4. Бюджетный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 27 27 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 29.02.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1. Финансовая помощь субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям
1.1. Сущность финансово-бюджетного федерализма
1.2. Порядок перераспределения бюджетных ресурсов: механизм трансфертов
2. Практические аспекты финансовой поддержки субъектов РФ
2.1. Эволюция порядка формирования и использования средств фонда финансовой поддержки регионов
2.2. Анализ действующего порядка предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
2.3. Характеристика бюджетного фонда финансовой поддержки субъектов РФ
3. Перспективы развития финансовой поддержки субъектов РФ
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Расчетные трансферты нацелены на обеспечение одинакового значения скорректированных душевых налоговых доходов для всех дотационных регионов.
Анализ социально-экономических показателей показывает, что неравномерность в развитии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, продолжает сохраняться, а проводимая политика межбюджетных отношений не обеспечивает в должной степени снижения дифференциации в социально-экономическом развитии регионов.
Но следует заметить, что в рамках постоянно меняющейся системы расчета трансфертов региональным органам власти трудно разрабатывать и тем более реализовывать стратегические планы, проводить рациональную и прозрачную бюджетную политику, уменьшать финансовую зависимость от федерального центра, так как существенные условия межбюджетных взаимоотношений постоянно изменяются. Региональная власть поставлена в такие условия, когда единственно приемлемым выходом для нее становится развитие своей собственной экономики, а не просто реализация социальных функций, делегированных ей федеральным центром.
Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, получаемой регионом, зависит не только от экономической политики государства в целом. Администрация субъекта Российской Федерации может сама регулировать уровень средств федерального бюджета, получаемого в виде поддержки, за счет повышения эффективности экономической политики. Реформа методик распределения средств финансовой помощи регионам направлена именно на стимулирование руководства субъекта по совершенствованию своей собственной социально-экономической политики, поэтому дается возможность влиять на величины получаемых средств финансовой поддержки в сторону их увеличения.
3. Перспективы развития финансовой поддержки субъектов РФ

Современный этап экономического развития России характеризуется яркими проявлениями нарастающего кризиса федеративных отношений. Определяющими факторами этого процесса выступают не политические, социальные, а экономические причины. Укрепление таких отношений в России может осуществляться только в виде межрегионального экономического союза, основанного на единстве государственных и региональных интересов. На этом должен строиться и механизм межбюджетных отношений.
Для стабилизации экономики и финансов считаем необходимым принятие следующих мер по упорядочению межбюджетных отношений:
утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора налогов;
инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее их целевой и эффективный характер;
обеспечение прозрачности региональных бюджетов;
заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах Федерального казначейства и проведение через них денег по оплате за энергию и газ региональных бюджетополучателей;
консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов из федеральных фондов;
особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов;
введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса;
создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных финансов.
Для решения проблемы бюджетного устройства Российской Федерации необходимо пересмотреть сложившиеся отношения между бюджетами различных уровней, а также придерживаться следующих принципов:
самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);
законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Таким образом, развитие российской модели бюджетно-налогового федерализма должно обеспечить адаптацию сложившегося механизма межбюджетных отношений к достижению основной цели экономической политики — финансовой стабилизации.
Важнейшая задача ближайшего будущего — обеспечение экономической стабильности в России. Экономика должна из порочного круга выйти на верный путь развития и экономического роста. Одна из проблем, которую необходимо для этого решить, — создание устойчивой финансовой системы, базирующейся на эффективной бюджетной политике и бюджетном планировании.
Заключение

Представляется, что алгоритм формирования и использования субсидий в финансовых взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ должен выглядеть следующим образом.
Определение расходных обязательств, на софинансирование которых могут (должны) предоставляться субсидии. Так, в число софинансируемых обязательств должны попадать только те полномочия, которые реализуются в интересах федерального, а не только субнационального уровня управления, и которые не будут выполняться с требуемым качеством (в нужных объемах, приемлемые сроки) без применения финансового стимулирования. При этом таких приоритетов не может быть слишком много, не более 15-20, в противном случае мотивация регионов может быть существенно искажена (не ясно, какое из направлений «приоритетнее»).
Определение целей и задач софинансирования отобранных расходных обязательств. Необходимо в качестве цели и условий предоставления субсидий ставить именно конечные результаты использования данных средств (например, снижение заболеваемости), а не промежуточные позиции (например, «освоение» полученных финансовых ресурсов на конкретные бюджетные статьи). Кроме того, выполнение условий предоставления субсидий должно сопровождаться взаимными обязательствами сторон (в отношении субнациональных властей — это система мер, направленная на повышение эффективности реализации соответствующих полномочий).
Расчет достаточных и необходимых средств на достижение поставленной цели. Объем субсидии для бюджета конкретного субъекта Российской Федерации должен определяться так, чтобы предоставляемых средств было достаточно для формирования заинтересованности органов управления данной территории в выполнении всех условий получения финансовой помощи при соблюдении принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Список использованных источников

Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах».
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 27.06.2011).
Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит. 2002. — 432 с.
Карчевская С. А., Хворостухина Д. С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления // Финансы. 2008. № 4. с.44
Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: КНОРУС. 2009.
Кюрджиев С.П. Обеспечение устойчивости развития субъекта РФ при модернизации межбюджетных отношений//Управленческий учет – 2011 - №2 – с. 28-29.
Лавров А.М. Финансовая поддержка регионов: итоги и перспективы реформ// oecdru.org/rusweb/rusfeder/6/lavrov.htm
Морозов О.В. Субсидии как инструмент межбюджетных отношений//Финансы – 2011 - №4 – с. 17.
Поляк Г.Б. Бюджетная система России. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 704 с.
Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. №862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах» (утратило силу).
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
Эльканова М.С. Совершенствование и развитие бюджетной политики как важнейшее направление формирования эффективной экономики//Финансы и кредит – 2011 - №6(438) – с. 29-33.



Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: КНОРУС. 2009.
Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит. 2002. — 432 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М").
Карчевская С. А., Хворостухина Д. С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления // Финансы. 2008. № 4. с.44
Источник: рассчитано автором на основе приложения 17 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов», без учета межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам.
Лавров А.М. Финансовая поддержка регионов: итоги и перспективы реформ// oecdru.org/rusweb/rusfeder/6/lavrov.htm
Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. №862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах» (утратило силу).
Поляк Г.Б. Бюджетная система России. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 704 с.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах»
Эльканова М.С. Совершенствование и развитие бюджетной политики как важнейшее направление формирования эффективной экономики//Финансы и кредит – 2011 - №6(438) – с. 29-33.
Кюрджиев С.П. Обеспечение устойчивости развития субъекта РФ при модернизации межбюджетных отношений//Управленческий учет – 2011 - №2 – с. 28-29.
Морозов О.В. Субсидии как инструмент межбюджетных отношений//Финансы – 2011 - №4 – с. 17.









27

Список использованных источников

1.Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах».
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 27.06.2011).
3.Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит. 2002. — 432 с.
4.Карчевская С. А., Хворостухина Д. С. Финансовое обеспечение реформы местного самоуп¬равления // Финансы. 2008. № 4. с.44
5.Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: КНОРУС. 2009.
6.Кюрджиев С.П. Обеспечение устойчивости развития субъекта РФ при модернизации межбюджетных отношений//Управленческий учет – 2011 - №2 – с. 28-29.
7.Лавров А.М. Финансовая поддержка регионов: итоги и перспективы реформ// oecdru.org/rusweb/rusfeder/6/lavrov.htm
8.Морозов О.В. Субсидии как инструмент межбюджетных отношений//Финансы – 2011 - №4 – с. 17.
9.Поляк Г.Б. Бюджетная система России. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 704 с.
10.Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. №862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах» (утратило силу).
11.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
12.Эльканова М.С. Совершенствование и развитие бюджетной политики как важнейшее направление формирования эффективной экономики//Финансы и кредит – 2011 - №6(438) – с. 29-33.

Вопрос-ответ:

Какие субъекты Российской Федерации получают финансовую помощь от бюджетного фонда?

Финансовую помощь от бюджетного фонда получают субъекты Российской Федерации - муниципальные образования.

Что такое финансово-бюджетный федерализм?

Финансово-бюджетный федерализм - это система финансовых отношений между центральным и региональными уровнями власти. В рамках этой системы, центральный бюджет предоставляет финансовую помощь субъектам Российской Федерации для выполнения их полномочий.

Как происходит перераспределение бюджетных ресурсов через механизм трансфертов?

Перераспределение бюджетных ресурсов через механизм трансфертов осуществляется путем выделения определенной части доходов от налогов и других источников центральному бюджету, который затем направляет эти средства субъектам Российской Федерации в виде трансфертов. Размер и условия этих трансфертов определяются законодательством.

Каким образом формируются и используются средства фонда финансовой поддержки регионов?

Средства фонда финансовой поддержки регионов формируются за счет перераспределения доходов центрального бюджета. Эти средства направляются на поддержку субъектов Российской Федерации для выполнения их полномочий. Использование средств фонда осуществляется в соответствии с установленными правилами и условиями.

Как происходит предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности?

Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется на основе анализа финансового состояния субъектов Российской Федерации. Центральный бюджет перечисляет субъектам средства в соответствии с установленными критериями и формулами, с учетом уровня доходов и расходов регионов.

Что такое финансово-бюджетный федерализм?

Финансово-бюджетный федерализм - это система распределения бюджетных ресурсов между субъектами Российской Федерации. Она предполагает перераспределение части доходов и расходов между центральным и региональными уровнями власти.

Как происходит перераспределение бюджетных ресурсов между регионами?

Перераспределение бюджетных ресурсов между регионами осуществляется через механизм трансфертов. Это означает, что часть доходов от центральных и региональных налогов, а также дотации из федерального бюджета направляются в регионы для финансовой поддержки.

Какие именно субъекты РФ получают финансовую помощь от федерального бюджета?

Финансовую помощь от федерального бюджета получают субъекты РФ в виде муниципальных образований. Это означает, что средства направляются на поддержку финансового положения муниципалитетов.

Как происходит формирование и использование средств фонда финансовой поддержки регионов?

Формирование и использование средств фонда финансовой поддержки регионов происходит поэтапно. Сначала средства формируются в федеральном бюджете, затем перераспределяются между регионами через механизм трансфертов. Регионы затем используют эти средства для финансовой поддержки своих муниципалитетов.

Какие проблемы существуют в действующем порядке предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов?

В действующем порядке предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов существуют ряд проблем. Некоторые регионы считают, что дотации не достаточно справедливо распределяются, что может приводить к неравноправному положению различных регионов в финансовом отношении.

Что такое финансово-бюджетный федерализм?

Финансово-бюджетный федерализм — это принцип организации финансовых отношений в федеральном государстве, при котором финансовые ресурсы распределяются между центром и субъектами федерации. Отношения осуществляются на основе перераспределения бюджетных средств и передачи их субъектам Российской Федерации.