Социология труда
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 31.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
1.2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
1.3. ЧЕЛОВЕК (РАБОТНИК) КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА В СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
2.1. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.2. ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Другим путем совершенствования технологий и развития социально-трудовых отношений является разработка собственного «ноу-хау». Для развитых стран, очевидно, такой путь должен быть основным. Перенося в бедны страны трудоемкие и малоквалифицированные операции, от которых невозможно отказаться даже в самом современном производстве, западные компании обеспечивают высокий уровень оплаты высококвалифицированным работникам в собственной стране. Россию принято включать в число среднеразвитых стран, и по отношению ко многим странам она является более развитой. Это формирует прекрасные условия для развития более высокими темпами по сравнению со странами-лидерами мировой экономики. Создавая собственные технологии, российские предприятия могут использовать описанную схему «сотрудничества» развитых стран с менее развитыми. Подобный подход создает резерв увеличения затрат на развитие собственного человеческого капитала и постепенное совершенствование технологий. Примером могут служить деловые контакты в области продвижения российских вооружений на мировой рынок. Преимущество же в данном процессе для России заключается в возможности постепенно перенимать действительно современные технологии у более развитых западных стран.
Еще одним важным вопросом для развития социологии труда в обществе, стремящемся к технологическому прорыву, является соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Можно выделить два принципиально различных подхода к этой проблеме. Либеральная точка зрения заключается в том, что получение нового знания всеми заинтересованными сторонами будет способствовать извлечению обществом максимума содержащихся в нем полезных возможностей и ускорению его совершенствования.
Противоположный подход базируется на том, что для развития технологий необходимо безусловное соблюдение прав на интеллектуальную собственность. В большинстве развитых демократий право частной собственности – наивысшая ценность. Ее незыблемость в отношении как физической, так и виртуальной собственности считается основой деловой активности. Для многих развивающихся стран ответ на данный вопрос становится политическим, поскольку несоблюдение прав интеллектуальной собственности может стать препятствием для их принятия в мировые торгово-экономические организации, признания экономики рыночной и т.д. При этом высокий уровень трансакционных издержек в международной торговле и движении капитала может обусловить значительные убытки, которые перевесят любые доводы против соблюдения прав интеллектуальной собственности.
Трудно спорить с тем, что право собственности должно гарантировать предпринимателям и наемным работникам сохранение законно заработанного ими. Однако интеллектуальная собственность – это своего рода выражение труда в информационном виде, причем труда высокопроизводительного. Поэтому при решении вопроса о гарантиях прав на интеллектуальную собственность целесообразно использовать подход, предложенный нами для оценки оптимальной доли работника при распределении добавленной стоимости. При увеличении производительности труда предельная полезность от получения дополнительной единицы созданного продукта уменьшается (возможно, данный эффект используется при применении прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов). Это означает, что значительную часть выгоды от реализации прав интеллектуальной собственности ее производитель (фирма или частный разработчик) может без особого ущерба передавать обществу. Поэтому государство может ограничивать права интеллектуальной собственности, скажем, в таких же пределах, как и высокопроизводительный труд (от 27 до 76%). Реализовано это может быть, например, путем ограничения срока государственной гарантии соблюдения прав собственности по отношению к стандартному сроку жизни интеллектуальной разработки. Разработчикам также может предоставляться выбор: платить повышенный налог при безусловном соблюдении права собственности на протяжении всего жизненного цикла интеллектуального продукта или ограничить срок действия права при применении нормального налогового режима.
При отсутствии какой-либо системы государственного регулирования совмещения общественных и частных интересов в обороте интеллектуальной собственности рынок сам пытается решить данную проблему. К примеру, на российском рынке программного обеспечения при данном уровне контроля за соблюдением прав на интеллектуальную собственность разработчики получают некоторое вознаграждение, когда крупные компании не считают издержки на лицензионный продукт существенными и приобретают его. В то же время мелкие предприятия пользуются пиратскими копиями. Таким образом стихийно сочетаются стимулы к творчеству и открытость новых технологий.
В заключении следует учесть, что процесс интеллектуализации общественного труда с известной долей условности делится на два этапа. На первом, непосредственно предшествующем серьезным научно-техническим преобразованиям в производстве, рынок труда постепенно освобождается от неквалифицированной рабочей силы с низким уровнем доходов, социально инертной и не способной подняться с профессионального дна. Для российской экономики, имеющей 8.9% рабочей силы самой низкой квалификации, методика освобождения от подобной рабочей силы имеет особое значение.
2.3. Перспективы и стратегии развития социально-трудовых отношений
При ответе на вопрос необходимо констатировать: жизнеспособное (обеспечивающее устойчивое воспроизведение на собственной основе) общественное устройство в нашей стране пока отсутствует. В этом смысле переходный период не завершен. Из-за отсутствия мощных общественных сил, с демократических позиций выступающих против закрепления сложившихся по рядков и тенденций, проблема завершения переходного периода – эта проблема «кто – кого» в противостоянии разных групп международного и крупного российского капитала, в интересах которого проводились социально-структурные реформы в России. Вследствие массовой социальной деградации населения в 1990-е годы собственно российская заметная линия в этом противостоянии – это линия великодержавная имперская. Она связывает спасение России с диктатурой как формулой практической политики – с приходом к власти «сильной руки», ужесточением власти, ограничениями политических и гражданских свобод.
В случае неизменности сложившихся тенденций социально-трудовые отношения в стране перейдут в состояние, типичное для колоний или полуколоний. Приведем основные параметры такого положения:
повышенная мера эксплуатации по сравнению со странами «золотого миллиарда» как донорский вклад в ослабление их социально-классовых противоречий;
сегрегация населения страны и трудящегося большинства на включенных в продуктивную часть глобального рыночного хозяйства и обреченных, на прозябание, отсталые занятия или – в перспективе – на жизнь в мало-мальски обустроенной резервации;
деградация основной массы занятий, снижение качества рабочей силы, общее понижение уровня трудовой культуры и морали;
хроническая дистрофия социальной инфраструктуры, снижение уровня социального обслуживания большинства населения, развитие в перспективе видов обслуживания и массовых благотворительных акций за счет мирового сообщества в интересах ликвидации запредельных «зон одичания»;
формирование среднего класса колониального типа – работающих в колониальной администрации или в транснациональных корпорациях;
наличие постоянной сильной массовой мотивации к эмиграции из страны с целью обстроиться в более благоприятном для жизни и работы месте, обеспечить перспективу для детей;
постепенное изменение структуры занятости с утончением слоя интеллектуального труда.
Для перемены тенденций в социально – трудовых отношениях у России появились реальные перспективы развития. Самая очевидная – отказ государства от проводимой с 1992 г. социальной политики, суть которой – принесение национального достояния, а также интересов, прав и свобод большинства населения в жертву форсированному накоплению капитала и хищническому хозяйствованию отечественных и иностранных частных предпринимателей. Государству следует немедленно приступить к выполнению своих конституционных обязанностей по обеспечению социально-трудовых прав и свобод граждан в полном объеме.
Частнокапиталистическое хозяйствование должно войти в цивилизованное русло и осуществляться полностью в правовом пространстве. Глобализационная зависимость России от иностранного капитала и от механизмов глобальной эксплуатации должна быть резко уменьшена с тем, чтобы страна могла проводить самостоятельную экономическую и социальную политику, а большинству населения не угрожала бы социальная деградация. В России необходимо установить правопорядок, в том числе и в социально-трудовой сфере. В общественно-экономической жизни страны должны присутствовать выросшие снизу, из реального профсоюзного и рабочего движения субъекты экономической и социальной политики, представляющие и отстаивающие интересы трудящегося большинства. То есть социальные группы и классы трудящихся должны стать социальными группами и классами «для себя».
Одним из ключевых аспектов развития отечественной экономики на этапе рыночных преобразований является интеллектуализация общественного труда. Опыт практически всех развитых стран показывает, что важнейшими направлениями политики интеллектуализации общественного труда являются:
постепенное освобождение народного хозяйства от неквалифицированной рабочей силы;
выравнивание общего трудового образования и повышение его до уровня младшего колледжа (техникума);
утверждение принципа индивидуального развития личности в системе образования и подготовки кадров;
закрепление в экономической политике концепции первостепенной ценности человеческого созидательного потенциала, а в социальных отношениях – принципа консенсуса;
распространение в экономике характерных для творческой деятельности методов и форм организации и стимулирования труда.
Заключение
Социология труда – отраслевая социологическая дисциплина, которая, имея общий объект исследований – трудовую деятельность и особенности ее организации, с течением времени преобразует предметные области изучения.
Исследовательский комитет по социологии труда был создан в Международной социологической ассоциации в начале 60-х гг. по инициативе Ж.Фридмана путем разделения существовавшего тогда комитета по социологии труда и организаций. В отличие от аграрной социологии за социологией труда в основном закрепилась тематика промышленной социологии.
Непременная проблематика социология труда охватывает исследования трудовой деятельности в системе ценностей общества и личности, условий труда, его стимулирования и мотивации, движения персонала (текучесть кадров), взаимоотношений между участниками общей трудовой деятельности, культуры труда.
Социология труда, как и многие другие отраслевые социология, дисциплины, нежестко фиксирует границы своей предметной области. Ее проблематика пересекается с проблематикой социологии организаций, управления производством (менеджмент), экономической социологии (например, в исследованиях занятости), социально-психологической проблематикой взаимоотношений в трудовых коллективах и корпорациях. Возникают новые области исследований, напр. в связи с созданием смешанных с иностранным капиталом предприятий. Трудно предсказать, какие иные проблемы могут возникнуть в будущем.
Начиная с 60-х гг. после долгого перерыва из-за полного запрета на эмпирические исследования в середине 30-х гг. Социология труда при становлении социологии как особой обществоведческой дисциплины была ведущей из отраслевых дисциплин, так как наряду с экономической были введены пятилетние планы социального развития предприятий. Социологическим службам предприятий надлежало вносить предложения относительно этих планов на основе эмпирических исследований.
В постсоветские годы популярность социология труда заметно уступила престижу экономической социологии, которая начала частично вбирать в себя и ее проблематику. Современный этап развития социологии труда в России отличается обостренным вниманием к изучению сдвигов в мотивации труда работников вследствие конкуренции на рынке труда, становлению новых форм трудовых отношений на предприятиях разной формы собственности, представительству интересов наемных работников в переговорном процессе с администрацией, трудовым конфликтам, формированию солидарности работников наемного труда и корпоративизма.
В ряду специальных теорий, непосредственно относящихся к социологии труда, заслуживают особого внимания теория Ф. Херцберга о соотношении внутренних и внешних мотивов труда, Г. Хофштеда о специфике национальных культур трудовых отношений.
Важнейшие теоретико-прикладные проблемы социологии труда в современной России – исследования рынка труда и занятости, процессов трансформации трудовых отношений на предприятиях под влиянием социально-экономических реформ, соц. последствий организационных инноваций, деятельности профсоюзов, трудовых конфликтов, дискриминации отдельных групп работников.
Активная гражданская позиция социолога-трудовика в динамично меняющемся обществе предполагает также публичное обращение к гражданским структурам, административным и законодательным органам с обоснованными предложениями относительно регулирования трудовых отношений в рыночной экономике.
Выводы.
1) Основополагающее понятие социологии труда – прежде всего «характер труда», «содержание труда», «социальные формы труда», «условия и организация труда», «стимулирование трудовой деятельности» и другие.
2) Сегодня категориальный аппарат социологии труда очень расширился, в него стали включаться такие понятия, как «социальные факторы производительности труда», «мотивационная структура трудовой деятельности», «трудовые резервы и движение кадров на производстве», «отношение к труду», «культура труда» и ряд других.
3) Предметом исследования социологии труда является человеческий фактор (рабочая сила). Это, в первую очередь, возрастная и профессиональная структура рабочей силы, возможности трудоустройства, т.е. осуществления права на труд, а также безработицу; система профессионального обучения специальностям, т.е. получения квалификации для выполнения отдельных операций и заданий в трудовых процессах, диктуемых требованиями научно-технологической революции.
Важная область изучения - трудовые отношения. Они начинаются с момента включения человека в трудовой процесс и регулируются, как и общественные отношения, нормами закона, цель которых не только определить условия, обеспечивающие беспрепятственное выполнение трудовых процессов, но и защитить права трудящихся.
4) Социология труда изучает и способ использования рабочего времени. В обществе большое значение имеет уменьшение количества рабочих дней в неделе, эффективная организация рабочего времени в течение рабочего дня и отношение участников трудового процесса к использованию рабочего времени. Наряду с этим социология труда изучает и формы использования внерабочего времени. Интерес к досуговой деятельности работника объясняется тем, что способ проведение внерабочего времени вне всяких сомнений повлияет на эффективность работы.
В круг интересов социологии труда входит изучение трудовой морали и видов ответственности в трудовых группах. Под трудовой моралью подразумевается набор норм поведения человека в процессе труда, основанных на общем понимании положения и значения труда в данном обществе. Кроме всего прочего, социология труда изучает и причины появления основных противоречий в формальной и неформальной организации рабочих групп, формы их проявления и возможные способы их согласования и (или) решения.
5) Социология труда использует методы конкретных социологических исследований: изучение социологической документации, наблюдение, опрос (интервью, анкетирование, социометрию), социально-экономический эксперимент и др. Изучая закономерности и тенденции изменения социальной сущности (содержания и характера) труда и возникающих при этом социальных явлений и процессов в сфере трудовой деятельности человека, рассматривая трудовую деятельность как способ социального поведения, социология труда с помощью методов прикладных социологических исследований анализирует влияние технического прогресса и других факторов на характер и содержание труда, трудовое поведение работника, формирование его отношения к труду, установок, мотивов трудовой деятельности, удовлетворенности трудом.
Дальнейшее развитие социологии труда, эффективное использование трудовых ресурсов, как и возрождение российской экономики в целом, могут быть достигнуты только при следовании принципам, определяющим эволюцию современной рыночной цивилизации. Их суть состоит в том, что здоровье человека, его общая и нравственная культура, профессиональный, творческий потенциал являются могучим комплексным фактором научно-технического и социально-экономического развития, надежной основой процветания общества и стабильности государства.
Список литературных источников
Бушмарин И. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и Россия. // Мировая экономика и международные отношения № 2. М.: Наука, 2005. с. – 48-52.
Васькина Ю. В. Государство как субъект реализации трудовых отношений. // Социологические исследования. № 7. 2001.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2007. – 512 с.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарики, 2002. – 586 с.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: Норма, 2007. – 448 с.
Дряхлов Н.И. Социология труда. - М.: Издательство Московского университета, 2005. – 356 с.
Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.// Вопросы экономики. № 5. М.: Наука, 2004. – с. 86-96.
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007. – 608 с.
Коростылева Н.Н. Экономика и социология труда: Презентационные материалы. М.: Изд-во РАГС, 2010. – 120 с.
Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология. Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. – 464 с.
Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск: Эконом пресс, 2000. – 352 с.
Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России. Под ред. Е. Ф. Молевича, Б. Г. Тукумцева. Самара: СамГУ, 2004. – 224 с.
Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Под редакцией Ядова В.А. СПб.: Наука, 2006. – 426 с.
Становление трудовых отношений в постсоветской России. Под ред. Дж. Де Барделебен, С. Климовой, В. Ядова. М.: «Академический проект», 2004. – 412 с.
Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. Росто-на-Дону: Феникс, 2004. – 456 с.
Социология. Под ред. Елсукова А.Н. Минск, 2000. – 615 с.
Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 516 с.
Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. М.: Логос, 2006. - 208 с.
Фролов С.С. Социология: Учебник. М.: Гардарики, 2002. – 416 с.
Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 2003. 232 с.
Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007. с. 102.
Социология. Под ред. Елсукова А.Н. Минск, 2000. с. 47.
Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск: Эконом пресс, 2000. с. 156.
Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007. с. 104.
Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 2003. с. 12.
Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. М.: Логос, 2006. с. 23.
Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. М.: Логос, 2006. с. 23.
Становление трудовых отношений в постсоветской России. Под ред. Дж. Де Барделебен, С. Климовой, В. Ядова. М.: «Академический проект», 2004. с. 14.
Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 2003. с. 19.
Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. М.: Логос, 2006. с. 27-28.
Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 2003. с. 21.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: Норма, 2007. с. 24.
Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.// Вопросы экономики. № 5. М.: Наука, 2004. – с. 86.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: Норма, 2007. с. 26-29.
Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.// Вопросы экономики. № 5. М.: Наука, 2004. – с. 87.
Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.// Вопросы экономики. № 5. М.: Наука, 2004. с. 89.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарики, 2002. с. 231.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарики, 2002. с. 232.
Бушмарин И. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и Россия. // Мировая экономика и международные отношения № 2. М.: Наука, 2005. с. 48.
Бушмарин И. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и Россия. // Мировая экономика и международные отношения № 2. М.: Наука, 2005. с. 50.
Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология. Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. с. 154.
Социология. Под ред. Елсукова А.Н. Минск, 2000. с. 364.
Социология. Под ред. Елсукова А.Н. Минск, 2000. с. 368.
Социология. Под ред. Елсукова А.Н. Минск, 2000. с. 370.
Социология. Под ред. Елсукова А.Н. Минск, 2000. с. 372.
Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.// Вопросы экономики. № 5. М.: Наука, 2004. – 88 с.
Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.// Вопросы экономики. № 5. М.: Наука, 2004. – 89 с.
Коростылева Н.Н. Экономика и социология труда: Презентационные материалы. М.: Изд-во РАГС, 2010. с. 36.
Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России. Под ред. Е. Ф. Молевича, Б. Г. Тукумцева. Самара: СамГУ, 2004. с. 94.
Коростылева Н.Н. Экономика и социология труда: Презентационные материалы. М.: Изд-во РАГС, 2010. с. 38.
Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России. Под ред. Е. Ф. Молевича, Б. Г. Тукумцева. Самара: СамГУ, 2004. с. 95.
Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России. Под ред. Е. Ф. Молевича, Б. Г. Тукумцева. Самара: СамГУ, 2004. с. 97.
Дряхлов Н.И. Социология труда. - М.: Издательство Московского университета, 2005. с. 241.
Дряхлов Н.И. Социология труда. - М.: Издательство Московского университета, 2005. с. 246.
2
1.Бушмарин И. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и Россия. // Мировая экономика и международные отношения № 2. М.: Наука, 2005. с. – 48-52.
2.Васькина Ю. В. Государство как субъект реализации трудовых отношений. // Социологические исследования. № 7. 2001.
3.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2007. – 512 с.
4.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарики, 2002. – 586 с.
5.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: Норма, 2007. – 448 с.
6.Дряхлов Н.И. Социология труда. - М.: Издательство Московского университета, 2005. – 356 с.
7.Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.// Вопросы экономики. № 5. М.: Наука, 2004. – с. 86-96.
8.Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
9.Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007. – 608 с.
10.Коростылева Н.Н. Экономика и социология труда: Презентационные материалы. М.: Изд-во РАГС, 2010. – 120 с.
11.Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология. Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. – 464 с.
12.Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск: Эконом пресс, 2000. – 352 с.
13.Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России. Под ред. Е. Ф. Молевича, Б. Г. Тукумцева. Самара: СамГУ, 2004. – 224 с.
14.Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Под редакцией Ядова В.А. СПб.: Наука, 2006. – 426 с.
15.Становление трудовых отношений в постсоветской России. Под ред. Дж. Де Барделебен, С. Климовой, В. Ядова. М.: «Академический проект», 2004. – 412 с.
16.Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. Росто-на-Дону: Феникс, 2004. – 456 с.
17.Социология. Под ред. Елсукова А.Н. Минск, 2000. – 615 с.
18.Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 516 с.
19.Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. М.: Логос, 2006. - 208 с.
20.Фролов С.С. Социология: Учебник. М.: Гардарики, 2002. – 416 с.
21.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 2003. 232 с
Вопрос-ответ:
Каковы основные характеристики психологии труда?
Основные характеристики психологии труда включают изучение различных аспектов трудовой деятельности, влияние психологических факторов на работу и трудовую мотивацию, анализ психических процессов при выполнении задач и многое другое.
Какова роль человека-работника в социологии труда?
В социологии труда человек-работник рассматривается как основной субъект трудового процесса. Роль человека-работника заключается в выполнении трудовых функций, влиянии на организацию труда и формировании коллективной и индивидуальной трудовой идентичности.
Какие особенности трудовой деятельности на современном этапе развития?
На современном этапе развития трудовой деятельности наблюдаются такие особенности, как рост роли новых технологий и их влияние на организацию труда, повышение требований к квалификации и профессиональным навыкам, изменение форм сотрудничества и взаимодействия на рабочем месте, увеличение значимости эмоционального и психологического благополучия работников.
Какие есть перспективы и стратегии развития социологии труда?
Перспективы развития социологии труда включают углубление и расширение исследований в области трудовой деятельности, применение новых методов и подходов к изучению социальных и психологических аспектов труда, а также разработку стратегий и политик, способствующих улучшению условий труда и охране труда.
Какое основное направление и технологии в развитии социологии труда?
Одним из основных направлений развития социологии труда является изучение взаимосвязи между технологиями и человеческим фактором. В развитии социологии труда применяются такие технологии, как опросы и анкетирование, наблюдение, анализ статистических данных, проведение экспериментов и т.д.
Что является историческими предпосылками возникновения и развития социологии труда?
Историческими предпосылками возникновения и развития социологии труда являются изменения в системе производства, социально-экономические трансформации и социальные противоречия
Какие основные характеристики есть у психологии труда?
Основными характеристиками психологии труда являются: изучение психологических аспектов трудовой деятельности, факторы, влияющие на эффективность труда, проблемы адаптации к изменениям в рабочей среде, мотивация и удовлетворенность от работы
Как социология труда рассматривает человека-работника?
Социология труда рассматривает человека-работника как субъект трудового процесса, исследует его социальные роли, взаимодействие с другими работниками, влияние рабочей среды на его поведение и удовлетворенность от работы
Какие особенности трудовой деятельности на современном этапе развития?
Особенности трудовой деятельности на современном этапе развития включают: увеличение роли информационных технологий, глобализацию экономики, гибкую организацию труда, проблемы безопасности и здоровья работников, рост важности непрерывного обучения и переквалификации
Какие направления и технологии развития социологии труда существуют в современности?
Существуют различные направления и технологии развития социологии труда, включающие: изучение влияния технологий на трудовую активность, анализ социальных неравенств в рабочем сообществе, исследование организации труда и социальных аспектов управления, анализ профессиональных стандартов и качества труда