Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в условиях МБДОУ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 129 129 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 07.10.2013
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей 7
1.1. Отражение проблемы неблагополучия в семейных отношениях в педагогической литературе 7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях 16
1.3. Создание педагогических условий для решения проблем детей из неблагополучных семей 24
Глава 2.Опытно-экспериментальное исследование по изучению социализации детей дошкольного возраста из неблагополучных семей в МБДОУ 35
2.1. Организация и содержание констатирующего этапа эксперимента 35
2.2. Программа педагогического воздействия на уровень социализации и развития личностных качеств детей из неблагополучных семей 54
2.3. Динамика и результаты воспитательной работы в дошкольном учреждении в группе детей из неблагополучных семей 65
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложения 81

Фрагмент для ознакомления

Ведущий. Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох — сила, выдох — уверенность и спокойствие. Эти силы помогут вам всегда. Ваше тело почувствовало силу. Вообразите, что ваш голос говорит: «Нет!» Все силы, которые вам нужны, находятся в вас. Это ваша сила!Теперь пошевелите пальцами, рукой, откройте глаза и произнесите: «Я могу сказать «нет!», когда это нужно!»6. «Гроза»Ведущий. Ребята, кто боится грозы? Слава, хочешь уменьшить свой страх? Ложись на пол. Мы будем охранять твой сон. А теперь закрой глаза. Далее ведущий молча, показав только рукой, предлагает детям занять места вокруг лежащего. Он произносит слова и делает определенные движения руками, создавая шум. То же повторяют за ним и дети.Зашуршала трава, закапал мелкий дождик.Дождь стал усиливаться.Загремел гром. Посыпался град. Полил проливной дождь.Пошел мелкий дождик.Подул легкий ветерок.И наконец, выглянули первые лучики солнца. Просыпайся, малыш. Как ты себя чувствуешь? А страх твой перед грозой уменьшился?7. «Доброе животное»Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий. Поиграем в игру, которая называется «Доброе животное». Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад.Заключение8. «Поддержка»(См. занятие 3, игра 8.)9. «Доброе тепло»(См. занятие 3, игра 9.)ЗАНЯТИЕ 6. ВНИМАНИЕ К ПАРТНЕРУРазминка1. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»(См. занятие 3, игра 4.)2. «Эстафета хороших известий»Ведущий. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мячик соседу, и так по кругу.3. «Березка»(См. занятие 5, игра 1.)4. «Прочисти мозги»Ведущий. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал (словарная работа). Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума.Встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 см от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха.У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть туда-сюда, от одного уха к другому...Оглянитесь вокруг, посмотрите, как все делают то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз-два! Влево-вправо, влево-вправо!Знаете, кто вы сейчас? Вы — умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое своей головы и готовы к новым открытиям.Основная часть5. «Опишите друг друга»Два человека стоят или сидят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого. Выясняется, кто оказался точнее при описании друга.6. «Коровы, собаки, кошки»Ведущий. Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».Теперь закройте глаза. Забудьте на время человеческий язык. Через минуту я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, «говорящих» на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Навострите ушки и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой... Начали!7. «Три лица»Ведущий. Я покажу вам три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы отгадали, какое выражение лица я показываю.Показываю первый раз. Какое выражение лица я пыталась вам показать? Верно, свирепое лицо. Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки — покажем свирепое лицо.Показываю второй раз. А теперь? (Ответы.) А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль?Показываю третье лицо. Какое? Третье лицо — счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руки к сердцу... Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое, счастливое.Теперь разделитесь на пары и встаньте со своими товарищами спина к спине. Выберите одно их трех лиц, которое мы показывали. Когда я досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться друг к другу и показать выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три...Заключение8. «Доброе тепло»(См. занятие 3, игра 9.)9. «Костер дружбы»Ведущий. Встаньте поближе друг к другу в круг, опуститесь на колено. Вытягивайте вперед правую руку и кладите на руки друзей. Затем то же самое проделайте и с левыми руками. Раскачивая руки вверх-вниз дружно произносим слова: «Раз, два, три! Огонек, гори!» Далее показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени.«Почувствовав тепло», садимся на пяточки, одновременно кладем руки на плечи соседей и, встречаясь глазами друг с другом, дружно благодарим: «Спасибо! До свидания».ЗАНЯТИЕ 7.ПОВЫШЕНИЕ САМОУВАЖЕНИЯРазминка1. «Эстафета хороших новостей»(См. занятие 6, игра 2.)2. «Прочисти мозги»(См. занятие 6, игра 4.)Дополнительно после упражнения можно провести дыхательную гимнастику для «прочищения мозгов». На счет ведущего: «Один, два» — дети делают вдох. «Один, два, три» — задерживают дыхание. «Один, два, три, четыре, пять» — дети выдыхают, одновременно произнося звук «Ы». Звук «Ы» как бы вызывает вибрацию головного мозга.Основная часть3. «Самоуважение»Ведущий. Можете ли вы мне сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас действительно хорошими? Как вам показывает это мама, а как папа?Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза глубоко... Теперь отправьтесь мысленно в то место, которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы видите там? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд).Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми... Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими... (15 секунд).Послушайте, что они скажут...Поговорите с человеком, который к вам пришел. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится... (15 секунд).Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза...Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам?«Три лица»(См. занятие 6, игра 7.)5. «Охотник и заяц»Играют два ребенка: один — Охотник, другой — Заяц. Они встают напротив друг друга. Им обоим завязывают глаза, и им придется рассчитывать только на свои уши. Все остальные выстраиваются по краю поля, чтобы Охотник и Заяц нигде не ударились, и ведут себя очень тихо. Заяц пытается перебежать через поле. Если он окажется на другой стороне — он в безопасности. Охотник пытается идти точно в то место, где он слышит Зайца, чтобы его поймать.Заключение«Доброе тепло»См. занятие 3, игра 9.)«Костер дружбы»(См. занятие 6, игра 9.)ЗАНЯТИЕ 8.ДОВЕРИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУРазминка1. «Эхо»Дети играют так: ведущий говорит своему соседу справа слово «здравствуйте», а он, как эхо, должен ответить тоже «здравствуйте». 2. «Ласковое имя»(См. занятие 3, игра 3.)3. «Хочешь — не хочешь»По кругу, начиная с ведущего, дети задают друг другу такой вопрос: «Андрей, хочешь ли ты, чтобы я обнял тебя?» Получив ответ, производят соответствующие действия.Основная часть4. «Сладкая проблема»Ведущий. Выберите себе пару и сядьте напротив друг друга. Между вами я положу на салфетку одно печенье. Пожалуйста, пока его не трогайте. Дело в том, что вам с партнером надо решить одну проблему. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам.Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью, обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз?А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший пример сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что со вторым?5. «Слепой и поводырь»Одному из детей по желанию завязывают глаза. Он «слепой». Второй будет его водящим — «поводырем».Как только зазвучит музыка, «поводырь» бережно поведет «слепого», давая ему потрогать различные вещи — большие, маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести «слепого» к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом. Когда через некоторое время музыка выключается, дети меняются ролями. А когда еще раз выключается музыка, они возвращаются в круг и говорят о том, что пережили во время прогулки.6. «Слепой танец»Участники разбиваются на пары. Один получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Они берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (1–2 минуты). Потом меняются ролями. Заключение«Доброе тепло»(См. занятие 3, игра 9.)8. «Дружеские объятия»Ведущий. Попрощайтесь, пожалуйста, с тем, кто вам стал дорог, более тепло: обнимитесь как очень добрые друзья и скажите друг другу «спасибо».ЗАНЯТИЕ 9.СПЛОЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ГРУППЕРазминка«Барометр настроения»(См. занятие 3, игра 2.)2. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»(См. занятие 3, игра 4.)3. Ласковые слова»(См. занятие 5, игра 3.)4. «Что я люблю делать»(См. занятие 4, игра 2.)5. «Волшебная котомка»Ведущий. Поиграем с вами в игру под названием «Волшебная котомка». Вот она, моя «волшебная котомка». (Показать детям при помощи пантомимы, что на полу стоит большая сумка.) Из этой «волшебной котомки» я буду сейчас доставать разные вещи, а вы сможете увидеть их, но не наяву, а только с помощью своего воображения. Для того чтобы вы смогли понять, что за вещь я достала, я буду показывать, как пользоваться ею.Как только кто-нибудь из вас угадает, что именно я достала из «волшебной котомки», он должен встать со стула, но пока не должен ничего говорить. Когда все дети встанут, они смогут рассказать, что же они «увидели».Доставая разные вещи из «волшебной котомки», вы можете, например:— забить молотком гвоздь,— очистить и съесть банан, — развернуть и съесть принесенный из дома бутерброд,— распилить бревно,— разрезать ножницами бумагу,— выпить стакан воды,— записать что-нибудь в тетрадь,— достать монеты из кошелька и т.д.Основная часть6. «Иван да Данила»Все встают в один общий круг. Два игрока выходят в центр круга. Один будет Иваном, а другой — Данилой.Иван закрывает глаза и пытается поймать Данилу, крича ему: «Где ты, Данила?» Данила должен отвечать ему: «Тут я, Иванушка!», при этом Данила играет с открытыми глазами и пытается ускользнуть от Ивана. Естественно, и Иван, и Данила должны все время оставаться в пределах круга. Остальным детям надо смотреть, чтобы Иван не заблудился. У Ивана есть ровно одна минута на то, чтобы поймать Данилу. После этого играет следующая пара.7. «Ночной поезд»Ведущий. Представьте себе, что совсем скоро Рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города?Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все остальные будут деревьями в ночном лесу.Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Шшш...» в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три дерева особенные — на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса — вы будете Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда.Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего игрока. Я завяжу глаза каждому Вагону, потому что только у Локомотива есть свет, и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трех особенных Деревьев (в шляпах).Даю Локомотиву старт!Заключение8. «Постукивающий массаж»Ведущий. Я предлагаю вам веселую игру-разминку. Разбейтесь на пары и выберите, кто будет первым номером, а кто вторым.Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А вторые номера должны встать сбоку от первых на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое похлопывание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой (2 минуты).А теперь, пожалуйста, поменяйтесь ролями.9. «Тряпичная кукла и солдат»Ведущий. Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (показ позы).А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.Снова станьте солдатом... (10 секунд).Теперь опять тряпичной куклой...Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...«Доброе тепло»(См. занятие 3, игра 9.)«Костер дружбы»(См. занятие 6, игра 9.)ЗАНЯТИЕ 10.УМЕНИЕ ЧИТАТЬ НАСТРОЕНИЕ ДРУГОГОРазминка1. «Мне нравится...»(См. занятие 4, игра 4.)2. «Волшебная котомка»(См. занятие 9, игра 5).3. «Что я люблю делать»(См. занятие 4, игра 2.)4. «Барометр настроения»(См. занятие 3, игра 2.)Основная часть5. «Цветопись настроения»Руководитель объясняет, что настроение может соответствовать определенному цвету:— красный цвет — соответствует восторгу;— оранжевый — выражает радость, веселье;— желтый — соответствует светлому, приятному настроению;— зеленый — спокойному состоянию;— синий — грустному, неуверенному состоянию;— фиолетовый — тревожному, напряженному состоянию;— черный — соответствует упадку, унынию;— белый — страху.Далее дети мимикой изображают цветопись настроения.6. «Краски»Это упражнение проходит в виде ролевой игры. Руководитель раздает роли:— покупатель;— продавец;— все остальные дети — краски, которым предлагается с помощью мимики изобразить заданный или выбранный цвет. (Смотри игру «Цветопись настроения».)Приходит покупатель, стучится. Продавец: — Кто там?— Покупатель.— Зачем пришел?— За краской.— За какой?— За... Продавец должен постараться по настроению, которое изображает ребенок, определить заданный цвет. Если он ошибается, то становится «краской».Побеждает тот, кто сумел отгадать больше красок.Заключение7. «Поддержка»(См. занятие 3, игра 8.)8. «Доброе тепло»(См. занятие 3, игра 9.)9. «Костер дружбы»(См. занятие 6, игра 9.)ЗАНЯТИЕ 11.НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯРазминкаВедущий. Дети, сегодняшнее занятие вам предстоит провести самим.Сначала проведем разминку. Какие упражнения из разминки вам нравятся больше всего? Дети называют упражнения и по очереди проводят наиболее запомнившиеся.Основная частьВедущий. А какие игры из основной части вам понравились больше всего? (Дети называют.) Давайте по очереди поиграем в них.ЗаключениеВедущий. Какими играми вы хотели бы завершить занятие? Дети называют их и проводят.ЗАНЯТИЕ 12.РАЗНЫЕ НАСТРОЕНИЯРазминка1. «Эстафета хороших известий»(См. занятие 6, игра 2.)2. «Посылай и воспринимай уверенность»Ведущий. Есть ли среди вас кто-нибудь, кому прямо сейчас пригодилось бы немного уверенности или веры в себя? Пусть эти ребята встанут в середину круга. Сейчас мы все вместе сделаем вам хороший подарок. Дождитесь, пока вы его почувствуете. Все закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...Теперь представьте себе, что над вами — чудесное сияющее солнышко, которое медленно опускается... Солнышко ласковое и дружелюбное, от его теплого света вам становится хорошо и приятно. Свет солнца соединится сейчас с вашим собственным чувством уверенности. И эти чувства мы сейчас пошлем... (назвать имена детей, стоящих в кругу). Пусть солнце спускается сверху, и пусть оно наполняет вас своим теплом и уверенностью... Вот вы уже ощущаете это тепло, эту уверенность.Теперь пусть солнышко опустится на лицо, согревая лоб, глаза, уши... От затылка тепло разливается по плечам и рукам, по груди и животу... Ощутите, как уверенность струится по телу и делает вас сильнее и сильнее.Пусть уверенность наполняет ноги, колени и ступни... Почувствуйте, как все тело наполняется уверенностью, и вы ощущаете себя все более и более сильными...Теперь, ребята, сосредоточьте все свое внимание на... (имена). Поделитесь наполняющей вас уверенностью и вместе с теплыми лучами солнца пошлите ее... (имена)....(Имена), принимайте, направленную к вам уверенность. Ощутите, как внутри вас самих возникает все больше и больше уверенности. Сохраните в памяти до того времени, когда вам понадобится уверенность, — для самих себя или чтобы поделиться с другими.Теперь медленно возвращайте свое внимание сюда, в эту комнату. отянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь откройте глаза и вернитесь к нам бодрыми и свежими.Основная часть3. «Уходи!»(См. занятие 3, игра 5.)4. «Иди ко мне!»(См. занятие 3, игра 7.)5. «Гроза»(См. занятие 5, игра 6.)Заключение6. «Распустившийся бутон»Ведущий. С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не так хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения.Сядем все в круг на пол. Возьмем друг друга за руки и закроем глаза... А теперь каждый пусть представит, что он какой-нибудь цветок, один из нераспустившихся бутонов. Постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы оболочка этого бутона раскрылась, и вы потянулись навстречу теплому солнечному свету...А теперь ты можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Давайте подышим более глубоко и постепенно «раскроемся». Дети ложатся на пол, руки в стороны.Цветок распустился. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите цвет его лепестков... Посмотрите, как ярко они сияют... Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышите, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите его в свое сердце.А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь к нам в группу добрыми и отдохнувшими.ЗАНЯТИЕ 13.УМЕНИЕ УСПОКОИТЬ ДРУГОГОРазминка1. «Ласковое имя»(См. занятие 3, игра 3.)2. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»(См. занятие 3, игра 4.)3. «Ласковые слова»(См. занятие 5, игра 3.)4. «Барометр настроения»(См. занятие 3, игра 2.)Основная часть5. «Одюдюка»Ведущий. Сейчас я расскажу вам одну историю... Жил был сказочный лес. В жаркую погоду укрывал всех своих жителей от палящих лучей солнца. В дождь давал странникам пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же. Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки и следил за чистотой пруда. У него был друг — медвежонок Тимка, который осматривал все деревья в лесу и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нуждается в медицинской помощи. А еще в лесу жил дядюшка медведь — Михайло Иванович, и был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если случалась беда, он всегда приходил на помощь.И вот однажды идет щенок Пиф по тропинке и слышит: «У-гу-гу». Попятился он, да вдруг прямо перед ним с ревом пролетело «Оно» и стало Пифа пугать. От страха шерсть на щенке встала дыбом. Он залаял, но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг и толкаться. Пиф побежал искать своего друга медвежонка Тима. А Тим в это время осматривал елочки, которые растил для предстоящего Нового года. И вдруг сзади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок упал и увидел что-то мохнатое. Это «что-то» летало вокруг и завывало страшным голосом. Медвежонок испугался и побежал на поиски друга. Встретились они у дома дядюшки медведя и стали думать, что же им дальше делать. Тут выходит из дома Михайло Иванович и спрашивает:— Что произошло?Стали друзья наперебой рассказывать, а напоследок решили:— Поймаем того, кто нас напугал, накажем и выгоним из леса.Так и сделали. Поймали и хотели было взгреть хорошенько, но дядя Миша предложил не наказывать страшилку, а подружиться с ней, — может быть, что-то и получится. Окружили ее звери и сорвали покрывало, под которым «Оно» пряталось. И предстала перед всеми страшилка Одюдюка во всей своей красе и давай ругаться.— Чего вам от меня надо? Видно, мало я вас попугала!— Да погоди ты, не ругайся, лучше расскажи, зачем в наш лес пришла. Видит Одюдюка: деваться ей некуда, пришлось рассказывать о себе. История получилась очень печальная.— Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мама — папу и меня, папа — меня и маму. Мне за всю мою жизнь никто доброго слова не сказал. Вот и решила я навредить всем в этом добром лесу. Не хочу, чтобы все дружно жили, чистоту и порядок везде наводили... А сейчас делайте со мной, что хотите. Хотите — напугайте, хотите — поколотите, а хотите — придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла.Стали звери совет держать. Думали-думали, как ее лучше наказать, а потом вдруг кто-то предложил ее пожалеть. Ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова. (Как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке?) А потом звери научили Одюдюку улыбаться, и перестала она быть злой и страшной.Вы можете научить Одюдюку улыбаться?Замечательно!Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.6. «Гроза»(См. занятие 5, игра 6.)7. «Постукивающий массаж»(См. занятие 9, игра 8.)Заключение8. «Распустившийся бутон»(См. занятие 12, игра 6.)9. «Доброе тепло»(См. занятие 3, игра 9.)ЗАНЯТИЕ 14.КОНФЛИКТЫ В КОНТАКТЕ, ИЛИ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И КОНФЛИКТОВРазминка1. «Барометр настроения»(См. занятие 3, игра 2.)2. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка» (См. занятие 3, игра 4.)3. «Интервью»Ведущий. Ребята, у Олега сегодня день рождения. Давайте поздравим его. (Все поздравляют.) Сегодня, Олег, мы хотим взять у тебя интервью, то есть мы по очереди зададим тебе вопросы, а ты на них постараешься ответить. Для всех нас это приятная возможность узнать о тебе немного больше. Первый вопрос хочу задать я: у тебя есть братья и сестры? (домашние животные и т.д.). 4. «Кого не хватает?»Ведущий. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей? Я хочу сыграть с вами в такую игру: один из вас будет прятаться, а остальные — отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза и, пока никто этого не видит, тихо прикоснусь к плечу одного из вас. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...Основная часть5. «Тух-тиби-дух»(См. занятие 3, игра 6.)6. «Акулы и матросы»Дети делятся на две команды: одни будут матросами, другие — акулами. На полу мелом чертится большой круг —это корабль. В океане вокруг корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращаются в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу.Перетягивать друг друга можно только за руки. Кроме того, действует важное правило: один матрос — одна акула.Никто больше не должен вмешиваться. Ведущий. Запомните, что вы сможете тянуть гораздо сильнее, если будете немного сгибать колени. Ведь при этом ваш центр тяжести оказывается ниже, и окружающим становится труднее сдвинуть вас с места. Теперь нам надо с вами договориться еще об одном сигнале. Если кто-нибудь из вас испугается, ему будет неприятно и больно, он всегда может крикнуть: «Стоп!», тогда вся борьба на время прекращается, но все остаются на своих местах. Когда «Стоп!» крикну я, происходит то же самое.Итак, одна половина детей забирается на корабль, а другая становится прожорливыми акулами, рыскающими вокруг судна.7. «Уходи!»(См. занятие 3, игра 5.)6. «Иди ко мне»(См. занятие 3, игра 7.)Заключение7. «Доброе тепло»(См. занятие 3, игра 9.)ЗАНЯТИЕ 15.САМОУПРАВЛЕНИЕ (САМОРЕГУЛЯЦИЯ)Разминка1. «Скажи, что хочешь»Каждый может сказать все, что хочет, чтобы знали все. Игра идет по кругу.2. «Коробка переживаний»Ведущий. Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.3. «Волшебная подушка»Ведущий. Еще я принесла волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно его слушать.4. «Разбуди дух»Ведущий. Встаньте широким кругом и, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Потом я начну считать от одного до десяти. На каждый счет вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счет «десять» ваши руки будут подняты вверх, к небу. Сначала, стоя с опущенными вниз руками и дотрагиваясь до ступней, вы можете чувствовать усталость. Но чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет становиться ваш дух. Готовы? Начали! Ведущий выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом громко и медленно от одного до десяти.5. «Цветочный дождь»Ведущий. Вы слышали, что сегодня Алеша пережил сильный стресс (словарная работа)? Мы все можем помочь ему прийти в себя и стать снова веселым и бодрым. Алеша, встань, пожалуйста, в центр, и мы все встанем вокруг тебя. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на Алешу и представьте, как на него падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, подсолнухи, колокольчики и другие. Представьте их красоту, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть может, Алеша тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов и ощутить источаемый ими аромат (30—60 секунд).Мне кажется, вы всё очень здорово делаете, и Алеша может полностью насладиться вашими цветами. Алеша, ты не хочешь еще цветов?А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Алеша может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Спасибо.Основная часть6. «Я сильный — я слабый»Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения.Саша, вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.7. «Скучно-скучно...»Дети садятся на стульчики вдоль стены. Как только ведущий произносит стишок:Скучно, скучно так сидеть,Друг на друга все глядеть.Не пора ли пробежатьсяИ местами поменяться, —надо добежать до противоположной стены, дотронуться до нее рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стульчик.Эту игру можно проиграть до конца, то есть до тех пор, пока не останется один, самый ловкий ребенок.Выбывшие дети могут играть роль судей: смотреть за соблюдением правил игры.Заключение8. «Аплодисменты по кругу»Ведущий. Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, но и всем телом, всеми фибрами своей души, и это приятное волнение.У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-то из игроков, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят, встают перед ним и аплодируют. Затем эта тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.9. «Спасибо за приятный день»Ведущий. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии (словарная работа), которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний человек, замкните круг и завершите церемонию безмолвным троекратным крепким пожатием рук. Этим игра и завершается.ЗАНЯТИЕ 16.УМЕНИЕ ВСТУПИТЬ В КОНТАКТРазминка1. «Ласковое имя»(См. занятие 3, игра 3.)2. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»(См. занятие 3, игра 4.)3. «Ласковые слова»(См. занятие 5, игра 3.)4. «Мне нравится...»(См. занятие 4, игра 4.) 5. «Подарок»Ведущий. Друг уезжает в далекое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок, но в вагон уже не пускают. Подарок надо преподнести перед окном с помощью мимики и жестов.Основная часть6. «Зеркала»Один участник становится водящим. Все должны представить, что он пришел в магазин, где много зеркал. Он становится в центр, а другие дети, «зеркала», встают полукругом вокруг него. Водящий будет показывать разные движения, а «зеркала» тотчас же должны повторять эти движения.7. «Маски»На игрока надевают маску животного, но он не знает, какого животного, и никто ему не говорит. Чтобы догадаться, чья на нем маска, он может предложить кому-нибудь из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, то водящим будет тот ребенок, который так умело изображал это животное.8. «Зоопарк»Игроки делятся на две группы. Первая группа — дети, изображающие животных в зоопарке; вторая группа — дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное перед ними.После того как все животные будут отгаданы, дети меняются ролями.9. «Иностранец»Ведущий. Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу в зоопарк (бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту и т.п.).10. «Мы охотимся на льва»Дети, выразительно повторяют за ведущим стишок «Мы охотимся на льва» и делают соответствующие движения. Мы охотимся на льва.Не боимся мы его.У нас длинное ружьеИ подзорная труба.Ой! А что это?А это — поле: топ-топ-топ.Ой! А что это?А это — болото: чав-чав-чав.Ой! А что это?А это море: буль-буль-буль.Ой! А что это?А это тропинка: шур-шур-шур.Под ней не проползти.Над ней не пролететь.Ее не обойти, а дорожка напрямик,Вышли на полянку.Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. Дети «трогают» воображаемого льва. «Да это же лев! Ой, мамочки!» — испугались его и побежали домой.По тропинке: шур-шур-шур.По морю: буль-буль-буль.По болоту: чав-чав-чав.По полю: топ-топ-топ.Прибежали домой.Дверь закрыли.Ух! (на выдохе) Устали.Молодцы!Заключение11. «Доброе тепло»(См. занятие 3, игра 9.)ЗАНЯТИЕ 17.ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕРазминка1. «Барометр настроения»(См. занятие 3, игра 2.)2. «Подари камешек»Ведущий. Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...» Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.3. «Барометр настроения»Дети показывают, каким стало их настроение в настоящий момент.Основная часть4. «Слушаем тишину»Ведущий предлагает детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в комнате, на улице. Затем выясняется, кто и что услышал. Игру можно повторить несколько раз. Для разнообразия можно включать какие-либо музыкальные шумы, например лай собак или кряканье уток. 5. «Тень»Один участник становится путником, остальные — его тенью. Путник идет через поле, а за ним на два шага сзади — его тень, которая старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно стимулировать путника к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки и т.д.6. «Охотник и заяц»(См. занятие 7, игра 5.)7. «Слепой и поводырь»(См. занятие 8, игра 5.)8. «Краски»(См. занятие 10, игра 6.)9. «Разговор с деревом»Ведущий. Я хочу вам предложить путешествие в царство деревьев... Сядьте поудобнее и закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните... Представьте себе лес, по которому вы бредете. Стоит прекрасный весенний день. Небо голубое, солнце светит ярко. Вы идете по очень большому лесу. Здесь стоят самые разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие.Где-то в этом лесу есть одно особенное дерево — это дерево будет с вами разговаривать, только с одним из вас. Это дерево хотело бы стать вашим другом. Осмотритесь вокруг получше и найдите каждый свое дерево. Подойдите к нему совсем вплотную и приложите ухо к стволу. Слышите, как сок течет по кольцам дерева вверх?Прислушайтесь очень внимательно к голосу дерева. Как звучит его голос? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Этот голос веселый, как у Микки Мауса, или серьезный, как голос пожилого человека? Если вы узнали голос дерева, то можете внимательно его выслушать. Вы отлично это сделаете! Сосредоточьтесь. Шшшш... дерево хочет что-то сказать. Не пропустите ни одного слова, которое оно говорит... Может быть, оно хочет попросить, чтобы вы для него что-то сделали. Может быть, обрадуется тому, что именно вы его навестили. Возможно, ваше дерево скажет каждому из вас, что однажды вы станете такими же большими и сильными, как оно. Быть может, дерево хотело бы помочь решить ваши сегодняшние проблемы... (15 секунд).Когда услышите, что хотело вам сказать дерево, дайте мне знак рукой — поднимите руку.Запомните то, что сообщило дерево. Запомните также, что дерево — такое же живое, как и вы. А теперь попрощайтесь с деревом... Возвращайтесь назад. Потянитесь и будьте снова здесь, бодрые и отдохнувшие... Возьмите лист бумаги и нарисуйте свое дерево. После этого дети показывают свои рисунки и рассказывают о том, что им сказало дерево.Заключение10. «Щепки на реке»Дети встают в два ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Все они вместе — вода одной реки. По реке сейчас «поплывут» щепки. Один ребенок отправится в путь по реке, как первая щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А вода (дети) плавно руками поможет щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода и этой щепке должна помочь найти дорогу. Может быть, щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна ей помочь. Когда щепка проходит до конца реки, то она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют реку и постепенно удлиняют ее. И так, не спеша, река будет блуждать по этой комнате, пока все дети не проплывут по реке, изображая щепки. «Дружеские объятия»(См. занятие 8, игра 8.)Приложение 2.Памятка для родителей ДОУ:«Механизмы выявления неблагополучных семей в ДОУ»Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Определить семейное неблагополучие позволяет следующих факторов социального риска в семье:социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).иноязычные семьи.Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи  (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).Основной информацией обладает воспитатель в группе, которыйежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.* Внешний вид ребенка и характер травм:- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);- задержка физического развития (отставание в весе и росте);- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).*Психическое состояние и поведение ребенка:возраст 1,5-3 года- боязнь взрослых;- редкие проявления радости, плаксивость;- реакция испуга на плач других детей;- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;Возраст 3 года-6 лет-примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;-пассивная реакция на боль;-болезненное отношение к замечаниям, критике;-заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;-псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);-негативизм, агрессивность;-жестокое отношение к животным;- лживость, воровство;- склонность к поджогам.Поведение родителей или попечителей:-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;-несвоевременное обращение за медицинской помощью;-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;-обвинение в травмах самого ребенка;-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.* Психическое состояние и физическое развитие ребенка:- задержка физического и умственного развития;- нервный тик;- энурез;- печальный вид;- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).Поведение ребенка:- беспокойство или тревожность;- нарушение сна;- длительно сохраняющееся подавленное состояние;- агрессивность;- склонность к уединению;- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;- угрозы или попытки самоубийства;- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;- плохая успеваемость;- низкая самооценка;- нарушение аппетита.* Поведение взрослых- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;- постоянное чрезмерное критичное отношение  к нему;- негативная характеристика ребенка;- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка-признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:- утомленный, сонный вид, опухшие веки;- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;-мастурбация;-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;-многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;-повторные случайные травмы или отравления;-постоянный голод и (или) жажда;-кража пищи;-стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;- требование ласки и внимания;- подавленное настроение, апатия;- агрессивность и импульсивность;- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;- неумение общаться с людьми, дружить;- неразборчивое дружелюбие;- регрессивное поведение;- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;-низкая самооценка.Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение девственно плевы, повреждения кожи груди или бедер;-заболевания, передающиеся половым путем,-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;-резкие изменения веса;-вагинальные кровотечения;-психосоматические расстройства,-страхи, ночные кошмары;-регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.памятка воспитателям «организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении»В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).Механизм выявления неблагополучных семейВыявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, методиста, воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯУтомленный, сонный видСанитарно-гигиеническая запущенностьСклонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоеданияНеумеренный аппетитЗадержка роста, отставание в речевом, моторном развитииПривлечение внимания любым способомЧрезмерная потребность в ласкеПроявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состояниемПроблемы во взаимоотношениях со сверстникамиТрудности в обученииВ ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В боязливости ребенкаВ выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиковВ сосании пальца, раскачиванииВ боязни идти домойВ жестоком обращении с животнымиВ стремлении скрыть причину травмС целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог-психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.План работыАлгоритм работы с семьями группы риска в ДОУПланирование работы с привлечением специалистов ДОУДиагностика и классификация семей группы рискаФормирование информационного банка данныхОказание социальной помощи семьям группы рискаСоциально-информаци-онная помощьСоциально-правовая помощьСоциально-экономичес-кая помощьСоциально-педагогичес-кая помощьСоциально-психологическая помощьМедико-социальная помощьИнформация о пособиях и льготахПсихолого-педагогическое просвещение родителейПравовое просвещениеПравовое воспитание детейКонтроль над соблюдением прав ребенкаСодействие в получении пособийКонтроль над обстановкой в семьеПривлечение родителей к участию в жизни ДОУСоздание благоприятного микроклимата в семье и ДОУПсихологическая диагностика и поддержкаМедико-социальный патронажДиагностика здоровьяПосещение семьиИндивидуальные консультации специалистов ДОУСовместные праздники и развлеченияУчастие в конкурсах и выставкахКоррекционные занятия с детьмиИндивидуальное консультирование с родителямиОбщий план изучения семьи1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.2. Жилищные и материальные условия.3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.4. Культурный уровень родителей:наличие библиотеки в семье;какие книги читают;следят ли за периодической печатью;посещают ли кино;посещают ли театры и концерты;посещают ли выставки.5. Общая семейная атмосфера:доброжелательная,неустойчивая,равнодушная,гнетущая, недоброжелательная.6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).8. Что является предметом основной заботы родителей:здоровье детей;развитие умственных способностей;художественных способностей;нравственных качеств.9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:сверхопекающее;ровное, заботливое;равнодушное;подавляющее.10. Система воспитательных воздействий:согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.11. Организация совместных форм деятельности в семье:вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:наличие определенных знаний и готовность их восполнять;ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:систематическое;нерегулярное;полное отсутствие контроля.14. Отношение к детскому саду:положительное;равнодушное;негативное.15. Взаимодействие семьи с детским садом:систематическое;эпизодическое;отсутствие взаимодействия.ПоРЯДОК о постановке на внутрисадовский учет и снятие с учета неблагополучной семьи Основные цели постановки на учет:• защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Задачи:• выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности в семье;• обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;• проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем. Понятие «неблагополучная» семья Семья считается неблагополучной, если родители:• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);• отрицательно влияют на их поведение;• жестоко обращаются со своими детьми;• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).Оформление документов На каждую неблагополучную семью заводится папка, в которую входят следующие документы:• акт обследования;• постановление КДНиЗП о постановке на учет;• учетная карточка семьи;• карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения;• план индивидуальной профилактической работы;• дневник наблюдений за неблагополучной семьей. Документы хранятся у педагога-психолога ДОУ.

Список используемой литературы
1. О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16
2. Региональная служба комплексного сопровождения в образовании Вологодской области. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.
3. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-Ф3)
4. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - Москва, 1985. – 260 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. - Москва, 1997. – 350
6. Антонян Ю. М., Саличев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. - Москва, 1983. – 180 с.
7. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - Москва, 1997. – 510 с.
8. Бокарев Н. Н. Процесс социальной девиации // Уч. зап. МГСУ. - 1998. - № 1.- с.19-34. – 400 с.
9. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - Москва, 1988. – 127 с.
10. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Уч. пос. - СПб, 1993. – 185 с.
11. Голофаст В. Б. Функции семьи // Семья и личность. - Москва, 1974. – 231 с.
12. Гавриш Е.М. Работа школьного социального педагога с неблагополучными семьями. - //Социальная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 113-114
13. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
14. Джудит С. Райкус, Рональд С.Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. TI. Концептуальные основы социальной работы с детьми.— М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008.
15. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.
16. Ефимова, И.В. Социальная работа в области профилактики и преодоления семейного неблагополучия И.В. Ефимова //Социальная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 97-100.
17. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288с.
18. Иванова Н. П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики // Социальная педагогика. - 2010. - N 3. - С. 97-108.
19. Илатовская Л.А. Психологическое сопровождение детей группы риска //Социальная педагогика. - 2011, - № 4. - С. 89-97
20. Крылова Т.А. Мониторинг деятельности психолого-педагогической службы в ОУ. - //Справочник заместителя директора школы. - 2010, № 7, с. 21-32.
21. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». - М.: НИИ «Школьные технологии», 2010, с.26-52
22. Кожарская В.И., Ослон В.Н. Психосоциальные технологии в ра¬боте с неблагополучной семьей: Учебно-методическое посо- бие/ПИПКРО. — Пермь, 2004.
23. Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи: учеб.-метод.пообие. — М.: ВЛАДОС, 2008.
24. Олефиренко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008
25. Кошелева Е.П. Социально-психологическая помощь детям из неблагополучных семей. - М.: МГПИ, 2008
26. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога с семьей группы риска (статьи). - //Социальная педагогика, 2009, №№ 2-5
27. Методика работы социального педагога. - /под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.: Школьная пресса, 2006
28. Методика работы социального педагога. - /сост. Семенов Г.С. - М.: Школьная пресса, 2006
29. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
30. Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. //Социальная педагогика, 2006, № 2, С. 76-86
31. Таболова, Е.М. Семейное неблагополучие как социальная проблема /Е.М Таболова //Социальная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 90-92
32. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 319 с.
33. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос, 2008
34. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. - М.: Академия, 2004
35. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2009
36. Шмидт В. Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. - М: Сфера, 2007.-256 с.
37. Шнейдер Л.Б. Семейная психология - М.: Академия, 2008. - 512 с.
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2008

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе педагогической деятельности социального педагога с детьми из неблагополучных семей?

Основой педагогической деятельности социального педагога с детьми из неблагополучных семей является отражение проблемы неблагополучия в семейных отношениях. Также важно учитывать особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях и создание педагогических условий для решения проблем детей.

Каковы особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях?

В неблагополучных семьях особенности детско-родительских отношений проявляются в недостатке внимания и заботы со стороны родителей, насилии, агрессии, нежелании уделять время детям. Дети из таких семей могут испытывать эмоциональные и психологические проблемы. Эти отношения могут существенно влиять на развитие и самооценку ребенка.

Какие педагогические условия нужны для решения проблем детей из неблагополучных семей?

Для решения проблем детей из неблагополучных семей необходимо создание педагогических условий, таких как: создание доверительной и эмоционально благоприятной атмосферы, индивидуальный подход к каждому ребенку, оказание психологической помощи и поддержки, развитие социальных навыков, содействие в получении дополнительного образования и т.д.

Какие проблемы могут испытывать дети из неблагополучных семей?

Дети из неблагополучных семей могут испытывать различные проблемы, такие как эмоциональные и психологические трудности, поведенческие проблемы, низкая самооценка, проблемы в обучении и адаптации в социуме. Важно оказывать им помощь, поддержку и создавать условия для успешного развития.

Какие теоретические основы лежат в основе педагогической работы с детьми из неблагополучных семей?

В основе педагогической работы с детьми из неблагополучных семей лежат такие теоретические основы, как отражение проблемы неблагополучия в семейных отношениях и особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях. Также важно создание педагогических условий для решения проблем детей из неблагополучных семей.

Что говорится в педагогической литературе о проблемах неблагополучия в семейных отношениях?

В педагогической литературе говорится о том, что проблемы неблагополучия в семейных отношениях могут включать такие аспекты, как нарушение родительской заботы, низкий уровень образованности родителей, насилие в семье, алкоголизм и наркомания среди родителей. Эти проблемы могут оказывать отрицательное влияние на развитие детей.

Какие особенности характерны для детско-родительских отношений в неблагополучных семьях?

В детско-родительских отношениях в неблагополучных семьях часто наблюдаются такие особенности, как отсутствие эмоциональной поддержки и психологической безопасности, негативное воздействие на формирование личности ребенка, нарушение границы между родителями и детьми, непродуктивное использование силы и насилия в отношении детей.

Какие педагогические условия необходимо создавать для решения проблем детей из неблагополучных семей?

Для решения проблем детей из неблагополучных семей необходимо создавать такие педагогические условия, как психологическая поддержка и консультирование родителей, создание доверительных отношений между педагогами и детьми, предоставление дополнительных образовательных возможностей для развития ребенка, организация работы семейного клуба и другие подобные меры.

Какое опытно-экспериментальное исследование было проведено по изучению работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей?

В данной статье не указаны конкретные детали об опытно-экспериментальном исследовании, проведенном по изучению работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей.

Какие теоретические основы лежат в основе педагогической работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей?

В основе педагогической работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей лежат такие теоретические основы, как отражение проблемы неблагополучия в семейных отношениях и особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях. С помощью этих теоретических основ социальный педагог создает педагогические условия для решения проблем детей из неблагополучных семей.

Какие особенности детско-родительских отношений можно наблюдать в неблагополучных семьях?

В неблагополучных семьях можно наблюдать такие особенности детско-родительских отношений, как низкий уровень эмоциональной поддержки, недостаток внимания и заботы со стороны родителей, нарушение коммуникации и негативное воздействие родительского поведения на развитие ребенка. Эти особенности требуют вмешательства социального педагога для решения проблем детей из таких семей.

Какие педагогические условия должны быть созданы для решения проблем детей из неблагополучных семей?

Для решения проблем детей из неблагополучных семей необходимо создание следующих педагогических условий: создание доверительных отношений социального педагога с ребенком, проведение индивидуальной и групповой работы, организация реабилитационных и коррекционных мероприятий, сотрудничество с родителями и другими специалистами. Все эти условия позволяют помочь детям из неблагополучных семей в их развитии и адаптации к социальной среде.