Методы и средства проектирования ИС и технологий

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Информационные технологии
  • 34 34 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 22.05.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 2
Глава 1. Основные понятия, назначение и свойства (функции) информационных систем 3
1.1. Основные понятия и терминология информационных систем 3
1.2. Назначение и свойства (функции) информационных систем 5
Глава 2. Структура информационных систем 9
3.1. Функциональные подсистемы 9
3.2. Обеспечивающие подсистемы 11
3.3. Организационные подсистемы 15
Глава 3. Классификации информационных систем 17
3.1. По уровню обслуживаемой системы управления 17
3.2. По степени автоматизации информационных процессов 17
3.3. По уровню интеграции информационных процессов 18
3.4. По классам решаемых задач 18
3.5. По масштабам системы 18
3.6. По сфере применения 19
3.7. По логической организации хранимой информации 20
3.8. По способу организации 20
Глава 4. Технологии и методы проектирования ИС 21
4.1. Общие понятия методологии и технологий проектирования ИС 21
4.2. Методология проектирования «снизу-вверх» 21
4.3. Методология проектирования «сверху-вниз» 22
4.4. Методология RAD проектирования ИС 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30


Фрагмент для ознакомления

При этом выполненными в срок оказались лишь 16% проектов, а перерасход средств составил 189% от запланированного размера.В то же время, заказчики ИС стали выдвигать требования, связанные с возможностью комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности.Таким образом, возникла необходимость в новой методологии проектирования ИС – методологии RAD(RapidApplicationDevelopment).Методология RAD – это методология быстрой разработки приложений. Методология RAD– это комплекс специальных инструментальных средств, позволяющих оперировать определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений.Цель методологии –регламентирование процесса проектирования ИС и обеспечение управления этим процессом с целью обеспечения гарантии выполнения требований к самой ИС и к характеристикам процесса разработки. Основные задачи, решению которых должна способствовать методология RAD:обеспечение создания корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам предприятия, требованиям автоматизации бизнес-процессов;гарантия созданиякачественнойИС в заданныесроки и в рамках выделенного бюджета;поддержание сопровождения, модификации и наращивания ИС;обеспечение преемственности разработки;снижение сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса;Проектирование ИС охватывает три основные области:проектирование объектов данных, реализуемых в базе данных;проектирование программ, экранных форм, отчетов, реализующих выполнение запросов к данным;учет конкретной среды или технологии: топологии компьютерной сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры, параллельной и распределенной обработки данных и т.п.Проектирование ИС начинается с определения цели проекта. Цель проекта – это решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:требуемой функциональности ИС и адаптивности к меняющимся условиям функционирования;требуемой пропускной способности ИС;требуемого времени реакции ИС на запрос;безотказной работы ИС;необходимого уровня безопасности;простоты эксплуатации и поддержки системы.Согласно современной методологии, процесс создания ИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла ИС. На каждом этапе жизненного цикла создаются специфичные для него модели – организации, требований к ИС, проекта ИС, требований к приложениям и т.д.Модели формируются рабочими группами команды проекта, сохраняются и накапливаются в репозитарии проекта. Создание моделей, их контроль, преобразование и предоставление в коллективное пользование осуществляется с использованием специальных программных инструментов – CASE-средств.Процесс создания ИС делится на ряд стадий (этапов), ограниченных некоторыми временными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.).Выделяют следующие этапы создания ИС: формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение.Начальный этап – это моделирование бизнес-процессов, протекающих на предприятии и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС.Множество моделей описания требований к ИС затем преобразуется в систему моделей, описывающих концептуальный проект ИС. Формируются модели архитектуры ИС, требований к программному обеспечению и информационному обеспечению. Затем формируется архитектура программного и информационного обеспечения, выделяются корпоративные БД и отдельные приложения, формируются модели требований к приложениям и проводится их разработка, тестирование и интеграция.Цель начальных этапов создания ИС – формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи заказчика. Для этого необходимо определить требования заказчиков к ИС и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствие целям и задачам организации. Формирование требований к ИС – один из наиболее ответственных, трудно формализуемых и наиболее дорогих и трудоемких для исправления,этапов проектирования ИС. Современный инструментарий позволяет достаточно быстро создавать ИС по готовым требованиям,но часто эти ИС не удовлетворяют заказчиков, требуют многочисленных доработок, что приводит к резкому удорожанию фактической стоимости ИС. Основная причина– неточное или неполное определение требований к ИС на этапе анализа.На этапе проектирования, прежде всего, формируются модели данных. Построение логической и физической моделей данных – основная часть проектирования БД. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую модель данных, а затем в физическую.Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей ИС. Оба эти процесса проектирования взаимосвязаны, т.к. часть бизнес-логики обычно реализуется в БД (ограничения, триггеры, хранимые процедуры). Главная цель проектирования процессов – отображение функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют пользовательский интерфейсИС.Конечными продуктами этапа проектирования являются:схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);набор спецификаций модулей системы.Кроме того, на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, включающая в себя выбор платформы и операционной системы. В неоднородной ИС могут работать несколько компьютеров на разных аппаратных платформах и под управлением различных операционных систем. Кроме выбора платформы, на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:архитектура «файл-сервер» или «клиент-сервер»;3-уровневая архитектура со слоями: сервер, программное обеспечение сервера и клиента;вид базы данных: централизованная или распределенная; однородность или неоднородность БД, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя. Если база данных не будет однородной, то какое программное обеспечениебудет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей;использование / не использование параллельных серверов БД.Проектирование завершается разработкой технического проекта ИС.На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации.Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени. После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели:обнаружение отказов модуля (жестких сбоев); соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций). После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.Затем весь комплект модулей проходит системный тест – тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.Последний тест информационной системы – приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.) привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем.ЗаключениеРазвитие информационных систем и технологий во всем мире объясняется возросшей интенсивностью информационных потоков вследствие расширения процессов глобализации мировой экономики и становления информационного пространства. Обработка информации для принятия правильных управленческих решений и выработки управляющих воздействий занимает достаточно много времени, поэтому любая управленческая деятельность нуждается в эффективных информационных системах и технологиях, к которым предъявляется ряд требований:Гибкость, т.е. способность к адаптации и развитию. Этого можно будет достичь, если при разработке ИС использовать общепринятые средства и методы. Любая ИС рано или поздно морально устаревает и встает вопрос о ее модернизации или замене. Поэтому предпочтительнее, чтобы ИС разрабатывалась и модернизировалась одними и теми же разработчиками.Надежность, т.е. работа без искажения данных, без потерь «по техническим причинам». Этого можно достичь, если производить резервирование и протоколирование данных, поддерживать качестволиний связи и носителей информации, защищать от случайных потерь.Эффективность, т.е. решение задач в минимальные сроки. Эффективность оценивает заказчик исходя из своих ожиданий. Следовательнонужно привлекать заказчика на всех стадиях проектирования ИС. Эффективность достигается оптимизацией данных и методов их обработки, применением оригинальных разработок, методов проектирования. Также важна удобность интерфейса ИС, которая увеличивает скорость решения задач.Безопасность, т.е. посторонние лица не имеют доступа к информационным ресурсам организации. Достигается за счет управления доступом к ресурсам ИС, использования современных средств защиты информации, постоянным мониторингом и сопровождением.Таким образом, можно заключить, что основной цельюинформационных системявляется обеспечение эффективного использования информационных ресурсов в различныхситуациях:при стратегическом планировании развития организаций;анализе влияния инвестиционно-инновационной деятельности;для обеспечения конкурентоспособности подразделений предприятия на основе учета мнения клиентов, состояния конкурентов;осуществления поддержки принятия управленческих решений.[6,11]Список использованных источников и литературыВасильев А. А., Избачков Ю. С., Петров В. Н., Телина И. С. Информационные системы – Питер, 2011. – 544 с.Гвоздева В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы. Учебник – Форум, Инфра-М, 2011. – 544 с.Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И.Информационные технологии. –ФорумИнфра-М, 2011.– 608 с.Душин В. К. Теоретические основы информационных процессов и систем. Учебник. 4-е изд. – Дашков и К, 2011. – 348 с.Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебное пособие для вузов / под ред. Трофимова В.В. Изд. 2-е, перераб. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2009. – 596 с.Маглинец Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам.–Бином. Лаборатория знанийИнтернет-Университет Информационных Технологий, 2008. – 200 с.Мельников В. П.Информационные технологии: Учебник. –Академия, 2008.– 432 с.Пирогов В. Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование.–БХВ-Петербург, 2009. – 528 с.Советов Б. Я., Цехановский В. В.Информационные технологии: Учебник для вузов. Изд. 3-е. – Высшая школа, 2009. – 263 с.Советов Б. Я., Цехановский В. В., Дубенецкий В. А. Теория информационных процессов и систем. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Б.Я. Советов. –Academia, 2010. – 432 с.Трофимов В. В.Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Учебник. Издание 3 – Юрайт-Издат, 2009. – 521 с.Федотова Е. Информационные технологии и системы–Форум, Инфра-М, 2009 . – 352 с.

1. Васильев А. А., Избачков Ю. С., Петров В. Н., Телина И. С. Информационные системы – Питер, 2011. – 544 с.
2. Гвоздева В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы. Учебник – Форум, Инфра-М, 2011. – 544 с.
3. Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Информационные технологии. – Форум Инфра-М, 2011. – 608 с.
4. Душин В. К. Теоретические основы информационных процессов и систем. Учебник. 4-е изд. – Дашков и К, 2011. – 348 с.
5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебное пособие для вузов / под ред. Трофимова В.В. Изд. 2-е, перераб. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2009. – 596 с.
6. Маглинец Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. – Бином. Лаборатория знаний Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008. – 200 с.
7. Мельников В. П. Информационные технологии: Учебник. – Академия, 2008. – 432 с.
8. Пирогов В. Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование. – БХВ-Петербург, 2009. – 528 с.
9. Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии: Учебник для вузов. Изд. 3-е. – Высшая школа, 2009. – 263 с.
10. Советов Б. Я., Цехановский В. В., Дубенецкий В. А. Теория информационных процессов и систем. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Б.Я. Советов. – Academia, 2010. – 432 с.
11. Трофимов В. В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Учебник. Издание 3 – Юрайт-Издат, 2009. – 521 с.
12. Федотова Е. Информационные технологии и системы – Форум, Инфра-М, 2009 . – 352 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы и средства используются при проектировании информационных систем?

При проектировании информационных систем используются различные методы и средства, такие как структурный анализ, функциональный анализ, диаграммы потоков данных, диаграммы классов, CASE-средства и т.д. Они помогают разработчикам определить требования к системе, ее структуру и основные функции.

Какие основные понятия и терминология связаны с информационными системами?

Основные понятия и терминология информационных систем включают в себя такие понятия, как данные, информация, база данных, программное обеспечение, аппаратное обеспечение, пользователь и многие другие. Эти термины отражают основные составляющие информационной системы и связи между ними.

Какие назначение и свойства имеет функция информационных систем?

Функция информационных систем состоит в том, чтобы обрабатывать данные, превращая их в полезную информацию для принятия решений. Она включает такие свойства, как сбор, хранение, обработка, передача и использование данных. Функция информационных систем позволяет автоматизировать и улучшить бизнес-процессы организации.

Какова структура информационных систем?

Структура информационных систем включает в себя функциональные подсистемы, обеспечивающие подсистемы и организационные подсистемы. Функциональные подсистемы отвечают за основные функции системы, такие как сбор и обработка данных. Обеспечивающие подсистемы обеспечивают надежность и безопасность системы. Организационные подсистемы связаны с управлением и организацией работы информационной системы.

Как классифицируются информационные системы по уровню обслуживаемой системы управления?

Информационные системы могут быть классифицированы по уровню обслуживаемой системы управления на стратегические, тактические и оперативные. Стратегические информационные системы предназначены для принятия стратегических решений на уровне высшего руководства организации. Тактические информационные системы обеспечивают решения на тактическом уровне управления. Оперативные информационные системы предназначены для ежедневных операций в организации.

Какие основные понятия и терминология связаны с информационными системами?

Основные понятия и терминология, связанные с информационными системами, включают определения таких понятий, как информация, данные, информационные процессы, информационно-управляющая система и другие. Они помогают понять сущность и функции информационных систем.

Какое назначение и какие свойства имеет функция информационных систем?

Функция информационных систем - обеспечение сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для решения определенных задач. Основными свойствами функции информационных систем являются автоматизация, обработка данных, доступность и быстрота получения информации, а также ее достоверность и защищенность.

Какова структура информационных систем?

Структура информационных систем состоит из функциональных подсистем, обеспечивающих подсистем и организационных подсистем. Функциональные подсистемы выполняют основные задачи информационной системы, обеспечивающие подсистемы поддерживают ее работу и безопасность, а организационные подсистемы отвечают за управление системой в целом.

Какие классификации информационных систем существуют?

Информационные системы могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из таких признаков является уровень обслуживаемой системы управления. Информационные системы могут быть классифицированы как системы управления на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. На каждом уровне они выполняют определенные задачи и функции в зависимости от своего назначения.