Государственное управление сферой образования.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 41 41 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 01.07.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.1.Органы государственного управления образованием
1.2.Сущность государственного управления в сфере образования
1.3.Реформа образования
2.Зарубежный опыт совершенствования управления образованием: основные модели
3.Совершенствование государственного управления системой образования
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

В большинстве своемсредние и высшие учебные заведения являются государственными. Они подведомственны Министерствуобразования или Министерству культуры. В Даниивыделяются три типа послешкольного образования: – высшее (академическое и неакадемическое); – продолженное (further); – «открытое». Высшее академическое образование представленоуниверситетами. Высшее неакадемическое предоставляют так называемые высшие институты (HojereLaereanstaler), реализующие образовательные программы университетского уровня в области по архитектуре, музыке, экономике, инженерии и др., а также высшиеучебные заведения неакадемического типа (AndreVidergaendeUddannelser), осуществляющие подготовкупо специальностям, не относящимся к разряду академических, – журналистика, педагогика, социология. Получить продолженное образование в Дании можно в университетских центрах, реализующих одно-, двухгодичные курсы базовой подготовки и предвузовской ориентации (аналогично российским подготовительным курсам и подготовительным отделениям). «Открытое образование» представляет собой образование для взрослых, работающих людей, нуждающихся в смене или повышении квалификации. Открытое образование является только платным (от 400 до800 крон за один семестр). Оно заключается в изученииотдельных специализированных дисциплин. Результаты промежуточных, итоговых и квалификационныхиспытаний (экзаменов) в секторе «открытого образования» приравниваются к экзаменационным результатампо градуальным программам университетов.Рассмотренные национальные модели организациипрофессионального образования очерчивают практически все представленные в странах Европы организационные структуры систем профессионального обучения.В целом предварительный анализ научных публикацийпо изучению европейского опыта организации профессионального образования и возможности использования его в России позволяют выявить некоторые проблемы, которые являются предметом для дальнейшего изучения и выработки адекватных российским условиям решений. Среди них: – отсутствие конкретных рекомендаций по адаптации накопленного положительного опыта европейскихсистем профессионального образования к профессиональному образованию России; – отсутствие единого научного подхода к проблемекачества (несовместимость показателей и критериевкачества разноуровневых образовательных программ вРоссии и Европе). Именно эти проблемы должны быть предметом решения в целях формирования эффективной системыуправления профессиональным образованием и, в первую очередь, высшими учебными заведениями. Толькотакой подход позволит обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед всеми участникамирынка образовательных услуг.Совершенствование государственного управления системой образованияОсобенность и значимость государства состоит в том, что оно выражает всеобщую волю своих граждан, защищает жизненно важные интересы всего общества, в том числе в развитии социальной инфраструктуры, включая систему образования. Ее состояние в существенной мере обусловливает уровень и качество жизни населения страны.В целом присоединение к Болонскому и Копенгагенскому процессам меняет подходы к оценке кадрового роста и результативности работы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, повышения интеллектуального потенциала коллектива. Однако если программные документы о развитии российской системы профессионального образования разработаны в духе мировых тенденций, то сложившаяся практика во многих аспектах им не соответствует. В частности, в настоящее время эксперты отмечают, что сложился ряд устойчивых проблем в области качества образовательной деятельности, а следовательно, и эффективности деятельности учебного заведения. Разработка эффективных механизмов управления функционированием учебных заведений профессионального образования в условиях преобразования всей российской системы образования и их адаптацией к изменяющейся внешней среде требуют глубокого изучения и объективного анализа опыта развитых стран, в том числе стран Евросоюза, в части организации профессионального образования, его интеграции с рынком труда, участия в этом процессе государства.Ранее мы уже упоминали, что одной из целей государственного управления является обеспечение целостности и упорядоченности системы образования. В то же время вызывает удивление, что в Законе РФ «Об образовании» в статье 7 «Государственные образовательные стандарты» почему-то не включены в перечень государственных образовательных стандартов, устанавливаемых федеральным законом, государственные стандарты дошкольного и всех уровней профессионального образования.Тем самым не обеспечивается принцип целостности и упорядоченности системы образования в части устанавливаемых федеральным законом государственных образовательных стандартов всех действующих в России уровней образования.Также полагаю целесообразным уточнить запись пункта 5 статьи 7, указав, что государственные образовательные стандарты обновляются в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями мирового рынка образовательных услуг, не дожидаясь десятилетнего срока их действия. Иначе они устаревают, и подготовка учащихся по ним будет плестись в хвосте мирового развития сферы знаний.Следующим вопросом совершенствования управления будет модернизация сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.Работа органов управления образованием в этом направлении проводится постоянно. Но вызывает удивление ее некомплексность, замедленность темпов, нечеткость сроков осуществления и значительный разброс показателей по отдельным регионам.В целях достижения в России целостности и упорядоченности данного процесса следовало бы конкретизировать виды проводимых мероприятий на федеральном и региональном уровнях и обязательно сроки завершения каждого из них с указанием, какие результаты намечается достичь по итогам модернизации сети образовательных учреждений.Проводя, например, работу по строительству и введению современных образовательных учреждений, созданию разного рода образовательных комплексов (школа - колледж - вуз, национальный университет и т.п.), необходимо наметить достижение таких результатов, как повышение качества образования, подготовка конкурентоспособных выпускников. В этих целях требуется ликвидировать вторые смены обучения в школах, уменьшить число обучаемых в классах, оснастить учебный процесс современными компьютерами, применять новейшие технологии обучения, осуществлять подготовку и переподготовку педагогов с учетом требований будущего периода.Другим вопросам совершенствования управления системой образования является внесение существенных изменений во взаимоотношения органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.Первым шагом в этом направлении должно быть прекращение многолетних разговоров, обсуждений и экспериментов и наконец-то установление конкретных нормативов финансирования образовательных учреждений с учетом специфики каждого типа, вида, категории, включая особенности действующих в сельской местности, малокомплектных, для особо одаренных детей и молодежи.Безотлагательного решения требует установление педагогам достаточной оплаты их труда.В связи с расширением международного сотрудничества острым становится вопрос об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах.Из-за перегруженности сейчас книжного рынка учебниками и учебными пособиями для учебных заведений профессионального образования целесообразно законодательно установить ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебников и учебных пособий для всех уровней профессионального обучения.Действие приоритетного национального проекта «Образование» следует определить на длительный период и постоянно значительно увеличивать в нем размеры бюджетного финансирования, как это было определено в текущем году по сравнению с предыдущим годом.Переход образовательных учреждений из федерального подчинения в регионы и из подчиненности субъектам РФ - органам местного самоуправления должен в обязательном порядке сопровождаться передачей необходимого финансирования, собственности и запрещением их перепрофилирования.Необходимо, чтобы Федеральное агентство по образованию было единственным федеральным органом управления образованием. Это позволит устранить действующие сегодня значительные согласования и координирующие действия с федеральными отраслевыми системами образования. Таким путем будет сделан существенный вклад в реализацию проводимой в стране административной реформы.Еще одним вопросом совершенствования управления образованием является тщательное регламентирование деятельности юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. Эти организации включены в систему образования Федеральным законом в 2005 году и требуют четкого формулирования их роли и значения на всех уровнях управления образованием.Также необходимо иметь в виду, что в условиях происходящих в стране изменений постепенно уточняется роль государства в управлении и контроле с тем, чтобы она отвечала социально-экономическим реалиям, потребностям в образовании общества в целом и каждого его гражданина.Полагаю необходимым, чтобы законами субъектов РФ по управлению образованием предусматривалось обязательное условие - обеспечение эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для достижения намечаемых в регионах результатов системы образования. Для этого в региональных органах управления образованием следует вводить структурное подразделение с наделением его контролирующими функциями и выделять соответствующие средства на их содержание.Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является модернизация сложившейся модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это, прежде всего, управление его развитием (на всех уровнях – начиная с федерального и заканчивая конкретным образовательным учреждением), а не только управление учреждениями и людьми.Кроме того, управление образованием в современных условиях должно быть ориентировано на конечный результат. А сегодня в условиях технологической революции, в условиях информационного общества конечным результатом системы образования является личность, способная обеспечить конкурентоспособность экономики, уровень развития высоких технологий производства, высокие показатели внутреннего валового дохода, высокий уровень материальной и духовной жизни населения.Анализ хода модернизации образования свидетельствует, что многие возникающие проблемы не могут быть решены в рамках существующей парадигмы управления образовательными ресурсами. Все более необходимой является разработка таких моделей управления, которые позволят рассматривать образовательную систему не как совокупность изолированных групп образовательных учреждений с обособленными, негибкими образовательными программами, а как целостную систему, способную концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения с одной стороны, и обеспечивать развитие экономики и социальной сферы своей территории – с другой.Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы управления образованием. За последние годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством Российского государства полномочия субъектов федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере. Заложена правовая база академической самостоятельности образовательных учреждений (далее ОУ). Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями. Идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах.Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием – создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общества в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества.Исходя из этого, предстоит решить следующие основные проблемы в области управления образованием: упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления образованием; обеспечить развитие общественной составляющей системы управления; преодолеть ведомственность в управлении системой образования; создать полноценное информационно-статистическое обеспечение органов управления и учреждений образования, а также общественности и отдельных граждан.Ключевыми недостатками деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием являются следующие.1. Сложившаяся отрицательная традиция «вмешательства» работников органов управления в несвойственные им функции. Эта традиция складывалась десятилетиями. Но она чудовищно перегружает как работников органов управления образованием, так и самих работников образования – руководителей образовательных учреждений, учителей и т.д. Стремление многих управленцев по традиции контролировать все и вся приводит к неэффективности самого управления и крайне ограничивает возможности развития управляемого объекта.2. Неразграниченность основных и вспомогательных функций управления. В этом отношении интересны результаты одного социологического исследования - анкетного опроса, проведенного недавно среди работников органов управления образованием. По результатам обработки анкет, по мнению респондентов задачи, стоящие перед системой управлением образованием, по степени актуальности сгруппировались следующим образом. В первую группу вошли позиции, отмеченные более чем половиной респондентов, как по общему массиву, так и в каждом отдельно взятом регионе: эффективное управление финансовыми ресурсами системы образования; эффективное управление материальными ресурсами системы образования; прогнозирование образовательных потребностей населения; совершенствование технологии управления образованием. Вторую группу составили задачи, отмеченные 40%–45% участников опроса почти в равном количестве каждая: управление качеством обучения; нормативно-правовое регулирование; развитие системы подготовки и назначения руководящих кадров; совершенствование механизмов распределения потоков учащихся по различным каналам обучения. Но ведь в первой группе задач явно доминирует материальная составляющая (вспомогательная, обеспечивающая), а задачи второй группы относятся непосредственно к основным направлениям управленческой деятельности.3. В условиях осуществления политики регионализации и развития местного самоуправления непродуктивной является традиционная прежняя, привычная позиция органов управления – позиция бюрократической инстанции, транслирующей сверху вниз руководящие указания и контролирующей ихисполнение: по каждому указанию сверху каждый следующий уровень управления разрабатывает детальные «планы мероприятий», на каждое из этих «мероприятий» следующий по иерархии уровень разрабатывает соответствующий «план мероприятий» и т.д. – мероприятия множатся, на них тратится время и энергия, а результата никакого. Более того, сопротивление изменениям, инициированным свыше, в нижележащих подсистемах образования, включая и органы управления образованием, сегодня зачастую серьезно тормозят развитие всей образовательной системы в целом.4. Недостаточна управленческая компетентность ряда работников органов управления образованием. Некоторые работники органов управления даже не различают функции, механизмы, задачи и виды управления.ЗаключениеДля эффективной модернизации региональных, субрегиональных и муниципальных систем управления образованием необходимо:1. Провести переподготовку работников аппарата управления образованием. В первую очередь – по освоению общих основ современной теории управления.2. Пересмотреть исходные позиции в отношении управления. Взять за основу принцип: вмешательство управляющего органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему образовательные системы не обеспечивают реализации комплекса необходимых функций. Следует отдельно отметить, что органы управления образованием (региональные, муниципальные и др., а также органы управления собственно образовательных учреждений) не выполняют образовательной функции и должны рассматриваться как координирующие и «обеспечивающие». В иерархии управления вышестоящие звенья должны строить свои отношения с нижестоящими звеньями по преимуществу на основании конструктивного взаимодействия, использования партнерских и договорных отношений с последними, в том числе реализовать возможности, связанные с правами и обязанностями учредителя и соучредителя различных структур, входящих в соответствующие образовательные системы, ориентироваться на оказание нижестоящим системам управления широкого спектра профессиональных услуг: разработческих, консультативных, экспертных, научно-методических, информационных, снабженческих, посреднических.3.Пересмотреть в корне все функции управления. Освободиться от ненужных, в первую очередь – от всепоглощающего контроля, многочисленных проверок и т.п. Освободиться от ненужного документооборота. Вычленить и сохранить только самые необходимые функции именно для органа управления. Значительную часть функций передать в ведение: служб инфраструктуры (функции снабжения, мониторинга, повышения квалификации педагогических кадров и т.д. – институтам повышения квалификации, учебно-методическим кабинетам, научно-методическим центрам, ресурсным центрам и т.п.); органов общественного управления (проведение конкурсов «учитель года», контроль за горячим питанием школьников, за развитием физкультуры и спорта и т.п., вплоть до, возможно, аттестации педагогических кадров).Оставить функции, реально возможные для рациональной численности аппарата управления, руководствуясь так называемым «числом Миллера»: принципиальное положение менеджмента.Структурировать оставшиеся функции. Разделить их, с одной стороны на внешние (основные) и внутренние (вспомогательные, обеспечивающие). С другой стороны – на функции по видам управления: проектное управление (управление в динамике – изменениями в системе, инновационной деятельностью и т.д.) и процессное управление (управление функционированием – «в статике» – регулярной, повторяющейся деятельностью при неизменных внешних условиях).Таким образом, эффективное государственное управление будет иметь место тогда, когда воздействие на все компоненты управляемой системы, в конечном счете, обеспечивает главные результаты – новое качество, доступность и эффективность образования, а, кроме того – высокий престиж образовательной системы, ее достойное место в общей деятельности местного сообщества, региона, страны.Список использованной литературы:Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право РФ / А.П. Алехин, Ю. М. Козлов, А. А. Кармолицкий. - М.,2005.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атамчук. - М.: Омега, 2004. Братановский С.Н. Государственное управление образованием в России / С.Н. Братановский. - Саратов, 2006. Тихомиров Ю.А. Управление на основе закона // Институты административного права России / Ю.А. Тихомиров. - М., 2009.Адамский А. Министерство счастья / А. Адамский. - Время – МН. 2004. Российская Федерация. Гражданский кодекс (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011)Российская Федерация. Законы. "Об образовании"от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)Российская Федерация. Законы. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)Российская Федерация. Законы. "Об автономных учреждениях"от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) Барабанова С.В. Инновации в образовании: федеральный закон « Об автономных учреждениях» и новая модель управления вузом // Право и образование. 2007. № 11.Ефимов В.А. Концептуально-мировоззренческие проблемы системы российского образования // Ректор вуза: общероссийский журн. - 2007. - № 9. - С. 23-27. Ефимов В. А. Нравственные основы экономического образования и проблемы модернизации // Ректор вуза: общероссийский журн. - 2010. - № 10. - С. 34-39.Кожевников О.А. Проблемные вопросы законодательства о некоммерческих организациях (на примере федерального закона «Об автономных учреждениях») // Право и образование. 2007. № 4.Мысли великих политиков / сост. Е. В. Бельмис. - СПб.: Паритет, 2009.Ривчун Т.Е. Модели управления в системе профессионального образования зарубежный опыт)//Экономика.2009. №5.Солонько И. В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2011.

Список использованной литературы:

1.Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право РФ / А.П. Алехин, Ю. М. Козлов, А. А. Кармолицкий. - М.,2005.
2.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атамчук. - М.: Омега, 2004.
3.Братановский С.Н. Государственное управление образованием в России / С.Н. Братановский. - Саратов, 2006.
4.Тихомиров Ю.А. Управление на основе закона // Институты административного права России / Ю.А. Тихомиров. - М., 2009.
5.Адамский А. Министерство счастья / А. Адамский. - Время – МН. 2004.
6.Российская Федерация. Гражданский кодекс (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
7.Российская Федерация. Законы. "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
8.Российская Федерация. Законы. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
9.Российская Федерация. Законы. "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011)
10. Барабанова С.В. Инновации в образовании: федеральный закон « Об автономных учреждениях» и новая модель управления вузом // Право и образование. 2007. № 11.
11.Ефимов В.А. Концептуально-мировоззренческие проблемы системы российского образования // Ректор вуза: общероссийский журн. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
12.Ефимов В. А. Нравственные основы экономического образования и проблемы модернизации // Ректор вуза: общероссийский журн. - 2010. - № 10. - С. 34-39.
13.Кожевников О.А. Проблемные вопросы законодательства о некоммерческих организациях (на примере федерального закона «Об автономных учреждениях») // Право и образование. 2007. № 4.
14. Мысли великих политиков / сост. Е. В. Бельмис. - СПб.: Паритет, 2009.
15.Ривчун Т.Е. Модели управления в системе профессионального образования зарубежный опыт)//Экономика.2009. №5.
16.Солонько И. В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2011.

Вопрос-ответ:

Какие органы государственного управления занимаются сферой образования?

Органы государственного управления, занимающиеся сферой образования, включают в себя министерства образования или культуры, которым подчинены средние и высшие учебные заведения.

В чем сущность государственного управления в сфере образования?

Сущность государственного управления в сфере образования заключается в разработке и реализации правовых норм и политики, направленных на обеспечение качественного образования, контроле за его выполнением, а также распределении и использовании государственных ресурсов.

Каким образом проводится реформа образования?

Реформа образования проводится путем изменения образовательной системы, программ, методик и организационных структур с целью улучшения качества образования, его доступности и соответствия современным требованиям.

Какие основные модели зарубежного опыта совершенствования управления образованием существуют?

Основные модели зарубежного опыта совершенствования управления образованием включают централизованную модель, децентрализованную модель и гибридные модели, сочетающие элементы двух предыдущих. В каждой модели управление осуществляется органами государственной власти, но с различной степенью независимости и участия других заинтересованных сторон.

Каким образом можно совершенствовать государственное управление системой образования?

Совершенствование государственного управления системой образования может осуществляться путем оптимизации организационной структуры, улучшения законодательства, развития эффективных механизмов контроля и оценки качества образования, а также обеспечения широкого участия различных заинтересованных сторон в процессе управления.

Что такое государственное управление в сфере образования?

Государственное управление в сфере образования - это система органов государственной власти, которые осуществляют регулирование и контроль образовательного процесса, определяют политику в области образования и принимают решения, направленные на развитие данной сферы.

Какие органы осуществляют государственное управление образованием?

Органы государственного управления образованием могут включать в себя Министерство образования, Министерство культуры, образовательные комитеты, советы по образованию и другие административные органы, ответственные за разработку стратегии и политики в образовании, утверждение учебных программ, контроль качества образования и другие аспекты управления системой образования.

Какая роль государственного управления в сфере образования?

Государственное управление в сфере образования играет ключевую роль в определении стратегии развития образовательной системы, контроле за качеством образовательных услуг, обеспечении доступности образования для всех граждан, разработке учебных программ и стандартов, финансировании образования и других аспектах, влияющих на эффективность и эффективность системы образования в стране.

Какие модели совершенствования управления образованием применяются за рубежом?

В зарубежных странах применяются различные модели совершенствования управления образованием, такие как модель децентрализации, модель партнерства между государством и частным сектором, модель самоуправления в образовательных учреждениях, модель привлечения экспертов из разных сфер и другие.

Каким образом можно совершенствовать государственное управление системой образования?

Совершенствование государственного управления системой образования может быть достигнуто путем разработки эффективных механизмов управления, учета мнения различных заинтересованных сторон, обеспечения прозрачности и открытости процессов принятия решений, повышения квалификации управленческого персонала в сфере образования, укрепления контроля за качеством образования и других мер, направленных на повышение эффективности и эффективности системы образования.