Особенности нравственной регуляции общественных отношений.
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 03.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Общество и мораль 4
2. Основные способы обоснования морали 11
3. Нравственная культура и поведение личности 15
Заключение 20
Список литературы 21
Ядро системы нравственных ценностей, по мнению Т.И. Пороховской, составляют нравственные принципы, через которые раскрывается сущность моральной системы общества, ее социально-исторический смысл. Они возникают тогда, когда появляется необходимость в более гибком и универсальном руководстве для человека, имеющем одновременно и мировоззренческое, и повседневно-регулятивное значение, притом в самой обыденной ситуации. Нравственные принципы - это широко сформированные нормативные предписания, основополагающие «начала», сущностные законы. В них, с одной стороны, фиксируется сущность, «назначение» человека, раскрываются ему смысл и общая цель его многообразных действий, а с другой - являются ориентирами для выработки конкретных решений на каждый день.В принципах, в отличие от норм, не задается каких-либо готовых моделей и образцов поведения, а дается лишь общая направленность поведения. Человек, руководствуясь моральными принципами, во-первых, самостоятельно принимает решение, как ему поступать в той или иной конкретной ситуации; во-вторых, задумывается о необходимости следовать моральным нормам, то есть относится к последним рефлексивно и критически (решает, насколько существующие в обществе нормы правомерны). В нравственных принципах, таким образом, фиксируется возросшая степень самостоятельности, моральной свободы личности. В них также содержатся элементы общечеловеческого, закрепляется опыт многих поколений.Таким образом, в ценностно-смысловых образованиях нравственного сознания мы видим, с одной стороны, те формы, в которых систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с другой - те ориентиры поведения, которые определяют его направленность и выступают конечными основаниями моральных оценок.Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Принципы нравственности самоценны. Нравственность распространяется и на отношение личности к самой себе. Свое отношение к тем или иным действиям человек не только осознает в этических ценностях, но и выражает в чувствах удовлетворения или неудовлетворения, восхищения или негодования. В структуре нравственного сознания можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. Поднимаясь до уровня теоретического сознания, человек не оставляет свои чувства у его порога, они также поднимаются на новый уровень, преобразовываясь в этом движении. Значимость обыденного нравственного сознания в жизни людей подтверждает и то, что на протяжении всей истории подавляющее число людей ограничивалось в нравственной жизни уровнем обыденного сознания.Однако будучи связанными между собой общественный и теоретический уровни нравственного сознания имеют также и свои различия, одна из которых заключается в глубине отражения нравственных явлений. На обыденном уровне люди оперируют в основном эмпирически воспринимаемыми данностями и оказываются неспособными постичь глубину и сущность тех или иных явлений общественной жизни.Обыденный уровень нравственного сознания можно определить как представленный в виде нравственных норм, оценок, обычаев способ освоения мира, отражающий будничные, изо дня в день повторяющиеся отношения между людьми.Теоретический - как представленный в виде нравственных понятий, концепций способ освоения мира, отражающий глобальные нравственные проблемы.Существенным моментом нравственного сознанияявляется нравственное самосознание, поскольку предметом сознания выступает не только внешний мир, но и сам носитель сознания.Самосознание, отмечает Р.Г. Апресян, – это не просто познание самого себя, но в первую очередь познание мира как «своего мира», своего места в мире и места в себе. Кроме того, в отношении человека к себе отражается и его отношение к обстоятельствам, к деятельности, которую он осуществляет, к людям, совместно с которыми возможно свершение его деятельности. В «рефлексивной» концепции самосознания отношение человека к себе рассматривается как выражение раздвоенности человека, наличия в нем как бы двух «Я», которые каким-то образом соотносятся друг с другом. Следовательно, от понимания этих «Я» зависит истолкование природы самосознания и нравственного самосознания, в частности.На каждом этапе самосознание выступает как отражение отношения человека к внешнему миру.Р.Г. Апресян смысл нравственного самосознания усматривает в столкновении различных внутренних позиций индивида, ценностных ориентации и ролей, которые в каждой отдельной ситуации по-своему символизируют добро и зло. Диалог человека с внешним миром, например реакция на внешние воздействия, мотивация собственных действий и поступков, оценка различных явлений и событий, неразрывен с диалогом внутренним, с миром имманентных чувств и эмоций, представлений и мыслей, который создается человеком для самого себя. При этом самосознание предстает в виде иерархии ценностных ориентаций, основу которых составляют абсолютные и идеальные представления личности как нравственного субъекта.Таким образом, определение природы нравственного самосознания зависит от осмысления человеком представлений «Я» (внутреннего) и «другого Я» (внешнего).На основе собственных нравственных исканий человек может прийти к выводу о необходимости самореализации на базе общественных ценностей.Нравственное сознание представлено множеством элементов, большинство из которых достаточно подвижно, так что отнесение их к обыденному или теоретическому уровням является достаточно условным.Представленные структурные элементы, будучи тесно связанными друг с другом, в то же время имеют и свои отличительные черты, что, однако, не исключает выполнение каждым из них в той или иной степени основной функции нравственного сознания - регуляции поведения людей в обществе.ЗаключениеПроблемы возникновения морали, сущности и ее специфики являются и сложными и дискуссионными в современной науке и представляют многомерное и продуктивное исследовательское поле для выявления возможностей морали и нравственных отношений, которые можно эффективно использовать в современных условиях в практике строительства цивилизованного, духовного, демократического общества.В ценностно-смысловых образованиях нравственного сознания отражаются, с одной стороны, те формы, в которых систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с другой - те ориентиры поведения, которые определяют его направленность и выступают конечными основаниями моральных оценок. Основная функция нравственного сознания заключается в регуляции поведения людей в обществе.Список литературыАпресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. Бачинин В. А. Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. СПб.: Лань, 2000. Власкин А. Г. Мораль и традиции. Л.: Знание, 1981. С. 5.Гусейнов А. А. Истоки нравственности. М.: Знание, 1970. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. 1977. №2. Нравственное сознание личности и его структура. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2480.htmОсновы этических знаний / Под ред. М. Н. Росенко. СПб.: Лань, 1998. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988. Разин А.В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. С. 205.Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.
2. Бачинин В. А. Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. СПб.: Лань, 2000.
3. Власкин А. Г. Мораль и традиции. Л.: Знание, 1981. С. 5.
4. Гусейнов А. А. Истоки нравственности. М.: Знание, 1970.
5. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. 1977. №2.
6. Нравственное сознание личности и его структура. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2480.htm
7. Основы этических знаний / Под ред. М. Н. Росенко. СПб.: Лань, 1998.
8. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988.
9. Разин А.В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.
10. Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. С. 205.
11. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой нравственная регуляция общественных отношений?
Нравственная регуляция общественных отношений представляет собой процесс осуществления контроля и руководства нравственными нормами и ценностями в обществе. Это способ установления правил и моральных ориентиров, которые регулируют поведение людей в обществе и способствуют созданию гармоничных и справедливых отношений.
Что является основными способами обоснования морали?
Основными способами обоснования морали являются эмоциональные, авторитетные и рациональные аргументы. Эмоциональные аргументы основаны на чувствах и эмоциях, авторитетные аргументы позволяют опираться на авторитетные источники знаний или мнения, а рациональные аргументы основаны на логическом рассуждении и рациональном анализе.
Что представляет собой нравственная культура и поведение личности?
Нравственная культура - это совокупность нравственных установок, ценностей и норм, которые принимаются и осознаются индивидом в процессе его социализации и приобретаются им в ходе взаимодействия с обществом. Нравственное поведение личности - это совокупность действий и поступков, которые осуществляются согласно принятой в обществе моральной системе и имеют нравственный характер.
Какие нравственные принципы являются основой системы нравственных ценностей общества?
Основными нравственными принципами, которые являются основой системы нравственных ценностей общества, могут быть такие принципы, как справедливость, честность, уважение к достоинству человека, доброта, толерантность, ответственность и др. Эти принципы определяют принятые в обществе нормы и ценности, регулируют поведение людей и способствуют развитию гармоничных отношений.
Какие особенности нравственной регуляции общественных отношений выделяются в статье?
В статье выделяются особенности нравственной регуляции общественных отношений, которые связаны с нравственными принципами, они помогают раскрыть сущность моральной системы общества и ее социально-исторический смысл.
Что составляет ядро системы нравственных ценностей по мнению Т.И. Пороховской?
Для Т.И. Пороховской ядро системы нравственных ценностей составляют нравственные принципы, которые призваны быть более гибким и универсальным руководством для человека.
Какие способы обоснования морали рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные способы обоснования морали, которые включают религиозное обоснование, обоснование на основе социальных норм и целей, а также обоснование на основе индивидуальных убеждений и этических принципов.
Как нравственная культура влияет на поведение личности?
Нравственная культура оказывает сильное влияние на поведение личности. Она формирует систему ценностей, этических норм и правил, которые определяют, как человек ведет себя в обществе и взаимодействует с другими людьми.
Где можно найти дополнительную литературу по данной теме?
Дополнительную литературу по данной теме можно найти в списке литературы, который находится в конце статьи.
Какие особенности нравственной регуляции общественных отношений?
Особенности нравственной регуляции общественных отношений связаны с наличием нравственных принципов, которые выступают в качестве универсального руководства для людей. Эти принципы отражают сущность моральной системы общества и имеют социально-исторический смысл. Нравственная регуляция основана на общепринятых моральных ценностях и нормах, которые определяют правила поведения и взаимодействия между людьми.