Система журналистских жанров

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и практика СМИ
  • 39 39 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 27.10.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика жанров современной журналистики 6
1.1. Информационные жанры 6
1.2. Аналитические жанры 18
1.3. Художественно-публицистические жанры 20
Глава 2. Анализ текстов различных журналистских жанров 22
Заключение 36
Список литературы 38
Фрагмент для ознакомления

Автор достаточно часто использует приём речевых стратегий, тем самым «оживляя» репортаж, усиливая «эффект присутствия»:
В селе Проволочное оперативный штаб - эмчеэсовская «Газель», набитая теплой минералкой. В ней сидит обложенный бумагами начальник штаба Сан Саныч. Не выпуская рации из рук, отдает короткие команды.
- 406! Со стороны Шернавки огонь перекинулся на лес! Вижу задымление! - хрипела рация.
- Вас понял! Подъехать цистерне можно?
- Нет.
- Высылаю людей с «писалками» (так пожарные называют водяной ранец с пульверизатором для тушения небольших очагов)».
Автор-репортёр старается сохранять объективность, фиксируя увиденное, перед нами мелькают страшные картины ужасающей реальности в селе Верхняя Верея:
«Павел Чариков с улицы Советской местный следопыт. Он помогает милиции искать жертвы. Пока по району их 11. Но на наших глазах Павел отыскал 12-го погибшего. Вернее, все, что от него осталось. Горстка жирной черной сажи. И все...
Следователи, все зафиксировав на камеру, аккуратно сложили прах в пакет.
- Я еще до пожара ходил в лес, тушил что мог. А когда началось в четверг... Это как Хиросима. Резко подул ветер. Поднялся огненный шар метров на 200! Люди сгорали живьем, на бегу. Вон трактор ехал с эвакуированными - вспыхнул как свечка. Село сгорело за 20 минут, - вспоминает Павел.
От его дома тоже не осталось даже головешек. Оконные рамы превратились в мутные сосульки с торчащими гвоздиками. Из «Запорожца» вытек двигатель. Он лежал застывшей лужицей под стальным остовом машины. А оборотный капитал соседа-алкоголика Петровича превратился в замысловатые стеклянные скульптуры, отдаленно напоминающие бутылки».
В ходе расследования выясняется, что выделенных государством денег не хватает, чтобы обеспечить погорельцев всем необходимым. Кроме того, удалось узнать главное, отчего же случаются столь сильные пожары: «Да все просто. Лес раздали частникам. Частники бревна увезли, а валежник оставили. А он за два года в порох превращается. Контроля нет. Просеки все заросли. Вообще-то МЧС отвечает за противопожарную обстановку только в населенных пунктах. Ситуация с лесом запущенная. Но тушить все равно нам приходится...».
Наконец, стоит отметить огромную роль фотоматериала в репортаже, особенно это касается репортажа-расследования и событийного репортажа. За счёт использования достоверного и яркого фотоматериала усиливается «эффект присутствия», ведь читателю гораздо легче становится представить себе картину происходящего.
Наконец, рассмотрим ещё один вид репортажа – репортаж-комментарий.
В данном случае большую роль играет не только описание события, но и его оценка, подробный комментарий приобретает особую значимость.
К примеру, репортаж-комментарий «Странная победа», посвящённый окончанию войны в Ираке.
Автор подробно описывает итоги войны, анализирует их, даёт собственную оценку:
«Через семь с лишним лет после ввода войск в Ирак позитивные сдвиги в американской военной операции действительно налицо. Если первая и основная объявленная миссия вооруженной кампании - уничтожение иракского оружия массового поражения - так и не была выполнена из-за отсутствия такового, то во второй США преуспели - Саддам Хусейн был свергнут. Появившаяся позднее третья миссия - установление демократии в арабском мире - задача на многие поколения, а потому измерить ее успешность пока трудно».
Стоит отметить, что репортаж-комментарий очень близок аналитическому репортажу, поскольку оба вида предполагают анализ события, некую оценку.
В репортаже-комментарии всегда уместны статистические данные, усиливающие документальность, повышающие достоверность и информативность:
«Необходимости в присутствии 160 тысяч солдат, как в 2007 году, уже нет. Количество убитых с начала этого года американцев составило 46 человек, незначительную часть из 4417, которые значились убитыми, и 31 тысячи - раненными с начала войны... Как и жизней мирных иракцев, количество погибших среди которых составило, по американским официальным данным, более 100 тыс. человек, а по мнению многих правозащитников, значительно более миллиона. И список этих жертв растет. На прошлой неделе - уже после начала Рамадана - очередной смертник взорвал себя в Багдаде на сборном пункте добровольцев, пришедших записываться в армию: 48 убитых, 129 раненых».
В рассматриваемом нами репортаже-комментарии большую роль играет композиция. Здесь она чётко выстроена. «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность». Статистические данные как раз и играют роль необходимых подробностей.
В репортаже-комментарии собственные авторские впечатления имеют важность. В заключении репортажа автор всё же даёт собственную оценку, подводит итог:
«Мой прогноз: американцы не уйдут и через 16 месяцев. Ирак - слишком стратегически важное место, чтобы оставлять его на произвол судьбы... Полагаю, и военные после 2011 года полностью не уйдут. У Соединенных Штатов вообще нет традиции выводить свои войска оттуда, куда они однажды вошли. Единственное исключение - Вьетнам, но там они, скорее, проиграли... В Ираке же США войну выиграли, в этом нет сомнений. Но парад победы может не состояться никогда».
Далее мы переходим к рассмотрению особенностей жанра рецензии в журналистском творчестве.
Рецензия предполагает критический обзор произведения, книги, определенного значимого события, мероприятия. Это один из самых распространенных критических жанров. Рецензия также предполагает наличие элементов анализа (глубина анализа может варьироваться в зависимости от того, разбору какого предмета данная рецензия посвящена, какова позиция автора и т.п.).
Приведем пример рецензии, посвященной выставке простых чудес в Планетарии.
«Если верить Булгакову, то нечто подобное Москва уже видела. Правда, давненько. «Сеанс чёрной магии с полным её разоблачением» - помните? Из «Мастера и Маргариты». Именно это пришло мне в голову, когда я попал на выставку «Мир наизнанку», что недавно открылась в Планетарии и будет идти до конца сентября. Другое дело, что у Воланда и его свиты «разоблачение» вышло довольно ехидным и даже злым. Ну, на то он и нечистая сила. Здесь же и сама «магия», вернее, иллюзии, и их разоблачение оказались на удивление забавными и добрыми. Отчасти даже детскими. Не в уничижительном смысле, упаси бог, а в самом что ни на есть прямом. Вот, скажем, аттракцион под названием «Трогательный домик». Представляет собой… Даже не знаю что. В общем, заходишь туда, а там темно, хоть глаз коли, и передвигаться можно только на ощупь. «Трогательный», понимаете? Я вошёл в дверь 37-летним мужиком, обременённым заботами о семье и ипотекой. А вышел 5-летним мальчиком Костей, который очень любил есть и говорить по телефону. И ещё панически боялся темноты. Всего-то и надо - неосвещённый лабиринт с висюльками в проходах и клаксонами в стенах, а эффект сногсшибающий...».
Как видно из данного примера, стиль написания рецензии может быть разным. В рецензии в целом уместно использование разговорной лексики, авторских оборотов, средств языковой выразительности. Вместе с тем, крайне важно, чтобы используемые средства выразительности помогали лучше выражать позицию автора, делали её более ясной и очевидной для читателей.
Жанр эссе также заслуживает особого рассмотрения. Эссе носит творческий характер, довольно часто отличается эмоциональностью, субъективностью. Эссе, как правило, имеет сравнительно небольшой объем и свободную композицию. В эссе уместно использование различных средств языковой выразительности, которые придают эссе творческий, индивидуальный (авторский) характер. Что касается тематики эссе, то она довольно обширна.
В качестве примера мы можем привести эссе, посвященное шансону: «Рожденный на сцене кабаре, шансон и сегодня остается неповторимым национальным способом доверительно и ярко говорить со слушателем о насущном и главном
В начале 2000-х, когда начался взлет FM-станции «Радио Шансон», русского интеллигента коробило использование знакомого и любимого слова не по назначению. За последующие 11 лет легитимизация жанра, прежде честно называвшегося «блатной песней» или попросту «блатняком», свершилась: протесты стихли, «русский шансон» стал одной из непререкаемых реалий культурного ландшафта страны. И все-таки до этого блатного триумфа было целое столетие, на протяжении которого слово «шансон» и для русского уха звучало совсем другой музыкой.
Что само это слово — chanson — и значит попросту «песня», знают все. Менее известно, что современный французский шансон, ставший в XX веке одним из главных символов культуры страны, прослеживает свою родословную со Средних веков. Точкой отсчета считается творчество труверов, поющих поэтов конца XI — начала XIV века, в особенности — великого Гийома де Машо, которого весьма ценил автор «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосер, а современники именовали не иначе как «богом гармонии». Впрочем, тот шансон имел свой, довольно сложный, канон и с нынешним состоит, мягко говоря, в непрямых родственных отношениях... Шансон, который мы знаем, сформировался в конце позапрошлого века в стенах театриков-кабаре. Тогда там не только танцевали канкан, но и пели. И тогда же оформился главный принцип шансона: это песня, исполняемая автором, как правило, в камерном помещении, песня, в которой музыка неразрывна с текстом, обычно сюжетным. Шансон становился песенным воплощением «идеального галльского характера» — романтического и взрывного, язвительного и максималистского, чуткого ко всякой несправедливости».
Выводы. Таким образом, каждый жанр журналистики обладает собственными характерными особенностями. Также следует заметить размытость границ между информационными, информационно-аналитическими и художественно-публицистическими жанрами. Во многих текстах мы можем найти черты, присущие всем этим жанрам. Конечно же, художественно-публицистические и аналитические жанры дают большую свободу в выборе средств выразительности. Такие тексты оказывают более интенсивное воздействие на сознание аудитории.

Заключение

Таким образом, в системе журналистских жанров возможно выделить три больших группы жанров: информационные, информационно-аналитические, художественно-публицистические. Как уже отмечалось ранее, граница между жанрами на сегодняшний день размыта. Например, репортаж может быть событийным и относится к группе информационных жанров, а может быть аналитическим – в этом случае он относится к информационно-аналитическим жанрам.
В данной работе мы рассмотрели на практических примерах особенности журналистских текстов разных жанров. Тексты, относящиеся к группе художественно-публицистических, обладают большей выразительностью, они более творческие и авторские, в них также больше субъективности.
Информационные жанры отличаются меньшим употреблением средств выразительности, повышенной информативностью. Их задача заключается в максимальном информировании аудитории о том или ином событии.
Информационно-аналитические жанры отличаются наличием глубокого анализа с привлечением фактов, аргументов, выраженной авторской позиции по проблемному вопросу. Тексты этих жанров всегда посвящены общественно значимой и актуальной тематике.
Мы также подробно рассмотрели тексты репортажей разного типа. Репортаж может относиться как к информационным жанрам, так и информационно-аналитическим. Репортаж является не только излюбленным жанром в современной журналистике, но и активно развивающимся. Журналисты ищут новые способы эффективного воздействия на аудиторию, используют выразительные средства для создания «эффекта присутствия», без которого репортаж невозможно себе представить. Во-первых, наиболее актуальным на сегодняшний день является событийный репортаж, предполагающий, в первую очередь, объективность, документальность. Большую роль в данном виде репортажа играет наглядность.
Во-вторых, к наиболее сложным видам репортажа стоит отнести аналитический репортаж, а также репортаж-комментарий. В них реализуются такие главные особенности жанра, как динамичность, наглядность, образная аналитичность, предельная документальность и активная роль личности самого репортёра.
Репортаж-расследование также относится к сложному виду репортажа. Репортёр ставит себе тройную задачу: передать объективную и достоверную информацию о событии, узнать нечто новое о событии (иными словами, провести расследование), а также проанализировать полученные результаты.



Список литературы

Основная литература


Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1998.
Грачев С. Интервью с И. Кобзоном.//Аргументы и факты. 3 июля 2013 г.
Евстифеев Д. Постовых могли спасти только бронежилеты./Д. Евстифеев//Известия. 13.08.12.
Кисель А. Ищите танго в сердце./А. Кисель//Известия. 26.08.11.
Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. – М., 2006. [Ресурс локального доступа]
Кудряшов К. Экскурсия в детство: в Планетарии открылась выставка простых чудес.//Аргументы и факты. 8 июля 2013 г.
Кузина С. Волчьи меры против зайцев./С. Кузина//Известия. 26.08.10.
Липатов А. Французский шансон.//Вокруг света. № 1 (2856). Январь.
Министр культуры объяснил отсрочку отставки Иксанова нападением на Филина.//Аргументы и факты. 10 июля 2013.
Никонов В. Странная победа./В. Никонов//Известия. 26.08.10.
Померанц Г. Фельетонизм и Касталия//Журналист. 1998. № 12.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2012.
Снегирёв Ю. Флаг на пепелище./Ю. Снегирёв//Известия. 02.08.10.
Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект пресс, 2013.


Сетевые источники

Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000.// http://evartist.narod.ru/text5/58.htm.

Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1998. С. 67.
Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1998. С. 67.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000.// http://evartist.narod.ru/text5/58.htm.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.

Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.

Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.

Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Там же.
Там же.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Там же.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Там же.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Там же.
См.: Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект пресс, 2013.
Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. – М., 2006. [Ресурс локального доступа]
См.: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2012. С. 89.
См.: Померанц Г. Фельетонизм и Касталия//Журналист. 1998. № 12.
Грачев С. Интервью с И. Кобзоном.//Аргументы и факты. 3 июля 2013 г.
Министр культуры объяснил отсрочку отставки Иксанова нападением на Филина.//Аргументы и факты. 10 июля 2013.
Евстифеев Д. Постовых могли спасти только бронежилеты./Д. Евстифеев//Известия. 13.08.12.
Там же.
Евстифеев Д. Постовых могли спасти только бронежилеты./Д. Евстифеев//Известия. 13.08.12.
Кисель А. Ищите танго в сердце./А. Кисель//Известия. 26.08.11.
Там же.
Кузина С. Волчьи меры против зайцев./С. Кузина//Известия. 26.08.10.
Снегирёв Ю. Флаг на пепелище./Ю. Снегирёв//Известия. 02.08.10.
Там же.
Снегирёв Ю. Флаг на пепелище./Ю. Снегирёв//Известия. 02.08.10.
Там же.
Никонов В. Странная победа./В. Никонов//Известия. 26.08.10.
Там же.
Кудряшов К. Экскурсия в детство: в Планетарии открылась выставка простых чудес.//Аргументы и факты. 8 июля 2013 г.
Липатов А. Французский шансон.//Вокруг света. № 1 (2856). Январь.












2

Основная литература


1. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1998.
2. Грачев С. Интервью с И. Кобзоном.//Аргументы и факты. 3 июля 2013 г.
3. Евстифеев Д. Постовых могли спасти только бронежилеты./Д. Евстифеев//Известия. 13.08.12.
4. Кисель А. Ищите танго в сердце./А. Кисель//Известия. 26.08.11.
5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. – М., 2006. [Ресурс локального доступа]
6. Кудряшов К. Экскурсия в детство: в Планетарии открылась выставка простых чудес.//Аргументы и факты. 8 июля 2013 г.
7. Кузина С. Волчьи меры против зайцев./С. Кузина//Известия. 26.08.10.
8. Липатов А. Французский шансон.//Вокруг света. № 1 (2856). Январь.
9. Министр культуры объяснил отсрочку отставки Иксанова нападением на Филина.//Аргументы и факты. 10 июля 2013.
10. Никонов В. Странная победа./В. Никонов//Известия. 26.08.10.
11. Померанц Г. Фельетонизм и Касталия//Журналист. 1998. № 12.
12. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2012.
13. Снегирёв Ю. Флаг на пепелище./Ю. Снегирёв//Известия. 02.08.10.
14. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект пресс, 2013.



Сетевые источники

15. Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
16. Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000.// http://evartist.narod.ru/text5/58.htm.

Вопрос-ответ:

Что такое система журналистских жанров?

Система журналистских жанров - это совокупность различных жанров, используемых в современной журналистике для передачи информации, анализа событий и создания художественно-публицистических произведений.

Какие бывают информационные жанры в журналистике?

В журналистике существуют различные информационные жанры, которые служат для передачи четкой и объективной информации. К ним относятся новость, сообщение, сводка, репортаж и т.д.

Какие аналитические жанры применяются в современной журналистике?

Аналитические жанры в современной журналистике позволяют глубже анализировать события и явления. К ним относятся статья, комментарий, обзор, аналитическая заметка и другие.

Какие художественно-публицистические жанры существуют?

Художественно-публицистические жанры в журналистике объединяют элементы литературы и публицистики. Среди них можно выделить очерк, рассказ, эссе, картина дня и другие.

Какой прием используется для «оживления» репортажа?

Для «оживления» репортажа автор достаточно часто использует прием речевых стратегий, таких как использование живописных описаний и диалогов, чтобы создать эффект присутствия и увлечь читателя в происходящим событиями.

Что такое система журналистских жанров?

Система журналистских жанров - это классификация жанров, которые используются в современной журналистике для передачи информации, анализа событий и создания художественно-публицистических текстов. Она помогает журналистам выбрать наиболее подходящий жанр для конкретной задачи и эффективно передать свою мысль читателям.

Какие инфорационные жанры существуют в современной журналистике?

В современной журналистике существуют следующие информационные жанры: новость, сообщение, анонс, репортаж и интервью. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и используется в зависимости от цели и задачи журналиста.

Какие художественно-публицистические жанры можно отнести к современной журналистике?

В современной журналистике художественно-публицистические жанры включают в себя эссе, очерк, рассказ, комментарий и картину. Эти жанры позволяют журналистам выразить свое мнение, сделать личные выводы и создать художественное произведение, сочетающее публицистический и литературный стили.