Групповые формы деятельности как способ повышения самооценки в подростковом возрасте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 68 68 страниц
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 23.02.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Групповые формы деятельности как способ повышения самооценки в подростковом возрасте 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей самооценки в подростковом возрасте 8
1.1. Понятие и сущность самооценки в психологической литературе 8
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 14
1.3. Социально – психологический тренинг как групповая форма работы 20
Глава 2. Эмпирическое исследование использования групповых форм деятельности как способа повышения самооценки подростков 27
2.1. Этапы и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов первичного замера особенностей развития самооценки подростков 32
2.3. Программа развития самооценки подростков с использованием групповых форм работы 39
2.4. Проверка эффективности коррекционно – развивающей программы по развитию самооценки подростков 46
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 1 60
Приложение 2 64
Приложение 3 68

Фрагмент для ознакомления

Итак, в результате проведения повторной диагностики по определению уровня самооценки у подростков по методике Ковалева были получены следующие данные, которые представлены в таблице 5 и диаграмме 4.
Таблица 5
Сравнительный анализ уровня самооценки подростков в контрольной и экспериментальной группе по методике Ковалева при повторном замере, в %

Уровень самооценки Экспериментальная группа Контрольная группа Низкий 20% 30% Средний 43,4% 50% Высокий 36,6% 20%
Диаграмма 4
Сравнительный анализ уровня самооценки подростков в контрольной и экспериментальной группе по методике Ковалева при повторном замере, в %


Как видно из таблицы, старшеклассники из экспериментальной группы демонстрируют следующие результаты: 20 % из них имеют низкий уровень самооценки, у 43,4 % самооценка на среднем уровне, у 36,6 % - на высоком.
Среди подростков из контрольной группы низкая самооценка выявлена у 30 % респондентов, средняя – у 50 % и высокая – 20 % опрошенных старшеклассников.
Далее, в результате проведения повторной диагностики по определению уровня самооценки у подростков по методике Дембо - Рубинштейн были получены следующие данные, которые представлены в таблице 6 и диаграмме 5.



Таблица 6
Сравнительный анализ уровня самооценки подростков в контрольной и экспериментальной группе по методике Дембо - Рубинштейн при повторном замере, в %

Уровень самооценки Экспериментальная группа Контрольная группа Низкий 16,6% 30% Средний 43,4% 43,4% Высокий 40% 16,6% Завышенный 0 10%
Итак, после проведения коррекционно – развивающих занятий в экспериментальной группе, 16,6 % подростков продемонстрировали низкий уровень самооценки. Средний уровень самооценки после проведения занятий выявлен у 43,4 %. Высокий уровень самооценки присущ у 40 % респондентов данной группы, завышенный уровень самооценки после проведенных занятий у подростков не выявлен.
Что касается контрольной группы, то у 30 % подростков из этой группы при повторной диагностике выявлен низкий уровень самооценки; средний присущ 43,4 % опрошенных; высокий уровень выявлен у 16,6 % старшеклассников, также 10 % респондентов контрольной группы демонстрируют завышенный уровень самооценки.




Диаграмма 5
Сравнительный анализ уровня самооценки подростков в контрольной и экспериментальной группе по методике Дембо - Рубинштейн при повторном замере, в %




Также после проведения занятий у подростков обеих групп был выявлен уровень адекватности самооценки.
Результаты приведены в таблице 7 и диаграмме 6.
Итак, как видно из таблицы, после проведения коррекционно – развивающих занятий в экспериментальной группе количество подростков с адекватной самооценкой увеличилось до 83,4 %, неадекватную самооценку демонстрируют 16,6% старшеклассников этой группы.
В контрольной группе 60 % старшеклассников имеют адекватную самооценку, 40 % - неадекватную.


Таблица 7
Сравнительный анализ уровня адекватности самооценки подростков в контрольной и экспериментальной группе по методике Дембо - Рубинштейн при повторном замере, в %

Уровень адекватности самооценки Экспериментальная группа Контрольная группа Адекватная самооценка 83,4% 60% Неадекватная самооценка 16,6% 40%
Диаграмма 6
Сравнительный анализ уровня адекватности самооценки подростков в контрольной и экспериментальной группе по методике Дембо - Рубинштейн при повторном замере, в %

Подростки с адекватной самооценкой реально оценивают свои возможности и способности, соотносят свои желания со своими возможностями, ставят для себя реально достижимые цели и планки.
Подростки с неадекватной самооценкой или недооценивают свои возможности, что ведет к отказу от желаний и целей, или же наоборот, переоценивают свои способности и возможности, в результате ставят перед собой недостижимые цели, в системе желаний преобладает «хочу» над «могу».
Далее, для того, чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что специально организованная деятельность с использованием групповых форм работы может способствовать формированию адекватной самооценки подростков, данные, полученные в ходе первичной и повторной диагностики, были подвергнуты статистической математической обработке с использованием U критерия Манна – Уитни.
Этот метод позволяет выявить наличие или отсутствие существенных различий между выборками. В данном случае мы сравнивали данные первичного и повторного замеров экспериментальной группы между собой, а также данные первичного и повторного замеров контрольной группы между собой. Расчеты приведены в Приложении 1.
Значения U1 (результаты первичного замера) и U2 (результаты повторного замера) для обеих групп приведены в таблице 8.
Таблица 8
Значения U1 (результаты первичного замера) и U2 (результаты повторного замера) для контрольной и экспериментальной группы

Замер Экспериментальная группа Контрольная группа Методика Ковалева Методика Дембо - Рубинштейн Методика Ковалева Методика Дембо - Рубинштейн U 1 597 287 462,5 439 U 2 303 613 437,5 461
Итак, выявлены существенные различия между показателями первичного и повторного замеров в экспериментальной группе по обеим методикам, тогда как существенных различий между первичным и повторным замером в контрольной группе не выявлено.
Таким образом, предположение о том, что специально организованная деятельность с использованием групповых форм работы может способствовать формированию адекватной самооценки подростков, подтвердилось.


Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из актуальных проблем подросткового возраста – формированию самооценки.
Подростковый период справедливо считается одним из одним из важнейших периодов процесса формирования и развития личности. Это связано с тем, что именно в этом возрасте окончательно формируются и закладываются основы характера, мотивационно – потребностная, эмоциональна и волевая сферы, формируется система ценностных ориентация и, самое главное, формируется «Я-концепция».
Обучение в школе требует от школьника самостоятельности, умения принимать решения, регулировать свое эмоциональное состояние, желания и мотивы, соотносить их со своими возможностями. Поэтому именно в этот период на первый план выходит проблема сформированности у ученика способности самостоятельно регулировать свое поведение.
Являясь центральным звеном структуры «Я-концепции», самооценка оказывает влияние на многие аспекты поведения подростка и, конечно же, на особенности его взаимодействия с социальной сферой.
Отсюда целью нашей работы было изучение возможности использования групповых форм работы в процессе формирования самооценки в подростковом возрасте.
В нашей работе мы изучили самооценку как психологический феномен, рассмотрели психологические характеристики подросткового возраста; эмпирически изучили возможность использования групповых форм работы в процессе формирования самооценки в подростковом возрасте
Исследование помогло нам сделать следующие выводы.
Подросток, обладающий адекватной самооценкой, способен адекватно планировать свою деятельность, ставить реально достижимые цели, планировать конкретные действия по достижению задуманной цели, просчитывать возможные варианты своей деятельности, реально оценивать свои силы, ресурсы, а также предугадывать возможные трудности, которые могут встать на пути; при этом школьник с адекватной самооценкой демонстрирует гибкость поведения и критериев успешности, которыми он пользуется на пути к достижению поставленной цели, умеет самостоятельно принимать решения и смело идти вперед к поставленной задаче.
Подростки, имеющие заниженную самооценку, неуверенны в своих действиях, затрудняются с постановкой задач и выбором реально достижимых целей, испытывают трудности с планированием конкретных действий, не могут адекватно оценить свои результаты, чаще всего занижая их реальный успех, боятся проявить гибкость и творчество при выборе путей достижения цели, испытывают большие трудности при выборе того или иного решения, без посторонней помощи не могут выстроить общую координацию своей деятельности.
Ребята же, имеющие завышенную самооценку, переоценивают свои возможности, не относятся серьезно к таким задачам как четкая постановка цели, планирование конкретных действий и т.д. Они чаще всего инфантильны в принятии самостоятельных решений и оценке своих реальных результатов, склонны приукрашивать их, не замечают деталей, хотя и способно продемонстрировать гибкость и творчество при выполнении различного рода деятельности.
В процессе проведения психолого – педагогического эксперимента по формированию самооценки подростков наша гипотеза о том, что специально организованная деятельность с использованием групповых форм работы может способствовать формированию адекватной самооценки подростков, подтвердилось.
Таким образом, можно сделать вывод, что гармоничное развитие личности подростка, развитие его самостоятельности и автономности возможно тогда, когда один из главных компонентов его Я, а именно самооценка, характеризуется позитивностью и в то же время адекватностью.
Ребята же, имеющие отклонения – завышенную или заниженную самооценку, попадают в группу риска, и если не принять во время меры по коррекции и оптимизации формировании самооценки, то возможны нарушения их гармоничного личностного развития, что, в конечном итоге, обязательно скажется на жизни уже взрослого человека.
Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. 
Аллахвердян С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности (на материале подросткового возраста): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2007. - 24с.
Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 2005.-223с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для школьников. – СПб.: Речь, 2008
Батурин Н.А. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 2006. - № 2. - С.81-89.
Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. 2007. - № 4. - С.25-32.
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2008
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2002
Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. – 1992. - Т.13. - №4. - с. 99 – 100.
Вачков И. Основы психотехнологии группового тренинга. Психотехники. – М., 1999
Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2008. - 160с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2007
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2008
Горбатова Е. Теория и практика психологического тренинга. – СПб., 2008
Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М., 2004. – 64 с.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб., 2007
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – СПб., 2005
Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб., М., 2002
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. - СПб, 1999
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – М., 2006
Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. - Т. 27. - № 3. с. 18 – 30
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008
Истртова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д., 2008
Кваде В., Трусов В.П. Исследование коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 2006. - №3. - С. 130-133.
Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн., 2009.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1982
Корнеева Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции. – СПб., 2006.
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008
Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте. М., 2007
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (рождение ребенка от рождения до 17 лет). -М.: Владос, 1997 265с,
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2008.-256с.
Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 2006
Льюис Р. Д. Тренинг эффективного общения. – М.: Астрель, 2002
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2008
Макеева Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2007. - 18с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2008
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008
Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2008
Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 2006
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2005
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005
Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 2008
Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. - М., 2000
Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. – СПб., 2002
Психологический тренинг в группе / Автор-составитель Л.М. Митрофанова. – М., 2005
Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2008
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Бодалева. – СПб., 2002
Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе.– М., 2006
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2008
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005
Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 2006 -№1. - С.69-75
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1998
Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 34–36
Снайдер Д. Курс выживания для подростков. М.: «Горизонт», 2007
Столин В.В. Самосознание личности.- М., 2003
Хоружий С.Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающему. М., 2006. - 398с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2007
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2006

Приложение 1

Расчет статистических значений с использованием U критерия Манна – Уитни для выявления наличия или отсутствия связи между показателями уровня самооценки подростков в экспериментальной группе при первичном и повторном замере
№ С/О по тесту Ковалева ранг С/О по тесту Дембо-Рубинштейн ранг 1 117 1 21 60 2 115 2 24 59 3 105 3 26 57 4 77 5 26 57 5 71 6,5 29 55 6 65 8 31 54 7 57 10 33 53 8 51 11 26 57 9 48 12 39 51,5 10 44 14,5 41 49 11 41 16 42 48 12 37 19 46 45 13 35 21 48 42 14 33 23 49 41 15 31 24,5 51 37,5 16 30 26,5 51 37,5 17 30 26,5 53 34,5 18 29 28 55 31,5 19 28 30 55 31,5 20 28 30 56 29 21 27 33,5 57 27 22 27 33,5 57 27 23 26 37 58 24,5 24 24 39,5 59 22,5 25 22 45 62 17 26 22 45 65 13,5 27 20 51 71 8,5 28 18 53,5 73 5 29 17 55,5 77 2 30 16 57 81 1 1 85 4 39 51,5 2 71 6,5 40 50 3 60 9 43 47 4 47 13 44 46 5 44 14,5 47 43,5 6 40 17 47 43,5 7 38 18 50 40 8 35 21 51 37,5 9 35 21 51 37,5 10 31 24,5 53 34,5 11 28 30 55 31,5 12 27 33,5 55 31,5 13 27 33,5 57 27 14 26 37 58 24,5 15 26 37 59 22,5 16 24 39,5 60 20,5 17 23 41,5 60 20,5 18 23 41,5 61 18,5 19 22 45 61 18,5 20 22 45 63 15,5 21 22 45 63 15,5 22 21 48,5 65 13,5 23 21 48,5 68 12 24 20 51 69 11 25 20 51 70 10 26 18 53,5 71 8,5 27 17 55,5 72 7 28 15 58 73 5 29 14 59 73 5 30 13 60 74 3   30,5   58,4   317   сумма R1   сумма R1     768   1078     сумма R2   сумма R2     1062   752     U1   U1     597   287     U2   U2     303   613
Расчет статистических значений с использованием U критерия Манна – Уитни для выявления наличия или отсутствия связи между показателями уровня самооценки подростков в контрольной группе при первичном и повторном замере

№ С/О по тесту Ковалева ранг С/О по тесту Дембо-Рубинштейн ранг 1 110 1 21 59 2 95 4 25 56,5 3 85 5 27 55 4 73 7 30 52 5 65 10 30 52 6 62 11 31 49 7 55 14 35 46,5 8 51 15 37 45 9 47 17,5 39 44 10 46 19 41 43 11 43 21,5 45 40 12 41 23 47 37,5 13 40 25 49 34,5 14 40 25 49 34,5 15 38 29,5 50 31,5 16 35 31,5 50 31,5 17 35 31,5 51 29,5 18 34 33,5 53 26 19 31 38 55 23 20 31 38 55 23 21 30 41 56 20,5 22 28 43,5 58 17,5 23 27 46 58 17,5 24 27 46 58 17,5 25 24 49,5 62 11,5 26 23 51,5 65 9,5 27 20 53 71 8 28 17 55,5 76 6 29 15 57,5 78 3,5 30 14 59 81 1,5 1 108 2 19 60 2 96 3 23 58 3 83 6 25 56,5 4 71 8 30 52 5 68 9 30 52 6 60 12 30 52 7 56 13 33 48 8 49 16 35 46,5 9 47 17,5 42 42 10 45 20 45 40 11 43 21,5 45 40 12 40 25 47 37,5 13 39 27,5 49 34,5 14 39 27,5 49 34,5 15 38 29,5 51 29,5 16 34 33,5 52 28 17 33 35,5 53 26 18 33 35,5 53 26 19 31 38 55 23 20 30 41 56 20,5 21 30 41 58 17,5 22 28 43,5 59 15 23 27 46 60 13,5 24 26 48 60 13,5 25 24 49,5 62 11,5 26 23 51,5 65 9,5 27 19 54 73 7 28 17 55,5 77 5 29 15 57,5 78 3,5 30 13 60 81 1,5   42,2   49,8   317   сумма R1   сумма R1     902,5   926     сумма R2   сумма R2     927,5   904     U1   U1     462,5   439     U2   U2     437,5   461
Приложение 2
Сводный протокол результатов первичной и повторной диагностики уровня самооценки подростков в экспериментальной группе

экспериментальная группа 1 замер № С/О по тесту Ковалева уровень С/О по тесту Дембо-Рубинштейн уровень уровень адекватности 1 117 низкий 21 низкий неадекв 2 115 низкий 24 низкий неадекв 3 105 низкий 26 низкий неадекв 4 77 низкий 26 низкий неадекв 5 71 низкий 29 низкий неадекв 6 65 низкий 31 низкий неадекв 7 57 низкий 33 низкий неадекв 8 51 низкий 26 низкий неадекв 9 48 низкий 39 низкий неадекв 10 44 ср 41 низкий неадекв 11 41 ср 42 низкий неадекв 12 37 ср 46 ср адекв 13 35 ср 48 ср адекв 14 33 ср 49 ср адекв 15 31 ср 51 ср адекв 16 30 ср 51 ср адекв 17 30 ср 53 ср адекв 18 29 ср 55 ср адекв 19 28 ср 55 ср адекв 20 28 ср 56 ср адекв 21 27 ср 57 ср адекв 22 27 ср 57 ср адекв 23 26 ср 58 ср адекв 24 24 выс 59 ср адекв 25 22 выс 62 выс адекв 26 22 выс 65 выс адекв 27 20 выс 71 выс адекв 28 18 выс 73 выс адекв 29 17 выс 77 завыш неадекв 30 16 выс 81 завыш неадекв ср. зн. 43,0   48,7    

экспериментальная группа 2 замер № С/О по тесту Ковалева уровень С/О по тесту Дембо-Рубинштейн уровень уровень адекватности 1 85 низкий 39 низкий неадекв 2 71 низкий 40 низкий неадекв 3 60 низкий 43 низкий неадекв 4 47 низкий 44 низкий неадекв 5 44 низкий 47 низкий неадекв 6 40 низкий 47 ср адекв 7 38 ср 50 ср адекв 8 35 ср 51 ср адекв 9 35 ср 51 ср адекв 10 31 ср 53 ср адекв 11 28 ср 55 ср адекв 12 27 ср 55 ср адекв 13 27 ср 57 ср адекв 14 26 ср 58 ср адекв 15 26 ср 59 ср адекв 16 24 ср 60 ср адекв 17 23 ср 60 ср адекв 18 23 ср 61 ср адекв 19 22 ср 61 выс адекв 20 22 выс 63 выс адекв 21 22 выс 63 выс адекв 22 21 выс 65 выс адекв 23 21 выс 68 выс адекв 24 20 выс 69 выс адекв 25 20 выс 70 выс адекв 26 18 выс 71 выс адекв 27 17 выс 72 выс адекв 28 15 выс 73 выс адекв 29 14 выс 73 выс адекв 30 13 выс 74 выс адекв ср. зн. 30,5   58,4    
Сводный протокол результатов первичной и повторной диагностики уровня самооценки подростков в контрольной группе
контрольная группа 1 замер № С/О по тесту Ковалева уровень С/О по тесту Дембо-Рубинштейн уровень уровень адекватности 1 110 низкий 21 низкий неадекв 2 95 низкий 25 низкий неадекв 3 85 низкий 27 низкий неадекв 4 73 низкий 30 низкий неадекв 5 65 низкий 30 низкий неадекв 6 62 низкий 31 низкий неадекв 7 55 низкий 35 низкий неадекв 8 51 низкий 37 низкий неадекв 9 47 низкий 39 низкий неадекв 10 46 низкий 41 низкий неадекв 11 43 ср 45 ср адекв 12 41 ср 47 ср адекв 13 40 ср 49 ср адекв 14 40 ср 49 ср адекв 15 38 ср 50 ср адекв 16 35 ср 50 ср адекв 17 35 ср 51 ср адекв 18 34 ср 53 ср адекв 19 31 ср 55 ср адекв 20 31 ср 55 ср адекв 21 30 ср 56 ср адекв 22 28 ср 58 ср адекв 23 27 ср 58 ср адекв 24 27 ср 58 ср адекв 25 24 выс 62 выс адекв 26 23 выс 65 выс адекв 27 20 выс 71 выс адекв 28 17 выс 76 завыш неадекв 29 15 выс 78 завыш неадекв 30 14 выс 81 завыш неадекв ср. зн. 42,7   49,4    


контрольная группа 2 замер № С/О по тесту Ковалева уровень С/О по тесту Дембо-Рубинштейн уровень уровень адекватности 1 108 низкий 19 низкий неадекв 2 96 низкий 23 низкий неадекв 3 83 низкий 25 низкий неадекв 4 71 низкий 30 низкий неадекв 5 68 низкий 30 низкий неадекв 6 60 низкий 30 низкий неадекв 7 56 низкий 33 низкий неадекв 8 49 низкий 35 низкий неадекв 9 47 низкий 42 низкий неадекв 10 45 ср 45 ср адекв 11 43 ср 45 ср адекв 12 40 ср 47 ср адекв 13 39 ср 49 ср адекв 14 39 ср 49 ср адекв 15 38 ср 51 ср адекв 16 34 ср 52 ср адекв 17 33 ср 53 ср адекв 18 33 ср 53 ср адекв 19 31 ср 55 ср адекв 20 30 ср 56 ср адекв 21 30 ср 58 ср адекв 22 28 ср 59 ср адекв 23 27 ср 60 выс адекв 24 26 ср 60 выс адекв 25 24 выс 62 выс адекв 26 23 выс 65 выс адекв 27 19 выс 73 выс адекв 28 17 выс 77 завыш неадекв 29 15 выс 78 завыш неадекв 30 13 выс 81 завыш неадекв ср. зн. 42,2   49,8    
Приложение 3
Методика Дембо - Рубинштейн


Тест-опросник для определения уровня самооценки
Автор С. В. Ковалев
Литературный источник: Шайгородский, Ю. Ж. Точка отсчета. – Омск, 1992. – С. 19–22.
Цель: определение уровня самооценки личности.
Оснащение: лист ответов.
Инструкция
Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:
4 – очень часто;
3 – часто;
2 – иногда;
1 – редко;
0 – никогда.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.
Интерпретация результатов
– сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;
– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.
– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.












3

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.
3. Аллахвердян С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности (на материале подросткового возраста): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2007. - 24с.
4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 2005.-223с.
5. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для школьников. – СПб.: Речь, 2008
6. Батурин Н.А. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 2006. - № 2. - С.81-89.
7. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. 2007. - № 4. - С.25-32.
8. Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2008
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2002
10. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. – 1992. - Т.13. - №4. - с. 99 – 100.
11. Вачков И. Основы психотехнологии группового тренинга. Психотехники. – М., 1999
12. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2008. - 160с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2007
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2008
15. Горбатова Е. Теория и практика психологического тренинга. – СПб., 2008
16. Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М., 2004. – 64 с.
17. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб., 2007
18. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – СПб., 2005
19. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб., М., 2002
20. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. - СПб, 1999
21. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – М., 2006
22. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. - Т. 27. - № 3. с. 18 – 30
23. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008
25. Истртова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д., 2008
26. Кваде В., Трусов В.П. Исследование коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 2006. - №3. - С. 130-133.
27. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн., 2009.
28. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1982
29. Корнеева Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции. – СПб., 2006.
30. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008
31. Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте. М., 2007
32. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (рождение ребенка от рождения до 17 лет). -М.: Владос, 1997 265с,
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004
34. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2008.-256с.
35. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 2006
36. Льюис Р. Д. Тренинг эффективного общения. – М.: Астрель, 2002
37. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2008
38. Макеева Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2007. - 18с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2008
40. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008
41. Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2008
42. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 2006
43. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2005
44. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2005
45. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 2008
46. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. - М., 2000
47. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. – СПб., 2002
48. Психологический тренинг в группе / Автор-составитель Л.М. Митрофанова. – М., 2005
49. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2008
50. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Бодалева. – СПб., 2002
51. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе.– М., 2006
52. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
53. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
54. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2008
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005
56. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 2006 -№1. - С.69-75
57. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1998
58. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 34–36
59. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. М.: «Горизонт», 2007
60. Столин В.В. Самосознание личности.- М., 2003
61. Хоружий С.Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающему. М., 2006. - 398с.
62. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2007
63. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2006


Вопрос-ответ:

Какие групповые формы деятельности могут помочь подросткам повысить самооценку?

Одной из групповых форм деятельности, которая может помочь подросткам повысить самооценку, является социально-психологический тренинг. Другие групповые формы деятельности могут включать в себя различные кружки, клубы или командные виды спорта, где подростки могут общаться, сотрудничать и достигать общих целей, что способствует развитию положительной самооценки.

Какая роль самооценки в подростковом возрасте?

Самооценка играет важную роль в подростковом возрасте, так как это период, когда формируется личность и самопонимание. Подростки, у которых есть высокая самооценка, чувствуют большую уверенность в себе, меньше подвержены депрессии и стрессу, легче устанавливают отношения с другими людьми и успешно справляются с трудностями в жизни.

В чем заключается понятие самооценки в психологической литературе?

Понятие самооценки в психологической литературе описывает отношение человека к себе, своим качествам и возможностям. Это субъективная оценка собственного "Я" и уверенность в своей способности справляться с жизненными задачами. Самооценка может быть высокой или низкой в зависимости от множества факторов, таких как личностные черты, внешние обстоятельства и оценка окружающих.

Какие особенности подросткового возраста влияют на самооценку?

Подростковый возраст сопровождается множеством физических, эмоциональных и социальных изменений, которые могут оказывать влияние на самооценку. Некоторые из особенностей включают низкую уверенность в себе, появление комплексов, сравнение себя с другими, неопределенность в выборе жизненного пути и большую восприимчивость к суждениям и оценкам окружающих.

Какие могут быть групповые формы деятельности для повышения самооценки подростков?

Групповые формы деятельности для повышения самооценки подростков могут быть разнообразными. Например, это могут быть социально-психологические тренинги, театральные студии, спортивные секции, добровольческие организации и многое другое. Главное требование к групповым формам деятельности - это их способность создать положительный эмоциональный климат, поддержку и взаимодействие между участниками группы.

Почему групповые формы деятельности эффективны для повышения самооценки подростков?

Групповые формы деятельности эффективны для повышения самооценки подростков по нескольким причинам. Во-первых, такие активности помогают формировать у подростков ощущение принадлежности к коллективу, что способствует повышению самооценки и уверенности в себе. Во-вторых, в группе подростки могут наблюдать за успехами других участников и через это сами становиться успешнее, что влияет на их самооценку. Кроме того, в групповых формах деятельности подростки могут получать поддержку и обратную связь от сверстников и взрослых, что тоже способствует повышению их самооценки.

Какие возможные проблемы могут возникнуть при проведении групповых форм деятельности для повышения самооценки подростков?

При проведении групповых форм деятельности для повышения самооценки подростков могут возникнуть определенные проблемы. Например, некоторые подростки могут испытывать страх перед открытым общением или ощущение неполноценности по сравнению с другими участниками группы. Кроме того, взаимное влияние внутри группы может быть и отрицательным, если в ней сложатся конфликтные отношения или появится атмосфера соревнования и недоверия. Однако, если групповая форма деятельности будет проводиться опытным и компетентным педагогом, эти проблемы можно минимизировать и даже преодолеть.

Какие групповые формы деятельности могут помочь подросткам повысить свою самооценку?

В подростковом возрасте групповые формы деятельности могут быть очень полезными для повышения самооценки. Например, организация спортивных команд, художественных кружков или музыкальных ансамблей может помочь подросткам развить свои таланты и достичь успеха в выбранной деятельности. Также групповые тренинги и игры, направленные на развитие самооценки и улучшение коммуникативных навыков, могут быть полезными инструментами для подросткового развития.

В чем заключается понятие самооценки и почему она особенно важна в подростковом возрасте?

Самооценка - это совокупность представлений и оценок, которые человек имеет о себе. Она включает в себя как позитивные, так и негативные аспекты личности. У подростков самооценка может быть особенно низкой из-за сложностей в принятии себя, поиска собственной идентичности и стремления соответствовать требованиям окружающей среды. Поэтому повышение самооценки в подростковом возрасте является важным заданием для психологов и родителей.

Как можно повысить самооценку подростков с помощью групповых форм деятельности?

Групповые формы деятельности могут быть эффективным способом повышения самооценки у подростков. В группе подростки могут получать поддержку и признание со своими сверстниками, что положительно сказывается на их самооценке. Работа в группе также позволяет подросткам развивать социальные навыки, учиться сотрудничать, выстраивать отношения и преодолевать конфликты. Кроме того, групповые тренинги могут помочь подросткам развить навыки самопознания, осознания своих сильных и слабых сторон, а также построения позитивного восприятия себя.