Нормативно-правовая база по регулированию инновационной экономики в России и за рубежом
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 08.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В странах ЕС инновационная экономика регулируется на двух основах – национальное законодательство и правила ВТО. В случае в национальных законодательством , например, Франции, существенное развитие получили законы, посвященные регулированию ОЭЗ и проблемных территорий. Во Франции существует большое разнообразие территорий, которые можно причислить к особым или свободным экономическим зонам. Они представлены всеми типами, однако наибольшее развитие во Франции получили зоны свободной торговли и научно-технические зоны (парки).Во Франции существует свободная зона «Лё Вердон – порт Бордо» (Zone franche du Verdon – Port de Bordeaux); во многих крупных портах и аэропортах работают свободные (таможенные) склады и магазины (magasins et entrepôts francs), в частности один из крупнейших таможенных складов Европы расположен в Гавре[1]; розничные магазины беспошлинной торговли в международных аэропортах, а также в двух заморских территориях Франции – в Сен-Бартелеми и Сен-Мартен.Во Франции такие особые экономические зоны, как «чувствительные городские зоны», «полюса конкурентоспособности», промышленные парки и технопарки, являются серьезным инструментом для подъема региональной экономики и выравнивания межрегиональных различий, способствуют организации новых предприятий, повышению занятости населения, росту уровня зарплаты, увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.Свободные городские зоны были образованы в рамках проводимой Правительством Франции политики развития городов (Politique de la ville). Закон о свободных городских зонах был принят 14 ноября 1996 г. и получил название «О воплощении в жизнь Пакта оживления экономики городов (Pacte de Relance pour la Ville)».Закон 1996 года определил два вида «чувствительных (требующих особого внимания, неблагополучных, проблемных) городских зон» (Zone urbaine sensible – ZUS): «свободная городская зона» (Zone franche urbaine – ZFU) и «зона увеличения городской эффективности» (Zone de redynamisation urbaine – ZRU).Оба вида городских зон пользуются налоговыми и социальными льготами, установленными, соответственно, главами I и II Закона о свободных городских зонах[3]. Всего во Франции 751 «чувствительная городская зона.Полюсы конкурентоспособности (pôles de compétitivité). Это программа была создана в 2004 году и имеет целью стимулирование инноваций и сотрудничества между предприятиями[4].Предоставление финансовой помощи лучшим инновационным проектам происходит чаще всего посредством Единого межминистерского фонда (Fond unique interministériel – FUI)[5]. Кроме FUI, государство привлекает другие учреждения для участия в финансировании R&D проектов, например, Национальное Исследовательское Агентство (Agence Nationale de la Recherche – ANR)[6], Депозитно-ссудную кассу (Caisse de dépôt et consignation – CDC)[7], или Государственное агентство поддержки малых и средних предприятий (OSEO)[8], деятельность которого направлена на предоставление поддержки инновациям, гарантирование банковского финансирования и инвестиций и, наконец, на партнерское финансирование.На развитие «полюсов конкурентоспособности» законами о бюджете Франции выделяются государственные дотации, предоставляются льготы в форме освобождения от налогообложения на прибыль (100% в течение первых трех лет и 50% в последующие два года), а также льготы при выплате отчислений во внебюджетные фонды (50% для предприятий малого и среднего бизнеса и 25% для всех остальных). Правовой основой функционирования свободных экономических зон являются статьи 166-181 du Code des douanes communautaire – Règlement (CEE) n° 2913/92: Кроме того, на сайте Таможенных органов содержится информация об таможенной и налоговой системе свободных экономических зон. Более того, в рамках ЕС Франция выступила в 2000 году инициатором группы инновационного развития. В результате OSEO была создана в2005 г. по инициативе Правительства Франции путем объединения функций структур, выполняющих общую задачу оказания помощи предприятиям малого и среднего бизнеса: Банка развития малого и среднего бизнеса (BDPME) и Французского Национального Инновационного Агентства ANVAR.Среди законов, регулирующих научно-технологическую и инновационную деятельность, особо важное значение имеют: 1. Закон об инновациях и научных исследованиях (Loi sur l’innovation et de la recherche) от 12 июля 1999 г. Основная задача этого закона – облегчение процесса передачи технологий из государственного научного сектора в промышленность и стимулирование создания инновационных предприятий, особенно государственными научно-исследовательскими учреждениями; 2. План по развитию инноваций (le Plan Innovation), принятый в апреле 2003 г., по сути представляющий обновление Закона от 12 июля 1999 г. 4 Одной из главных его задач было создание правовой базы, стимулирующей партнёрство между государственным сектором и промышленностью; 3. Закон об ориентации и программировании научных исследований и технологического развития Франции от 2006 г., который стал правовым оформлением Общенациональной программы действий в области научно-технологического развития (Pacte de la recherche), принятой в 2005 г. и нацеленной на коренные изменения научно-технологической и инновационной сферы страны; 4. Национальная стратегия в области научных исследований и инноваций (Stratégie Nationale de Recherche et de l’Innovation), которая начала разрабатываться на четырехлетний период с июля 2009 г. Проблема выбора стратегических направлений научно-технологического развития для Франции как страны средней величины с довольно ограниченными внутренними ресурсами (финансовыми и пр.) всегда была очень актуальной. Сегодня актуальность проблемы выбора диктуется также такими общими для всех стран факторами как: быстрый прогресс в науке и технологиях, глобализация, ужесточение международной конкуренции, ухудшение качества окружающей среды, возрастание неопределенности и различного рода рисков (истощение запасов энергетических и минеральных ресурсов, старение населения и др.). Важнейшим инструментом для определения инновационной стратегии во Франции является прогнозирование научно-технологического развития (la prospective) , которое рассматривается как важнейший элемент государственной политики и необходимый инструмент для определения научно-технических приоритетов и стратегии. Опыт США: Среди косвенных методов стимулирования инновационной активности можно выделить информационную поддержку инновационной деятельности. Ярким примером этого является Закон о японской технической литературе (1986 г. в США). В рамках этого закона в США была организована служба, которая занималась переводом научно-технических журналов и отчетов, издаваемых в Японии.В США не существует свободных (особых) экономических зон аналогичных тем, которые функционируют в России или некоторых других странах [5]. Это можно объяснить тем, что на всей территории США общая инфраструктура развита на достаточно высоком уровне, а также большим объемом инвестиционных вложений. В США существуют так называемые «зоны внешней торговли» («Foreign Trade Zones»), на территории которых также предусмотрены налоговые и финансовые льготы для ведения хозяйственной деятельности.Зоны внешней торговли (ЗВТ) – зоны, географически расположенные на территории США, но рассматриваемые законодательством как находящиеся за пределами таможенной территории страны. Источники дохода ЗВТ США – резиденты на территории зоны. Большинство из них заняты в нефтяной, автомобильной, фармацевтической промышленности и в производстве электроники. Около 64% поставок товаров в зоны приходится на США, а оставшаяся часть – на зарубежные страны. В 2004 г. около 18% произведенной в ЗВТ продукции ушло на экспорт, а остальная продукция – на внутренний рынок.Представляя собой американский вариант «свободных портов», ЗВТ территориально обособлены, замкнуты, находятся под охраной и снабжены средствами для причаливания, разгрузки, хранения, обработки, производства и экспонирования товаров, а также для их дальнейшей транспортировки по суше, воде или воздуху. Они функционируют под контролем специально созданного межведомственного Совета по ЗВТ.Кроме того, в Министерстве торговли США имеется подразделение, занимающееся вопросами таких зон. Различные аспекты создания и деятельности ЗВТ регулируются Законом о ЗВТ 1934 года (Foreign-Trade Zones Act of 1934), административными актами Совета, Министерства торговли и Таможенной службы США.В Китае разворот в сторону инновационного развития начался относительно недавно. В соответствии с принятой Государственным Советом КНР в 2006 г. Государственной программой среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006-2020 годы инновационный курс объявлен новой национальной стратегией. Предполагается, что к 2020 г. доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП КНР будет составлять более 2,5%, а вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие увеличится более чем в два раза, до уровня выше 60%. Зависимость от импортных технологий должна снизиться до 30%. Планируется, что Китай войдет в первую пятерку стран по числу выдаваемых патентов и научных публикаций и займет лидирующее положение в науке и технике в мире. Часть поставленных задач уже решена - по мнению зарубежных аналитиков, в 2011 г. по числу выданных патентов КНР обошел Японию и США и занял первое место в мире.III. Международное право в сфере регулирования инновационной деятельности В сфере международного права действуют многочисленные двусторонние соглашения. Приведем в пример основные из них, которые особенно важны для развития инновационной экономики и стратегии России.Соглашения Россия – КитайСоглашения Россия – СШАСоглашения Россия – ЕС.
Вопрос-ответ:
Как регулируется инновационная экономика в России?
В России инновационная экономика регулируется через нормативно-правовую базу, которая включает в себя законы, постановления и другие правовые акты. Например, в России существуют законы о научно-технической политике, о поддержке инноваций и о научной деятельности.
Как регулируется инновационная экономика в странах ЕС?
В странах ЕС инновационная экономика регулируется на двух основах: национальным законодательством и правилами ВТО. Национальное законодательство определяет правила и механизмы поддержки инноваций, а правила ВТО обеспечивают соблюдение международных стандартов и принципов в сфере международной торговли.
Какое значение имеет национальное законодательство при регулировании инновационной экономики в Франции?
Во Франции национальное законодательство имеет существенное значение при регулировании инновационной экономики. Например, в Франции существуют законы, посвященные регулированию особых экономических зон (ОЭЗ) и проблемных территорий. Они предназначены для развития инноваций, привлечения инвестиций и создания благоприятного инновационного экосистемы.
Какие особые экономические зоны существуют во Франции?
Во Франции существует большое разнообразие территорий, которые можно причислить к особым или свободным экономическим зонам. Это могут быть технопарки, научно-технические парки, индустриальные парки и другие территории, на которых созданы особые условия для развития инноваций и привлечения инвестиций.
Какие законы существуют в России, направленные на регулирование инноваций?
В России существует несколько законов, направленных на регулирование инноваций. Например, есть закон "О научно-технической политике", который определяет основные принципы научно-технической деятельности и механизмы ее поддержки. Также в России действуют законы "О поддержке инноваций" и "О научной деятельности", которые регулируют различные аспекты инновационной экономики.
Как регулируется инновационная экономика в России?
В России инновационная экономика регулируется на основе нормативно-правовой базы, включающей законы, указы и постановления правительства, а также другие нормативные акты, разработанные для регулирования инновационной деятельности и создания условий для развития инновационных проектов.
Как регулируется инновационная экономика в странах Европейского союза?
В странах ЕС инновационная экономика регулируется на двух основах: национальное законодательство и правила Всемирной торговой организации (ВТО). Национальное законодательство устанавливает правила и нормы внутри страны, а правила ВТО регулируют международную торговлю.
Какое значение имеют законы Особых экономических зон во Франции?
В Франции существенное развитие получили законы, посвященные регулированию особых экономических зон (ОЭЗ) и проблемных территорий. ОЭЗ являются особыми регионами, в которых предоставляются налоговые, таможенные и иные преимущества для привлечения инвестиций, развития инновационных проектов и создания новых рабочих мест.
Существует ли разнообразие территорий, причисляемых к особым экономическим зонам во Франции?
Да, во Франции существует большое разнообразие территорий, которые можно причислить к особым или свободным экономическим зонам. Эти территории представляют собой специальные регионы или районы, в которых действует особый режим экономической деятельности с целью стимулирования инвестиций, развития инноваций и создания новых рабочих мест.
Какие основные нормативные акты регулируют инновационную экономику в России?
В России инновационная экономика регулируется с помощью ряда основных нормативных актов, таких как: Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральный закон "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации. Эти акты устанавливают правила и условия организации и развития инноваций в стране.
В чем основные принципы регулирования инновационной экономики в Европейском союзе?
В Европейском союзе регулирование инновационной экономики осуществляется на основе двух фундаментальных основ: национального законодательства и правил Всемирной торговой организации (ВТО). Каждая страна-член ЕС имеет свое собственное национальное законодательство, которое регулирует инновационную деятельность на своей территории. Важно отметить, что в рамках Европейского союза также существует гармонизированное законодательство, которое распространяется на все страны-члены и устанавливает общие правила и стандарты для инновационной экономики.
Какое регулирование инновационной экономики существует во Франции?
В национальном законодательстве Франции существуют законы, посвященные регулированию особых экономических зон (ОЭЗ) и проблемных территорий. Франция имеет большое разнообразие территорий, которые можно отнести к ОЭЗ. Они представляют собой особые или свободные экономические зоны, где действуют упрощенные правила и условия для инновационной деятельности. Это способствует развитию инноваций и привлечению инвестиций в эти территории.