Социализация детей в начальной школе из неполных семей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 80 80 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 15.03.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно-теоретическое обоснование проблемы организации социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей в условиях начальной школы 7
1.1. Изучение сущности понятия «неполная семья» в психолого-педагогической, социально-педагогической литературе 7
1.2. Характеристика социально-педагогического сопровождения как формы оказания помощи детям из неполных семей 20
1.3. Особенности социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей в начальной школе 30
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по изучению социализации детей из неполных семей в условиях начальной школы 40
2.1. Организация исследования по выявлению приоритетных направлений работы социального педагога с неполной семьей в начальной школе 40
2.2. Программа социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей 51
2.3. Результаты формирующего эксперимента 61
2.4. Рекомендации по гармонизации детско – родительских отношений в неполной семье 67
Выводы по 2 главе 76
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 84
Фрагмент для ознакомления

Из них 4 семьи – отцовские, 24 – материнские.
В результате было выявлено, что у 30% родителей преобладает симбиотический стиль отношений. Такие родители также пытаются оградить ребенка от трудностей, тревожатся за него, но в отличие от отношения по типу «маленький неудачник» они верят в него и прикладывают к этому определенные усилия, оставляют ему шансы справляться со всем самостоятельно.
У 20% семей школьников был выявлен такой стиль отношения, как отвержение, т.е. родители считают ребенка помехой и часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
У 20% был выявлен стиль принятия, что проявляется в положительном отношении к ребенку, принятии ребенка таким, какой он есть. Такие родители уделяют ребенку много времени, верят в его способности и силы.
Стили авторитарной гиперсоциализации и кооперации в группе неполных семей выявлены не были.
Таким образом, специфика детско-родительских отношений в неполных семьях обнаружила себя в преобладании стиля «маленького неудачника» и симбиоза.
Также данные исследования позволяют сделать вывод, что в 80% неполных семей, преобладает потворствующая гиперпротекция. Такие родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Ребенок поставлен в центр семьи, что может привести к обострению эгоцентризма, а также истерических проявлений. Данный тип был характерен исключительно для материнских семей.
Реже встречается эмоциональное отвержение – у 20% родителей. Такие родители осознают, что ребенок – их крест; возможно, они сожалеют о том, что вовремя не избавились от ребенка. Ребенок, безусловно, чувствует неискренность заботы о нем и недостаток тепла, а потому такой стиль воспитания усиливает навязчивые невротические состояния.
На основании анализа родительских установок, было отмечено, что для неполных семей приоритетным показателем является «излишняя концентрация внимания на ребенке». Это подразумевает такие модели поведения, как «чрезмерное вмешательство в мир ребенка», «подавление воли», «чрезмерная забота», «стремление ускорить развитие ребенка», «исключение внесемейных влияний». Это говорит о том, что матери оберегают детей от малейших трудностей, вмешиваются в жизнь ребенка.
В семьях детей с нормальным психическим развитием все эти показатели гораздо ниже, при этом достаточно высокими в них являются показатели «оптимальный эмоциональный контакт». Данный факт не может не вызывать напряженности во взаимоотношениях в семьях неполных, приводит к излишней тревожности.
Применение психологом методики рисунка семьи (КРС) подтвердило существующую систему взаимоотношений детей и родителей.
Качественная оценка КРС проводилась по следующим показателям:
1) тревожность и эмоциональная устойчивость ребенка (размер фигур, расположение на листе, особенности линий и штриховки);
2) значимость для ребенка тех или иных членов семьи (сравнение реального состава семьи с нарисованным, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке, особенности прорисовки тех или иных членов, последовательность их рисования);
3) место самого ребенка на рисунке (место ребенка в семье).
Дети, как правило, располагали рисунок человека в центре листа, а размер фигуры был оптимальным.
Как правило, чаще всего дети из неполных семей связывали отрицательные аспекты семейно жизни не только с ситуациями общения, такими как выговор, изоляция, объект агрессии, агрессивное нападение, но и с ситуациями, происходящими в повседневной действительности: одевание, еда в одиночестве, укладывание в постель в одиночестве, умывание, собирание игрушек. При беседе с родителями оказалось, что у этих детей имеется большое количество страхов, несущих как непосредственную угрозу для жизни (страхи нападения, темноты, высоты, пожара), так и страхов, связанных с общением. Все эти дети в качестве ситуации, вызывающей отрицательный выбор, называли ситуацию «игра со старшими детьми»: вероятно, эти дети недостаточностью испытывают большие проблемы в общении с другими детьми, которые могут сделать их объектом насмешек. Также, по словам родителей, эти дети часто испытывают отрицательные эмоции, состояние грусти, тревоги является для них обычным. Родители в отношении этих детей придерживаются стратегии симбиоза, стараясь защитить их от всех неприятностей.
Результаты социального обследования семьи детей выявили, что дети находятся по большей части под опекой бабушек или иных родственников, по причине необходимости со стороны матери брать на себя заботу о семье и находится на работе, либо в результате попыток матерей устроить личную жизнь и в случае, когда ребенок воспринимается ей, как помеха.
Анализ данных успеваемости детей выявил, что все из детей имеют неуспеваемость, особенно по таким дисциплинам, как математика и русский язык. Наибольшие успехи дети имеют в творческих дисциплинах.
Выявленная модель отношений в семье указывает на возможность возникновения в детском поведении в будущем девиантного поведения, в следствие чего нуждается в работе с семьей социального педагога.
Результаты анкетирования родителей на предмет социально – педагогического сопровождения со стороны специалистов школы выявил показатели, благодаря которым данную работу возможно оценить, как успешную.
Исходя из данных анкеты (приложение) оценка работы школы с детьми была оценена не менее 4 баллов, что указывает на высокий уровень удовлетворенности родителями социально – педагогическим сопровождением.
47% родителей отметили, что в школе чувствует себя спокойно, 53% - настороженно. Во многом настороженное поведение детей в школе наблюдалось исходя из высокого уровня их тревожности в целом, что подтверждалось оценкой детей психологом.
Только 17% родителей отметили, что ребенок идет в школу охотно тогда, как 83 % отметили, что ребенок неохотно ходит в школу. При этом все 100% родителей отметили, что они по мере необходимости обращаются за советами и рекомендациями к специалистам школы. Также все 100% родителей отметили, как актуальные все мероприятия, которые проводятся в школе для детей и родителей.
Из приоритетных и актуальных форм работы с родителями 17% отметили родительские собрания, 28% - родительские клубы, 22% - родительские конференции, 22% - тренинги и психологические игры, 11% - лекции для родителей.
Среди приоритетных тематик, которые интересуют родителей в общении со специалистами отмечались: 26% помощь в обучении ребенка в школе, 18% - здоровье ребенка, 56% воспитание успешного ребенка, 87% - развитие творческих способностей детей, 47% - общение и взаимодействие с детьми.
В качестве желательных направлений развития социально – педагогического сопровождения родителями отмечались помощь во взаимодействии с организациями социальной структуры и социальными службами, особенно в получении льгот и пособий, помощь в решении проблем взаимодействия с детьми, организации детского досуга, присмотра за детьми в рабочее время родителей, помощь в знакомстве в родителями из других семей для продуктивного общения и взаимопомощи.
Таким образом, социально – педагогическое сопровождение неполной семьи младшего школьника на уровне школы является актуальным не только исходя из оценки специалистов по данным исследования и выявленных проблем неполной семьи, но также и по мнению самих родителей, которые заинтересованы в успешной социализации своих детей и сохранении конструктивных взаимоотношений в семье.
2.4. Рекомендации по гармонизации детско – родительских отношений в неполной семье

Критерии эффективности социально - педагогического сопровождения неполных семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста ориентированы на оценку общих и частных возможностей школы в данном процессе. Среди них возможно выявить:
- разработку программ, проектов и координационных планов работ с целью совершенствования практической деятельности по обеспечению социально-психологической адаптации, разрешения личных проблем, формирования устойчивой жизненной позиции для достижения успеха в форме тренингов, семинаров, проводимых на базе школы;
- оказывает психологическую и профессиональную помощь по вопросам самопознания, самоопределения, выстраивания жизненных и профессиональных проектов;
- участвует совместно с различными организациями в развитии школьников, а также в проведении мероприятий ориентированных на семью и повышение ее социализирующих возможностей.
Таким образом, возможно отметить, что Школа № 3 ориентирована на работу с неполной семьей и детьми по целому ряду направлений, имеет значительный опыт, в том числе и опыт взаимодействия с другими организациями социальной инфраструктуры, расположенной в районе. Наличие подобного опыта является наиболее значимым в представлении данного учреждения, как основы для организации в процессе социального сопровождения семьи школьника, в том числе не только в реабилитации и коррекции, но и профилактике.
Руководство также должно стремится повышать эффективность механизмов реализации социальных программ для сохранения достигнутого уровня социально - педагогического сопровождения. Для этого Школа № 3 может быть ориентирована на:
- приоритет программам, оказывающих реальное влияние на уровень социальной защищенности неполной семьи (охрана здоровья, программа психологической поддержки и др.);
- «адресность» социальной поддержки;
- условия для наиболее полного использования принципа совместного участия при реализации социально - педагогических программ;
- использовать потенциал социального партнерства (укрепляется практическое взаимодействие с местными сообществами, в том числе и самим населением района, а также организациями социальной инфраструктуры).
Весьма актуальным направлением может стать активизация деятельности в области установления постоянного взаимодействия с организациями социальной инфраструктуры в сопровождении семьи младшего школьника. Многие организации ориентированы на реализацию социальных программ на уровне районных администраций.
Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий:
- Просветительские программы родных.
- Программы для детей
- Программы для родителей и т.д.
Основополагающей целью данных мероприятий является передача информации и обучение населения района выстраиванию своих отношений с социальной средой конструктивно, а также ценности конструктивно выстраиваемых отношений. В данном направлении приоритеты официальных государственных специалистов и специалистов организаций социальной инфраструктуры фактически сходны.
Как было выявлено в обосновании развития направления социально – педагогического сопровождения социально – педагогическая работа будет являться наиболее эффективной при условии реализации специфических особенностей социально – педагогической работы на уровне школы. Использование возможностей социальной инфраструктуры и стремление к повышению качества работы самих специалистов школы также могут стать определяющими в данном процессе.
Оказание качественной помощи неполной семье, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста, во многом зависит от знания принципов выявления проблемных составляющих, в том числе и определение потенциальной проблемы, которая может возникнуть на уровне данной конкретной семьи. Подобная особенность определяется адресной направленностью работы с каждой семьей с одновременным выявлением характерных проблемных составляющих для семьи с учетом возраста родителей, материального достатка, района проживания и даже уровня дохода родителей. Важной составляющей также становится подключение к процессу психолога, который имеет навык и возможности выявления негативных психолого – личностных составляющих, которые могут стать факторами возникновения негативного влияния семьи на ребенка.
Таким образом, одним из критериев эффективности является качественная проработка предварительной диагностики. Диагностика становится определяющим при выявлении целых групп проблем и при ее ограниченности или неверной трактовке программа работы теряет свою успешность и может быть реализована не в полном объеме.
Второй важной составляющей в определении критериев эффективности является специфические особенности работы социального педагога в школе. Среди них возможно отметить наиболее значимые:
- Сложность определения проблемы семьи через ребенка. Ребенок не всегда открыт для общения, не всегда понимает суть происходящего и осознает проблему, как проблему.
- При наличие в неполной семье неблагополучной остановки родители не идут на контакт, опасаясь санкций со стороны социальных служб.
- В социально - педагогическом сопровождении семьи является необходимым использование не только внешних, но и внутренних ресурсов семьи, которые достаточно трудно вычленить, особенно в случае, если родители не идут на контакт со специалистами.
В результате преодоление данных препятствий также будет расцениваться, как составляющая успешности организации сопровождения неполной семьи младшего школьника на уровне школы.
Сопровождение неполной семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста также определяется успешным при реализации следующих комплексов запланированных мероприятий, происходящих в контексте реализации программных составляющих:
- Установление конструктивных взаимоотношений внутри неполной семьи, семьи и окружающего социума, семьи и специалистов социальной инфраструктуры.
- Признание неполной семьи, как самодостаточной структуры, реализующей функции воспитания и развития ребенка;
- Реализация права ребенка в семье на полноценное физическое, умственное и творческое развитие;
- Мотивированность членов неполной семьи на изменение модели воспитания на более конструктивную и соответствующую потребностям ребенка;
- Способность семьи к адаптации и преодолению существующих проблем;
- Устранение моделей девиантного поведения членов семьи при наличие таковых;
- Повышение социального статуса семьи.
Также эффективность социально – педагогического сопровождения семьи младшего школьника в школе ориентирована на изначальное разделение семей на благополучные и неблагополучные. В соответствие с данной особенностью эффективность работы в данном направлении определяется сохранением или устранением факторов неблагополучия. Организация комплексной работы в данном направлении, как уже было сказано, также зависит от успешности со стороны социального педагога работы с организациями социальной инфраструктуры, которые способствуют преодолению взрослыми членами семьи проблем, препятствующих полноценному развитию детей. Чем более тесно налажены связи в сотрудничестве с организациями социальной инфраструктуры, тем более успешным может считаться работа социального педагога по сопровождению неполной семьи ребенка. Социальный педагог школы должен первым выявлять проблему в семье, если она не связана с группами психологических проблем. В особо серьезных случаях он должен взаимодействовать с работниками специализированных учреждений и информировать их о наличие проблемы, характерной для их профиля. Для социального педагога также определяется роль связующего звена с органами опеки, контролирующими неблагополучные семьи и защищающими интересы детей.
При выявление негативных факторов, оказывающих явно негативное влияние на ребенка, социальный педагог устанавливает взаимосвязь не только с органами опеки, но также и правоохранительными органами, общественными организациями. Успешность данных контактов также становится определяющим фактором в выявлении эффективности социального сопровождения.
Консультативная работа представляется ведущей для социального педагога в школе, что определяет в качестве фактора эффективности уровень развития его коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки не ограничиваются только умением установить контакт в процессе беседы, но также и умением найти подход к каждому родителю, организовать процесс диагностики таким образом, чтобы выделить максимальное количество существующих проблем. В связи с этим для социального педагога становится определяющим успешности постоянный личный контакт с родителями, проведение работы в постоянном взаимодействии.
Неудачи в работе социального педагога в процессе сопровождении неполной семьи определяются рядом факторов, актуальных для современных школ.
Одной из значимых проблем определяется ограниченность времени на работу с родителями по причине занятости самих родителей. Не каждый родитель имеет возможность уделять столько времени социальному педагогу или другим специалистам, сколько требуется. Не каждый родитель даже заходит в здание школы когда провожает ребенка, а многие дети ходят в школу самостоятельно. При посещении школы родители также торопятся и не имеют возможности уделять внимание педагогам, учувствовать в диагностиках. При этом, подобная занятость очень часто представляется характерной для неполных семей, в которых факторы неблагополучия связаны именно с невозможностью уделять ребенку достаточно внимания в связи с занятостью родителя и невозможностью переложить свои обязанности на супруга или супругу.
Второй значимой проблемой представляется настороженность родителей и отрицание ими возможности вмешательства в жизнь их семьи со стороны третьих лиц. Родители крайне негативно воспринимают попытки дать совет относительно воспитания или указать на их недоработки, невыполнение ряда обязанностей.
Не менее важной причиной также представляется недостаток квалифицированных кадров в школе, способных организовать процесс конструктивного взаимодействия с родителями. В результате существующая проблема при неверной работе может усугубиться или свести на минимум конструктивную работу других специалистов.
Ограниченность полномочий школы также является значимой проблемой в организации работы по социально - педагогическому сопровождению неполной семьи. Специалисты часто не имеют полномочий вмешиваться в процесс воспитания и организации взаимодействия с организациями социальной инфраструктуры настолько, насколько это необходимо. В результате специалисты ограничиваются только просьбами, рекомендациями.
Таким образом, возможно отметить, что эффективность организации социально – педагогического сопровождения неполной семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста на уровне школы, зависит от активности самого социального педагога, наличия взаимосвязи с социальной инфраструктурой, качества взаимодействия педагогов школы и уровня социализирующей среды воспитательного учреждения. Во многом успешность процесса также определяется и настроенностью родителей на контакт с социальным педагогом и предоставление возможности сопровождения семьи и решения групп существующих проблем.
Исходя из этого в работе с ребенком из неполной семьи социальный педагог должен:
1.Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающегося.
2.Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.
3.Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
4. Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
5. Определить задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.
6.Организовать различные виды социально ценной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.
7.Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
8.Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности ребенка, заботиться об охране их жизни и здоровья.
9. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.
Дети должны вовлекаться в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно-значимого характера. Существует система учреждений и организаций, позволяющая детям удовлетворить свое любопытство и потребности в признании, общении, самоутверждении. Социальный педагог должен проводить профилактику – способствовать социальной адаптации семей посредством реализации возможных правовых или экономических мер (содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.).
Также социальный педагог должен сотрудничать с досуговыми центрами, отделами внешкольной работы, структурирующих свободное время детей. Он проводит своевременное распознавание таких семей и проводит с ними необходимую социальную, психологическую работу. Нужно проводить деятельность, направленную не только на ребенка, но и на его ближайшее окружение (семью, класс). Социальный педагог должен сотрудничать с классным руководителем таких детей, а также оказывать своим подопечным помощь в профессиональном самоопределении и профориентации, определении их в различные образовательные учреждения, повышении
Внимания в первую очередь требуют те родители, которые проявляют в отношении детей стиль отвержения. Им следует рассказать о связи между отношением к ребенку и его эмоциональным состоянием, подчеркнуть, что именно они являются самыми близкими людьми для него и их задача сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным человеком, полноценным членом семьи. Следует также сказать, что работа с ребенком – это и их собственная школа, которую им все равно приходится проходить, а потому в их же интересах сделать процесс общения с ребенком приятным и полезным для обеих сторон. Нужно подчеркнуть необходимость такой организации среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.
Родителям, у которых выявлен стиль воспитания по типу гиперопеки, следует объяснить, что такое воспитание приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям.
Неоценимую помощь в воспитании правильного отношения родителей к ребенку могут оказать групповые психокоррекционные занятия. Цель этих занятий - коррекция личностных нарушений; формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, родительско-детских взаимоотношений; обучение технике мышечной релаксации (И.Ю.Левченко, В.В. Ткачева).
Как показали результаты нашего исследования, особого внимания заслуживает организация индивидуальной коррекционной работы по снятию тревожности. Специалисты выделяют два способа преодоления тревожности у детей: 1) обучение ребенка приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2) укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе.
Таким образом, работа с неполной семьей социального педагога является одним из необходимых условий для ее успешного развития.

Выводы по 2 главе
Таким образом, работа по социально - педагогическому сопровождению семьи на уровне школы определяется качеством взаимодействия педагогов заведения, социализирующей среды школы, в том числе и социальной инфраструктуры.
Программа социально - педагогического сопровождения семьи определяется приоритетными составляющими существующих групп проблем, актуальных для семей детей младшего школьного возраста. Устранение групп проблем и успешность проведения профилактических мероприятий определяют и успешность программы работы в целом. Факторы, препятствующие успешности работы специалистов связаны с существующими административными ограничениями и уровнем компетентности самих педагогов.
Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что проблемы современной неполной семьи, воспитывающей детей младшего школьного возраста, весьма многочисленны и многообразны, что определяет разносторонние подходы к работе с ними.
Социально - педагогическое сопровождение определяется, как деятельность специалистов, ориентированная на оказание социальной, педагогической и психологической помощи. В отношении семьи подобная деятельность носит как профилактический, так и коррекционный характер, предотвращая и устраняя социально - педагогические проблемы, препятствующие реализации выполнения семьей ее основополагающих функций, в том числе и воспитания.
На современном этапе социально - педагогическое сопровождение неполных семей во многом зависит от уровня наличия или отсутствия проблем в семье, ее социального благополучия согласно оценке специалистов. В случае благоприятного климата в семье у ребенка успешно формируется и психика, физические и эмоциональные навыки. Конструктивное или деструктивное влияние также определяется и педагогической активностью родителей, то есть тем, насколько часто они уделяют внимание развитию ребенка, какие педагогические приемы и технологии для этого используют. Попустительское педагогическое поведение родителей может стать основной причиной отставания ребенка, возникновения у него в последующем задержки психического развития и возникновения необходимости активизации деятельности в социально - педагогическом сопровождении семьи.
Социально - педагогическое сопровождение семей, имеющих детей младшего школьного возраста, базируется на законодательных основах РФ и ориентировано на принципы патронажа. На основе существующих направлений происходит организация работы специалистов, ориентированных на помощь семье и детям. Активное поддержание семьи, помощь в решении экономических и социально – психологических проблем является одной из важных ступеней сопровождения. Работа в данном процессе занимает приоритетные позиции.
В процессе организации работы по формированию оптимальной программы социально - педагогического сопровождения неполной семьи детей младшего школьного возраста был исследован опыт работы Школы № 3 Северского Гатчинского района Ленинградской области. Школа № 3 в своей ориентированности на сопровождение неполной семьи устанавливает принципы взаимодействия специалистов непосредственно с семьей в процессе установления доверительного отношения с родителями, взаимосвязи между родителями детей, посещающими школу. При этом, актуальным представляется не только процесс работы педагогов, но и работа родителей друг с другом, выявление проблемы не только на уровне диагностики, но и на уровне взаимоотношений, что становится определяющим в разработке модели социального сопровождения семьи школьника.
Основополагающей в организации работы с неполной семьей на уровне Школы № 3 лежит диагностика проблемных составляющих и особенностей развития неполной семьи в целом. В результате диагностики выявляются не только проблемы, но также и общий уровень ориентированности семьи на качественное воспитание и социализацию ребенка. Диагностика и оценка ее результатов становится основанием для организации коррекционной работы, профилактики, установления взаимосвязи с семьей на уровне комплекса социальных организаций.
Для Школы № 3 приоритетным направлением работы социального педагога определяется устранение выявленных проблем. Это связано с тем, что пока приоритет отдан преимущественно неблагополучным семьям, а профилактике неблагополучия уделяется недостаточное внимание.
Содержание деятельности, ориентированной на реализацию социально - педагогического сопровождения семьи в соответствие с предложенной в работе моделью предполагает организацию процесса включения семьи и ребенка в систему социальных отношений, социальную среду, которая ориентирована на представление семье конструктивного опыта с использованием социально – педагогических и психологических методов помощи в соответствие с возможностями школы.
Разработанная модель опытно – экспериментального исследования включает в себя ряд составляющих, подразумевающих реализацию комплекса мероприятий, ориентированных на реабилитационную, коррекционную и профилактическую работу с детьми и родителями на базе школы.
В целом, в контексте исследовательской деятельности было определено, что социально – педагогическая работа с неполной семьей, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста будет успешной при реализации разработанной модели и программы содействия семье в рамках школы; активизации профилактического направления деятельности специалистов школы по группам выявленных в результате диагностики проблем; активизации реабилитационного направления по группам выявленных в результате диагностики проблем с задействованием организаций социальной инфраструктуры района в рамках сотрудничества со школой.
Таким образом, возможно отметить, что социально – педагогическое сопровождение неполных семей с детьми младшего школьного возраста на уровне начальной школы является наиболее оптимальной и действенной моделью сохранения функции социализации семьи.



Список литературы

Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – Спб.: Питер, 2011. – 516с..
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./Ю.В. Копылов – Ростов-на-Дону, 2008. – 448 с.
Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. … канд. псих. наук.,/Л.А. Андреева - М.: Издательство МГУ, 2000. – 143 с.
Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: Академия, 2005. – 417 с.
Антонова, О.И. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации: Материалы Рос. стат. агентства/ О.И. Антонова. - М., 2012. - С.7- 11.
Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России – 2008 - № 1 с. 20 – 29.
Балашов В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. - Саранск: Морд.кн.из-во, 2007. — 144 с.
Бердникова Т.В. Юное материнство в современной семье/ Т.В. Бердникова, Н.С. Степашов, Г. А. Сидоров. - Курск. КГМУ, 2000. - 172 с.
Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук./Д.В. Берко – Ставрополь, 2000. – 152 с.
Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. … канд. псих. наук./Т.В. Брагина – Новосибирск, 2000. – 159 с.
Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии./Л.Г. Корно – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. … канд. псих. наук./Е.В. Буренкова – Пенза, 2000. – 237 с.
Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 511 с.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: Дрофа, 2000. – 240 с.
Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011. – 211 с.
Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М.: Аспект – Пресс, 2006. – 428 с.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – 29с.
Каменева, Т.Н. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи/ Т.Н. Каменева, Н.С. Степашов// Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент: Сб. ст./ КГПУ. - Курск, 2001. - С. 119.
Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
Крэйг Г. Психология развития./Ю.М. Степанова – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 2008. – 171 с.
Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и о порядке учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 28.12.2004 № 911-ПП// http://www.bestpravo.ru/moskva/ea-gosudarstvo/m4k.htm
Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М.Н.. – М.: «Academia», 2010 – 342с.
Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений./В.А. Петровский // Психологический журнал. – 2000. - № 1. – с. 28 – 36.
Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. – М.:«Социальное здоровье России», 2011. – 245 с.
Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М.: Норма, 2006. – 343 с.
Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова, - Спб.: Питер, 2007.
Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.: Дашков и К, 2013. – 213 с.
Савинов Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010.- 196 с.
Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.ред. В. В. Петров.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012.- 144 с.
Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, №4, 2012. С. 65-68.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2./А.С. Спиваковская – М.:Дашков и К, 2000.- 464 с.
Степашин С. Суверенная демография // Российская газета. – 2007 г. – 7 марта. – 1–6 с.
Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю.Б.. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 356 с.
Социальная работа с семьей и детьми. / Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. – М.: Academia, 2009.- 288с.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.
Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. /  Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкий -   СПб.: Питер, 2009 – 307с.







Приложение


Анкета «Оценка деятельности школы родителями»
1. Как вы оцениваете работу школы (оценивается в 5-ти бальной шкале).
- качество обучения - безопасность ребенка в школе - качество питания - отношение педагога к детям - порядок, дисциплина - оформление интерьера 2. Как чувствует себя Ваш ребенок в школе?
- радостно - спокойно - настороженно - напряженно
3. Охотно ли Ваш ребенок идет в школу?
- да - нет - не всегда 4. Обращаетесь ли Вы за советом к учителям, специалистам?
- да - нет - не всегда
5. Какая форма работы с детьми в школе Вас устраивает?
- неделя открытых дверей - мероприятия совместно с родителями - музыкальные утренники - физкультурные праздники - конкурсы, выставки 6. Какая форма с родителями вас устраивает?
- общие родительские собрания -родительские клубы - родительские собрания -собрания – диспуты -круглый стол -родительские конференции -психологические и деловые игры родительские лектории 7.Темы, которые Вы хотели бы послушать.
- как помочь ребенку учиться в школе - как воспитать здорового ребенка - защита прав и достоинств ребенка - девочка и мальчик – два разных мира - как воспитать ребенка успешным - воспитываем ребенка самостоятельным - как развивать творческие способности у детей - как уберечь ребенка от несчастного случая - как правильно общаться с детьми - шустрики и мямлики
9. Чтобы Вы хотели изменить в работе с родителями на уровне школы?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Спасибо за ваши ответы!
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6. С. 7
Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф. А. Мустаева. – 3-е изд., перераб. доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2012. С. 46.
Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. – М.:«Социальное здоровье России», 2011. С. 71
Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.: Дашков и К, 2013. С. 56
Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2012. С. 54
Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2012. С. 76.
Там же
Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.ред. В. В. Петров.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012. С. 114.
Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети. – СПб.: Питер, 2012. С. 112.
Там же.
Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011. с. 71.
Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 2008. с. 36.
Реан А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. – М.: АСТ, 2010. с. 318.
Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008 с. 9.
Тен Е.Е. Основы социальной медицины. - М.: Форум, 2003. С. 138.
Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы адаптации инвалидов - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2007. С. 98.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: «Дашков и Ко», 2004. С. 56.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: «Дашков и Ко», 2004. С. 58.
Технология социальной работы: учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. С. 202.
Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю.Б.. – М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 204.
Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.: Дашков и К, 2013. с.170.
Технология социальной работы: учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. с. 208.
Попов А.И. Мегаполис как объект управления. - М.: Аспект – Пресс, 2008. с.112.
Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. - М.: Аспект – Пресс, 2004. с.90.
Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Казань, 2002. С. 34.
Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми / Министерство социальной политики Красноярского края / К. Подвербная. - Красноярск: КГУ, 2003. С. 117.












4



Социальная инфраструктура

Объекты здравоохранения

Объекты образования и науки

Объекты физической культуры и спорта

Объекты культуры и искусства

Объекты социальной поддержки отдельных групп

Объекты рекреации и досуга

Предварительная диагностика проблем семьи

Социальная сфера (семейные трудности – результат неблагоприятных обстоятельств)

Педагогическая сфера (выявление аспектов педагогической некомпетентности родителей)

Психологическая сфера (психологические особенности членов семьи, эмоциональная обстановка в семье)

Правовая сфера (защита юридических интересов семьи и детей)

Медицинская сфера (состояние здоровья членов семьи)

Блоки процесса моделирования

Мотивационный (мотивы деятельности социального педагога)

Содержательный (особенности воздействия на объект)

Деятельностный (взаимодействие специалистов)

Процессуальный (деятельность с семьей в школе)

Рефлекторно – оценочный (диагностика)

Субъекты работы


семья

Педагогический коллектив

Учителя

Вспомогательный персонал


Дети


Родители

Узкие специалисты


Направления социально - педагогического сопровождения


Работа с семьей и детьми на уровне школы


Подключение организаций социальной инфраструктуры


Социально – культурное сопровождение

Привлечение к сотрудничеству коммерческого сектора в рамках КСО

Список литературы

1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – Спб.: Питер, 2011. – 516с..
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./Ю.В. Копылов – Ростов-на-Дону, 2008. – 448 с.
3. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. … канд. псих. наук.,/Л.А. Андреева - М.: Издательство МГУ, 2000. – 143 с.
4. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: Академия, 2005. – 417 с.
5. Антонова, О.И. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации: Материалы Рос. стат. агентства/ О.И. Антонова. - М., 2012. - С.7- 11.
6. Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
7. Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России – 2008 - № 1 с. 20 – 29.
8. Балашов В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. - Саранск: Морд.кн.из-во, 2007. — 144 с.
9. Бердникова Т.В. Юное материнство в современной семье/ Т.В. Бердникова, Н.С. Степашов, Г. А. Сидоров. - Курск. КГМУ, 2000. - 172 с.
10. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук./Д.В. Берко – Ставрополь, 2000. – 152 с.
11. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. … канд. псих. наук./Т.В. Брагина – Новосибирск, 2000. – 159 с.
12. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии./Л.Г. Корно – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
13. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. … канд. псих. наук./Е.В. Буренкова – Пенза, 2000. – 237 с.
14. Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 511 с.
15. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: Дрофа, 2000. – 240 с.
17. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011. – 211 с.
18. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М.: Аспект – Пресс, 2006. – 428 с.
19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
20. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – 29с.
21. Каменева, Т.Н. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи/ Т.Н. Каменева, Н.С. Степашов// Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент: Сб. ст./ КГПУ. - Курск, 2001. - С. 119.
22. Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
23. Крэйг Г. Психология развития./Ю.М. Степанова – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
24. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
25. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 2008. – 171 с.
26. Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и о порядке учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 28.12.2004 № 911-ПП// http://www.bestpravo.ru/moskva/ea-gosudarstvo/m4k.htm
27. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М.Н.. – М.: «Academia», 2010 – 342с.
28. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений./В.А. Петровский // Психологический журнал. – 2000. - № 1. – с. 28 – 36.
29. Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. – М.:«Социальное здоровье России», 2011. – 245 с.
30. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М.: Норма, 2006. – 343 с.
31. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова, - Спб.: Питер, 2007.
32. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.: Дашков и К, 2013. – 213 с.
33. Савинов Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010.- 196 с.
34. Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.ред. В. В. Петров.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012.- 144 с.
35. Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, №4, 2012. С. 65-68.
36. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
37. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2./А.С. Спиваковская – М.:Дашков и К, 2000.- 464 с.
38. Степашин С. Суверенная демография // Российская газета. – 2007 г. – 7 марта. – 1–6 с.
39. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю.Б.. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 356 с.
40. Социальная работа с семьей и детьми. / Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. – М.: Academia, 2009.- 288с.
41. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.
42. Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкий - СПб.: Питер, 2009 – 307с.

Вопрос-ответ:

Что такое неполная семья?

Неполная семья - это семья, в которой отсутствует один из родителей, либо родители живут отдельно.

Какие особенности социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей в начальной школе?

Социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей в начальной школе направлено на помощь и поддержку таких детей, учитывая их особенности и потребности. Это может включать консультации с педагогами и психологами, организацию групповой работы с детьми, проведение специальных занятий и т.д.

Какие формы оказания помощи детям из неполных семей могут использоваться в рамках социально-педагогического сопровождения?

Формы оказания помощи детям из неполных семей в рамках социально-педагогического сопровождения могут включать консультационную работу с родителями, проведение групповых занятий с детьми, организацию индивидуальных занятий с педагогом или психологом, создание специальных условий для адаптации детей в школьной среде и многое другое.

Какое научно-теоретическое обоснование проблемы организации социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей в начальной школе?

Научно-теоретическое обоснование проблемы организации социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей в начальной школе базируется на исследованиях в области психологии, педагогики и социологии. Эти исследования помогают понять особенности развития и адаптации детей из неполных семей и определить необходимые меры поддержки и помощи.

Какое значение имеет социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей в начальной школе?

Социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей в начальной школе имеет большое значение, так как помогает снизить риск возникновения проблем с адаптацией, улучшает учебные результаты и социальную коммуникабельность детей, способствует их успешному развитию и достижению полноценной социализации.

Как определяется понятие "неполная семья" в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе неполная семья определяется как семья, в которой отсутствует один из родителей или их обоих. Это может быть вызвано разводом, смертью одного из родителей, отсутствием одного из них по другим причинам.

Что такое социально-педагогическое сопровождение и как оно помогает детям из неполных семей?

Социально-педагогическое сопровождение - это форма оказания помощи детям из неполных семей, которая включает в себя различные меры и механизмы поддержки, направленные на социализацию и адаптацию детей в условиях начальной школы. Оно помогает им преодолеть возможные трудности, связанные с отсутствием одного из родителей, низким уровнем материального благосостояния, психологическими проблемами и другими факторами, влияющими на их развитие и успешное обучение.

Какие особенности имеет социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей?

Социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей имеет ряд особенностей. Во-первых, это индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности, потребности и проблемы. Во-вторых, это сотрудничество с родителями и другими специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками) для создания благоприятной образовательной среды. В-третьих, это разнообразие методов и приемов работы, использующихся для помощи детям в преодолении трудностей и развитии их социальных навыков.

Какие меры и механизмы поддержки могут включать в себя социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей?

Социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей может включать в себя различные меры и механизмы поддержки. Это могут быть индивидуальные консультации с педагогом или психологом, проведение групповых занятий по развитию социальных навыков, работа с родителями по созданию благоприятной микросреды в семье, организация внеклассных мероприятий для детей и т.д. Главное, что все эти меры направлены на помощь детям в их социализации и успешной адаптации в начальной школе.

Что такое неполная семья?

Неполная семья - это семейное образование, в котором отсутствует один из родителей или оный не выполняет свои функции воспитания и ухода за детьми.

Какие задачи решает социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей в начальной школе?

Социально-педагогическое сопровождение в начальной школе направлено на помощь детям из неполных семей в адаптации к школьной среде, развитие их социальных и педагогических навыков, формирование позитивного социального статуса и предупреждение возможных проблем и девиаций.

Какие особенности имеет социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей?

Социально-педагогическое сопровождение детей из неполных семей требует индивидуального подхода, учета их индивидуальных потребностей и особенностей. Важно также учитывать психологическое состояние и эмоциональное благополучие этих детей, а также создавать условия для развития их социально-коммуникативных навыков.