Система журналистских жанров
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 27.10.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика жанров современной журналистики 6
1.1. Информационные жанры 6
1.2. Аналитические жанры 18
1.3. Художественно-публицистические жанры 20
Глава 2. Анализ текстов различных журналистских жанров 22
Заключение 36
Список литературы 38
Автор достаточно часто использует приём речевых стратегий, тем самым «оживляя» репортаж, усиливая «эффект присутствия»:
В селе Проволочное оперативный штаб - эмчеэсовская «Газель», набитая теплой минералкой. В ней сидит обложенный бумагами начальник штаба Сан Саныч. Не выпуская рации из рук, отдает короткие команды.
- 406! Со стороны Шернавки огонь перекинулся на лес! Вижу задымление! - хрипела рация.
- Вас понял! Подъехать цистерне можно?
- Нет.
- Высылаю людей с «писалками» (так пожарные называют водяной ранец с пульверизатором для тушения небольших очагов)».
Автор-репортёр старается сохранять объективность, фиксируя увиденное, перед нами мелькают страшные картины ужасающей реальности в селе Верхняя Верея:
«Павел Чариков с улицы Советской местный следопыт. Он помогает милиции искать жертвы. Пока по району их 11. Но на наших глазах Павел отыскал 12-го погибшего. Вернее, все, что от него осталось. Горстка жирной черной сажи. И все...
Следователи, все зафиксировав на камеру, аккуратно сложили прах в пакет.
- Я еще до пожара ходил в лес, тушил что мог. А когда началось в четверг... Это как Хиросима. Резко подул ветер. Поднялся огненный шар метров на 200! Люди сгорали живьем, на бегу. Вон трактор ехал с эвакуированными - вспыхнул как свечка. Село сгорело за 20 минут, - вспоминает Павел.
От его дома тоже не осталось даже головешек. Оконные рамы превратились в мутные сосульки с торчащими гвоздиками. Из «Запорожца» вытек двигатель. Он лежал застывшей лужицей под стальным остовом машины. А оборотный капитал соседа-алкоголика Петровича превратился в замысловатые стеклянные скульптуры, отдаленно напоминающие бутылки».
В ходе расследования выясняется, что выделенных государством денег не хватает, чтобы обеспечить погорельцев всем необходимым. Кроме того, удалось узнать главное, отчего же случаются столь сильные пожары: «Да все просто. Лес раздали частникам. Частники бревна увезли, а валежник оставили. А он за два года в порох превращается. Контроля нет. Просеки все заросли. Вообще-то МЧС отвечает за противопожарную обстановку только в населенных пунктах. Ситуация с лесом запущенная. Но тушить все равно нам приходится...».
Наконец, стоит отметить огромную роль фотоматериала в репортаже, особенно это касается репортажа-расследования и событийного репортажа. За счёт использования достоверного и яркого фотоматериала усиливается «эффект присутствия», ведь читателю гораздо легче становится представить себе картину происходящего.
Наконец, рассмотрим ещё один вид репортажа – репортаж-комментарий.
В данном случае большую роль играет не только описание события, но и его оценка, подробный комментарий приобретает особую значимость.
К примеру, репортаж-комментарий «Странная победа», посвящённый окончанию войны в Ираке.
Автор подробно описывает итоги войны, анализирует их, даёт собственную оценку:
«Через семь с лишним лет после ввода войск в Ирак позитивные сдвиги в американской военной операции действительно налицо. Если первая и основная объявленная миссия вооруженной кампании - уничтожение иракского оружия массового поражения - так и не была выполнена из-за отсутствия такового, то во второй США преуспели - Саддам Хусейн был свергнут. Появившаяся позднее третья миссия - установление демократии в арабском мире - задача на многие поколения, а потому измерить ее успешность пока трудно».
Стоит отметить, что репортаж-комментарий очень близок аналитическому репортажу, поскольку оба вида предполагают анализ события, некую оценку.
В репортаже-комментарии всегда уместны статистические данные, усиливающие документальность, повышающие достоверность и информативность:
«Необходимости в присутствии 160 тысяч солдат, как в 2007 году, уже нет. Количество убитых с начала этого года американцев составило 46 человек, незначительную часть из 4417, которые значились убитыми, и 31 тысячи - раненными с начала войны... Как и жизней мирных иракцев, количество погибших среди которых составило, по американским официальным данным, более 100 тыс. человек, а по мнению многих правозащитников, значительно более миллиона. И список этих жертв растет. На прошлой неделе - уже после начала Рамадана - очередной смертник взорвал себя в Багдаде на сборном пункте добровольцев, пришедших записываться в армию: 48 убитых, 129 раненых».
В рассматриваемом нами репортаже-комментарии большую роль играет композиция. Здесь она чётко выстроена. «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность». Статистические данные как раз и играют роль необходимых подробностей.
В репортаже-комментарии собственные авторские впечатления имеют важность. В заключении репортажа автор всё же даёт собственную оценку, подводит итог:
«Мой прогноз: американцы не уйдут и через 16 месяцев. Ирак - слишком стратегически важное место, чтобы оставлять его на произвол судьбы... Полагаю, и военные после 2011 года полностью не уйдут. У Соединенных Штатов вообще нет традиции выводить свои войска оттуда, куда они однажды вошли. Единственное исключение - Вьетнам, но там они, скорее, проиграли... В Ираке же США войну выиграли, в этом нет сомнений. Но парад победы может не состояться никогда».
Далее мы переходим к рассмотрению особенностей жанра рецензии в журналистском творчестве.
Рецензия предполагает критический обзор произведения, книги, определенного значимого события, мероприятия. Это один из самых распространенных критических жанров. Рецензия также предполагает наличие элементов анализа (глубина анализа может варьироваться в зависимости от того, разбору какого предмета данная рецензия посвящена, какова позиция автора и т.п.).
Приведем пример рецензии, посвященной выставке простых чудес в Планетарии.
«Если верить Булгакову, то нечто подобное Москва уже видела. Правда, давненько. «Сеанс чёрной магии с полным её разоблачением» - помните? Из «Мастера и Маргариты». Именно это пришло мне в голову, когда я попал на выставку «Мир наизнанку», что недавно открылась в Планетарии и будет идти до конца сентября. Другое дело, что у Воланда и его свиты «разоблачение» вышло довольно ехидным и даже злым. Ну, на то он и нечистая сила. Здесь же и сама «магия», вернее, иллюзии, и их разоблачение оказались на удивление забавными и добрыми. Отчасти даже детскими. Не в уничижительном смысле, упаси бог, а в самом что ни на есть прямом. Вот, скажем, аттракцион под названием «Трогательный домик». Представляет собой… Даже не знаю что. В общем, заходишь туда, а там темно, хоть глаз коли, и передвигаться можно только на ощупь. «Трогательный», понимаете? Я вошёл в дверь 37-летним мужиком, обременённым заботами о семье и ипотекой. А вышел 5-летним мальчиком Костей, который очень любил есть и говорить по телефону. И ещё панически боялся темноты. Всего-то и надо - неосвещённый лабиринт с висюльками в проходах и клаксонами в стенах, а эффект сногсшибающий...».
Как видно из данного примера, стиль написания рецензии может быть разным. В рецензии в целом уместно использование разговорной лексики, авторских оборотов, средств языковой выразительности. Вместе с тем, крайне важно, чтобы используемые средства выразительности помогали лучше выражать позицию автора, делали её более ясной и очевидной для читателей.
Жанр эссе также заслуживает особого рассмотрения. Эссе носит творческий характер, довольно часто отличается эмоциональностью, субъективностью. Эссе, как правило, имеет сравнительно небольшой объем и свободную композицию. В эссе уместно использование различных средств языковой выразительности, которые придают эссе творческий, индивидуальный (авторский) характер. Что касается тематики эссе, то она довольно обширна.
В качестве примера мы можем привести эссе, посвященное шансону: «Рожденный на сцене кабаре, шансон и сегодня остается неповторимым национальным способом доверительно и ярко говорить со слушателем о насущном и главном
В начале 2000-х, когда начался взлет FM-станции «Радио Шансон», русского интеллигента коробило использование знакомого и любимого слова не по назначению. За последующие 11 лет легитимизация жанра, прежде честно называвшегося «блатной песней» или попросту «блатняком», свершилась: протесты стихли, «русский шансон» стал одной из непререкаемых реалий культурного ландшафта страны. И все-таки до этого блатного триумфа было целое столетие, на протяжении которого слово «шансон» и для русского уха звучало совсем другой музыкой.
Что само это слово — chanson — и значит попросту «песня», знают все. Менее известно, что современный французский шансон, ставший в XX веке одним из главных символов культуры страны, прослеживает свою родословную со Средних веков. Точкой отсчета считается творчество труверов, поющих поэтов конца XI — начала XIV века, в особенности — великого Гийома де Машо, которого весьма ценил автор «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосер, а современники именовали не иначе как «богом гармонии». Впрочем, тот шансон имел свой, довольно сложный, канон и с нынешним состоит, мягко говоря, в непрямых родственных отношениях... Шансон, который мы знаем, сформировался в конце позапрошлого века в стенах театриков-кабаре. Тогда там не только танцевали канкан, но и пели. И тогда же оформился главный принцип шансона: это песня, исполняемая автором, как правило, в камерном помещении, песня, в которой музыка неразрывна с текстом, обычно сюжетным. Шансон становился песенным воплощением «идеального галльского характера» — романтического и взрывного, язвительного и максималистского, чуткого ко всякой несправедливости».
Выводы. Таким образом, каждый жанр журналистики обладает собственными характерными особенностями. Также следует заметить размытость границ между информационными, информационно-аналитическими и художественно-публицистическими жанрами. Во многих текстах мы можем найти черты, присущие всем этим жанрам. Конечно же, художественно-публицистические и аналитические жанры дают большую свободу в выборе средств выразительности. Такие тексты оказывают более интенсивное воздействие на сознание аудитории.
Заключение
Таким образом, в системе журналистских жанров возможно выделить три больших группы жанров: информационные, информационно-аналитические, художественно-публицистические. Как уже отмечалось ранее, граница между жанрами на сегодняшний день размыта. Например, репортаж может быть событийным и относится к группе информационных жанров, а может быть аналитическим – в этом случае он относится к информационно-аналитическим жанрам.
В данной работе мы рассмотрели на практических примерах особенности журналистских текстов разных жанров. Тексты, относящиеся к группе художественно-публицистических, обладают большей выразительностью, они более творческие и авторские, в них также больше субъективности.
Информационные жанры отличаются меньшим употреблением средств выразительности, повышенной информативностью. Их задача заключается в максимальном информировании аудитории о том или ином событии.
Информационно-аналитические жанры отличаются наличием глубокого анализа с привлечением фактов, аргументов, выраженной авторской позиции по проблемному вопросу. Тексты этих жанров всегда посвящены общественно значимой и актуальной тематике.
Мы также подробно рассмотрели тексты репортажей разного типа. Репортаж может относиться как к информационным жанрам, так и информационно-аналитическим. Репортаж является не только излюбленным жанром в современной журналистике, но и активно развивающимся. Журналисты ищут новые способы эффективного воздействия на аудиторию, используют выразительные средства для создания «эффекта присутствия», без которого репортаж невозможно себе представить. Во-первых, наиболее актуальным на сегодняшний день является событийный репортаж, предполагающий, в первую очередь, объективность, документальность. Большую роль в данном виде репортажа играет наглядность.
Во-вторых, к наиболее сложным видам репортажа стоит отнести аналитический репортаж, а также репортаж-комментарий. В них реализуются такие главные особенности жанра, как динамичность, наглядность, образная аналитичность, предельная документальность и активная роль личности самого репортёра.
Репортаж-расследование также относится к сложному виду репортажа. Репортёр ставит себе тройную задачу: передать объективную и достоверную информацию о событии, узнать нечто новое о событии (иными словами, провести расследование), а также проанализировать полученные результаты.
Список литературы
Основная литература
Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1998.
Грачев С. Интервью с И. Кобзоном.//Аргументы и факты. 3 июля 2013 г.
Евстифеев Д. Постовых могли спасти только бронежилеты./Д. Евстифеев//Известия. 13.08.12.
Кисель А. Ищите танго в сердце./А. Кисель//Известия. 26.08.11.
Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. – М., 2006. [Ресурс локального доступа]
Кудряшов К. Экскурсия в детство: в Планетарии открылась выставка простых чудес.//Аргументы и факты. 8 июля 2013 г.
Кузина С. Волчьи меры против зайцев./С. Кузина//Известия. 26.08.10.
Липатов А. Французский шансон.//Вокруг света. № 1 (2856). Январь.
Министр культуры объяснил отсрочку отставки Иксанова нападением на Филина.//Аргументы и факты. 10 июля 2013.
Никонов В. Странная победа./В. Никонов//Известия. 26.08.10.
Померанц Г. Фельетонизм и Касталия//Журналист. 1998. № 12.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2012.
Снегирёв Ю. Флаг на пепелище./Ю. Снегирёв//Известия. 02.08.10.
Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект пресс, 2013.
Сетевые источники
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000.// http://evartist.narod.ru/text5/58.htm.
Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1998. С. 67.
Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1998. С. 67.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000.// http://evartist.narod.ru/text5/58.htm.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Там же.
Там же.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Там же.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Там же.
Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
Там же.
См.: Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект пресс, 2013.
Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. – М., 2006. [Ресурс локального доступа]
См.: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2012. С. 89.
См.: Померанц Г. Фельетонизм и Касталия//Журналист. 1998. № 12.
Грачев С. Интервью с И. Кобзоном.//Аргументы и факты. 3 июля 2013 г.
Министр культуры объяснил отсрочку отставки Иксанова нападением на Филина.//Аргументы и факты. 10 июля 2013.
Евстифеев Д. Постовых могли спасти только бронежилеты./Д. Евстифеев//Известия. 13.08.12.
Там же.
Евстифеев Д. Постовых могли спасти только бронежилеты./Д. Евстифеев//Известия. 13.08.12.
Кисель А. Ищите танго в сердце./А. Кисель//Известия. 26.08.11.
Там же.
Кузина С. Волчьи меры против зайцев./С. Кузина//Известия. 26.08.10.
Снегирёв Ю. Флаг на пепелище./Ю. Снегирёв//Известия. 02.08.10.
Там же.
Снегирёв Ю. Флаг на пепелище./Ю. Снегирёв//Известия. 02.08.10.
Там же.
Никонов В. Странная победа./В. Никонов//Известия. 26.08.10.
Там же.
Кудряшов К. Экскурсия в детство: в Планетарии открылась выставка простых чудес.//Аргументы и факты. 8 июля 2013 г.
Липатов А. Французский шансон.//Вокруг света. № 1 (2856). Январь.
2
1. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1998.
2. Грачев С. Интервью с И. Кобзоном.//Аргументы и факты. 3 июля 2013 г.
3. Евстифеев Д. Постовых могли спасти только бронежилеты./Д. Евстифеев//Известия. 13.08.12.
4. Кисель А. Ищите танго в сердце./А. Кисель//Известия. 26.08.11.
5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. – М., 2006. [Ресурс локального доступа]
6. Кудряшов К. Экскурсия в детство: в Планетарии открылась выставка простых чудес.//Аргументы и факты. 8 июля 2013 г.
7. Кузина С. Волчьи меры против зайцев./С. Кузина//Известия. 26.08.10.
8. Липатов А. Французский шансон.//Вокруг света. № 1 (2856). Январь.
9. Министр культуры объяснил отсрочку отставки Иксанова нападением на Филина.//Аргументы и факты. 10 июля 2013.
10. Никонов В. Странная победа./В. Никонов//Известия. 26.08.10.
11. Померанц Г. Фельетонизм и Касталия//Журналист. 1998. № 12.
12. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2012.
13. Снегирёв Ю. Флаг на пепелище./Ю. Снегирёв//Известия. 02.08.10.
14. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект пресс, 2013.
Сетевые источники
15. Мастерство репортёра./Международная научно-практическая конференция «Личность-Слово-Социум»: Электронный ресурс// http://www.pws-conf.ru/.
16. Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000.// http://evartist.narod.ru/text5/58.htm.
Вопрос-ответ:
Что такое система журналистских жанров?
Система журналистских жанров - это совокупность различных жанров, используемых в современной журналистике для передачи информации, анализа событий и создания художественно-публицистических произведений.
Какие бывают информационные жанры в журналистике?
В журналистике существуют различные информационные жанры, которые служат для передачи четкой и объективной информации. К ним относятся новость, сообщение, сводка, репортаж и т.д.
Какие аналитические жанры применяются в современной журналистике?
Аналитические жанры в современной журналистике позволяют глубже анализировать события и явления. К ним относятся статья, комментарий, обзор, аналитическая заметка и другие.
Какие художественно-публицистические жанры существуют?
Художественно-публицистические жанры в журналистике объединяют элементы литературы и публицистики. Среди них можно выделить очерк, рассказ, эссе, картина дня и другие.
Какой прием используется для «оживления» репортажа?
Для «оживления» репортажа автор достаточно часто использует прием речевых стратегий, таких как использование живописных описаний и диалогов, чтобы создать эффект присутствия и увлечь читателя в происходящим событиями.
Что такое система журналистских жанров?
Система журналистских жанров - это классификация жанров, которые используются в современной журналистике для передачи информации, анализа событий и создания художественно-публицистических текстов. Она помогает журналистам выбрать наиболее подходящий жанр для конкретной задачи и эффективно передать свою мысль читателям.
Какие инфорационные жанры существуют в современной журналистике?
В современной журналистике существуют следующие информационные жанры: новость, сообщение, анонс, репортаж и интервью. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и используется в зависимости от цели и задачи журналиста.
Какие художественно-публицистические жанры можно отнести к современной журналистике?
В современной журналистике художественно-публицистические жанры включают в себя эссе, очерк, рассказ, комментарий и картину. Эти жанры позволяют журналистам выразить свое мнение, сделать личные выводы и создать художественное произведение, сочетающее публицистический и литературный стили.