Идеологический аспект в правление Александра 3 (идеологи: Победоносцев, граф Игнатьев, граф Толстой, К. Леонтьев)
Заказать уникальный доклад- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 18.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Победоносцев Константин Петрович 4
2. Граф Д. А. Толстой 7
3. Граф Н. П. Игнатьев 9
4. К. Леонтьев 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
На российской почве византийское государственное устройство утратило, по его мнению, свои диктаторские черты. И весь дальнейший ход истории вел к тому, что «жизнь России разнообразилась, развивалась; креп царизм центральный, воспитанный византизмом, и Русь все росла и все умнела». Далее К. Леонтьев делает вывод о том, что в России исторически были сильны три начала: византийское православие, родовое самодержавие и поземельный мир.
Леонтьев, подобно Победоносцеву, выступает против дарования народу широких политических прав и свобод, говоря о том, что все это приведет к всеобщей анархии.
Вторая часть его работы посвящена анализу государственных форм, которые зависят от многих факторов: природно-географического положения государства, особенностей исторического и культурного развития, менталитета народа и т.д. - и долговечности его существования. Для этого автор проводит тщательный исторический разбор отдельных государств запада и Востока, делая следующие выводы:
«1. Что мы можем находить значительную разницу в степени упрощения и смешения элементов в последние годы жизни у разных государств, но у всех найдем этот процесс, сходный в общем характере с современным эгалитарным и либеральным прогрессом Европы;
2. Что культуры государственные, сменявшие друг друга, были все шире и шире, сложнее и сложнее: шире и по духу, и по месту, сложнее по содержанию; персидская была шире и сложнее халдейской, лидийской и египетской, на развалинах коих она воздвиглась; греко-македонская на короткое время еще шире; римская покрыла собою и претворила в себе все предыдущее; европейская развилась несравненно пространнее, глубже, сложнее всех прежних государственных систем».
Общий вывод Леонтьева относительно европейских государств заключается в том, что страны Западной Европы неизбежно подходят к стадии разложения.
Размышляя о судьбе России, он приходит к выводу, что следуя по пути запада, она падет. Чтобы выстоять и развиваться дальше, необходима внутренняя сила и крепость, которая состоит в народном единстве, самодержавии и православии.
Таким образом, К. Леонтьев настаивал на сохранении существующих в России порядков и избегании ориентации на страны Запада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное исследование показало, что идеологический аспект во время правления Александра III оставался жестко консервативным, не допуская ростков либерализма.
К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой и К. Н. Леонтьев стояли на позициях абсолютной монархии, как наилучшей формы правления для России. Допущение демократизма и парламентаризма в управление государством, по их мнению, невозможно, так как оно развращает умы народа.
К. Леонтьев вообще настаивает на том, что образцом для Российской империи должны быть страны востока, а именно Византийская империя с ее монархизмом, сословностью и православием.
Любые попытки ввести в систему элементы народовластия наталкивались на жесткий отпор правящий кругов, что наглядно продемонстрировано примером графа Игнатьева с его проектом Земского собора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли // Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007
Боханов А.И. Российские консерваторы. – М.: Русский мир, 1997
Глинский Б. Б. Константин Петрович Победоносцев. (Материалы для биографии) // «Исторический вестник», апрель 1907. – С. 247—274.
Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.
Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925, Т. I.
Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. — СПб: Издательство СПбГУ, 2000.
Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. — СПб., 2002. — С. 289—293.
Глинский Б. Б. Константин Петрович Победоносцев. (Материалы для биографии) // «Исторический вестник», апрель 1907, стр. 248.
Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925, Т. I. – С. 310—311.
Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. — СПб: Издательство СПбГУ, 2000. – С. 71.
Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925, Т. I. - С. 315.
Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. — СПб: Издательство СПбГУ, 2000. – С. 71.
Боханов А.И. Российские консерваторы. – М.: Русский мир, 1997. – С. 234.
Там же, С. 249.
Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. — СПб., 2002. — С. 289—293.
Цит. по: Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. — СПб: Издательство СПбГУ, 2000. – С. 51.
Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993. – С. 215.
Там же, С. 220.
Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993. – С. 259.
12
2. Боханов А.И. Российские консерваторы. – М.: Русский мир, 1997
3. Глинский Б. Б. Константин Петрович Победоносцев. (Материалы для биографии) // «Исторический вестник», апрель 1907. – С. 247—274.
4. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.
5. Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925, Т. I.
6. Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. — СПб: Издательство СПбГУ, 2000.
7. Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. — СПб., 2002. — С. 289—293.
Вопрос-ответ:
Кто были идеологами правления Александра III?
Идеологами правления Александра III были граф Игнатьев, граф Толстой, К. Леонтьев и К. Победоносцев.
Какие идеи пропагандировали граф Игнатьев и граф Толстой в эпоху Александра III?
Граф Игнатьев и граф Толстой пропагандировали идеи консерватизма, славянофильства и стержневизма. Они придерживались взглядов, согласно которым Россия должна сохранять свою особую историческую роль и противостоять западным влияниям.
Какие идеи выдвигал К. Победоносцев во время правления Александра III?
К. Победоносцев выдвигал идеи национализма и православия. Он призывал к единству православия и царской власти, а также к сохранению монархического строя и самодержавия в России.
Какое мнение выражал К. Леонтьев относительно государственного устройства России на рубеже XIX-XX веков?
К. Леонтьев считал, что на российской почве византийское государственное устройство утратило свои диктаторские черты. По его мнению, жизнь России разнообразилась, развивался крепкий царизм, центральный воспитанный византизмом. Русь все росла и впитывала в себя различные культурные и цивилизационные потоки.
Какое мировоззрение исповедовал граф Д. А. Толстой в эпоху Александра III?
Граф Д. А. Толстой исповедовал православие и выступал за сохранение и развитие культурных и духовных ценностей России. Он был сторонником национального самосознания и противником западных влияний в культуре и образе жизни.
Какое мнение Игнатьева о византийском государственном устройстве?
Игнатьев считал, что на российской почве византийское государственное устройство утратило свои диктаторские черты.
Какое мнение Леонтьева о развитии России под руководством царизма?
Леонтьев полагал, что развитие России под руководством царизма привело к разнообразию и развитию жизни страны.
Какое мнение Победоносцева о влиянии византизма на Россию?
Победоносцев считал, что Россия росла и развивалась благодаря центральному и воспитанному византизмом царизму.
Какие идеологические взгляды имел граф Толстой?
Граф Толстой выдвигал идеологию, согласно которой жизнь России развивалась в сторону крепостного царизма.