Применение производной при решении задач в школьном курсе математики. Решение неравенств

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Высшая математика
  • 24 24 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.07.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1 Производная и ее свойства 4
1.1 Основные определения производной 4
1.1.1 Понятие производной 4
1.1.2 Механическое значение производной. 4
1.1.3 Геометрическое значение производной. 5
1.2 Вычисление производной 6
1.2.1 Вычисление производной из определения 6
1.2.2 Основные правила дифференцирования 8
1.2.3 Производная сложной функции 9
2 Применение производной 10
2.1 Применение производной в механике. Дифференцирование функции, заданной параметрически 10
2.2 Применение производной при вычислении пределов. Правило Лопиталя 12
2.3 Применение производной в исследовании функции 13
2.3.1 Определение интервалов возрастания и убывания графиков функций 13
2.3.2 Применение производной в целях определения максимального или минимального значения функции 15
3 Применение производной при решении неравенств 18
3.1 Использование производной для решения неравенств 18
3.2 Использование основных теорем дифференциального исчисления при доказательстве неравенств 22
Список литературы 25
Фрагмент для ознакомления

Наименьшим значением функции на этом промежутке является f(/4)=0.Следовательно,f(a)0 при 00, b>0. Исключим тривиальный случай a=b и для определенности будем предполагать, что a0 функция f возрастает, а при x>ef/(x)<0 функция f убывает. Поэтому в точке x=ef принимает свое наибольшее значение (1/e). Так как функция (lnx)/x непрерывна и возрастает на промежутке (0,e], то она на этом промежутке принимает все значения от – до 1/е.Аналогично, на промежутке [e,) функция f принимает все значения из (0,1/e]. Из результатов исследования функции f вытекают следующие утверждения:1. Если 0a>e, то ab>ba.Таким образом, если (a,b) является решением уравнения ab=ba , то 1e. Более того, при каждом фиксированном значении 1e такое, что ab=baДля ответа на вопрос задачи 3 достаточно положить a=e, b= и воспользоваться утверждением (1). Итак, e > e . Задача 3 решена.Задача 1.4. Два туриста отправились по одному маршруту. В первый день они прошли одно и то же расстояние. В каждый из следующих дней первый турист увеличивал пройденный путь, по сравнению предыдущим, на одно и то же расстояние, а второй – в одно и то же число раз. Выяснилось, что в n-тый день (n>2) путешествия туристы снова прошли одно и то же расстояние. Доказать, что за n дней первый турист прошел путь больший, чем второй.Решение.Расстояние, пройденное первым туристом за n дней, представляет собой сумму n первых членов арифметической прогрессии, а вторым – сумму n первых членов геометрической прогрессии. Обозначим эти расстояния соответственно Sn и Sn’. Если a – первый член прогрессии, d – разность арифметической прогрессии, q – знаменатель геометрической прогрессии, то Приравнивая n-е члены прогрессий, находимТогда , где q>1 (по условию задачи). Задача 4 будет решена, если мы покажем, что , где n>2, q>1 (2)При n=3 имеем , что равносильно очевидному неравенству . Предполагая, что неравенство (2) справедливо при n=k, докажем его для n=k+1. ИмеемДля завершения доказательства достаточно убедиться, то выражение при k>2. Здесь целесообразно обратиться к производной.Пусть Производная положительная при x>1. Поэтому f при x>1 возрастает. Так как f(1)=0 и функция f непрерывна в точке x=1, то f(x)>0 при x>1, т.е. f(q)>0. Итак, Sn>Sn/. Задача 4 решена.3.2 Использование основных теорем дифференциального исчисления при доказательстве неравенствТЕОРЕМА 1 (Ролля).Пусть функция f:[a,b]R удовлетворяет условиям:1) fC[a,b]; 2) x(a,b) существует f/(x); 3) f(a)=f(b). ТогдаC(a,b): f/(C)=0. Геометрический смысл теоремы Ролля: при выполнении условий 1)-3) теоремы на интервале (a,b) существует точка С, в которой касательная к графику функции параллельна оси абсцисс. На практике чаще используется следующее утверждение теоремы Ролля: между любыми двумя нулями дифференцируемой функции существует хотя бы один нуль у производной. ТЕОРЕМА 2 (Лагранжа про среднее значение, или про конечное приращение). Допустим что функция f:[a,b]R удовлетворяет условиям:1) fC[a,b]; 2) x(a,b) существует f/(x). ТогдаC(a,b): f(b)-f(a)=f/(C)(b-a). Отношение (f(b)-f(a))/(b-a) есть тангенс угла наклона к оси абсцисс секущей, которая проходит через точки (a, f(a)), (b, f(b)). Геометрический смысл теоремы Лагранжа: при выполнении условий 1)-2) теоремы на интервале (a,b) существует точка С, в которой касательная к графику функции в точке (C, f(C)) параллельна секущей.Следствие 1. Пусть функція f:[a,b]R имеет производную f/ на (a,b) іx(a,b) f/(x)=0. Тогда для некоторого L R x(a,b) f(x)=L. Следствие 2. Функции f:[a,b]R, g:[a,b]R имеют произодныеіf/ и g/ на (a,b) и x(a,b) f/(x)=g/(x). Тогда для некоторого числа L R x(a,b): f(x)=g(x)+L. Следствие 3. Пусть функция f:[a,b]R имеем производную f/ на (a,b) и для некоторого L R x(a,b) f/(x)=L. Тогда для некоторого M R x(a,b): f(x)=Lx+M. ТЕОРЕМА 3 (Коши). Пусть функции f:[a,b]R, g:[a,b]R удовлетворяют условиям: 1) f, gC[a,b]; 2) x(a,b) существуют производныеіf/ и g/ ; 3) x(a,b) g/(x)0. ТогдаіC(a,b): (f(b)-f(a))/(g(b)-g(a))=f/(C)/g/(C). Теорема Лагранжа – это частный случай теоремы Коши при g(x)=x, x[a,b].Задача 1.5. Доказать, что для любых x, y R: sinx – sinyx–y; x, y R: cosx – cosyx–y; x, y R: arctgx – arctgyx–y;x, y [1; +): x – y 0.5x–y.Доказательство этих неравенств аналогичное. Поэтому рассмотрим доказательство первого неравенства. Пусть, например x0. По теореме Лагранжа для функции f(u)=eu, u[0,x],C(0,x): ex – e0 = eC(x-0)>x, так как eC>1 для C>0. Если x<0, то теорему Лагранжа используем для функции f(u)=eu, u[x,0]. Имеем C(x,0): e0 – ex = eC(0-x)<–x, так как –x>0, а eC<1 для C<0. Таким образом, при x0 имеем ex > 1+x.Задача 1.7. Доказать, что для любого x >0: ex>1+x+(x2/2).Для доказательства неравенства применим теорему Коши к функциямf(u)=eu, g(u)=1+u+(u2/2), u[0,x]. Получим C(0,x): (ex – e0)/(1+x+(x2/2)–1) = eC/(1+c). Учитывая доказанное неравенство, найдем (ex-1)/(x+(x2/2))>1, откуда ex>1+x+(x2/2).Задача 1.8. Доказать, что для 0 (2/)x.Пусть f(x)=(sinx)/x (0f(/2)=2/, если 00 выполняется cosx >1–(1/2)x2. Функция f(x)=cosx –1+(1/2)x2 равна 0 при x=0. Ее производная, при x>0, f/(x) = –sinx+x>0 (или sinx< x). Т.е., функция f(x) для x0 возрастающая, а при x<0 будет f(x)>f(0)=0, т.е. cosx>1–(1/2)x2.Отсюда, аналогично при x>0 получим sinx>x–(1/6)x3. Задача 1.10. Доказать, что при 0 x+(1/3)x3. Для этого достаточно установить, что для указанныхx производная функции tgx–x–(1/3)x3, равна sec2x–1–x2, положительна, т.е. что tg2x – x2>0, а это приводит к известному неравенству tgx>x.Задача 1.11. Доказать, что при x>0 выполняется lnx x-1.Так как функция f(x)=lnx–x (x>0) имеет производную f/(x)=(1/x)–1 > 0 (при 01), то функция возрастает пока x изменяется на промежутке (0,1], и убывает на промежутке [1;+). Отсюда получаем, что f(1)=–1 будет наибольшим значением функции, так что для x>0 выполняется lnx x-1.Список литературыБугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика (в 3-х томах).Том 2; М.: Дрофа, 2007 г. – 510 с.Каплан И.А. Практические занятия по высшей математике; Харьков: изд-во при Харьковском гос. университете, 1967 г. – 947 с.Пискунов, Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисление (в 2-х томах). Том 1; M.: Интеграл-пресс, 2005. – 416 c.Фихтенгольц Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления (в 3-х томах). Том 2; М.: Физматлит, 2001 – 810 с.Шипачев В.С. Высшая математика; М.: Высшая школа, 2010. - 480c.

Список литературы
1. Бугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика (в 3-х томах).
Том 2; М.: Дрофа, 2007 г. – 510 с.
2. Каплан И.А. Практические занятия по высшей математике; Харьков: изд-во при Харьковском гос. университете, 1967 г. – 947 с.
3. Пискунов, Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисление (в 2-х томах). Том 1; M.: Интеграл-пресс, 2005. – 416 c.
4. Фихтенгольц Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления (в 3-х томах). Том 2; М.: Физматлит, 2001 – 810 с.
5. Шипачев В.С. Высшая математика; М.: Высшая школа, 2010. - 480 c.

Вопрос-ответ:

Зачем нужна производная при решении задач в школьном курсе математики?

Ответ: Производная позволяет найти изменение функции в зависимости от ее аргумента. Это позволяет анализировать поведение функции, находить ее экстремумы, решать задачи оптимизации и многое другое.

Какие основные определения производной существуют?

Ответ: Основные определения производной включают понятия производной, ее механического значения и геометрического значения. Понятие производной определяет скорость изменения функции в определенной точке. Механическое значение производной показывает, как изменяется величина одной величины при изменении другой величины. Геометрическое значение производной показывает, как изменяется наклон касательной к графику функции в определенной точке.

Как вычислять производную?

Ответ: Производная может быть вычислена разными способами. Возможным способом является вычисление производной из определения, которое содержит предел и производную функции. Также существуют основные правила дифференцирования, которые позволяют вычислить производную сложной функции или найти производную суммы, разности или произведения функций. Еще одним методом является использование производной для нахождения производной обратной функции.

Как применяется производная в механике?

Ответ: Производная используется в механике для решения задач, связанных с движением тела. Например, производная может быть использована для нахождения скорости и ускорения тела в конкретные моменты времени или для определения времени, за которое объект изменит свою скорость. Также производная может быть использована для нахождения точек экстремума траектории движения.

Как производная помогает решать задачи оптимизации?

Ответ: Производная позволяет найти экстремумы функции, что позволяет решать задачи оптимизации. Например, если требуется найти максимальное или минимальное значение функции, можно найти производную функции и найти точки, где производная равна нулю или не существует. Эти точки будут представлять собой потенциальные точки экстремума функции, и исследование знаков производной и второй производной позволит определить, является ли точка максимумом или минимумом функции.

Какие основные определения производной можно выделить?

Основные определения производной включают понятие производной, механическое значение производной и геометрическое значение производной.

Как можно вычислить производную?

Производную можно вычислить двумя способами: из определения и с помощью основных правил дифференцирования.

Какие основные правила дифференцирования существуют?

Основные правила дифференцирования включают правило суммы, правило произведения, правило частного и правило цепной дифференциации.

Как можно применить производную в механике?

Производная может быть применена в механике для решения задач связанных с поиском момента силы, определением скорости, ускорения и траектории движения.

Как выглядит решение неравенств с использованием производной?

Для решения неравенств с использованием производной необходимо найти критические точки функции и исследовать поведение функции в этих точках и на интервалах между ними.

Какие определения производной существуют в математике?

В математике существуют несколько определений производной, такие как понятие производной, механическое значение производной и геометрическое значение производной.

Как вычисляется производная по определению?

Производная вычисляется по определению с помощью предела. Неформально говоря, производная функции f(x) в точке x0 равна пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю.