Квазифедерализм в федеративных государствах: отечественный и зарубежный опыт
Заказать уникальный доклад- 10 10 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 25.12.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
А поскольку Конституция СССР не устанавливала основания, при наступлении которых ЦИК СССР мог поступать таким образом, поэтому бесспорно, любые правовые акты высших органов государственной власти союзных республик могли быть приостановлены и отменены союзным центром, что, на взгляд автора, являлось нарушением не только суверенных прав союзных республик, провозглашенных Союзной Конституцией, но и принципов федерализма.
Характерная особенность социалистического федерализма заключалась в искусственном подтягивании статуса субъектов политической национально-территориальной автономии – автономных республик до уровня субъектов федерации. Однако статус государства и право принимать конституции без дальнейшего представления их на утверждение в Верховный Совет РСФСР российские автономные республики получили лишь по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. При этом обе Конституции не закрепляли перечень предметов совместного ведения РСФСР и новоиспеченных государств – автономных республик, не был установлен и перечень совместного ведения республик. Наконец, ни союзная, ни российская Конституции не закрепляли положение о самостоятельном осуществлении автономными республиками государственной власти на своей территории. Опираясь на указанные характеристики социалистического федерализма, можно считать, что это мнимый федерализм – квазифедерализм.
Период становления новой российской государственности после распада СССР 1990-2000 годы ряд российских ученых характеризуют как доминирование квазифедерализма или верхушечного федерализма. Это было связано, прежде всего, с непростым периодом в истории российской государственности и вызвано не федерализмом как таковым, а деструктивно-атомизационным подходом к процессу политического строительства федерализма и некритическим восприятием зарубежного федеративного опыта при смещении к системе западной демократии.
С 2000 г., в развитии российского федерализма отмечается усиление централизации в государственном управлении. На современном этапе цель российского федеративного образования – сохранение единого целостного государства при достижении самодостаточности всех субъектов Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гаранжа А. Российский федерализм: зарождение, становление, развитие. Автореф. дисс…канд. юрид. наук: 12.00.02. – Омск, 2009 // http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a107.php
Грибанова Г., Сидоренко А. Федерализм и разрешение этнополитических конфликтов в современном обществе // http://www.politex.info/content/view/386/30/
Замышляев Д Формы политико-территориальной организации государства // Русский закон. – 2005. – Т. LXIV. – №1. – С. 195-203.
Политическая регионалистика и этнополитика: проблемы централизации / под общ. ред. Н. П. Медведева. – М.: Изд. дом МИСиС, 2010. – 190 с.
Шаманов Ю. Реформирование федеративных отношений: региональный аспект. Автореф. дисс…канд. полит. наук: 23.00.02. – Москва, 2004 // http://www.dslib.net/polit-instituty/reformirovanie-federativnyh-otnoshenij-regionalnyj-aspekt.html
Шаманов Ю. Реформирование федеративных отношений: региональный аспект. Автореф. дисс…канд. полит. наук: 23.00.02. – Москва, 2004 // http://www.dslib.net/polit-instituty/reformirovanie-federativnyh-otnoshenij-regionalnyj-aspekt.html
Политическая регионалистика и этнополитика: проблемы централизации / под общ. ред. Н. П. Медведева. – М.: Изд. дом МИСиС, 2010. – С. 48.
Шаманов Ю. Реформирование федеративных отношений: региональный аспект. Автореф. дисс…канд. полит. наук: 23.00.02. – Москва, 2004 // http://www.dslib.net/polit-instituty/reformirovanie-federativnyh-otnoshenij-regionalnyj-aspekt.html
Замышляев Д Формы политико-территориальной организации государства // Русский закон. – 2005. – Т. LXIV. – №1. – С. 198.
Грибанова Г., Сидоренко А. Федерализм и разрешение этнополитических конфликтов в современном обществе // http://www.politex.info/content/view/386/30/
Грибанова Г., Сидоренко А. Федерализм и разрешение этнополитических конфликтов в современном обществе // http://www.politex.info/content/view/386/30/
Гаранжа А. Российский федерализм: зарождение, становление, развитие. Автореф. дисс…канд. юрид. наук: 12.00.02. – Омск, 2009 // http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a107.php
Политическая регионалистика и этнополитика: проблемы централизации / под общ. ред. Н. П. Медведева. – М.: Изд. дом МИСиС, 2010. – С. 90.
Гаранжа А. Российский федерализм: зарождение, становление, развитие. Автореф. дисс…канд. юрид. наук: 12.00.02. – Омск, 2009 // http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a107.php
Гаранжа А. Российский федерализм: зарождение, становление, развитие. Автореф. дисс…канд. юрид. наук: 12.00.02. – Омск, 2009 // http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a107.php
Политическая регионалистика и этнополитика: проблемы централизации / под общ. ред. Н. П. Медведева. – М.: Изд. дом МИСиС, 2010. – С. 102.
10
2. Грибанова Г., Сидоренко А. Федерализм и разрешение этнополитических конфликтов в современном обществе // http://www.politex.info/content/view/386/30/
3. Замышляев Д Формы политико-территориальной организации государства // Русский закон. – 2005. – Т. LXIV. – №1. – С. 195-203.
4. Политическая регионалистика и этнополитика: проблемы централизации / под общ. ред. Н. П. Медведева. – М.: Изд. дом МИСиС, 2010. – 190 с.
5. Шаманов Ю. Реформирование федеративных отношений: региональный аспект. Автореф. дисс…канд. полит. наук: 23.00.02. – Москва, 2004 // http://www.dslib.net/polit-instituty/reformirovanie-federativnyh-otnoshenij-regionalnyj-aspekt.html
Вопрос-ответ:
В каких случаях ЦИК СССР мог приостанавливать и отменять правовые акты высших органов государственной власти союзных республик?
По мнению автора, Конституция СССР не предусматривала явного перечня оснований, при наличии которых ЦИК СССР мог бы приостановить и отменить правовые акты высших органов государственной власти союзных республик. Таким образом, в теории, любые правовые акты могли подпадать под такую возможность.
Являлось ли приостановление и отмена правовых актов союзных республик со стороны СССР нарушением суверенных прав этих республик?
Да, автор считает, что приостановление и отмена правовых актов высших органов государственной власти союзных республик со стороны СССР являлось нарушением их суверенных прав, предписанных Союзной Конституцией. Это означало отсутствие полной самостоятельности и независимости у союзных республик.
Как автор описывает понятие квазифедерализма в федеративных государствах?
Квазифедерализм в федеративных государствах подразумевает формирование государственной структуры, которая объединяет регионы (республики, провинции и т.д.) в единое государство, но при этом сохраняет сильный центральный контроль и влияние. То есть, формально государство является федерацией, но реально центральная власть имеет преобладающее положение над региональными.
В чем заключается разница между квазифедерализмом и полноценным федерализмом?
Основная разница между квазифедерализмом и полноценным федерализмом заключается в уровне автономии и независимости региональных единиц. В полноценном федерализме регионы имеют широкие права и компетенции, а центральная власть имеет ограниченные полномочия. В случае квазифедерализма, центральная власть сохраняет значительный контроль над регионами и имеет возможность приостанавливать и отменять их законодательные акты.
Что такое квазифедерализм?
Квазифедерализм - это политическая система, которая внешне похожа на федерализм, но на самом деле центральная власть имеет большую степень контроля над регионами.
Какой опыт квазифедерализма есть в России?
В России квазифедерализм можно наблюдать в отношениях между центром и регионами. Власти в Москве имеют большую роль в принятии решений и контроле над регионами, что делает систему ближе к квазифедерализму, чем к полноценному федерализму.
Какой зарубежный опыт квазифедерализма можно привести в качестве примера?
Примером зарубежного квазифедерализма может служить Китай, где имеется широкая самостоятельность регионов, но при этом центральная власть имеет большую роль в принятии решений и контроле над регионами.
Какие основания должны быть установлены для возможности приостановления и отмены правовых актов регионов союзным центром?
В случае федеративного государства, основаниями для приостановления и отмены правовых актов регионов союзным центром могут быть нарушение конституции, угроза национальной безопасности или иные серьезные нарушения.
Какие принципы федерализма по мнению автора были нарушены в СССР?
По мнению автора, в СССР были нарушены принципы федерализма в связи с тем, что центральная власть имела возможность приостанавливать и отменять правовые акты республик без установленных оснований и нарушение суверенных прав республик.
Что такое квазифедерализм?
Квазифедерализм - это форма организации государства, при которой оно формально является федерацией, но фактически имеет сильный центральный контроль над регионами.
Какие проблемы может возникать в квазифедеральных государствах?
В квазифедеральных государствах возникают проблемы с балансом власти между центральным правительством и регионами. Центральное правительство может иметь слишком большую власть и контроль над регионами, что может привести к нарушению суверенитета и автономии регионов.