Психофизиологические особенности спортсменов в хоккее.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психофизиология
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 15.02.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ХОККЕЕ 4
1. Системный подход к организму как функциональной системе 4
2. Роль психофизиологических факторов в процессе тренировки 5
2.1. Роль центральной нервной системы в выработке сложно-координированных действий 6
2.2. Мотивация 8
2.3. Сенсорные системы 9
2.4. Память 11
2.5. Значение темперамента спортсмена 12
2.6. Темперамент как тип высшей нервной деятельности 13
3. Анализ психофизиологических особенностей спортсменов-хоккеистов 21
3.1. Выявление психофизиологических особенностей спортсменов 22
3.2. Определение типа личности на основе репрезентативной системы 25
Заключение 28
Литература 29
Фрагмент для ознакомления

Эвристические способности имеют большое значение, например, для сокращения времени реакции, когда спортсмен способен предугадать движение шайбы по действиям игрока, производящего удар. В современном хоккее скорость полета шайбы в бросках достигает свыше 50 м/с. Это значит, что с расстояния до 10 м вратарь практически не успевает среагировать на брошенную шайбу. Однако очень часто вратарь удачно реагирует на шайбу, брошенную даже с более близкого расстояния. Это происходит благодаря предугадыванию, предвосхищению (антиципации) полета шайбы.[4,7,10].3.1.Выявление психофизиологических особенностей спортсменовОсновными методиками для определения типологических свойств нервной системы являются методики опроса и наблюдение. Впервые методы психофизиологическоготестирования применили менеестолетия назад. Один из самых популярных психологическихтестов - личностный опросник,созданный английским психологом Г. Ю. Айзенком.Специфическая человеческаяформа отражения действительностипредставлена сознанием,включающим такие формы знания,которые с помощью слов, математическихсимволов, музыки, образов худо-При определении психофизиологических свойств нервной системы следует учитывать, что приобретенный человеком в течение жизни опыт маскирует в произвольных методиках типологические особенности. Маскировке подвергаются не типологические особенности свойств нервной системы, а проявление этих особенностей в деятельности через мотивы, способности, стиль деятельности. Методика наблюдения за поведенческими реакциями в процессе общения со спортсменами состоит из двух разделов: изучение некоторых индивидуальных психологических особенностей и изучение некоторых личностных качеств на социальном уровне. Оценка путем наблюдения некоторых индивидуальных психологических особенностей.При изучении типологических особенностей можно делать заключение о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основании поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе профессиональной деятельности в быту.О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы (у «сильных» – соответствие закону силы: сильнее стимул – сильнее ответ; у «слабых» при повышении силы: сила выше некоторой средней величины – наблюдается снижение силы ответа).В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания при небольших психотравмирующих воздействиях.Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:1) способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);2) умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели;повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях;способность быстро оправиться и мобилизовать себя в случае неудачи и др.Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой задержке, по быстроте формирования тонких дифференцировок по поведенческим реакциям, характеризуемым преобладанием тормозного компонента.Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели:высокая работоспособность, особенно внеинтересном деле;сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию);сдержанность в общении, умении хранить интересные новости;неторопливность в принятии решений;быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой;неторопливость в движениях, в речи, скупая пантомимика; медленное и тщательное прожевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых, и др.Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.О подвижности нервных процессов (имея ввиду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы (или вида спорта);быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии соответствующих повторений);легкость или активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям;быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;быстрое засыпание и пробуждение;живая речь, мимика, общая подвижность. Основанием для включения в группы относительно инертных являются противоположные признаки.Распределение и переключение внимания, координация и точность движений, некоторые другие психические и психомоторные свойства и качества, достаточно объективно оцениваются с помощью специальных тестовых методик. Важная информация может быть получена также с помощью методов наблюдения в процессе различных видов учебной и практической деятельности, на занятиях по физической подготовке (особенно при проведении спортивных игр). Человек, способный широко распределять и быстро переключать внимание, быстро и четко реагировать на указания преподавателя, тренера во время спортивных игр, хорошо «видит поле», легко распределяет внимание между «своими» игроками и «противниками», дает пасы по назначению и т. п. Существенную роль при этом играет наличие соответствующих навыков в технике игры или выполнении тех или иных физических упражнений. Это не противоречит возможной высокой оценке за распределение внимания или за координацию движений, достигнутых в данном случае путем тренировки или в естественном отборе при совершенствовании в спортивных играх[12]/3.2. Определение типа личности на основе репрезентативной системыКаждый человек представляет собой скрытую информационную систему. Информация поступает через сенсорные каналы: зрительный обонятельный, вкусовой и др. Люди живут в одном и том же мире, а описывают и переживают его каждый по-разному. Процесс перекодирования сенсорного опыта в слова создает репрезентативную систему[10,13, 18].Внутренний мир - это сенсорный опыт, описанный словами (осознание всегда связано с описанием словами).Каждый человек при восприятии окружающего мира подсознательно доверяет одним входным каналам информации больше, чем другим. Так формируется ведущая (предпочтительная) репрезентативная система.В каждой системе репрезентации имеются своя логика понимания, набор объяснений, стереотипов поведения. эмоционального реагирования (репрезентативная система ~ это то, что уже введено в сознание и обозначено словами). На основе доминирования той или иной системы построена соответствующая типология людей.Полезность дифференциации людей заключается в возможности прогнозирования, предсказания поведения человека, его здоровья, отношения к другим людям и др.На основе доминирования той или иной репрезентативной системы выделяют следующие типы личности: кинсстетический (К).аудиальный (А), визуальный (В), дискретный (Д).Визуалы (В) - говорят быстро, громко, персональное пространство держат под контролем зрения; дистанцируясь от партнера, должны обозревать поле деятельности. Способ мышления - образы, в разговоре «рисующие» жесты, информация трансформируется в зрительные картины. Контакт глаз занимает 50-80% от времени общения в зависимости от заинтересованности в собеседнике.Визуал в разговоре употребляет ключевые слова (предикаты) визуальной модальности: «Покажите, где вы увидели про6лему», «о, блестящий человек!».Кинестетики (К) - речь плавная, эмоционально успокаивающая, дыхание диафрагмальное. Кинестетики воспринимают мир через свои эмоции, чувства, ощущения. В принятии решений кинестетик тугодум, возможны конфликты с визуалом на этой почве. При общении стремится приблизиться к партнеру, любит трогать, поглаживать, крутить пуговицу на одежде собеседника. Главный критерий в одежде, обстановке - удобство; стиль значения не имеет.Характерны жесты: «как бальзам на душу» - прикладывает руку к «душе»; «я получил огромное удовольствие» - поглаживает живот. Предикаты кинестетиков: «я чувствую это селезенкой», «камень на сердце», «это теплый человек, Кинестетики очень чувствительны к боли, не любят спорить. Чувства, эмоции, отношения - детерминаторы их жизни.Аудиалы (А) - темп речи высокий; тембр голоса чистый; дыхание грудное, как у визуалов. Хорошо улавливают оттенки речи других, сами высказываются малоэмоционально. Более чувствительны к форме высказывания, а не к сути.Дистанция общения значения не имеет, лишь бы слышать. На обратную связь обращают мало внимания, главное-передать информацию. В жестах скупы. Часто ведут внутренний диалог с самим собой. Могут трансформироваться в дискретный тип.Дискретные (д) - люди, живующие в мире языковых знаков. Для них мир как смысл, выраженный в словах.Определение ведущей репрезентативной системы спортсмена имеет большое значение для индивидуального подхода в процессе тренировки, взаимопонимания в команде и др.Развитие визуальной репрезентативной системы необходимо для повышения уровня мастерства хоккеиста. ЗаключениеТаким образом, психофизиологические особенности играют большую роль в достижении спортивных успехов, и комплексный, системный подход к организму как к функциональной системе, является необходимым условием при подготовке спортсменов-хоккеистов, формирования команды, отработки технических и тактических приемов, особенностей тренировок, создания благоприятного психологического климата в коллективе. Так, спортсмены с подвижной нервной системой значительно чаще будут характеризоваться импровизированными действиями, что целесообразно использовать в нападении.Как правило, холерики и сангвиники являются лучшими нападающими и полузащитниками, чем инертные флегматики, которые отличаются более преднамеренным характером действий, и эффективнее действуют в защите. Учитывая высокую физическую и эмоциональную нагрузку, большое количество стрессовых ситуаций в данном виде спорта, преимущество в нем имеют спортсмены с сильным типом нервной системы.ЛитератураБирюкова 3. И. Высшая нервная деятельность спортсменов. М., ФИС, 1961. – 291 с. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М. : «Физкультура и спорт», 1978. – 134 с.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288с.Городничев Р.И. Физиологические основы координационных способностей спортсменов: Учеб. пособие для ин-тов физ. Культуры. -Великие Луки, 1991. – 25 с.Дифференциальная психофизиология: Учеб. для вузов / Под. ред. Е.П.Ильина.– СПб.: Питер, 2001. – 596 с.Дудин Н.П., Човнок Ю.В. Психофизиологический контроль состояния подготовленности и отбор юных хоккеистов // Проблемы повышения мастерства спортсменов: Тез. рес. научн.-практ. конферен. – Чебоксары, 1989. – С. 223-238.Зайцев В.К. Технологии тренировки функциональных систем организма хоккеиста. – М., 2006. – 234 с.Зациорский В.М., Зайцев В.К., Колосков В.И., Юрзинов В.В. Комплексная система контроля в хоккее // Научно-спорт. вестник. – 1978. - № 3.Илларионов В.Е. Современные естественно-научные основы медицины. – М. : Центр, 2001. – С. 148-149Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с. Курамшин Ю. Ф., Григорьев В. И., Латышева Н. Е. [и др.] Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт , 2004. - 463 с. Марищук В. Л, Блудов Ю. М., Плахтиенко А.Д., Серова Л К.Методики психодиагностики в спорте. – М. : Просвещение, 1984. – 229 с.Марютина Т.М., Кондаков И. М. Психофизиология двигательной активности. – Интернет-источник: http://www.ido.rцdп.rц/psychology/psychophysiology/Маслюков А.В. Совершенствование координационных способностей у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Омск, 2001. Мерлин В. С. Собрание сочинений. – Т. 3: Очерк теории темперамента. – Пермь: ПСИ, 2007 . - 276 с.Озеров В.П. Психомоторные способности человека. -Дубна: Феникс, 2002. - 320 с.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М., 2005. – 528 с.Физиология и основы анатомии: Учебник / Под ред. А.В.Котова, Т.Н.Лосевой. – М.: Медицина, 2011. – 1056 с.Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 2/ Под ред. В.М.Покровского. – М.: Медицина, 1997. – 368 с.Фомина, Е.В. Общая и спортивная психофизиология: Учебное пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. 140 с.Юров И.А. Нейро- и психодинамические свойства спортсменов. – Сочи, 2007. – 179 с.

Литература
1. Бирюкова 3. И. Высшая нервная деятельность спортсменов. М., ФИС, 1961. – 291 с.
2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М. : «Физкультура и спорт», 1978. – 134 с.
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288с.
4. Городничев Р.И. Физиологические основы координационных способностей спортсменов: Учеб. пособие для ин-тов физ. Культуры. - Великие Луки, 1991. – 25 с.
5. Дифференциальная психофизиология: Учеб. для вузов / Под. ред. Е.П.Ильина. – СПб.: Питер, 2001. – 596 с.
6. Дудин Н.П., Човнок Ю.В. Психофизиологический контроль состояния подготовленности и отбор юных хоккеистов // Проблемы повышения мастерства спортсменов: Тез. рес. научн.-практ. конферен. – Чебоксары, 1989. – С. 223-238.
7. Зайцев В.К. Технологии тренировки функциональных систем организма хоккеиста. – М., 2006. – 234 с.
8. Зациорский В.М., Зайцев В.К., Колосков В.И., Юрзинов В.В. Комплексная система контроля в хоккее // Научно-спорт. вестник. – 1978. - № 3.
9. Илларионов В.Е. Современные естественно-научные основы медицины. – М. : Центр, 2001. – С. 148-149
10. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
11. Курамшин Ю. Ф., Григорьев В. И., Латышева Н. Е. [и др.] Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт , 2004. - 463 с.
12. Марищук В. Л, Блудов Ю. М., Плахтиенко А.Д., Серова Л К. Методики психодиагностики в спорте. – М. : Просвещение, 1984. – 229 с.
13. Марютина Т.М., Кондаков И. М. Психофизиология двигательной активности. – Интернет-источник: http://www.ido.rцdп.rц/psychology/psychophysiology/
14. Маслюков А.В. Совершенствование координационных способностей у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Омск, 2001.
15. Мерлин В. С. Собрание сочинений. – Т. 3: Очерк теории темперамента. – Пермь : ПСИ, 2007 . - 276 с.
16. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс, 2002. - 320 с.
17. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М., 2005. – 528 с.
18. Физиология и основы анатомии: Учебник / Под ред. А.В.Котова, Т.Н.Лосевой. – М.: Медицина, 2011. – 1056 с.
19. Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 2/ Под ред. В.М.Покровского. – М.: Медицина, 1997. – 368 с.
20. Фомина, Е.В. Общая и спортивная психофизиология: Учебное пособие. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2004. 140 с.
21. Юров И.А. Нейро- и психодинамические свойства спортсменов. – Сочи, 2007. – 179 с.

Вопрос-ответ:

Какие психофизиологические особенности спортсменов в хоккее описывает статья?

Статья описывает роль различных психофизиологических факторов, таких как центральная нервная система, мотивация, сенсорные системы, память и темперамент, в тренировочном процессе и выработке сложно-координированных действий спортсменов в хоккее.

Какой подход к организму используется в статье?

В статье используется системный подход к организму, рассматривая его как функциональную систему.

Какую роль играет центральная нервная система в выработке сложно-координированных действий у спортсменов в хоккее?

Центральная нервная система играет важную роль в выработке сложно-координированных действий у спортсменов в хоккее. Она отвечает за передачу нервных импульсов и координацию движений.

Какие психофизиологические факторы влияют на тренировочный процесс спортсменов в хоккее?

Психофизиологические факторы, такие как мотивация, сенсорные системы, память и темперамент, оказывают влияние на тренировочный процесс спортсменов в хоккее. Они влияют на эффективность тренировки и способность спортсменов выполнять сложные действия на льду.

Что такое темперамент спортсмена и какое значение он имеет в хоккее?

Темперамент спортсмена - это индивидуальная особенность его психики, которая включает в себя такие качества как активность, эмоциональность, уравновешенность и т.д. В хоккее темперамент спортсмена имеет большое значение, так как он влияет на его мотивацию, реакцию на стрессовые ситуации и способность выполнять требуемые действия на льду.

Какое значение имеют психофизиологические особенности спортсменов в хоккее?

Психофизиологические особенности спортсменов в хоккее имеют важное значение для достижения успеха в этом виде спорта. Они включают в себя такие аспекты, как роль центральной нервной системы, мотивация, сенсорные системы, память и темперамент. Все эти факторы влияют на процесс тренировки и выполнение сложно координированных действий на льду.

Какую роль играют центральная нервная система и мозг в тренировке хоккеистов?

Центральная нервная система и мозг играют важную роль в тренировке хоккеистов. Они отвечают за выработку сложно координированных действий и контроль движений на льду. Хорошая работа центральной нервной системы позволяет спортсмену более точно и быстро реагировать на ситуации в игре и принимать правильные решения.

Каково значение мотивации для спортсменов в хоккее?

Мотивация имеет огромное значение для спортсменов в хоккее. Она побуждает их к достижению высоких результатов и преодолению трудностей. Мотивированные хоккеисты охотнее и усерднее тренируются, что в конечном итоге приводит к улучшению их навыков и успеху в игре.

Какие сенсорные системы играют важную роль у хоккеистов?

У хоккеистов играют важную роль различные сенсорные системы. Зрительная система позволяет им видеть поле и соперников, а также делать точные пасы и броски. Тактильная система помогает контролировать клюшку и тактильно ощущать контакт с шайбой и соперниками. Балансовая система позволяет поддерживать равновесие на льду и делать маневры.

Какие психофизиологические особенности спортсменов в хоккее влияют на их успех?

Несколько психофизиологических особенностей спортсменов в хоккее влияют на их успех. Память позволяет запоминать тактику и стратегии игры, а также адаптироваться к тактике соперника. Темперамент определяет реакцию спортсмена на стрессовые ситуации и способность к самоконтролю. Также имеет значение тип высшей нервной деятельности, который определяет особенности мышления и реакций хоккеиста.