 284 с.Киричек П. Н., Потапов П. Ф. Печать и этнос. - Саранск: Тип. «Крас. Okt.», 2005. - 104 с.Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учеб.пособие по журналистике. - М.: Аспект Пресс, 1999. — 208 с.Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2002. - 237 с.Авторефераты диссертацийАбгаджава Д. А. Причины и источники межнациональных конфликтов в постсоциалистическом обществе (на примере грузино- абхазского конфликта): Автореф. дис. ... степени канд. социол. наук. — СПб., 1998.-24 с.Багай А. В. СМИ радикальных и экстремистских организаций США: тенденции развития и политико-правовые особенности функционирования: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. — СПб., 2005. -21 с.Зорин В. Ю. Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ: Автореф. дис. ... д-ра полит, наук. -М., 2003.-55 с.Иванова А. А. Этнополитическая стабильность: понятие, факторы и технологии обеспечения (на материалах Республики Дагестан): Автореф. дис. ... канд. полит, наук. - Ростов н/Д., 2005. — 26 с.Кайсаров Ш. Т. Этнополитические противоречия как объект государственной национальной политики Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. - М., 2004. — 22 с.Калоева И. Э. Особенности освещения в СМИ вооруженных конфликтов: (Чеченская республика: 1994 - 2004 гг.): Автореф. дис. ... канд. полит, наук. — СПб., 2004. - 22 с.Палеева Н. В. Конструирование русского националистического дискурса и его «другие» в 1860 - 1917 гг.: Автореф. дис. ... канд. полит.наук. — СПб., 2006. — 16 с.
1. Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе / Пер. с нем. и англ. Т. Набатниковой, А.Шибаровой, Н.Мовниной. — М.: Текст, 2008. — 221 с.
2. Аннакурдов М. Д. К истории коммунистической печати в Туркменистане. - Ашхабад: Туркменгосиздат, 1958. — 205 с.
3. Волковский Н. Л. Журналистика в информационных войнах: Историографический обзор. — СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2004. - 32 с.
4. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысяче¬летий: Итоги и перспективы. - М.: Изд. РИП-Холдинг, 2000. - 336 с.
5. Жирков Г. В. История цензуры //http://evartist.narod.ru/text9/38.htm#з_09
6. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.
7. Киричек П. Н. Социология публицистики: Курс лекций/ П. Н. Киричек. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. - 88
8. Сальников Е.В. Экстремизм и пассионарность // Философия права. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2012, № 3. - С. 85-89
9. Сидоров В. А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994. – 350 с.
10. Засурский И. И. Реконструкция России: масс-медиа и полити¬ка в 90-е. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 284 с.
11. Киричек П. Н., Потапов П. Ф. Печать и этнос. - Саранск: Тип. «Крас. Okt.», 2005. - 104 с.
12. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пособие по журналистике. - М.: Аспект Пресс, 1999. — 208 с.
13. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор со¬циальной детерминации. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2002. - 237 с.
Авторефераты диссертаций
14. Абгаджава Д. А. Причины и источники межнациональных конфликтов в постсоциалистическом обществе (на примере грузино- абхазского конфликта): Автореф. дис. ... степени канд. социол. наук. — СПб., 1998.-24 с.
15. Багай А. В. СМИ радикальных и экстремистских организаций США: тенденции развития и политико-правовые особенности функцио¬нирования: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. — СПб., 2005. -21 с.
16. Зорин В. Ю. Государственная национальная политика в Рос¬сии: историко-политологический анализ: Автореф. дис. ... д-ра полит, наук. -М., 2003.-55 с.
17. Иванова А. А. Этнополитическая стабильность: понятие, фак¬торы и технологии обеспечения (на материалах Республики Дагестан): Автореф. дис. ... канд. полит, наук. - Ростов н/Д., 2005. — 26 с.
18. Кайсаров Ш. Т. Этнополитические противоречия как объект государственной национальной политики Российской Федерации: Авто¬реф. дис. ... канд. полит, наук. - М., 2004. — 22 с.
19. Калоева И. Э. Особенности освещения в СМИ вооруженных конфликтов: (Чеченская республика: 1994 - 2004 гг.): Автореф. дис. ... канд. полит, наук. — СПб., 2004. - 22 с.
20. Палеева Н. В. Конструирование русского националистическо¬го дискурса и его «другие» в 1860 - 1917 гг.: Автореф. дис. ... канд. по¬лит. наук. — СПб., 2006. — 16 с.
Вопрос-ответ:
Какие ведущие темы рассматривает статья?
Ведущие темы статьи - экстремизм в журналистике, специфика экстремизма в 1917 и 1991 годах, газеты "Правда" и "Гроза", издание "Русский вестник".
Какие выводы были сделаны в первой главе статьи?
В первой главе статьи сделаны следующие выводы: экстремизм газеты "Правда" имел свои особенности в период 1917 года, специфика экстремизма издания "Гроза" включала определенные методы работы и влияние на общественное мнение.
Какая информация представлена во второй главе статьи?
Во второй главе статьи представлена общая характеристика издания "Русский вестник", а также рассматриваются ведущие темы, которые были затронуты в этом издании.
Какие основные характеристики имеет демократическая пресса?
Демократическая пресса базируется на принципах свободы слова, независимости, объективности и ответственности перед читателями. Она играет важную роль в общественной жизни и способствует формированию общественного мнения.
Чем отличается экстремизм газеты "Правда" в 1917 году от экстремизма издания "Гроза"?
Экстремизм газеты "Правда" в 1917 году имел своей основной целью поддержку большевистской революции и воплощение коммунистической идеологии в жизнь. Издание активно проводило агитацию и пропаганду для поддержки антикапиталистического курса партии. Экстремизм издания "Гроза", в свою очередь, появился после октябрьской революции 1917 года и ориентировался на широкую массу населения, агитируя за социалистические и коммунистические идеи.
Какие темы представлены в издании "Русский вестник" в период 1991 года?
Издание "Русский вестник" в период 1991 года активно затрагивало национальные вопросы и национализм, а также проблемы распада СССР и создания новых государств. Одной из основных тем были проблемы национального самоопределения и прав национальных меньшинств. Также издание обсуждало вопросы иммиграции и репатриации, проблемы национализма, а также межнациональных конфликтов.
Какова специфика экстремизма в газете "Правда" в 1917 году?
Специфика экстремизма в газете "Правда" в 1917 году заключалась в активной агитации и пропаганде коммунистической идеологии. Издание проводило лозунги классовой борьбы, созывало трудящихся к занятию вооруженной борьбой и призывало к свержению буржуазного строя. Газета стала главным органом ЦК РКП(б), и ее экстремистская деятельность направлялась на поддержку большевистской революции.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что в 1917 году экстремистская газета "Правда" имела целью поддержку большевистской революции и пропаганду коммунистической идеологии. Издание активно проводило агитацию и пропаганду для поддержки антикапиталистического курса партии. Также была рассмотрена специфика экстремизма издания "Гроза", которое ориентировалось на широкую массу населения и агитировало за социалистические и коммунистические идеи.
Какие специфические проявления экстремизма можно выделить в газете "Правда" в 1917 году?
В газете "Правда" в 1917 году можно выделить следующие специфические проявления экстремизма: использование ярких эмоциональных средств в описании событий, призывы к насилию, заведомо ложная информация, дискредитация оппозиционных политических сил.
Какие особенности экстремизма можно найти в издании "Гроза" в 1917 году?
В издании "Гроза" в 1917 году особенности экстремизма проявлялись в активной антиеврейской пропаганде, создании враждебной атмосферы по отношению к еврейской национальности, призывах к насилию и ненависти.
Какие темы были ведущими в издании "Русский вестник" в 1991 году?
В издании "Русский вестник" в 1991 году ведущими темами была пропаганда и поддержка националистических и шовинистических идей, распространение ненависти и вражды по национальному признаку, вызывающая пропаганда против мигрантов и представителей других национальностей.