Влияние субъектности педагога на психологическую безопасность образовательного пространства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Практическая психология
  • 71 71 страница
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 17.04.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГОВ 7
1.1 Понятия «субъект», «субъектность» в психологии и педагогике 7
1.2 Сущность и специфика образовательной среды 11
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 32
2.1 Концептуальная модель исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования влияния субъектности педагогов на психологическую безопасность образовательного пространства 36
2.3 Рекомендации по развитию субъектности педагогов, как фактора, влияющего на психологическую безопасность в образовательном пространстве. 57
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Фрагмент для ознакомления

Учащиеся признают эту авторитетность, так как она отражает высокий уровень профессиональных предметных знаний и навыков. У 6 педагогов наблюдается дружелюбный, сотрудничающий стиль общения: межличностные отношения ориентированы на принятие и социальное одобрений поступков и действий детей в учебной ситуации. Остальные педагоги имеют два типа общения: агрессивный, жесткий (4 педагога) при выборе решений в конфликтных ситуациях; альтруистический (4 педагога): эти педагоги в диалогическом общении стремятся помочь всем учащимся, оказать в каждом случае помощь, даже в том случае, если старшеклассники отказываются от помощи.Межличностные отношения в образовательной среде подростков рассмотрены подробно по каждому сектору: эти данные отражены в таблицах 15-22.Таблица 15Межличностные отношения (авторитарный стиль общения)1 октант: властный – лидирующийМладшие подросткиСтаршие подростки0-8 баллов18 – 72%09-12 баллов7 – 28%11 – 44%13-16 баллов014 – 56%Исследование помогло увидеть разницу в выборе стиля поведения: у 18 младших школьников (72%) лидируют такие личностные качества, как: уверенность в себе, настойчивость, развитые задатки лидеров, у старших подростков эти качества не были выявлены. 11 подростков (44%) – девятиклассников и 7 (28%) пятиклассников обладают способностью давать другим советы, так как у них завышенная оценка своих возможностей. 14 старших подростков (56%) склонны к резким высказываниям, желанием командовать другими, любым путем завоевать и покорить окружающих людей. Таким образом, в учебной группе 9А класса преобладает авторитарный, деспотичный стиль общения; в 5А классе – хорошие организаторы и руководители.Таблица 16Межличностные отношения (независимый стиль общения)2 октант: независимый-доминирующийМладшие подростки Старшие подростки0-8 баллов17 – 68%2 – 8%9-12 баллов8 – 32%12 – 48%13-16 баллов011 – 44%У старших подростков (23 человека, 92%) имеются ярко выраженное чувство собственного превосходства над ровесниками, они постоянно занимают индивидуальную позицию в классном коллективе – эта позиция отличается расчетом и эгоцентричностью. У школьников в этом возрасте хорошо развито чувство соперничества, направленное на стремление занять особое место в подростковой образовательной среде. У 17 пятиклассников (68%) выявлен творческий стиль мышления, стремление к самостоятельному независимому мнению, к выражению групповых интересов.Таблица 17Межличностные отношения (агрессивный стиль общения)3 октант: прямолинейный-агрессивныйМладшие подросткиСтаршие подростки0-8 баллов11 – 44%09-12 баллов8 – 32%8 – 32%13-16 баллов6 – 24%17 – 68%В пятом классе преобладают школьники с прямолинейными чертами характера – 11 человек, их упорство и настойчивость помогают им достичь реальных целей. Это качество связано с возрастными особенностями детей младшего подросткового возраста. У старших подростков наблюдается приоритет агрессивного стиля межличностных отношений – 17 (68%): для них характерно недружелюбное отношение к педагогам, к ровесникам, жестокость к более слабым и незащищенным, несдержанность в отношениях, импульсивность, эмоциональность слов и поступков, часто ведущая к асоциальному поведению. Таблица 18Межличностные отношения (недоверчивый стиль общения)4 октант: недоверчивый-скептическийМладшие подростки Старшие подростки0-8 баллов3 – 12%5 – 20%9-12 баллов14 – 56%16 – 64%13-16 баллов8 – 32%4 – 16%У младших и старших подростков в этом секторе наблюдается недоверчивый тип межличностных отношений – 14 (56%), 16 (64%) - чаще всего это вызвано замкнутым характером в подростковом возрасте, разочарованием в педагогах. Ярко проявляются такие качества: недоверчивость, трудность в общение (некоммуникативность), подозрительность, чувствительность к критическим замечаниям – а это ведет к вербальной агрессии. Таблица 19Межличностные отношения (покорно-застенчивый стиль общения)5 октант: покорно-застенчивыйМладшие подросткиСтаршие подростки0-8 баллов07 – 28%9-12 баллов7 – 28%16 – 64%13-16 баллов18 – 72%2 – 8%Преобладание покорно-застенчивого типа межличностных отношений в той и другой группе на разном уровне проявления характеризует зависимость подростков от окружающего мира взрослых людей – родителей, педагогов: подростки часто склонны подчиниться авторитету или более сильному, то есть это стремление подростков найти опору в человеке, более сильного и ответственного. Подростки с таким стилем общения могут иметь заниженную самооценку.Таблица 20Межличностные отношения (зависимый стиль общения)6 октант: зависимый-послушныйМладшие подросткиСтаршие подростки0-8 баллов7 – 28%3 – 12%9-12 баллов14 – 56%013-16 баллов4 – 16%22 – 88%У младших подростков проявляются часто такие качества, как: послушный, боязливый, иногда беспомощный, не способный дать отпор, как в физическом, так и моральном направлении. Пятиклассники уверены, что родители и педагоги, в большинстве случаев, правы. Старшие подростки - 22 человека (88%) проявляют в общении с педагогами и ровесниками в образовательной среде такие качества, как: высокий уровень тревожности, потребность в теплых, дружеских отношениях, неустойчивость самооценки – завышенная - заниженная. Эти полученные данные можно объяснить подростковыми особенностями развития психических (особенно эмоциональных) феноменов личности.Таблица 21Межличностные отношения (дружелюбный стиль общения)7 октант: сотрудничающий-конвенциальныйМладшие подросткиСтаршие подростки0-8 баллов23 – 92%4 – 16%9-16 баллов2 – 8%21 – 84%В первой группе (5А класс) преобладают подростки с явно выраженными способностями к сотрудничеству: в этом возрасте они стремятся выполнять условия и правила общественного поведения, выполнять принципы «хорошего тона», у них ярко проявляется стремление чем-либо помочь одноклассникам, заслужить признание педагогов. У учащихся 9А класса наблюдается склонность к эмоциональной неустойчивости в общении с учителями-предметниками и ровесниками. Высокий уровень тревожности часто приводит старшеклассников к эгоцентризму: ради привлечения внимания к себе как личности они прибегают к обману, к приукрашиванию событий с негативными последствиями. Таблица 22Межличностные отношения (альтруистический стиль общения)8 октант: ответственно-великодушныйМладшие подросткиСтаршие подростки0-8 баллов21 – 84%5 – 20%9-16 баллов4 – 16%20 – 80%В этом секторе у младших школьников наблюдается ответственность по отношению к педагогам и ровесникам, у них проявляются такие качества: доброта, позитивная эмоциональность, сострадание, отзывчивость. У старших подростков было выявлено преобладание гиперответственного стиля: подростки способны навязать свою помощь, иногда это приводит к неадекватным действиям и поступкам. В контрольной группе проявляется доброе, эмоциональное отношение к окружающим.Подводя итог по восьми октантам, определяем преобладающие типы общения в образовательной среде: у младших подростков преобладают подчиняемый, дружелюбный (сотрудничающий) и зависимый стили. У старших подростков ярко доминируют агрессивный, зависимый и альтруистический стили. 2.3 Рекомендации по развитию субъектности педагогов, как фактора, влияющего на психологическую безопасность в образовательном пространстве.Для разработки рекомендаций по развитию субъектности педагогов и психологической безопасности в образовательной среде была рассмотрена модель личностно-эмоциональной защищенности, предложенная Баевой. Структурная модель представлена в таблице 25. Таблица 25Психологическая характеристика модели образовательной среды школыСоциально-психологическая умелостьСоциально-психологическая неумелость1. Психологически безопасная диалогическая среда.2. Манимулятивно-авторитарная среда1. Либеральная среда.2. Попустительская средаЛичностно-эмоциональная защищенность и социально-психологическая умелость (позитивная характеристика), личностно-эмоциональная незащищенность и социально-психологическая неумелость (негативная характеристика) служат главными задачами для формирования личности обучающихся. Четыре типа образовательной среды: психологически безопасная диалогическая среда, манимулятивно-авторитарная, либеральная и попустительская – определяют уровень развития всех участников педагогического образовательного процесса. Насыщенность каждого позитивного направления психолого-педагогическими ресурсами создает психологическую безопасность образовательной среды [7].Алгоритм реализации данной программы рассчитан на учебный год, он состоит из трех частей: первая часть – работа с педагогическим коллективом, 2 часть – работа с учениками, третья часть – работа с родителями. Программа имеет психолого-педагогическое сопровождение, диагностику эффективности субъективности педагогов и психологической безопасности учащихся в образовательной среде.Таблица 26Проект программы психологической работы по сопровождению психологической безопасности образовательной средыПедагогическая средаПодростковая средаРодительская средаI. Диагностическая деятельность1. Психологический климат коллектива (методика А.Н. Лутошкина).1. Экспресс-методика определения социально-психологического климата в учебной группе1. Анкетирование «Агрессивность подростков в семье и в общественных местах».2. Анкетирование «Психолого-педагогическая компетентность педагога»2. Диагностика «Личность подростка в образовательной среде» (учебной группе).2. Анкетирование «Родительская компетентность в сфере коммуникативной направленности».3. Диагностика «Субъектность педагога»3. Опросник Басса-Дарки3. Методика И.А. БаевойII. Методологические основы субъектности и психологической безопасности в образовательной среде1. Проект «Переподготовка учителей-предметников по теме «Школа дружелюбного отношения к ребенку»1. Классный час «Саморегуляция личности»1. Лекторий «Психологическое насилие в семье».2. Проект «Позитивные воздействия на личность»2. Классный час «Методика определения самооценки»2. Лекторий «Психологическая безопасность в образовательной среде».3. Проект «Модель конструирования педагогической деятельности с «трудными» подростками»3. Проект «Расскажи мне о себе: психологическое состояние при работе в группе».3. Лекторий «Методы и формы общения в подростковой среде».4. Педагогический Совет «Социальная среда и статус ребенка».4. Мини-проект «Правила поведения в социуме» (Д. Карнеги).4. Пресс-конференция «Психологический климат семьи и его влияние на уровень безопасности подростков».5. Педагогический Совет «Принципы оценивания УУД»5. Графическая беседа «Мой круг общения» (безопасная среда).5. Практикум «Основы семейного воспитания: взаимодействие и контроль»III. Социально-психологические тренинги1. Техника слушания и высказывания в учебном диалоге.1. «Самооценка в подростковой среде».1. «Нормы взаимодействия: Ж-О-Н»2. Сотрудничество и стиль общения в педагогической среде».2. «Быть уверенным – это здорово!» (умение противостоять давлению)2. «Мир отцов и детей».3. «Нормы взаимодействия: Ж-О-Н»3. Психологический тренинг «Я и мои друзья».3. «Как устроен наш мир? Полярные взаимоотношения».4. «Субъектность учащихся и субъектность педагогов»: признаки и критерии оценивания.4. «Мир глазами агрессивного человека».4. «Роль личности: жестокость и сочувствие»5. Статусная позиция в образовательной среде5. Статус и коммуникативность5. Социальный статус семьиIV. Психологические и ролевые игры1. Ролевая игра «Кодекс безопасного общения».1. «Имя и жесты» (5-6 класс01. Ролевая игра «Конфликты в семье»2. Ролевая игра «Конфликт с подростками: способы его преодоления».2. «Комплименты» (5-6 класс)2. Ролевая игра «Стратегии поведения в семейной конфликтной ситуации»3. Ролевая игра «Интервью «Угроза в образовательной среде».3. Ролевая игра «Отцы и дети» (для подростков)3. Ролевая игра «Отцы и дети»4. Ролевая игра «Школа выживания»4. «Опасения и ожидания» (8-9 класс)4. Ролевая игра «Педагогические ситуации»5. Психологическая игра «Формула успеха»5. «Мастерская будущего» (8-9 класс)5. Ролевая игра «Я и образовательная среда»: проблемы общения.6. Ролевая игра «Процесс социального взаимодействия: предупреждение и преодоление проблем»6. «Аквариум» или «Бумеранг»6. Ролевая игра «Мифы и ЗОЖ».V. Психологическое консультирование1. Использование способов убеждающего воздействия.1. Инд. психологическое консультирование по проблемам безопасности в образовательной среде.1. Индивидуальное семейное консультирование: - «Педагог – родитель»;- «Родитель – подросток».2. Инд. консультирование «Как защититься от нападения и угрозы»2. Инд. консультации по проблемам взаимоотношений с родителями2. Методические рекомендации «Космобиологические характеристики детей» (Знаки Зодиака)Психологической работы по сопровождению психологической безопасности образовательной среды имеет свои особенности и специфику проведения мероприятий. Деятельность психолога направлена на совершенствование внутренних, личностных и внешних аспектов всех участников педагогического образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей.1. Для психологической безопасности образовательной среды необходимо постоянно планировать индивидуальную работу с участниками учебно-воспитательного процесса. В основе этой работы находится психолого-педагогическая поддержка и помощь.2. Эффективность работы психолога или социального педагога проверяется с использованием диагностики или консультирования.3. Работа с педагогическим коллективом направлена на повышение психологической грамотности и культуры общения в диалогической среде.4. Выбор направлений проектной прогнозирующей деятельности зависит от уровня сформированности отношения к образовательной среды и степени удовлетворения ею.5. Тренинговые занятия и ролевые игры направлены на формирование педагогической, подростковой и родительской компетентности в коммуникации, навыков общения в критических или экстремальных ситуациях.6. Психологическое индивидуальное консультирование направлено на познание себя как личности, на овладение способов эффективного убеждающего воздействия, на овладение техникой управления стрессами (в стрессовых ситуациях).7. Выявление психолого-педагогических проблем в образовательной среде «педагог – учащиеся» основывается на профессиональных качествах педагога, на его уровне субъектности, на его представлении о миссии всех участников образовательного процесса. Взаимодействие педагогов с психологом служит перспективным направлением в области безопасности образовательного пространства.Выводы по главе 2Практическое исследование психолого-педагогического общения с подростками позволило увидеть, что для современных детей подросткового возраста характерной особенностью являются конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе. Успешная деятельность педагога и психологическая безопасность в образовательном пространстве зависит от содружества с подростками, имеющими проблемы общения в классном коллективе и в семье. Важно сформировать навыки самовоспитания и самооценки действий и поступков, но при этом строить свои отношения дифференцированно, не показывая негативной оценки поступков. Доказано, что в подростковом возрасте происходит интеграция качества и количества всех нравственных ценностей: связь с педагогами становится слабой или совсем исчезает. Это период разнопланового проявления отклонений в поведении: полное равнодушие к учебной деятельности, агрессивность к одноклассникам. Было определено, что степень удовлетворенностью в образовательной среде в диалогическом процессе зависит от многих факторов: от выбранного стиля общения в подростковой среде, от уровня понимания преподавателями особенностей подросткового возраста, от хорошего знания конфликтных или проблемных ситуаций в классном коллективе или определенной группе подростков. Знание системы приоритетов в обществе подростков, их межличностных ценностных ориентаций также способствуют продуктивности педагогического общения.Для исследования отношения к образовательной среде и субъектности педагогов было выбрано пять методик: диагностика «Социально-коммуникативная компетентность» (КСК), методика И.А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», А.А. Реан «Конфликтность личности», ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ:. Э. Шострома «Самоактуализационный тест» (САТ), Т. Лири «Диагностика межличностных отношений». Благодаря этим методикам были определены проблемы общения в образовательной среде: это ярко выраженное стремление занять свое место в группе и индивидуальность внутриличностного характера. Исследование показало, что стремление к доминированию, желание подчинить других характерно для большинства учащихся девятого класса, то есть, в старшем подростковом возрасте. Их главные качества – независимость, самостоятельность, стремление проявить взрослость во всех поступках часто вызывают негативные реакции при общении с преподавателями. Межличностные отношения между подростками строятся на внимании, признании, известности, одобрении, индивидуальности и интересе – если эти компоненты отсутствуют, то появляются проблемы в общении, то есть, происходит выявление взаимных симпатий или антипатий.В результате всего исследования была доказана общая теоретико-экспериментальная гипотеза исследования: субъектность как личностное свойство педагога оказывает сильное влияние на психологическую безопасность образовательной среды.Частично подтвердились и частные гипотезы исследования: 1. На развитие личности школьников влияет субъектность педагогов: чем выше развитие таких компонентов субъектности педагога как активность, ответственность, осознанность действий, профессионализм, тем выше сформирована готовность учащихся к самосовершенствованию универсальных учебных умений и навыков.2. Межличностные отношения между педагогом и учащимися зависят от такого компонента субъектности как способность воспринимать и понимать их такими, какие они есть.3. Высоко развитая субъектность педагогов способствует применению стратегии выхода из конфликтных учебных ситуаций: позитивное разрешение конфликта ведет к снижению уровня психотравмирующих воздействий на обучающихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕПсихологическая безопасность в образовательном пространстве зависит от многих факторов, в первую очередь, от субъектности педагогов, от их эффективного, успешного общения в ученической среде. Проблемы педагогического общения с подростками связан с психическими феноменами, меняющимися с возрастом, с кризисом подросткового возраста, который часто приводит к конфликтным ситуациям во время учебных занятий и во внеурочной деятельности. Были определены условия и факторы психолого-педагогического благоприятного взаимодействия в образовательной среде, их значимость и востребованность в современных учебных учреждениях. Это помогло определить, что педагогическое общение в образовательной среде, как в педагогической, так и детской (подростковой) строится в соответствии с психологическими законами общения [30, с.48].Проблемы психологической безопасности часто связаны с коммуникативными способностями. Уровень коммуникативных навыков зависит от личностных и профессиональных качеств педагога, от его субъектности. Было определено, что субъектность педагога имеет четырехфакторную структуру, включающую сознательную творческую активность, способность к рефлексии, осознанное восприятие собственной уникальности и неповторимости, понимание и принятие окружающих людей – детей, родителей и коллег. Данная структура имеет две части: инвариантную и вариантную. Вариантные компоненты отражают своеобразный характер конкретной личности педагога, что характеризует наполняемость субъектности. Уровень коммуникативных умений школьников зависит от их способности к общению: желание вступить в контакт с другими людьми, как ровесниками, так и взрослыми людьми (педагогами, родителями); умение слушать и слышать собеседника, эмоционально сопереживать, проявляя эмпатию; умение найти выход из конфликтных ситуаций; соблюдение норм и правил при общении с окружающими. В образовательной среде большинство подростков, столкнувшись с реальными проблемами, конфликтными или экстремальными ситуациями не могут им противостоять по нескольким причинам: одна из таких причин кроется в неумении найти компромисс при обсуждении конкретных вопросов. В образовательном пространстве проблемы межличностного общения могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением всех участников учебно-воспитательного процесса. Однако они все равно проявятся в неформальном общении, в группах, сформированных по интересам. Потребность в общении ярко проявляется в подростковом возрасте – эта потребность входит в «пятерку» базовых потребностей (еда, питье, сон, одежда). Педагоги в образовательных учреждениях часто блокируют эту потребность, а это приводит к поиску удовлетворения этой потребности на другом (негативном) эмоциональном уровне. Продуктивное педагогическое общение с подростками строится на основе благоприятного психологического климата в конкретном классе. Ведущим источником продуктивности является безопасность, защищенность образовательной среды, что способствует не только саморазвитию учебной группы (класса), но личностному развитию каждого ребенка, независимо от возраста или национальной принадлежности [34, с. 23].Эмпирическое исследование проводилось в образовательном учреждении. Для достижения поставленной цели и сформированных гипотез были сформированы три группы испытуемых – субъектов образовательного процесса: в первую группу вошли 25 педагогов, работающих в старших классах, в возрасте от 25 до 45 лет; во вторую группу вошли младшие подростки – учащиеся 5 А класса, в количестве 25 человек; в третью группу вошли старшие подростки – учащиеся 9А класса, в количестве 25 человек. Для исследования отношения к образовательной среде, степени безопасности в ней и субъектности педагогов было выбрано пять методик: диагностика «Социально-коммуникативная компетентность» (КСК), методика И.А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», А.А. Реан «Конфликтность личности», ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ:.Э. Шострома «Самоактуализационный тест» (САТ), Т. Лири «Диагностика межличностных отношений». Было доказано, что для безопасного функционирования в образовательной среде любого учреждении необходимо, чтобы существовало равновесие трех сил: взаимопонимание родителей и подростков, взаимопонимание педагогов и подростков и взаимопонимание друг друга в подростковой среде. Чаще всего в коммуникативном процессе угрозы и агрессивность возникают из-за непонимания педагогами индивидуально-психологических особенностей детей подросткового возраста, из-за отсутствия педагогического такта и культуры общения. Педагоги, которые понимают старшеклассников, являются их партнерами в учебно-воспитательной деятельности. В их деятельности наблюдаются организующие виды воздействия, которые способствуют совместному творческому поиску в решении универсальных учебно-познавательных задач. Педагоги, которые не всегда обращают внимание на психологические особенности подростков, не учитывают их переход на более взрослую ступеньку, на первое место ставят дисциплинирующие виды воздействия.На основе исследования структуры личностного свойства субъектности педагогов и уровня (степени) безопасности образовательной среды были разработаны практические рекомендации. Данные практические рекомендации направлены на улучшение психологической безопасности в образовательной среде, на быстрое и успешное устранение причин и последствий проблемного межличностного общения всех участников педагогического процесса.В результате всего исследования была доказана общая теоретико-экспериментальная гипотеза исследования: субъектность как личностное свойство педагога оказывает сильное влияние на психологическую безопасность образовательной среды. Структура субъектности педагога изменяется под влиянием существенных факторов: личностных качеств; профессионального мастерства, которое развивается с приобретением опыта работы в учебной среде.Частично подтвердились и частные гипотезы исследования: 1. На развитие личности школьников влияет субъектность педагогов: чем выше развитие таких компонентов субъектности педагога как активность, ответственность, осознанность действий, профессионализм, тем выше сформирована готовность учащихся к самосовершенствованию универсальных учебных умений и навыков.2. Межличностные отношения между педагогом и учащимися зависят от такого компонента субъектности как способность воспринимать и понимать их такими, какие они есть. Совершенствование профессиональных качеств приводит к осознанности своей значимости как субъекту образовательного процесса и ценности субъекта – ученика. 3. Высоко развитая субъектность педагогов способствует применению стратегии выхода из конфликтных учебных ситуаций: позитивное разрешение конфликта ведет к снижению уровня психотравмирующих воздействий на обучающихся.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1997.2. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. - СПб., 2000. – 270с.3. Алексеева, Е.В. Влияние образовательной среды на развитие ответственности подростков в преодолении жизненных проблем // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития, СПб., 2001. - С. 65-69.4.Асмолов, А.Г. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции / Развитие личности. – 2009. - №1. - С. 21-39.5. Баева, И.А. Проект «Переподготовки учителей-гуманитариев»: Психологические основы личностного педагогического взаимодействия. - СПб., 1997.6. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. - СПб., 2002.7. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2002. – 215с.8. Баева И.А.. Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.- М.: Экон-Информ, 2009. – 256с.9. Баева И.А.. Лактионова Е.Б. и др. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 218с.10. Божович, Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В. - СПб., 2000. - С. 160-166.11. Безопасность образовательного пространства: Препринт / В.В. Иванов, Н.А. Склянова, И.В. Плющ, Н.Н. Шелетин, А.Ф. Гусев. - Новосибирск, 2010. – 180с.12. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. - 2003. - №2.13. Вачков, И.В. Смена приоритетов // Школьный психолог. – 2000. - №4.14. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика / Автореф. диссерт. на соиск. ученой степ.доктора психологических наук Е.Н. Волковой. – М., 2008. – 180с.15. Груздева, Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы. Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. – С.31-46.Гончарова, Ю.А. Проектирование образовательной среды – функция современной школы //Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. - Воронеж, 2001 – С.291-293.16. Диагностика как фактор развития образовательной системы: Учебное пособие / Под ред. Максимовой В.Н. - СПб., 2005. – 180с.17. Дмитриевский, В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. - М., 2006. – 260с. 18. Дунаева, Н.И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента – будущего социального педагога. – СПб.: Речь, 2009. – 230с.19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М., 2009. – 280с.20. Козырев, В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета / Автореф. дис. ...д.п.н. В.А. Козырева. - СПб, 200021. Козырева, Е.А. Нет причин для пробуксировки // Школьный психолог. - 2000. - №10.22. Котик, М.А. Психология и безопасность. - Таллин, 2007. – 158с. 23. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. – 403с.24. Кузьмин, Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Психология личности и малых групп. – СПб., 2007. – 140с.25. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М., 2001. – 190с.26.Маслоу, А. Психология бытия / Пер. с англ / А. Маслоу. - М., 2007. – 90с. 27.Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа / Автореф. дис. ... канд. пед. наук Т.В. Менг. -СПб., 2001.28. Панов, В.И. Экопсихология /В.И. Панов. - М., 2000.29. Петровский, В.А. Личность: феномен субъективности / В.А. Петровский. - Р/ н/ Д., 2003. – 160с.30. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург, 2000.31. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2010. – 336 с.32. Реан, А.А. Психология подростка от 11 до 18 лет: методики и тесты / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. – 124с. 33. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир: Методические и теоретические проблемы психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2009. – 280с. 34. Сачкова, М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. 35. Сачкова, М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Социальная психология и общество. - 2011. - № 2. 36. Сенько, Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете // Педагогика. - 2001. - №5.-С.51-5737. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В. Сериков. - М.:Логос, 2009. – 123с.38. Сериков, В.В. Ситуация развития личности современного студента // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. - Воронеж, 2001 – с.20-23.39. Слободчиков, С.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе / С.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000.40. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 41. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.42.Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. - М., 2007. - с. 11-15.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1997.
2. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. - СПб., 2000. – 270с.
3. Алексеева, Е.В. Влияние образовательной среды на развитие ответственности подростков в преодолении жизненных проблем // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития, СПб., 2001. - С. 65-69.
4. Асмолов, А.Г. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции / Развитие личности. – 2009. - №1. - С. 21-39.
5. Баева, И.А. Проект «Переподготовки учителей-гуманитариев»: Психологические основы личностного педагогического взаимодействия. - СПб., 1997.
6. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. - СПб., 2002.
7. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2002. – 215с.
8. Баева И.А.. Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.- М.: Экон-Информ, 2009. – 256с.
9. Баева И.А.. Лактионова Е.Б. и др. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 218с.
10. Божович, Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В. - СПб., 2000. - С. 160-166.
11. Безопасность образовательного пространства: Препринт / В.В. Иванов, Н.А. Склянова, И.В. Плющ, Н.Н. Шелетин, А.Ф. Гусев. - Новосибирск, 2010. – 180с.
12. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. - 2003. - №2.
13. Вачков, И.В. Смена приоритетов // Школьный психолог. – 2000. - №4.
14. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика / Автореф. диссерт. на соиск. ученой степ. доктора психологических наук Е.Н. Волковой. – М., 2008. – 180с.
15. Груздева, Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы. Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. – С.31-46.
Гончарова, Ю.А. Проектирование образовательной среды – функция современной школы //Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. - Воронеж, 2001 – С.291-293.
16. Диагностика как фактор развития образовательной системы: Учебное пособие / Под ред. Максимовой В.Н. - СПб., 2005. – 180с.
17. Дмитриевский, В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. - М., 2006. – 260с.
18. Дунаева, Н.И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента – будущего социального педагога. – СПб.: Речь, 2009. – 230с.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М., 2009. – 280с.
20. Козырев, В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета / Автореф. дис. ...д.п.н. В.А. Козырева. - СПб, 2000
21. Козырева, Е.А. Нет причин для пробуксировки // Школьный психолог. - 2000. - №10.
22. Котик, М.А. Психология и безопасность. - Таллин, 2007. – 158с.
23. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. – 403с.
24. Кузьмин, Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Психология личности и малых групп. – СПб., 2007. – 140с.
25. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М., 2001. – 190с.
26. Маслоу, А. Психология бытия / Пер. с англ / А. Маслоу. - М., 2007. – 90с.
27. Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа / Автореф. дис. ... канд. пед. наук Т.В. Менг. -СПб., 2001.
28. Панов, В.И. Экопсихология /В.И. Панов. - М., 2000.
29. Петровский, В.А. Личность: феномен субъективности / В.А. Петровский. - Р/ н/ Д., 2003. – 160с.
30. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург, 2000.
31. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2010. – 336 с.
32. Реан, А.А. Психология подростка от 11 до 18 лет: методики и тесты / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. – 124с.
33. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир: Методические и теоретические проблемы психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2009. – 280с.
34. Сачкова, М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. - 2006. - № 4.
35. Сачкова, М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Социальная психология и общество. - 2011. - № 2.
36. Сенько, Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете // Педагогика. - 2001. - №5.-С.51-57
37. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В. Сериков. - М.:Логос, 2009. – 123с.
38. Сериков, В.В. Ситуация развития личности современного студента // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. - Воронеж, 2001 – с.20-23.
39. Слободчиков, С.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе / С.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000.
40. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
41. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.
42.Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. - М., 2007. - с. 11-15.



Вопрос-ответ:

Что такое субъектность педагога?

Субъектность педагога - это способность педагога к саморазвитию, самоутверждению и самореализации, выражающаяся в его личностных особенностях, ценностных ориентациях и способностях взаимодействия с учениками.

Какое влияние оказывает субъектность педагога на психологическую безопасность образовательного пространства?

Субъектность педагога имеет непосредственное влияние на психологическую безопасность образовательного пространства. Активное и качественное взаимодействие педагога с учениками, умение создавать атмосферу взаимного уважения и доверия, способствуют формированию психологической безопасности и комфортной образовательной среды.

Чем отличается понятие субъектность в психологии и педагогике?

В психологии субъектность - это способность человека воспринимать себя как активного участника процесса деятельности. В педагогике же, субъектность педагога означает его способность оказывать влияние на учеников и формировать их личность.

Что подразумевается под образовательной средой?

Образовательная среда - это комплексный педагогический, социокультурный и физический контекст, в котором осуществляется процесс обучения и воспитания. Она включает в себя учебные материалы, методы обучения, организацию класса, воспитательные отношения педагогов и учащихся, а также психологический и эмоциональный климат в классе.

Какова роль субъектности педагога в формировании безопасной образовательной среды?

Субъектность педагога играет важную роль в формировании безопасной образовательной среды. Педагог, обладающий высокой субъектностью, способен эффективно управлять классом, находить подход к каждому ученику, создавать условия для развития их потенциала, а также предотвращать всяческие проявления насилия и конфликтов.

Какое влияние субъектности педагога оказывает на психологическую безопасность образовательного пространства?

Субъектность педагога имеет значительное влияние на психологическую безопасность образовательного пространства. Индивидуальные качества и особенности педагога, его отношение к ученикам, уровень эмпатии и понимания, навыки коммуникации и управления конфликтными ситуациями - все это может существенно влиять на эмоциональное состояние и безопасность обучающихся.

Что означает понятие "субъектность" в психологии и педагогике?

Субъектность в психологии и педагогике обозначает активное, инициативное и самостоятельное отношение человека к миру, его способность взаимодействовать социально, выстраивать отношения и влиять на окружающую среду. В контексте образовательной деятельности субъектность педагога выражается в способности принимать решения, ориентироваться на потребности учащихся, саморазвиваться и адаптироваться к изменениям.

В чем состоит сущность и специфика образовательной среды?

Сущность образовательной среды заключается в создании оптимальных условий для обучения и развития учащихся. Это включает в себя организацию пространства, методы обучения, взаимоотношения между участниками образовательного процесса и другие факторы. Специфика образовательной среды определяется особыми требованиями, задачами и целями образовательных учреждений и может различаться в зависимости от конкретного контекста.

Какое влияние оказывает субъектность педагога на психологическую безопасность образовательного пространства?

Субъектность педагога имеет значительное влияние на психологическую безопасность образовательного пространства. Педагог, обладающий высокой субъектностью, способен создать доверительные отношения с учащимися, проявлять эмпатию и уважение к их индивидуальности. Такой педагог способен поддерживать психологическую безопасность обучающихся, что способствует их полноценному развитию и успешной учебной деятельности.