Средства и методы повышения эффективности занятий физическими упражнениям (УФК)
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 45 + 45 источников
- Добавлена 21.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Значение занятий физической культурой в жизни человека 6
1.1. Соблюдение принципов физической культуры как условие эффективности процесса занятий физическими упражнениями 6
1.2. Планирование в физической культуре как условия повышения эффективности занятий 7
1.3. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями 9
1.4. Разнообразие используемых методов в физическом воспитании как фактор роста эффективности занятий физическими упражнениями 11
1.5. Структура современного процесса физического воспитания 17
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1 .Методы исследования 27
2.2.Организация исследования 27
Глава 3. Экспериментальное обоснование эффективности методики построения занятий с физическими упражнениям 32
3.1 .Методика построения занятий с физическими упражнениям 32
3.2.Содержание и эффективность экспериментальной методики построения процесса физического воспитания 41
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 63
Обучение согласованности движений рук и ног при плавании кролем на груди.Скольжение с движениями ног кролем на груди.Выдохи в воду, поворачивая голову для вдоха. Контролировать правильность выполнения по пузырькам на поверхности воды.Контрольные упражнения: проплывание на груди на задержке дыхания с движением ногами. Руки вытянуты вперед. Выполнять на вдохе.Скольжение «ласты моржа» (работа рук) и движения ногами. Оттолкнуться от дна, проскользить 1-2 м, выполнить движения руками, затем подключить движения ног, плыть без дыхания. Руки прямые проносить над водой высоко.«Поплавок на спине».Скольжение на спине с различными положениями рук.Игра «Кто дольше пролежит на спине?».Занятие 7. 03: Скольжение на спине. Обучение движениям ног при плавании кролем на спине.ОРУ: 1. «Подбросить песок». И.п. - сидя, руки сзади в упоре, правая рука согнута, носок вытянут. Выпрямляя ногу, подбить подъемом вверх попавший нанее песок, проделать то же с левой ногой (10-30 е.).Контрольное упражнение: скольжение на спине.Движения ногами кролем в скольжении на спине. Ноги в коленях не сгибать. Руки за головой вытянуты или прижаты к бедрам.Движение ног кролем на груди в скольжении.Согласование движений рук и ног при плавании кролем на груди в скольжении (с задержкой дыхания на вдохе).Игра «Стрела». Взрослый входит в воду и каждого играющего, принявшего положение «стрелка», берет одной рукой за пятку, другой — под живот и подталкивает к бортику. Лучшая «стрелка» скользит дальше всех.Занятие 8. 03: Обучение движениям рук при плавании кролем на спине.ОРУ: 1. «Работа ногами мотором». И.п. - сидя, руки сзади в упоре. Выполнять движения ногами как при плавании кролем на спине. Подбивать футбольный мяч (30 с. - 3 мин).«Ветряная мельница». И.п. - основная стойка; одна рука поднята вверх, другая опущена. Выполнять круги руками вперед (назад) медленно (быстро). Движения рук должны быть противоположно направленным. Кисти поворачивают как при плавании кролем на спине. Руки не сгибать в локтевых суставах, стараясь выполнить круги в боковых плоскостях (30 с. - 3 мин).Движения ног кролем на груди. Игра «Кто быстрее?». Согласование движений рук и ног при плавании кролем на груди. Выдохи в воду. С поворотом головы, в сторону для вдоха и с опорой руками о дно. Движения ног кролем на спине в скольжении. Движения рук при плавании кролем на спине. Рука проносится над водой прямая, ладонь повернута наружу.Игра «Морской бой».Занятие 9. Зачет: согласование движений рук и ног кролем на груди на задержке дыхания. Согласование движений рук кролем на груди с дыханием. Закрепление навыка движения ног кролем на спине.Контрольное упражнение: согласование движений рук и ног кролем на груди без дыхания.Согласование движений рук при плавании кролем на груди с дыханием. Исходная позиция — стоя в наклоне, правая (левая) щека и плечи лежат в воде; вдох - гребок правой (левой) рукой, другая рука проносится по воздуху вперед, лицо поворачивается в воду - выдох.То же с передвижением по дну.Проплывание кролем на спине с движением ногами. Руки прижаты к туловищу.Игра «Фонтан». Всем встать в круг лицом друг к другу, присесть и мягко лечь на воду спиной, энергично производя попеременные движения ногами.Занятие 10. 03: Обучение согласованию движений рук и ног кролем на груди с дыханием.Проплывание кролем на спине. «Кто быстрее?». Выдохи в воду с поворотом головы в сторону для вдоха с опорой одной рукой о дно.Согласование движений рук и дыхания в кроле на груди. Выдохи в воду.Согласование движений рук и ног при плавании кролем на груди на мелководной части.Игра «Салочки».Занятие 11. Согласование движений рук и ног в кроле на груди с дыханием. Согласование движений рук и ног в кроле на спине.1. Плавание на ногах с доской кролем на груди. Упражнение на согласование дыхания с движениями рук в скольжении на груди.Плавание на ногах кролем на груди с дыханием. Одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу. Вдох в сторону прижатой руки. Обратитьвнимание на то, чтобы в момент вдоха ноги не прекращали движений.Плавание на спине с одновременными гребками рук. Вдох в конце гребка.Согласование движений рук и ног в кроле.Игра «Отними мяч».Занятие 12. ОЗ: Согласование движений рук и ног кролем на спине. Контрольное упражнение: проплывание кролем на спине с движением ногами, дыхание произвольное.Плавание кролем на груди в скольжении. Лицо опущено в воду, руки прямые.Движение ног кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе. Ноги не сгибать в момент вдоха, движения ногами не прекращать.Движение ног кролем на спине с различными положениями рук.Контрольное упражнение.Согласование движений ног, рук и дыхания в кроле на спине. Следить за продвижением, короткий вдох под правую руку, под левую, продолжительный выдох.Игра «Отними мяч».Занятие 13. 03: Закрепление навыка согласования движений рук в кроле на груди с дыханием. Согласование движений при плавании кролем на спине.Повторение упр. 2 из предыдущего урока. Согласование движений рук кролем на груди с дыханием. Дыхание под одну руку (правую или левую).Плавание на спине с согласованием движений руками, ногами, дыханием. Упр. 5 предыдущего урока. Свободное плавание, купание.Занятие 14. Обучение плаванию кролем на груди в полной координации.Комплекс упражнений на суше: ноги на ширине плеч, нагибаясь вперед, двигать руками как при плавании кролем с одновременным притоптыванием ногами на движение одной руки, три удара ногой. Считать вслух. Выполнять не менее трех раз.Плавание кролем на груди с задержкой дыхания.Согласование движений рук с дыханием при плавании кролем на груди. Дышать в одну сторону (любую).Движения ног при плавании кролем на груди с дыханием в скольжении. Плыть до 12 м.Выдохи в воду. Выполнять с поворотом головы в сторону для вдоха.Попытка проплыть кролем на груди в полной координации.Плавание на спине. Свободное плавание, купание.Занятие 15. Совершенствование навыка плавания кролем на груди в полной координации.Плавание на ногах кролем на груди с доской. Доску держать прямыми руками, дыхание произвольное, движения прямыми ногами.Плавание на руках кролем на груди с доской или резиновым кругом.Выдохи в воду.Плавание кролем на груди в полной координации. Следить за дыханием, ритмичными движениями рук, ног.Выдохи в воду.Плавание в полной координации кролем на спине. Руки у бедер не задерживать.Игра «Отними мяч».Занятие 16. Зачет: плавание кролем на спине в полной координации. Совершенствование техники плавания кролем на груди в полной координации.Комплекс упражнений на суше.1. Плавание кролем на спине в полной координации. Зачет.Плавание на ногах кролем на груди с доской. Дыхание произвольное.Плавание на руках кролем на спине. Движение рук симметричные, влоктях не сгибать.Плавание кролем на груди в полной координации. В паузах делать выдохи в воду.Свободное плавание, купание.Занятие 17. Совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине.Комплекс упражнений на суше.Плавание на ногах кролем на груди с доской. Доска в вытянутых руках вперед, голова поднята. Дыхание произвольное.Плавание на руках кролем на груди. В согласовании с дыханием.Плавание на руках кролем на спине с доской.Повторное проплывание отрезков кролем на груди и на спине. В паузах делать 5 выдохов в воду, приседая, затем выпрыгивая из воды.Игра «Отними мяч».Занятие 18. Учебные соревнования по плаванию.Спортивное ориентирование на местности является жизненно необходимым навыком в условиях региона Восточного Забайкалья. Апробированная нами программа по спортивному ориентированию рассчитана на 18 занятий.Занятие 1. 03: Снаряжение ориентировщика. Топографические карты. Компас.Снаряжение ориентировщика. Объяснять студентам, как можно одеваться и что обувать на тренировочные занятия в зависимости от погодных, географических (по месту проведения занятий) условий. При занятиях ориентированием используются специальные приспособления для облегчения работы с компасом и картой. Это площадка, карандаш, резиновые приспособления для крепления данного инвентаря.Топографические карты. Все топографические карты в зависимости от масштаба делятся на три группы: 1) мелкомасштабные от 1:200000 до 1:1000000; 2) среднемасштабные от 1:25000 до 1:100000; 3) крупномасштабные 1:5000 до 1:10000. Учитывая, что на занятиях по спортивному ориентированию приходится сталкиваться с картами масштабов 1:15000 и 1:20000, мы изучаем именно эти карты.Компас: школьный «Турист», геологический, спортивно-жидкостной компас. Устройство компаса. Работа с ним.Занятие 2. 03: Ознакомление с приемами ориентирования карты по компасу. Определение расстояния и работа с компасом на учебном полигоне.Ознакомление с приемами ориентирования карты по компасу. Для правильного сличения карты с местностью и определения движения по ней необходимо сориентировать карту, то есть расположить относительно сторон горизонта так, чтобы ее северная сторона (верх карты) была обращена на Север. Есть несколько приемов ориентирования карты: по компасу, линии местности, небесным светилам, местным предметам. Самый эффективный способ - это ориентирование карты по компасу. Для этого карту располагают относительно компаса так, чтобы линии магнитного меридиана стали параллельны северному концу стрелки. Проведя прямую линию от себя прямо через все поле сориентированной карты, устанавливаем направление движения на ней. При этом необходимо учитывать три основных момента: 1) совмещение линии на основании коробочки с линиями направления на плите компаса, нулевая отметка градуированной шкалы компаса должна совпадать с линиями направления движения на плите; 2) наложение продольного края компаса на карту должно быть таковым, чтобы линии, указывающие направления движения на компасы, встали параллельно магнитным меридианам на карте; 3) одновременное вращение компаса и карты до совмещения северного конца стрелки компаса с двумя светящимися рисками на основании коробочки.Определение расстояния и работа с компасом на учебном полигоне.Занятие проводится на стадионе, в парке, где используются листы чистой бумаги, на которой студенты готовят «белые карты» с нанесением на них магнитного меридиана.Практическая часть данного задания:Отложить на белой карте отрезок 5-10-15 см, затем поделить с помощью линейки данные отрезки на более мелкие 0,5-1 - 1,5-2 см и т.д., определить с помощью масштаба 1:10000, 1:25000 и т.д. расстояние на карте.Студенты делятся на две команды, участники каждой из них готовят на белой карте учебный материал из пункта 1. По команде преподавателя участники первой и второй команды обмениваются картами и в течение 5 минут определяют расстояние каждого отрезка с помощью масштаба.Кроссовая подготовка: юноши - 1500 м, девушки - 1000 м.Занятие 3. 03: Особенности техники бега ориентировщика.Правильная техника бега во многом определяет результат соревнований по ориентированию. Бег по пересеченной местности требует от спортсмена не только хорошей координации движений, выносливости, силы, быстроты, но и умения гибко видоизменять длину, частоту шага с учетом особенностей пробегаемого отрезка. На твердых, хорошо проходимых участках дистанции техника бега ориентировщика незначительно отличается от техники бега стайера. Отличие состоит в основном в меньшем сгибании рук в локтевом суставе и меньшей длине шага. Низкоопущенные руки позволяют спортсмену легче сохранять равновесие при беге по неровному грунту. Укороченный шаг дает ориентировщику возможность быстрее реагировать на любые сразу незаметные препятствия при постановке стопы на грунт (ямки, сучки) и вовремя изменять направление движения, сохраняя равновесие движения. В момент бега ногу ставят на землю с наружной стороны свода стопы с последующим распределением веса тела на всю площадь, при этом корпус спортсмена несколько наклонен вперед, руки слегка согнуты в локтях. Дыхание ритмичное через нос и рот с небольшим усилием при выдохе. Техника бега на труднопроходимых участках, а также на подъемах и спусках имеет свои особенности. Труднопроходимые отрезки дистанции спортсмены преодолевают ускоренным шагом, сохраняя при этом высокую скорость за счет увеличения их частоты. При беге в гору уменьшают длину шага, увеличивая наклон туловища в сторону подъема и угол сгибания рук в локтевых суставах. Чем круче склон, тем больше угол наклона, короче шаг. Бег на пологих и небольших по крутизне спусках характеризуется некоторым увеличением длины шага и изменением положения туловища рук. Такие участки дистанции используются для увеличения скорости движения, расслабления мышц, восстановления дыхания. В момент бега под гору туловище выпрямляют, руки для большего сохранения равновесия разгибают в локтях и периодически с целью расслабления мышц опускают полностью вниз. Дыхание более глубокое с акцентом на выдох. Крутые склоны большой протяженности проходятся укороченным семенящим шагом, опорную ногу ставят с пятки, значительно увеличивая наклон корпуса назад.Практическая часть. Закрепление навыков бега на различных участках трассы с использованием склонов различной величины, пересеченной местности.Занятие 4. 03: Закрепление навыков в технике бега ориентировщика. Развитие выносливости.Объяснение и показ преподавателем основного момента техники бега ориентировщика (положение туловища, рук, маховой толчковой ноги) на контрольном отрезке дистанции. Поочередное пробегание ориентировщика 2-3 раза контрольного отрезка в среднем темпе с акцентом на правильность выполнения всех элементов техники бега. Разбор замеченных руководителем ошибок.Методические приемы для устранения обнаруженных ошибок:При слабом выносе бедра:ходьба, бег с высоким поднимаем бедра на месте, в движении, на участке трассы;выполнение различных упражнений, направленных на укрепление мышц бедра.При неполном выталкивании опорной ногой:многоскоки;прыжки на правой и левой ноге на дальность;ходьба в выпаде, ходьба и бег вверх по склону средней крутизны с полным выпрямлением толчковой ноги.При скованном движении рук:имитация бега;движение рук на месте с увеличением амплитуды движения.Занятие 5. 03: Определение расстояния и работа с компасом в игровой форме.Для закрепления материала предыдущего занятия дается задание в игровой форме, где сочетается игра и физические нагрузки.1. Студенты делятся на 2-4 команды. Первые номера каждой команды бегут на пункт К (карта) на расстоянии 150-200 метров, где находят карту с 1012 контрольными пунктами (КП), где студенты определяют расстояние в заданном масштабе до 1-2-3 КП, записывают в тетрадь или блокнот, возвращаются назад, передавая эстафету второму участнику команды, который продолжает поиск далее следующих КП, возвращается назад, передавая эстафету следующему, и т.д. Побеждает команда, быстрее справившаяся с задачей.2. Изучение топографических знаков. Масштабные знаки. Условные знаки спортивных карт делятся на пять групп:рельеф;скалы и камни;гидрография и болото;растительность;искусственные сооружения.Масштабные знаки обозначают: леса, поля, луга, озера, болото, населенные пункты и т.д., границы которых на карте соответствуют очертаниям на местности в уменьшенном виде согласно масштабу карт. Линейные знаки обозначают все знаки, которые показываются на карте в виде различных линий (дороги, тропинки, прос.и, канавы). Длина этих линий дается точно по размерам масштаба карты, а ширина несколько увеличена. Внемасштабные знаки используются для обозначения предметов, которые нельзя показать в масштабе карты из-за небольших размеров (отдельные камни, ямы, холмы, родники, мостики и т.д.), точное положение этих объектов на карте соответствует центру знака.Совершенствование техники бега ориентировщика на пологом склоне: юноши - 5 х 300м, девушки 5 х 200 м.Занятие 6. 03: Рельеф местности. Горизонталь, высота сечения рельефа. Высота сечения рельефа, вспомогательные горизонтали, возвышенности, углубления.Рельеф местности. Горизонталь, высота сечения рельефа. Горизонталь - замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. На картах эти линии не только соединяют равные высоты, но и передают рисунок рельефа местности. Для точности передачи характерных особенностей рельефа местности, в зависимости от назначения карты, ее масштаба, выбирают определенную высоту сечения рельефа, то есть между горизонталями по вертикали. На картах масштаба 1:10000 горизонтали основного сечения проводятся через 2,5 м. На картах масштаба 1:15000 - через 5 м.Практическая часть данного задания: Нарисовать 2-3 холма одинаковой высоты, но с разной крутизной склона.Высота сечения рельефа, вспомогательные горизонтали, возвышенности, углубления. При изучении раздела необходимо указать студентам, что чем круче стороны склона, тем ближе располагаются горизонтали друг к другу. То же самое и с углублениями.Практическая часть данного задания: Изобразить с помощью горизонтали холм высотой 45 метров, шириной 30 метров, длиной 50 метров при масштабе 1:15000.Игра «С кочки на кочку».Занятие 7. 03: Закрепление навыков чтения карты. Закрепление навыков чтения рельефа.Закрепление навыков чтения карты. Студенты делятся на несколько групп, возглавляет каждую группу помощник преподавателя. По команде руководителя каждая группа через определенное время (2-3 минуты) начинает движение по учебной дистанции. После прохождения дистанции студентам предлагается схематически на карте нарисовать свой путь движения по дистанции. Затем группы меняются картами и анализируют варианты движения и ошибки при прохождении дистанции.Закрепление навыков чтения рельефа. Студенты делятся по парам и им дается следующее задание: 1. Определить высоту, глубину, ширину сечения 2,55 метров при масштабе 1:15000, 1:20000. По окончании выполнения задания студенты меняются картами и проверяют правильность выполнения друг у друга. 2. Каждый студент готовит карточку с изображением топографических знаков рельефа (шесть), затем меняются, и в течение 2-3 минут дает расшифровку этих знаков. 3. Учебный полигон. Студенты получают копии рельефа с шестью КП и дается старт всем участникам с интервалом в 1 минуту.Студенты должны по порядку 1,2,3,4,5,6 взять все КП и кратчайшим маршрутом вернуться на место старта.Игра «Кто дальше».Занятие 8. ОЗ: Выработка навыка беглого чтения карты. План путешествия по карте.Выработка навыка беглого чтения карты. В течение 10-15 минут занимающиеся в своих тетрадях (блокнотах) записывают условные знаки, пройденные на предыдущих занятиях, проверяют правильность друг у друга, вычерчивается в условных знаках карта - план. Старт, финиш произвольны. Масштаб 1:15000. Маршрут: по проселочной дороге направление от старта 125°, через 450 метров смена направления на 187° с продолжением ходьбы 270 метров. Выход на шоссе, которое идет в направлении 15°, с прохождением 700 метров с последующим поворотом на 75° с прохождением 200 метров до ориентира. От ориентира направление 320° на расстоянии 180 метров находится второй ориентир, а от него в 120 метрах направление 345° - третий ориентир. На финиш возвращаемся данным же маршрутом. По окончании выполнения задания анализируются ошибки в чтении карты.План путешествия по карте. Студенты по домашнему заданию готовят карту - план. На занятии меняются картами. Выполняют прохождение маршрута, указанного в карте-плане. Например, с места старта (восточный край карты) пройти 1200 метров на юг, 1200 метров на запад, 1200 метров на север и 1200 метров - на восток. Здесь называются все ориентиры, которые могут встретиться по ходу движения слева или справа в пределах 100-150 метров. По окончании путешествия по карте проводится разбор ошибок.Занятие 9. ОЗ: Перенес КП с контрольной карты на рабочую. Комплектование карты.Перенес КП с контрольной карты на рабочую. Каждому студенту раздается учебная карта. Прежде чем начать переноску КП с контрольной карты на рабочую, необходимо: 1) сориентировать обе карты; 2) просмотреть последовательность постановки КП; 3) найти местоположения старта и финиша.Переноска КП выполняется в последовательности с порядковым номером КП, указанным на контрольной карте. Первое задание желательно провести на картах, где много точечных ориентиров, чтобы можно было легче определиться, где стоит КП. Это задание можно проводить в форме игр и эстафет. Например, 1) контрольную карту поместить на некотором расстоянии от рабочего стола, каждый студент подходит или подбегает (в зависимости от расстояния), смотрит контрольную карту, запоминает одно или несколько КП, возвращается и по памяти переносит КП на рабочую карту. Побеждает тот, кто быстрее выполнит все задание. За ошибку в переносе КП дается штраф. Ошибка 2 мм - штраф 1 мин 30 секунд; 2) студенты разбиваются по парам. Первые номера выдают второму контрольные карты с нанесенными КП на 30 секунд, затем карту забирают. Вторые номера должны по памяти в течение 1 минуты нанести на рабочую карту наибольшее количество КП.Комплектование карты. Руководитель объясняет студентам, где и на каких ориентирах он поставил КП и как они будут проходить эту дистанцию, на какие ориентиры нужно обратить внимание, какова длина дистанции. Затем группа делится на две команды, капитаны которых получают карты с нанесенным на них маршрутом дистанции. Первая команда поочередно раскрывает содержание первой половины дистанции, вторая анализирует ошибки первой. Вторая команда раскрывает содержание второй половины дистанции, первая команда - анализирует. Дать нагрузку.Специальные физические упражнения для исправления техники бега ориентировщика: 1) бег в гору с высоким подниманием бедра: юноши 5 х 80 м, девушки 5 х 60 - уклон небольшой; 2) бег под уклон с захлестом голени: юноши 5 х 100, девушки - 5 х 80 м.Занятие 10. ОЗ: Ознакомление с приемами ориентирования карты по линейным ориентирам. Ориентирование карты по направлениям.Ознакомление с приемами ориентирования карты по линейным ориентирам. Рабочая карта разрезается на квадраты, предварительно пронумеровав каждый квадрат сверху вниз слева направо с обратной стороны карты, сложить карту. Приступая к ознакомлению с приемом ориентирования карты по линейным ориентирам, преподаватель объясняет, что данный прием ориентирования карты применяется в том случае, когда точка нахождения ориентировщика находится на одном из линейных ориентиров (просека, ручей, дорога и т.д.). Этот прием желательно показать студентам на полигоне. Сориентировав карту так, чтобы направление ориентира на карте соответствовало его направлению на местности, преподаватель просит студентов назвать и показать дополнительные ориентиры, затем группа переходит к следующему ориентиру и т.д., пока не будут прочитаны все ориентиры.Ориентирование карты по направлениям. Для закрепления навыков предыдущего занятия преподаватель берет с прошлого занятия разрезанную на квадраты карту по одной на команду и кладет их на определенном расстоянии от команд. Каждой команде выдается по контрольной карте. Игра проводится в виде эстафет. Со старта уходят по одному участнику от команды с контрольной картой в руках, добегают до разрезанной карты, берут первый квадрат (сверху, слева направо, верх обозначен стрелками, обозначающими север карты) и бегут обратно, передают контрольную карту второму участнику, который должен принести второй квадрат слева верхний и т.д. Условия эстафеты: если участник ошибся и принес не тот квадрат, он должен повторить задание и принести нужный квадрат. Побеждает команда, выполнившая правильно задание и сделавшая это первой. Приступая к знакомству с приемами ориентирования карты по направлению, необходимо обратить внимание на следующую последовательность действий: 1) определить точку стояния; 2) выбрать на местности и карте надежный ориентир; 3) наложить компас на каргу, чтобы продольный край планки соединил на карте точку стояния и выбранный ориентир; 4) ориентируя карту, расположить ее так, чтобы линия планки компаса, соединяющая две исходящие точки на карте, совпала с направлением выбранного ориентира на местности. Затем группа выходит на учебный полигон. Берется хорошо читаемый ориентир на карте (пересечение двух дорог, особые объекты и т.д.), после чего студенты определяют точку стояния на карте и им показывается хорошо видимый ориентир, с помощью которого они должны сориентировать карту. Закрепить данный навык можно во время прохождения дистанции по учебной карте, останавливаясь на каждом КП.Игра «Переправа через болото».Занятие 11. 03: Способы определения точки стояния. Совершенствование данных способов.Способы определения точки стоянияЛ Первый способ - отождествление карты с местностью. Он применяется тогда, когда определяемая точка стояния находится около хорошо читаемых ориентиров на карте, которые позволяют при слиянии карты с местностью быстро и точно определить точку стояния. Второй способ - визуальное определение по ближайшим ориентирам. Он эффективен, если в районе точки стояния есть близкорасположенные ориентиры и точное визуальное определение расстояния на них не составляет труда. В начале ориентируют карту по компасу, а затем поочередно определяют расстояние до данных ориентиров и вносят поправки предварительного определения точки стояния. Третий способ — измерение длины пройденного расстояния. Он применяется в том случае, когда необходимо найти точку стояния на одном из линейных ориентиров. Карту ориентируют по компасу и находят ярко выраженный надежный ориентир (точечный). При движении к нему измеряют длину пройденного отрезка шагами, откладывают полученный результат измерения в масштабе карты по линейному ориентиру от конечной точки стояния и находят свое местоположение на карте.Совершенствование способов точки стояния. Практическое закрепление навыков. На полигоне студенты делятся на две команды. Команда №1 предлагает свое решение в определении точки стояния двумя способами: отождествление карты с местностью и определение на глаз расстояния до указанных ориентиров. Вторая команда проверяет правильность точки стояния шагами до данных ориентиров.Кроссовая подготовка ориентировщика: юноши - 3000 м, девушки - 2000м.Занятие 12. ОЗ: Приемы определения азимута на предмет. Закрепление навыков определения направлений на карте и движение по азимуту.Приемы определения азимута на предмет. Преподаватель объясняет студентам, что такое магнитный азимут и как определяется прямой и обратный азимут. Магнитный азимут - это угол между северным направлением и заданным. Отсчитывается он по направлению вращения часовой стрелки и измеряется в градусах от 0° до 360°. Азимут бывает прямой и обратный. Разница между прямым и обратным азимутом 180°. Для определения обратного азимута нужно разницу в 180° прибавить к величине прямого азимута, если он меньше 180°, или вычесть из прямого азимута, если он больше 180°. Пример: прямой азимут 230°, обратный азимут 230° — 180° = 50°. Далее преподаватель объясняет, как правильно определить с помощью компаса прямой магнитный азимут. Последовательность этих действий: 1) линии, указывающие направление компаса, нужно установить на заданный предмет, вынося компас перед собой в согнутой руке на уровне груди; 2) градуированную шкалу компаса вращают до тех пор, пока северный конец стрелки не встанет между двумя рисками; 3) запоминают полученный прямой азимут и высчитывают обратный.Практическая часть данного задания: занимающиеся делятся по парам. Выходя на заданную отметку, они поочередно определяют азимут на заданный предмет, сверяют свои показания, анализируют ошибки, затем переходят на другую точку, выбирают другой предмет и т.д.Закрепление навыков определения направлений на карте и движение по азимуту. 1. Со старта участник уходит на первый КП по азимуту 58° на расстоянии 63 метра. Определяя азимут и шагами расстояние, находит первый КП, где находится листок, на котором написан азимут и расстояние до второго КП и т.д. 2. Участники получают белую карту (лист бумаги, на котором нанесены 8-10 КП), соединяют все КП от старта по порядку прямыми линиями и с помощью компаса и линейки определяют азимут и расстояние между КП. Затем, передвигаясь по азимуту и считая шаги, проходят всю дистанцию.Игра «Кто быстрее».Занятие 13. 03: Азимутальное движение по залесенной местности.Азимутальное движение по залесенной местности. Перед выходом на учебную трассу необходимо объяснить студентам, как определять направляющие ориентиры по ходу движения, как сохранять нужное направление при обходе препятствий. Это делается так: после снятия азимута и определения направления необходимо выбрать заметный ориентир, находящийся на линии движения (пни, сухое бревно, камни), и затем начать движение, не упуская его из виду. Подойдя к этому предмету, студент должен отметить следующий, лежащий на пути его движения. Этот прием позволяет быстро пройти намеченный отрезок пути и освобождает от излишнего обращения к компасу.Практическая часть данного задания. Для закрепления навыка движения по азимуту преподаватель называет расстояние до выбранного ориентира, лежащего на пути движения, дает его описание (дерево, скала, муравейник и т.д.) и посылает к этому ориентиру одного студента. На второй ориентир посылает второго студента, на третий - третьего и т.д. Первый студент бежит на первый ориентир, проверяя азимут и расстояние, первый студент остается на месте первого ориентира, второй студент бежит ко второму ориентиру, остается на месте студента, который бежит к третьему ориентиру и т.д.Эстафета со сменой способов передвижения.Занятие 14. ОЗ: Выход по азимуту на КП, расположенный на ориентирах незначительных размеров. Формированию этого навыка способствует прием выхода по азимуту на КП с линейными ориентирами, есть лишь одно отличие: для точного выхода на ориентир, имеющий незначительную площадь, каждый элемент приема выполняется с исключительной аккуратностью и точностью. Выходить на такой ориентир нужно в медленном темпе и за 25-30 метров до КП снизить скорость движения, перейти на шаг, повысить внимание при обзоре местности по ходу движения. Если же положенное расстояние пройдено, а КП нет, то следует продолжить движение по азимуту еще несколько метров. Когда и это не приводит к успеху, то с помощью обратного азимута вернуться назад, внимательно осматривая местность. Если же опять постигла неудача, то нужно выйти на начальную точку, проверить карту по азимуту и расстояние и снова попытаться взять КП.Кроссовая подготовка с преодолением препятствий (оврагов, валежен и др.): юноши - 2000 м, девушки - 1500 м.Занятие 75. ОЗ: Тактико-технические приемы выбора движения. Важность данных приемов заключается в том, чтобы пройти все отрезки дистанции с минимальной затратой сил и времени. А это возможно, если ориентировщик правильно наметит план действий, то есть выберет ориентиры, определит наиболее приемлемые и экономичные способы движения по ним. Выбор пути движения - один из главных факторов успеха ориентировщика в прохождении дистанции и зависит от технической, тактической и физической подготовленности ориентировщика. Выбрать путь движения - значит дать качественную оценку всем элементам карты по направлениям к КП и на основе сделанного анализа выделить выгодные ориентиры и определить способ движения. В ориентировании существуют следующие способы движения: 1) по азимуту; 2) по сопутствующим ориентирам; 3) комбинированный. Движение по азимуту применяется на слабозанесенной и пересеченной местности, где расстояние между дополнительными ориентирами не превышает 300-400 метров. Движение по сопутствующим ориентирам планируется на средних и длинных отрезках дистанции при хорошей насыщенности карты, когда обилие ориентиров дает возможность ориентировщику проложить свой путь от КП до КП. Тактически этот способ движения применяется при наличии на карте линейных ориентиров на открытых и полуоткрытых пространствах. Комбинированный способ - это комбинация двух вышеперечисленных способов. Как правило, на соревнованиях этот способ является ведущим.Игра «Вверх по откосу».Занятие 16. 03: Развитие топографической памяти (игры на местности).Спортивные и подвижные игры, правильно подобранные для данного вида спорта, содействуют не только укреплению здоровья, правильному физическому развитию, но и формированию у ориентировщиков жизненно важных двигательных навыков. Во время игры обязателен акцент на правильность и точность выполнения спортсменами движений, постепенно (по мере усвоения навыков) увеличивая темп и скорость.Игра «Туристская скорая помощь», «Уложи рюкзак», «Переправа "маятником"».Занятие 17. Учебные соревнования по следующим видам:в заданном направлении;по выбору;3) на маркированной трассе.В зависимости от характера точки контроля соревнования могут быть: 1) личными, в которых результаты засчитываются каждому участнику; 2) командными, в которых результаты отдельных участников засчитываются всей команде в целом; 3) лично-командные, результаты которых засчитываются в отдельности каждому участнику и команде в целом. Маршрут: 5000 м с 10 КП.Занятие 18. Участие в городских соревнованиях по спортивному ориентированию согласно положению о соревнованиях.Приложение 2.АНКЕТАУважаемый студент! Просим Вас внимательно изучить вопросы и нужный ответ обвести кружком, а где необходимо — вписать свое предложениеШкола № , город (поселок, село)Ваше отношение к уроку физической культуры:Люблю занятия физическими упражнениямиПосещаю урок физической культуры в силу необходимостиИщу повод не посещать урок физической культурыВаш вариант ответаЧто Вы считаете наиболее значимым при занятиях физическими упражнениями на уроке физической культуры:Воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениямиПриобщение к здоровому образу жизниСовершенствование физического развития личностиВаш вариант ответаКак Вы считаете, у Вас воспитана привычка к систематическим занятиям физическими упражнениями:Да, воспитанаНет, не воспитанаЗатрудняюсь ответитьВаш вариант ответаГотовы ли Вы к самостоятельной форме занятий физическими упражнениями:Да, готовНет, не готовЗатрудняюсь ответитьВаш вариант ответаКак Вы считаете, какие жизненно необходимые навыки Вам пригодятся в будущей жизни:6.1 ПлаваниеБегМетанияВаш вариант ответаПередаете ли Вы полученные на уроках физической культуры знания младшим по возрасту:7.1. Занимаюсь физическими упражнениями с младшими членами семьиПринимаю участие в организации подвижных игр с младшими школьниками по месту жительстваНет, так как не обладаю достаточными знаниями и умениямиВаш вариант ответаКакие физические упражнения Вы используете в свободное время по месту жительства:Выполняю домашние задания по физической культуреЗанимаюсь подвижными играмиНе занимаюсь физическими упражнениями по месту жительстваВаш вариант ответаКакими видами спорта Вы хотели бы заниматься:ЕдиноборстваСпортивные игрыЛегкая атлетикаВаш вариант ответаБЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ИСКРЕННИЕ ОТВЕТЫ !!!АНКЕТАУважаемый студент! Просим Вас внимательно изучить вопросы и нужный ответ обвести кружком, а где необходимо - вписать свое предложение. Данная анкета поможет выявить особенности воспитания потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Если Вы желаете, то можете указать ФИОФИОФакультетКурсКак Вы считаете, программа по предмету «Физическая культура» в вузе вызывает у Вас интерес к занятиям физическими упражнениями? Почему?ДаНетВаш вариант ответаПо Вашему мнению, знания, полученные по предмету «Физическая культура» в вузе, будут ли востребованы в будущей работе, в жизни? Почему?ДаНетВаш вариант ответаНасколько важен региональный компонент в физическом воспитании студентов? Почему?ДаНетВаш вариант ответаСпособствует ли предложенная Вам программа по предмету «Физическая культура» воспитанию потребности к занятиям физическими упражнениями? Почему?ДаНетВаш вариант ответаВоспитана ли у Вас потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями?ДаНетЗатрудняюсь ответитьПриложение 3.КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВЛежа на спине (на подкидном мостике) выпрямление ног с последующим подбрасыванием груза вверх. Отягощение малого веса. Две серии. Юноши: 8-13-18 повторений, девушки: 6-11-14.Полуприседания со штангой малого веса, положенной на плечи, с последующим выпрыгиванием вверх. Юноши: 5-8-11 повторений, девушки: 3-5-10.Лежа на наклонной доске в положении ноги выше головы сгибание и разгибание туловища с отягощением небольшого груза. Юноши: 6-9-15 повторений, девушки: 4-7-12.Стоя со штангой среднего веса на плечах, попеременно повороты туловища влево и вправо. Юноши: 6-9-15 повторений, девушки: 4-7-10.В упоре на брусьях сгибание и разгибание рук с удержанием ногами отягощения (юноши - 3-5 кг; девушки - 2-4 кг). Юноши: 3-7-10 повторений, девушки: 2-4-8. Две серии.Выпрыгивание вверх из положения приседа со штангой малого веса на плечах. Юноши: 5-10-14 повторений, девушки: 4-7-11. Две серии.Со штангой на плечах (отягощение юношам — среднего веса, девушкам - малого) наклоны туловища вперед. Юноши: 5-8-12 повторений, девушки: 47-9.Юноши - лежа на наклонной доске, ноги выше головы, сгибание туловища; девушки - лежа на наклонной доске, поднимание прямых ног вверх. Юноши: 6-9-15 повторений, девушки: 4-8-12. Три серии.На параллельных брусьях в упоре на руках - поднимание ног вперед до положения «угла», с удержанием 2-3 с. Юноши: 3-6-9 повторений, девушки: 3-5-8. Три серии.Ю.Жим лежа, с отягощением среднего веса для юношей и малого для девушек. Юноши: 5-9-12 повторений, девушки: 4-8-10. Две серии.Наподкидном мостике, лежа на спине, выпрямление ног с последующим выбрасыванием вверх. Для юношей отягощения среднего веса, для девушек - малого. Юноши: 3 серии по 6-10-15 повторений, девушки: 2 серии по 5-8-11.Стоясо штангой на плечах, наклоны туловища вперед. Отягощения для юношей - среднего, для девушек - малого веса. Юноши: 5-8-12 повторений, девушки: 4-7-11. Две серии.Приседаниясо штангой на плечах. Отягощения: для юношей - среднего, для девушек - малого веса. Юноши: 6-9-15 повторений, девушки: 5-8-12.Прыжкисо штангой на скамейку (юноши - высотой 30 см, девушки - 20 см), с отягощением малого веса. Юноши: 6-9-13 повторений, девушки: 5-7-11.Сгибаниеи разгибание рук в упоре на гимнастическую скамейку, в быстром темпе. Юноши: 3 серии по 6-12-18 повторений, девушки: 2 серии по 4-9-15 повторений.Лежана спине на подкидном мостике, толчком ног выбрасывание груза вверх. Отягощения для юношей - среднего, для девушек - малого веса. Юноши: 6-9-15 повторений, девушки: 5-8-12 повторений. Две серии.Набрусьях в упоре на руках поднимание ног до положения «угла», с удержанием 2-3 с. Юноши: 3 серии по 4-7-9 повторений, девушки: 2 серии по 4- «Штандер»В эту игру играют в зале и на площадке. Играющих может быть 6-12 человек. Для игры нужен любой мяч.Водящий подбрасывает вверх мяч и выкрикивает имя одного из играющих. Тот, кого он назвал, подхватывает мяч и старается попасть им в кого-либо из остальных убегающих игроков. Запятнанному игроку назначаются штрафные очки или же он выбывает из игры. Победителями считаются оставшиеся двое последних игроков или те, кто имеет меньше штрафных очков.Правила. 1. Если названный игрок поймает мяч на лету, он может крикнуть: «Штандер!» После этого все играющие замирают на месте, и он может запятнать ближнего из них. 2. Игрок, поймавший мяч в воздухе, может не произносить «Штандер» и не пятнать других, а снова высоко подбросить мяч и выкрикнуть имя любого другого игрока. 3. Игроку, в которого целятся мячом, разрешается уклоняться, приседать, подпрыгивать вверх, но он не должен сходить с места. 4. Если игроку, которого пытаются запятнать, удастся поймать брошенный в него мяч, он имеет право сразу же пятнать другого.«Достань землю»Участник, расставив широко ноги, наклоняется как можно ниже назад, стараясь головой коснуться земли. При этом он может сгибать в коленях ноги, не сдвигая их с места, но ни в коем случае нельзя помогать себе руками, т.е. опираться ими о землю. Позади игрока стоит другой участник и следит за правильностью выполнения упражнения. Судья измеряет ладонью расстояние - на сколько пальцев или ладоней не смог игрок опустить голову до земли. После выполнения упражнения участник постепенно возвращается в исходное положение. Игрок, коснувшийся головой земли или опустивший ее ниже других, становится победителем.«Подтяни невод»На земле чертится линия, за которую, по условиям игры, переходить нельзя. Команды становятся в колонны по обе стороны линии лицом друг к другу. Игроки в каждой команде крепко держат впереди стоящего за пояс, а передние, стоящие у линии, берутся за руки. По сигналу команды начинают тянуть (перетягивать) одна другую на свою сторону. Участники каждой команды должны приложить максимум усилий, проявить согласованность движений всех игроков, чтобы не дать соперникам перетянуть своего переднего игрока через линию. Если во время перетягивания передний игрок, стоящий у линии, перешел ее, он выходит из игры. Если «цепь» одной из команд разрывается, и линию переходят сразу несколько человек, все они также выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один человек. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков. Каждый раз игра продолжается строго по команде судьи. Игрокам нельзя делать в земле различные углубления для упора ног во время перетягивания.«Прыгая за солнцем»Двое игроков стоя крутят за концы длинную веревку так, что она быстро пролетает на расстоянии 15-20 см от пола. Игроки по очереди совершают прыжки в разных позах: на одной, на двух ногах, сидя на корточках, на коленях, на четвереньках, лежа на груди, на спине. На боку - все более сложные. Побеждает тот, кто дольше пропрыгает, не задев веревку.«Не попади в плен»Подготовка к игре. В середине площадки проводят линию, разделяющую ее на две равные части. В 20-30 шагах от этой линии с каждой стороны чертят еще по одной линии — «плен». Играющие делятся на две команды. Каждая команда свободно размещается на своем поле.Описание игры. Руководитель, стоя в середине площадки, подбрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков другой команды. Осаленные идут за линию плена (на стороне противника).Правила игры. Играющие не имеют права переходить за среднюю линию на поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также, если мяч попадет в него, отскочив от земли. Бегать с мячом и задерживать его в руках не разрешается. При нарушении правил мяч передается другой команде. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удается, считается освобожденным и возвращается на свое место.Если мяч попал за линию плена, его выбрасывают оттуда пленные в сторону своей команды (а если их нет - любой участник игры, оказавшийся поблизости).Можно играть и на время. В этом случае к концу игры (через 10-15 минут) подсчитывают число игроков в каждой команде. Побеждает команда, у которой их окажется больше.«Казачьи переходы»Игра проводится в зале или на площадке. Размечается линия - стартовая и финишная на расстоянии 15-20 м одна от другой. Участники (обычно играют юноши) делятся на несколько команд (4-6), которые выстраиваются колоннами перед линией старта.По сигналу учителя впереди стоящие игроки каждой команды переносят определенным способом (по договоренности) следующего, стоящего за ним игрока до дома, и остаются в нем. Игрок, которого принесли, быстро возвращается к своей команде и переносит следующего и т.д. Побеждает команда, игроки которой первыми закончат переноску.Варианты. 1. «Возилыцики». Играют зимой, используя для перевозки санки. Правила те же, что и при переноске.2. «Буксиры». В эту игру играют в бассейне или на открытом водоеме. Второй игрок держит первого за пояс сзади и тот быстро перебегает к линии финиша, тащит второго как на буксире. После этого второй возвращается за третьим и т.д. Правила те же.Правила. 1. Игроки заранее договариваются о способе переноски перед каждой игрой. Например: «всадник» - верхом, «младенец» - двумя руками перед собой, «куль» - один игрок на плече другого и т.д.2. Игрок подхватывает другого игрока только за линией старта. Нарушившие это правило возвращаются обратно за линию.«Солбон хубуун»По сигналу учителя игроки делятся по парам. Играя, каждый участник должен наступить на ногу сопернику (носок). Раз наступил - очко и т.д. Выигрывает тот, у кого большее количество очков.Правила игры: игра проводится на ровной площадке. Игру начинают по сигналу. Можно держаться за руки, предплечья. Не толкаются.«Хэн хусэтэйб»Игроки стоят друг против друга на бревне, длиной 2-2,5 м, на высоте 4045 см. Участники держатся за кисть правой руки и по сигналу каждый старается, не отрывая рук, вывести из равновесия соперника, чтобы он оказался на полу. Для разнообразия можно попробовать левой рукой.Правила игры: игра начинается по сигналу.«Наступление»Две команды, выбрав себе название (например, «Солнце» и «Луна»), становятся в шеренги лицом друг к друг на противоположных сторонах площадки. Игроки одной команды берутся за руки и по сигналу начинают маршировать в сторону другой команды. Пройдя расстояние в 3-4 шага, по сигналу руководителя игроки наступающей команды поворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки противоположной команды стараются их догнать и осалить как можно больше ребят. Пойманных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду. Затем наступают игроки другой команды, а стоящие напротив ловят их. Игра повторяется от 4 до 8 раз. Выигрывает та команда, на счету которой больше осаленных игроков.Правила игры: без свистка не прекращать движение и не выбегать в поле. Команде-нарушителю начисляются штрафные очки. Один игрок может догнать и осалить до черты несколько человек. Можно давать игрокам разные исходные положения: нападающие кладут руки друг другу на плечи, берутся под руки или за руки, скрестно и т.д. Ожидающие могут стоять спиной, боком, сидеть, принять положение низкого старта.«Бой юных казачат»Вдоль площадки (шириной не менее 5 м и длиной около 10 м) проводятся две параллельные линии на расстоянии трех метров одна от другой. Играющие делятся на две равные команды, выбирая каждый для себя примерно равного по весу и силам противника.Команды выстраиваются на линиях одна против другой, причем соперники из каждой пары стоят друг перед другом. Каждый захватывает ногу, согнутую в колени, за спиной двумя руками. По сигналу соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. «Казачонок», который «затолкает» противника за противоположную линию или выведет его из равновесия (вынудит встать на обе ноги), получает очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков.«Быстрее ветра»Место и инвентарь. Волейбольная площадка, волейбольная сетка или веревка длиной 10 м, волейбольный или теннисный мяч.Подготовка к игре. На столбах натягивается волейбольная сетка или веревка с прикрепленными к ней флажками. На расстоянии 3,4 и 5 м от сетки (веревки) проводятся параллельно сетке три линии старта. Играющие стоят в шеренге за линиями старта.Описание игры. Игра начинается по распоряжению учителя. Став за первой линией старта (3 м от сетки), школьник бросает мяч через сетку, а сам бежит под сетку и ловит мяч в воздухе или после первого отскока от земли. Затем это же повторяют другие игроки и т.д. Если после первого броска игроку удалось поймать мяч, то второй раз он бросает с другой линии старта (4 м от сетки), остальные продолжают бросать с первой линии. Если игрокам удалось поймать мяч, выбросив его со второй линии старта, то они бросают с третьей. Побеждает игрок, который с меньшим количеством попыток поймает мяч, брошенный с третьей линии старта.
1. Авсарагов Г.Р. Физическое воспитание студентов вузов в различные периоды учебного процесса: дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2010. 137 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988.208 с.
3. Белов В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки: Автореф.дис. ...д-ра пед.наук. - М, 1996. - 55с.
4. Бельский А.Н. Из опыта социолого-педагогического исследования физкультурно-спортивных интересов школьников // Проблемы здоровья, физического воспитания и безопасности детей и учащейся молодежи Севера: Материалы регион, науч.-практ. конф. - Мурманск, 1993. - С.107-108.
5. Беляев B.C., Михеев А.И. Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья студентов технического вуза // Валеология. - 1996. - №2. - С.57-61.
6. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 349с.
7. Бикмухаметов Р.К. Здоровье педагога как образовательная ценность // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №8.- С. 18-19.
8. Богданов Г.П. Лыжный спорт в школе. - М.: Просвещение, 1975. - 190с.
9. Богданов Г.П. Бег на уроках в IV-VI классах // Физическая культура в школе. - 1984. - №8. - С.35-40.
10. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972. - 343с.
11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - 4.2. - С.135.
12. Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теория и практика физической культуры. — 1970. - №5. - С.15-18.
13. Борисов В.В., Овчинникова Е.И. Рациональные аспекты реализации комплексной программы по физическому воспитанию школьников г. Читы // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы III науч. конф. молодых ученых Дальнего Востока, посвященной 10-летию Дальневосточной Олимпийской академии. - Хабаровск, 1999. - С. 9-11.
14. Виленский М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в сомовоспитании личности будущего учителя: учебное пособие / под общей ред. Сластенина В.А. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. 57 с.
15. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учеб. пособие. - СПб., 1998. - 97с.
16. Вотякова О.И. Обоснование эффективности занятий шейпингом и восстановительного психотренинга в системе тренировок женщин 20-35 лет: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. -М., 1995. - 20с.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т.2. - М., 1984. - 396с.
18. Гайнулина З.Ж. Формирование активного отношения студентов к физической деятельности: Дис. ...канд. пед.наук. - М., 1994. - 141с.
19. Галимов Г.Я. Валеолого-экологические аспекты занятий физической культурой // Физическая культура и спорт: история, современность, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75- летию образования гос. органов управления физической культурой и спортом Республики Бурятия. - Улан-Удэ, 1998. - С. 117-119.
20. Гарифьянов P.C. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978. - 181с.
21. Гилязитдинов Д.М., Акчурин Б.А. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №1. - С. 12-14.
22. Гнеушев В.В., Азов С.Х., Криунов В.А. Методология биоэкономического и психофизического тренинга (инновация физической культуры): Монография. - Ставрополь, 1996. — 88с.
23. Горелов А.А. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах ее повышения / А.А. Горелов с соавт. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 1 (47). С. 28-33.
24. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК,1992. 120 с.
25. Матвеев П.П. Очерки по теории физической культуры. Фис., 1984г.
26. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
27. Мясникова Н.И., Савчук А.Н. Общеразвивающие и специальные физические упражнения для развития двигательных способностей. (Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ, тренеров-преподавателей и студентов практикантов). Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 160 с.
28. Никитин С.Н., Правдов М.А., Воробьев С.А., Никитина Н.С. Теория педагогики с учетом использования болевых воздействий механического характера // Научный поиск. 2011. № 1. С. 28-31.
29. Никитина А.А. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Калининград, 2006. 43 с.
30. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 4.- С. 16-23.
31. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997.-№6.- С.2-10.
32. Носова P.M. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов 1-4 курсов технических вузов: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1987.-24с.
33. Прокопенко Т.Н., Соловьев Г.И. Некоторые аспекты организации физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез.докл. IV межунивер. науч.-метод.конф. - Краснодар, 1996. - С.207-208.
34. Протасов В.Ф. Экспериментальное обоснование методики подготовки студенческой молодежи на основе комплекса ГТО: Автореф. дис. ...канд. пед наук. - М.: ВНИИФК, 1973. - 26с.
35. Протченко Т.А., Полянская Н.В. Проблемы ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных школ в области личной физической культуры // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся обществе: Материалы VI науч.-практ. конф. — Коломна, 1996. - С.81-82.
36. Прохоров А.О. Мотивы и эффективность занятий взрослого населения популярными формами оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №2- С.5-6.
37. Правдов М.А., Егорова Н.В. Совершенствование процесса физического воспитания студентов средствами легкой атлетики // Культура физическая и здоровье. 2010. № 3. С. 19-21.
38. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с.
39. Решетников Н.В. Физическая культура. 1998 г.
40. Соболев О.Л. Виновата ли спортивная гимнастика. 1997 г.
41. Сулейманов А.Г. Физическая культура. Основные понятия физической культуры: их сущность и соотношение. 1998 г.
42. Таран В.А. Методика направленного применения средств атлетической гимнастики в процессе оздоровления студентов с астеническим синдромом: автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 2003. 23 с.
43. Федоров В.В. Обеспечение оздоровительной направленности личностно-телесного саморазвития студентов // Адаптивная физическая культура. 2003. № 2. С. 27.
44. Шипилов Р.М. Открытое физкультурно-образовательное пространство как условие подготовки студентов факультета физической культуры к педагогической практике: дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2005. 172 с.
45. Яковлев В.Г. Физическое воспитание детей в семье. – М., «Физкультура и спорт», 1971 г.-144 с.
Вопрос-ответ:
Зачем заниматься физической культурой?
Занятия физической культурой имеют большое значение в жизни человека, поскольку позволяют поддерживать физическую форму, повышать общую работоспособность организма, укреплять здоровье и улучшать психоэмоциональное состояние.
Какие принципы физической культуры необходимо соблюдать?
Соблюдение следующих принципов физической культуры является важным условием эффективности процесса занятий физическими упражнениями: регулярность, систематичность, постепенность, индивидуальность, разнообразие и научность.
Почему планирование в физической культуре важно?
Планирование в физической культуре является неотъемлемой частью организации занятий физическими упражнениями и способствует повышению их эффективности. Правильное планирование позволяет определить цели и задачи, выбрать подходящие упражнения и методы их выполнения, а также контролировать прогресс.
Каким образом контроль и учет способствуют эффективности занятий физическими упражнениями?
Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями позволяют оценивать достигнутый прогресс, выявлять недостатки и ошибки, а также корректировать программу тренировок с учетом полученных результатов. Это помогает эффективно развивать физические возможности и достигать поставленных целей.
Почему разнообразие используемых методов в физическом воспитании важно?
Разнообразие используемых методов в физическом воспитании позволяет эффективно развивать разные физические качества, такие как сила, гибкость, выносливость и координация. Это позволяет более полноценно развивать физическую форму и достигать лучших результатов.
Каково значение занятий физической культурой в жизни человека?
Занятия физической культурой имеют огромное значение для человека. Они способствуют укреплению здоровья, улучшению физической формы, развитию координации и гибкости, повышению иммунитета, а также улучшению настроения и общего самочувствия.
Какие принципы физической культуры необходимо соблюдать для эффективности процесса занятий физическими упражнениями?
Для достижения эффективности в занятиях физической культурой необходимо соблюдать принципы разнообразия, систематичности, постепенности, нагрузки и индивидуализации. Это позволит создать оптимальные условия для развития физических способностей и достижения поставленных целей.
Каким образом планирование в физической культуре помогает повысить эффективность занятий?
Планирование в физической культуре является важной составляющей успешного процесса занятий. Оно позволяет определить цели и задачи, выбрать подходящие упражнения, распределить нагрузку по времени, учитывать индивидуальные особенности каждого человека. Благодаря планированию можно достигнуть более высокой эффективности тренировок и достичь желаемых результатов.