Пространственно-временная организация повести Ч.Т.Айтматова
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 01.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1. 1. 1 Картина мира и её составляющие 5
1. 1. 2 Понятие «хронотопа» 9
1. 2 Ч. АЙТМАТОВ И ЕГО ПОВЕСТЬ «МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ» 13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ПОВЕСТИ АЙТМАТОВА «МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ» 15
2. 1 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 15
2. 1. 1 Образ поля 15
2. 1. 2 Границы «материнского» мира 20
2. 1. 3 За границами «материнского мира» 22
2. 2 ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 25
2. 2. 1 Историческая последовательность событий в повести 25
2. 2. 2 Восприятие времени героями 26
2. 3 ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КООРДИНАТ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЕ. ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ ВО ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КООРДИНАТАХ 36
Именно за таким советом приходит она к полю. Но собственно сам сюжет романа — это хронологическое повествование о жизни самой Толгонай и её семьи. Она вспоминает о собственном детстве, о жизни с мужем, о рождении детей, о войне, на которой потеряла почти всех близких, кроме невестки Алиман, о рождении Жанболота, которого она считает своим внуком. Акцент в её повествовании, в её воспоминаниях сделан на военных и послевоенных годах.
Но то и дело её воспоминания прерываются её обращениями к Полю — и ответами Поля ей, то есть эта сюжетная рамка (Мать пришла на поле и беседует с ним о прошлом) присутствует на протяжении всего романа. Таким образом сам сюжет преподносится читателям не просто как пересказ неких событий и тех чувств, которые пришлось пережить и испытать героям, но и размышление над ними, осмысление их в общечеловеческом плане. Именно эту роль и выполняет эта сюжетная рамка повести.
2. 2. 2 Восприятие времени героями
Так как герои романа живут в киргизском аиле, то время для них — это прежде всего календарное время пахоты (работы на поле), жатвы, уборки урожая и т. д. Время регламентировано законами природы — в тот или иной период времени, вне зависимости от каких-либо иных событий, необходимо выполнять те или иные работы на поле. Даже война не может этому помешать. Точнее — война, как некое одушевлённое существо, пытается нарушить этот порядок, этот ход времени, сложившийся веками, но жители аила этому сопротивляются, отстаивая свой ход времён, проверенный веками:
«Мы так спешили, что не успевали вязать снопы, кидали пшеницу вилами в мажары — и быстрей на молотилку, на тока, а колосья сыпались и сыпались по пути. <…> И в полуденную жару, и в душные суховейные ночи — на жатве, на молотьбе, на обозах все работали и работали, не зная сна, не покладая рук. А работы прибавлялось и прибавлялось, потому что мужчин оставалось все меньше и меньше». [Айтматов, 1982]
Война нарушает порядок жизни, разрушает время и пространство, в котором герои привыкли существовать. Дни и ночи, зимы и вёсны сменяют друг друга в воспоминаниях Толгонай, но она обладает способностью словно останавливать время или ускорять его ход: какие-то периоды для неё важны — и они удлиняются, растягиваются во времени. Таковы, например:
- первое утро совместной жизни Толгонай и Суванкула, когда муж позволяет ей поспать подольше на поле, служившем им постелью, а сам начинает работать;
- последняя ночь перед войной, когда Суванкул и Толгонай возвращаются домой, смотрят на новый дом, который строят Касым и Алиман;
- день, когда Толгонай и Алиман едут на станцию в надежде увидеть Маселбека, едущего на фронт;
- ночь смерти Алиман и рождения Жанболота.
Все эти эпизоды объединяет их пограничность — до этого была одна жизнь, но сейчас уже начинается другая, это переломные моменты жизни героев, и они отпечатываются в жизни Толгонай; и поэтому описание каждого из этих моментов равно описанию некоторых лет её жизни. Ей вспоминаются только моменты действительно важные, определяющие всю будущую жизнь.
То есть в сознании героев, в их мировосприятии время течёт иначе — он не только связано с жатвами, посевами, то есть с циклическими изменениями времени, но и с теми событиями, которые стоят особняком в жизни каждого человека. И именно эти события, и именно эти временные промежутки в большей степени определяют жизнь и поведение героев, чем смена сезонов или смена дней и ночей.
И не только и не столько по сезонным изменения в природе прослеживает свою жизнь Толгонай, но по тому, как сама она воспринимает жизнь. А она воспринимает её в первую очередь как жена, думая о муже, и мать, думая о детях.
Поэтому, например, Суванкул, погибший на фронте, вспоминается Толгонай молодым: «А я и сейчас закрою глаза — и точь-в-точь вижу его, каким он был тогда. Совсем молодой еще, лет девятнадцати...» [Айтматов, 1982]
Движение времени воспринимается матерью как проекция на жизнь и взросление её сыновей: дети растут, следовательно, время движется, и всё идёт по заведённому порядку. А взросление детей, в свою очередь, проецируется на жизнь природы — не случайно она сравнивает их с тополями: «Время шло, сыновья как-то незаметно, дружно поднялись, словно тополя-одногодки».
И момента начала войны в жизни Толгонай и всего аила наступает новое время, время, противоречащее всем природным установкам, правилам, человеческой сути: «С этой минуты началась новая жизнь — жизнь войны...» [Айтматов, 1982]. Начинается и новый отсчёт времени.
Время войны, то время, в которое живут герои, воспринимается ими как время исключительное, ненормальное, выпадающее из логики хода событий. Беседуя с полем, Толгонай так выражает эту мысль, так описывает свои страдания во время войны:
«— Скажи, земля родная, когда, в какие времена так страдала, так мучилась мать, чтобы только один раз, только мельком увидеть своего сына?
— Не знаю, Толгонай. Такой войны, как в твое время, мир не знал.
— Так пусть я буду последней матерью, которая так ждала сына. Не приведи бог никому обнимать железные рельсы и биться головой о шпалы». [Айтматов, 1982].
Война изменяет все представления героев о прошлом и будущем, отнимает у героев — и молодых, и старых — это самое будущее. Толгонай тоскует по Суванкулу, но осознаёт, что им выпало прожить довольно большой временной отрезок вместе: «Мало ли, много ли, мы с Суванкулом прожили большую жизнь. Всякое видели, всякое испытали — и трудно жили и счастливо. Детей имели, семью имели, вместе трудились. И если бы не война, вместе были бы до конца дней. А много ли познали Алиман и Касым? Жизнь для них вся была в будущем, вся в мечтах. В самую пору молодости срубила их война топором». [Айтматов, 1982].
Здесь символами становятся не столько временные характеристики, сколько события (война, а затем и победа) — и время героями повести воспринимается в зависимости от этих событий — время войны и время Победы.
Война — время исключительное, такое, какого никому не хотелось пережить — ни матери, потерявшей всех детей, ни детям, потерявшим своё будущее и саму жизнь: «Я никогда не жаждал совершать геройства на войне. Я готовил себя к самой скромной профессии — я хотел быть учителем. Я очень хотел им быть. Но вместо мела и указки мне пришлось взять в руки оружие и стать солдатом. Не моя в этом вина. Время мое оказалось такое. Я не успел дать детям ни одного урока» [Айтматов, 1982], — так говорит о времени, в которое ему выпало жить средний сын Толгонай Маселбек.
Но после войны всё-таки наступает долгожданное время победы, и в аил возвращается единственный уцелевший солдат. Победа воспринимается героями не только и не столько как событие, но как новое, иное, отличное от войны время, которое должно принести счастье. Но пока власть войны и в этом новом времени победы так сильна, что герои ещё не могу поверить в наступление будущего, но всё ещё оглядываются на прошлое:
«О, Победа! Мы так долго ждали тебя. Здравствуй, Победа! Здравствуй! Прости наши слезы! Прости мою невестку Алиман за то, что она билась головой на груди Аширалы и спрашивала его, тряся за плечи: "Где? Где мой Касым?" Прости всех нас, Победа. Столько жертв мы принесли ради тебя. Прости за наши крики: "Где остальные? Где мой? Где мой? Где же все другие? Когда вернутся все?" Прости солдат! Аширалы за то, что он отвечал всем нам: "Вернутся родные мои, все вернутся. Скоро вернутся, завтра вернутся". Прости нас, Победа, прости. Обнимая и целуя Аширалы, я думала в ту минуту о Джайнаке, о Маселбеке, о Касыме, о Суванкуле: из них никто не вернулся. Прости меня, Победа...» [Айтматов, 1982].
Время войны ещё долго будет господствовать в сознании героев. И все несчастья Алиман, потерявшей на войне мужа, но всё-таки жаждущей любви — это следствие войны. И её попытка уйти от матери — это ещё влияние злой силы войны. И снова Толгонай воспринимает время своей жизни — уже после гибели всех сыновей и мужа — не как смену сезонов и времени суток, но как время близости с родными людьми — или как время одиночества, когда родных рядом нет. А из родных у неё остаётся только невестка Алиман, ждущая ребёнка от другого мужчины.
С уходом Алиман время Толгонай меняется, теряет смысл: «После того как ушла Алиман, дни стали бесконечными. И как я могла до этого считать себя одинокой? Вовсе не знала я, оказывается, что такое настоящее одиночество. Потерпела дня три, а потом стало невмоготу. Дом не дом и жизнь не жизнь. В пору хоть уйти куда-нибудь скитаться по свету». [Айтматов, 1982]. Потеря последнего близкого человека так тяжела для Толгонай, что она готова в поисках Алиман покинуть свой мир — но ей не приходится делать этого. Алиман принадлежит к материнскому миру и вскоре сама возвращается. И время для Толгонай снова обретает смысл, и жизнь обретает цель — в особенности после рождения ребёнка.
2. 3 Пересечение временных и пространственных координат
Отделять друг от друга временные и пространственные характеристики в структуре повести неправомерно — они тесно переплетены. И самые важные события повести происходят в знаковых местах и в такое время года или суток, которое имеет символический смысл.
В финале повести Толгнай, воспитывающая внука, вновь оказывается на «материнском поле» в окружении комбайнёров и собственного внука, который помогает им, вновь встречает на этом поле рассвет. Так, знаковые характеристики времени и пространства пересекаются: материнское поле и рассвет, прошлое (воспоминания Толгонай о своей молодости с Суванкулом, воспоминания о Алиман и Кайсыме, о других сыновьях) и будущее (мечты Толгонай о будущем внука) встречаются здесь и сейчас.
И уже не столь важным кажется вопрос, который задаёт Полю Толгонай — нужно ли рассказать внуку, что она не его родная бабушка, что он не сын Касыма, а сын Алиман и другого мужчины. Жанболот является её внуком, её продолжением, её будущим, он принадлежит миру «материнского поля», он уже начал трудиться здесь и понимать красоту этого малого мира и каждого момента, проведённого здесь. То, что отняла у Толгонай война, вернуть, конечно, невозможно — однако у неё есть теперь продолжение, и у этого мира «материнского поля» есть будущее.
Заключение
Пространственно-временная структура повести Айтматова «Материнское поле» имеет довольно сложную организацию. С одной стороны, действие повести происходит в реальном времени и пространстве — в киргизском аиле, на поле во время и после войны. Но эти временные и пространственные характеристики в структуре повести обретают символическое значение.
Пространство структурируется следующим образом:
- мира аила, мир материнского поля, где происходят все позитивно маркированные события (счастливая семейная жизнь героев, рождение детей, строительство нового дома и т. д.). Все события, происходящие в этом маленьком и довольно замкнутом мире, закономерны, традиционны и параллельны событиям, происходящим во вселенной (дожди, снега, рассветы, закаты и т.д.). Следовательно, и сам этот маленький мир — параллель ко всей Вселенной;
- условная граница, отделяющая этот мир от мира большого, находящегося за пределами материнского мира (станция, дорога, большак, горы), где происходят события негативного характера (кражи, дезертирство);
- мир иной, обозначенный одним словом «ТАМ», мир войны и гибели, пространство, где обитают либо предатели и воры, либо куда уходят не по своей воле и не возвращаются обители мира материнского поля.
Казалось бы, такое восприятие пространства может быть соотнесено со средневековым восприятием мира, однако пространство в повести Айтматова — это не только указание на то место, где происходит действие, но и на психологическое, духовное состояние героя, значение того или иного события. Пространство обретает символическое значение. Предметно-чувственное отношение к земле, к Полю соединяется здесь с понятиями иного уровня — любви к родине, верности, принадлежности к данной группе не только по праву родства, но и по духовному праву. Так, некоторые члены этого общества (предатель, дезертир) изгоняются из этого мира, но неродной внук Толгонай — органичная часть этого мира.
Время в повести также воспринимается в нескольких взаимодополняющих друг друга планах:
- хронологическая последовательность событий в романе нарушена, хотя и не значительно: существует некий обрамляющий сюжет, действие, которое происходит «сейчас» (мать беседует с полем), и обрамляемый сюжет — вспоминания матери о своей жизни и жизни своих детей. На последних страницах романа намечается и взгляд не только в прошлое и будущее (из пункта «сейчас») — мать думает о будущее своего внука;
- время календарное, («аграрное») — то, что диктуется героям природой, сменой сезонов, сменой дней и ночей. Это естественный ход событий, привычный и правильный, которому все герои повести следуют, и который нарушается приходом войны;
- время войны, исключительное, ненормальное, законам которого все герои повести стремятся противостоять;
- время победы, которое все герои так ждали, и которое приносит надежды на будущее;
- субъективное время героев повести; в воспоминаниях матери о жизни выделяются и акцентируются те моменты, которые были наиболее важны — жизнь с Суванкулом, рождение детей, ночь перед войной — то есть те моменты которые так или иначе изменяют мир и пространство. К таким событиям относится и рождение Жанболота, которое открывает путь в будущее, является началом нового времени.
Но временные и пространственные характеристики в повести тесно переплетены — и самые важные события случаются в знаковых местах (на материнском поле, на границе миров) и в знаковые моменты времени (ночь, рассвет).
Но время и пространство повести хотя и носят циклический характер (смена времён года, смена поколений — гибель одних героев, но рождение детей), но не являются замкнутыми. В финале повести возникает временная перспектива: Толгонай думает о будущем внука, стоя на том поле, которое вырастило и её саму, и её детей.
Итак, время и пространство в повести Айтматова приобретают символическое, обобщающее значение. Автор обращается к памяти персонажа как к внутреннему пространству для развёртывания событий — но в то же время стремится и показать проекцию в будущее. Несмотря на то, что действие происходит в довольно замкнутом мирке киргизского аила, судьбы главных героев сопоставимы с судьбами многих других героев — живущих в других частях страны и мира в целом, потерявших на войне свих близких. То есть локализация сюжета вовсе не обозначает его исключительности — он типичен для той эпохи. Реальное историческое время проявляется здесь через события в судьбах конкретных людей, и все узловые моменты исторического времени (в частности, начало и конец войны) переживаются и героями повести Айтматова. Их жизнь включена в исторический контекст, но в то же время каждая судьба уникальна.
Литература
Айтматов Ч. Материнское поле. // Айтматов Ч. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1, М., Молодая гвардия, 1982
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 121 – 291
Бикбулатова К. Ф. Айтматов // Русские писатели. XX век. Биографический словарь. Ч. 1. М., Просвещение, 1998.
Гачев, Г. Ч. А. Айтматов и мировая литература. Фрунзк, 1982; с. 105 - 106
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 2. ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999
Жидков В.С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. – СПб.: Алетейя, 2003. – 464 с.
Картина мира // Философский словарь. М., 1991
Левченко В. Чингиз Айтматов. М., Советский писатель, 1983
Лихачёв Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87
Полякова Г. Ф. Предании о рогатой матери-оленихе в «Белом пароходе» Чингиза Айтматова. М., Индрик, 1999
Потапов Н. Свет человечности // Айтматов Ч. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. М., Молодая гвардия, 1982
Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 1174
Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа. 2002. 438с.
Приложение. Важнейшие события в жизни героев повести во временных и пространственных координатах
Событие Пространство Время Знакомство Суванкула и Толгонай, начало их семейной жизни Материнское поле Лето, утренняя заря Женитьба Касыма на Алиман, начало из семейной жизни Аил, материнское поле Лето, пора цветения Последняя ночь мирного времени Недалеко от материнского поля Ночь Начало войны Герои узнают об этом на материнском поле, но война происходит в ином мире, «ТАМ». Лето, жара, пекло
Время войны Уход героев повести на войну Граница «малого» и «большого мира», дорога, большак «Свидание» матери и Алиман с Маселбеком Граница «малого» и «большого мира», железнодорожная станция Зима, снегопад
Время войны Гибель сыновей и мужа Толгонай «ТАМ», иной, враждебный мир Время войны. «Чёрный день». Кража коней из колхоза Пограничный мир, горы, большак Ночь, время войны Кража зерна из колхоза Отношения чабана и Алиман Граница «материнского мира» и другого мира ночь Попытка Алиман уйти от Толгонай Граница «материнского мира» и другого мира ночь Смерть Алиман и рождение Жанболота Граница «материнского мира» и другого мира Граница ночи и дня, рассвет Мать вспоминает свою жизнь и думает о будущем Материнское поле Рассвет
34
1. Айтматов Ч. Материнское поле. // Айтматов Ч. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1, М., Молодая гвардия, 1982
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 121 – 291
3. Бикбулатова К. Ф. Айтматов // Русские писатели. XX век. Биографический словарь. Ч. 1. М., Просвещение, 1998.
4. Гачев, Г. Ч. А. Айтматов и мировая литература. Фрунзк, 1982; с. 105 - 106
5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 2. ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999
6. Жидков В.С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. – СПб.: Алетейя, 2003. – 464 с.
7. Картина мира // Философский словарь. М., 1991
8. Левченко В. Чингиз Айтматов. М., Советский писатель, 1983
9. Лихачёв Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87
10. Полякова Г. Ф. Предании о рогатой матери-оленихе в «Белом пароходе» Чингиза Айтматова. М., Индрик, 1999
11. Потапов Н. Свет человечности // Айтматов Ч. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. М., Молодая гвардия, 1982
12. Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 1174
13. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа. 2002. 438с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические положения рассматривает статья?
В статье рассматриваются основные теоретические положения о пространственно-временной организации повести Ч.Т.Айтматова.
Что такое картина мира и какие факторы влияют на ее составляющие?
Картина мира - это совокупность взглядов и представлений, которые формируются под влиянием различных факторов, таких как культура, общество, личный опыт, религия и прочие.
Что такое хронотоп и какое значение оно имеет в литературе?
Хронотоп - это понятие, введенное М.М. Бахтином, которое описывает взаимосвязь между пространством и временем в художественном произведении. Оно имеет важное значение в литературе, так как помогает понять, как автор организует пространственно-временную структуру произведения.
Какие особенности организации времени и пространства можно выделить в повести Ч.Т.Айтматова "Материнское поле"?
В повести "Материнское поле" особенности организации времени и пространства выражаются через символику и мотивы природы и жизненного цикла. Также отмечается использование множества перекличек и возвратов в прошлое.
Что можно сказать о пространственной организации в повести Ч.Т.Айтматова "Материнское поле"?
Пространственная организация в повести "Материнское поле" выражается через описания природы Кыргызстана, через которые передается национальный характер и менталитет героев.
Какая основная тема статьи о пространственно-временной организации повести Айтматова?
Основная тема статьи - пространственно-временная организация повести Айтматова "Материнское поле".
Что такое хронотоп и какое место он занимает в произведении Айтматова?
Хронотоп - это понятие, которое описывает взаимосвязь времени и пространства в литературном произведении. В повести Айтматова "Материнское поле" хронотоп играет важную роль, поскольку повествование разворачивается в определенном временном и пространственном контексте.
Какие особенности организации времени и пространства присутствуют в повести Айтматова "Материнское поле"?
В повести "Материнское поле" Айтматов использует особенности организации времени и пространства для создания особой атмосферы и передачи смысловых нюансов. Например, он активно использует приемы параллельного повествования, в котором действие происходит одновременно в разных местах. Также автор создает яркие образы природы, которые символизируют определенные эмоциональные состояния главных героев.