Словообразование и словоизменения у учащихся младших классов с дисграфией.
Заказать уникальную курсовую работу- 54 54 страницы
- 38 + 38 источников
- Добавлена 31.07.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Современные представления о дисграфии у учащихся младших классов
1.1. Психологическая готовность детей к овладению грамотой
1.2. Причины, виды и проявления дисграфии у учащихся младших классов
1.3. Аспекты профилактики дисграфии
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Методы, цели и задачи исследования
2.2. Организация исследования
2.3. Содержание методики исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования особенностей грамматического строя речи у младших школьников
3.1. Результаты исследования словообразования и словоизменения
3.2. Уровни сформированности словообразования и словоизменения у учащихся 2 и 4 классов
Заключение
Список литературы
Приложение
Хотя все дети справились с заданием, 6 – человек допустили большое количество ошибок, четверо детей допустили незначительные ошибки после второй попытки. Среди ошибок встречались такие как неправильное изменение окончания существительного среднего рода («черные крыло», «черная крыло»). Учащиеся 4-ого класса смогли выполнить данное задание безошибочно.
Результаты образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели образования имен существительных ед. и мн. числа
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное изменение окончания 60 40 8 90 10 1 Как показывают данные таблицы 3, большинство детей 2-ого класса допустили ошибки при выполнении данного задания. 6 учащихся 2 класса не справились с заданием на образование имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа, допуская при этом многочисленные ошибки (стул – стуля, окно – окошки, ухо – ухи, пень – пени и т.д.), только 2 детей справились с заданием с множественными ошибками и двое детей допустили незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда.
В группе детей 4 класса, только у одного ребенка отмечались ошибки в изменении имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (рукав – рукавы). Однако данные ошибки при помощи логопеда были школьником исправлены.
Результаты исследования умения изменять глаголы по числам в двух группах школьников представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели изменения глаголов
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное изменение окончания 80 20 3 100 - -
При выполнении заданий на изменение глаголов по числам дети обеих групп показали самые высокие результаты. Учащиеся второго класса допустили незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда. Например, Костя С.: «Кони скакают», «Яблоки зреят». Однако при указании логопеда на ошибки, детьми были исправлены все неточности. Данное задание вызвало у второклассников наименьшие затруднения.
Учащиеся 4-ого класса смогли выполнить данное задание полностью без ошибок.
Результаты согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе у школьников 2 групп представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное изменение окончания 30 70 10 80 20 2 Употребление глаголов наст. вр. 90 10 2 100 - -
Как показывают данные таблицы 5, в заданиях на согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе 6 человек 2-ого класса не справились вообще, а 4 показали результат с множеством ошибок. Среди ошибок встречались такие как, шумел море, ручей шумели. Во втором классе встречались и такие ошибки, как неумение образовывать глагол в прошедшем времени: щенки спят, море шумит.
Учащиеся 4-ого класса также допускали ошибки в данном задании: ручьи шумел. Однако большая часть школьников 4-ого класса смогли справиться с заданием безошибочно.
Результаты согласования глаголов с личными местоимениями школьников 2 групп представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели согласования глаголов с личными местоимениями
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное согласование 50 50 7 80 20 2
Данные таблицы 6 показывают, что у школьников 2-ого класса допущено значительное количество ошибок при согласовании глаголов с личными местоимениями. 7 детей допустили ошибки в данном задании (Я идти, он читать и т.д.). При этом некоторые дети при указании логопеда на ошибки смогли правильно исправиться и выполнить задание.
В 4-ом классе школьники правильно выполнили задание, не допуская грубых ошибок согласования глаголов с личными местоимениями. 2детей допускали ошибки, однако они были исправлены ими самостоятельно.
Более выраженные у школьников нарушения были выявлены при исследовании словообразования.
Результаты исследования образования уменьшительной формы существительного и прилагательного школьников двух групп представлены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели образования уменьшительной формы
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное изменение формы слова 10 90 10 80 20 2
Как показывают данные таблицы 7, у школьников 2-ого класса отмечаются многочисленные ошибки при выполнении данного задания. С заданием по образованию уменьшительной формы существительного и прилагательного самостоятельно не справился не один учащийся, все дети допустили множество ошибок, только один ребёнок допустили незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда. Например, Миша П. сказал «креселко», Игорь С.- «кастрюлик», «красивешный». Дети не смогли правильно уменьшительную форму существительного и прилагательного.
В группе школьников 4-ого класса результаты выполнения задания выше однако и здесь дети допускали ошибки, при указании логопеда на которые, могли исправить.
Результаты образования относительных прилагательных от существительных школьников двух групп представлены в таблице 8.
Таблица 8
Показатели образования относительных прилагательных от существительных
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное изменение суффикса 30 70 10 80 20 2
Как видно из данных таблицы 8, у школьников 2-ого класса отмечается наибольшее количество ошибок. При образовании относительных прилагательных от существительных – 2 детей не справились с заданием, остальные дети допустили большое количество ошибок. Например, Костя С. – «мешной» вместо «меховой», «кожастый», вместо «кожаный», «стекольный» вместо «стеклянный».
В группе детей 4-ого класса также встречаются ошибки образования относительных прилагательных от существительных (снеговой, стекольный). Однако в этой группе ошибки малочисленны, их допустили только 2 детей.
Результаты исследования образования глаголов с помощью приставок школьников двух групп представлены в таблице 9.
Таблица 9
Показатели образования глаголов с помощью приставок
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное изменение приставки 70 30 4 90 10 1
Данные таблицы 9 показывают, что в группе школьников 2-ого класса допустили наибольшее количество ошибок по сравнению с детьми 4-ого класса. Наибольшие затруднения вызвали задания по образованию глаголов с помощью приставок не справилось с заданием 4 человека 2-ого класса. Костя Г. сказал «заобедаю», а Лева Б. – «пригуляют».
В 4-ом классе школьники практически все выполнили задание безошибочно. Однако у одного школьника отмечались незначительные ошибки, которые с помощью логопеда были исправлены.
Результаты исследования образования однокоренных слов у школьников двух групп представлены в таблице 10.
Таблица 10
Показатели образования однокоренных слов
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное изменение корня слова 70 30 4 90 10 1
Как показывают данные таблицы 10, во 2-ом классе дети допустили большее количество ошибок, по сравнению с детьми 4-ого класса. 4 детей 2-ого класса допустили многочисленные ошибки, не смогли подобрать однокоренное слово. В 4-ом классе школьники допустили ошибки, однако смоги себя исправить.
Результаты исследования образования сложных слов и выделения слов из сложного слова у школьников двух групп представлены в таблице 11.
Таблица 11
Показатели образования сложных слов
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное образование слова 60 40 5 90 10 1
По данным таблицы 11, у школьников 2-х классов отмечается наибольшее количество ошибок по сравнению с учащимися 4-х классов. Задания по анализу и синтезу сложных слов вызвали трудности у второклассников (самостоятельно справились с заданием 5 учащихся, наиболее трудным оказалось слово «овощехранилище»). В 4-ом классе практически все дети смогли правильно выполнить задание. Один школьники допускал ошибки, однако при указании логопеда на них, исправлялся.
Результаты исследования образования притяжательных прилагательных у школьников 2-х групп представлены в таблице 12.
Таблица 12
Показатели образования притяжательных прилагательных
Ошибки 2 класс 4 класс Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Кол-во правильных ответов, % Кол-во ошибок, % Кол-во детей, допустивших ошибки Неправильное образование прилагательного 60 40 5 90 10 1
Данные таблицы 12 показывают, что в группе школьников 2 класса отмечаются ошибки при образовании притяжательных прилагательных (зайково ухо, зайцево ухо). В 4-ом классе школьники практически все выполнили задание безошибочно. У одного школьника отметилось неправильное образование притяжательного прилагательного.
Результаты исследования словообразования и словоизменения школьников второго класса представлено графически (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Результаты исследования группы учащихся 2 классов.
Примечание:
изменения существительных по падежам.
согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.
умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
умения изменять глаголы по числам.
умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
умения согласования глаголов с личными местоимениями.
образования уменьшительной формы существительного и прилагательного.
образования относительных прилагательных от существительных.
образования глаголов с помощью приставок.
умения образования однокоренных слов.
умения образования сложных слов и выделения слов из сложного слова.
умения образования притяжательных прилагательных.
Данные диаграммы свидетельствуют о том, что у школьников 2-ого класса отмечается нарушение словообразования и словоизменения.
Результаты исследования словообразования и словоизменения школьников 4-ого класса также представлено графически (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Результаты исследования группы учащихся 4 классов.
Примечания:
изменения существительных по падежам.
согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.
умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
умения изменять глаголы по числам.
умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
умения согласования глаголов с личными местоимениями.
образования уменьшительной формы существительного и прилагательного.
образования относительных прилагательных от существительных.
образования глаголов с помощью приставок.
умения образования однокоренных слов.
умения образования сложных слов и выделения слов из сложного слова.
умения образования притяжательных прилагательных.
Данные диаграммы показывают, что у школьников 4-ого класса встречаются нарушения словообразования и словоизменения. Однако учащиеся 4 классов показали высокие результаты по всем предложенным заданиям. Исследование показало, что у этих детей сформированность систем словообразования и словоизменения находится на среднем уровне, что соответствует возрастной категории. Материалы исследования показывают, что практически все учащиеся 4 классов имеют средний уровень сформированности грамматических средств языка (90%), и только 10 % имеют высокий уровень. Низкого уровня в данной группе детей не отмечено.
3.2. Уровни сформированности словообразования и словоизменения у учащихся 2 и 4 классов
На основании проведенного исследования целесообразно выявить уровень сформированности словообразования и словоизменения у детей 4 и 2 классов.
У школьников 2 классов отмечалось менее продуктивное, менее устойчивое внимание, более слабая способность к концентрации, распределению внимания, более быстрая истощаемость внимания.
Экспериментальные исследования, проведенные с детьми 2 и 4 классов, выявили специфические особенности нарушения грамматического строя речи учащихся. Отмечается несформированность у детей 2 классов некоторых сложных грамматических форм.
Сравнительное комплексное исследование выявило у детей 2 классов более низкий уровень сформированности и качественное своеобразие процессов словообразования и словоизменения по сравнению с учащимися 4 классов. Наиболее выраженные нарушения были отмечены при исследовании сформированности системы словоизменения.
В результате проведённого эксперимента мы выявили три уровня сформированности систем словообразования и словоизменения. Низкий уровень сформированности соответствует результатам от 0 до 2,1 баллов, средний уровень соответствует результатам от 2,1 до 3,6 балла, высокий уровень сформированности систем словообразования и словоизменения соответствует от 3,6 до 5 баллов.
Среди детей 4 классов отмечается в основном средний уровень (6 чел.), трое детей показали высокий уровень и низкий уровень обнаружен у одного ребенка 2-го класса.
Среди испытуемых 2 классов в основном обнаружен низкий уровень развития словообразования и словоизменения (6 детей). Три ребенка показали средний уровень и лишь один ребенок показал высокий уровень развития словообразования и словоизменения.
Результаты исследования по уровням отражены на диаграмме 3.
Диаграмма 3. Результаты исследования групп учащихся 2 и 4 классов по уровням.
Таким образом, у детей с аграмматической дисграфией в основном отмечается низкий уровень сформированности систем словообразования и словоизменения, так как по результатам исследования средний балл по этим значениям составляет 2,05 и 2,1 баллов соответственно.
Показатели учеников 4 классов намного выше детей 2 классов, преобладает высокий уровень сформированности систем словообразования и словоизменения. У данной группы детей результат в основном определяется результатами исследования, который составляет 4, 17 и 4, 18 балла соответственно.
Заключение
Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в воспитании и обучении школьников.
Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что аграмматическая дисграфия связана с несформированностью у ребенка грамматических систем словообразования и словоизменения, что, прежде всего, находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов. Эти затруднения не могут не переноситься и на письмо.
Проведённое исследование выявило, что с большими трудностями для таких учащихся сопряжено изучение склонений имен существительных, прилагательных, числительных, а также усвоение правил согласования слов в роде, числе, падеже. И до тех пор, пока у ребенка не будут сформированы необходимые грамматические обобщения, такого рода аграмматизмы не исчезнут у него ни в устной речи, ни на письме.
Сравнительное комплексное исследование выявило у учащихся 2 классов более низкий уровень сформированности и качественное своеобразие процессов словообразования и словоизменения по сравнению с учащимися 4 классов. Наиболее выраженные нарушения были отмечены при исследовании сформированности системы словоизменения.
В результате проведённого эксперимента мы выявили три уровня сформированности систем словообразования и словоизменения. Низкий уровень сформированности соответствует результатам от 0 до 2,1 баллов, средний уровень соответствует результатам от 2,1 до 3,6 балла, высокий уровень сформированности систем словообразования и словоизменения соответствует от 3,6 до 5 баллов.
Среди детей 4 классов отмечается в основном средний уровень (6 чел.), трое детей показали высокий уровень и низкий уровень обнаружен у одного ребенка этой группы.
Среди испытуемых второклассников в основном обнаружен низкий уровень развития словообразования и словоизменения (6 детей). Три ребенка показали средний уровень и лишь один ребенок показал высокий уровень развития словообразования и словоизменения.
Эффективность коррекционно-развивающего обучения при устранении дисграфии достигается при условии, если оно носит комплексный и системный характер, осуществляется дифференцированно с учетом симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и особенностей познавательной деятельности младших школьников с дисграфией. Логопедическое воздействие должно быть направлено на формирование как специфических, так и общефункциональных механизмов речевой деятельности.
Список литературы
Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дизорфографиками. // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М.: 2003. – с. 76-84.
Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980.
Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2002, № 2. с. 17-19.
Весёлые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов.Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г, Щербинина С.В. М.: Академия развития., 2000.
Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1982. Сб. соч.Т.2., стр.6-7.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти. Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С. 406-419.
Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656 с.
Головин С. Психологический словарь. - М.: 2001.
Грединарова Е.М. Развития творческого мышления как условие успешного обучения. // Практична психологія та соціальна робота.- 1999.- № 1.- С. 13-15.
Дмитриева Д.А. Аграмматическая форма дисграфии и некоторые причины ее возникновения. // Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии», 10-11 февраля 2009 года, Санкт-Петербург.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. – М.: Просвещение, 1987.
Запорожец А.В. Развитие памяти у детей. — М.: Знание, 2002. — 320 с.
Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида. // Дефектология 2002, № 6. – с. 6
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1998.
Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей. // Дефектология. 2004. № 1. с. 76.
Лалаева Р. И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. – М., 1983.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001 – 224 с.
Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.
Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1940.
Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии. М.,1959
Лурия А.Р. Общая психология. — СПб.: Лань, 2005. — 600 с.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1956.
Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 352с.
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ //Вопросы логопедии. – М., 1959.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2004.
Парамонова Л.Г. Устранение недостатков устной и письменной речи. – СПб., 1996.
Садовникова И. А. Нарушение письменной речи и преодоление.- М., 1983.
Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.
Симановская А.Э. «Подготовка ребенка к освоению чтения и письма». // Начальная школа. 1994. №3. с. 27
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: Изд-во ГНОМИ «Д», 2000.
Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974.
Эльконин Д.Б. Развитие речи. // Психология детей дошкольного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964, с. 115-182.
Приложение 1
Таблица
Обобщенные показатели словообразования и словоизменения (2 кл.)
№ Имя Показатели словоизменения Всего Показатели словообразования Всего 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 Света Ч. 1 2 1 3 1 2 2 1 3 2 1 2 2 Ксюша К. 2 3 1 4 1 2 3 3 3 3 2 2 3 Вика Т. 2 2 1 2 3 3 1 2 3 2 1 2 4 Кристина Р 1 2 1 3 1 2 1 2 1 3 1 2 5 Валя Л. 2 2 2 1 2 3 2 3 1 4 1 2 6 Люда Р. 1 2 1 3 1 2 2 2 1 2 3 3 7 Миша П. 3 3 3 3 2 2 2 1 2 1 3 4 8 Игорь С. 2 3 1 4 1 2 2 2 3 3 3 3 9 Костя С. 2 2 1 2 3 3 1 2 3 2 1 2 10 Ксюша В. 2 3 1 4 1 2 1 2 1 3 1 2 Среднее 1,8 2,4 1,3 2,9 1,6 2,3 2,05 1.7 2.0 2.1 2.5 1.7 2.4 2,1 Таблица
Обобщенные показатели словообразования и словоизменения (4 кл.)
№ Имя Показатели словоизменения Всего Показатели словообразования Всего 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 Маша С. 4 4 5 4 5 3 4 3 4 5 4 5 2 Саша К. 5 4 3 4 5 4 3 4 5 4 3 4 3 Ваня Т. 4 5 5 4 4 5 5 4 5 5 5 4 4 Кирилл М. 4 4 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 5 Ксюша В. 4 4 4 4 3 4 4 4 4 4 4 4 6 Лера Р. 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 7 Маша Р. 4 4 5 4 5 3 4 3 4 5 4 5 8 Витя М. 3 3 2 4 4 4 4 3 3 4 4 3 9 Катя П. 5 4 3 4 5 4 3 4 5 4 3 4 10 Миша К. 4 5 5 4 4 5 5 4 5 5 5 4 Среднее 4,1 4,2 4,1 4,1 4,5 4,1 4,2 4,1 3,8 4,4 4,5 4,1 4,1 4,2
2
1.Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дизорфографиками. // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М.: 2003. – с. 76-84.
2.Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980.
3.Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2002, № 2. с. 17-19.
4.Весёлые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов.Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г, Щербинина С.В. М.: Академия развития., 2000.
5.Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1982. Сб. соч.Т.2., стр.6-7.
6.Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти. Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С. 406-419.
7.Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656 с.
8.Головин С. Психологический словарь. - М.: 2001.
9.Грединарова Е.М. Развития творческого мышления как условие успешного обучения. // Практична психологія та соціальна робота.- 1999.- № 1.- С. 13-15.
10.Дмитриева Д.А. Аграмматическая форма дисграфии и некоторые причины ее возникновения. // Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии», 10-11 февраля 2009 года, Санкт-Петербург.
11.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
12.Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. – М.: Просвещение, 1987.
13.Запорожец А.В. Развитие памяти у детей. — М.: Знание, 2002. — 320 с.
14.Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида. // Дефектология 2002, № 6. – с. 6
15.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1998.
16.Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей. // Дефектология. 2004. № 1. с. 76.
17.Лалаева Р. И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школь¬ников. Диагностика и коррекция - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
18.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
19.Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. – М., 1983.
20.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001 – 224 с.
21.Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.
22.Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1940.
23.Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии. М.,1959
24.Лурия А.Р. Общая психология. — СПб.: Лань, 2005. — 600 с.
25.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1956.
26.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 352с.
27.Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
28.Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ //Вопросы логопедии. – М., 1959.
29.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2004.
30.Парамонова Л.Г. Устранение недостатков устной и письменной речи. – СПб., 1996.
31.Садовникова И. А. Нарушение письменной речи и преодоление.- М., 1983.
32.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.
33.Симановская А.Э. «Подготовка ребенка к освоению чтения и письма». // Начальная школа. 1994. №3. с. 27
34.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: Изд-во ГНОМИ «Д», 2000.
35.Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937
36.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
37.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974.
38.Эльконин Д.Б. Развитие речи. // Психология детей дошкольного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964, с. 115-182.
Вопрос-ответ:
Какие представления существуют о дисграфии у учащихся младших классов?
Существуют современные представления о дисграфии, которые говорят о наличии психологической готовности детей к овладению грамотой, а также обучении детей грамоте в младшем возрасте.
Какие причины, виды и проявления дисграфии у учащихся младших классов?
Дисграфия может быть вызвана разными причинами, такими как нарушения психомоторной сферы, расстройства внимания и памяти, недостаточная мотивация к обучению и другие. Виды и проявления дисграфии могут включать нарушение правописания, плохую почерк и трудности с формированием слов.
Какие аспекты профилактики дисграфии существуют?
Профилактика дисграфии включает различные аспекты, такие как формирование психологической готовности ребенка к обучению грамоте, проведение систематических занятий по развитию письма и чтения, использование специальных методик и игр для развития графических навыков.
Какие методы, цели и задачи исследования применяются в организации исследования дисграфии у учащихся младших классов?
Для организации исследования дисграфии у учащихся младших классов применяются различные методы, такие как анализ ошибок при письме, тестирование на чтение и правописание, наблюдение за письменной речью учащихся. Целью исследования является выявление особенностей развития письма у учащихся с дисграфией, а задачами - определение причин дисграфии и разработка рекомендаций для её коррекции и профилактики.
Какие результаты исследования дисграфии у учащихся младших классов представлены в статье?
Статья представляет результаты исследования, которые включают анализ причин дисграфии у учащихся младших классов, описание видов и проявлений дисграфии, а также предлагает различные методики и подходы к профилактике и коррекции данного расстройства учебного процесса.
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это нарушение письма и написания слов, которое часто встречается у учащихся младших классов. У детей с дисграфией возникают трудности с формированием и орфографией слов, а также с письменным выражением своих мыслей.
Какие причины могут быть у дисграфии учащихся младших классов?
Дисграфия учащихся младших классов может быть вызвана разными причинами. Это могут быть нарушения дизонтогенеза, нарушения слухового восприятия и речи, недостаточного развития мелкой моторики и другие физиологические причины. Также важную роль играют психологические факторы, такие как низкая мотивация к обучению, ощущение неуверенности в себе, страх перед ошибками и другие.
Какие есть методы профилактики дисграфии у учащихся младших классов?
Профилактика дисграфии у учащихся младших классов должна быть комплексной и включать в себя различные методы. Важно развивать мелкую моторику рук, проводить упражнения на развитие зрительного восприятия, обучать правильному дыханию и артикуляции, проводить занятия по развитию речи и творчества.
Какие методики исследования использовались в данном исследовании?
В данном исследовании были использованы различные методики, такие как тесты на оценку письменных навыков, тесты на оценку слухового восприятия и речи, а также методики на оценку мелкой моторики рук и зрительного восприятия.
Какие результаты были получены в ходе исследования?
В ходе исследования было выявлено, что дети с дисграфией имеют низкий уровень письменных навыков и орфографическую грамотность. Также было выявлено, что у этих детей наблюдаются нарушения в слуховом восприятии и речи, а также в мелкой моторике рук и зрительном восприятии.
Какие представления существуют о дисграфии у учащихся младших классов?
Современные представления о дисграфии у учащихся младших классов связаны с недостаточной психологической готовностью детей к овладению навыками грамоты.
Какие причины, виды и проявления дисграфии у учащихся младших классов?
Причины дисграфии могут быть различными, начиная от наследственной предрасположенности и заканчивая недостатком обучения и психологического давления со стороны окружающих. Виды и проявления дисграфии могут быть разными, от слабости в словообразовании до трудностей в словоизменении.