Разработка автоматизированной системы учёта оплаты проезда с использованием бортового оборудования электронного контроля ( для СПб ГУП
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 24.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» 7
1.1. Характеристика деятельности 7
1.2 Структура АП7 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» 10
1.3 Описание существующего процесса оплаты проезда 15
1.4 Проблемы существующего процесса сбора информации об оплате проезда 25
2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА 26
3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 50
3.1 Выбор необходимого аппаратного обеспечения 50
3.2 Концептуальная схема работы системы 53
3.3 Структура базы данных системы 56
3.4 Обработка информации об оплате проезда и формирование отчетных данных 58
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 65
4.1 Оценка стоимости проекта 65
4.2 Расчет показателей экономической эффективности 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
В зависимости от перечня решаемых задач в состав бортового программно-технического комплекса могут входить следующие функциональные системы под управлением бортового компьютера:Автоматизированная система оплаты проезда с применением Транспортных, Льготных и Социальных карт и формированием детализированной отчетности по каждой категории пассажиров, в том числе льготныхАвтоматическая система мониторинга пассажиропотока по каждой остановке и по всем транспортным средствам за любой период времениАвтоматический контроль оплаты проезда пассажирами с передачей данных об уровне оплаты проезда в систему голосового информирования для оперативного контроля водителю и в центральный диспетчерский центрНавигационная автоматизированная система диспетчерского управления на базе навигационного модуля GPS/ГЛОНАСС, с передачей данных в Центральный диспетчерский центр в режиме реального времени, контроль движения пассажирского транспорта, оперативное и диспетчерское управление движением, а также учет и оценка транспортной работыАвтоматическое голосовое информирование пассажиров на борту ТС об остановках и голосовое дублирование данных, формируемых программно-техническими средствами, а также получаемых по системе связи извнеАвтоматический контроль уровня топлива и технических параметров транспортных средствСистемы аудио- и видеонаблюдения, охраны и контроля доступаАвтоматизированная система контроля режимов труда и отдыха водителяРис. 2.5. Оборудование транспортного средстваПреимущества:Автоматизация пассажирского транспортного предприятия, предусмотренная технологией «Штрих -М: Транспорт» позволяет переложить функции, традиционно выполняемые человеком, на более эффективные и беспристрастные автоматизированные системы. Универсальный набор аппаратно-программных средств размещается как на подвижном составе, так и стационарно на автоматизированных рабочих местах транспортных предприятий, центрального диспетчерского центра, автовокзалах и других пассажирообразующих узлах, остановочных пунктах и т. д.Программно-техническая платформа технологии основана, главным образом, на продукции, серийно выпускаемой предприятиями компании «Штрих-М». Это позволяет обеспечить гибкость адаптации системы к специфике любого региона и транспортного предприятия с минимальными издержками.Технология «ШТРИХ-М: ТРАНСПОРТ» обладает свойствами модульности и масштабируемости, что обеспечивает возможность ее поэтапного внедрения, расширения ее функциональных возможностей, развития с уровня отдельно взятого предприятия на региональный уровень. Перспективы развития технологии не ограничиваются приложениями для пассажирского транспорта. Возможна интеграция транспортной платежной системы с прочими приложениями на основе банковской унифицированной электронной платежной карты, а так же универсальной электронной карты (УЭК), в том числе с системами управления парковочным пространством, автоматизированными заправочными станциями, системами автоматизации и безопасности учебных заведений, платежными системами по оплате услуг сотовой связи, Интернет, жилищно-коммунальных услуг и т.п. [5]Стандартизованные методы разработки программно-аппаратных решений обеспечивают способность к интеграции в свою среду новых подсистем, расширения функций уже имеющихся, а также допускают свою интеграцию в состав более крупных интеллектуальных информационных комплексов и транспортных систем, таких как региональная автоматизированная интеллектуальная система управления транспортными потоками.Компания «Штрих-М» уделяет значительное внимание вопросам внедрения, технической и информационной поддержки технологии. Программные и аппаратные решения, поставляемые «под ключ», адаптируются под конкретные задачи и специфику деятельности транспортного предприятия. Организуется обучение персонала, предоставляется техническая поддержка, оказывается помощь в оперативном обслуживании программно-аппаратного комплекса и кассового оборудования. Для пассажиров выпускаются информационные материалы, производится внешнее и внутреннее оформление транспортных средств, организуется их информационное обслуживание по всем вопросам, связанным с использованием электронных платежных средств. Совокупность данных мероприятий обеспечивает непрерывное и бесперебойное функционирование технологии, гарантирует ее высокую экономическую эффективность и планомерное развитие.Гибкая партнерская программа позволяет внедрять технологию «ШТРИХ-М: Транспорт» в различных регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.Преимуществом компании «Штрих -М» является полный контроль над всеми компонентами поставляемой технологии. А именно: собственная разработка, полный производственный цикл, широчайшая сеть обслуживания, собственные представительства в крупных городах. «Штрих-М» — компания, предлагающая надежный и эффективный продукт, соответствующий лучшим мировым аналогам по качеству и успешно конкурирующий с ними по стоимости.Экономическая обоснованность:Введение комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками позволяет повысить рентабельность транспортных предприятий. Среди источников окупаемости наиболее важными являются:Полная компенсация из бюджета средств, затраченных на перевозку пассажиров льготных категорий (на основании предъявленной детальной формализованной отчетности).Прирост суточной выручки за счет уменьшения количества безбилетников и контроля объема сданной выручки персоналом (на основе подсчета фактического количества перевезенных пассажиров).Экономия горюче-смазочных и расходных материалов, предотвращение их несанкционированного отбора.Эффективное планирование и контроль над соблюдением расписания и маршрутов движения (на основе данных систем навигации, связи и подсчета пассажиров).Повышение лояльности существующих и привлечение дополнительных пассажиров.Экономия кадровых ресурсов (в частности, оптимизация службы кондукторов).Оптимизация контрольно-ревизионной службы.Авансирование пассажирами оказываемых им транспортных услуг.3. Проектная часть3.1 Выбор необходимого аппаратного обеспеченияИсходя из анализа существующих решений для автоматизации проезда целесообразной является установка комплексного решения с ограничителями входа, а также установка дополнительных Wi-Fi систем для полного покрытия.ТурникетСтационарный электронно-механический трехштанговый турникет, регулирующий проход пассажиров в салон транспортного средства.Привод вращения штанг пассажиром - вручную.Управляется валидатором.Имеет световые индикаторы разрешения/запрещения прохода.При выключении питания горизонтальная штанга автоматически опускается, освобождая проход.Основные характеристики приведены в таблице 3.1.Таблица 3.1Характеристики турникетаХарактеристикаЗначениеэффективная ширина прохода550 мм габаритные размеры740 х 720 х 600 мм масса20 кгнапряжение питания12 В, постоянное (от бортовой сети)Потребляемая мощность70 ВтРис. 3.1. Турникет для общественного транспортаWi-Fi антеннаК путям устранения выявленных недостатков можно отнести следующее: для достижения полного покрытия территории беспроводной сетью потребуется установить как минимум две дополнительные антенны Wi-Fi. Для таких целей вполне подойдут антенны AX-2408R.Рис. 3.2. Wi-Fi антеннаУ выбранных антенн рабочий диапазон частот 2400 - 2480 МГц, усиление 8 dBi и самое главное защита от осадков, так как расположение антенн на открытой местности.3.2 Концептуальная схема работы системыНа рис. 3.3 приведена концептуальная схема работы системы.Рис. 3.3. Концептуальная схема работы системыКак видно из схемы все операции оплаты фиксируются в ЦОД, в котором установлена СУБД.Все движение денежных средств осуществляется через расчетный центр – один из банков.Все данные с транспортных средств передаются по радиоканалу.Все транзакции компонуются в папки по датам. На рис. 3.4 представлен интерфейс выбора папки с транзакциями оплаты проезда.Рис. 3.4. Интерфейс выбора папки с транзакциями оплаты проездаВыбрав папку мы увидим транзакции сгруппированные по ТС.Рис. 3.5. Транзакции сгруппированные по ТСДалее можно включить фильтр транзакции на конкретное число.Рис. 3.6. Транзакции сгруппированные по ТС на конкретную дату3.3 Структура базы данных системыСтруктура информационного фонда системы включает в себя следующие информационные объекты:Тарифы;Карты;Платежные операции;ТС.Рассмотрим реквизиты каждого объекта данных.Тарифы:Код тарифа;Тариф;Стоимость поездки.Карты:Номер карты;Дата выдачи;Баланс.Платежные операции:Номер транзакции;Дата транзакции;Время транзакции;Номер карты.ТС:Номер ТС;Номер маршрута;На рис. 3.7 представлена модель БД.Рис. 3.7. Модель БД3.4Обработка информации об оплате проезда и формирование отчетных данныхТранзакции оплаты проезда поступают в ЦОД в виде отдельных файлов для каждого ТС, файлы хранятся в папках. Имя папки совпадает с текущей датой.На рис. 4.1 представлена структура каталога хранения файлов с транзакциями.Рис. 4.1. Структура каталога хранения файлов с транзакциямиЗайдя в любую папку можно увидеть перечень файлов с транзакциями на указанную дату.Рис. 4.2. Перечень файлов с транзакциямиОткрыв любой файл мы увидим перечень платежных транзакций.Рис. 4.3. Файл с транзакциямиВ СПб ГУП «Пассажиравтотранс» функционирует плановая система, то есть для каждого ТС установлен план по сбору оплаты за день.АСОП позволяет формировать отчетность о выполнении плана ТС.В системе предусмотрен механизм фильтрации по разным разрезам данных:По дате;По маршруту;По номеру карты;По ТС.На рис. 4.4-4.8 приведены примеры формирования отчетности по платежным транзакциям.Рис. 4.4. Месячный отчет по ТСВ данном отчете ячейки разного цвета, данный цвет отображает степень выполнения плана на маршруте. Обозначение:Красный цвет – невыполнение плана;Желтый цвет – выполнение плана;Зеленый цвет – перевыполнение плана.Рис. 4.5. Отчет по маршрутам за сменуОтчет по транзакция по каждому маршруту на конкретную дату отображает количество ТС на маршруте, общее количество ТР за смену.Рис. 4.6. Отчет о транзакция по номеру БСКРис. 4.7. Отчет по номеру маршрута на указанную датуВ отчете для заданного номера маршрута указаны номера всех БСК осуществивших транзакции, также типы БСК, время и дата ТР.Рис. 4.8. Отчет по маршруту в интервале датОтчет по маршруту за интервал дат показывает количество ТС на маршруте на каждую дату интервала и количество транзакций за каждую дату.Рис. 4.9. Отчет общего числа транзакций за месяцПрименение плановой системы позволяет выстраивать систему мотивации для сотрудников. Контроль выполнения плана по транзакциям осуществляется специальным отделом.Отслеживание плана возможно как для отдельных ТС, так и для маршрута или парка в целом.Также система позволяет отслеживать тариф перевозки. В системе предусмотрены разные тарифы: льготные и обычные. Также работает система прогрессирующей скидки для держателей транспортной карты «Подорожник». Система позволяет по номеру транспортной карты отследить динамику изменения стоимости проезда по карте.5. Экономическое обоснование5.1 Оценка стоимости проектаДля определения экономической эффективности системы учета оплаты проезда в общественном транспорте:расходы на создание/модернизацию системы;изменение сборов оплаты за проезд.В настоящее время в автобусном парке 360 транспортных средств.Содержание и объемединовременных расходов, выделяемого на автоматизацию оплаты общественного транспорта в таблице 5.1.Таблица 5.1Содержание и объем единовременных затрат№ п/пНоменклатураСтоимость, единицы (руб.)Кол-во (ед. измерения)Стоимость, всего (руб.)1Поставка и установка специального программного обеспечения10000011000002Поставка и установка считывателей бесконтактных карт доступа от ЗАО «МФ Тариф»1000036036000003Поставка и установка турникета Praktika t-01 (http://www.budki.su/turn.php)7000036025200000Единовременные затраты на оснащение28900000Объем и содержание эксплуатационных затрат приведен в таблице 5.2.Таблица 5.2Содержание и объем эксплуатационных затратЭксплуатационные мероприятия№ п\пВыполняемые действияСреднечасовая зарплата специалиста (руб.)Трудоемкость операции (чел. час)Стоимость, всего (руб.)1Дежурство оператора ЦОД15015602340002Обслуживание технических средств20022044000Стоимость эксплуатационных мероприятий278000Затраты на расходные материалы№ п/пНоменклатура расходных материаловСтоимость, единицы (руб.)Кол-во (ед. измерения)Стоимость, всего (руб.)1Резервные считыватели20000102000002Резервные сервера1400001140000Стоимость расходных материалов340000Эксплуатационные затраты 6180005.2 Расчет показателей экономической эффективностиВ таблице 5.3 приведены сравнение показателей до и после внедрения информационной системы.Таблица 5.3Сравнение вариантовПоказателиДо внедренияПосле внедренияИзменениеСобираемость оплаты за год, тыс. руб.35620039870042500Штат кондукторов, чел.42040-380Фонд оплаты труда кондукторов в год, тыс. руб.1008009600-91200Эксплуатационные затраты на АСОП, тыс. руб.618Единовременные затраты на внедрение АСОП, тыс. руб.28900Прямой экономический эффект получается от увеличения собираемости оплаты труда и сокращения фонда оплаты труда кондукторов, так как внедрение АСОП позволит в значительной степени сократить штат сотрудников.Следовательно, годовая экономия составляет:Эгод = 42500 + 91200 = 133700 тыс. руб.Примем E = 20%.Тогда годовой экономический эффект составит:Э=Эгод-Е*К = 133700000 – 0,2*28900000 = 127920000 руб.Срок окупаемости:Ток = 28900000 / 133700000 = 0,22 годаРасчетная прибыльность:Ер = 133700000 / 28900000 = 4,62ЗаключениеЦелью бакалаврской работы является разработка ИС, использование которой приведет к повышению эффективности учёта оплаты проезда для СПб ГУП «Пассажиравтотранс» путем внедрения автоматизированной системы.В ходе выполнения ВКР была дана характеристика СПбГУП «Пассажиравтотранс».Описан существующий процесс оплаты проезда в СПбГУП «Пассажиравтотранс».В СПбГУП «Пассажиравтотранс» процесс оплаты частично автоматизирован, то есть во всех транспортных средствах установлены валидаторы, но при этом все автобусы работаю с кондукторами.Анализ процесса выявил следующие недостатки:не достаточное количество Wi-Fi антенн на предприятии для полного покрытия территории беспроводной сетью.устаревшее программное обеспечение для обработки и хранения информации.отсутствие турникетов и как следствие неоплата проезда частью пассажиров.Также дан анализ существующих решений для автоматизации оплаты проезда.Описаны коммерческие решения и их функциональность.Для повышения эффективности работы системы учёта оплаты проезда для СПб ГУП «Пассажиравтотранс» выбрана модель турникетов для транспортных средств, а также выбраны беспроводные антенны для обмена информацией с ЦОД.Описана концептуальная схема системы оплаты проезда.Вся информация о платежных операциях по беспроводному каналу поступает в ЦОД.Также осуществлено экономическое обоснование проекта. Рассчитана стоимость приобретаемого аппаратного обеспечения для оборудования всех транспортных средств.Рассчитаны показатели экономической эффективности проекта.Таким образом, цель ВКР можно считать достигнутой, а задачи решенными.библиографический СписокГлобальные системы автоматизации [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.glosav.ru/(дата обращения: 02.02.2014)ГЛОНАСС мониторинг транспорта [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ibs-a.ru/monitoring/articles/1846/(дата обращения: 09.03.2014)Системы управления подвижными объектами на основе технологии GPS Глонасс [Электронный ресурс] режим доступа: http://geokos.pulscen.ru/predl?rubric=132630(дата обращения: 12.04.2014)Автоматизированная система контроля оплаты проезда, [Электронный ресурс] режим доступа: http://mmorpgbb.ru/foegwoeg/%D0%9E%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5(дата обращения: 21.04.2014)Статья «Опыт внедрения автоматизированной системы оплаты и контроля проезда в общественном транспорте», [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.belcard.by/cgi-bin/view.pl?topicid=ca12ef93(дата обращения: 18.03.2014)Статья «Об автоматизированных системах оплаты проезда», [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.slideshare.net/umarshrut/ss-8235285(дата обращения: 22.03.2014)Статья «Опыт внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда в г.Курске», [Электронный ресурс] режим доступа:http://fot.com.ru/index.php/topic/24932%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F-%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D1%80/(дата обращения: 22.03.2014)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глобальные системы автоматизации [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.glosav.ru/ (дата обращения: 02.02.2014)
2. ГЛОНАСС мониторинг транспорта [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ibs-a.ru/monitoring/articles/1846/ (дата обращения: 09.03.2014)
3. Системы управления подвижными объектами на основе технологии GPS Глонасс [Электронный ресурс] режим доступа: http://geokos.pulscen.ru/predl?rubric=132630 (дата обращения: 12.04.2014)
4. Автоматизированная система контроля оплаты проезда, [Электронный ресурс] режим доступа: http://mmorpgbb.ru/foegwoeg/%D0%9E%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5 (дата обращения: 21.04.2014)
5. Статья «Опыт внедрения автоматизированной системы оп-латы и контроля проезда в общественном транспорте», [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.belcard.by/cgi-bin/view.pl?topicid=ca12ef93 (дата обращения: 18.03.2014)
6. Статья «Об автоматизированных системах оплаты проез-да», [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.slideshare.net/umarshrut/ss-8235285 (дата обра-щения: 22.03.2014)
7. Статья «Опыт внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда в г.Курске», [Электронный ре-сурс] режим досту-па:http://fot.com.ru/index.php/topic/24932%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F-%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D1%80/ (дата обращения: 22.03.2014)
Вопрос-ответ:
Какая информация собирается с помощью бортового оборудования электронного контроля?
Бортовое оборудование электронного контроля собирает информацию о проездах пассажиров, включая время и дату проезда, маршрут и стоимость проезда.
Какая компания разработала систему учета оплаты проезда для СПб ГУП Оглавление?
Разработка системы учета оплаты проезда с использованием бортового оборудования электронного контроля была осуществлена компанией [название компании].
Какая проблема существует в текущем процессе сбора информации об оплате проезда в СПб ГУП Оглавление?
Одной из проблем существующего процесса сбора информации об оплате проезда является недостаточная точность и достоверность собираемых данных, а также сложность и затратность процесса в целом.
Какая структура имеется у СПб ГУП Пассажиравтотранс?
Структура СПб ГУП Пассажиравтотранс включает различные подразделения, такие как департаменты, службы и управления, ответственные за организацию и обеспечение пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге.
Какие преимущества применения автоматизированной системы учета оплаты проезда?
Применение автоматизированной системы учета оплаты проезда позволяет увеличить точность и достоверность собираемой информации, сократить затраты на обслуживание и контроль пассажиров, а также повысить эффективность работы пассажирского транспорта в целом.
Что такое СПб ГУП Пассажиравтотранс?
СПб ГУП Пассажиравтотранс - это государственное унитарное предприятие, занимающееся организацией и обеспечением пассажирского автотранспорта в Санкт-Петербурге.
Каковы проблемы существующего процесса сбора информации об оплате проезда?
Проблемы существующего процесса сбора информации об оплате проезда включают неэффективность, высокую вероятность ошибок, сложность в учете и анализе данных, а также недостаточную автоматизацию.
Какая структура у СПб ГУП Пассажиравтотранс?
Структура СПб ГУП Пассажиравтотранс включает различные подразделения, такие как отделы перевозок, экономики и финансов, техническое обслуживание и другие.
Какие анализируются существующие системы контроля оплаты проезда?
При анализе существующих систем контроля оплаты проезда учитывается эффективность, точность, скорость обработки данных, надежность и другие параметры, влияющие на качество и результативность системы.