Средства воздействующего характера в медиатексте 1930-х годов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 25 25 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.05.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика публицистического стиля 6
1.1. Функции стиля 6
1.2. Требования культуры речи, вытекающие из функций 8
1.3. Средства воздействующего характера в публицистическом стиле 9
Глава 2. Средства воздействующего характера в номере 4383 газеты «Ленинградская правда» 11
2.1. Описание исторического контекста времени 11
2.2. Типизация тем в выбранном номере газеты «Ленинградская правда» 14
2.3. Анализ выбранных статей 15
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Фрагмент для ознакомления

п., обильное наличие союзов.
Наблюдается также инверсия: «Пытались мы уговорить», «те и слушать не хотят». Есть так же эллипсис, то есть упущение сказуемого: «Одна местного потребобщества, а другая кооператива водников».
Есть так же форма превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки: «категорически отказывают».
Все это позволяет нам сказать, что перед нами статья ярко публицистического характера.
Последняя статья «Германская компартия перед далеко идущими революционными перспективами», относится к теме, посвященной событиям в Германии.
В самой статье преобладают те выразительные средства, которые позволяют отнести ее к публицистическому стилю, а именно фразы:
«Впервые после окончания мировой войны ярко обнаруживается кризисный характер развития капитализма во всех странах», «Одновременно резко поднялась кривая соцстроительства в Советском Союзе», «Наступающий год неизбежно принесет огромнейшие революционные результаты продолжающегося загнивания капитализма», «Это обостряющее противоречие борющихся друг против друга не на жизнь, а на смерть мировых систем – капитализма и социализма – усиливает в огромной степени опасность войны против Советского Союза».
Все эти фразы сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п., обильное наличие союзов.
Так же на лицо яркое противопоставление двух систем, что выражается во фразеологизме «не на жизнь, а на смерть».
В них присутствует общественно-политическая лексика, например, «соцстроительство», «капитализм», «социализм». Так же наблюдается обилие газетных клише и многочленных словосочетаний: «ярко обнаруживается», «кризисный характер развития», «неизбежно принесет», «загнивания капитализма», «обостряющее противоречие», «мировых систем», «усиливает в огромной степени», «опасность войны против Советского Союза».
Так же есть формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки: «ярко обнаруживается», «огромнейшие революционные результаты», «обостряющее противоречие».
Таким образом, эта статья носит ярко выраженный характер публицистического стиля, а так же внушает жителям СССР о неизбежной гибели капитализма и войны против социалистической страны.
Статья «Новые тысячи рабочих будут выброшены на улицу» относится к теме, которая посвящена кризису в «странах капитала», а именно США, Канада, Великобритания, Германия. В данном случае кризису в Германии. Уже в самом названии данной статьи встречаются яркие выразительные, экспрессивные средства. Выражение «рабочие будут выброшены на улицу» несет в себе яркую коннотативную оценку и сразу же настраивает на пессимистичный лад, и говорит о том, кто в стране не все хорошо и высокий уровень безработицы.
В самой статье преобладают те выразительные средства, которые позволяют отнести ее к публицистическому стилю, а именно фраза:
«Не смотря на то, что берлинский муниципалитет под давлением рабочих масс вынужден был высказаться против сокращения коммунальных рабочих и служащих, магистрат (гор. управа) принял решение о немедленном максимальном сокращении коммунальных рабочих».
В заметке всего одна фраза, одно предложение, но оно сложное, двусоставное, сложноподчиненное, союзное, что присуще публицистическому стилю. В ней присутствует общественно-политическая лексика, например, «муниципалитет», «магистрат», «коммунальных рабочих», «рабочих масс».
Так же наблюдается обилие газетных клише и многочленных словосочетаний: «под давлением рабочих масс», «вынужден был», «высказаться против», «принял решение», «о немедленном максимальном сокращении».
Также наблюдается инверсия: «вынужден был», - что тоже является приметой публицистического стиля.
То есть в заметке всего одна фраза, но в ней сконцентрировано огромное количество воздействующих средств, что позволяет воздействовать на читателей.
Все это позволяет нам сказать, что перед нами статья ярко публицистического характера.
Статья «Вузовский “треугольник” – “без угла”» относится к теме, которая посвящена реорганизации высшего образования и высших учебных заведений.
Уже в самом названии данной статьи встречаются яркие выразительные, экспрессивные средства, а именно метафора: треугольник без угла, - что говорит о том, что чего-то в вузе не хватает, а именно самого главного – ректора. И действительно, об отсутствии ректоров и идет речь в статье.
В самой статье преобладают те выразительные средства, которые позволяют отнести ее к публицистическому стилю, а именно фразы:
«В Политехническом институте, в разгар перестройки вуза, ректор уезжает в отпуск», «В Сельско-хозяйственном – ректор отдыхает с самого начала реорганизации», «Свое участие в реформе высшей школы профсоюзы проявляют исключительно формально», «Единоначалие не проводится в жизнь».
Все предложения простые.
Так же наблюдается обилие газетных клише и многочленных словосочетаний: «в разгар перестройки», «проявляют исключительно формально», «единоначалие не проводится в жизнь».
Бросается в глаза эллипсис во втором примере и инверсия: «Свое участие проявляют исключительно формально».
Первые два предложения достаточно простые, просто информативные, но вторые два предложения уже носят на себе оценочный характер: «проявляют формально», значит, не проявляют активности, и «не проводится в жизнь», значит, никак не реализуется. В самый нужный момент ректоров нет на местах, все в отпусках. И это порицается в статье.
Все это позволяет нам сказать, что перед нами статья ярко публицистического характера.

Во второй главе мы подробно рассмотрели, как средства выразительности проявляют себя на материале газеты «Ленинградская правда» от 2 и 20 января 1930 года.



Заключение

В заключение стоит сказать, что мы рассматривали средства воздействующего характера в медиатексте 1930-х годов на материале № 4382 газеты «Ленинградская правда» за 2 января, 1930 года и № 4899 газеты «Ленинградская правда» за 20 января, 1930 года.
Мы рассмотрели шесть статей из разных тем, в которых мы отобрали те моменты, где наиболее ярко проявляются средства воздействующего характера.
Нужно отметить, что они не сильно разнятся, довольно типичны и общи для всех статей, а именно сложные предложения, обилие союзов и газетных клише.
Все это позволяло внушить гражданам, которые читали данную газету, что социалистический Советский Союз намного лучше, чем капиталистические страны (особенно это ярко проявлялось на теме про мировой кризис в ряде западных, буржуазных странах).
Но так же в статьях четко проглядывалось опасение войны против СССР, и это было не случайно и не напрасно, так как мы знаем, что через десятилетие началась Вторая Мировая война.
Список использованной литературы

Бахтин М.М. Современная газетная публицистика / М.М. Бахтин // Проблемы стиля. - Л., 1987. - С. 66-94
Борисов Ю.С. Эти трудные 20–30-е гг. // Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди / Под ред. А.Т. Кинкулькина. М., 1989
Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002.
Васильева А.А. Газетно-публицистический стиль / А.А. Васильева. - М.: Рус. яз., 1988. – с. 13
Володина М.Н. Язык СМИ - особый язык социального воздействия: учеб. пособие для вузов. Ч. 2 / М.Н. Володина. - М.: Изд-во МГУ, 2003.-215 с
Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
Документы о социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в СССР (1925 – 1940 годы) // Советские архивы. 1972. №5. С.10.
Дроняева Т.С. Информационный подстиль / Т.С. Дроняева // Язык СМИ как объект междисцинлинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2003.-С. 48-61
История отечественной журналистики (1917-1945) / Сост. И.В.Кузнецов, Р.П.Овсепян, Р.А.Иванова, М., 1999.
История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. Том VIII. Борьба советского народа за построение фундамента социализма в СССР. 1921 - 1932 гг. - м.: Наука, 1967.
Кожина А.Н., Крылова О.А., Одинцев В.В. Функциональные типы русской речи. М, 2004.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. - М., 1999.- с. 7
О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округов (Постановление ЦК ВКП(б) от 11 авг. 1930 г.// КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М., 1987
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997.
Осепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-начало 90-х годов). Учебн. пособие. М., 1999.
Развитие функциональных стилей современного русского языка. М, 2005 г.
Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России - СПб.: Издательство "Лань", 2001.
Сметанина С.И.. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб, 2006.
Солганик Г.Я. Лексика газеты / Г.Я. Солганик. - М., 1981. – с. 56
Стриженко А.А. Роль языка в системе средств пропаганды / А.А. Стриженко. - Томск: Журналист, 1980.

Сметанина С.И.. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью.
Бахтин М.М. Современная газетная публицистика.
Васильева А.А. Газетно-публицистический стиль
Дроняева Т.С. Информационный подстиль
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований
Солганик Г.Я. Лексика газеты.
История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. Том VIII. Борьба советского народа за построение фундамента социализма в СССР. 1921 - 1932 гг
Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России












2


Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Современная газетная публицистика / М.М. Бахтин // Проблемы стиля. - Л., 1987. - С. 66-94
2. Борисов Ю.С. Эти трудные 20–30-е гг. // Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди / Под ред. А.Т. Кинкулькина. М., 1989
3. Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002.
4. Васильева А.А. Газетно-публицистический стиль / А.А. Васильева. - М.: Рус. яз., 1988. – с. 13
5. Володина М.Н. Язык СМИ - особый язык социального воздействия: учеб. пособие для вузов. Ч. 2 / М.Н. Володина. - М.: Изд-во МГУ, 2003.-215 с
6. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
7. Документы о социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в СССР (1925 – 1940 годы) // Советские архивы. 1972. №5. С.10.
8. Дроняева Т.С. Информационный подстиль / Т.С. Дроняева // Язык СМИ как объект междисцинлинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2003.-С. 48-61
9. История отечественной журналистики (1917-1945) / Сост. И.В.Кузнецов, Р.П.Овсепян, Р.А.Иванова, М., 1999.
10. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
11. История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. Том VIII. Борьба советского народа за построение фундамента социализма в СССР. 1921 - 1932 гг. - м.: Наука, 1967.
12. Кожина А.Н., Крылова О.А., Одинцев В.В. Функциональные типы русской речи. М, 2004.
13. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. - М., 1999.- с. 7
14. О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округов (Постановление ЦК ВКП(б) от 11 авг. 1930 г.// КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М., 1987
15. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997.
16. Осепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-начало 90-х годов). Учебн. пособие. М., 1999.
17. Развитие функциональных стилей современного русского языка. М, 2005 г.
18. Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России - СПб.: Издательство "Лань", 2001.
19. Сметанина С.И.. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб, 2006.
20. Солганик Г.Я. Лексика газеты / Г.Я. Солганик. - М., 1981. – с. 56
21. Стриженко А.А. Роль языка в системе средств пропаганды / А.А. Стриженко. - Томск: Журналист, 1980.

Образ Сталина в печати 1930-х годов

Введение

Образ в философии - результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Определение образа объекта или субъекта в сфере информации, созданный масс-МЕДИА, может быть, на мой взгляд, выразить следующим определением. Имидж-это совокупность параметров, характеризующих объект или субъект в сознании человека, с тем чтобы создать у человека определенное (положительное или отрицательное) отношение к этому объекту или субъекту с целью эксплуатации этих отношений политических, экономических и других целей. Любой объект или предмет, любой объект материального мира или результат воображения имеет свой собственный стиль. Специфическая особенность изображения в области информации состоит в том, что характеризующие его параметры не могут быть «отражение реального мира», и могут быть генерированы искусственно журналисты, которые работают на заказ. Таким образом, понятие образ объекта или субъекта в сфере информации отличается от понятия образа в целом. Технологии формирования имиджа через средства массовой информации, в области информации напрямую зависит от следующих компонентов:

психологические характеристики социальной среды - объект воздействия;

технологических возможностей средств массовой информации;

существование структур, которые контролируют деятельность СМИ;

бюджет на создание и поддержание имиджа.

Как известно, общество состоит из так называемых социальных групп. Социальная группа-это совокупность людей или структур, которые имеют общие цели. Деятельность социальной группы направлена на достижение определенных духовных целей, материальных благ. Время существования социальной группы определяется время существования цели. Как только цель исчезает, группа перестает существовать. Каждая социальная группа оказывает влияние на жизни других социальных групп, создает материальный или духовный продукт, чтобы сделать изменения в жизни общества. Это творческое (деятельная) роль и является объектом манипуляций со стороны информационных полей, создаваемых средствами массовой информации. То есть, деятельность средств массовой информации-не что иное, психологическую обработку социальных групп, в расчете вызвать определенное эмоциональное, а затем и творческий ответ в намеченном направлении.

Технологические особенности средств массовой информации определяются параметры технических средств вещания, таких как степень покрытия территории, пропускной способности канала передачи информации данных, качественные характеристики канала передачи изображений и слов, и так далее Существование структур, государственных или иных регулирующих или затрагивающих в любых средствах массовой информации, оказывает существенное, а в некоторых случаях решающее воздействие на создание и существование информационного поля. Например, монополия государства на средства массовой информации предполагает цензуру государственных служащих и, соответственно, отсутствие объективной критической информации в отношении власти. Размер бюджета, то есть объем средств, с целью создания информационного поля, является одним из главных компонентов, который определяет сам факт существования поля.