Современная система цен. Перспективы развития.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Ценообразование
  • 41 41 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 08.02.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы регулирования цен 5
1.1. Косвенное регулирование цен 5
1.2. Прямое регулирование цен 13
2. Особенности формирования регулируемых цен 18
2.1. Регулирование цен за рубежом 18
2.2. Российская практика регулирования цен 27
2.2. Проблемы регулирования цен в России и пути их решения 31
Заключение 37
Список использованных источников 41

Фрагмент для ознакомления

А регулирование цен по товарам и услугам повышенного социального значения надо связать с показателями жизненного уровня населения. При этом необходимо учитывать стратегические и тактические цели, приоритеты сторон. Все это усилит влияние объективного фактора на процесс государственного ценового регулирования и позволит уравновесить финансовые позиции всех заинтересованных сторон. Для оценки эффективности системы регулируемых цен возможно использование комплексного показателя, отражающего изменение соотношения между производством и потреблением соответствующих видов продукции, который отражает баланс интересов всех заинтересованных сторон. Система государственного регулирования цен в России находится на стадии развития. Правовой базой осуществления государственной ценовой политики РФ может стать Федеральный Закон «О ценообразовании в Российской Федерации», имеющий прямое действие на всей территории России. Разрабатывая новую экономико-правовую среду в области ценообразования важно учесть сложившиеся на цивилизованных рынках развитых стран гибкие системы регулирования цен, методологию гарантированных и уведомительных цен, которые учитывают условия производства и реализации, и касаются и госсектора, и частных предпринимателей. Федеральный Закон «О ценообразовании в Российской Федерации» обеспечит объективность процессов государственного ценообразования, повысит мотивацию производителей и позволит в глобальном смысле решить проблему увязки интересов субъектов регулирования. Закон о ценах должен определить цели, задачи, условия государственного регулирования цен, ответственность за нарушение дисциплины цен.2.3. Проблемы регулирования цен в России и пути их решенияВ современной российской экономике сохраняются зоны, требующие государственного вмешательства. Это отрасли повышенного народнохозяйственного и социального значения, а также естественные монополии. Важнейшую роль при этом играет государственное регулирование цен. Воздействие государства на процессы ценообразования является одним из важнейших элементов экономической политики. Перед государственным регулированием цен стоят две основные цели: сдержать рост цен на определенные группы продукции и мотивировать повышение эффективности производства. В настоящее время в РФ отсутствует система принятия решений в области государственного ценового регулирования. Основной недостаток всех современных исследований в данной сфере - сосредоточение внимания на отработке чисто ценовых рычагов. Однако нередко предложения не работают, так как не являются синтезом интересов участников рынка, а их обоснование полностью подчинено ведомственным интересам. В связи с этим целесообразно обобщить существующую практику государственного регулирования цен, выявить проблемы и рассмотреть возможности их разрешения.Существующие механизмы государственного регулирования цен на ЖНВЛС не обеспечивают доступность лекарственных средств для населения за счет сдерживания цен. В первую очередь это объясняется неадекватным реальному спросу ассортиментом лекарств, включенных в список. Пока за основу принят список Всемирной Организации Здравоохранения: Essential Drug List, - список основных лекарств, составленный для беднейших стран мира. Население же предъявляет спрос на более качественные, но и более дорогие лекарственные средства. После введения списка ЖНВЛС цены на указанную, также социально значимую продукцию, существенно выросли. В результате возникает дисбаланс между интересами государства и населения. Сокращая государственные расходы на здравоохранение путем государственного регулирования цен на ЖНВЛС, Правительство снижает реальный уровень жизни большой группы граждан, для которых лекарства, не входящие в список ЖНВЛС, - жизненно необходимы. Причем среди этой части населения находятся и беднейшие категории. Вместе с тем следует иметь в виду, что обеспечение лекарственными средствами в  амбулаторных государственных медицинских учреждениях РФ в 5,5 раз меньше, чем, например, в странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития.В российских условиях важным направлением корректировки ценового механизма также должна стать политика государства по защите интересов потребителей путем вмешательства в процессы ценообразования на продукцию естественных монополий, принимая во внимание законные, экономически обоснованные права производителей. На наш взгляд, необходимо введение жесткого государственного контроля над процессами ценообразования, фактическими издержками и финансовыми потоками естественных монополистов. При регулировании тарифов на услуги естественных монополийгосударство должно усилить контроль за эффективностью реализации инвестиционных программ компаний естественных монополий. Воздействие государства на цены продукции естественных монополий возможно на основе не только регулирования цен и тарифов, но и развития конкуренции в этих отраслях. Целями государственной ценовой (тарифной) политики в сфере естественных монополий должны стать обеспечение макроэкономической стабильности, создание барьеров для установления завышенных цен, оптимизация соотношений цен (тарифов), обеспечивающих надежное функционирование субъектов естественных монополий, создание стимулов для экономии энергоресурсов у потребителей их продукции.Государственное регулирование цен (тарифов) должно быть направлено на развитие рынков продукции (услуг) естественных монополий в результате реализации программ их реструктуризации; создание барьеров для неоправданного роста затрат в естественных монополиях и стимулов к снижению затрат, повышению эффективности их деятельности; оптимизацию ценовых соотношений на топливные ресурсы, соответствующих условиям России; реализацию инвестиционных программ по техническому перевооружению отраслей в целях ликвидации и предупреждения структурных ограничений экономического роста; поддержание приемлемой рентабельности субъектов естественных монополий, обеспечивающей их привлекательность в инвестиционном плане; обеспечение предсказуемости и прозрачности ценовой политики на среднесрочную перспективу, недопущение резких изменений цен с целью снижения инфляционных ожиданий экономических агентов и рисков ведения бизнеса в России; поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий.В современном российском законодательстве механизм компенсаций не разъясняется. Практический интерес представляет в этой связи зарубежный опыт. Так, в США наряду с общефедеральными органами регулирования сформированы комиссии по регулированию жизненно важных услуг на уровне штатов. Комиссии контролируют деятельность всех компаний, работающих на территории данного штата. К основным функциям комиссии относятся: сертификация доступа на регулируемые рынки; принятие решений по вопросам изменения цен по ходатайствам заинтересованных органов; анализ финансового состояния компаний-объектов регулирования. Существуют специальные законы о статусе и порядке работы членов комиссии: работать в комиссии на полную ставку в рамках выборного срока, не заниматься никакой другой деятельностью, не иметь вложений в ценные бумаги компаний, деятельность которых регулируется комиссией. Несомненно подобная организация деятельности повышает степень объективности решений по вопросам регулирования. Органы регулирования США выдают фирмам разрешение на применение цен, которые рассчитываются исходя из экономически обоснованных издержек. В составе регулирующих органов обязательно присутствуют отделы бухгалтерского анализа, которые занимаются, в том числе и контролем за издержками. При этом используются единые стандарты ведения бухгалтерского учета на регулируемых предприятиях, способствующие наиболее полному раскрытию информации об издержках. Специальные отделы управленческого анализа регулирующего органа могут проверить обоснованность цен закупки материалов и оборудования контролируемой компанией. Для этого изучаются материалы на соответствующих рынках, проводятся ценовые обзоры. Оптимальные издержки определяются с учетом качества продукции. Определение оптимальных издержек - основа расчета компенсаций при государственном ценовом регулировании. Как показывает зарубежная практика, оптимальные компенсации предполагают не автоматическое покрытие всех затрат предприятия, а только той их части, которая представляется общественно необходимой. Только таким образом обеспечивается заинтересованность предприятий в изыскании резервов снижения издержек.За рубежом оптимизация затрат основана на обоснованных методических подходах их определения. В российских условиях, на наш взгляд, в первую очередь следует уделять внимание упорядочению правил калькулирования себестоимости. По мере нарастания конкуренции предприятия все больше понимают значение совершенствования методики по калькулированию и самостоятельно ведут работу в этом направлении. Необходимо поставить вопрос о возврате к типовой методике по калькулированию себестоимости, что позволит решить проблему обоснованности бюджетных компенсаций в отечественной практике. Предлагаем в качестве источника компенсаций использовать комплексное финансирование за счет бюджетных средств и за счет средств, полученных в результате инициативной деятельности производителей.Как отмечалось, бюджетные компенсации при всей их необходимости порождают иждивенчество, толкают предприятия к «переброске» продукции из дотационного направления в коммерческое. В результате перечень льготируемой продукции по регулируемым ценам на практике становится крайне дефицитным и исчезает. Именно такая ситуация явилась аргументом монетизации льгот, реализация которой столкнулась с трудностями обеспечения денежных средств для выплат.При использовании компенсационных схем необходимо обратить особое внимание на существующие в российской практике недостатки увязки ценового регулирования с минимальным размером оплаты труда. На наш взгляд, объектом совместных исследований предприятий-производителей и специалистов в области статистики должен стать вопрос формирования более гибкой схемы ценового регулирования в социальной сфере, включающей не только замораживаемый на длительное время МРОТ, но и ряд показателей, более полно характеризующих жизненный уровень населения (динамика розничных цен и тарифов, средний уровень доходов, прожиточный минимум и др.). Рассчитанные на такой базе верхние уровни регулируемых цен позволят определить необходимые размеры компенсаций для производителей. Государственным структурам следует уделить внимание корректировке некоторых условий деятельности предприятий, реализующих продукцию по регулируемым ценам. Например, в сфере ЖКХ в соответствии с действующей в России системой налогообложения услуги, на которые распространяются регулируемые тарифы, не являются льготными позициями с точки зрения НДС, но компенсации из-за нарушения хозрасчета здесь предусмотрены. Так как предприятия этой сферы являются плательщиками НДС (по ставке 18%), то и компенсации им выплачиваются с учетом этого налога. Однако сроки уплаты НДС постоянно опережают сроки компенсационных выплат и предприятия перманентно испытывают нехватку средств для уплаты налога.Понимая сложность решения вопроса об освобождении данной сферы от уплаты НДС (с учетом общей тенденции сокращения льготных налоговых позиций), считаем необходимым поставить этот вопрос. При существующем положении налоговые средства через компенсации снова возвращаются к плательщику, но производители вынуждены работать в напряженных финансовых обстоятельствах. Возможно, правомерно говорить об освобождении от НДС лишь в отношении устойчиво дотационных производителей, в перечне услуг которых отсутствует ассортимент реализуемый по свободным ценам.Для отраслей, применяющих регулируемые цены, Федеральной службе по тарифам следует рассмотреть возможности снижения или отмены импортных пошлин на затратные составляющие, применения не только льготной ставки НДС 10%, но и в отдельных случаях – переход к нулевой ставке.И компенсации, и схемы налоговых льгот обязательно должны формироваться с учетом инфляционной составляющей, а также на базе обоснованной ассортиментной политики. Вместе с тем в условиях применения регулируемых цен предприятия должны не только рассчитывать на помощь со стороны государства, но и предпринимать самостоятельные действия, связанные с интенсификацией, диверсификацией производства, позволяющие обеспечить решение главной задачи коммерческого предприятия – максимизации массы прибыли.ЗаключениеРыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами. Государственное регулирование цен – попытка с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мер воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной ситуации регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.Система цен – один из главных элементов рыночной экономики; цены взаимосвязаны с другими элементами рыночного механизма и реагируют на их изменения. Госрегулирование посредством изменения бюджетных расходов, налогов, процентных ставок по кредитам, изменения ставки рефинансирования и других экономических рычагов проявляется, среди прочего, в изменении затрат и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.При переходе от плановой к рыночной экономике в России роль государства заключается в создании рыночных структур для обеспечения нормальных условий развития рынка. Антимонопольная политика должна снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики и развитию на такой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против недобросовестной деловой практики, которая включает в себя:ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других); принудительные сделки (то есть продажу и покупку с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг); принудительную привязку покупателей к продавцам; сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка); отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров; различного рода бойкоты. Все подобные разновидности недобросовестной практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Такая роль заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие производителями оптимальных ценовых решений, в методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате дефицита товаров, резкого роста цен (тарифов) на сырье и топливо, монополизма производителей, а также способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важная задача госрегулирования – достижение определенных социальных результатов: в частности, поддержание прожиточного минимума, доступности товаров первой необходимости.Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко обнаруживается в процессе взаимодействия с партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т. д. В США, например, предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно высоких цен. Государство играет роль арбитра, не насильственного аппарата контроля над ценами.Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены, потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает собственное потребление, тем самым провоцируя необоснованный рост спроса. Подобное положение характерно и для экономики нашей страны. Кроме того, в рыночной экономике рост затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения домашних хозяйств. В переходный период возможна также ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария построения рынка:«шоковая терапия» со всеми вытекающими из нее экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный путь поэтапного восстановления рыночной экономики и подавления инфляции.  Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.Прямо регулируют цены, главным образом, в монополистических отраслях экономики (энергетика, транспорт, связь, водоснабжение). Среди прямых методов государственного регулирования  можно выделить административное установление цен: оно получило распространение в ряде развитых стран (Франция, Бельгия, Нидерланды).Как и многие другие меры государственного вмешательства в экономику, регулирование цен неоднозначно по своим результатам. Сфера общественных услуг, где роль такого регулирования особенно велика, в ближайшем будущем может столкнуться с очень серьезными проблемами. Действительно, с одной стороны, очень быстро растет спрос и, соответственно, стоимость таких услуг в связи с неблагоприятными демографическими сдвигами и старением населения, с другой - осложняется проблема их финансирования, что обусловлено необходимостью сокращения государственных расходов в целях недопущения дальнейшего роста государственного долга. Сохранят ли развитые страны ценовое регулирование в нынешнем виде, будет ли оно реформироваться при сохранении баланса между рыночным ценообразованием и социальными обязательствами государства, или будет выбран путь постепенного отказа от государственного ценового регулирования, мотивированный якобы растущей неэффективностью «социального рыночного хозяйства», - сказать сейчас трудно. Некоторые признаки выбора в пользу последнего варианта уже сейчас можно обнаружить в активизации критики регулируемых цен, как во властных кругах, так и в академической среде. Но это уже проблемы, требующие специального рассмотрения.Список использованных источниковГлазова Е., Степанова М. Цены: рыночный механизм и государственное регулирование//Мировая экономика и международные отношения. 2011. №10. С.40-50.BancoCentral do Brasil. Regulated Prices. Updated in August 2008, with data up to June 2008. P. 8.ERGEG. Status Review on End-User Price Regulation // An ERGEG Position Paper 14.06.2007. P. 32, 35.European Commission. Eurostat. News Release. Euroindicators. 26 February 2010.Gallo J.C. et al. Department of Justice Antitrust Enforcement, 1955-1997: An Empirical Study // Review of Industrial Organization. 2000. № 17.Harrington J.Jr. Antitrust Enforcement. September 29. 2005. P. 5. (http//:www.econ.jhu.edu/people/Harrington/np05)Life Expectancy vs Health Care Spending in 2007 for OECD Countries (http//:www.oecd.org).Mapping of the Public Services. Public Services in the European Union & in the 27 Member States. European Commission. May 2010. P. 48.Miliband D. Draws Up Green Tax Plan (htpp://www.newsvote.bbc.co.uk).Oxley M The Future of Social Housing Learning from Europe. IPPR. June 2000. P. 8.Powell В., Stringham Е. Housing Supply and Affordability (http//: www.econlib.org/library/Enc).Residential and Solar Wind Systems. What are the Costs? 21.10.2010 (http//: www.articlesbase.com).Segal I., Whinslon М. Antitrust in Innovative Industries // American Economic Review. December 2007.VAT Rates Applied in the Member States of the European Union. Situation at Is' January 2011. Brussels - Belgium (http:// ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/ vat/how_vat_works/rates/vat_rates_en.pdf)

1. Глазова Е., Степанова М. Цены: рыночный механизм и государственное регулирование//Мировая экономика и международные отношения. 2011. №10. С.40-50.
2. BancoCentral do Brasil. Regulated Prices. Updated in August 2008, with data up to June 2008. P. 8.
3. ERGEG. Status Review on End-User Price Regulation // An ERGEG Position Paper 14.06.2007. P. 32, 35.
4. European Commission. Eurostat. News Release. Euroindicators. 26 February 2010.
5. Gallo J.C. et al. Department of Justice Antitrust Enforcement, 1955-1997: An Empirical Study // Review of Industrial Organization. 2000. № 17.
6. Harrington J.Jr. Antitrust Enforcement. September 29. 2005. P. 5. (http//:www.econ.jhu.edu/people/Harrington/np05)
7. Life Expectancy vs Health Care Spending in 2007 for OECD Countries (http//:www.oecd.org).
8. Mapping of the Public Services. Public Services in the European Union & in the 27 Member States. European Commission. May 2010. P. 48.
9. Miliband D. Draws Up Green Tax Plan (htpp://www.newsvote.bbc.co.uk).
10. Oxley M The Future of Social Housing Learning from Europe. IPPR. June 2000. P. 8.
11. Powell В., Stringham Е. Housing Supply and Affordability (http//: www.econlib.org/library/Enc).
12. Residential and Solar Wind Systems. What are the Costs? 21.10.2010 (http//: www.articlesbase.com).
13. Segal I., Whinslon М. Antitrust in Innovative Industries // American Economic Review. December 2007.
14. VAT Rates Applied in the Member States of the European Union. Situation at Is' January 2011. Brussels - Belgium (http:// ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/ vat/how_vat_works/rates/vat_rates_en.pdf)

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе регулирования цен?

Теоретические основы регулирования цен включают как косвенное, так и прямое регулирование цен. Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на рыночные условия, например, через налогообложение, монетарную политику и другие меры. Прямое регулирование, в свою очередь, предполагает установление государством ценовых нормативов и квот, а также контроль и санкции за нарушение ценовой политики.

Как формируются регулируемые цены?

Регулируемые цены формируются по разным принципам в зависимости от страны. Например, в некоторых странах регулирование цен осуществляется через установление государством ценовых нормативов и квот. В России также существует государственное регулирование цен, но оно часто сталкивается с проблемами, такими как коррупция, неэффективное использование ресурсов и т.д. Для решения этих проблем необходимы соответствующие реформы.

Какие проблемы существуют в регулировании цен в России?

В России существуют различные проблемы в системе регулирования цен. К ним относятся коррупция, неэффективное использование ресурсов, недостаточная прозрачность ценовой политики и т.д. Эти проблемы затрудняют развитие рыночной экономики и требуют соответствующих мер для их решения, например, улучшение законодательства и усиление контроля за ценовой политикой.

С какими показателями жизни следует связать регулирование цен на товары и услуги повышенного социального значения?

Регулирование цен на товары и услуги повышенного социального значения следует связать с такими показателями жизни, как уровень доходов населения, уровень инфляции, уровень безработицы и другими социально-экономическими показателями. Цель регулирования цен в этом случае состоит в обеспечении доступности данных товаров и услуг для населения с низким уровнем доходов.

Каковы теоретические основы регулирования цен?

Теоретические основы регулирования цен включают косвенное и прямое регулирование. Косвенное регулирование цен основано на воздействии на спрос и предложение в рыночной системе, а прямое регулирование предполагает непосредственное установление государством ценовых ограничений.

Какие особенности формирования регулируемых цен?

Особенности формирования регулируемых цен включают регулирование цен за рубежом и российскую практику регулирования цен. В зарубежных странах также существуют различные методы и подходы к регулированию цен. В России существуют проблемы с регулированием цен и идут попытки их решения.

Какие проблемы регулирования цен в России и какие есть пути их решения?

В России существуют проблемы регулирования цен, такие как непрозрачность формирования цен, неконкурентоспособность рынка, неравенство доступа к товарам и услугам. Пути их решения включают улучшение транспарентности процесса формирования цен, развитие конкуренции на рынке, и создание условий для равного доступа к товарам и услугам.

Как связать регулирование цен по товарам и услугам повышенного социального значения с показателями жизни?

Для связывания регулирования цен по товарам и услугам повышенного социального значения с показателями жизни можно использовать различные показатели, такие как уровень доходов населения, индексы потребительских цен, социальные программы и льготы, а также проводить мониторинг и анализ влияния изменения цен на уровень жизни населения.

Что такое современная система цен?

Современная система цен – это сложный механизм, который определяет стоимость товаров и услуг в современной экономике. Она основывается на спросе и предложении, конкуренции и других факторах. Важным аспектом современной системы цен является их регулирование, которое осуществляется как прямыми государственными вмешательствами, так и косвенными методами.

Какие теоретические основы лежат в основе регулирования цен?

Регулирование цен имеет свои теоретические основы. Одной из них является теория спроса и предложения, которая объясняет, как цена формируется на рынке при взаимодействии спроса и предложения. Другой теоретической основой является концепция конкуренции, которая определяет влияние конкуренции на цены товаров и услуг. Также существуют другие теории, которые помогают объяснить сложности регулирования цен и предлагают различные подходы к этому процессу.