Мотивы и потребности, реализуемые в конфликте.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 13.10.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Понятие конфликта 4
Психологическая природа конфликта 5
Мотивы и потребности в конфликте 11
Заключение 16
Список литературы 17
Необходимо описать суть проблемы. Из-за чего возник спор и по поводу чего высказываются разные мнения. При этом на данном этапе не следует сразу искать решение, а просто описать в общих чертах предмет конфликта. Если таких предметов несколько, то на каждый из них нужно составить свою собственную карту конфликта. При этом ни один из предметов конфликтов не имеет приоритета над другим.Шаг 2. Определение главных оппонентов, вовлеченных в конфликт.Если группа имеет однородные требования, их можно поместить на одну строну конфликта.Шаг 3. Определение истинных интересов каждой из сторон.Поступки людей объясняются потребностями и желаниями, которые оформляются в соответствующие мотивы. Поэтому цель данного этапа, выявление потребностей и опасений каждого из участников конфликта. Для этого можно прямо спросить оппонента, в чем заключаются его интересы в этой ситуации, чего он добивается, чтобы его интересы были соблюдены.Учет опасенийтакже очень важен, потому что оппонент получает возможность высказать все свои иррациональные, надуманные страхи и тревоги по поводу инцидента. При этом не следует обсуждать, истинны или реалистичны ли они, нужно просто из озвучить, обозначить, занести их в таблицу. Обычно люди опасаются следующего[14, с. 78]:- потери жизни или здоровья;- финансовых потерь;- одиночества, потери близкого человека;- утрата собственной хорошей репутации;- другие специфичные причины.С помощью выявленных опасений можно определить скрытые мотивации оппонента. Это мотивации, которые оппонент не смог осознанно выделить и назвать или не захотел назвать их специально. Ведь некоторым людям легче признать, что они опасаются, например, неуважения, а не признаться в том, что они нуждаются в уважении. Некоторым людям действительно тяжело дается выражение ”Я хочу…” и открыто заявить о своих желаниях им нелегко. Пользуясь картой конфликта, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:1. Искать общие потребности, мотивы, общие ценности, разделяемые всеми участниками конфликта.2. Если ценности и интересы различаются, стремиться совместить их. Общие ценности могут включать в себя как потребности одной стороны, так и потребности другой. Начинать обсуждение нужно с самых трудных потребностей.3. Искать скрытые стремления и индивидуальные блага, достигаемые одной из сторон. Это может быть стремление сохранить свое лицо или спасти репутацию.4. Искать различные способы достижения выигрыша для всех участников конфликта. Следует помнить, что многие люди подпитываются своими собственными иллюзиями восприятия других людей. Некоторые из таких иллюзий восприятия придают оценкам окружающих негативную окраску. И тогда человек объясняет мотивы поступков других людей низменными потребностями, дурным воспитанием.Поэтому совсем нелишним будет выявить общечеловеческие ценности оппонента, а также прояснить, о чем ваш оппонент знает достоверно, а о чем только догадывается.Потребности и чувства определяют наше поведение. Разные предметы и явления способны по-разному удовлетворять наши потребности, потому что обладают для нас различной ценностью. А ценность – это свойство предмета или явления удовлетворять наши потребности.У человека множество потребностей, и среди них можно выделить как остро значимые, так и менее значимые. Поэтому потеря одних ценностей может быть весьма болезненна для нас, с которой нам будет весьма трудно смириться. Так что при выявлении мотивации оппонента важно прояснить какие ценности являются для него менее значимыми, а какие более значимыми.Когда человек становится участником конфликта важно помнить о собственных интересах. Следует оценить насколько ценно для него достижение цели. Насколько выигрыш соотносится с трудозатратами на достижение цели. Поэтому так важно правильно расставлять приоритеты. Для этого необходимо определить, от чего можнодостаточно безболезненно отказаться, а что человек или группа будет отстаивать до последнего. Сначала составляется список всех интересов и ценностей, а затем они ранжируются по степени важности. Закончив со своими потребностями необходимо учесть потребности оппонента. Однако, не имея возможности собрать информацию об оппоненте, можно исходить из знаний о базовых потребностях людей:потребность в самореализации;потребность в уважении и самоуважении;потребность в общении с другими людьми;потребность в безопасности;базовые жизненные потребности[12]. Таким образом, выяснение истинных мотивов конфликта может помочь в его конструктивном разрешении с минимальными потерями для обеих сторон.ЗаключениеАнализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его уровней и особенностей его реализации в коллективе и межличностном общении очень актуально. На современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения понятия конфликта и ведущего подхода к его изучению. Существует множество отдельных работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Общим для всех является то, что большинство авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Также большинство авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и позитивные функции. Базисным побудителем конфликтного поведениячеловекатакже являются его потребности и мотивы. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их от окружающих, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая в значительной мере отличается от первичных мотивов или вовсе не имеет ничего общего с ними. У человека множество потребностей, и среди них можно выделить как остро значимые, так и менее значимые. Для разрешения конфликта очень важно выявление потребностей и мотивов оппонентов. Следует оценить насколько ценно для него достижение цели. Не имея возможности собрать информацию об оппоненте, можно исходить из знаний о базовых потребностях людей:потребность в самореализации;потребность в уважении и самоуважении;потребность в общении с другими людьми;потребность в безопасности;базовые жизненные потребности.Список литературыАнцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. ГАВС, 2002. – 261 с.Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2005. - 288с.АткинсонДж.В.Теория о развитии мотивации. – Новгород, 2003. – 256с.Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журнал. 1995. Т.16. №3. С.90-101.Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб.: Издательство "Питер",2000. – 464с.Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. – М.: Экмос, 2000. 319 с.Занюк С. С. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону, 1992.Коваленко Б. В. Психология конфликта. Учебное пособие. – М.: МОСУ, 2000г. – 90с.Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество / Г.М. Потанин и др. – Белгород: Изд-во БГУ, 1997.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 582с.Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – М.: Владос,1999 . - 210сМириманова М.С. Конфликтология. – М.: Академия, 2003. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. –М.Владос, 2004 - 136 с.Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая компетентность. – Красноярск, 2003.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2005. - 288с.
3. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Новгород, 2003. – 256с.
4. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журнал. 1995. Т.16. №3. С.90-101.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб.: Издательство "Питер",2000. – 464с.
6. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. – М.: Экмос, 2000. 319 с.
7. Занюк С. С. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.
8. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону, 1992.
9. Коваленко Б. В. Психология конфликта. Учебное пособие. – М.: МОСУ, 2000г. – 90с.
10. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество / Г.М. Потанин и др. – Белгород: Изд-во БГУ, 1997.
11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 582с.
12. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – М.: Владос,1999 . - 210с
13. Мириманова М.С. Конфликтология. – М.: Академия, 2003.
14. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. – М.Владос, 2004 - 136 с.
15. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая компетентность. – Красноярск, 2003.
Вопрос-ответ:
Что такое конфликт?
Конфликт - это столкновение интересов, мнений, ценностей или намерений между двумя или более сторонами, которое может привести к напряжённости и негативным последствиям.
Какова психологическая природа конфликта?
Психологическая природа конфликта заключается в том, что участники конфликта испытывают негативные эмоции, такие как гнев, разочарование, обиду, страх. Они также могут иметь разную мотивацию и потребности, которые могут быть реализованы или остаться неудовлетворенными в ходе конфликта.
Какие мотивы и потребности могут быть реализованы в конфликте?
В конфликте могут реализовываться различные мотивы и потребности, такие как потребность в контроле, признании, справедливости, защите своих интересов. Мотивы могут быть как подлинными и основанными на реальной потребности, так и ложными, возникающими из неправильного восприятия ситуации.
Почему в конфликте высказываются разные мнения?
В конфликте высказываются разные мнения, потому что участники могут иметь разные ценности, опыт, знания или интересы, которые противоречат друг другу. Они могут видеть ситуацию по-разному или иметь разные представления о том, как достичь желаемого результата. Это приводит к разногласиям и возникновению конфликта.
Какие основные мотивы и потребности могут возникать в конфликте?
Основные мотивы и потребности, которые могут возникать в конфликте, включают потребности во власти, признании, автономии, безопасности, справедливости, гармонии. Участники конфликта могут стремиться к удовлетворению этих потребностей, и конфликт возникает, когда их интересы сталкиваются и не могут быть одновременно удовлетворены.
Что такое конфликт и какая его природа?
Конфликт - это ситуация, когда возникает противоречие между двумя или более сторонами, которое приводит к острой напряженности и противоборству. Психологическая природа конфликта заключается в наличии различных мотивов и потребностей, которые стороны пытаются удовлетворить через конфликтное взаимодействие.
Какие мотивы и потребности реализуются в конфликте?
В конфликте реализуются различные мотивы и потребности участников. Например, одной из сторон может быть важно защитить свои интересы или достичь определенной цели. Другая сторона может стремиться к сохранению статус-кво или удовлетворению своих эмоциональных потребностей. В конфликте также могут присутствовать мотивы власти, контроля, престижа и другие.
Почему возникают разные мнения в конфликте?
Разные мнения в конфликте могут возникать из-за различных интересов, ценностей, убеждений и опыта участников. Каждая сторона может иметь свою точку зрения на предмет конфликта и стремиться к ее защите. Также мнения могут отличаться из-за недостатка информации или непонимания друг друга.
Что нужно делать на данном этапе конфликта?
На данном этапе необходимо описать суть проблемы и предмет конфликта. Не следует сразу искать решение, а просто описать в общих чертах конфликтную ситуацию. Если предметов конфликта несколько, то каждый из них нужно описать отдельно.