Правовой режим пени в налоговом праве
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Пеня в налоговом праве: понятие и правовое регулирование 5
1.1 Основные положения 5
1.2 Правовое регулирование налогообложения, начисление пени и санкций 14
2. Порядок расчета пени и анализ правоприменительной практики 23
2.1 Расчет пени 23
2.2 «Налоговые» пени по итогам выездной проверки 27
Заключение 34
Список источников 35
Пени не начисляются, если:Имущество было арестовано.Счета организации блокированы.2.2 «Налоговые» пени по итогам выездной проверкиНалогоплательщики и налоговые агенты обязаны перечислять соответствующие суммы налога в бюджет в полном объеме и в установленный законодательством срок. Опоздание чревато увеличением задолженности еще и на сумму пеней. Другое дело, что при начислении таковых по итогам выездной проверки налоговики частенько преувеличивают сумму долга перед бюджетом. Показательным в этом плане представляется дело, рассмотренное Президиумом ВАС в постановлении от 29 мая 2012 г. № 17259/11.Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую хозяйствующий субъект должен выплатить в случае перечисления причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, чем установлено законодательством. Причем таковая представляет собой самостоятельную задолженность перед бюджетом, то есть отдельную от непосредственно недоимки, и подлежит оплате не зависимо от применения налоговиками других мер обеспечения, а также мер ответственности, то есть наложения штрафа (п. 2 ст. 75 НК). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством дня расчетов с государством (п. 3 ст. 75 НК). Сумма пеней определяется в процентном соотношении от величины не уплаченного своевременно налога. В качестве процентной ставки при этом используется 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, действующая в период начисления «штрафных» процентов. В этом смысле при незначительных сумме недоимки и количестве дней просрочки величина пеней вряд ли серьезно скажется на финансовом положении налогоплательщика или налогового агента. Другое дело, если задолженность перед бюджетом довольно весома, а с момента установленного срока уплаты налога прошло, к примеру, несколько лет.Пени не начисляются за весь период действия решения инспекции об аресте имущества должника или решения суда о принятии в отношении него беспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке либо ареста денежных средств и имущества (п. 3 ст. 75 НК). Кроме того, «обнулить» пени можно в случае, если недоимка, в связи с которой они начислены, образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений, которые были даны ему либо неопределенному кругу лиц Минфином или ФНС (п. 8 ст. 75 НК).Так или иначе, но даже если задолженность и имеет место, а значит, вроде бы должны быть и пени, не всегда стоит принимать на веру сумму «штрафных» процентов, начисленных ревизорами по итогам выездной проверки. Свидетельством тому – дело № А56-19155/2010, рассмотренное Президиумом ВАС в постановлении от 29 мая 2012 г. № 17259/11. Итак, в отношении общества в 2009 году инспекцией была проведения выездная проверка за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 г. Среди прочего по ее итогам налоговиками была начислена организации как налоговому агенту значительная сумма пеней за период с 1 января 2006 года по 30 декабря 2008 г. в связи с несвоевременным перечислением НДФЛ, удержанного из выплат физлицам, но не уплаченного в бюджет. Апелляционная жалоба на решение контролеров в этой части ничего не дала, и в марте 2010 года компании было направлено требование, в том числе об уплате соответствующей суммы пени. Оспаривание данного документа, а также непосредственно решения, вынесенного ревизорами по результатам проверки, имело, что называется, переменный успех. Арбитражный суд признал их недействительными лишь частично, апелляционный и вовсе отменил решение своих предшественников по нескольким эпизодам. Кассационная жалоба общества осталась без удовлетворения. При этом ни на одном этапе решение и требование инспекции не было признано недействительным в части начисления пеней по НДФЛ. Последней надеждой оставалось обращение в Высший Арбитражный Суд, и она себя в итоге оправдала.«Тройка судей» ВАС нашла сразу три основания для пересмотра дела в порядке надзора.Во-первых, как указали арбитры, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения таковой в отношении самого налога, после истечения пресекательного срока по взысканию недоимки пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по ее уплате и с этого момента не подлежат начислению. Между тем при расчете суммы пеней за несвоевременное перечисление НДФЛ за 2006-й, 2007 годы инспекция учла задолженность по этому налогу, образовавшуюся до 1 января 2006 г. Ее сумму налоговики рассчитали как разницу между общей задолженностью на эту дату и суммами налога, пеней и штрафа, начисленными по результатам предыдущей выездной проверки за 2002-й, 2003 годы, а также суммой уплаченного за 2003–2005 годы налога. При этом судьи предыдущих инстанций, признавая обоснованным начисление пеней на задолженность по НДФЛ за период, предшествовавший налоговой проверке, исходили из отсутствия спора о наличии этой задолженности и не выяснили правомерность их начисления. В частности, ими не была установлена дата, с которой пени должны «капать». Кроме того, в материалах дела нет сведений о соблюдении ИФНС сроков на принудительное взыскание недоимки с учетом требований статей 46, 70 Кодекса, отсутствуют судебные решения о взыскании пеней и решения как о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах общества, так и за счет иного его имущества. Проще говоря, срок давности задолженности, на которую начислены ревизорами пени, судьи не установили. Между тем, если таковой истек, хотя налоговый агент и погасил недоимку самостоятельно 30 декабря 2008 г., ни о каких пенях не может быть и речи.Вторым поводом для передачи дела в Президиум ВАС стало то, что при его рассмотрении судами не были учтены положения пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса. В частности, согласно данной норме в рамках выездной налоговой ревизии может быть исследован период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором назначена проверка. Из материалов же дела следует, что, проводя ревизию за 2006-й и 2007 год, инспекция включила в общую задолженность для начисления пеней недоимку, которая на начало проверяемого периода уже имела место. Иными словами, обстоятельства, связанные с ее возникновением, к проверяемому периоду не относились. Следовательно, по итогам данной ревизии у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней с этой суммы задолженности. Собственно говоря, в целом, как указала «тройка судей» в определении от 15 марта 2012 г. № ВАС-17259/11, именно такой подход сложился в арбитражной практике. А значит, принятые по рассматриваемому делу судебные решения ей не соответствуют.Наконец, «тройка судей» вняла доводам налогового агента об отсутствии оснований для начисления пеней в связи с невозможностью перечисления удержанного им налога из-за приостановления инспекцией операций по счетам общества в банке, а также наложения ареста на его имущество. Арбитры предыдущих судебных инстанций их отмели, указав, что НДФЛ удерживается из заработной платы работников, выдача которой относится к расходным операциям, предшествующим исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Стало быть, «блокировка» счета не могла препятствовать уплате налога. Правда, «тройка судей» посчитала, что нельзя не учитывать все те решения об аресте имущества и приостановлении операций по кассе и расчетным счетам, с которыми столкнулось общество до того, как уплатило НДФЛ в бюджет. Все они, по мнению коллегии судей, свидетельствуют об отсутствии у организации возможности распоряжаться денежными средствами, поступающими на его счета, а также имуществом, что и стало препятствием для своевременного перечисления удержанного НДФЛ.И если не по «всем статьям», то, по крайней мере, по двум из трех основания, выявленные «тройкой» судей, для пересмотра дела в порядке надзора сыграли в пользу налогового агента. Президиум ВАС, как и арбитры первой, апелляционной и кассационной инстанции не увидел причинно-следственной связи между приостановлением операций на счетах общества и невозможностью погашения им недоимки. А вот факт, что суды не выяснили правомерность начисления пеней, в частности, не установили дату, с которой они должны начисляться, представители ВАС посчитали весомым недочетом.Как указали судьи, налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до исполнения обязанности по уплате налога.Собственно, такая позиция не раз высказывалась Президиумом ВАС. При этом проверка соблюдения срока давности взыскания пеней осуществляется в отношении каждого дня просрочки.Статья 70 Налогового кодекса, правила которой применяются в том числе и в отношении порядка направления требования об уплате пеней, устанавливает различные сроки для выставления такового в случаях, когда:– налоговая задолженность выявлена в результате проведения налоговой проверки, установившей факт занижении налоговой базы или иного неправильного исчисления налога;– недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной.Исходя из указанного разграничения, требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту) в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таковом. В иных случаях оно подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Такая же позиция высказана Президиумом ВАС в постановлении от 20 сентября 2011 г. № 3147/11.В рассматриваемом же деле речь большей частью шла о недоимке по НДФЛ, сведения о котором представлялись обществом как налоговым агентом в налоговый орган. В частности, непосредственно в ходе самой проверки было установлено, что не удержан и не перечислен НДФЛ лишь в размере чуть более 60 000 рублей, в то время как общая сумма задолженности, на которую инспекторы начислили пени, исчислялась миллионами. Соответственно, указали служители Фемиды, в рассматриваемом случае начисление и взыскание пеней на сумму «задекларированной» задолженности по НДФЛ должно было производиться ревизорами с учетом срока выставления требования об уплате пеней, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса. Однако принимая решения по делу, суды данное обстоятельство во внимание не приняли, как и то, что неосуществление инспекцией взыскания пеней своевременно не может быть устранено путем начисления пеней в отношения той же задолженности по результатам выездной налоговой проверки. Иными словами, вопрос о том, правомерно ли начисление пеней в принципе, и если да, то с какой даты они должны начисляться, так и остался невыясненным.Впрочем, поскольку Представители Президиума полностью поддержал выводы «тройки судей» о том, что по итогам данной конкретной проверки у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней с суммы задолженности, возникшей еще до проверяемого периода, но это уже, как видно, не столь важно.Вместе с тем, поскольку в рамках проверки налоговиками была выявлена в том числе недоимка, относящаяся к периоду, охваченному ревизией, Президиум ВАС направил дело на новое рассмотрение. В конце концов, необходимо установить верную сумму пени, причитающуюся с налогового агента. Принятые же по делу судебные акты представители ВАС отменили.ЗаключениеКак установлено ст. 72 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается в том числе пеней.Несмотря на то что, помимо пени, к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в ст. 72 НК РФ относят залог имущества, поручительство, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика, пеня является не только одним из самых наиболее часто встречающихся способов, но и неотъемлемым атрибутом недоимки. Это связано с тем, что сумма соответствующих пеней уплачивается, помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности (п. 2 ст. 75 НК РФ). Для начисления пени не требуется оформление дополнительного документа, как, например, это предусмотрено при применении залога (ст. 73 НК РФ) или поручительства (ст. 74 НК РФ).Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. При этом пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26, 26.1 НК РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (например, Указанием Банка России от 23 декабря 2011 г. N 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" начиная с 26 декабря 2011 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8% годовых).Список источниковНормативные и иные-правовые актыКо̣нституция Ро̣ссийско̣й Федерации (принята на всенаро̣дно̣м го̣ло̣со̣вании 12 декабря 1993 г.) (с по̣правками о̣т 30 декабря 2008 г.) [Электро̣нный ресурс] // СПС ГАРАНТ Платфо̣рма F1. – 2009.Нало̣го̣вый ко̣декс Ро̣ссийско̣й Федерации [Электро̣нный ресурс] // СПС ГАРАНТ Платфо̣рма F1. – 2009.Зако̣н РФ о̣т 09.12.1991 №2003–1 «О̣ нало̣гах на имущество̣ физических лиц» [Электро̣нный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/ Федеральный зако̣н №168-ФЗ «О̣ внесении изменений и до̣по̣лнений в Зако̣н Ро̣ссийско̣й Федерации «О̣ нало̣гах на имущество̣ физических лиц»» [Электро̣нный ресурс] // СПС ГАРАНТ Платфо̣рма F1. – 2009.Акты судебной практики Журнал «Нало̣го̣вый вестник». - 2009 г., № 4.Журнал «Нало̣го̣вый вестник», - 2011 г., № 4.ЛитератураАлиев Б. Х. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: Учеб. по̣со̣бие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 634 с.Барулин С.В. Нало̣ги как инструмент го̣сударственно̣го̣ регулиро̣вания эко̣но̣мики // Финансы. 2012. №1.Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансо̣вая система Ро̣ссии: Уч. по̣со̣бие. – М.: ИНФРА-М, 2010. - 248 с.Дуканич Л. В. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: Учебно̣е по̣со̣бие. Ро̣сто̣в: Феникс, 2011. – 461 с.Евстигнеев Е. Н., Викто̣ро̣ва Н. Г. О̣сно̣вы нало̣го̣о̣бло̣жения и нало̣го̣во̣го̣ зако̣но̣дательства. – СПб: Питер, 2010. – 256 с.Карасёв М. Н. Нало̣го̣вая по̣литика и право̣во̣е регулиро̣вание нало̣го̣о̣бло̣жения в Ро̣ссии. – М.: О̣О̣О̣ «Вершина», 2012. – 224 с.Кирилло̣ва О̣. С., Муравлёва Т. В. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: Учебно̣е по̣со̣бие. М.: Издательство̣ «Экзамен», 2009. – 288 с.Ко̣валь Л. С. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение. М., 2011 г.Миляко̣в Н. В. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: учебно̣е по̣со̣бие / – М.: КНО̣РУС, 2010 го̣д.Перо̣в А. В., То̣лкушкин А. В. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: Учебно̣е по̣со̣бие. - 4-е издание, перерабо̣танно̣е и до̣по̣лненно̣е. - М.: Юрайт-Издат, 2009 го̣д.Ко̣сарева Т.Е., Юрино̣ва Л.А., Барано̣ва Л.Г. и др. Нало̣го̣о̣бло̣жение о̣рганизаций и физических лиц / По̣д ред. Т.Е. Ко̣сарево̣й. – 5-е изд., испр. и до̣п. – СПб.: Издательский до̣м «Бизнес-пресса», 2012. – 256 с.Нало̣го̣о̣бло̣жение физических лиц / С.Ю. Рахмано̣ва. – М: Издательство̣ «Экзамен», 2011. – 319 с.Нало̣го̣о̣бло̣жение физических лиц: учеб. по̣со̣бие для студенто̣в вузо̣в, о̣бучающихся по̣ специально̣сти «Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение» / М.Е. Ко̣со̣в, И.В. О̣со̣кина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 367 с.Нало̣го̣о̣бло̣жение юридических и физических лиц / И.Л. Юрзино̣ва, В.Н. Незамайкин. – 4 – е изд., перераб. и до̣п. – М.: Издательство̣ «Экзамен», 2012. – 653 с.
I. Нормативные и иные-правовые акты
1. Ко̣нституция Ро̣ссийско̣й Федерации (принята на всенаро̣дно̣м го̣ло̣со̣вании 12 декабря 1993 г.) (с по̣правками о̣т 30 декабря 2008 г.) [Электро̣нный ресурс] // СПС ГАРАНТ Платфо̣рма F1. – 2009.
2. Нало̣го̣вый ко̣декс Ро̣ссийско̣й Федерации [Электро̣нный ресурс] // СПС ГАРАНТ Платфо̣рма F1. – 2009.
3. Зако̣н РФ о̣т 09.12.1991 №2003–1 «О̣ нало̣гах на имущество̣ физических лиц» [Электро̣нный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/
4. Федеральный зако̣н №168-ФЗ «О̣ внесении изменений и до̣по̣лнений в Зако̣н Ро̣ссийско̣й Федерации «О̣ нало̣гах на имущество̣ физических лиц»» [Электро̣нный ресурс] // СПС ГАРАНТ Платфо̣рма F1. – 2009.
Акты судебной практики
5. Журнал «Нало̣го̣вый вестник». - 2009 г., № 4.
6. Журнал «Нало̣го̣вый вестник», - 2011 г., № 4.
Литература
7. Алиев Б. Х. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: Учеб. по̣со̣бие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 634 с.
8. Барулин С.В. Нало̣ги как инструмент го̣сударственно̣го̣ регулиро̣вания эко̣но̣мики // Финансы. 2012. №1.
9. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансо̣вая система Ро̣ссии: Уч. по̣со̣бие. – М.: ИНФРА-М, 2010. - 248 с.
10. Дуканич Л. В. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: Учебно̣е по̣со̣бие. Ро̣сто̣в: Феникс, 2011. – 461 с.
11. Евстигнеев Е. Н., Викто̣ро̣ва Н. Г. О̣сно̣вы нало̣го̣о̣бло̣жения и нало̣го̣во̣го̣ зако̣но̣дательства. – СПб: Питер, 2010. – 256 с.
12. Карасёв М. Н. Нало̣го̣вая по̣литика и право̣во̣е регулиро̣вание нало̣го̣о̣бло̣жения в Ро̣ссии. – М.: О̣О̣О̣ «Вершина», 2012. – 224 с.
13. Кирилло̣ва О̣. С., Муравлёва Т. В. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: Учебно̣е по̣со̣бие. М.: Издательство̣ «Экзамен», 2009. – 288 с.
14. Ко̣валь Л. С. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение. М., 2011 г.
15. Миляко̣в Н. В. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: учебно̣е по̣со̣бие / – М.: КНО̣РУС, 2010 го̣д.
16. Перо̣в А. В., То̣лкушкин А. В. Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение: Учебно̣е по̣со̣бие. - 4-е издание, перерабо̣танно̣е и до̣по̣лненно̣е. - М.: Юрайт-Издат, 2009 го̣д.
17. Ко̣сарева Т.Е., Юрино̣ва Л.А., Барано̣ва Л.Г. и др. Нало̣го̣о̣бло̣жение о̣рганизаций и физических лиц / По̣д ред. Т.Е. Ко̣сарево̣й. – 5-е изд., испр. и до̣п. – СПб.: Издательский до̣м «Бизнес-пресса», 2012. – 256 с.
18. Нало̣го̣о̣бло̣жение физических лиц / С.Ю. Рахмано̣ва. – М: Издательство̣ «Экзамен», 2011. – 319 с.
19. Нало̣го̣о̣бло̣жение физических лиц: учеб. по̣со̣бие для студенто̣в вузо̣в, о̣бучающихся по̣ специально̣сти «Нало̣ги и нало̣го̣о̣бло̣жение» / М.Е. Ко̣со̣в, И.В. О̣со̣кина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 367 с.
20. Нало̣го̣о̣бло̣жение юридических и физических лиц / И.Л. Юрзино̣ва, В.Н. Незамайкин. – 4 – е изд., перераб. и до̣п. – М.: Издательство̣ «Экзамен», 2012. – 653 с.
Вопрос-ответ:
Что такое пеня в налоговом праве?
Пеня в налоговом праве - это финансовая санкция, которая начисляется налогоплательщикам за несвоевременное уплату налогов или иных обязательных платежей.
Как правово регулируется пени и санкции в налоговом праве?
Правовое регулирование пеней и санкций в налоговом праве осуществляется законодательством Российской Федерации, в частности, Налоговым кодексом и другими нормативными актами.
Как рассчитывается пеня в налоговом праве?
Пена в налоговом праве рассчитывается путем умножения суммы налога на определенный процент, который устанавливается законодательством. При этом, процент может быть разным для разных видов налогов и обязательных платежей.
Когда не начисляются налоговые пени?
Налоговые пени не начисляются, если имущество было арестовано или счета организации были заблокированы. В таком случае, начисление пеней приостанавливается до разрешения ситуации с имуществом или счетами.
Какие основные положения относятся к правовому режиму пени в налоговом праве?
Основные положения, относящиеся к правовому режиму пени в налоговом праве, предусматривают обязанность налогоплательщиков уплачивать налоги и обязательные платежи в срок, а также устанавливают процентную ставку для расчета пени.
Что такое пеня в налоговом праве?
Пеня в налоговом праве - это финансовое взыскание, которое налагается на налогоплательщика в случае нарушения налогового законодательства. Она является одной из форм ответственности за неуплату или ненадлежащее уплату налогов и может быть начислена в виде процентов от суммы недоимки.
Как осуществляется правовое регулирование налогообложения и начисления пени?
Правовое регулирование налогообложения и начисления пени осуществляется через законы и нормативные акты, которые устанавливают порядок начисления, уплаты и взыскания налогов, а также размеры и условия начисления пени. Основу правового регулирования составляют налоговый кодекс и специальные законы о налогах и сборах.
Как производится расчет налоговой пени и какие положения подлежат анализу в правоприменительной практике?
Расчет налоговой пени производится на основе установленных законом процентных ставок и применяемых формул. При этом требуется учитывать различные факторы, такие как сроки задолженности, степень вины налогоплательщика и другие обстоятельства. В правоприменительной практике анализируются вопросы связанные с применением процентных ставок, правильностью расчета пени и др.
Когда пеня не начисляется?
Пеня не начисляется в случае, если имущество налогоплательщика было арестовано или счета организации были блокированы. Это связано с тем, что в таких ситуациях налогоплательщик ограничен в своих финансовых возможностях и не может выполнить свои обязательства по уплате налогов.
Какова роль налоговых пеней в выездной проверке?
Налоговые пени могут быть начислены по итогам выездной проверки, если будет установлено нарушение налогового законодательства или недоимка по налогам. Роль налоговых пеней в данном случае заключается в финансовом взыскании за совершенные нарушения и стимулировании налогоплательщиков исполнять свои обязательства перед бюджетом.