Поэтика рассказов Усачева

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 27 27 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 20.06.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Глав 1. Специфика поэтики литературных сказок и особенности ее анализа. 6
1.1. Особенности жанра детской литературы. 6
1.2. Особенности поэтики литературных сказок…... 9
Глава 2. Анализ специфики поэтики сказок и рассказов А. Усачева из сборника «Оранжевый Верблюд». 14
2.1. Особенности языка и тематики произведений А. Усачева из сборника «Оранжевый Верблюд». 14
2.2. Игровая атмосфера в произведениях Усачева из сборника «Оранжевый Верблюд». 16
2.3. Особенности хронотопа, фантастическое и иррациональное начало в прозаических произведениях А. Усачева из сборника «Оранжевый Верблюд». 18
Заключение 22
Список использованной литературы 26

Фрагмент для ознакомления

При исследовании поэтики литературной сказки следует обратиться к ее содержательным элементам и формальным признакам.
Содержательными элементами литературной сказки являются волшебно-сказочный хронотоп и игровая атмосфера.
Все формы игры, составляющие игровую поэтику литературной сказки, можно разделить на два основных типа: игру в пространстве текста и интертекстуальную игру.
Можно выделить следующие структурные подтипы игры в пространстве текста: языковую игру, объединяющую игровые манипуляции с фонологическими, морфологическими, лексико-семантическими и синтаксическими ресурсами текста, и игру с формой текста, подразумевающую особенности его внешнего оформления.
Интертекстуальная игра, представляющая собой включение текста литературной сказки в разнообразные межтекстовые связи, находит свое выражение в таких структурных подтипах как эксплицитно маркированная, имплицитно маркированная, немаркированная и многократно маркированная интертекстуальность.
Формальные элементов литературных сказок включают в себя интонационно-речевой строй, отдельные тропы, стилистические клише, лексические единицы и т.д.
Тематика произведений в сборнике «Оранжевый верблюд» Андрея Усачёва весьма разнообразна: они дают ребенку сведения об устройстве жизни, об окружающих нас явлениях («Оранжевый верблюд»), заставляют задуматься о появлении Вселенной («Великая книга»), разъясняют маленькому читателю непонятные выражения (например, фразеологическую единицу «держаться на добром слове» в рассказе «На чём держится Земля»), побуждают его включить свое воображение и стать соавтором («К. Ш.») и т.д.
Их язык прост, юмористичен и экспрессивен: автор использует повторы и восклицательные предложения, употребляет устойчивые фразеологизмы (например, «после дождичка в четверг», «море и так соленое», «держаться на честном слове» и т.д.). Рассказчик обращается к читателю как к своему другу, соавтору: он постоянно призывает читателя к диалогу, часто обращаясь к нему напрямую, или побуждает читателя самому домыслить конец событий, завершая произведение вопросом.
Усачев в произведениях из сборника «Оранжевый Верблюд» использует как игру в пространстве текста, так и интертекстуальную игру. Например, он играет с формой текста. Так, в сказке «К.Ш.» он прибегает к сокращениям слов до первой буквы:
Жила-была маленькая Д. На день рожденья Б. подарила ей К.Ш. С тех пор Д. всюду ходила в своей К.Ш. Все С. так и говорили про неё:
- Вон К.Ш. идёт!
Вместе с тем данный рассказ – и яркий образец интертекстуальной игры. По первым буквам слов легко угадываются лексические единицы из сказки «Красная Шапочка»:
Не успела К.Ш. и охнуть, как злой С.В. набросился на неё и проглотил.
К счастью, в это В. мимо шли Д. Услышали они Ш., вбежали в Д. и убили В. Потом распороли ему Б., и оттуда вышли К.Ш. и её Б. Обе Ц. и Н.
Примером игры автора с лексикой своего художественного текста является изменение песни в начале и конце рассказа «Козлик и Чижик» после того, как друзья меняются именами. В начале произведения она выглядит логично, а в конце смысл песни становится абсурдным:
Козлик по небу летает,
Чижик скачет по полям...
А дальше вы сами знаете...
Это правда! Трам-ля-лям!
В большинстве сказок Усачева отсутствует этнографическая и временная конкретность, что позволяет автору придать описываемым событиям мифический размах. Например, это характерно для сказки «Козлик и Чижик»:
Жили-были Козлик и Чижик. […]
И вот однажды настал день их рождения. […]
Сначала они, конечно, путались.
И все их знакомые и родственники тоже путались. Но потом привыкли. И всё у друзей пошло по-прежнему... […]
Автор чаще всего изображает фантастические события или события с большой степенью иррациональности.
Фантастичность проявляется в том, что герои прозы А. Усачева всегда говорят, даже если это животные или неодушевленные существа, они ведут себя как люди. Поведение некоторых героев неправдоподобно, если сопоставить его с действиями людей: это марсиане, которые несут в щупальцах что-то, направляясь к ракете, в произведении «Сбежавший рассказ», жираф, который искупался на радуге вместе с другими животными, кроме белого медведя, и стал оранжевым в рассказе «оранжевый жираф».
Иррациональность изображения заключается в том, что писатель не дает разумного, однозначного толкования многим событиям, что побуждает маленького читателя искать свои собственные объяснения происходящему. Так, в рассказе «Песенка» читатель так и не знает точно, о чем идет речь в произведении: о собаке или о песне? Только композитор и мальчик видят в этом существе песню, остальные люди, которых Петр Ильич встречает во время прогулки, замечают в нем лишь собаку.
Таким образом, главными особенностями поэтики прозаических произведений А. Усачева из сборника «Оранжевый верблюд» являются создание игровой атмосферы, изображение фантастических событий или событий с большой степенью иррациональности, нередкое отсутствие этнографической и временной конкретности, что позволяет отнести эти произведения к жанру литературной сказки.


















Список использованной литературы

Ананьина О.А. Творчество Льюиса Кэрролла в свете игровой поэтики: На материале текстов «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье»: Дис. … канд. филол. наук. – Ростов н/Д, 2002. – 226 с.
Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 576 с.
Бавина В. А все-таки она вертится… // Детская литература. – 1972. № 8. – С. 5-9.
Барт Р. Удовольствие от текста // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – С. 461-517.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Худ. лит-ра, 1972. – 472 с.
Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. – М.: Детская литература, 1983. – 430 с.
Большакова Н.Н. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде: Дис. … канд. филол. наук. – Смоленс, 2007. – (http://nest.udm.net/unter/nes/spiel.htm#0).
Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М.: Наука, 1979. – 208 с.
Корф О. Усачев Андрей. – (http://www.azovlib.ru/page/detskaya_stranica/detskiye_pages/detskaya_enciklopediya/GZL/biografii_pisateley/Usachev.htm).
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста: Учебное пособие для студентов-заочников V курса факультетов языка и литературы педагогических институтов. – М.: Изд-во «Просвещение», 1980. – 78 с.
Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии). – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. – 197 с.
Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (На материале русской литературы 1920 – 1980-х годов). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 184 с.
Лихачев Д.С. Время в произведениях русского фольклора // Русская литература. – 1962 . – № 4. – С. 32-47.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – Изд-во «Искусство-СПБ», 1996. – 848 с.
Люксембург А.М. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики // Ростовская электронная газета. – 12.04.2003. – №12 (90). – (http://www.relga.rsu.ru/n22/cult22_2.htm).
Махинина Н.Г. Вопрос о специфике детской литературы в критических материалах журнала «Детская литература». – (shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F1266783747/Статья%20о%20критике.doc).
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Восточная литература, РАН, 2000. – 407 с.
Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2001. – 387 с.
Поэтика: сл. актуал. терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 c.
Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2003. –143 с.
Статьи и обзоры. «Интересно мечтать, интересно писать, интересно стихи Усачёва читать!» // Kidreader. – (http://kidreader.ru/node/512).
Сивоконь С. Не так все просто… // Детская литература. – 1972. - № 6. – С. 14.
Усачев А. Оранжевый верблюд. – Дрофа, 2002. – 96 с.
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. – (http://www.rulit.net/books/poetika-chehova-read-208794-1.html).
Юсупов А. «Если взрослый человек не перечитывает Заходера-Милна, то что-то с этим человеком не в порядке». Поэт АНДРЕЙ УСАЧЕВ о феноменах детства и детской литературы, необходимой для ребенка // The Prime Russian Magazine. – (http://primerussia.ru/interview_posts/109).
Ярмыш Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии // Радуга. – 1972. – № 11. – С. 177-184.
Статьи и обзоры. «Интересно мечтать, интересно писать, интересно стихи Усачёва читать!» // Kidreader. – (http://kidreader.ru/node/512).
Юсупов А. «Если взрослый человек не перечитывает Заходера-Милна, то что-то с этим человеком не в порядке». Поэт АНДРЕЙ УСАЧЕВ о феноменах детства и детской литературы, необходимой для ребенка // The Prime Russian Magazine. – (http://primerussia.ru/interview_posts/109).
Корф О. Усачев Андрей. – (http://www.azovlib.ru/page/detskaya_stranica/detskiye_pages/detskaya_enciklopediya/GZL/biografii_pisateley/Usachev.htm).

Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 19-20.
Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. – М.: Детская литература, 1983. - С. 186-187.
Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. – М.: Детская литература, 1983. - С. 52.
Сивоконь С. Не так все просто… // Детская литература. – 1972. - № 6. - С. 14.
Бавина В. А все-таки она вертится… // Детская литература. – 1972. № 8. – С. 9.
Махинина Н.Г. Вопрос о специфике детской литературы в критических материалах журнала «Детская литература». – (shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F1266783747/Статья%20о%20критике.doc).
Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 17-34.
Там же. – С. 39.

Там же. – С. 40.
Поэтика: сл. актуал. терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – C. 182.
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. – (http://www.rulit.net/books/poetika-chehova-read-208794-1.html).
Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М.: Наука, 1979. – C. 7.
Ярмыш Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии // Радуга. – 1972. – № 11. – С. 177.
Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии). – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. – C. 195-196.
Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2001. – C. 342.
Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (На материале русской литературы 1920 – 1980-х годов). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 184 с.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Восточная литература, РАН, 2000. – С. 264.
Большакова Н.Н. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде: Дис. … канд. филол. наук. – Смоленс, 2007. – (http://nest.udm.net/unter/nes/spiel.htm#0).

Ibid.
Люксембург А.М. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики // Ростовская электронная газета. – 12.04.2003. – №12 (90). – (http://www.relga.rsu.ru/n22/cult22_2.htm).
Большакова Н.Н. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде: Дис. … канд. филол. наук. – Смоленс, 2007. – (http://nest.udm.net/unter/nes/spiel.htm#0).
Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (На материале русской литературы 1920 – 1980-х годов). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – C. 165.
Большакова Н.Н. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде: Дис. … канд. филол. наук. – Смоленс, 2007. – (http://nest.udm.net/unter/nes/spiel.htm#0).









2

Список использованной литературы

1. Ананьина О.А. Творчество Льюиса Кэрролла в свете игровой поэтики: На материале текстов «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье»: Дис. … канд. филол. наук. – Ростов н/Д, 2002. – 226 с.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 576 с.
3. Бавина В. А все-таки она вертится… // Детская литература. – 1972. № 8. – С. 5-9.
4. Барт Р. Удовольствие от текста // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – С. 461-517.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Худ. лит-ра, 1972. – 472 с.
6. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. – М.: Детская литература, 1983. – 430 с.
7. Большакова Н.Н. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде: Дис. … канд. филол. наук. – Смоленс, 2007. – (http://nest.udm.net/unter/nes/spiel.htm#0).
8. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М.: Наука, 1979. – 208 с.
9. Корф О. Усачев Андрей. – (http://www.azovlib.ru/page/detskaya_stranica/detskiye_pages/detskaya_enciklopediya/GZL/biografii_pisateley/Usachev.htm).
10. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста: Учебное пособие для студентов-заочников V курса факультетов языка и литературы педагогических институтов. – М.: Изд-во «Просвещение», 1980. – 78 с.
11. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии). – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. – 197 с.
12. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (На материале русской литературы 1920 – 1980-х годов). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 184 с.
13. Лихачев Д.С. Время в произведениях русского фольклора // Русская литература. – 1962 . – № 4. – С. 32-47.
14. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – Изд-во «Искусство-СПБ», 1996. – 848 с.
15. Люксембург А.М. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики // Ростовская электронная газета. – 12.04.2003. – №12 (90). – (http://www.relga.rsu.ru/n22/cult22_2.htm).
16. Махинина Н.Г. Вопрос о специфике детской литературы в критических материалах журнала «Детская литература». – (shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F1266783747/Статья%20о%20критике.doc).
17. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Восточная литература, РАН, 2000. – 407 с.
18. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2001. – 387 с.
19. Поэтика: сл. актуал. терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 c.
20. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2003. –143 с.
21. Статьи и обзоры. «Интересно мечтать, интересно писать, интересно стихи Усачёва читать!» // Kidreader. – (http://kidreader.ru/node/512).
22. Сивоконь С. Не так все просто… // Детская литература. – 1972. - № 6. – С. 14.
23. Усачев А. Оранжевый верблюд. – Дрофа, 2002. – 96 с.
24. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. – (http://www.rulit.net/books/poetika-chehova-read-208794-1.html).
25. Юсупов А. «Если взрослый человек не перечитывает Заходера-Милна, то что-то с этим человеком не в порядке». Поэт АНДРЕЙ УСАЧЕВ о феноменах детства и детской литературы, необходимой для ребенка // The Prime Russian Magazine. – (http://primerussia.ru/interview_posts/109).
26. Ярмыш Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии // Радуга. – 1972. – № 11. – С. 177-184.

Вопрос-ответ:

Какие особенности характерны для жанра детской литературы?

Жанр детской литературы отличается особенными чертами, такими как простота языка, наглядность изображений и яркость образов. Он обращается к мироощущению детей, передает их эмоции и фантазии, а также может воспитывать и формировать ребенка как личность.

Какие особенности поэтики литературных сказок?

Основные особенности поэтики литературных сказок заключаются в применении яркой, образной и выразительной речи, использовании фольклорных элементов, создании фантастического мира, а также передаче важных жизненных ценностей через простые и доступные истории.

Какие особенности языка и тематики произведений А. Усачева из сборника "Оранжевый Верблюд"?

Произведения А. Усачева из сборника "Оранжевый Верблюд" отличает использование простого и понятного языка, который близок детскому восприятию. Тематика произведений включает разные ситуации из жизни детей, их игры и фантазии, а также передает важные уроки и ценности.

Какая игровая атмосфера присутствует в произведениях Усачева из сборника "Оранжевый Верблюд"?

В произведениях А. Усачева из сборника "Оранжевый Верблюд" создается игровая атмосфера, которая призывает детей к воображению и фантазии. Автор использует элементы игр, забавные ситуации и необычные персонажи, чтобы сделать чтение интересным и захватывающим.

Какие особенности рассказов Усачева из сборника "Оранжевый Верблюд" наиболее заметны при анализе?

При анализе рассказов Усачева из сборника "Оранжевый Верблюд" можно выделить особенности языка, использование образов и символов, а также передачу важных жизненных уроков через простые и доступные истории. Автор умело сочетает развлечение и познание, делая свои рассказы интересными и полезными для детей.

Какие особенности имеет жанр детской литературы?

Жанр детской литературы обладает рядом особенностей. Во-первых, тексты данного жанра обращены к маленькому читателю и нацелены на передачу идеалов, ценностей и моральных уроков. Во-вторых, они часто содержат образы милых и веселых героев, с которыми дети могут легко соприкоснуться. Кроме того, детская литература обычно оформлена яркими иллюстрациями, что делает ее более привлекательной для маленьких читателей.

Какие особенности можно найти в поэтике литературных сказок?

Поэтика литературных сказок обладает рядом особенностей. Одна из них - использование языка, богатого метафорами и образными выражениями. Сказки также часто включают повторы, рифмы и ритмические фигуры, что придает им особую музыкальность. Кроме того, в сказках часто встречаются элементы фантастики и магии, которые создают особую атмосферу и позволяют читателю погрузиться в волшебный мир.

Какую атмосферу игры можно найти в произведениях Усачева из сборника "Оранжевый Верблюд"?

В произведениях Усачева из сборника "Оранжевый Верблюд" можно обнаружить игровую атмосферу. Автор использует юмор, ситуационные комические ситуации и разнообразные игровые моменты, которые делают его тексты интересными и занимательными для детской аудитории. Кроме того, у Усачева часто встречаются герои-задиры, которые ведут себя как дети и предлагают читателям участвовать в различных игровых деятельностях.