Перспективы и проблемы отношений Белоруссии и Европейского Союза.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 25.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1: Белоруссия в современных международных отношениях
1.1. История отношений с ЕС
1.2. «Фактор» России в отношениях между Белоруссией и Европейским Союзом
Глава 2: Отношения в рамках программы «Восточное партнерство»
2.1. Основные аспекты и проблемы дальнейшего сотрудничества в рамках «Восточного партнерства»
Глава 3: Перспективы развития отношений между ЕС и Белоруссией
Заключение
Список использованной литературы
Учитывая тот факт, что высшее образование находится на пересечении научно-исследовательской деятельности, обучения и инноваций, оно должно расцениваться как главная опора европейской конкурентоспособности.
Особое внимание уделяется также вопросам приграничного сотрудничества и эффективного управления границами. В частности, в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства ведется работа по ряду проектов, направленных на борьбу с торговлей людьми, наркотиками, нелегальной миграцией.
Другим важным направлением дальнейшего сотрудничества Белоруссии и Евросоюза является сфера прав человека и гражданина, соблюдение на территории Белоруссии мировых стандартов в данной области. Одной из составляющих демократического правового государства является наличие эффективной и независимой судебной власти. В течение последних лет в Республике Белоруссия были приняты новые гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный кодексы и другие нормативные правовые акты, направленные на совершенствование судебной системы Белоруссии. В то же время, в целях наиболее полного обеспечения права граждан на судебную защиту представляется важным изучение вопросов дальнейшего совершенствования системы отправления правосудия в Республике Белоруссия в контексте международных стандартов, обеспечивающих право на судебную защиту, передового международного опыта. В этом направлении призван работать совместный проект Белоруссии и ЕС 2007 года «Содействие более широкому применению международных стандартов в области прав человека в процессе отправления правосудия в Республике Беларусь».
Важно подчеркнуть, что в условиях развития современной международной системы в основе национальной безопасности, экономического процветания и глобальной стабильности лежат надежность и стабильность снабжения энергией. Ранее призрачная угроза нехватки энергоносителей ныне становится все более реальной для многих стран. А значение транзитного пути через Причерноморье в ближайшие годы и десятилетия будет возрастать по мере того, как Европа займется диверсификацией поставок и попытками смягчить последствия российской монополии на энергию.
Поэтому важным элементом Европейской политики соседства является укрепление стратегического энергетического партнерства с соседними странами. «Газовый кризис» начала 2006-го, 2007-го, 2008-го и 2009-го годов, в ходе которого из-за разногласий, возникших между российскими и украинскими газовыми компаниями относительно цен и условий транзита российского газа, пострадал ряд стран — членов ЕС, еще раз подтвердил необходимость обеспечения бесперебойных, надежных и безопасных поставок энергоресурсов в ЕС.
Европейский Союз, являясь крупнейшим в мире импортером энергоресурсов (нефти и газа), окружен наибольшими запасами нефти и газа (Россия, Каспийский бассейн, Ближний Восток и Северная Африка). Его зависимость от импорта энергоресурсов будет постоянно возрастать: по текущим прогнозам, она увеличится с 50% в настоящее время до 70% в 2030 году. Соседние страны играют жизненно важную роль в обеспечении надежного снабжения ЕС энергоресурсами. Многие страны стремятся расширить свой доступ на энергетический рынок ЕС, выступая как действующие или будущие поставщики. Ключевые страны — транзитеры энергоресурсов – Украина и Беларусь.
Однако российская политика, учитывая стратегическую важность данного рынка, не может строиться на самопожертвовании, а должна исходить из прагматических национальных интересов. Адекватным же ответом на диверсификацию путей поставок топлива в ЕС в обход России и политику двойных стандартов в отношении российских энергокомпаний является коррекция сложившейся асимметрии энергоэкспорта в пользу восточного и южного направлений. Но по мере того как Москва будет стремиться сохранить свои позиции, а Запад – диверсифицировать поставки нефти и газа, сохранится и даже обострится соперничество не только вокруг альтернативных маршрутов, получения и транспортировки углеводородов, но и по ряду политических и экономических вопросов. Данное предположение тем более очевидно, что осуществляемая в настоящее время политика серьезно портит конъюнктуру рынка и делает его менее привлекательным.
В этом контексте следует учесть, что Россия, будучи практически полностью изолирована от международных процессов после окончания биполярного противостояния, столкнулась с попытками ее «сдерживания» в рамках новой формирующейся системы безопасности: политической, экономической, гуманитарной, энергетической. Быстрое расширение евроатлантических структур за счет бывших союзников Москвы и жесткое противодействие реинтеграционным тенденциям на основе добровольности и взаимной выгоды на территории постсоветского пространства обернулись ухудшением отношений в конце 90-х – начале 2000-х годов.
Возвращаясь к современной ситуации, следует отметить, что позитивной переменой последних лет на обоих политических полюсах стало осознание того, что наличие ряда общих интересов в сфере региональной и внутренней безопасности – важный фактор будущего партнерства. Поэтому все стороны весьма заинтересованы в том, чтобы улучшить инфраструктуру, соединяющую энергосети ЕС и его партнеров, а также в сближении нормативно-правовых баз. Кроме того, расширение сотрудничества в энергетической сфере открывает взаимные возможности для предпринимательства и может способствовать социально-экономическому развитию и улучшению состояния окружающей среды.
В идеале - формирование системы, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов, взаимный учет интересов, при котором отношения основываются на устойчивых механизмах решения проблем – это гарантия эффективности и надежности. Подобная модель в долгосрочной перспективе возможна и во взаимоотношениях Белоруссии и Евросоюза с учетом российского «фактора», доминирующего на постсоветском пространстве в силу исторических, геополитических, экономических и гуманитарных предпосылок.
Таким образом, оперируя данными белорусского эксперта В. Улаховича, можно согласиться с его предложениями по перспективам развития белорусско-европейских отношений. С позиций рационализма, исходя из вышеуказанных факторов, можно спрогнозировать наиболее адекватную обстоятельствам международную ориентацию Беларуси в среднесрочной перспективе. Здесь следует опереться на три основных положения:
1. Максимально способствовать прохождению через территорию РБ трансъевропейских коммуникационных проектов.
2. Сохранить привилегированные отношения РБ с Россией и усилить прямой доступ к эксплуатации российских природных ресурсов. Стремиться сохранить роль одного из ведущих индустриальных регионов на российском экономическом пространстве.
3. Развивать двусторонние экономические и политические связи с ЕС, стремясь при этом к установлению отношений стратегического партнерства между крупными промышленными предприятиями РБ и крупными корпорациями ЕС и формируя собственную идеологическую, культурную, политическую ниши в процессе европейской интеграции.
Заключение
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие политических и экономических отношений между Европой и Белоруссией объективно соответствует общеевропейским интересам, что неоднократно декларировалось на самых различных уровнях как со стороны Белоруссии, так и со стороны ЕС, а также всех сопредельных с Белоруссией государств. Особое значение при этом имеет географическое положение Беларуси как транзитной страны и все более очевидная значимость стратегического сотрудничества Белоруссии с Россией. Недаром особого исследования заслуживает, так называемый, российский «фактор» во взаимоотношениях современной постсоветской Белоруссии и Европейского Союза.
Дальнейшие белорусско-европейские отношения будут, как и прежде, во многом определяться политической конъюнктурой, как в Европе, так и в самой Белоруссии. Свидетельством этому является и начальный этап установления взаимоотношений на двустороннем уровне, и последние события конца 2010 – начала 2011 годов на внутриполитическом поле Белоруссии, отразившиеся на состоянии белорусско-европейских связей.
Список использованной литературы:
Аналитический доклад Рабочей группы Института социологии РАН. Российская идентичность в социологическом измерении // Полис. – 2008. - №1.
Асмус Р. Евро-атлантическое Причерноморье // Россия в глобальной политике. – 2007. - №3.
Белоруссия присоединяется к Болонскому процессу. – Режим доступа: http://bologna.mgimo.ru/documents.php?doc_id=704.
Борко Ю. А. Свет и тени европейской интеграции // Россия в глобальной политике. – 2007. - №1. – Режим доступа: www.globalaffairs.ru/numbers/24/7044.
Велихов Е. П., Гагаринский А. Ю., Субботин С. А., Цибульский В. Ф. Россия в мировой энергетике ХХI века. – М., 2006.
Гелла Т. Н. Россия, СНГ и Европейский Союз в едином социально-экономическом и политическом пространстве // Региональное развитие: опыт России и зарубежных стран. – Орел, 2006.
Данные Официального Интернет-портала Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press90315.html.
Достанко Е. Политика соседства ЕС: инструменты сотрудничества для Украины, Молдовы, Беларуси // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. - №3.
Дракохруст Ю. А. Белоруссия – форпост «старой» Европы? // Россия в глобальной политике. – 2007. - №1. – Режим доступа: http://globalaffairs.ru/number/n_8149.
Иноземцев В. Л. На перепутье: Россия в мировой системе XXI века // ОНС. – 2002. - №4.
Каныгин П. Энергетическая безопасность Европы и интересы России // МЭМО. – 2007. - №5. – С. 10.
Кива А. В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. – 2001. - №2.
Коновалов М., Губаев А. Европа готова стать Россией для Белоруссии // Комерсантъ. – 2009. – 23 июня. - №110.
Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. – 2000. – 15 июля.
Лукашенко: Белоруссия для ЕС — важное звено для экономики и политики. – Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/1646968.
Обзор внешней политики Российской Федерации (413-27-03-2007). – Режим доступа: официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации – www.mid.ru/brp_4.nsf.
Программа помощи Европейского Союза и сотрудничество Беларуси и ЕС. – Киев, 2009.
Терновая Л. О., Гольдин Г. Г. Россия и США в системе геополитических отношений // Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России. – М., 2002.
Тренин Д. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад». – М., 2006.
Улахович В. Отношения Республики Беларусь и Европейского Союза: состояние и перспективы развития // Экономический вестник. - 2001.
Ходосевич А. Брюссель ужесточает санкции против Минска // Независимая газета. – 2011. – 24 мая. – Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2011-05-24/6_minsk.html.
Ходасевич А. Минск готов к диалогу с Брюсселем // Независимая газета. – 2009. – 14 мая. – Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2009-05-14/6_minsk.html.
Чижов В. А. Россия – ЕС. Стратегия партнерства // Международная жизнь. – 2004. - №9.
Ivanovsky Z. Political Modernization in Post-authoritarian Countries: Theory and Practice //Bulletin of World Public Forum “Dialogue of Civilization”. – 2005. - №2.
Борко, Ю. А. Свет и тени европейской интеграции // Россия в глобальной политике. – 2007. - №1. – Режим доступа: www.globalaffairs.ru/numbers/24/7044.
Обзор внешней политики Российской Федерации (413-27-03-2007). – Режим доступа: официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации – www.mid.ru/brp_4.nsf.
Улахович В. Отношения Республики Беларусь и Европейского Союза: состояние и перспективы развития // Экономический вестник. - 2001. - №2. - С.336.
Там же. – С. 339.
Программа помощи Европейского Союза и сотрудничество Беларуси и ЕС. – Киев, 2009. – С. 7.
Достанко Е. Политика соседства ЕС: инструменты сотрудничества для Украины, Молдовы, Беларуси // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. - №3. – С. 34.
Программа помощи Европейского Союза и сотрудничество Беларуси и ЕС. – Киев, 2009. – С. 9.
Аналитический доклад Рабочей группы Института социологии РАН. Российская идентичность в социологическом измерении // Полис. – 2008. - №1. – С. 81.
Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. – 2000. – 15 июля.
Гелла Т. Н. Россия, СНГ и Европейский Союз в едином социально-экономическом и политическом пространстве // Региональное развитие: опыт России и зарубежных стран. – Орел, 2006. – С. 28.
Чижов В. А. Россия – ЕС. Стратегия партнерства // Международная жизнь. – 2004. - №9. – С. 25.
Иноземцев В. Л. На перепутье: Россия в мировой системе XXI века // ОНС. – 2002. - №4. – С. 110.
Кива А. В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. – 2001. - №2. – С. 25.
Тренин Д. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад». – М., 2006. – С. 217.
Улахович В. Отношения Республики Беларусь и Европейского Союза: состояние и перспективы развития // Экономический вестник. - 2001. - №2. - С. 340.
Ivanovsky Z. Political Modernization in Post-authoritarian Countries: Theory and Practice //Bulletin of World Public Forum “Dialogue of Civilization”. – 2005. - №2. – Р.193.
Программа помощи Европейского Союза и сотрудничество Беларуси и ЕС. – Киев, 2009. – С. 15.
Коновалов М., Губаев А. Европа готова стать Россией для Белоруссии // Комерсантъ. – 2009. – 23 июня. - №110.
Ходасевич А. Минск готов к диалогу с Брюсселем // Независимая газета. – 2009. – 14 мая. – Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2009-05-14/6_minsk.html.
Ходосевич А. Брюссель ужесточает санкции против Минска // Независимая газета. – 2011. – 24 мая. – Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2011-05-24/6_minsk.html.
Дракохруст Ю. А. Белоруссия – форпост «старой» Европы? // Россия в глобальной политике. – 2007. - №1. – Режим доступа: http://globalaffairs.ru/number/n_8149.
Лукашенко: Белоруссия для ЕС — важное звено для экономики и политики. – Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/1646968.
Данные Официального Интернет-портала Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press90315.html.
Белоруссия присоединяется к Болонскому процессу. – Режим доступа: http://bologna.mgimo.ru/documents.php?doc_id=704.
Велихов Е. П., Гагаринский А. Ю., Субботин С. А., Цибульский В. Ф. Россия в мировой энергетике ХХI века. – М., 2006. – С. 5.
Каныгин П. Энергетическая безопасность Европы и интересы России // МЭМО. – 2007. - №5. – С. 10.
См., в частности: Асмус Р. Евро-атлантическое Причерноморье // Россия в глобальной политике. – 2007. - №3.
Терновая Л. О., Гольдин Г. Г. Россия и США в системе геополитических отношений // Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России. – М., 2002. – С. 148.
2
1.Аналитический доклад Рабочей группы Института социологии РАН. Российская идентичность в социологическом измерении // Полис. – 2008. - №1.
2.Асмус Р. Евро-атлантическое Причерноморье // Россия в глобальной политике. – 2007. - №3.
3.Белоруссия присоединяется к Болонскому процессу. – Режим доступа: http://bologna.mgimo.ru/documents.php?doc_id=704.
4.Борко Ю. А. Свет и тени европейской интеграции // Россия в глобальной политике. – 2007. - №1. – Режим доступа: www.globalaffairs.ru/numbers/24/7044.
5.Велихов Е. П., Гагаринский А. Ю., Субботин С. А., Цибульский В. Ф. Россия в мировой энергетике ХХI века. – М., 2006.
6.Гелла Т. Н. Россия, СНГ и Европейский Союз в едином социально-экономическом и политическом пространстве // Региональное развитие: опыт России и зарубежных стран. – Орел, 2006.
7.Данные Официального Интернет-портала Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press90315.html.
8.Достанко Е. Политика соседства ЕС: инструменты сотрудничества для Украины, Молдовы, Беларуси // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. - №3.
9.Дракохруст Ю. А. Белоруссия – форпост «старой» Европы? // Россия в глобальной политике. – 2007. - №1. – Режим доступа: http://globalaffairs.ru/number/n_8149.
10.Иноземцев В. Л. На перепутье: Россия в мировой системе XXI века // ОНС. – 2002. - №4.
11.Каныгин П. Энергетическая безопасность Европы и интересы России // МЭМО. – 2007. - №5. – С. 10.
12.Кива А. В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. – 2001. - №2.
13.Коновалов М., Губаев А. Европа готова стать Россией для Белоруссии // Комерсантъ. – 2009. – 23 июня. - №110.
14.Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. – 2000. – 15 июля.
15.Лукашенко: Белоруссия для ЕС — важное звено для экономики и политики. – Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/1646968.
16.Обзор внешней политики Российской Федерации (413-27-03-2007). – Режим доступа: официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации – www.mid.ru/brp_4.nsf.
17.Программа помощи Европейского Союза и сотрудничество Беларуси и ЕС. – Киев, 2009.
18.Терновая Л. О., Гольдин Г. Г. Россия и США в системе геополитических отношений // Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России. – М., 2002.
19.Тренин Д. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад». – М., 2006.
20.Улахович В. Отношения Республики Беларусь и Европейского Союза: состояние и перспективы развития // Экономический вестник. - 2001.
21.Ходосевич А. Брюссель ужесточает санкции против Минска // Независимая газета. – 2011. – 24 мая. – Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2011-05-24/6_minsk.html.
22.Ходасевич А. Минск готов к диалогу с Брюсселем // Независимая газета. – 2009. – 14 мая. – Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2009-05-14/6_minsk.html.
23.Чижов В. А. Россия – ЕС. Стратегия партнерства // Международная жизнь. – 2004. - №9.
24.Ivanovsky Z. Political Modernization in Post-authoritarian Countries: Theory and Practice //Bulletin of World Public Forum “Dialogue of Civilization”. – 2005. - №2.
Вопрос-ответ:
Какова история отношений Белоруссии с Европейским Союзом?
История отношений Белоруссии с Европейским Союзом начинается с 1991 года, когда Белоруссия обрела независимость после распада СССР. В 1994 году Белоруссия подписала Партнерское соглашение с Европейским Союзом, которое было первым шагом к сотрудничеству. Однако, в последующие годы отношения становились все менее дружественными из-за политической ситуации в Белоруссии, что привело к санкциям со стороны ЕС. Несмотря на это, сотрудничество продолжается и имеет свои перспективы.
Как Россия влияет на отношения Белоруссии и Европейского Союза?
Россия играет важную роль в отношениях Белоруссии и Европейского Союза. Белоруссия тесно экономически связана с Россией, особенно в сфере энергетики. Это создает зависимость Белоруссии от России и может служить препятствием для налаживания более тесного сотрудничества с ЕС. Кроме того, Россия оказывает политическое влияние на Белоруссию и мешает ей развивать отношения с ЕС в полной мере.
Какие основные аспекты и проблемы сотрудничества в рамках программы Восточное партнерство?
Основные аспекты сотрудничества в рамках программы Восточное партнерство включают развитие демократии, государственное управление, экономическое сотрудничество, энергетическую безопасность, мобильность и культурный обмен. Однако, существуют и проблемы, такие как нарушение прав человека и демократических принципов в Белоруссии, ограничения на политическую деятельность оппозиции, что затрудняет развитие отношений и сотрудничества с ЕС.
Какую историю отношений с ЕС имеет Белоруссия?
История отношений Белоруссии и Европейского Союза началась в 1991 году, когда Белоруссия стала независимым государством. В 1995 году было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Белоруссией, которое было приостановлено в 1997 году из-за нарушения демократических принципов в стране. В последующие годы отношения между Белоруссией и ЕС оставались напряженными из-за политической ситуации в стране.
Какую роль играет Россия в отношениях Белоруссии и ЕС?
Россия является важным фактором в отношениях между Белоруссией и Европейским Союзом. Россия и Белоруссия имеют тесные экономические связи и являются членами Евразийского экономического союза. Россия выступает за укрепление отношений с Белоруссией и не поддерживает активное сотрудничество Белоруссии с ЕС. В то же время, ЕС заинтересован в развитии отношений с Белоруссией и стремится улучшить политические и экономические связи с этой страной.
Какие основные аспекты и проблемы сотрудничества в рамках Восточного партнерства могут возникнуть между ЕС и Белоруссией?
Основными аспектами сотрудничества в рамках Восточного партнерства могут быть развитие торговых и экономических связей, укрепление демократических принципов и прав человека, поддержка реформ в Белоруссии. Одной из проблем может быть нежелание белорусского правительства проводить политические и экономические реформы, а также нарушение прав человека и ограничение свободы средств массовой информации в стране.
Какие перспективы развития отношений между ЕС и Белоруссией?
Перспективы развития отношений между ЕС и Белоруссией зависят от политической ситуации в стране. Если Белоруссия будет готова проводить политические и экономические реформы, соблюдать принципы демократии и прав человека, то отношения с ЕС смогут улучшиться. ЕС готов оказывать поддержку Белоруссии в проведении реформ и развитии экономики, однако это требует согласия и участия белорусского правительства.
Какова история отношений Белоруссии с Европейским Союзом?
История отношений Белоруссии с Европейским Союзом насчитывает несколько десятилетий. Сразу после получения независимости в 1991 году, Белоруссия начала развивать свои отношения с ЕС. В 1995 году Белоруссия и ЕС установили дипломатические отношения. Однако, в последующие годы отношения между Белоруссией и ЕС были в основном напряженными. ЕС критиковал политику Белоруссии по поводу прав человека и демократических ценностей.
Какую роль играет Россия в отношениях Белоруссии и Европейского Союза?
Россия играет значительную роль в отношениях Белоруссии и Европейского Союза. Белоруссия является одним из ключевых партнеров России, которая считает ее важным союзником в регионе. В свою очередь, ЕС стремится укрепить свое присутствие на Восточном фронте, включая Белоруссию. Однако, Россия влияет на политику Белоруссии и может оказывать давление на нее, чтобы ограничить ее сотрудничество с ЕС.
Какие основные аспекты и проблемы сотрудничества в рамках программы Восточное партнерство?
В рамках программы Восточное партнерство, ЕС предлагает странам-участницам, включая Белоруссию, различные преимущества и возможности для расширения сотрудничества. Однако, есть несколько проблем, затрудняющих полноценное сотрудничество. Это вопросы прав человека и демократические принципы, которые Белоруссия не всегда выполняет. Кроме того, расхождения в политических взглядах и интересах между ЕС и Белоруссией также являются существенными препятствиями.
Какие исторические факты влияют на отношения между Белоруссией и Европейским Союзом?
В истории отношений между Белоруссией и Европейским Союзом существуют несколько ключевых моментов. Во-первых, после распада Советского Союза и обретения Белоруссией независимости, страна столкнулась с выбором между интеграцией в Европу и укреплением связей с Россией. Эта дилемма сформировала основу для дальнейшего развития отношений. Во-вторых, некоторые европейские страны выразили свое недовольство ситуацией с демократией и уважением прав человека в Белоруссии, что также повлияло на отношения. И, наконец, Белоруссия стала участником программы Восточное партнерство, которая направлена на развитие сотрудничества между ЕС и странами-партнерами, включая Белоруссию. Все эти факторы оказывают влияние на современные отношения между Белоруссией и Европейским Союзом.