Сюжетно-ролевая игра, как средство развития высших психических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 31.03.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие, сущность и классификация игр дошкольника в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Сюжетно-ролевая игра как основной вид игры ребенка дошкольного возраста 9
1.3 Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие и формирование личности дошкольника 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА 16
2.1 Организация экспериментального исследования 16
2.2 Методы исследования 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 21
3.1 Результат методики исследования процесса восприятия 21
3. 2 Результат методики исследования мышления 23
3.3 Результат методики диагностики внимания 25
3.5. Результат методики диагностики воображения 28
3.6. Результат диагностики речи детей 30
3.7. Выводы по результатам эксперимента 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Приложение 1. 42
Приложение 2. 43
Приложение 3. 44
Приложение 4. 45
Приложение 5. …46
неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках, структура предложений состоит из 3-4 слов.-5 (16,6%)Анализ и сравнение результатов 1 и 3 этапа эксперимента, показал, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой значительно увеличился показатель уровня развития речи детей: на 10% увеличился процент детей с высоким уровнем развития речи (с 26,7%(8 детей) до 36,7% (11 детей); средний уровень - на 13% (с 50% (15 детей) до 63,3% (19 детей). Низкий уровень развития речи в экспериментальной группе на контрольном этапе нами не обнаружен. У большинства детей на контрольном этапе в пересказе присутствует полнота содержания текста и логическая последовательность; отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок от воспитателя синтаксическая структура предложений сложная, предложения состоят из 8-15 слов.Результат диагностики контрольной группы не выявил значительных изменений в уровне воображения этих детей. 3.7. Выводы по результатам экспериментаПосле проведения констатирующего, формирующего и контрольного этапов можно сделать следующие заключительные выводы:В экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе экспериментавыявлено, что дети обеих групп имеют фактически одинаковые показатели по всем исследуемым 6 психическим процессам.Для удобства расчетов и наглядности полученных результатов мы применили метод статистической обработки данных: вывели общую процентную сумму всех 6 исследуемых психических процессов детей на каждый уровень развитияпо следующей формуле: путем сложения (из таблиц 1,3,5,7,9 и 11, то есть тех, что касаются результатов первого этапа) выявляем общую сумму полученных процентов определенного уровня на констатирующем этапе. В итоге получаем следующее: Высокий уровень исследуемых психических процессов у детей экспериментальной группы на 1 этапе эксперимента: 53+40+33+7020+27=243. Далее расчитываем процентное соотношение по формуле: 243=600 (кол-во псих. процессов * на 100) = 40,5%;Х=100%То есть, общий процент высокого уровня исследуемых психических процессов детей в экспериментальной группе составил 40,5% от общего числа. Далее, также вычисляем другие уровни:Средний уровень: 40+53+37+23+40+50=243, 243=600_________ =40,5%; Х=100Низкий уровень: 7+7+27+7+37 +23=108 108=600___ = 18% Х=100Очень низкий уровень:0+0+3+0 3+0=6%6=600_________=1%, Х=100Итак, общая сумма всех психических процессов в экспериментальной группе на 1 этапе составляет: высокий уровень – 40,5% детей, со средним – 40,5%, с низким – 18%, очень низким –1%:Аналогично проводим расчет процентного соотношения полученных результатов на 1 этапе в контрольной группе:Высокий: 50+43+33+73+23+27=199, далее: 249=600 = 41,5%Х=100Средний:47+50+40+27+33+53=250, далее:250=600 = 41,5% Х=100Низкий: 3+7+27+0+44+23=104, далее: 104=600 = 17%Х=100Таким образом, исходя из результатов констатирующего эксперимента в контрольной группе установили: количество детей с высоким уровнем развития тех же психических процессов в процентном соотношении составляет 41,5%, со средним – 41,5%, с низким – 17%.Наглядно увидеть полученные результаты можно на рис. 1 ниже:Рис.1. Общий показатель результата диагностик психических процессов у детей обеих групп на 1 этапе эксперимента(в процентном соотношении)Диаграмма наглядно нам показала, что первоначальные данные об уровне развития психических процессов детей обеих групп фактически совпадают. Большая часть обеих групп (свыше 50%) демонстрирует высокий уровень развития памяти и восприятия - эти дети принимают и понимают цель заданий, действуют самостоятельно методом проб либо практическим примериванием; средний уровень развития речи (характеризуются правильным воспроизведением текста; имеются незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок от воспитателя) и мышления (ребенок этого уровня характеризуется тем, что принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может). Что касается низкого уровня развития, то в обеих группах наблюдается большое количество детей со слабо развитым воображением (4% и 36% детей), также у 27% детей в обеих группах проявляется низкий уровень внимания (названы подряд не более 4 картинок из 8) и у 23% ( в обеих группах) – низкий уровень развития речи- неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках, структура предложений состоит из 3-4 слов.После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, результаты которого выявили, что количество детей экспериментальнойгруппы с высоким уровнем развития психических процессов составляет в процентном соотношении 60%, со средним – 35%, с низким – 5%, (расчет по формуле см. ниже): Высокий: 80+63+57+87+37+37 =361%, далее по формуле:361=600% =60%,Х=100%Средний: 20+33+27+13+53+63=209%, далее по формуле: 209=600 = 35%Х=100Низкий: 0+4+16+0+10+0=30, далее по формуле: 30=600 =5% Х=100Результаты заключительного этапа в контрольной группе: количество детей с высоким уровнем развития тех же психических процессов в процентном соотношении составляет 44%, со средним – 42%, с низким – 14%.Высокий:53+46+37+73+27+27=263, далее: 263=600 = 44%Х=100Средний:43+50+40+27+33+57=250, далее: 250=600 = 41,5% Х=100Низкий:4+4+23+0+40+16= 86, далее: 86=600 = 14%Х=100На рисунке 2 ниже наглядно представлено полученное соотношение результатов диагностики развития уровней психических процессов детей обеих групп на заключительном этапе эксперимента.Рис. 2. Соотношение результатов диагностики развития уровня психических процессов детей на заключительном этапе эксперимента.Диаграмма наглядно показывает как значительно повысились показатели уровней развития психических процессов детей из экспериментальной группы: высокий уровень возрос на 24%, за счет уменьшения числа детей со средним уровнем и их переходом на более высокую ступень развития, низкий уровень также претерпел изменения – упал до 5 %, против первоначальных 8%.Результаты заключительного этапа в контрольной группе не выявили существенных различий с результатами диагностики первого этапа.Общий результат экспериментального исследования сведен нами в таблицу 13.Таблица 13Общий результат экспериментального исследованияУровниАнализЭкспериментальная группаКонтрольная группа1 этап3 этап1 этап3 этапВысокий40,5%60%41,5%44%Средний40,5%35%41,5%42%Низкий18%5%17%14%Очень низкий1%---Таким образом, проведя анализ результатов полученных во время эксперимента данных, сделаны следующие выводы: В результате применения на формирующем этапе сюжетно-ролевых игр, способствующих повышению развития и формирования всех основных психических процессов детей (уровня мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения и речи) в экспериментальной группе существенно повысился уровень психического развития детей. Если на первоначальном уровне дети обеих групп показывали низкий уровень развития воображения (36%), внимания (27%) и речи (23%), то после систематического участия в сюжетно-ролевых играх, дети экспериментальной группы значительно улучшили свои показатели и показатели группы в целом (воображение: было 36% - стало 10%; внимание: было 27% - стало 16%; речь: было 23% - стало 0% , то есть теперь все дети экспериментальной группы имеют средний и высокий уровень развития речи. Что касается динамики уровня психических процессов детей контрольной группы, то он остался фактически в неизменном виде.И таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу исследования, что сюжетно-ролевая игра в процессе воспитания и обучения активизирует и формирует личностное развитие ребенка, и процесс формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более результативным, если в своей работе с ними учитывать игру, как ведущей тип деятельности и строить свою работу в игровой форме.Что нами и доказано в данном эксперименте. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в соответствии с целью и задачами нашей работы можно сделать следующие выводы:1.Рассмотренные психолого-педагогические взгляды исследователей на понятие и сущность сюжетно-ролевой игры, позволяют считать, что понимание природы и сущности игры имеет большое значение для формирования правильных подходов к организации детской игры в ДОУ и использования ее как средства личностного развития дошкольника. 2. Рассмотрев мнения исследователей на роль игры в развитии и формировании личностного развития ребенка, видно, что игра имеет существенное значение для развития личности дошкольника, так как в игре у ребенка интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо), формируются новые мотивы и потребности. 3. В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы и гипотезы исследования, что сюжетно-ролевая игра в процессе воспитания и обучения активизирует и формирует личностное развитие ребенка, и процесс формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более результативным, если в своей работе с ними учитывать игру, как ведущей тип деятельности и строить свою работу в игровой форме, нами было проведено экспериментальное исследование, цель которого была практически обосновать роль сюжетно-ролевой игры в формировании личностного развития детей-дошкольников.Были проведены три этапа эксперимента - констатирующий, на котором выявился уровень развития психических процессов детей; формирующий – на котором с экспериментальной группой были проведены занятия с опорой на сюжетно-ролевые игры; контрольный этап – на котором повторно диагностирован уровень психических процессов дошкольника.В результате проведенного эксперимента выявлены данные, которые позволяют подтверждать эффективность и значимость сюжетно-ролевой игры в развитии и формировании психических процессов дошкольника. Дети экспериментальной группы после формирующего эксперимента значительно улучшили свои показатели уровни развития исследуемых психических процессов, контрольная диагностика же уровня развития детей контрольной группы значительных изменений у них не выявила, что также подтверждает нашу гипотезу. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы теоретической части исследования и результаты экспериментальной части работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, применены педагогами и психологами в своей практической деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – С. 37-42.Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. - М.: Педагогика, 2000.- 364 с.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Приор, 2003. - 500 с.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии. - 1992. - N26. - С. 14-16.Глушкова, Г. Игра или упражнение / Г.Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 12. – с. 45-53.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – С.41.Запорожец А.В., Маркова ТА. Игра и ее роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - М.: Наука, 2000. - 440 с.Зеньковский, В.В. Психология детства. Сер. «Философско-психологическая библиотека» / Ред. сер. проф. В.В. Рубцов; Сост. А.Д. Червяков. Екатеринбург, 2005. – 315с.Короткова, Н. Сюжетная игра старших дошкольников / Н.Короткова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4. – С. 4-7.Либерман, А. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе / А. Либерман, О. Репина // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6. – С. 41- 47.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982, С.145.Монина, Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет / Г.Б. Монина, Ю.В. Гурина. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 256 с.Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13.Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е.В Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008. - 297 с.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.Селиванова, Е. Игра развивает, обучает, вдохновляет / Е.Селиванова // Дошкольное воспитание. – 2009 . -№ 4. – С. 69-72.Солнцева О. Играем в сюжетные игры / О.Солнцева // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 52- 55.Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-е издание., перераб. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 368 с.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. соч. Фаир-пресс, 1981, т.VIII.Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 6—20.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/5/0220/58. Дата обращения: 26.02.14Приложение 1.Список детейЭкспериментальная группаКонтрольная группа 1 Бикова ВикаАлексанров Михаил2 Бондарев ОлегАверин Игорь3 Букина АлесяАнечкина Тоня4 Веткина СветланаВахрушева Марина5Ганеев МаксимДериш Ольга6Денисенкова ЕленаЕрина Павла7Едошина КатяЖенина Света9Занин МихаилКалинина Марина8Зубова ДарьяКаргапольцева Светлана10Иваненко ДаринаКочетков Кирилл11Калинина НастяКашин Даниил12Кичиков СашаМокина Тамара13Кривошеин ВитяМеладзе Игорь14Маловенко ОляРаболов Иван16Пашкина СашаСидорчук Павлина15Петрова МашаСтокова Елена17Рогов ПетрРейн Мальвина18Рогова ОленаРудова Эльза19Санина ТаняСтепин Василий20Семенова КатяСтрогов Дмитрий21Семин ИванТерещенко Михаил23Токарев ОлегТукранов Самуил24Тукранова МаринаУгарь Василий22Тыщенко КириллТополь Надежда25Устиненко ДашаФедулова Мария26Фенчиков ПавелШтейн Василь27Бикова ИринаАлексеев Роман28Бондарев ИванАрамов Петр29Букина ГалинаВаженина Дарья30Веткина ИринаВатагина ОлесяПриложение 2.Материал для методики диагностики вниманияПриложение 3.Материал для методики «Вспомни сказку»Приложение 4.Методика «Реализм воображения» для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш. Инструкция к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки. Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. Приложение 5.Сюжетно - ролевые игры (формирующий эксперимент) «Красная шапочка»Инструкция: детям было предложено поиграть в хорошо знакомую им сказку по мотивам Ш. Перро «Красная шапочка», только частично измененную – поменяны герои и их действия.Цель: развивать основные психические процессы детей: воображение, мышление, память, речь, восприятие, коммуникативные и нравственные качества.Игра-придумывание занимает не более 10-15 минут и проходит в спокойной, доверительной атмосфере.Сюжет:1) Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет и пришли гости на ее День рождения, 2) волк - тоже приглашенный добрый, веселый гость, 3) бабушка не заболела, просто пригласила Красную шапочку в гости на следующий день и т.д. На протяжении всей придуманной сказки действия героев соответствовали придуманному детьми сюжету (так формируется умение подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, умение эмпанировать героям, сочувствовать и сопереживать им. Оценивать своих героев и их поступки с позиции морали).При преобразованиях сказки используем весь арсенал известных детям персонажей и коллизий - сначала из других сказок, а затем и из реальных историй, кинофильмов и т.д.Также нами были предложены детям «настоящие» игры, то есть, то, что существуют и дети это могут наблюдать. Например, предложили соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров: дети исполняли роли пассажиров с детьми, без детей, стареньких бабушек и дедушек, проводниц и машинистов поезда, кассира с билетами и т.д. Также играли в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Иллюстрация к игре « Начальник дороги»Дети изображали водителя с пассажирами и инспектора ГБДД. Вводились различные игровые моменты: водитель нарушал правила и убегал от инспектора, или добросовестно получал штраф от инспектора (дети придумывали сами все детали игры, импровизировали по ходу игры). Роль воспитателя – наблюдение и направление игры в дидактическое русло (например, по ходу игры, можно уточнять у детей, на какой свет нужно переходить дорогу, а на какой нельзя). Проводили и традиционные сюжетные игры детей, например такие, как «Магазин», «Салон красоты», «Дочки-матери».Игра «Дочки-матери»
1. Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – С. 37-42.
2. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. - М.: Педагогика, 2000.- 364 с.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Приор, 2003. - 500 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии. - 1992. - N26. - С. 14-16.
5. Глушкова, Г. Игра или упражнение / Г.Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 12. – с. 45-53.
6. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – С.41.
7. Запорожец А.В., Маркова ТА. Игра и ее роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - М.: Наука, 2000. - 440 с.
8. Зеньковский, В.В. Психология детства. Сер. «Философско-психологическая библиотека» / Ред. сер. проф. В.В. Рубцов; Сост. А.Д. Червяков. Екатеринбург, 2005. – 315с.
9. Короткова, Н. Сюжетная игра старших дошкольников / Н.Короткова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4. – С. 4-7.
10. Либерман, А. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе / А. Либерман, О. Репина // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6. – С. 41- 47.
11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982, С.145.Монина, Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет / Г.Б. Монина, Ю.В. Гурина. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 256 с.
12. Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13.
13. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е.В Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008. - 297 с.
14. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
16. Селиванова, Е. Игра развивает, обучает, вдохновляет / Е.Селиванова // Дошкольное воспитание. – 2009 . -№ 4. – С. 69-72.
17. Солнцева О. Играем в сюжетные игры / О.Солнцева // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 52- 55.
18. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-е издание., перераб. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 368 с.
19. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. соч. Фаир-пресс, 1981, т.VIII.
20. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
21. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 6—20.
22. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/5/0220/58. Дата обращения: 26.02.14
Вопрос-ответ:
Какие игры рассматриваются в психолого-педагогических исследованиях?
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются игры дошкольников, такие как сюжетно-ролевая игра, конструктивно-модельная игра, игра с предметами и другие.
Что такое сюжетно-ролевая игра и как она классифицируется?
Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой дети выстраивают сюжет и играют определенные роли. Она классифицируется на игры с реалистическим сюжетом (игра в доктора, маму и папу и т.д.) и игры с фантастическим сюжетом (игра в принцесс, супергероев и т.д.).
Каково влияние сюжетно-ролевой игры на развитие дошкольников?
Сюжетно-ролевая игра положительно влияет на развитие и формирование личности дошкольника. Она развивает воображение, речь, мышление, эмоциональную сферу, социальные навыки и творческие способности у детей старшего дошкольного возраста.
Почему сюжетно-ролевая игра является основным видом игры у дошкольников?
Сюжетно-ролевая игра является основным видом игры у дошкольников, потому что она дает возможность детям погрузиться в мир взрослых, выразить свои мысли, эмоции и представить себя в различных ролях. Она способствует полноценному развитию ребенка и подготавливает его к социальной жизни.
Какие взаимосвязи существуют между сюжетно-ролевой игрой и формированием личности дошкольника?
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию личности дошкольника, развитию его самосознания, самоопределения, эмоциональной сферы и социальных навыков. Через игру ребенок узнает о себе, своих возможностях и границах, а также учится взаимодействовать с другими людьми.
Какие игры рассматриваются в психолого-педагогических исследованиях дошкольников?
В психолого-педагогических исследованиях дошкольников рассматриваются различные игры, такие как ролевая игра, конструктивная игра, игры с правилами, игры с предметами и так далее. В данной статье фокус сделан на сюжетно-ролевой игре.
Что такое сюжетно-ролевая игра и в чем заключается ее сущность?
Сюжетно-ролевая игра - это вид игры, где дети входят в определенные роли и имитируют различные ситуации из своей жизни или воображаемые события. Ее сущность заключается в том, что она позволяет детям развивать свою креативность, воображение, эмоциональную сферу, социальные навыки и способности к сотрудничеству с другими детьми.
Как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие личности дошкольника?
Сюжетно-ролевая игра имеет положительное влияние на развитие личности дошкольника. Она помогает развить самосознание, воображение, эмоциональную и социальную компетенцию. В процессе игры дети осваивают различные роли, учатся взаимодействовать с другими, развивают свои коммуникативные и конфликтологические навыки. Они также учатся решать проблемные ситуации, развивают свою фантазию и способность к абстрактному мышлению.