Роль игры в появлении психологической готовности к школе.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 14 14 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 30.01.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность психологической готовности к обучению в школе
Глава 2. Роль игры в появлении психологической готовности к обучению в школе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Ставя вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка, Д.Б.Эльконин указывает принципиально важное различие между ее общеразвивающим и узко дидактическим значением, т. е. значением, которое сводится к приобретению новых представлений, навыков и умений. Это второе значение игры с точки зрения автора весьма ограничено и не связано с использованием ее специфических черт [5, с.137].
Главнейшим значением игры Д.Б.Эльконин считает ее значение для развития психологической готовности к обучению в школе. Это - возникновение новых по своему содержанию мотивов деятельности и, вместе с тем, становление новой психологической формы мотивов. Благодаря игровому проникновению в смысл деятельности и отношений взрослых у ребенка к концу дошкольного детства возникает стремление стать взрослым и реально осуществлять его функции, конкретизирующееся в виде желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую деятельность. При этом в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Другие формы специфического влияния игры на психическое развитие ребенка Д.Б.Эльконин видит в том, что в ней происходит формирование некоторых общих механизмов познавательной деятельности и развитие произвольного поведения. Осуществляемые в игре практика смены позиции при взятии на себя роли, практика отношения к партнеру с точки зрения той роли, которую он выполняет, ведут, по мысли Д.Б.Эльконина, к преодолению «познавательного эгоцентризма», к формированию механизма возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими. Вместе с тем в игре осуществляется переход от развернутых действий с предметами заместителями к обобщенным, условным действиям в уме, использующим оторванные предметов значения. В силу этого в игре формируются предпосылки становления умственных действий с опорой на речь. Наконец, игра выступает как деятельность, в которой поведение приобретает произвольный характер - оно начинает осуществляться в соответствии с образцом, заданным в форме содержащегося в роли или выделенного правила, и контролироваться путем сопоставления с этим образцом как с эталоном [5, с. 153].
Таким образом, игры являются ценным средством воспитания психологической готовности к обучению в школе, они активизируют психические процессы, вызывают у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Так как старший дошкольный и младший школьный возраст очень близки друг к другу, то игра все еще выступает одной из ведущих видов деятельности, исходя из этого, целесообразно использовать игру при формировании психологической готовности к обучению в школе.
Ценность игры как воспитательного метода заключается я в том, что, оказывая воздействие на группу играющих детей, воспитатель через эту группу оказывает влияние на каждого из детей. Организуя игровую деятельность детей, воспитатель развивает не только игровые, но и реальные отношения, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при верном руководстве детьми дошкольного возраста игра становится первой школой воспитания и основным средством формирования психологической готовности к обучению в школе [5, с. 31].
Итак, мы выполнили цель нашей работы - проанализировали роль игры в появлении психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
И решили все задачи работы:
Раскрыли сущность психологической готовности к обучению в школе.
Показали роль игры в появлении психологической готовности к обучению в школе.
Список литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000. – 379 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе.- М., 1992. – 210 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 213 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1984. – 290 с.













3

Список литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000. – 379 с.
2.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
3.Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе.- М., 1992. – 210 с.
4.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 213 с.
5.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1984. – 290 с.

занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе













Курсы

экспериментальной психологии

тема: занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе

Введение

Дошкольный возраст-период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, яростно период расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке с раннего возраста F. G. Lorca: &';..., что это замечательный художник! Создатель первоклассных чувство. Только смотреть его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, который идеально подходит простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пять пальцев на руке, ребенок строит жесткие в мире, пересекается с небывалыми резонансами, которые поют и трогательно сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем... его невиновности, он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути&';.

Однако, молодой художник добился успеха в будущей жизни, в первую очередь, в школе, необходимы комплексные меры, для формирования его готовности школьного обучения. Тема нашей работы сформулирована как: «занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе».

Целью работы является рассмотрение и анализ роли деятельности в изобразительном искусстве, как в процессе формирования готовности к обучению в школе.

Предметом теоретических и практических исследований являются дети в возрасте от 3 до 7 лет.

Предметом исследования является влияние деятельности изобразительным искусством с детьми дошкольного возраста их готовность к обучению в школе.

Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи:

рассмотреть и проанализировать психологические особенности детей дошкольного возраста;

определить основные критерии психологической готовности детей к школе;