История научных исследований в области интерактивного обучения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 05.02.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Сущность и исторический контекст исследования методов интерактивного обучения 8
2. Технологии интерактивного обучения в наши дни 16
Заключение 28
Литература 31
Фрагмент для ознакомления

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.5. Игровые методикиИгра - уникальный по своим свойствам вид деятельности, присущий как детям, так и взрослым, позволяющий моделировать реальность при помощи метафоры. Практика использования данного вида активности в педагогике известна уже давно, и особенно важным и значимым для педагога является применение особого аспекта данной деятельности, который формирует непроизвольный интерес к изучению материала различных учебных дисциплин. В то же время, должно происходить серьезное и всестороннее усвоение изучаемого материала.Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр - деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.Практика подтвердила эффективность применения игровых методик в процессе обучения, показав высокое усвоение школьниками всего использованного в игре научного материала.При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.6. Метод «мозгового штурма»Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревнования активизирует мыслительную деятельность учащихся.По окончании «штурма» все предложенные идеи или решения подвергаются анализу, в котором участвует вся группа. Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретенных знаний на обобщающем занятии по конкретной теме курса.«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные, в том числе интерактивные, больше предполагают демократический стиль, основанный на субъект-субъектных отношениях между его участниками (обучающим и обучающимися). В таких отношениях обучающий является не столько ментором, сколько равноправным участником общения, учитывающим мнение и уровень индивидуального развития обучающегося.Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и другие важные качества.Сравнительный анализ рассмотренных методов, а также практика преподавания позволяют сделать вывод, что не все они в одинаковой степени могут быть применимы при обучении общеобразовательным предметам естественнонаучного цикла. Учитывая дефицит времени, при изучении «непрофильных» предметов, например, химии, физики и других, некоторые методы (метод проектов, кейс-метод, игровые методики), требующие достаточно большого времени для их подготовки и проведения, можно рекомендовать для организации внеаудиторных занятий или обобщения изученного материала и осуществления интеграции знаний посредством реализации межпредметных связей, в том числе с предметами профессиональной подготовки. Исследовательская, дискуссионная форма организации занятий, а так же «мозговой штурм» являются эффективными методами формирования компетенций при проведении аудиторных занятий.При этом следует учитывать, что метод проектов и кейс-метод в большей мере по сравнению с другими нами описанными методами способствуют формированию таких компетенций, как умения выделять проблему и находить пути её решения, оценивать собственную деятельность, ответственность. Исследовательский метод - творческий подход к осуществлению деятельности, общенаучные умения, и, наравне с дискуссиями, играми и «мозговым штурмом» развивает коммуникативные качества личности, толерантность.На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.ЗаключениеСовременный мир быстро меняется, и этот факт нельзя отрицать. Согласно исследованиям, одной из важнейших способностей, присущих востребованному современному специалисту, является способность к постоянному творческому развитию, принятию нестандартных, креативных решений. Вот почему в наши дни особое внимание важно уделять не только развитию интеллектуальных способностей, но и творческих.Общество вынуждено признать, что любые позитивные преобразования во всех сферах общественной жизни не могут быть реализованы в рамках традиционной формы обучения. Для достижения эффективности, преодоления кризисно-застойных ситуаций и явлений, необходима радикальная смена форм и методов обучения, которая выражается, в частности, во внедрении новых современных обучающих технологий. Это в особенности имеет значение на фоне инертности учебных заведений, которые отдают предпочтение прежним методам обучения, не принимая во внимания те перемены, которые происходят в науке, политике, экономике и общественной жизни, перемен в самом стиле жизни. Изучение и анализ отечественной и зарубежной педагогики по проблеме технологизации учебного процесса, исторический экскурс в развитии технологий обучения позволяют констатировать, что данная проблема не нова, а встречается во многих педагогических исследованиях еще прошлых столетий и является предметом исследования современных авторов. Столь широкий интерес к педагогическим технологиям вызван разными мотивами: одни ученые традиционно следуют модному направлению; другие озабочены состоянием образования и видят в технологизации очередную панацею от всех бед; третьи считают, что технологизация - объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач. В настоящее время интерес к поиску эффективных, действующих технологий обучения вызван, прежде всего, следующими предпосылками: недооценка ведущей роли субъектов обучения; отсутствие целевого управления достижением прогнозируемого результата; отсутствие системности и непрерывности процесса обучения.Проанализировав теоретические и практические положения психологов и педагогов по проблеме развития творческих способностей личности, мы выявили комплекс интерактивных технологий, а именно: «мозговой штурм» и «мозговая атака», проектная технология, «круглый стол», ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций. Наш выбор обоснован следующими причинами:1. В рамках нынешней классно-урочной системы преподавания, интерактивные технологии органично вписываются в общий учебный процесс, при этом, не затрагивая само содержание обучения,которое, по сути, определено стандартами российского образования и требует их соблюдения. Будучи введены в учебно-воспитательную практику, интерактивные технологии дают возможность достичь поставленных педагогических задач по учебному предмету новыми, альтернативными способами, значительно повышающими интерес учащихся к предмету, и задействующие иные каналы восприятия информации.2. На наш взгляд, интерактивные технологии в обучении дают возможность не только эффективного усвоения учебного материала школьниками, но и обеспечивают их интеллектуальное, а так же творческое развитие, развитие их самостоятельности, активности, поиска новых решений.3. Интерактивные технологии обучения способствуют развитию коммуникативной функции в освоении школьных образовательных дисциплин, демонстрируют принцип обратной связи. Интерактивное обучение представляет собой особый род организации учебно-познавательной активности. Одна из ее целей-развитие творческой активности учащихся, когда школьник осознает свою успешность, получает поощрение своей деятельности, а значит, сильную мотивацию двигаться вперед, получить возможность самореализации, как личности.Среди основных характеристик интерактивных технологий обучения в плане развития творческих способностей учащихся мы выделяем следующие: работа в режиме диалога; сотрудничество преподавателя со студентами; индивидуальный и дифференцируемый подход к обучению; организация индивидуального творческого пространства; развитие самостоятельной творческой активности; вариативность и гибкость учебной программы; рефлексия.Сравнительно-сопоставительный анализ результатов нашей работы выявил количественное увеличение значений критериев сформированности творческих способностей у учащихся.Соотношения результатов свидетельствуют об эффективности развития как творческих, так и интеллектуальных способностей учащихся в условиях интерактивного обучения в экспериментальных группах по сравнению с традиционным обучением в контрольных группах. ЛитератураАндреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Интеракционистская ориентация // Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы. -  М.: Аспект-пресс, 2001. - 288 с. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Аст, 2005. - 256 сГузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. - 144 с.Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 80 с.Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 8 с.Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М.: Академия, 2004. - 75 с.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов,      И.Б.Котова,  Е.Н.Шиянов   и др.;  Под ред. С.Л.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 .-512 с.Пидкасистый П. И. Технологии игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М.: Академия, 2006. - 268 с.Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях / А.А. Плигин // Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях / Под ред. А.А. Плигина. - М.: Генжер, 2006. - с.37-61.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2006. - 362 с.Смолянинова  О.Г.  Инновационные  технологии  обучения  студентов  на основе метода Case Study./Инновации в российском образовании. – М.: ВПО, 2000. - 51 с.Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. - 627 с.Суворова Н.Н. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н. Н Суворова. - М.: Роспедагентство, 2005. - 216 с.Чурсин М.А. , Афанасьевский Л.Б. Инновационные методы обучения в современном вузе./ Материалы XI Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации». - Воронеж, 2013Шахназаров Г.Х. О концепции общественного развития. // Социс, 1994, №10.

Литература

1. Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Интеракционистская ориентация // Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы. - М.: Аспект-пресс, 2001. - 288 с.
2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Аст, 2005. - 256 с
3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. - 144 с.
4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
5. Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 8 с.
6. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.
7. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М.: Академия, 2004. - 75 с.
8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 .-512 с.
9. Пидкасистый П. И. Технологии игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М.: Академия, 2006. - 268 с.
10. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях / А.А. Плигин // Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях / Под ред. А.А. Плигина. - М.: Генжер, 2006. - с.37-61.
11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2006. - 362 с.
13. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study./Инновации в российском образовании. – М.: ВПО, 2000. - 51 с.
14. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. - 627 с.
15. Суворова Н.Н. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н. Н Суворова. - М.: Роспедагентство, 2005. - 216 с.
16. Чурсин М.А. , Афанасьевский Л.Б. Инновационные методы обучения в современном вузе./ Материалы XI Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации». - Воронеж, 2013
17. Шахназаров Г.Х. О концепции общественного развития. // Социс, 1994, №10.

Вопрос-ответ:

Какие методы интерактивного обучения были исследованы в прошлом?

В прошлом были исследованы различные методы интерактивного обучения, такие как проблемно-ориентированное обучение, проектные методы, ситуативное обучение и др.

Какие технологии интерактивного обучения используются в настоящее время?

В настоящее время используются различные технологии интерактивного обучения, такие как онлайн-курсы, вебинары, виртуальная реальность, мобильные приложения и др.

Какие компетенции развиваются во время дискуссии о методах интерактивного обучения?

Во время дискуссии развиваются коммуникативные умения, общение, формулирование и задача вопросов, отстаивание своей точки зрения, уважение и принятие собеседника, анализ и синтез информации, способность к самостоятельной работе, выявление проблем и их решение, и др.

Какие исторические факторы повлияли на исследования в области интерактивного обучения?

Исследования в области интерактивного обучения были повлияны такими историческими факторами, как развитие информационных технологий, изменение требований общества к образованию, появление новых педагогических концепций и др.

Какая роль играет литература в исследовании методов интерактивного обучения?

Литература играет важную роль в исследовании методов интерактивного обучения, предоставляя информацию о существующих методиках, исследованиях, опыте других ученых и педагогов. Она также помогает ученым анализировать и синтезировать данные, а также разрабатывать новые идеи и концепции.

Какова сущность и исторический контекст исследования методов интерактивного обучения?

Исследования в области интерактивного обучения направлены на изучение методов и приемов, позволяющих создать интерактивное обучение, то есть такое обучение, при котором ученик активно взаимодействует с учебным материалом и получает обратную связь на свои действия. Исследования в этой области начались еще в середине XX века и продолжаются до сих пор. Они имеют исторический контекст развития образования и общества в целом, а также связаны с развитием компьютерных технологий и интернета.

Какие технологии интерактивного обучения используются в наши дни?

В наши дни используются различные технологии интерактивного обучения, такие как веб-конференции, онлайн-курсы, виртуальные классы, мобильные приложения и др. Веб-конференции позволяют проводить уроки и семинары в режиме реального времени с использованием видео и аудио связи. Онлайн-курсы предоставляют возможность изучать учебный материал в удобное время и в удобном месте. Виртуальные классы симулируют обычный класс, но в онлайн-формате, что позволяет ученикам и учителям взаимодействовать друг с другом. Мобильные приложения позволяют изучать учебный материал на мобильных устройствах в любое время и в любом месте.

Какие компетенции формируются во время дискуссии по исследованию методов интерактивного обучения?

Во время дискуссии по исследованию методов интерактивного обучения формируются различные компетенции, включая коммуникативные умения, умение формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и другие. Также развиваются способности к анализу и синтезу, способность брать на себя ответственность за свои действия, выявлять проблемы и искать способы их решения.

Когда начались исследования в области интерактивного обучения?

Исследования в области интерактивного обучения начались еще в середине XX века. Они стали активно развиваться с появлением компьютерных технологий, которые позволяют создавать интерактивные учебные материалы и инструменты для обучения. С течением времени исследования стали все более актуальными и разнообразными, в связи с чем и появились новые методы и технологии интерактивного обучения.

Какова сущность и исторический контекст исследования методов интерактивного обучения?

Исследование методов интерактивного обучения направлено на изучение способов взаимодействия учеников с обучающим материалом и обучителем. Оно помогает создать эффективные инструменты и технологии, которые позволяют более эффективно усваивать знания и развивать навыки учащихся. Исторический контекст исследования включает в себя развитие технологий и подходов к обучению на протяжении десятилетий, начиная с появления первых компьютеров в школах в 1960-х годах. С тех пор исследования в области интерактивного обучения продолжаются и совершенствуются, внося важные вклады в образовательную сферу.

Какие технологии интерактивного обучения применяются в наши дни?

В наши дни применяются различные технологии интерактивного обучения. Например, это веб-платформы и приложения, которые позволяют учащимся взаимодействовать с материалом и выполнять задания через компьютер или смартфон. Также широко используются интерактивные доски и проекторы, которые позволяют показывать и объяснять материал в интерактивной форме. Разработка виртуальной и дополненной реальности также открывает новые возможности для интерактивного обучения. Все эти технологии помогают учащимся активнее участвовать в учебном процессе и усваивать материал более эффективно.