Сергей Прокофьев и исполнительский анализ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 24 24 страницы
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 03.01.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. С.С. Прокофьев и музыка XX века 3
Глава 2. Особенности фортепианного творчества Прокофьева 11
Глава 3. Соната 7 в контексте жанрово-стилевого и исполнительского анализа 16
Литература 17

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, в сонате № 7 присутствует скрытая программа, выраженная в контрасте – сопоставлении образов крупного плана, каждый из которых имеет свой интонационный профиль. Рассмотрим подробно отдельные части произведения.

1 часть - Allegro inquieto – начинается с тревожной, пассажной фигурационной основной темы. Программное содержание этой темы Л. Гаккель определил как «дымы тягчайшего военного лета». Вероятно, понимать содержание этой темы так буквально, как ее преподносят советские исследователи, не совсем корректно. В то же время, необходимо сказать о близости образного содержания этой темы ощущению тревоги, страдания времени начала Великой отечественной войны.
В теме присутствует отрывистое аккордовое движение (такты 5-6):

Выраженное достаточно простыми средствами ощущение тревоги военных лет в этой части темы впоследствии неоднократно применялось самим Прокофьевым и другими композиторами для раскрытия аналогичных образов.
Формы графического двухголосного изложения в основной теме первой части призваны передать лишенные национальной окраски образы, которые в советский период творчества Прокофьева представлены группой подобных тем.
Ей противопоставлена вторая, лирическая тема речитативного склада:

Мелодичность прокофьевской кантилены определяется настойчивым сочетанием повтора звука в начале, и широких, выразительных интонационных ходов во второй части темы.
Нежность и хрупкость теме придают гармонические краски, связанные с обилием хроматических ходов, мелодизацией фактуры. В сопровождении композитор модифицирует традиционное расположение: бас-арпеджированные фигурации, вводя выразительные полутоновые ходы (с – сis), гибко меняя направление движение пассажа, осложняя его противодвижением.
После экспозиции второй темы начинается разработка, очень динамичная. В развитии образов – острые контрасты, сложные гармонические сочетания тональностей (вплоть до политональных звучаний). Важную роль в развитии образов играют регистровые краски и сложные фактурные приемы, способствующие созданию неожиданных колористических эффектов. Разработка представляет собой мощную кульминационную зону, связанную с развитием главной партии.
После кульминации в разработке звучит неполная реприза –возвращается побочная партия:

Завершает первую сонату кода на материале главной партии:

Динамичность и виртуозность в первой части седьмой сонаты позволяет некоторым исследователям проводить параллели между данным произведением и фортепианным концертом № 5 Прокофьева. Двухголосие и параллелизмы, использование ручной педали, техника скачков и репетиций в чрезвычайно экспрессивном звучании – вот пианистический арсенал сонаты, взаимосвязанный со стилем композитора в этот период творчества.
Вторая часть сонаты – Andante coloroso:

Эмоционально насыщенная, теплая, певучая лирика второй части представляет разительный контраст с основной сферой образов первой части.
Оригинальное регистровое изложение темы, различные колористические эффекты, мелодическое развитие темы приводят в поистине экстатической лирической кульминационной зоне второй части.
Лирические и философские раздумья, глубокие и сильные чувства человека (в период войны преобретающие большую остроту) – вот основное содержание второй части седьмой сонаты.
Лирическая часть не менее сложна по исполнению: сложные варианты ритмического изложения и аккордовой многопластовой фактуры, пассажи из мелких длительностей:


в том числе арпеджированные:

Все эти пианистические средства служат для воплощения лирического подъема во второй части сонаты.

3 часть сонаты - Precipitato - финал.
Финал является драматургической развязкой цикла, и одновременно его кульминацией, «требующей ретроспективно оценить роль всей предшествующей музыки цикла в экспрессивном и конструктивном планах». Л. Гаккель видит в этом романтизированную трактовку формы – схемы сонатного цикла.
Финал представляет собой образность высокого эпического размаха и мощи. Он целен по тематизму, словно вылеплен из куска гранита по выражению И. Нестьева. Для воплощения могучего образа выбран жанр токкаты, играющей для творчества Прокофьева большую роль. Однородно моторное ритмическое движение в размере 7\8 обладает большим потенциалом внутренней работы с длительностями. Композитор постоянно меняет соотношение длительностей внутри такта: 3+2+2, 2+2+3, и 2+3+2.
Основное интонационное содержание финала заложено в теме, сочетающие ясное звучание мажорного трезвучия с вторжение хроматизма cis:

Развитие темы связано с чередой кульминаций, поднимается до поистине трагических вершин, и взаимосвязано с большими пианистическими трудностями: это и октавно-аккордовая техника:

и различного вида репетиционные ходы:

Все технические трудности сонаты, ее концертная виртуозность тесно связана со стремительным движением и героикой, с образным содержанием финала. Завершается соната мощной жизнеутверждающей кульминацией:

Заключение
Соната № 7 op. 83 Сергея Сергеевича Прокофьева – один из лучших и сложнейших, виртуознейших образцов фортепианной литературы.
В музыке сонаты по-новому, в соответствии со стилевыми поисками музыки XX века, воплотились образы героики, традиционные для русской музыки XIX века. В концепции сонаты были преломлены переживания военных лет, драматическая борьба и противоречивые контрасты, а также вера в искренность чувств, силу и победу русского народа. Со свойственным ему оптимизмом, в си бемольном финале (тональность знаковая и в XIX веке, и в творчестве С.В. Рахманинова) Прокофьев предсказал результат Второй мировой войны.
Одновременно с оригинальным замыслом сонаты, в ней присутствуют стилевые черты советского периода творчества мастера: противостояние двух контрастных образных сфер, имеющих программное истолкование, яркая эмоциональность лирики, пианистические сложности различных видов техники (особенно в быстрых частях).
Первым исполнителем сонаты № 7 был Святослав Рихтер, также ее исполняли Владимир Горовиц, Гленн Гульд, Марта Аргерих, Николай Петров, Михаил Плетнев, Григорий Соколов, Денис Мацуев и многие другие знаменитые пианисты современности. Глубина и трагическая мощь, богатство образного содержания и пианистических приемов в сонате ждет новых интерпретаторов, которые смогут раскрыть новые грани в этой гениальной музыке.
Литература
Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. – 245 с.
Денисов Э. Сонатная форма в творчестве С. Прокофьева / Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М., 1986. - С. 31-46.
Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. - 560 с.
Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976. – 358 с.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. - 662 с.
Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев. – М.: Молодая гвардия, 1974. - 208 с.

Цит. по: Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. С. 456.

Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев. – М.: Молодая гвардия, 1974. С. 7.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. С. 88.
Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976. С. 42.
Гаккель Л. Фортепианное творчество Прокофьева. – М.: Музыка, 1970. – 245 с.
Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. - 560 с.; Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. - 662 с.; Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев. – М.: Молодая гвардия, 1974. - 208 с.

Наиболее детальная периодизация всех трех периодов творчества композитора дана Гаккелем (Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. С. 196-197).
Цит. по: Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. С. 215.
Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. С. 226.
Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. С. 415.
Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. С. 224.
Там же.
Гаккель, Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. С. 224.
Гаккель, Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. С. 224.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. С. 416.









25

1. Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. – 245 с.
2. Денисов Э. Сонатная форма в творчестве С. Прокофьева / Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М., 1986. - С. 31-46.
3. Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. - 560 с.
4. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976. – 358 с.
5. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. - 662 с.
6. Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев. – М.: Молодая гвардия, 1974. - 208 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности исполнительского анализа рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности исполнительского анализа музыки Сергея Прокофьева, в частности, фортепианного творчества. Кроме того, анализируется 7-я соната Прокофьева и ее особенности в жанровом и стилевом плане.

Какие жанры и стили можно выделить в творчестве Сергея Прокофьева?

В творчестве Сергея Прокофьева можно выделить различные жанры и стили, такие как соната, фортепианное творчество, музыка XX века. Он известен своей уникальной манерой композиции и экспериментами с формой и звучанием.

Что можно сказать о 7-й сонате Прокофьева в контексте жанрово-стилевого анализа?

7-я соната Прокофьева является интересным примером жанрово-стилевого анализа его творчества. Она имеет свою особую програмную подоплеку, которая выражается через контрастные образы и интонационный профиль каждой части произведения.

Чем характеризуется первая часть 7-й сонаты Прокофьева?

Первая часть 7-й сонаты Прокофьева, Allegro inquieto, характеризуется несвойственной спокойствию и неожиданным развитием музыкальных образов. Она начинается с яркой и динамичной мелодии, которая затем развивается и превращается в контрастные по настроению мотивы.

В каком контексте рассматривается 7-я соната Прокофьева в статье?

7-я соната Прокофьева рассматривается в статье в контексте жанрово-стилевого и исполнительского анализа. Автор статьи исследует особенности этого произведения и его место в творчестве Сергея Прокофьева и музыке XX века в целом.

Какие особенности исполнительского анализа присутствуют в музыке Сергея Прокофьева?

Исполнительский анализ музыки Сергея Прокофьева состоит из исследования технических и художественных особенностей его композиций. В данном анализе обращается внимание на особенности игры на музыкальном инструменте, фразировку, динамику, артикуляцию, темп, ритмическую точность и другие музыкальные элементы. Он позволяет более глубоко понять музыкальное содержание произведений Прокофьева и передать его интерпретацию в исполнении.

В чем заключаются особенности фортепианного творчества Сергея Прокофьева?

Фортепианное творчество Сергея Прокофьева характеризуется особым построением музыкальной текстуры, сложностью в исполнении и использованием широкого диапазона звукового материала. В его произведениях можно встретить разнообразные ритмические, динамические и гармонические приемы, что делает его музыку интересной и эффектной. Важным аспектом фортепианного творчества Прокофьева является также его виртуозная игра на пианино и умение передавать характер и настроение произведений в исполнении.

Какая программа присутствует в сонате 7 Сергея Прокофьева?

Соната 7 Сергея Прокофьева имеет скрытую программу, выраженную в контрасте и сопоставлении образов крупного плана. Каждый из образов имеет свой интонационный профиль, который передается музыкальными средствами. Эта программа позволяет передать конкретные эмоции и идеи через музыкальные образы, которые слушатель может самостоятельно интерпретировать и воспринять.

Какие части входят в сонату 7 Сергея Прокофьева?

Соната 7 Сергея Прокофьева состоит из нескольких частей. Первая часть называется Allegro inquieto и характеризуется быстрой и волнующей музыкой. Также в сонату входят другие части, которые можно рассмотреть более подробно в контексте жанрово-стилевого и исполнительского анализа.

Какие особенности исполнительского анализа описываются в статье?

В статье описываются особенности исполнительского анализа 3 главы. Рассматривается влияние Сергея Прокофьева на музыку XX века, особенности его фортепианного творчества и анализ сонаты 7.

Что такое скрытая программа в сонате 7 Сергея Прокофьева?

Скрытая программа в сонате 7 Сергея Прокофьева представлена в контрасте сопоставления образов крупного плана. Каждый из этих образов имеет свой интонационный профиль.

Какое начало имеет 1 часть сонаты 7 Сергея Прокофьева?

Первая часть сонаты 7 Сергея Прокофьева имеет начало с Allegro inquieto.