Сравнительный анализ государств Афины и Спарта.
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 31.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Афины. Развитие афинского государства и демократии 5
2. Спарта. Этапы развития спартанского государства 14
3.Основные сходства и различия Афин и Спарты 21
Заключение 24
Список литературы 25
Илоты, в отличие от обычного в Древней Греции типа рабства, принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а государству. Илоты с семьями жили на территории участка, пользовались известной самостоятельностью и были обязаны владельцам участков выплачивать натуральный оброк, размер которого устанавливался государством в виде определённого количества сельскохозяйственных продуктов, которые составляли примерно половину урожая. При этом, владелец участка не мог от своих илотов требовать поставок сверх данной нормы.Право распоряжаться илотами всецело принадлежало государству и осуществлялось им через особых должностных лиц. Перики составляли вторую группу подвластного Спарте населения, которые были лично свободны, но, вместе с тем, лишены политических прав.Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землей, принадлежащей им в отличие от спартиатов,очевидно, на началах частной собственности. Также, в руках периков сосредоточивались занятия ремеслами и торговлей, поскольку сами спартиаты, по существующим в те времена законам, заниматься не могли. Перики, в рамках спартанского государства, пользовались самоуправлением, и были обязаны нести военную службу. Только спартиаты в Спарте были полноправными гражданами, и являлись господствующим привилегированным меньшинством населения – члены «общины равных».Стоит отметить, что «равенство» более или менее было формальным, поскольку имело место расслоение между спартиатами, хотя на тот момент оно еще сказывалось мало.Власть фактически находилась в руках нескольких знатных родов. Для спартиатов характерно было старое родовое деление на три дорийские филы, но также, существовало подразделение общества основанное на территориальном принципе.В политических правах и влиянии на государственное управление спартиаты фактически были равными. Завоевание перед дорийцами поставило задачу создания органов власти. Вместе с тем, столь ранее возникновение государства повлекло за собой сохранение ряда первобытнообщинных пережитков и элементов родового устройства. Среди государственных органов в Спарте, в частности, сохранялись народное собрание и собрание старейшин, а государством управляло два вождя – архагета. Если между архагетами царило единодушие, то их власть считалась неограниченной, но подобного рода положения происходило достаточно редко, а поэтому происходило ограничение их власти.Народное собрание (апелла) имело демократическую сущность, но со временем постепенно утрачивает реальную силу и становится полностью зависимым от властей. Ограничением власти царей осуществлялось и, следователь, достигалось не только тем, что их было двое, но и тем, что оба архагета одновременно являлись членами совета старейшин – геруссии. Кроме царей в герусию также входили 28 членов-геронтов, которые избирались пожизненно из представителей влиятельнейших спартанских родов, которые достигли возраста шестидесяти лет.В функции геруссии входил верховный суд, военный совет, ведение внутренних и военных дел спартанской общины. Позднее в Спарте появился еще один орган – эфорат, который состоял из пяти избираемых апеллой эфоров. Влияние эфората было настолько колоссальным, что он влиял на дела государственные. Один раз в восемь лет эфоры собирались в ночное время с тем, чтобы следить за падающими звездами, поскольку считалось, что в том случае, если эфоры увидят падающую звезду, то необходимо сменить одного из царей. Правом эфоров также и являлась возможность требования от царей объяснения, а также имели право отмены решения царей. Полномочиями эфората являлось созыв герусии и апеллы, ведение внешнеполитическими делами, финансовыми вопросами, осуществление судебных и полицейских функций.Таким образом, рассмотрев историю развития спартанского государства, можно говорить о том, что Спарта является единственным государством древнего мира, где воспитание и образование молодого поколения граждан было полностью национализировано. Как и Афины, Спарта была ведущим центром греческого мира, но представляла собой другой тип государства, нежели Афины. Спарта, в противоположность Афинам была аристократической, а не демократической, республикой. 3.Основные сходства и различия Афин и СпартыТаким образом, по политическому устройству рассмотренные полисы разделяются на два основных вида: с демократическим и олигархическим устройством. Подобного рода различия политического строя обусловлено их социально-экономическими отношениями внутри самих полисов. Так, если в Афинах была хорошо развита экономика и торговля, то она тяготела к демократическим формам государственного устройства. В то же время в большинстве случаев олигархия была присущаполисам с консервативной аграрной экономикой – Спарта.Для греческих полисов характерной особенностью являлась организация политической власти коллективом граждан, которые образовывали общину. Как в Афинах, так и в Спарте характерно наличие коллективной собственности граждан, а также тесная связь между политической и военной организацией гражданства. Вместе с тем, между государственным устройством двух полисов прослеживаются глубокие различия.Афины характеризуются установлением демократической республики, которая на тот период считалась самой развитой и совершенной формой демократического строя.Для Афин характерно существование следующего социального разделения: граждане, метеки и рабы. Афинская полисная система создавалась, прежде всего, для граждан и во всем опиралась на него. Именно граждане обладали рядом прав и обязанностей.Для Спарты было характерным установление олигархического политического строя. Аристократический характер государства вырастал из особенностей социально-экономических отношений: господства натурального хозяйства, слабого развития ремесел, а также военного характера спартанского общества. Это обусловило малочисленность органов гражданского управления и повышение роли военного воспитания.В Спартанском государстве жители подразделялись на следующие социальные группы: спартиаты; гипомейены; периэки; илоты. При этом политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в данном государстве являлась собственностью государства и делилась на участки (клеры), передававшиеся полноправным гражданам в наследственное пользование. При этом наделы даровались вместе с несколькими хозяйствами государственных рабов.Чрезвычайно важным органом власти как в Афинах, так и в Спарте, было Народное собрание (Спарта – апеллой, Афины – экклесия). Вместе с тем, роль апеллы в Спарте была куда меньшей по сравнению с афинским Собранием. Так, участники апеллы не имели права обсуждать законопроекты, а могли лишь принимать или отвергать их, в то время как в Афинах важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета. В Афинах экклесия собиралось регулярно и в строго определенные сроки, его работа была упорядочена и хорошо организована. В то же время Спартанская апелла собиралась от случая к случаю и только по решению должностных лиц. Для Афин характерным являлось то, что каждый имел право вынесения своего законопроекта на обсуждение и всякое предложение должно было быть рассмотрено, в то время как в Спарте это была привилегия членов Совета геронтов и эфоров.В системе государственных органов афинской демократии огромную роль играли также Совет 500 и Ареопаг. Совет был не менее влиятельным органом, чем Народное собрание.Совет занимался предварительным рассмотрением всех дел, поступающих в Народное собрание, выносил свое суждение о нем – пробулевму.У спартиатов классовую военную организацию возглавляли два два военачальника – царя (басилеи или архагенты). Цари за собой сохранили собой жреческие и некоторыесудебные функции. Во время войн они осуществляли командование войсками. Вместе с тем цари в Спарте почти не имели реальной власти и были сильно ограничены аристократией. Решающая роль в Спарте принадлежала Совету геронтов, или герусии. Немаловажно отметить то, что герусия не подчинялась ни одному из органов и контроля за ней не велось. Она существовала наряду с Народным собранием, но не должна была ему отчитываться. В отличие отафинского Совета 500, который был лишь рабочим органом экклесии, спартанская герусия самостоятельно принимала все решения, лишь изредка вынося их на формальное утверждение апеллы. Совет геронтов обладал неограниченными возможностями и руководил всеми сферами спартанской жизни – военной, финансовой, судебной.Таким же авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»). По закону, эфоры избирались из всего состава спартиатов, однако обычным делом было избрание в эфоры представителей наиболее знатных родов.Коллегия эфоров обладала огромной силой и властью и считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Основная задача коллегии состояла в том, чтобы контролировать действия должностных лиц и спартанских царей. Также эфоры следили за системой спартанского воспитания и в случае обнаружения нарушений имели право привлекать к судебной ответственности и должностных лиц, и отдельных граждан.ЗаключениеИтак, подведем итог настоящего исследования.Задачей работы являлось проведение сравнительного анализа таких древнегреческих государств Спарта и Афины. Эти два государства, по сути, характеризуют две формы правления полисов Древней Греции, представляя собой два типа республики: аристократическую и демократическую. Характеризуя Спарту, стоит отметить, что, на взгляд автора, наиболее интересным кажется власть государства, которая впервые в истории национализировала процесс воспитания и представившего развитый образец государственной идеологии.В свою очередь Афины демонстрируют главенство свободы граждан и демократии, которые стали краеугольным камнем современного мира. В развитии государства и права Афин важнейшей вехой стали реформы царя Солона. По мнению многих исследователей, именно реформы Солона являются началом истории Европы как таковой: истории государства и права, где, в отличие от Азии, приматом стало индивидуальное, а не коллективное начало, и восторжествовал примат личности над государством.Именно Солоном была провозглашена свобода афинского гражданина, который не подлежал обращению в рабство ни за долги, ни как либо иначе. Именно для греческого полиса свойственно появление понятия «свободы» (элевтерии), тогда как в странах Востока государю нераздельно принадлежала жизнь и свобода подданного.Вместе с тем, для особенностей афинской демократии следует отнести то, что, не все жители полиса могли ею воспользоваться. Данное государство имело ограничения для неграждан – рабов, женщин, иностранцев.Список литературыАндреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). СПб., 2003.Аристотель. Политика. М., 1994.Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2002.Кузищин В.И., История Древней Греции, Москва, изд. «Высшая школа», 2005.Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с франц. М., 1998. Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1994. С. 53 – 55.Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб, 2001.Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Ростов на/Д., 1994.
1. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). СПб., 2003.
2. Аристотель. Политика. М., 1994.
3. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2002.
4. Кузищин В.И., История Древней Греции, Москва, изд. «Высшая школа», 2005.
5. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с франц. М., 1998.
6. Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1994. С. 53 – 55.
7. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб, 2001.
8. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Ростов на/Д., 1994.
Вопрос-ответ:
Какие были этапы развития афинского государства и демократии?
Развитие афинского государства и демократии проходило через несколько этапов. Первым этапом было формирование архаического государства, где власть принадлежала землевладельцам. Затем произошло возникновение демократии, когда полнота власти перешла в руки народа. После этого был период реформ с целью улучшения демократического устройства. В итоге, в Афинах была создана полноценная демократия, которая оставила свой след в истории.
Как развивалось спартанское государство?
Развитие спартанского государства проходило через несколько этапов. Сначала Спарта была населена дорийцами, которые создали феодальное государство с некими элементами рабовладения. Затем произошло упрочение военной мощи Спарты и установление строгого режима. В конечном итоге, Спарта превратилась в олигархию, где власть принадлежала определенному классу людей.
В чем основные сходства и различия между Афинами и Спартой?
Основные сходства между Афинами и Спартой заключаются в том, что оба города были городами-государствами и находились в Древней Греции. Однако, у них были и существенные различия. Афины были демократическим государством, где власть принадлежала народу, в то время как Спарта была олигархическим государством, где власть принадлежала определенному классу. Также, в Афинах было развито искусство и наука, в то время как в Спарте важнейшим был военный аспект.
Кто такие илоты в Древней Греции и какова была их роль в Афинах и Спарте?
Илоты это в отличие от обычного рабства типа рабовладения, принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а государству. Илоты с семьями жили на территории угодий и пользовались определенной самостоятельностью, однако были обязаны выплачивать налоги и выполнение распоряжений. В Афинах и Спарте илоты были важной составляющей общественного строя и исполняли различные функции, связанные с экономикой и военными делами.
Как развивалось афинское государство и демократия?
Афины были одним из крупнейших городов-государств Древней Греции. Их развитие началось в VIII веке до н.э. Афины были уникальны тем, что они были демократическим государством, где политическая власть принадлежала народу. Система афинской демократии включала участие граждан в принятии решений, выборе должностных лиц и участие в народных собраниях.
Как развивалось спартанское государство?
Спарта была мощным государством-воинским союзом. Ее развитие началось в X веке до н.э. Спарта была основана на военном характере и стремлении к силе. В спартанском обществе была строгая иерархия, основанная на воинской дисциплине и силе. Система спартанского государства была ориентирована на поддержание военной мощи и подчинение всех аспектов жизни государству.
Какие основные сходства и различия между Афинами и Спартой?
Афины и Спарта были двумя разными государствами в Древней Греции, и у них были как сходства, так и различия. Общими чертами была их значимость в греческом мире, а также их стремление к власти и мощи. Однако, в своей организации они отличались: Афины были демократическим государством, где народ имел политическую власть, а Спарта была олигархическим государством, где власть принадлежала небольшой группе правителей.
Кто такие илоты в государствах Афины и Спарта?
Илоты в отличие от обычного в Древней Греции типа рабства принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а государству. Илоты с семьями жили на территории участка, пользовались известной самостоятельностью и были обязаны владельцам участков выплачивать часть своего урожая. Они также служили в спартанской армии и могли быть вызваны на войну в любое время.
Какое развитие достигли Афины и Спарта в Древней Греции?
Афины были примером развитой демократии, осуществляли широкое участие граждан в политической жизни, были центром культуры и науки. Спарта же была государством воинской аристократии, где существовала жесткая система воспитания и службы с 7 лет, а также общественный контроль над личностью.