Рок-музыка в России: истоки, история, развитие
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 23.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Рок как музыкальное направление 6
1.1 Историческая справка 6
1.2 Феномен русского рока 12
1.2.1 Феномен рок-клубов 14
1.2.2 Ленинградский рок 17
1.2.3 Московский рок 18
1.2.4 Рок-движение Урала и Сибири 19
1.3 Современное состояние рок-музыки 22
Глава 2. Рок и молодежная культура 26
2.1 Социологический аспект молодежной культуры 26
2.2 Рок в восприятии современной молодежи 28
2.3 Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью 31
2.3.1 Роль знаний о рок-культуре в музыкальном воспитании 31
2.3.2 Психотерапевтический аспект рок-музыки 33
2.3.3 Рок-культура и современная словесность 34
Заключение 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Но тексты рок-групп могут оказывать и безусловно положительное влияние (об этом см. в п.2.2.3).Отдельно можно выделить такое направление как социология рока. В не меньшей степени это относится и к социологическим исследованиям отечественной рок-музыки, которые смыкаются с исследованиями молодежных неформальных движений и субкультур.2.2 Рок в восприятии современной молодежиСудя по данным Интернет-форумов и информации, полученной при личном общении, у петербургской молодежи и подростков пользуются популярностью самые различные исполнители и группы, как русский рок, так и западный, как классический, так и современный."Мне нравятся Darths, Мельница, Pink Floyd, Эпидемия, Gregorians… А вам?" "Для меня самая близкая музыка - это панк-рок. Впрочем, просто рок и рокапопс тоже ценю - например: - Kittie - Nevermore - Pink Floyd - Slipknot - СашБаш - Алиса - Ария - Эпидемия - Сергей Маврин - Кипелов - ДДТ - Нау - Мара - Снайперы - Пилот - Пикник - Сплин".Немаловажную роль в предпочтениях в рок-музыке играют средства массовой информации - специальные журналы (в России это Fuzz, "Птюч", некоторые самиздатовские проекты) и музыкальные радиостанции (из отечественных можно назвать две, рассчитанные на несколько разную целевую аудиторию - "Наше Радио", которое чаще слушают подростки со средним культурным уровнем и усредненными предпочтениями, в том числе в рок-музыке (однако, именно благодаря этому радио стала популярна достаточно элитарная группа "Мельница"), и "Радио Рокс", ориентированное на более взрослого и подготовленного слушателя).На предпочтение той или иной группы или исполнителя может влиять как мода, так и общий уровень культурной и музыкальной подготовки слушателя. Впрочем, в этих вкусах и предпочтениях может возникнуть сочетание несочетаемого: например, студент консерватории может слушать одновременно классический прогрессив-рок (Yes, Emerson, Lake & Palmer) и русский рок, близкий к панку ("Гражданская Оборона"), а девушка, работающая иконописцем - глэм-рок (Queen) и группы типа "Короля и Шута" (ценя последнюю главным образом за тексты, выдержанные в стилистике "черного юмора"). На выбор рок-предпочтений оказывает влияние еще и половозрастной аспект. Так, девочки, слушающие рок, скорее отдают предпочтение либо неагрессивным фолк-группам с "красивыми" аранжировками и романтическими текстами (особой популярностью сейчас пользуется группа "Мельница"), либо группам с ярко выраженной агрессивной "мужественностью" исполнителей (Rammstein) . Мальчиков и юношей более интересуют либо "тяжелая" музыка, либо панк-рок с остро выраженным социальным началом (та же "Гражданская Оборона"), либо подчеркнуто сложные ритмомелодические построения классического прогрессив - и симфо-рока.По полученным нами данным, самыми популярными отечественными группами и исполнителями в среде петербургских подростков и молодежи от 13 до 25 лет являются "Ария" (а также сольный проект отделившегося от нее вокалиста В. Кипелова, харизме и незаурядным вокальным данным которого группа была обязана львиной долей своей популярности, особенно у девушек-подростков), "Король и Шут", "Пилот", "Пикник", Lumen, "Мельница"; некоторые группы, популярные буквально 3-5 лет назад - такие, как Земфира, "Ночные Снайперы" (ныне распалась на собственно "Ночные Снайперы" и "Сурганову и Оркестр") - сейчас продолжают пользоваться любовью и уважением, но слушаются реже. Показательным является факт, что отечественные группы, возникшие достаточно давно и ставшие легендарными ("Алиса", "ДДТ", "Гражданская Оборона"), а также группы, распавшиеся из-за разногласий музыкантов или более не существующие из-за гибели одного из исполнителей ("Наутилус Помпилиус", заменившийся проектом "Ю-Питер"; "Кино"), или творчество рано умерших музыкантов (А. Башлачева, Я. Дягилевой), продолжают оставаться "на слуху" у современных подростков и восприниматься ими как живое и актуальное явление. Об актуальности свидетельствует активное и сознательное употребление подростками одежды и аксессуаров с символикой групп (футболки, балахоны, шарфы и рюкзаки с надписями не только "Король и Шут" (многоцветные сюрреалистические композиции, слегка стилизованные под средневековье) или "Пилот" (символ - желтый фон со схематично изображенной гротескной девичьей физиономией), но и "Алиса" (используется чаще всего только цветовая символика - сочетание красного и черного), "ДДТ" (черный фон и черные буквы с белым контуром), "Кино" (как правило, схематически изображается солнечное затмение - символ альбома "Звезда по имени Солнце"), "Гражданская Оборона"). Среди предпочитаемых зарубежных групп такого единообразия не наблюдается, диапазон выбора весьма широк - от классического PinkFloyd до CradleofFilth, GreenDay и TigerLilies. Более-менее монолитными являются вкусовые предпочтения субкультуры готов, представителей которой весьма много в среде петербургских подростков (HIM, Lacrimosa, Nightwish - в последнем случае показательно наличие среди информантов данной работы девушек с псевдонимами Тарья - в честь бывшей солистки Тарьи Турунен).2.3 Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью2.3.1 Роль знаний о рок-культуре в музыкальном воспитанииХотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях.Как справедливо отмечала еще в 1980е годы видный специалист по музыкальной педагогике Е.В. Давыдова, в настоящий момент главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки, в то время как традиционные методики ориентируются на классические произведения (что приводит к, как говорят педагоги, инерции слуха) . Поэтому необходимо расширять музыкальный материал, который проходят на уроках сольфеджио, и не только за счет народной музыки. Таким "расширяющим" материалом могут послужить не только произведения академической музыки XX века или джаз (уже достаточно прочно вошедший в программу обучения в детских музыкальных школах), но и произведения рок-музыки. Ценным в этом отношении является то, что, рок-музыку учащиеся охотно слушают по собственной инициативе, им не нужно прививать любовь к ней; учащиеся самостоятельно собирают о полюбившихся группах материал не только биографического, но и иногда музыковедческого характера, не только активно слушают рок, но и пытаются воспроизводить его голосом или на инструменте (чаще всего гитаре или клавишных инструментах), обращая внимание на особенности мелодики, лада и гармонии. Музицирование в подражание образцам классического рока приучает начинающих музыкантов к необычным ладам (например, блюзовой пентатонике), нестандартным размерам (7/8, 5/4), достаточно редко встречающимся в академической музыке; возможно, музицирование в подражание образцам рок-музыки, с их жестким и четким ритмом, помогает выработке чувства ритма, столь необходимого музыкантам любого направления. Практически полное отсутствие нотного материала и возникающая вследствие этого необходимость воспроизведения полюбившихся образцов рок-музыки со слуха (редко - с опорой на так называемую табулатуру (см. ранее) или буквенные обозначения аккордов) исподволь развивает у юных музыкантов ладовый, мелодический и гармонический слух, так как иногда возникает необходимость подбирать к понравившейся песне аккорды самостоятельно (в свою очередь, эти аккорды являются часто не просто обычной схемой T53 - S53 - D7 - T53, а включают в свой состав секст - и септаккорды, обращения септаккордов, нонаккорды, уменьшенные и увеличенные аккорды).Возможно, игра на гитаре не по нотам, а по табулатуре (использование вместо нотоносца схематического изображения гитарных струн, где высота ноты обозначается номером лада, на котором нужно зажимать данную струну; обозначения длительностей сохраняются), столь распространенная в роке, может тоже быть полезна, так как у начинающих музыкантов чтение нот вызывает некоторые проблемы. Однако, в будущем, возможно, таким музыкантам трудно будет переучиться читать ноты с обычного нотоносца.Исполнение рока может быть использовано и при тренировке других качеств, необходимых музыканту - ансамблевого музицирования и импровизации. Юные музыканты охотно создают группы в подражание своим кумирам, играя рок-музыку самых разных направлений.2.3.2 Психотерапевтический аспект рок-музыкиРок-музыка, особенно "тяжелая", с ее мрачными текстами, суровой гармонией, избыточно громким звучанием, может оказывать на организм подростка амбивалентный эффект. С одной стороны, рок-тексты, наполненные тематикой вражды, ненависти, богохульства, убийства и самоубийства, чей отрицательный эмоциональный заряд усиливается соответствующей инструментовкой и исполнением, могут быть восприняты подростком как прямое руководство к действию. Особенно опасен в этом отношении пример кумиров молодежи - Кобейна, Моррисона, Дягилевой, Башлачева и других, которые либо рано умерли, либо покончили с собой, давая тем самым пагубный пример своим юным поклонникам. Общеромантический концепт ранней смерти как чего-то желанного и прекрасного в роке, таким образом, приобретает особое звучание.Вместе с тем, как отмечают многие психологи, разговоры о смерти, самоубийстве, о том, что пугает и беспокоит - "проговаривание" всего этого - во многом снимает реальную угрозу суицидальных действий со стороны подростка. Таким образом, прослушивание депрессивной и мрачной рок-музыки вызывает у подростка своеобразный "катарсис", и через сопереживание персонажу песни подросток (полностью или частично) избавляется от гнетущих и страшных мыслей. Игра в смерть спасает от настоящей смерти; происходит своеобразный "обряд инициации" - то есть переживание переходного состояния как символической смерти и воскресения.2.3.3 Рок-культура и современная словесностьНаконец, через рок-тексты (как отечественные, так и зарубежные) подросток может приобщаться к мировой литературе и философии. Подростки, слушающие какую-либо группу, стремятся познакомиться поближе и с ее текстами (поэтому на сайтах групп помещаются не только сами композиции в формате МР3, но и тексты к ним). Тексты по-настоящему талантливых групп отличаются вниманием к словоупотреблению, иногда повышенной образной и ассоциативной сложностью, особой ритмикой стиха; нередко в них включаются цитаты или аллюзии из произведений классической литературы. Во многом отечественная рок-поэзия сближается с "обычной" современной поэзией, язык и приемы которой достаточно трудны для неподготовленного читателя, выросшего на литературе XIX - начала XX вв. Слушание рок-текстов является своеобразной "тренировкой" для восприятия современной поэзии (не случайно вечера современной поэзии сейчас устраиваются в тех же клубах, что и рок-концерты - например, в "Платформе").Слушание и чтение (на сайтах) текстов западных рок-групп не только является своеобразным стимулом к изучению иностранных языков, но и помогает познакомиться с тематикой, образностью и приемами современной западной (прежде всего англоязычной) поэзии, также отличающейся от классических, привычных среднему читателю образцов (по традиции, идущей от Р. Фроста и некоторых других классиков англоязычной поэзии XX в., рифма, четкий ритм, определенный размер практически не используются; образы характеризуются сложностью, порой некоторой нелогичностью, активно используется интертекст). Также некоторые группы (особенно арт - и метал-) используют в своих композициях классику английской и американской поэзии (например, У. Блейка).ЗаключениеИтак, как мы убедились, влияние рок-музыки на молодежь характеризуется некоторой амбивалентностью. С одной стороны, слушание рок-музыки помогает подростку легче пережить "переходный возраст", не чувствовать себя одиноким, найти единомышленников, дает ему какие-то жизненные ориентиры (нередко весьма правильные - быть стойким и мужественным, не зависеть от диктата толпы, спокойно относиться к боли и смерти). Кроме того, слушание рок-музыки оказывается полезно в музыкально-педагогическом аспекте и более широком аспекте эстетического воспитания: слушание рок-музыки готовит подростка к восприятию других видов современного искусства.С другой стороны, в силу неустойчивости психики подростка и ее подверженности различным влияниям извне при отсутствии критического отношения к ним увлечение рок-музыкой может оказаться до некоторой степени опасным. Так, проповедуемые многими панк-группами (Красная Плесень, Сектор Газа) цинизм, моральный релятивизм и осмеяние всех норм обыденной жизни в отрыве от не осознаваемого еще подростками постмодернистского контекста и несерьезного. "карнавального" отношения самих исполнителей к провозглашаемым ими идеям могут пагубно сказаться на социализации подростка. Идеи суицида, ненависти к себе и к окружающему миру, часто встречающиеся в рок-композициях (и подкрепляемые примерами гибели видных деятелей рок-культуры), тоже могут иметь двойной эффект: для одного человека это может послужить своеобразной психотерапией, для другого - прямым руководством к действию.Задача педагога в этом отношении - уметь ориентироваться самому в рок-культуре, текстах и музыке. Ко взрослому (априори воспринимаемому как враг), который оказывается знаком с музыкой, слушаемой подростками, и проявляет не поверхностные знания, а достаточно глубокую компетентность и заинтересованность в данном вопросе, у подростков может развиться чувство уважения и даже привязанности (так как подростки маркируют "своих-чужих" прежде всего по музыкальным вкусам). Таким образом, знания в области рок-культуры служат еще и для налаживания диалога между поколениями.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБондаренко В., Дроздов А. История рок-музыки. Минск, 1994Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи. Очерки истории музыки "рок". СПб, 1994Волков Ю.Г. и др. Социология. Учебное пособие. М., 2003.Голубева Т.Л. Песня в общении молодежи. М.: Знание, 1988. Молодежная сер. Вып.9.Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986Дольто Ф. На стороне подростка. СПб, 1997Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. М.: Знание, 1988. Сер. "Эстетика". Вып.1.Зулумян Г.Б., Соловьев В.Н., Шульгин В.И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социологические исследования, 1983, № 4Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. М, 1974Кастальский С. Рок-энциклопедия. М, 1997Катаев С.Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования, 1986, № 1Катаев С.Л. Содержание и интонация молодежной песни // Социологические исследования, 1987, № 1Козлов А. Рок: истоки и развитие. М, 1998Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980Кон И.С. Социология личности. М., 1967Конен В.Д. Блюзы и XX век. М., 1980Конен В.Д. Об истоках рок-музыки // Советская музыка, 1986, №7Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. М., 2002Куликова И.А. Музыкальная молодежная эстрада. М, 1978Лавриненко В.Н. Личность как объект социологии // Личность как объект социологии (сб. ст.) Красноярск, 1971.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.Мейнерт Н.П. По воле рока // Социологические исследования, 1987, № 7Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М, 1985Мясоедова Н.Г. Музыкальные способности и педагогика. М, 1997Новая баллада и жестокий романс // Сост.Н.М. Герасимова, С.А. Адоньева. СПб, 1996Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2000Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка: проблемы и перспективы: Краткий очерк социальной истории советской рок-музыки. М.: Знание, 1989. Сер. "Эстетика". Вып.3.Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С.368 - 399.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969Ядов В.А. Социальная психология личности // Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования (сб. ст.).Л., 1979Le Rock. Aspects esthétiques, culturels et sociaux. Paris, 1994Кроме этого, при работе над дипломным сочинением использовались ресурсы сети Интернет, иностранная периодическая печать (в частности, французский журнал Rock&Folk), тексты "наивного письма" (граффити и тексты объявлений в газетах, при помощи которых читатели общаются между собой), а также общение с информантами, принадлежащими к некоторым ветвям молодежной субкультуры - участниками начинающих арт - и фолк-команд ("Лерад", "Руна Вита", "Видеть Пчелу", "Пангур Бан", "Красно Солнце"), реконструкторского движения, "кельтских" танцевальных ансамблей, Интернет-форума подростковой газеты "Пять Углов" и т.д.
1. Бондаренко В., Дроздов А. История рок-музыки. Минск, 1994
2. Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи. Очерки истории музыки "рок". СПб, 1994
3. Волков Ю.Г. и др. Социология. Учебное пособие. М., 2003.
4. Голубева Т.Л. Песня в общении молодежи. М.: Знание, 1988. Молодежная сер. Вып.9.
5. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986
6. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб, 1997
7. Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. М.: Знание, 1988. Сер. "Эстетика". Вып.1.
8. Зулумян Г.Б., Соловьев В.Н., Шульгин В.И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социологические исследования, 1983, № 4
9. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. М, 1974
10. Кастальский С. Рок-энциклопедия. М, 1997
11. Катаев С.Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования, 1986, № 1
12. Катаев С.Л. Содержание и интонация молодежной песни // Социологические исследования, 1987, № 1
13. Козлов А. Рок: истоки и развитие. М, 1998
14. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980
16. Кон И.С. Социология личности. М., 1967
17. Конен В.Д. Блюзы и XX век. М., 1980
18. Конен В.Д. Об истоках рок-музыки // Советская музыка, 1986, №7
19. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994
20. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. М., 2002
21. Куликова И.А. Музыкальная молодежная эстрада. М, 1978
22. Лавриненко В.Н. Личность как объект социологии // Личность как объект социологии (сб. ст.) Красноярск, 1971.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
24. Мейнерт Н.П. По воле рока // Социологические исследования, 1987, № 7
25. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М, 1985
26. Мясоедова Н.Г. Музыкальные способности и педагогика. М, 1997
27. Новая баллада и жестокий романс // Сост.Н.М. Герасимова, С.А. Адоньева. СПб, 1996
28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2000
29. Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка: проблемы и перспективы: Краткий очерк социальной истории советской рок-музыки. М.: Знание, 1989. Сер. "Эстетика". Вып.3.
30. Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996
31. Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С.368 - 399.
32. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969
33. Ядов В.А. Социальная психология личности // Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования (сб. ст.).Л., 1979
34. Le Rock. Aspects esthétiques, culturels et sociaux. Paris, 1994
35. Кроме этого, при работе над дипломным сочинением использовались ресурсы сети Интернет, иностранная периодическая печать (в частности, французский журнал Rock&Folk), тексты "наивного письма" (граффити и тексты объявлений в газетах, при помощи которых читатели общаются между собой), а также общение с информантами, принадлежащими к некоторым ветвям молодежной субкультуры - участниками начинающих арт - и фолк-команд ("Лерад", "Руна Вита", "Видеть Пчелу", "Пангур Бан", "Красно Солнце"), реконструкторского движения, "кельтских" танцевальных ансамблей, Интернет-форума подростковой газеты "Пять Углов" и т.д.
Вопрос-ответ:
Какими были истоки развития рок музыки в России?
Истоки развития рок музыки в России можно проследить в конце 1950-х и начале 1960-х годов, когда в стране стали появляться первые рок-артисты, исключительно основанное на имитации западного рока. Однако, на протяжении всей истории развития рока в России, он подвергался цензуре и сопротивлению со стороны властей.
Каков феномен русского рока?
Феномен русского рока заключается в том, что он оказал огромное влияние на развитие музыкальной и культурной среды в России. Русский рок стал голосом молодежи и источником самовыражения для многих поколений. Он также привлек внимание западных слушателей и заинтересовал их российской музыкальной сценой.
Какими были первые рок клубы в России?
Первые рок клубы в России появились в конце 1960-х годов. Они стали площадками для выступлений рок-групп и собраний фанатов. Такие клубы предоставляли молодежи возможность собираться, общаться и слушать живую рок-музыку. Они стали основой для развития рок-культуры в России.
Каким было ленинградское рок движение в России?
Ленинградское рок движение было одним из основных и наиболее значимых в России. Оно возникло в конце 1970-х годов и продолжало активно развиваться в 1980-е годы. Ленинградские рок-группы, такие как "Аквариум" и "Кино", стали культовыми и получили огромную популярность как в России, так и за ее пределами.
Как развивается современная рок музыка в России?
Современная рок музыка в России продолжает развиваться и процветать. Несмотря на то, что в последние годы популярность рока в России немного снизилась под воздействием других музыкальных направлений, таких как поп и электроника, рок по-прежнему имеет свою аудиторию и активно штурмует российские и международные музыкальные чарты.
Каковы истоки истории развития рок-музыки в России?
Истоки истории развития рок-музыки в России связаны с появлением первых рок-групп в 1960-х годах. Влияние западной рок-музыки, особенно британского и американского рока, было очень сильным. Молодые музыканты в России начали экспериментировать с рок-звучанием, заниматься самообразованием и создавать свои группы. В то время рок-музыка была неофициальной и не считалась приемлемой для официальной советской культуры.
Что представляет собой феномен русского рока?
Феномен русского рока основывается на его уникальности и способности отражать дух и настроение русской молодежи. Русский рок отличается от западных жанров своими особенностями в текстах песен, мелодиях и звучании. Он часто отражает социальные и политические проблемы, вызывает сильные эмоции и становится голосом неформальной молодежной культуры.
Каково современное состояние рок музыки в России?
Современное состояние рок музыки в России можно охарактеризовать как разнообразное и живое. В настоящее время существует множество рок-групп и исполнителей, представляющих разные направления рока - от классического рока до альтернативного и металла. Рок-концерты и фестивали привлекают большое количество поклонников, и многие группы достигают значительного успеха как внутри страны, так и за ее пределами.