Инфраструктурные облигации - инновационный инструмент финансирования проектов государственно-частного партнерства на транспорте.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 18.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 5
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО 9
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 24
На сегодня первой транспортной компанией, выпустившей инфраструктурные облигации, является ОАО "РЖД". 5 июня 2013 года ОАО "РЖД" успешно разместило инфраструктурные облигации серии БО-18, купонные платежи по которым привязаны к индексу потребительских цен. Номинальный объем выпуска составляет 25 млрд рублей, срок обращения – 30 лет, купонный период – 6 месяцев, оферта не предусмотрена.
Размещение инфраструктурных облигаций со сроком до погашения 30 лет является рекордом российского рынка долгового капитала среди корпоративных займов.
По словам заместителя начальника Департамента корпоративных финансов ОАО "РЖД" Павла Ильичева: "Выпуск инфраструктурных облигаций ОАО "РЖД" - это новый механизм финансирования долгосрочных проектов, которые невозможно реализовать за счет традиционных рыночных заемных средств. Источником финансирования инфраструктурных облигаций являются пенсионные средства, находящиеся в управлении ГУК "Внешэкономбанк", использовать которые на данных условиях стало возможно благодаря совместной работе, проведенной ОАО "РЖД" с "Внешэкономбанком" и министерствами с 2011 года. На рынке появился новый финансовый инструмент, который в будущем коренным образом изменит структуру внутреннего финансового рынка. Инфраструктурные облигации становятся новым надежным способом инвестирования пенсионных накоплений на долгосрочном горизонте. Сейчас на рынке нет инструментов, которые можно было бы сравнить с инфраструктурными облигациями ОАО "РЖД" с точки зрения стоимости, надежности и срока". Всего в 2013г. ОАО "РЖД" разместило четыре транша на общую сумму 100 млрд руб.
Также интересна информация, что центром развития ГЧП проведено исследование практики применения концессионных соглашений для развития инфраструктуры субъектов РФ. Исследование содержит анализ практики применения соглашений, а также определение основных направлений и проблем развития государственно-частного партнерства, реализуемого в форме концессионных соглашений в Российской Федерации.
Результаты исследования, проведенного Центром развития ГЧП показывают, что c 2005 года (год принятия ФЗ «О концессионных соглашениях) из четырех главных отраслей инфраструктуры, где применяются концессионные соглашения – социальная, коммунальная, энергетическая и транспортная – на сегодняшний день наибольшее количество концессий заключено и заключается в социальной сфере – 35%. При этом транспортная отрасль, с которой у всех традиционно ассоциируются механизмы концессионных соглашений, находится только на втором месте – 27%, далее идут коммунальная и энергетическая инфраструктура – 16% и 22% соответственно.
Заключение
Сегодня инфраструктурные облигации являются новым инструментом на рынке ценных бумаг России и требуют проработки и адаптации под современные условия.
Устойчивое и эффективное функционирование инфраструктуры — необходимое условие высоких темпов экономического роста, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. Строительство и модернизация инфраструктурных проектов в настоящее время нуждается в объединении государственного и частного капитала, и одним из вариантов этого является размещение инфраструктурных облигаций концессионером.
Российское законодательство не свободно от отдельных и весьма существенных запретов и пробелов, препятствующих в настоящее время широкому использованию института инфраструктурных облигаций, апробированного мировой практикой и демонстрирующего один из лучших механизмов государственно-частного партнерства. Вместе с тем инфраструктурные облигации имеют право на существование при текущем правовом регулировании и окажутся весьма востребованными при доработке отечественного законодательства, несколько отстающего от нужд экономики, ориентированной на развитие инфраструктуры. В этой связи представляется необходимым разработать концепцию изменений российского законодательства, базируясь на опыте сделок секьюритизации ипотечных активов и зарубежных юрисдикциях.
Список литературы
Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // МЭ и МО. 2005. N6. С. 3 – 13
Могилевкин И. М. Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, будущее. М., "Наука", 2005;
Могилевкин И. М. Глобальные инфраструктуры в мировой экономике: долгосрочные тенденции, интересы России. М., ИМЭМО РАН, 2007;
Могилевкин И. М. Россия в глобальной инфраструктуре. Проблема оптимизации транспортно-коммуникационной политики в меняющихся условиях мировой экономики. М., ИМЭМО РАН, 2008.
Синцеров Л. М. Революция на транспорте, в средствах связи и образование мирового хозяйства на рубеже XIX и XX веков / География мирового развития. Вып. 2. М., Институт географии РАН, 2010.
World Urbanization Prospects. The 2009 Revision. N.Y., UN, 2010. P. 2.
Приложение 1.
ТРАНСПОРТ, АВТОДОРОГИ
ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ (млн. руб.)
Московская область / ЦФО 3 все :89 742,0частные :46 646,0 Санкт-Петербург / СЗФО 3 все :47 740,0частные :15 754,0 Пермский край / ПФО 1 все :6 000,0 Ростовская область / ЮФО 1 все :7 500,0 Алтайский край / СФО 1 все :634,0 Кемеровская область / СФО 11 все :20 863,0 Волгоградская область / ЮФО 1 все :53 700,0 Республика Татарстан / ПФО 1 все :100 000,0 Нижегородская область / ПФО 1 все :859,0 Тульская область / ЦФО 1 все :600,0 Итого 22 327 638,0
ТРАНСПОРТ, АЭРОПОРТЫ
ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ (млн. руб.)
Санкт-Петербург / СЗФО 1 все :55 000,0 Пермский край / ПФО 1 все :10 000,0 Архангельская область / СЗФО 2 все :7 905,0государственные :3 858,0региональные :333,0частные :3 653,0 Омская область / СФО 1 все :6 900,0 Томская область / СФО 1 все :1 607,0государственные :690,0региональные :116,0частные :801,0 Свердловская область / УФО 1 все :32 000,0 Белгородская область / ЦФО 1 все :4 676,0 Республика Карелия / СЗФО 1 все :1 092,0государственные :784,0региональные :108,0частные :198,0 Самарская область / ПФО 1 все :3 000,0 Республика Алтай / СФО 1 все :349,0 Ростовская область / ЮФО 1 все :26 797,0государственные :9 617,0региональные :812,0 Итого 12 149 326,0
ТРАНСПОРТ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕГИОНЫ ПРОЕКТЫ ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ (млн. руб.) Ленинградская область / СЗФО 1 все :79 486,0частные :51 709,0 Хабаровский край / ДФО 2 все :60 504,0частные :43 050,0муниципальные :30,0 Красноярский край / СФО 1 все :156 356,0частные :110 239,0 Республика Алтай / СФО 1 все :9 860,0 Итого 5 306 206,0
Межрегиональные и Межотраслевые Проекты СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕГЕСТ - КЫЗЫЛ - КУРАГИНО Республика Тыва / СФОКрасноярский край / СФО Транспорт, железные дороги ВСЕ :195 000,0 БЕЛКОМУР Республика Коми / СЗФОПермский край / ПФОАрхангельская область / СЗФО Транспорт, железные дороги ВСЕ :176 000,0ЧАСТНЫЕ :126 000,0
ТРАНСПОРТ, ЛОГИСТИКА РЕГИОНЫ ПРОЕКТЫ ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ (млн. руб.) Свердловская область / УФО 1 все :12 317,0государственные :2 174,0частные :10 143,0 Итого 1 12 317,0
ТРАНСПОРТ, МЕТРОПОЛИТЕН РЕГИОНЫ ПРОЕКТЫ ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ (млн. руб.) Москва / ЦФО 1 все :200 000,0 Итого 1 200 000,0
ТРАНСПОРТ, МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ ПОРТЫ РЕГИОНЫ ПРОЕКТЫ ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ (млн. руб.) Краснодарский край / ЮФО 1 все :2 600,0частные :4 000,0 Архангельская область / СЗФО 1 все :37 000,0 Итого 2 39 600,0
ТРАНСПОРТ, МОСТЫ РЕГИОНЫ ПРОЕКТЫ ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ (млн. руб.) Красноярский край / СФО 1 все :272 100,0 Пермский край / ПФО 2 все :17 500,0 Ямало-Ненецкий автономный округ / УФО 3 все :68 600,0 Ярославская область / ЦФО 1 все :11 500,0частные :11 500,0 Новосибирская область / СФО 1 все :23 600,0государственные :16 520,0 Кемеровская область / СФО 1 все :10 000,0 Удмуртская Республика / ПФО 1 все :13 942,0региональные :1 343,0частные :10 083,0 Еврейская автономная область / ДФО 1 все :9 000,0 Нижегородская область / ПФО 1 все :38 390,0 Итого 12 464 632,0
ТРАНСПОРТ РЕГИОНЫ ПРОЕКТЫ ОБЪЁМ ИНВЕСТИЦИЙ (млн. руб.) Челябинская область / УФО 1 все :37,0 Итого 1 37,0
Межрегиональные и Межотраслевые Проекты УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ - УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ Тюменская область / УФОЧелябинская область / УФОСвердловская область / УФОХанты-Мансийский автономный округ / УФОЯмало-Ненецкий автономный округ / УФО Добыча полезных ископаемыхТранспортЭнергетика ВСЕ :837 000,0
По данным Федерального портала «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» и расчетов автора.
Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // МЭ и МО. 2005. N6. С. 3 - 13
The Right Way to Invest in Infrastructure // McKinsey Quarterly. September 2009
См.: http://ppi.worldbank.org/resources/ppi_methodology.aspx
В частности: N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005; N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005; N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.10.2007.
Например, соответствующие законы были приняты в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 20.12.2006 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах"), Томской области (Закон Томской области N 244-03 от 16.10.2006 "Об основах государственно-частного партнерства в Томской области"), Республике Калмыкия (Закон Республики Калмыкия N 59-IV-3 от 18.12.2008 "О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия"), Дагестане (Закон Республики Дагестан N 5 от 01.02.2008 "Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах").
Гудков А. Партнер в России больше, чем партнер // Коммерсантъ. 01.12.2010
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИНФРАСТРУКТУРУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ" ОТ 17.09.2009Г. URL: HTTP://WWW.FCSM.RU/
Значения кредитных рейтингов Standard & Poor's. URL: http://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_investors/rankings/credit_rating standardpoors/
ВЭБ поддержит банки (http://www.rbcdaily.ru/print. shtml?2008/l 1/28/ finance/392469).
Солнцев О. Г. Сломать инерционный тренд // Эксперт. 2008. N 16
HTTP://WWW.BIGPOWERNEWS.RU/PRINT/50269.PHTML
http://ir.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=45&layer_id=3328&id=82140
http://www.pppi.ru/
2
1. Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // МЭ и МО. 2005. N6. С. 3 – 13
2. Могилевкин И. М. Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, будущее. М., "Наука", 2005;
3. Могилевкин И. М. Глобальные инфраструктуры в мировой экономике: долгосрочные тенденции, интересы России. М., ИМЭМО РАН, 2007;
4. Могилевкин И. М. Россия в глобальной инфраструктуре. Проблема оптимизации транспортно-коммуникационной политики в меняющихся условиях мировой экономики. М., ИМЭМО РАН, 2008.
5. Синцеров Л. М. Революция на транспорте, в средствах связи и образование мирового хозяйства на рубеже XIX и XX веков / География мирового развития. Вып. 2. М., Институт географии РАН, 2010.
6. World Urbanization Prospects. The 2009 Revision. N.Y., UN, 2010. P. 2.
Вопрос-ответ:
Что такое инфраструктурные облигации?
Инфраструктурные облигации - это финансовый инструмент, который используется для финансирования проектов государственно-частного партнерства в сфере транспорта. Они выпускаются компаниями, которые занимаются строительством и эксплуатацией транспортной инфраструктуры, как например ОАО РЖД.
Какие преимущества имеют инфраструктурные облигации?
Инфраструктурные облигации являются инновационным инструментом финансирования проектов государственно-частного партнерства. Они позволяют привлекать дополнительные средства для развития транспортной инфраструктуры, что способствует улучшению условий транспортных коммуникаций и развитию экономики в целом.
Какие компании могут выпускать инфраструктурные облигации?
Инфраструктурные облигации могут выпускать компании, которые занимаются строительством и эксплуатацией транспортной инфраструктуры, таких как ОАО РЖД. Это обычно крупные транспортные компании, которые имеют достаточные ресурсы и опыт для реализации таких проектов.
Какие проекты финансируются с помощью инфраструктурных облигаций?
Инфраструктурные облигации используются для финансирования различных проектов в сфере транспорта, таких как строительство и модернизация дорог, железных дорог, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры. Они помогают привлекать инвестиции и обеспечивать устойчивое развитие транспортной системы.
Каким образом инфраструктурные облигации способствуют развитию экономики?
Инфраструктурные облигации позволяют привлекать дополнительные средства для развития транспортной инфраструктуры, что в свою очередь способствует улучшению условий транспортных коммуникаций. Это помогает привлечь новые инвестиции, создать рабочие места и стимулировать экономическое развитие регионов.
Каким образом инфраструктурные облигации могут быть использованы для финансирования проектов государственно-частного партнерства на транспорте?
Инфраструктурные облигации представляют собой финансовый инструмент, который может быть выпущен государственным или частным сектором для привлечения инвестиций в проекты государственно-частного партнерства на транспорте. Данные облигации являются долговым инструментом, на который инвесторы могут приобрести облигационные ценные бумаги для финансирования проектов. Средства, полученные от размещения облигаций, могут быть использованы для строительства, модернизации и обслуживания транспортной инфраструктуры.
Какой транспортной компанией были первыми выпущены инфраструктурные облигации и когда это произошло?
Первой транспортной компанией, выпустившей инфраструктурные облигации, является ОАО РЖД (Организация Акционерного Общества Российские Железные Дороги). Это произошло 5 июня 2013 года. РЖД успешно разместило инфраструктурные облигации, что стало важным шагом в развитии инновационных инструментов финансирования проектов государственно-частного партнерства на транспорте.