Психолог. Особенности мыслительных операций старших подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 35 35 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.01.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 5
1.1 Понятие мыслительных операций психологии 5
1.2 Исследования мышления в психологии 11
ГЛАВА II ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 14
2.1 Характеристика социальной ситуации развития в подростковом возрасте 14
2.2 Ведущая деятельность подросткового возраста 17
2.3 Новообразования в психическом развитии подростков 19
2.4 Развитие мыслительных операций старших подростков 22
ГЛАВА III МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 25
3.1 Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра 25
3.2 Тест умственного развития АСТУР 27
3.3 Методика «Исключение лишнего» 28
3.4 Методика «Выделение существенных признаков» 30
3.5 Методика «Сравнение понятий» (вариант для подростков) 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

TSI может применяться от 12 лет. Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующемуследующему. Интерпретация результатов отдельных субтестов TSI. Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, прибавляется повышенная реактивность.Субтест 3: «Ан» (аналогии); способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.Субтест 5: «A3» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.Субтест 6 «ЧР» (числовые ряды), теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.Субтест 7 «ПВ» (пространственное воображение) умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышлениеСубтест 8 «ПО» (пространственное обобщение) умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.Субтест 9: «Пм» (память, мнестические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания. В интерпретации результатов TSI полезно объединение субтестов в следующие комплексы:1. Комплекс вербальных субтестов, предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами (субтесты 1 - 4, 9). При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки.2. Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования (субтесты 5, 6). Правильный выбор профессии должен быть связан с естественно техническими науками и соответствующей практической деятельностью.3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана (субтесты 7 и 8). Высокие результаты являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности.3.2 Тест умственного развития АСТУРАСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест разработан сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО авторским коллективом: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, А. М. Раевский, Н. А. Ференс.АСТУР включает 9 наборов заданий (субтестов): осведомлённость, двойные аналогии (1 часть), понимание инструкций, классификации, обобщения, логические схемы, числовые закономерности, пространственные представления, двойные аналогии (2 часть). Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест «Лабильность»), что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности проявлений свойств нервной системы (лабильности — инертности).Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов выполнения всех субтестов, кроме субтеста 3 «Понимание инструкций».При обработке результатов устанавливается процент правильно выполненных заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Максимальное число баллов, которое может получить испытуемый, правильно выполнивший весь тест, составляет152. Примерная шкала оценки индивидуальных показателей по тесту выглядит следующим образом: высокийуровень — более 80 % выполненных заданий теста; низкийуровень — менее 30 % выполненных заданий теста.Качественнаяобработка проводится для выявления преобладающих склонности по трем циклам учебных дисциплин (общественно-гуманитарному, естественно-научному и физико-математическому).3.3 Методика «Исключение лишнего»Используется предметный и словесный варианты.Цель методики – исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой (предметный вариант) или бланк с напечатанными сериями из пяти слов (словесный вариант).Испытуемому необходимо из нарисованных четырех предметов, найти три сходных, назвать одним названием, и исключить четвертый.При словесном варианте, при котором написано пять слов, необходимо четыре слова объединить в одну группу и дать ей название, а одно не подходящее слово нужно найти и исключить.Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если испытуемый справляется с тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.Если испытуемый объясняет причину объединение предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (т.е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения посущественным признакам.Шкала для оценки уровня развития операции обобщенияБаллы Характеристика решения задач1255Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).4 4 Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения "лишнего" предмета (слова).2,5 2,5 Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).1 1 То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).0 0 Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова). 3.4 Методика «Выделение существенных признаков»Данная методика используется для исследования способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Испытуемому предлагается бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.Инструкция для подростков: Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице:Оценка в баллах987654321Количествоправильныхответов20-191816-1714-1512-1310-1193.5 Методика «Сравнение понятий» (вариант для подростков)С помощью данной методикиисследуются операции сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.Испытуемым предлагается несколько пар слов для сравнения, он читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.При анализе результатов учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования выяснилось, что мышление является высшим познавательным процессом, это существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причем сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. В то же время мышление тесно связано с индивидуальными особенностями личности – мотивами, установками, эмоциями, личностной позицией и т.д. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления – его опосредованный характер. В подростковом возрасте развиваются все мыслительные операции: классификация, аналогия, обобщение и другие.Основная особенность мыслительной деятельности подростка — способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные компоненты мышления продолжают играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится определение абстрактных существенных признаков объекта.В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения подростков идут от общего к частному, они оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач, развивается рефлексивное мышление.Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток постепенно приобретает логикумышления, похожую на взрослую логику.Для развития мыслительных операций подросткам можно предложить различные задания:1. Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать (разбейте слова на группы, подберите как можно больше слов, которые можно отнести к такой-то группе и т.д.). 2. Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». 3. Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии. Такие упражнения предполагают установление отношений, в которых находятся слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. 4. Анаграммы. В основе этих упражнений лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. 5. Использование различных логических задач. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАльманах психологических тестов – М., 1995. Волков Б. С. Психология подростка : учебное пособие. М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2005, с. 12 – 25, 64 – 88.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008.Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – С. 3–39.Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 368 сДрагунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М., 2008. – 156с.Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 509–537.Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М., 2004. – 176с.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 592с.Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. - М.: КДУ, 2009.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В. С. Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009, с. 70 – 93.Немов Р.С. Психология. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. – 640с.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб., 2008. – 688с.Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. –– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.Психология подросткового возраста: Учебно-метод. пособие длястудентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» /Авт.-сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Г. В. Сухова, О. В. Матвеева.–Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.– 134 с.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 360с.Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.Хрестоматия по общей психологии : психология мышления : учеб.пособие для вузов; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981.

1. Альманах психологических тестов – М., 1995.
2. Волков Б. С. Психология подростка : учебное пособие. М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2005, с. 12 – 25, 64 – 88.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008.
4. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – С. 3–39.
5. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 368 с
6. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные осо-бенности младших подростков. – М., 2008. – 156с.
7. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 509–537.
8. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М., 2004. – 176с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 592с.
10. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. - М.: КДУ, 2009.
11. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В. С. Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009, с. 70 – 93.
12. Немов Р.С. Психология. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. – 640с.
13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
14. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб., 2008. – 688с.
15. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. –– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
16. Психология подросткового возраста: Учебно-метод. пособие длясту-дентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» /Авт.-сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Г. В. Сухова, О. В. Матвеева.–Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.– 134 с.
17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.
18. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
19. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
20. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 360с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.
22. Хрестоматия по общей психологии : психология мышления : учеб.пособие для вузов; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Вопрос-ответ:

Какие понятия связаны с мыслительными операциями в психологии?

В психологии мыслительные операции связаны с такими понятиями как мышление, познание, когнитивные процессы, интеллект.

Как проводятся исследования мышления в психологии?

Исследования мышления в психологии проводятся с помощью различных методов, таких как эксперименты, наблюдения, интервью, анкетирование и т. д.

Какие особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте?

Особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте включают изменение отношений с родителями, учением в коллективе, установление связей с ровесниками, формирование самостоятельности и т. д.

Что такое новообразования в психическом развитии подростков?

Новообразования в психическом развитии подростков - это развивающиеся структуры психики, которые возникают на основе уже сформированных психических функций и способностей в результате активного взаимодействия с окружающей средой.

Как развиваются мыслительные операции старших подростков?

Мыслительные операции старших подростков развиваются через осуществление различных видов деятельности, включая учебную, игровую, творческую и социальную, а также через обучение и самостоятельное практическое применение мыслительных операций в реальных ситуациях.

Какие исследования проводятся в психологии для изучения мышления?

В психологии проводятся различные исследования, направленные на изучение мышления. Например, исследования могут быть посвящены анализу способности к решению логических задач, анализу когнитивных процессов, исследованию развития мыслительных операций у детей разных возрастных групп и т.д.

Какие особенности мыслительных операций старших подростков можно выделить?

У старших подростков можно выделить ряд особенностей мыслительных операций. Например, у них развиты более сложные формы абстрактного мышления, они способны к сверхобобщению, к критическому мышлению, к расстановке приоритетов и принятию решений. Однако, необходимо учитывать, что развитие мышления у старших подростков может быть индивидуальным и зависеть от множества факторов.

Каковы новообразования в психическом развитии подростков?

В психическом развитии подростков происходят различные новообразования. Одно из них - это формирование абстрактно-логического мышления, способности к аналитическому и синтетическому мышлению. Подростки также начинают осознавать свое "Я", развивается самосознание и самоопределение. Они осваивают новые формы мышления, такие как построение гипотез и рассуждение в категориях вероятности и возможности.