Правосудие в РФ: понятие, формы, цели и функции.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория государства и права
  • 67 67 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 22.06.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общая характеристика правосудия в РФ 5
1.1. Понятие и сущность правосудия и судебной системы в РФ 5
1.2. Права человека и гражданина как ценностный приоритет правосудия в современной России 25
2. Правосудие в РФ: формы, функции и проблемы осуществления 36
2.1. Формы и функции правосудия и их характеристика 36
2.2. Основные принципы осуществления правосудия в РФ 49
Заключение 61
Список литературы 64




Фрагмент для ознакомления

Так, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем последние сохраняют приоритетность перед законом в случае, если они ему противоречат. Однако становятся составной частью правовой системы государства и приобретают обязательный характер они, как правило, только при условии их ратификации. Кроме того, п. 1 ст. 17 Конституции РФ устанавливает общее правило, гарантирующее признание Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами.
Во-вторых, в соответствии с данным принципом приоритетное место в иерархии внутригосударственных источников права занимает конституция – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственно-правового устройства, который часто по праву называют «основным законом» государства, а также основным источником, ядром конституционного права. По мнению В.Е.Чиркина, известного отечественного правоведа и специалиста в области конституционного права, основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом, и тем самым оно играет ведущую, центральную роль во всей правовой системе государства.
Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.
Таким образом, значение реализации принципа законности для общества и государства трудно преувеличить. Необходимо заметить, что принцип законности лежит в основе правового государства и непосредственно закрепляется в конституциях многих современных государств. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность соблюдения Конституции и законов равно как для граждан и их объединений, так и для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.
Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов – принцип взаимной ответственности государства и гражданина.
Следует заметить, что в недемократических государствах, как правило, акцент делается преимущественно на ответственность гражданина перед государством, а в некоторых случаях ответственность государства перед гражданами не признается вообще. Для демократических правовых государств, наоборот, особое значение придается ответственности государства перед гражданами. В Российской Федерации принцип взаимной ответственности государства и гражданина находит закрепление в Конституции РФ.
Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах.
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения как со стороны государства, так и со стороны общества.
Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания.
Судебная форма, является универсальной, исторически сложившейся, детально регламентированной нормами гражданского процессуального права. Судебная форма защиты обеспечивает самые надежные гарантии для правильного применения закона. Только судом может быть реально установлены существующие права и обязанности сторон. Известно, что защита нарушенных прав человека в суде является наиболее эффективной и цивилизованной.
Деятельность судов давно уже стало демократической формой защиты права, которая ориентирована в первую очередь на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Право на судебную защиту является конституционным правом. В России на основании Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1 ст. 46). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ суд является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Правосудие – ведущая форма реализации судебной власти.
В любом обществе в качестве первоочередной ценности должны рассматриваться упорядоченность отношений и вера членов обществ в справедливость действующего порядка вещей.
Только при соблюдении данных условий правовая система отвечает требованиям эффективности, то есть способности системы иметь хорошую приспосабливаемость к условиям окружающей среды, извлечению из неё ресурсов, необходимых для существования и дальнейшего развития.
Всё это возможно в условиях построения правового государства.
В «правовом государстве» властные структуры ограничены в наборе средств, необходимых для осуществления мер социальной защиты. Они ограничены не только законодательством, но и ресурсами, отпускаемыми обществом для ведения борьбы с преступностью.
В такой ситуации неминуемо возникнет проблема выбора: как обеспечить защиту общества в условиях дефицита сил и средств правоохранительной система.
Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. По мнению С.С. Алексеева, воплощение требования справедливости в правовой материи и во всех подразделениях права является «основным постулатом», определяющим сам феномен права. Справедливость представляет собой сложнейшую многоаспектную философскую категорию, понятие о должном, связанное с представлениями о неотъемлемых правах человека. На протяжении нескольких тысячелетий, начиная со времен античности, многие выдающиеся мыслители проявляли интерес к понятию справедливости и придавали ей особое значение. Например, Платон, великий древнегреческий философ, признавал справедливость высшей добродетелью в построенном на принципах общего блага государстве.
Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала. Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом. Во-первых, именно в нем находит свое выражение общесоциальная сущность права, которая заключается в том, что право служит интересам всех членов общества, и именно через право свободы и обязанности доводятся до каждого человека, обеспечивая стабильность и динамизм социальных связей. Так, для соответствия закона принципу справедливости, крайне важно обеспечение равноправия всех граждан перед законом – правового равенства, ведь равенство – важнейшая составляющая справедливости.
Во-вторых, неукоснительное соблюдение принципа справедливости, в том числе в процессе правотворчества, является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие закона началам морали и нравственности.
Поэтому, рассматривая принцип справедливости в праве, необходимо уделять внимание ее моральному и нравственному аспектам. Известно, что воплощение в праве основных начал нравственности заключается прежде всего в том, что благодаря праву добро становится нормой, а зло – её нарушением, что справедливо. Справедливым является и моральное поощрение за соблюдение социальных норм, как и, соответственно, моральное наказание за их нарушение. В праве правомерное поведение всячески поощряется, а последствие противоправного поведения в виде нарушения норм справедливо приобретает негативный характер санкции, наказания.
Итак, выражаясь в праве, справедливость требует, прежде всего, сбалансированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и, являясь понятием о должном, отражения в законах неразрывной связи и соответствия между действиями и их последствиями. Поэтому возникает необходимость в обеспечении соразмерности преступлений и наказаний, нанесения вреда и его возмещения или в наиболее общем виде – соразмерности свободы и ответственности. Соответственно, можно сказать, что в первую очередь под реализацией принципа справедливости подразумевается, во-первых, обеспечение соразмерности прав и обязанностей, а во-вторых, применение «равной меры» при наделении ими граждан, обеспечение равноправия граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности в частности, а также других обстоятельств.
Данный аспект принципа справедливости находит воплощение во многих положениях Всеобщей декларации прав человека и содержится в статьях Конституции Российской Федерации. Так, п. 1 ст. 19 Конституции устанавливает общее правило равенства всех граждан перед законом и судом, а пункты 2 и 3 вышеуказанной статьи подробно закрепляют запрет на дискриминацию по половым, расовым, национальным и другим признакам, кроме того, п. 2 ст. 6 предусматривает, что все граждане России обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные, предусмотренные Конституцией, обязанности. Таким образом, можно сделать вывод, что положения принципа справедливости непосредственно закрепляются в Конституции Российской Федерации.
Задачи, которые стоят перед правосудием, осуществляются на основе его принципов, представленными общими руководящими, основными, исходными правовыми положениями, определяющими организацию и деятельность государственных органов, которые осуществляют судебную власть.
Принципами (демократическими основами) правосудия являются общие руководящие, первоначальные исходные идеи, положения, которые определяют наиболее существенные стороны этого вида деятельности государства.
Совокупность принципов образует каркас, служащий опорой для всех конкретных предписаний права, которые регулируют правосудие. Предписания этого рода не должны противоречить принципам, так как последние в большинстве своём закрепляются в законах, которые обладают достаточно высокой юридической силой, - в Конституции РФ, конституционных и федеральных законах.
В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности правосудия.
Существенной особенностью принципов является их относительная стабильность. Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что принципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и международные договоры. А акты этой категории изменить, дополнить или как-то иначе откорректировать значительно сложнее, чем федеральные законы, в том числе конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т. д.
Стабильность правовых положений, именуемых принципами правосудия, - один из факторов, придающих устойчивость этому направлению правоохранительной деятельности и, в известной мере, ограждающих его от случайных и не продуманных глубоко «нововведений».
К принципам правосудия относятся:
- Законность.
- Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
- Осуществление правосудия только судом.
- Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.
- Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей.
- Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
- Обеспечение права граждан на судебную защиту.
- Состязательность и равноправие сторон.
- Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.
- Презумпция невиновности.
- Открытое разбирательство дел во всех судах.
- Обеспечение возможности пользования в суде родным языком.
Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.
Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.
Вопросы, связанные с принципами права в любой период истории находили отражение в литературе и не теряли свою актуальность. Исключением не стало и гражданское право, ведь оно также имеет собственные специфические начала, которыми и являются принципы. В данный период вопрос о принципах права является очень значительным. Связывают это с реформой права, с тем, что его подразделили на публичное и частное, с тем, что изменяются особенности в гражданско-правовом регулировании общественных отношений.
По тому, какие существуют принципы и какие их гарантии обеспечивают, можно судить о типе права, каким оно является: рабовладельческим, феодальным, буржуазным, социалистическим.
Существовавшие совсем недавно в Советском Союзе принципы представляли собой право социалистическое. Сейчас же, Россия снова возвращается к буржуазному праву, к тому, что восстанавливаются его институты.
В то же время отметить, что отсутствует преемственность между принципами ранее существовавшего социалистического права и существующими принцами в настоящее время.
Современное Российское право возвращается к проверенным не одним веком принципам, в то время, формулировка их законодательного закрепления очень часто взята из нормативной базы таких Европейских стран, как Германия, Франции и др.
Современное законодательство отмечено тенденций нормативного закрепления принципов всех отраслей права. Это становится атрибутом множества актов, и отражается в Гражданском, Уголовном, Трудовом кодексах.
Принципы применяются и в ходе практической деятельности, осуществляемой к примеру, судами, в частности, при использовании аналогии права. Когда в ходе правоприменения происходит нарушение какого-либо принципа, то это говорит о произошедшей судебной ошибки, что влечет за собой отмену решения.
Поэтому и является таким важным уяснение понятия принципов, ведь под них нельзя подвести другие правовые явления, так как их нарушение не вызовет никаких правовых последствий.
Часть принципов гражданского права находит своё прямое закрепление в самом Гражданском кодексе. Но помимо этого они отражаются и в других правовых актах, которые относятся к сфере гражданского законодательства.
Разумеется, есть вечные, общечеловеческие принципы, например, справедливость, гуманизм. Они свойственны в той или иной степени всем типам права. Такие основные начала присутствовали всегда, хотя и в разных сочетаниях, с различными гарантиями. Другое дело - отраслевые принципы. Они подвержены существенным изменениям. На сегодняшний момент база гражданского законодательства в целом сложилась. Поэтому необходим ее теоретический анализ, исследование вопроса о том, как в нормативных актах и на практике преломляются принципы.
Принцип справедливости как общий принцип права находит свое продолжение и конкретизацию в различных отраслях, в том числе в гражданском и уголовном праве и, соответственно, в гражданском и уголовном законодательстве. В связи с принятием Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), ознаменовавшего собой эпоху рыночных отношений, зарождения и развития в России гражданского оборота, вызывает повышенный интерес сам процесс реализации этого общего принципа права в гражданском праве как одной из крупнейших (фундаментальных) отраслей права, а также механизм внедрения принципа справедливости в ткань отраслевого гражданского законодательства, в частности в ГК РФ.
Во-вторых, и это логически вытекает из первого вывода, употребление понятия «справедливость» только в трех статьях ГК РФ порождает вполне объяснимый исследовательский интерес в плане поиска в структурированном тексте ГК РФ норм, так или иначе отражающих (вбирающих) принцип справедливости.
В-третьих, учитывая разнообразие и разнонаправленность гражданских правоотношений, которые уже заняли прочное место в обществе и государстве, представляется весьма эффективным исследование реализации принципа справедливости в различных подотраслях гражданского права для выявления общей динамики, а также в гражданском праве России в целом. В связи с этим в условиях новой российской государственности необходимо разобраться, что означает понятие «социальная справедливость» и как этот важнейший принцип права проецируется на гражданское и уголовное право – важнейшие отрасли российского права. Проанализировав позиции ученых гражданского права, можно сделать следующие выводы:
Справедливость подлежит рассмотрению в широком и узком смысле. В широком плане справедливость – философско-этическая категория, отражающая многоплановость общественно-экономических связей и отношений людей. В узком плане, справедливость можно считать правовой категорией.
Как общий принцип правового регулирования общественных отношений справедливость не получила текстуального закрепления в конкретных правовых нормах, а дедуцируется на совокупности юридических предписаний, выступая одним из критериев, отличающих правовое законодательство от санкционированного произвола.
Внедрение принципов в правоприменительную практику представляет определенную сложность, т.к. они не сформулированы как конкретные предписания. Принцип социальной справедливости как принцип общей теории права нашел свое продолжение в гражданском праве в качестве принципа справедливости как отраслевого принципа права. Принцип справедливости в гражданском праве представляет собой некое свойство гражданского права как частного права, основанное на началах равенства сторон, имущественной самостоятельности и автономной воли.















Заключение
Проделанное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Современный исторический период развития нашей страны характеризуется коренными изменениями во всех сферах жизни общества и государства. Происходящие процессы реформирования социально-экономических отношений закрепила принятая 12 декабря 1993 г. и введенная в действие 25 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации. Как закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция Российской Федерации оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти.
Судебная власть занимает особое место в системе государственного устройства. Она призвана защитить конституционные права и свободы граждан, обеспечивать разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права и осуществить правовой контроль за деятельностью всех субъектов общественной жизни. Выделение судебной власти в самостоятельную государственно-властную структуру свидетельствует о позитивных процессах происходящих в государстве, направленных на осуществление принципа верховенства права. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраняет членов общества от любых посягательств и произвола, от кого бы они не исходили. В соответствии со статьей 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. По мере того, как происходит развитие человеческой цивилизации государство шаг за шагом превращается из примитивного «варварского» принудительно-репрессивного образования в демократическую и гуманную организацию политической власти, которая основывается на верховенстве права.
В то же время право играет главенствующую роль только в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, то есть в ситуации, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал государственной организации права. Существует определенная взаимосвязь между тем, какая форма государственного правления существует в государстве и как там развивается институт прав человека.
Когда существует демократическая форма правления, права человека признаются в качестве высшей, универсальной ценности, создавая при этом социально-юридические механизмы по их реализации и обеспечения их исполнения. Авторитарные режимы, к которым относятся и монархические формы правления проводят большую пропасть между осознанием и действительным соблюдением прав человека. Эту дистанцию очень часто практически невозможно преодолеть. В то же время, это совсем не означает, что и в режиме абсолютной монархии, не будут соблюдаться права человека.
В настоящее время на Ближнем Востоке имеются монархические государства в большом количестве, и, тем, не менее, там отмечено не только соблюдение прав человека, но и высокая степень заботы государства о своих гражданах.
Помимо этого Конституция РФ устанавливает не только государственную защиту прав и свобод гражданина, гарантируемую государством, но помимо этого предоставляет каждому право на защиту своих прав и свобод всеми способами, которые не запрещены законом (ст. 45).
Статья 2 Конституции Российской Федерации отражает приоритет в нашей стране таких ценностей как охрана и защиты прав человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Если особенно не вдаваться в научно - правовые и теоретические проблемы, связанные с исследованием защиты прав гражданина, то можно отметить, что ценность государства в первую заключается в опоре государства на право. Ведь право – это регулятор общественных, экономических, материальных отношений и ему в этом регулировании принадлежит главная роль.
3. Институты защиты прав человека в первую очередь, конечно же, представлены системой судебных органов.
Судебная форма, является универсальной, исторически сложившейся, детально регламентированной нормами права. Судебная форма защиты обеспечивает самые надежные гарантии для правильного применения закона. Только судом может быть реально установлены существующие права и обязанности сторон. Известно, что защита нарушенных прав человека в суде является наиболее эффективной и цивилизованной.
Деятельность судов давно уже стало демократической формой защиты права, которая ориентирована в первую очередь на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Всё это возможно только в условиях построения правового государства. В «правовом государстве» властные структуры ограничены в наборе средств, необходимых для осуществления мер социальной защиты. Они ограничены не только законодательством, но и ресурсами, отпускаемыми обществом для ведения борьбы с преступностью. смевший продемонстрировать желание строить свои отношения не с тем соседом, с каким-бы хотелось заоятся на улице под шквалом к
4. Задачи, которые стоят перед правосудием, осуществляются на основе его принципов, представленными общими руководящими, основными, исходными правовыми положениями, определяющими организацию и деятельность государственных органов, которые осуществляют судебную власть.
Принципами (демократическими основами) правосудия являются общие руководящие, первоначальные исходные идеи, положения, которые определяют наиболее существенные стороны этого вида деятельности государства.
Совокупность принципов образует каркас, служащий опорой для всех конкретных предписаний права, которые регулируют правосудие.
Предписания этого рода не должны противоречить принципам, так как последние в большинстве своём закрепляются в законах, которые обладают достаточно высокой юридической силой, - в Конституции РФ, конституционных и федеральных законах. И правосудие должно строиться только на основе норм права данных документов.



Список литературы
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2013 г. № 317-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3012
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 26 апреля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. №46 ст. 4532
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ часть I. (ред. от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. – Ст. 3301
Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ часть II. (ред. от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1997 г., № 1, ст. 69
II. Специальная литература
Азаров В.А. Сущность российского уголовного процесса и судебный контроль // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Проблемы уголовного процесса в свете нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Сб. статей. Томск: ТГУ, 2002. С.28-30.
Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 11 томах. – М.: Статут, 2010. С.189-190.
Берова Д.М. Функция суда в уголовном судопроизводстве // Общество и право. 2011. № 1. С.21-28.
Бозров В.М. К проблеме методологии в теории уголовно-процессуальных функций // Общество и право. 2009. № 4.
Галимов Р.И. Правовые проблемы судебной реформы в России // Российский судья. - М.: Юрист, 2005, № 4. - С. 4-7.
Годило Н. Н., Суворов Д. Д. Назначение наказания по уголовному праву России / Под ред. М. Т. Тащилина. Пятигорск, 2009. -197 с.
Гражданское право: в 2 Т. Том II. Полутом 1: учебник (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Суханова Е.А. – М. Волтерс Клувер. 2009. С.139-140.
Григорьева Е.А. Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. С.27-28.
Дикарев И.С. Правосудие и судебный контроль в уголовном процессе: соотношение понятий // Государство и право. 2008. № 2. С. 45 – 51.
Заботкин А.О. Основные общеправовые принципы // Научный аспект. 2013. № 1.С.31-32.
Зинатуллин З.З., Абашеева Ф.А. Предмет уголовного судопроизводства и правосудия // Уголовное судопроизводство. 2009. № 2. С.15-19.
Каретников А.С., Арзамасцева К.А. Является ли деятельность суда по рассмотрению и разрешению ходатайств должностных лиц органов предварительного расследования судебным контролем? // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 12.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. С.187-189.
Колоколов Н.А. Судебная реформа: Некоторые проблемы судоустройства, уголовного права и процесса. Курск, 1999. С.89-90.
Курбанова А.С. Некоторые проблемы реализации ответственности в уголовном праве (Текст)/ А.С. Курбанова // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 2. С.102-104.
Лазарева В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение: Лекции-очерки. Самара, 2000.. С.74-76.
Петрухин И. JI. Об эффективности судебного контроля за следствием и оперативно-розыскной деятельностью // Уголовное право. - 2007. -№ 2. - С. 92.  
Рожков Г. Г. Роль института подведомственности дел в реализации права на доступ к правосудию // Юстиция. 2009. №2. С. 72-78.
Рожков Г.Г. Проблемы применения института подведомственности в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Вестник российской правовой академии. 2008. № 4. С. 68-71.
Сулейманов Т.А. Конституционно-правовые основы реализации уголовно-правовой нормы в форме соблюдения / Т.А. Сулейманов. // Российский судья. 2009. № 10. С. 28.
Султанов А.Р. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. N 9. 2009. С.17-18.
Тычкин Т. Судебная система. Высший Арбитражный суд // Российская Бизнес-газета. 16.10.2013. №868 (39). С.4.
Фридман Д. Новые аспекты американской внешней политики в отношении России // Россия в глобальной политике. 2014. № 1. С.14-16.
Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации / Яшникова Т.А. – М.: Дело, 2011. – С. 66.
III. Судебная практика
Постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 27 марта 2008 г. по делу «Штукатуров (Shtukaturov) против Российской Федерации» // СПС «Гарант»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 г. Москва «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 26 января 2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // http://www.advocate-realty.ru/press/unitpress/?id=428131
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11 от 24 июня 2008 года «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // СПС «Гарант»

Галимов Р.И. Правовые проблемы судебной реформы в России // Российский судья. - М.: Юрист, 2005, № 4. - С. 4-7.
Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации / Яшникова Т.А. – М.: Дело, 2011. – С. 66.
Султанов А.Р. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. N 9. 2009. С.17-18.
Сулейманов Т.А. Конституционно-правовые основы реализации уголовно-правовой нормы в форме соблюдения / Т.А. Сулейманов. // Российский судья. 2009. № 10. С. 28.

Дикарев И.С. Правосудие и судебный контроль в уголовном процессе: соотношение понятий // Государство и право. 2008. № 2. С. 45 – 51.

Григорьева Е.А. Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. С.27-28.
Григорьева Е.А. Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. С.27-28.
Гражданское право: в 2 Т. Том II. Полутом 1: учебник (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Суханова Е.А. – М. Волтерс Клувер. 2009. С.139-140.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. С.187-189.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. С.187-189.
Фридман Д. Новые аспекты американской внешней политики в отношении России // Россия в глобальной политике. 2014. № 1. С.14-16.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851.

Берова Д.М. Функция суда в уголовном судопроизводстве // Общество и право. 2011. № 1. С.21-23.

Рожков Г. Г. Роль института подведомственности дел в реализации права на доступ к правосудию // Юстиция. 2009. №2. С. 72-78.
Рожков Г. Г. Роль института подведомственности дел в реализации права на доступ к правосудию // Юстиция. 2009. №2. С. 72-78.
Рожков Г.Г. Проблемы применения института подведомственности в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Вестник российской правовой академии. 2008. № 4. С. 68-71.
Рожков Г.Г. Проблемы применения института подведомственности в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Вестник российской правовой академии. 2008. № 4. С. 68-71.
Тычкин Т. Судебная система. Высший Арбитражный суд // Российская Бизнес-газета. 16.10.2013. №868 (39). С.4.
Тычкин Т. Судебная система. Высший Арбитражный суд // Российская Бизнес-газета. 16.10.2013. №868 (39). С.4.
Зинатуллин З.З., Абашеева Ф.А. Предмет уголовного судопроизводства и правосудия // Уголовное судопроизводство. 2009. № 2. С.15-19.
Дикарев И.С. Правосудие и судебный контроль в уголовном процессе: соотношение понятий // Государство и право. 2008. № 2. С. 45 – 51.
Колоколов Н.А. Судебная реформа: Некоторые проблемы судоустройства, уголовного права и процесса. Курск, 1999. С.89-90.
Азаров В.А. Сущность российского уголовного процесса и судебный контроль // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Проблемы уголовного процесса в свете нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Сб. статей. Томск: ТГУ, 2002. С.28-30.
Каретников А.С., Арзамасцева К.А. Является ли деятельность суда по рассмотрению и разрешению ходатайств должностных лиц органов предварительного расследования судебным контролем? // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 12.
Курбанова А.С. Некоторые проблемы реализации ответственности в уголовном праве (Текст)/ А.С. Курбанова // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 2. С.102-104.
Петрухин И. JI. Об эффективности судебного контроля за следствием и оперативно-розыскной деятельностью // Уголовное право. - 2007. -№ 2. - С. 92.  
Лазарева В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение: Лекции-очерки. Самара, 2000.. С.74-76.
Каретников А.С., Арзамасцева К.А. Является ли деятельность суда по рассмотрению и разрешению ходатайств должностных лиц органов предварительного расследования судебным контролем? // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 12.
Бозров В.М. К проблеме методологии в теории уголовно-процессуальных функций // Общество и право. 2009. № 4.
Зинатуллин З.З., Абашеева Ф.А. Предмет уголовного судопроизводства и правосудия // Уголовное судопроизводство. 2009. № 2. С.15-16.
Берова Д.М. Функция суда в уголовном судопроизводстве // Общество и право. 2011. № 1.С.27.
Курбанова А.С. Некоторые проблемы реализации ответственности в уголовном праве (Текст)/ А.С. Курбанова // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 2. С.102-104.
Заботкин А.О. Основные общеправовые принципы // Научный аспект. 2013. № 1.С.31-32.
Заботкин А.О. Основные общеправовые принципы // Научный аспект. 2013. № 1.С.31-32.
Заботкин А.О. Основные общеправовые принципы // Научный аспект. 2013. № 1.С.31-32.
Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 11 томах. – М.: Статут, 2010. С.189-190.

Сулейманов Т.А. Конституционно-правовые основы реализации уголовно-правовой нормы в форме соблюдения / Т.А. Сулейманов. // Российский судья. 2009. № 10. С. 28.

Дикарев И.С. Правосудие и судебный контроль в уголовном процессе: соотношение понятий // Государство и право. 2008. № 2. С. 45 – 51.
Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 11 томах. – М.: Статут, 2010.С.201.













2

Список литературы
I. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2013 г. № 317-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3012
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 26 апреля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. №46 ст. 4532
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ часть I. (ред. от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. – Ст. 3301
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ часть II. (ред. от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1997 г., № 1, ст. 69
II. Специальная литература
8. Азаров В.А. Сущность российского уголовного процесса и судебный контроль // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Проблемы уголовного процесса в свете нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Сб. статей. Томск: ТГУ, 2002. С.28-30.
9. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 11 томах. – М.: Статут, 2010. С.189-190.
10. Берова Д.М. Функция суда в уголовном судопроизводстве // Общество и право. 2011. № 1. С.21-28.
11. Бозров В.М. К проблеме методологии в теории уголовно-процессуальных функций // Общество и право. 2009. № 4.
12. Галимов Р.И. Правовые проблемы судебной реформы в России // Российский судья. - М.: Юрист, 2005, № 4. - С. 4-7.
13. Годило Н. Н., Суворов Д. Д. Назначение наказания по уголовному праву России / Под ред. М. Т. Тащилина. Пятигорск, 2009. -197 с.
14. Гражданское право: в 2 Т. Том II. Полутом 1: учебник (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Суханова Е.А. – М. Волтерс Клувер. 2009. С.139-140.
15. Григорьева Е.А. Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. С.27-28.
16. Дикарев И.С. Правосудие и судебный контроль в уголовном процессе: соотношение понятий // Государство и право. 2008. № 2. С. 45 – 51.
17. Заботкин А.О. Основные общеправовые принципы // Научный аспект. 2013. № 1.С.31-32.
18. Зинатуллин З.З., Абашеева Ф.А. Предмет уголовного судопроизводства и правосудия // Уголовное судопроизводство. 2009. № 2. С.15-19.
19. Каретников А.С., Арзамасцева К.А. Является ли деятельность суда по рассмотрению и разрешению ходатайств должностных лиц органов предварительного расследования судебным контролем? // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 12.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. С.187-189.
21. Колоколов Н.А. Судебная реформа: Некоторые проблемы судоустройства, уголовного права и процесса. Курск, 1999. С.89-90.
22. Курбанова А.С. Некоторые проблемы реализации ответственности в уголовном праве (Текст)/ А.С. Курбанова // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 2. С.102-104.
23. Лазарева В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение: Лекции-очерки. Самара, 2000.. С.74-76.
24. Петрухин И. JI. Об эффективности судебного контроля за следствием и оперативно-розыскной деятельностью // Уголовное право. - 2007. -№ 2. - С. 92.
25. Рожков Г. Г. Роль института подведомственности дел в реализации права на доступ к правосудию // Юстиция. 2009. №2. С. 72-78.
26. Рожков Г.Г. Проблемы применения института подведомственности в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Вестник российской правовой академии. 2008. № 4. С. 68-71.
27. Сулейманов Т.А. Конституционно-правовые основы реализации уголовно-правовой нормы в форме соблюдения / Т.А. Сулейманов. // Российский судья. 2009. № 10. С. 28.
28. Султанов А.Р. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. N 9. 2009. С.17-18.
29. Тычкин Т. Судебная система. Высший Арбитражный суд // Российская Бизнес-газета. 16.10.2013. №868 (39). С.4.
30. Фридман Д. Новые аспекты американской внешней политики в отношении России // Россия в глобальной политике. 2014. № 1. С.14-16.
31. Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации / Яшникова Т.А. – М.: Дело, 2011. – С. 66.
III. Судебная практика
32. Постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 27 марта 2008 г. по делу «Штукатуров (Shtukaturov) против Российской Федерации» // СПС «Гарант»
33. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 г. Москва «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»
34. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 26 января 2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // http://www.advocate-realty.ru/press/unitpress/?id=428131
35. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11 от 24 июня 2008 года «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // СПС «Гарант»

Вопрос-ответ:

Какова общая характеристика правосудия в РФ?

Общая характеристика правосудия в РФ включает в себя понятие и сущность правосудия и судебной системы в РФ, а также приоритет прав человека и гражданина в современной России.

Каковы формы и функции правосудия в РФ?

Формы и функции правосудия в РФ разнообразны. Они включают исполнительную, нормотворческую, преюдициальную и гарантийную функции, а также судебные органы, арбитражные суды и конституционные суды.

Какие основные принципы осуществления правосудия в РФ?

Основными принципами осуществления правосудия в РФ являются принцип законности, независимости и неприкосновенности судьи, доступности правосудия, справедливости и демократии, а также открытости и прозрачности судебных процессов.

Какой приоритет имеют права человека и гражданина в правосудии в современной России?

Права человека и гражданина являются ценностным приоритетом правосудия в современной России. Они гарантируются конституцией и другими законами, и судебные органы имеют обязанность защищать их.

Какие проблемы существуют в осуществлении правосудия в РФ?

Осуществление правосудия в РФ сталкивается с такими проблемами, как коррупция в судебной системе, неполная независимость судей, длительность судебных процессов, низкая доступность правосудия для граждан, а также неравенство перед законом.

Каковы основные характеристики правосудия в России?

Правосудие в России характеризуется своей формой, целью и функцией. Оно является одним из основных институтов государства и выполняет задачу защиты прав и свобод граждан, обеспечения принципов справедливости и законности. В нашей стране существует судебная система, которая включает в себя различные суды, от мировых и районных до конституционного суда и Верховного суда РФ.

Какие проблемы возникают в осуществлении правосудия в России?

В осуществлении правосудия в России возникают различные проблемы. Это связано, во-первых, с недостатком квалифицированных и независимых судей. Также существуют проблемы с коррупцией в судебной системе, и судебные решения не всегда справедливы и соответствуют закону. Кроме того, доступ к юридической помощи и защите прав не всегда равномерен, особенно для бедных и малообеспеченных граждан.

Какие принципы осуществления правосудия в России?

Основными принципами осуществления правосудия в России являются независимость и справедливость. Судьи должны быть независимыми от влияния политических и иных факторов, чтобы принимать объективные и справедливые решения. Также важными принципами являются равенство перед законом и право на справедливое судебное разбирательство.

Какие права человека и гражданина приоритетны для правосудия в современной России?

В современной России приоритетными правами человека и гражданина для правосудия являются право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на недопустимость пыток и жестокого обращения, право на свободу мысли и выражения, право на справедливое судебное разбирательство, право на защиту и т.д. Эти права закреплены в Конституции РФ и международных договорах, которые Россия ратифицировала.