Концепция излишка потребителя и излишка производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Проблема "чистых" потерь от монополизации по работе Хикса "Реобилитация потребительского рынка"
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 15.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Конкуренция и ее основные виды
1.2 Исследование конкуренции в экономической науке
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Несовершенная конкуренция и ее основные характеристики
2.2 Сравнение рынка совершенной и несовершенной конкуренции
2.3 Поведение потребителей и производителей в условиях совершенной или несовершенной конкуренции
2.4 Потребительский излишек и излишек производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.5 Проблемы «чистых» потерь от монополизации по работе Хикса «Реабилитация потребительского рынка»
3 ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»
3.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Газпром»
3.2 Организационная структура и финансовые показатели газовой компании ОАО «Газпром»
3.3 Конкуренция в газовой отрасли России в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
«Газпром» стал шестой по величине энергокомпанией в мире, обогнав в рейтинге, составляемом американским аналитическим агентством Platt's, такие компании как ВР и ShevronTexaco Corp.
Согласно рейтингу, составляемому ежегодно на основании анализа размера активов, выручки, дохода компании и оборота капитала за год, предыдущий году публикации рейтинга.
Крупнейшей энергетической компанией в мире является американская Exxon Mobil Corp., активы которой превышают $143 млрд., а выручка $187,5 млрд., за ней следует голландская Royal Dutch/Shell, третье место занимает французская TotalFinaElf, четвертое- итальянская ENI, пятое - французская ElfAquitaine, седьмое - бразильская Petrobras, восьмое - британская ВР, девятое американская ShevronTexaco, и десятое - китайская Petrochiпа.
Таблица 1.
Расчет коэффициента цена-прибыль для ОАО «Газпром» (7, С.3)
Дата Прибыль на акцию, руб. Цена акции Коэффициент ц/п 1.01.2004 1,8772 8,07 4,30 1.01.2005 3,0383 16,13 5,31 1.01.2006 2,2604 23,64 10,46 1.01.2007 6,0246 3979 6,61 1.01.2008 6,8008 75,41 11,09 1.01.2009 7,4767 194,3 25,99
Коэффициент цена/прибыль - отношение текущей цены акции к прибыли на акцию за год. Коэффициент показывает, за сколько лет окупится покупка акции по текущей цене. Итак, в 2009 году коэффициент цена-прибыль составил 25,99.
Таблица 2.
Доля ожиданий роста капитализации ОАО «Газпром» (7, С.4)
Дата Коэффициент ц/п Коэффициент ц/п без роста Коэффициент ц/п рост Доля Коэффициента ц/п роста, % 1.01.2004 4,30 2,61 1,69 0,3926 1.01.2005 5,31 3,09 2,22 0,4177 1.01.2006 10,46 3,89 6,57 0,6283 1.01.2007 6,61 5,08 1,52 0,2302 1.01.2008 11,09 5,54 5,55 0,5008 1.01.2009 25,99 6,41 19,58 0,7534 Среднее значение 0,4872 Коэффициент вариации значений, % 37,9
В Приложении представлены данные о полученных доходах ОАО «Газпром» за 2008-2009 гг.
Итак, в соответствии с Приложением А можно сделать вывод, что сумма чистой прибыли за 2008 год составила 360 449 550 тыс. руб., что больше показателя 2008 года (343 680 067 тыс. руб.).
Финансовые итоги ОАО «Газпром» за 2009 год представлены на Рисунке 6.
Рис.6. Финансовые итоги ОАО «Газпром» за 2008 год (16)
В завершении можно отметить, что «Газпром» динамичная компания, постоянно расширяющая масштабы бизнеса, поэтому в рамках изучения данной темы опыт в работе с персоналом на примере данной компании немаловажен.
Однако, следует отметить, что в соответствии с сложившимися условиями мирового финансово-эконоического кризиса ситуация несколько изменилась.
3.3 Конкуренция в газовой отрасли России в современных условиях
Как уже было выяснено, необходимо регулирование монополий со стороны государства.
Так, на данный момент внутренние цены на газ в России регулируются государством. С увеличением доли Газпрома во владении иностранцев возрастает вероятность повышения внутренних цен на газ (хотя бы для промышленных потребителей). Отечественной промышленности придется экономнее расходовать газ, переключаться на альтернативные виды топлива. В среднесрочном периоде переход на иные источники энергии вызовет рост издержек предприятий, повышение цен на продукцию и как следствие увеличение инфляции. Упрощение регулирования внутренних цен в планах развития Газпрома фигурирует как либерализация рынка газа.
Для России вопрос развития газовой отрасли является определяющим: от того, насколько грамотно и структурировано будет сформировано дальнейшее управление и контроль за деятельностью компаний нефтегазового комплекса, будет зависеть благосостояние всей страны.
Что касается конкретно ОАО «Газпром», можно отметить, что в рамках предприятия продолжается работа разведке, добыче, магистрального транспорта и частично распределения природного газа) (6).
Так, программы реструктуризации ОАО «Газпром» как раз и преследовали цель повышения эффективности работы компании в целом и деятельности, адаптированной к условиям современной рыночной экономики.
Что касается конкуренции на рынке газа, отметим, что ближайшим реальным конкурентом для России на европейском рынке газа, согласно (13), может стать Иран. На долю России и Ирана вместе приходится 52% мировых ресурсов газа. Существует поддерживаемый Советом Европы проект соединения газотранспортных сетей Турции и Ирана, который позволит осуществлять поставки иранского «голубого топлива» в европейские страны. По прогнозу IEA, доля импорта газа странами, входящими в СЕ, поднимется от сегодняшних 44% до 81% к 2030 г. Доля импорта нефти странами ЕС к этому времени возрастет с 73% в 2000 г. до 93% к 2030 г., причем большая доля добычи нефти и газа придется на членов ОПЕК – страны Ближнего Востока, а также Россию.
Выше отмечалось, что Россия является самым крупным производителем и поставщиком газа в мире – ее потенциал определяется только подтвержденными запасами газа 46 трлн. куб. м. Безусловным конкурентным преимуществом России является то, что она располагает уникальной технологической инфраструктурой, системой магистральных газопроводов высокого давления, централизованной системой диспетчерского управления, газораспределительными системами. Однако в российской газовой отрасли постепенно сформировались проблемы, количество и качество которых может привести к системным нарушениям функционирования отрасли и относительной потере конкурентоспособности (3).
Первая проблема связана с тем, что наиболее дешевые газовые месторождения уже истощены, и функции основных газодобывающих районов переходят к новым газовым месторождениям с более высокими издержками добычи. Происходит необратимое исчерпание активной ресурсной базы и перенос географии добычи на полуостров Ямал. Реализация проектов освоения Ямала потребует огромных инвестиций, непомерных не только силам «Газпрома», но и в масштабе всей страны.
Вторая проблема – современное техническое состояние газотранспортной и газораспределительных систем, степень износа которых высока. Необходимо расширение сетей газоснабжения и их модернизация, строительство новых газопроводов, требуется наращивание мощности подземных хранилищ газа, представляющих собой системный резерв балансировки газового рынка.
Третья проблема – нерациональная структура потребления газа на внутреннем рынке. 40% природного газа потребляют электроэнергетические предприятия, что создает серьезный перекос в обеих отраслях, при этом газоемкость технологических процессов производства в России значительно выше зарубежных аналогов, а для всех групп потребителей, включая коммунальный сектор, характерна расточительная модель использования газа.
Следующая проблема – принципиально нерыночная модель газовой отрасли, основанная на регулируемых ценах на газ, чрезмерном административном вмешательстве в деятельность отрасли, значительном количестве специфических административных барьеров для всех субъектов газового рынка с широким применением ведомственного нормотворчества. Высокая степень монополизации сферы добычи газа со стороны ОАО «Газпром», в значительной степени обусловленная концентрацией запасов газа в отдельных крупных месторождениях и структурой выданных лицензий на их разработку, во многом предопределяет характер функционирования и развития рынка газа в Российской Федерации и его монопольную структуру.
Все эти факторы сдерживают развитие конкуренции, как на региональных рынках, так и на общероссийском рынке, тормозят прогрессивное развитие газовой отрасли. Назрела необходимость реформирования газовой отрасли, которое должно идти в рамках Энергетической стратегии России до 2020 года (15). В соответствии с одобренной государством концепцией, должны быть приняты новые нормативно-правовые акты и внесены поправки в действующую нормативно-правовую базу функционирования газового рынка.
Основной сутью концепции должны стать следующие направления:
повышение эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности отрасли в условиях рыночной экономики;
постепенная либерализация газового рынка для обеспечения интересов государства, газовых компаний и потребителей газа;
обеспечение устойчивого и надежного газоснабжения потребителей, реконструкция и модернизация газотранспортной системы;
стимулирование снижения энергоемкости промышленной продукции и оптимизация топливно-энергетического баланса страны.
Россия – страна не только с большими запасами энергоносителей, но и с проблемами, во многом вытекающими из избытка этих энергетических ресурсов, непосредственно затрагивает интересы Европы. В перспективе, к 2020 г. быстро растущие потребности европейской экономики в газе не могут быть удовлетворены без российских поставок. Уже сейчас Россия обеспечивает 26% суммарного потребления и 66% внешнего импорта газа Европы. Более 2/3 добычи газа в России идет на удовлетворение собственных нужд, которые растут среднем на 3% в год. К 2010 г., даже с учетом перехода на энергосберегающие технологии и обратного замещения газа углем в электроэнергетике, оно может превзойти отметку в 450 млрд. куб. м (14).
Помимо перечисленных выше внутренних проблем газовой отрасли России, существует еще и внешняя: либерализация западноевропейских энергетических рынков. Либерализация газового рынка на территории Европейского Союза, по сути, является инструментом для получения более дешевого газа конечными потребителями в Европе. В России к либерализации относятся осторожно, поскольку она имеет свои положительные и отрицательные стороны. Основные опасения связаны с тем, что либерализация европейского рынка газа предполагает переход от долгосрочных к краткосрочным и спотовым контрактам. Крупные производители газа связаны с большими инвестициями и нескорой их отдачей, поэтому основа их стабильности – именно долгосрочные контракты.
Возможно, в результате демонополизации Россия может потерять своих основных партнеров – Gaz de France, ENI, Fortum, BG, а вместе с ними и долгосрочные контракты. Если система долгосрочных контрактов рухнет, то последствия для России будут весьма неблагоприятны. Между тем на рынке существует спотовый сектор энергоресурсов. Здесь работают небольшие компании – продавцы и покупатели. Если этот сектор займет не весь рынок, а лишь 20-30%, то сыграет положительную роль. С одной стороны, он может стать индикатором цен, а с другой – появится возможность у российских небольших компаний поставлять сюда продукцию.
Отметим, что «Газпром» еще долго будет оставаться единственным экспортером природного газа в Центральную Европу.
Что касается конкуренции внутри отрасли России, отметим следующее (Таблица 3).
Таблица 3.
Конкуренции внутри газовой отрасли России
2010 год Газпром Роснефть НК Лукойл НК Сургутнефтегаз Капитализация, млн. $ 125853,06 72497,75 48796,41 35228,91 Выручка, млн. $ 99305,55 57807 95977 7618,4 Чистая прибыль, млн. $ 32390,6 7749 7784 1020,08 Период 1 кв. 2010 года 2 кв. 2010 года 2 кв. 2010 года 2 кв. 2010 года
В данной работе, таким образом, рассмотрели особенности рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе необходимо было изучить особенности концепции излишка потребителя и излишка производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, а также проблемы «чистых» потерь от монополизации по работе Хикса «Реабилитация потребительского рынка».
С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но неизменно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ (назовем их конкурентными преимуществами) над другими.
Так, было выяснено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как выяснили, в процессе написания работы, различают следующие виды конкуренции:
чистая,
идеальная,
совершенная конкуренция;
монополистическая конкуренция;
олигополистическая конкуренция;
потенциальная конкуренция;
недобросовестная конкуренция;
несовершенная конкуренция;
ценовая конкуренция;
неценовая конкуренция.
Было выяснено, что совершенная конкуренция – это понятие «свободного рынка» идеального типа, на котором существует множество покупателей и множество продавцов, товарные единицы однородны, закупки любого покупателя заметно не влияют на рыночную цену.
В условиях современной экономики России достижение совершенной конкуренции фактически невозможно.
Также выяснили, что на графике рыночного равновесия можно определить графически и математически не только величину излишка потребителя или производителя, но и величину затрат производителя.
Равновесная цена, установившаяся на рынке является справедливой с точки зрения экономических выгод обеих сторон (и производителей, и потребителей). Любое внешнее вмешательство (государственное), искусственно (то есть не экономически) регулирующее величину рыночных цен, может уменьшить эти взаимные выгоды, а также вызвать на рынке переизбыток или дефицит продукции.
Теория предельной полезности позволяет понять, как возникает дополнительная выгода, получаемая потребителем при покупке товаров, или потребительский излишек.
Потребительский излишек представляет собой разницу между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке.
Каждая единица товара, покупаемая потребителем, стоит ему столько же, сколько и последняя единица. Но, согласно закону убывающей предельной полезности, первые единицы товара потребитель ценит больше, чем последние. Поэтому на первых количествах он получает дополнительную выгоду. Когда эта дополнительная выгода становится равной нулю, потребитель перестает покупать товар. Потребительский излишек может быть подсчитан с помощью кривой спроса, например, кривой спроса на продовольствие.
В качестве практического примера изучили основы деятельности ОАО «Газпром» как предприятия, осуществляющего деятельность на рынке несовершенной конкуренции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008)) // СПС «Гарант»
Книги, учебники и материалы журналов, газет:
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков – Учебник.- М.: Магистр, 2005.- 320 с.
Аллазова Р.С. Специфические особенности конкурентной борьбы на европейском рынке газа // Транспортное дело России.- 2009.- №1
Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.-2010. – 10 января.- №1 (3332)
Гриб Н., Бутрин Д. Государство не может взять под контроль «Газпром» // Коммерсант.-2009. 1 авнуста.- №139(3470)
Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.-2009.- № 19
Курс экономики: учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА - М, 2004. – 716 с.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М. Проспект-М, 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с.
Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Подлевских Н. Согласно отчету Газпром за 9 месяцев 2009 года выручка компании выросла на 55%, а прибыль на 65,4% // Церих.- 2010.- 3 января
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
Интернет- источники:
Иран – важный поставщик газа в Европу // Электронный ресурс. Режим доступа http://stra.teg.ru/lenta/energy/567 (дата обращения 12.04.2011 г.)
Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gazprom.ru/ articles/article2378.shtml. (дата обращения 12.04.2011 г.)
Энергетическая стратегия России до 2020 г. // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gazo.ru/dokumenty/es/index.khtml. (дата обращения 12.04.2011 г.)
Официальный сайт компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru (дата обращения 12.04.2011 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Прибыль ОАО «Газпром» за 2009 год, тыс. руб. (11)
\В млн. руб. (если не указано иное) 2009 год 2008 год Рост Выручка от продаж (за вычетом акциза, налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенных платежей) 2 572 945 1 660 069 55,0% Операционные расходы -1 550 246 -1 163 243 33,3% Прибыль от продаж 1 022 699 496 826 105,8% Убыток от изменения справедливой стоимости опциона на покупку -41 973 – Изменение порядка отражения НПФ «Газфонд» – 44 692 Доходы от финансирования 114 692 115 001 -0,3% Расходы по финансированию -141 236 -87 021 62,3% Доля чистой прибыли ассоциированных и совместно контролируемых компаний 41 215 22 489 83,3% Прибыль от выбытия финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи 20 889 19 586 6,7% Прибыль до налогообложения 1 016 286 611 573 66,2% Текущий налог на прибыль -259 348 -150 366 72,5% Отложенный налог на прибыль -5 262 -6 717 -21,7% Налог на прибыль -264 610 -157 083 68,5% Прибыль за период 751 676 454 490 65,4% Прибыль за период, относящаяся к: акционерам ОАО «Газпром» 705 410 426 268 65,5% доле меньшинства 46266 28222 63,9% 751 676 454 490 65,4%
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория.- М.: Теис, 2002.- 591 с., с.376
3
Нормативные документы:
1.Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008)) // СПС «Гарант»
Книги, учебники и материалы журналов, газет:
2.Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков – Учебник.- М.: Магистр, 2005.- 320 с.
3.Аллазова Р.С. Специфические особенности конкурентной борьбы на европейском рынке газа // Транспортное дело России.- 2009.- №1
4.Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.-2010. – 10 января.- №1 (3332)
5.Гриб Н., Бутрин Д. Государство не может взять под контроль «Газпром» // Коммерсант.-2009. 1 авнуста.- №139(3470)
6.Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
7.Индикаторы капитализации компании ОАО «Газпром» // РЦБ.-2009.- № 19
8.Курс экономики: учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА - М, 2004. – 716 с.
9.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М. Проспект-М, 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с.
10.Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
11.Подлевских Н. Согласно отчету Газпром за 9 месяцев 2009 года выручка компании выросла на 55%, а прибыль на 65,4% // Церих.- 2010.- 3 января
12.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
Интернет- источники:
13.Иран – важный поставщик газа в Европу // Электронный ресурс. Режим доступа http://stra.teg.ru/lenta/energy/567 (дата обращения 12.04.2011 г.)
14.Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gazprom.ru/ articles/article2378.shtml. (дата обращения 12.04.2011 г.)
15.Энергетическая стратегия России до 2020 г. // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gazo.ru/dokumenty/es/index.khtml. (дата обращения 12.04.2011 г.)
16.Официальный сайт компании ОАО «Газпром»»: www.gazprom.ru (дата обращения 12.04.2011 г.)
Вопрос-ответ:
Что такое концепция излишка потребителя и излишка производителя?
Концепция излишка потребителя и излишка производителя связана с анализом рынка и позволяет оценить полезность, получаемую потребителями, и издержки, несенные производителями. Излишек потребителя представляет собой разницу между максимальной ценой, которую покупатель готов заплатить за товар, и рыночной ценой. Излишек производителя - это разница между минимальной ценой, по которой производитель готов продать товар, и ценой, установленной на рынке.
В чем разница между излишком потребителя и излишком производителя в условиях совершенной конкуренции?
В условиях совершенной конкуренции излишок потребителя возникает, когда количество предлагаемого товара меньше, чем его потребление. Это означает, что потребитель готов заплатить больше, чем рыночная цена. Излишок производителя в таких условиях отсутствует, так как производитель не может найти покупателя, который готов заплатить больше, чем установленная на рынке цена.
Как ведет себя излишек потребителя и излишек производителя в условиях несовершенной конкуренции?
В условиях несовершенной конкуренции излишок потребителя и излишек производителя могут существовать одновременно. Излишек потребителя возникает, когда рыночная цена ниже той, которую потребитель готов заплатить. Излишек производителя возникает, когда рыночная цена выше той, по которой производитель готов продать товар. Это свидетельствует о неравновесии между предложением и спросом.
Какие проблемы связаны с чистыми потерями от монополизации?
Чистые потери от монополизации возникают из-за недостаточной конкуренции на рынке. Монополист имеет возможность установить более высокую цену за свой товар, чем это было бы при совершенной конкуренции. В результате, потребители вынуждены платить больше и получают меньшую полезность от потребления. Это приводит к чистым потерям, которые состоят из излишка потребителя и излишка производителя, которые были бы в условиях совершенной конкуренции.
Какие основные виды конкуренции существуют?
Основные виды конкуренции включают совершенную конкуренцию и несовершенную конкуренцию.
Чем отличается конкуренция в экономической науке?
Конкуренция в экономической науке исследуется в рамках различных моделей и теорий, включая модель совершенной конкуренции и модели несовершенной конкуренции, такие как монополистическая конкуренция и олигополия.
В чем заключается сущность несовершенной конкуренции?
Несовершенная конкуренция характеризуется наличием рыночной силы у фирмы или группы фирм для влияния на цены и количество продукта на рынке. Это отличается от ситуации совершенной конкуренции, где каждая фирма является ценовым получателем и не имеет влияния на рыночные условия.
Каковы основные характеристики несовершенной конкуренции?
Основные характеристики несовершенной конкуренции включают наличие небольшого числа фирм на рынке, дифференциацию товаров, наличие рыночной власти у фирмы или группы фирм, а также возможность создания барьеров для входа других фирм на рынок.
Чем отличается совершенный рынок от несовершенного?
На совершенном рынке существует множество мелких фирм, предлагающих одинаковые товары по одной цене, причем каждая фирма не имеет возможности влиять на рыночные условия. В несовершенной конкуренции наличие рыночной власти у фирмы позволяет ей влиять на цены и количество товара на рынке.
Что такое концепция излишка потребителя и излишка производителя?
Концепция излишка потребителя и излишка производителя связана с анализом рынка и позволяет определить разницу между ценой, которую потребители готовы заплатить за товар, и ценой, по которой производители готовы продать товар. Излишек потребителя возникает, когда потребители готовы заплатить больше, чем цена, по которой товар продается. Излишек производителя возникает, когда производители готовы продать товар по цене, меньшей, чем потребители готовы заплатить.