Особенности нравственной регуляции общественных отношений.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 21 21 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 03.02.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общество и мораль 4
2. Основные способы обоснования морали 11
3. Нравственная культура и поведение личности 15
Заключение 20
Список литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Ядро системы нравственных ценностей, по мнению Т.И. Пороховской, составляют нравственные принципы, через которые раскрывается сущность моральной системы общества, ее социально-исторический смысл. Они возникают тогда, когда появляется необходимость в более гибком и универсальном руководстве для человека, имеющем одновременно и мировоззренческое, и повседневно-регулятивное значение, притом в самой обыденной ситуации. Нравственные принципы - это широко сформированные нормативные предписания, основополагающие «начала», сущностные законы. В них, с одной стороны, фиксируется сущность, «назначение» человека, раскрываются ему смысл и общая цель его многообразных действий, а с другой - являются ориентирами для выработки конкретных решений на каждый день.В принципах, в отличие от норм, не задается каких-либо готовых моделей и образцов поведения, а дается лишь общая направленность поведения. Человек, руководствуясь моральными принципами, во-первых, самостоятельно принимает решение, как ему поступать в той или иной конкретной ситуации; во-вторых, задумывается о необходимости следовать моральным нормам, то есть относится к последним рефлексивно и критически (решает, насколько существующие в обществе нормы правомерны). В нравственных принципах, таким образом, фиксируется возросшая степень самостоятельности, моральной свободы личности. В них также содержатся элементы общечеловеческого, закрепляется опыт многих поколений.Таким образом, в ценностно-смысловых образованиях нравственного сознания мы видим, с одной стороны, те формы, в которых систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с другой - те ориентиры поведения, которые определяют его направленность и выступают конечными основаниями моральных оценок.Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Принципы нравственности самоценны. Нравственность распространяется и на отношение личности к самой себе. Свое отношение к тем или иным действиям человек не только осознает в этических ценностях, но и выражает в чувствах удовлетворения или неудовлетворения, восхищения или негодования. В структуре нравственного сознания можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. Поднимаясь до уровня теоретического сознания, человек не оставляет свои чувства у его порога, они также поднимаются на новый уровень, преобразовываясь в этом движении. Значимость обыденного нравственного сознания в жизни людей подтверждает и то, что на протяжении всей истории подавляющее число людей ограничивалось в нравственной жизни уровнем обыденного сознания.Однако будучи связанными между собой общественный и теоретический уровни нравственного сознания имеют также и свои различия, одна из которых заключается в глубине отражения нравственных явлений. На обыденном уровне люди оперируют в основном эмпирически воспринимаемыми данностями и оказываются неспособными постичь глубину и сущность тех или иных явлений общественной жизни.Обыденный уровень нравственного сознания можно определить как представленный в виде нравственных норм, оценок, обычаев способ освоения мира, отражающий будничные, изо дня в день повторяющиеся отношения между людьми.Теоретический - как представленный в виде нравственных понятий, концепций способ освоения мира, отражающий глобальные нравственные проблемы.Существенным моментом нравственного сознанияявляется нравственное самосознание, поскольку предметом сознания выступает не только внешний мир, но и сам носитель сознания.Самосознание, отмечает Р.Г. Апресян, – это не просто познание самого себя, но в первую очередь познание мира как «своего мира», своего места в мире и места в себе. Кроме того, в отношении человека к себе отражается и его отношение к обстоятельствам, к деятельности, которую он осуществляет, к людям, совместно с которыми возможно свершение его деятельности. В «рефлексивной» концепции самосознания отношение человека к себе рассматривается как выражение раздвоенности человека, наличия в нем как бы двух «Я», которые каким-то образом соотносятся друг с другом. Следовательно, от понимания этих «Я» зависит истолкование природы самосознания и нравственного самосознания, в частности.На каждом этапе самосознание выступает как отражение отношения человека к внешнему миру.Р.Г. Апресян смысл нравственного самосознания усматривает в столкновении различных внутренних позиций индивида, ценностных ориентации и ролей, которые в каждой отдельной ситуации по-своему символизируют добро и зло. Диалог человека с внешним миром, например реакция на внешние воздействия, мотивация собственных действий и поступков, оценка различных явлений и событий, неразрывен с диалогом внутренним, с миром имманентных чувств и эмоций, представлений и мыслей, который создается человеком для самого себя. При этом самосознание предстает в виде иерархии ценностных ориентаций, основу которых составляют абсолютные и идеальные представления личности как нравственного субъекта.Таким образом, определение природы нравственного самосознания зависит от осмысления человеком представлений «Я» (внутреннего) и «другого Я» (внешнего).На основе собственных нравственных исканий человек может прийти к выводу о необходимости самореализации на базе общественных ценностей.Нравственное сознание представлено множеством элементов, большинство из которых достаточно подвижно, так что отнесение их к обыденному или теоретическому уровням является достаточно условным.Представленные структурные элементы, будучи тесно связанными друг с другом, в то же время имеют и свои отличительные черты, что, однако, не исключает выполнение каждым из них в той или иной степени основной функции нравственного сознания - регуляции поведения людей в обществе.ЗаключениеПроблемы возникновения морали, сущности и ее специфики являются и сложными и дискуссионными в современной науке и представляют многомерное и продуктивное исследовательское поле для выявления возможностей морали и нравственных отношений, которые можно эффективно использовать в современных условиях в практике строительства цивилизованного, духовного, демократического общества.В ценностно-смысловых образованиях нравственного сознания отражаются, с одной стороны, те формы, в которых систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с другой - те ориентиры поведения, которые определяют его направленность и выступают конечными основаниями моральных оценок. Основная функция нравственного сознания заключается в регуляции поведения людей в обществе.Список литературыАпресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. Бачинин В. А. Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. СПб.: Лань, 2000. Власкин А. Г. Мораль и традиции. Л.: Знание, 1981. С. 5.Гусейнов А. А. Истоки нравственности. М.: Знание, 1970. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. 1977. №2. Нравственное сознание личности и его структура. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2480.htmОсновы этических знаний / Под ред. М. Н. Росенко. СПб.: Лань, 1998. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988. Разин А.В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. С. 205.Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

1. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995.
2. Бачинин В. А. Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. СПб.: Лань, 2000.
3. Власкин А. Г. Мораль и традиции. Л.: Знание, 1981. С. 5.
4. Гусейнов А. А. Истоки нравственности. М.: Знание, 1970.
5. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. 1977. №2.
6. Нравственное сознание личности и его структура. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2480.htm
7. Основы этических знаний / Под ред. М. Н. Росенко. СПб.: Лань, 1998.
8. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988.
9. Разин А.В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.
10. Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. С. 205.
11. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой нравственная регуляция общественных отношений?

Нравственная регуляция общественных отношений представляет собой процесс осуществления контроля и руководства нравственными нормами и ценностями в обществе. Это способ установления правил и моральных ориентиров, которые регулируют поведение людей в обществе и способствуют созданию гармоничных и справедливых отношений.

Что является основными способами обоснования морали?

Основными способами обоснования морали являются эмоциональные, авторитетные и рациональные аргументы. Эмоциональные аргументы основаны на чувствах и эмоциях, авторитетные аргументы позволяют опираться на авторитетные источники знаний или мнения, а рациональные аргументы основаны на логическом рассуждении и рациональном анализе.

Что представляет собой нравственная культура и поведение личности?

Нравственная культура - это совокупность нравственных установок, ценностей и норм, которые принимаются и осознаются индивидом в процессе его социализации и приобретаются им в ходе взаимодействия с обществом. Нравственное поведение личности - это совокупность действий и поступков, которые осуществляются согласно принятой в обществе моральной системе и имеют нравственный характер.

Какие нравственные принципы являются основой системы нравственных ценностей общества?

Основными нравственными принципами, которые являются основой системы нравственных ценностей общества, могут быть такие принципы, как справедливость, честность, уважение к достоинству человека, доброта, толерантность, ответственность и др. Эти принципы определяют принятые в обществе нормы и ценности, регулируют поведение людей и способствуют развитию гармоничных отношений.

Какие особенности нравственной регуляции общественных отношений выделяются в статье?

В статье выделяются особенности нравственной регуляции общественных отношений, которые связаны с нравственными принципами, они помогают раскрыть сущность моральной системы общества и ее социально-исторический смысл.

Что составляет ядро системы нравственных ценностей по мнению Т.И. Пороховской?

Для Т.И. Пороховской ядро системы нравственных ценностей составляют нравственные принципы, которые призваны быть более гибким и универсальным руководством для человека.

Какие способы обоснования морали рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные способы обоснования морали, которые включают религиозное обоснование, обоснование на основе социальных норм и целей, а также обоснование на основе индивидуальных убеждений и этических принципов.

Как нравственная культура влияет на поведение личности?

Нравственная культура оказывает сильное влияние на поведение личности. Она формирует систему ценностей, этических норм и правил, которые определяют, как человек ведет себя в обществе и взаимодействует с другими людьми.

Где можно найти дополнительную литературу по данной теме?

Дополнительную литературу по данной теме можно найти в списке литературы, который находится в конце статьи.

Какие особенности нравственной регуляции общественных отношений?

Особенности нравственной регуляции общественных отношений связаны с наличием нравственных принципов, которые выступают в качестве универсального руководства для людей. Эти принципы отражают сущность моральной системы общества и имеют социально-исторический смысл. Нравственная регуляция основана на общепринятых моральных ценностях и нормах, которые определяют правила поведения и взаимодействия между людьми.