"Разработка государственной региональной политики (на примере регионов доноров или депрессивных регионов)".
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 11.03.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Сущность государственной региональной политики
1.1. Содержание региональной политики и ее виды
1.2.Конституционные основы региональной политики
1.2. Основное назначение региональной политики
2.Понятие и особенности развития региона-донора
2.1. Понятие региона-донора, основные виды регионов-доноров в РФ
2.2. Роль регионов доноров в развитии государства
3. Разработка региональной политики Москвы
3.1. Основные этапы разработки региональной политики
3.2. Планирование и прогнозирование деятельности региона-донора
3.3. Эффективность политики региона-донора
Заключение
Список использованной литературы
Прогнозирование в краткосрочной перспективе.
Финансовый кризис во всем мире накладывает особые отпечатки на развитие глобальных городов в целом и на Москву в частности.
Исходя из осложнения внешних условий, оказывающих влияние на развитие города, и некоторого ухудшения существующей в городе структуры экономики, крайне медленных темпов проведения институциональных преобразований постараемся оценить краткосрочную перспективу развития Москвы в ближайшее время.
Опасения резкого роста недовольства населения отсутствием увеличения реальных доходов могут заставить органы власти снизить темпы проведения институциональных реформ. Среднедушевые денежные доходы населения будут расти крайне медленно.
Прогнозирование в среднесрочной перспективе.
Возможно сохранение стабильных факторов и ресурсов города. Для Москвы кризисные явления могут являться малоблагоприятными. Возникшая ситуация с некоторыми предприятиями, которые являются убыточными не будет способствовать росту инвестиций, в том числе иностранных. Основными российскими конкурентами Москвы на рынке капиталов останутся Санкт-Петербурге, Ленинградская области. В связи с этим возможно падение уровня конкурентоспособности.
Город будет развиваться во многом за счет эффективного использования внутренних ресурсов. Структурная перестройка экономики будет проходить медленными темпами. Ведущую роль в формировании ВРП сохранят промышленность (машиностроение и пищевая), транспорт и сфера услуг. Территориальная структура города также будет меняться медленными темпами. Эффективность использования природно-ресурсного потенциала (земли и иных объектов природопользования) останется на уровне последних лет.
Прогнозирование в долгосрочной перспективе.
Предусматривает наличие комбинации благоприятных внешних и внутренних условий развития города. В сфере внешних международных условий, оказывающих влияние на развитие города, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей.
В последние годы экономика Москвы демонстрирует устойчиво высокие темпы роста, что подтверждается позитивной динамикой основных социально-экономических показателей.
В рамках Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве на 2010-2012 гг. реализуются меры по поддержке малого и среднего предпринимательства в молодёжной среде.
В практическом плане превращение Москвы в глобальный центр финансовых услуг означает привлечение новых инвестиций в город, рост налогооблагаемой базы, увеличение количества рабочих мест. Это, в свою очередь, приведет к росту выплачиваемой в городе зарплаты, а значит, к повышению уровня жизни москвичей. Задача развития нефинансовой инфраструктуры Москвы как международного финансового рынка решается преимущественно органами власти города и, в значительной степени, предусматривается государственными программами столицы. В настоящее время по поручению Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина усилия городских властей сосредоточены на развитии транспорта: метрополитена, автомобильных и железных дорог, аэропортов.
Достигнутые за последние годы темпы роста экономики города позволяют прогнозировать на долгосрочную перспективу сохранение положительной динамики основных экономических показателей.
3.3. Эффективность политики региона-донора
Современные процессы в мире диктуют новые условия существования урбанистической культуры. Москва, занимающая 25−е место в рейтинге 2005 года, имела 181 млрд. долларов ВВП, почти в десять раз уступая двум первым позициям.
Эффекты интеграции любого города в элитный клуб глобальных центров велики, несут в себе немалые выгоды. Однако ускоренному движению по этому пути Москвы препятствует немалое бремя прошлых и настоящих проблем как отраслевого, так и комплексного плана. В столице фокусируются проблемы общероссийского, межрегионального (центр-периферия) и собственно городского развития. Негативна демографическая обстановка, противоречиво развитие хозяйственного комплекса, ощутима периферийность положения города в трансграничных связях, колоссальны территориальные и социальные диспропорции и т.д. Более того, глобализация города привносит немало дополнительных и негативных последствий. Географический анализ «болевых точек» Москвы с учетом международного опыта – важный и необходимый шаг на пути эффективной модернизации городской политики и предвидения возникновения проблемных ситуаций.
Москва является и будет оставаться крупнейшим геополитическим центром на международной арене.
Одним из важнейших факторов развития любого глобального города является вложение в него иностранных инвестиций, и в данном отношении Москва является не исключением. Однако экспертные оценки показывают, что адресат исследования – органы власти города, положительно оценивают вливание инвестиций в город, а адресат исследования – население, неоднозначно относятся к этому, считая, что порой инвестиционные проекты наносят вред сохранению наследия города.
За последние годы в Москве, накоплен определенный опыт реализации различных федеральных и региональных программ и проектов в различных отраслях. Основными рекомендациями на современном этапе развития Москвы, особенно в условиях кризиса являются следующие:
активнее вести поиск и внедрение новых форм и методов участия государства в государственно-частном партнерстве в интересах развития Москвы;
федеральным и региональным органам государственной власти совместно с общественными организациями подготовить предложения по развитию нормативно-правовой базы дальнейшего развития города и его становления как глобального города;
в интересах закрепления форм и методов участия государства в улучшении инвестиционно-предпринимательского климата в различных сферах, а также льготного налогообложения, предоставления государственных гарантий под инвестиции и других протекционистских мер.
органам государственной власти продолжить работу по развитию социального партнерства государства, общества, бизнеса и образовательных учреждений в подготовке кадров для различных сфер развития.
Заключение
Динамичное развитие региона немыслимо без полноценной реализации имеющегося специфического регионального потенциала. Региональное управление всегда должно иметь представление о собственном потенциале, возможностях, условиях и способах приведения его в действие.
Специфический потенциал определяется объемом используемых ресурсов, их структурой, качеством, степенью использования. К основным видам ресурсов региона, как известно, относятся: человеческие; природно-сырьевые; финансовые; инвестиционные; материально-технические; земельные; имущественные; инфраструктурные; организационные; информационные; научные; правовые; предпринимательские. Каждый регион обладает собственными, порой уникальными характеристиками — размерами, содержанием, структурой и качественными показателями тех или иных составляющих общего потенциала.
«Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой».
Необходимо выделять региональную политику:
Экономическую,
Социальную,
Экологическую,
Демографическую,
Инновационную.
Региональные интересы государства призваны не противоречить политико-правовым, социально-экономическим, экологическим и другим интересам регионов. Естественным основанием для этого должны выступать гарантии государства: равное право граждан России во всех регионах на достойную жизнь и на защиту этого права; ответственность регионов за сферы общественной жизни, регулируемые законом; соблюдение баланса взаимных интересов субъектов и Федерации.
Конституция РФ, устанавливая федеративную форму территориального устройства, тем самым обуславливает как единство государственной власти в целом, так и разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации (регионов) (ст. 5, ч. 3 Конституции РФ).
Основными принципами формирования региональной политики являются достижение сбалансированности социально-экономических, политико-правовых, духовных, природоохранных отношений, пропорционального развития на этой основе всех компонентов региона - экономики, социальной сферы, жизнедеятельности человека, состояния природной среды, обеспечение устойчивого социально - экономического развития региона на основе более полного и эффективного использования всей совокупности производственного, природно-экономического, социального, научно-технического потенциала для создания благоприятных условий жизни и деятельности человека.
Традиционно в качестве субъекта российской региональной политики рассматривался именно регион. Несмотря на то, что в региональной политике важное значение имеют разные виды развития: социальная, экологическая, культурная, и другие сферы, все же, в практике сложилось распределение регионов России именно по социально – экономическому признаку. Данный признак отражает фактически социально – экономический статус региона. В данном случае мы имеем виду разделение регионов на регионы – доноры и дотационные или рецессивные регионы.
Доходность в бюджет является важной составляющей определения статуса региона в социально – экономическом смысле.
Проблема дисбаланса экономической политики регионов и разделения их на доноры и на дотационные является открытым вопросом, который пока находится в поле многочисленных дискуссий.
В настоящее время, в практическом смысле, программно – целевой подход в Москве выражен в Программе социально-экономического развития Москвы, которая утверждает основные целевые ориентиры, характеризующие уровень жизни населения и развитие городской экономики на ближайшие три-четыре года, и является базой для формирования бюджета города Москвы.
В практическом плане превращение Москвы в глобальный центр финансовых услуг означает привлечение новых инвестиций в город, рост налогооблагаемой базы, увеличение количества рабочих мест. Это, в свою очередь, приведет к росту выплачиваемой в городе зарплаты, а значит, к повышению уровня жизни москвичей. Задача развития нефинансовой инфраструктуры Москвы как международного финансового рынка решается преимущественно органами власти города и, в значительной степени, предусматривается государственными программами столицы. В настоящее время по поручению Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина усилия городских властей сосредоточены на развитии транспорта: метрополитена, автомобильных и железных дорог, аэропортов.
Достигнутые за последние годы темпы роста экономики города позволяют прогнозировать на долгосрочную перспективу сохранение положительной динамики основных экономических показателей.
Список использованной литературы
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации // 1993 – 25 декабря
Концепция развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг 2009 г.
Литература
Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 8. С. 6
Алешкова И.А., Конюхова И.А. Проблемы законодательного регулирования субъектами Российской Федерации системы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3. С. 18 – 20
Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар СВ., Плисецкий Е.Л., Симагин Ю.А Введение в экономическую географию и региональную экономику России – М., 2006.
Жуков А.П. Ответственность органов исполнительной власти в системе разделения властей субъектов Российской Федерации // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – Ростов – на Дону, 2008.
Ильюхина Т.Г. Закрепление принципа единства и взаимодействия властей в конституционном и уставном законодательстве субъектов РФ // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2009.
Казаков В.В., Савиных Т.С. Особенности бюджетного федерализма в России // Вестник Томского государственного университета 2010 - № 334. С. 111-113
Ковальчук А. Система исполнительной власти. // Отечественные записки 2004. - № 2. С. 3-5
Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2005. - № 1. С. 20 - 21.
Кузьмина О.В. Организация управления социально – экономической политикой // Транспортное дело России 2009 - № 10. С. 91
Лукашук И.И. Внешняя политика России и международное право. - М., 2007.
Мангейм Джарол Б, Рич Ричард К. Политология. Методы исследования М.: Издательство «Весь мир» 2007.
Нарутто С. В. Разграничение компетенции и единство системы государственной власти Российской Федерации. - Владивосток, 2005.
Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно – целевое планирование и управление – М., 2009.
Финансы России. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004; сборники «Социально экономическое положение… федерального округа в 2005 г.» - М., 2005
Федерализм: теория, институты, отношения – М., 2007
Электронный ресурс
Глобальные города // Эксперт 2008. - № 15 (604) – 14 апреля // Электронный ресурс: http://www.expert.ru/tags/17/178457/392675/
Ефименков В.И. Государственное регулирование экономики — необходимое условие эффективного развития регионов страны // [Электронный ресурс]: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=496
Лавров А., Христенко В. Экономика и политика российского бюджетного федерализма: Министерство финансов РФ. Официальный сайт. . URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 30.04.2010).
Регионы доноры // [Электронный ресурс]: http://www.politika.su/reg/donory.html
Как реализуются программы социально-экономического развития Москвы? / РИА Новости / 20 апреля 2011 года // [Электронный ресурс]: http://www.depir.ru/content/c144-page1.html
Матвиенко предлагает поддержать регионы – доноры // [Элеткронный ресурс]: http://www.regions.ru/news/2375296/
Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар СВ., Плисецкий Е.Л., Симагин Ю.А Введение в экономическую географию и региональную экономику России – М., 2006. С. 38
См.: Федерализм: теория, институты, отношения – М., 2007; Алешкова И.А., Конюхова И.А. Проблемы законодательного регулирования субъектами Российской Федерации системы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3. С. 18 - 20., Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2005. - № 1. С. 20 - 21.
Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар СВ., Плисецкий Е.Л., Симагин Ю.А Введение в экономическую географию и региональную экономику России – М., 2006. С. 38
Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар СВ., Плисецкий Е.Л., Симагин Ю.А Введение в экономическую географию и региональную экономику России – М., 2006. С. 38
Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 8. С. 6
См.: Ковальчук А. Система исполнительной власти. // Отечественные записки 2004. - № 2. С. 3
См.: Ильюхина Т.Г. Закрепление принципа единства и взаимодействия властей в конституционном и уставном законодательстве субъектов РФ // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2009. С. 15
См.: Нарутто С. В. Разграничение компетенции и единство системы государственной власти Российской Федерации. - Владивосток, 2005. С. 45–46
Жуков А.П. Ответственность органов исполнительной власти в системе разделения властей субъектов Российской Федерации // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – Ростов – на Дону, 2008. С. 3
См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ в ред. от 5 апреля 2005 года «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Кузьмина О.В. Организация управления социально – экономической политикой // Транспортное дело России 2009 - № 10. С. 91
Ефименков В.И. Государственное регулирование экономики — необходимое условие эффективного развития регионов страны // [Электронный ресурс]: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=496
В.В. Казаков, Т.С. Савиных Особенности бюджетного федерализма в России // Вестник Томского государственного университета 2010 - № 334. С. 111
Лавров А., Христенко В. Экономика и политика российского бюджетного федерализма: Министерство финансов РФ. Официальный сайт. . URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 30.04.2010).
Регионы доноры // [Электронный ресурс]: http://www.politika.su/reg/donory.html
Финансы России. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004; сборники «Социально экономическое положение… федерального округа в 2005 г.» (М., 2005)
Матвиенко предлагает поддержать регионы – доноры // [Элеткронный ресурс]: http://www.regions.ru/news/2375296/
Мангейм Джарол Б, Рич Ричард К. Политология. Методы исследования М.: Издательство «Весь мир» 2007. С. 15
Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно – целевое планирование и управление – М., 2009. С. 9
Лукашук И.И. Внешняя политика России и международное право. - М., 2007. – С. 43 – 44, 51
Как реализуются программы социально-экономического развития Москвы? / РИА Новости / 20 апреля 2011 года // [Электронный ресурс]: http://www.depir.ru/content/c144-page1.html
Там же.
Глобальные города // Эксперт 2008. - № 15 (604) – 14 апреля // Электронный ресурс: http://www.expert.ru/tags/17/178457/392675/
Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар СВ., Плисецкий Е.Л., Симагин Ю.А Введение в экономическую географию и региональную экономику России – М., 2006. С. 38
40
Литература
3.Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 8. С. 6
4.Алешкова И.А., Конюхова И.А. Проблемы законодательного регулирования субъектами Российской Федерации системы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3. С. 18 – 20
5.Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар СВ., Плисецкий Е.Л., Симагин Ю.А Введение в экономическую географию и региональную экономику России – М., 2006.
6.Жуков А.П. Ответственность органов исполнительной власти в системе разделения властей субъектов Российской Федерации // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – Ростов – на Дону, 2008.
7.Ильюхина Т.Г. Закрепление принципа единства и взаимодействия властей в конституционном и уставном законодательстве субъектов РФ // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2009.
8.Казаков В.В., Савиных Т.С. Особенности бюджетного федерализма в России // Вестник Томского государственного университета 2010 - № 334. С. 111-113
9.Ковальчук А. Система исполнительной власти. // Отечественные записки 2004. - № 2. С. 3-5
10.Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2005. - № 1. С. 20 - 21.
11.Кузьмина О.В. Организация управления социально – экономической политикой // Транспортное дело России 2009 - № 10. С. 91
12.Лукашук И.И. Внешняя политика России и международное право. - М., 2007.
13.Мангейм Джарол Б, Рич Ричард К. Политология. Методы исследования М.: Издательство «Весь мир» 2007.
14.Нарутто С. В. Разграничение компетенции и единство системы государственной власти Российской Федерации. - Владивосток, 2005.
15.Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно – целевое планирование и управление – М., 2009.
16.Финансы России. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004; сборники «Социально экономическое положение… федерального округа в 2005 г.» - М., 2005
17.Федерализм: теория, институты, отношения – М., 2007
Электронный ресурс
18.Глобальные города // Эксперт 2008. - № 15 (604) – 14 апреля // Электронный ресурс: http://www.expert.ru/tags/17/178457/392675/
19.Ефименков В.И. Государственное регулирование экономики — необходимое условие эффективного развития регионов страны // [Электронный ресурс]: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=496
20.Лавров А., Христенко В. Экономика и политика российского бюджетного федерализма: Министерство финансов РФ. Официальный сайт. . URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 30.04.2010).
21.Регионы доноры // [Электронный ресурс]: http://www.politika.su/reg/donory.html
22.Как реализуются программы социально-экономического развития Москвы? / РИА Новости / 20 апреля 2011 года // [Электронный ресурс]: http://www.depir.ru/content/c144-page1.html
23.Матвиенко предлагает поддержать регионы – доноры // [Элеткронный ресурс]: http://www.regions.ru/news/2375296/
Вопрос-ответ:
Какова сущность государственной региональной политики?
Сущность государственной региональной политики заключается в разработке и реализации мер и программ, направленных на развитие различных регионов страны с учетом их особенностей.
Какие виды региональной политики существуют?
Региональная политика может быть экономической, социальной и инфраструктурной. Экономическая региональная политика направлена на повышение экономического потенциала регионов и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Социальная региональная политика направлена на улучшение жизни населения регионов, развитие образования, здравоохранения и социальной инфраструктуры. Инфраструктурная региональная политика связана с развитием транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры в регионах.
Какие конституционные основы есть у региональной политики?
Конституционные основы региональной политики включают право регионов на самоуправление, равномерное развитие регионов как основу федерализма, закрепление социально-экономических прав граждан во всех регионах страны, а также принцип финансовой выравнивания между регионами.
Каково основное назначение региональной политики?
Основное назначение региональной политики состоит в достижении социально-экономического равновесия между различными регионами страны, устранении неравенства в развитии и обеспечении устойчивого развития всех территорий.
Что такое регион-донор и какие виды регионов-доноров существуют в РФ?
Регион-донор - это регион, который вносит в федеральный бюджет больше средств, чем получает от него. В РФ существуют различные виды регионов-доноров: нефтедобывающие регионы, такие как Тюменская область; газодобывающие регионы, например, Ямало-Ненецкий автономный округ; регионы, где находятся ключевые предприятия и индустриальные центры, например, Московская область.
Какая сущность у государственной региональной политики?
Государственная региональная политика - это система мер, принимаемых государством для развития и поддержки регионов. Она направлена на устранение неравенств в экономическом и социальном развитии регионов и обеспечение их устойчивого и равномерного развития.
Какие виды региональной политики существуют?
Существуют следующие виды региональной политики: социальная, экономическая и территориальная. Социальная региональная политика направлена на обеспечение равенства возможностей жителей регионов, экономическая региональная политика - на развитие экономического потенциала регионов, а территориальная региональная политика - на управление территориальными проблемами регионов.
Какие конституционные основы у региональной политики?
Региональная политика основывается на следующих конституционных основах: правонарушение национального равенства, право каждого региона на свободное развитие и определение своего статуса, а также право наших людей на выполнение решений выборного аппарата.
Какое основное назначение у региональной политики?
Основное назначение региональной политики - обеспечение равноправия и справедливости в развитии регионов. Она направлена на устранение неравенств в экономическом и социальном развитии регионов, создание условий для роста и процветания всех территорий страны.
Что означает понятие "регион-донор"? Какие виды регионов-доноров существуют в России?
Регион-донор - это регион, который имеет высокий экономический и финансовый потенциал и генерирует значительную часть валового регионального продукта. В России существуют такие виды регионов-доноров, как ресурсодобывающие регионы (например, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ) и финансовые центры (например, Москва).
Что такое государственная региональная политика?
Государственная региональная политика - это система мер и действий, направленных на регулирование и поддержку развития различных регионов внутри государства. Ее целью является достижение равномерного и устойчивого социально-экономического развития всех территорий страны.