Таможенные органы в системе обеспечения экономической безопасности РФ
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 07.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1.Экономическая безопасность государства и механизм государственного регулирования экономики 6
1.2.Цели, задачи и функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства 13
1.3.Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы 17
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 25
2.1 Основные экономические задачи и функции таможенных органов 25
2.2 Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны 30
2.3 Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач 49
ГЛАВА 3 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ 68
3.1 Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 68
3.2 Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов: основные направления и важные вопросы 72
3.3 Взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 86
Технологии таможенного сотрудничества должны постоянно совершенствоваться, развиваться. Среди основных направлений развития таможенного сотрудничества можно выделить следующие:Совершенствование таможенного законодательства Таможенного союза. В краткосрочной перспективеработа по совершенствованию таможенного законодательства Таможенного союза будетнаправлена на подписаниеПротокола о внесении изменений и дополненийв Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также на подписание международных договоров государств — членов Таможенного союза по вопросам таможенного регулирования, разработанных и прошедших внутригосударственное согласование в 2012 году.В целях единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза планируется проведениемониторинга исполнения международных договоров государств — членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе. 1.Также планируется организация внесения изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза в целях проведения кодификации всех международных договоров государств — членовТС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, результатов мониторинга их применения, изучения международного опыта, а также ставя целью сокращение отсылочных норм, позволяющих регулировать отдельные таможенные правоотношения на уровне национального законодательства государств — членов Таможенного союза. 2. Совершенствование таможенного администрирования путем утверждения и практической реализации Основных направлений совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе до 2015 года. Переход на полностью электронное декларирование позволит в полной мере перенести основной этап таможенного контроля с текущего (до выпуска товаров) на последующий (путем проведения таможенной проверки). 3.Работапо систематизации и кодификацииТаможенного законодательства Таможенного союза. В настоящее время в систему таможенного законодательства ТС входят кодифицированный договор (Таможенный кодекс ТС) и 32 международных договора государств — членовТС, регулирующих таможенные правоотношенияв ТС.Основное развитие будет идти по пути отмены международных договоров не соответствующих нормам Таможенного союза. Другое направление развития в данной области – включение наднациональных норм регулирующих ответственность за таможенные правонарушения. 4. Совершенствование таможенной инфраструктуры и таможенных информационных технологий. Главное направление развития в данной области можно считать совершенствование применяемых информационных технологий. 5. Развитие международного сотрудничествав сфере таможенного регулирования. Вместе с тем совершенствуется и нормативная база применения технологии удалённого выпуска товаров. С технической точки зрения, удаленный выпуск реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров. С целью развития технологии удалённого выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 13 специализированных таможенных постов – центров электронного декларирования. Они используют в своей деятельности преимущества технологии удалённого выпуска товаров. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде. Для обеспечения успешного применения тарифных квот, учитывая сложный характер этого механизма, необходимо дополнить существующее законодательство специальным положением (методикой), которое бы детально прописывало процесс управления тарифными квотами (процедуру тарифного квотирования, принципы определения основных параметров квоты и их связь с конъюнктурой рынка и программами внутренней поддержки).Накопленный странами ВТО опыт показал, что режим тарифной квоты позволяет предоставлять преференции. Таким образом, даже после отмены преференциального статуса рассматриваемого инструмента, Россия может сохранить преференциальные тарифные квоты на сахарном рынке или ввести такие квоты на других рынках (при наличии экономической или политической необходимости).Эффективным методом решения проблемных сторон применения критериев достаточной переработки, является их обновление, актуализация в зависимости от изменяющихся технологических процессов. Причем такой вариант не запрещен правилами торговли ВТО, некоторые страны применяют такой механизм достаточно давно, например, США, Европейский союз. Однако такой вариант стоит применять для отдельных специфичных групп или стран, либо групп и стран.С целью обеспечения электронного декларирования преференциальных товаров и упрощения процедуры получения импортерами тарифных преференций ФТС России также выступило с предложением о создании с теми странами, которые образуют с РФ зону свободной торговли и основными странами-бенефициарами, так называемой электронной системы сертификации происхождения товаров. Доступ к такой системе, как предполагается, будут иметь российские таможенные органы. В случае создания системы импортеры будут иметь возможность заявлять в электронной таможенной декларации право на получение тарифной преференции без необходимости представления в таможенный орган бумажного оригинала сертификата о происхождении товара.Самым надежным способом исключения проблем, связанных с классификацией товаров при их таможенном оформлении, является получение официального заключения таможенных органов по коду товара в рамках процедуры принятия предварительных классификационных решений, предусмотренной Главой 6 Таможенного кодекса Таможенного союза. Аналогичная процедура широко распространена и в зарубежной практике.Предварительные классификационные решения обязательны для исполнения всеми таможенными органами. Кроме того, Таможенным кодексом Таможенного союза, предусмотрен большой срок действия предварительного классификационного решения – 3 года со дня его принятия, что, конечно, помогает участнику внешнеэкономической деятельности в течение длительного времени уверенно прогнозировать особенности таможенного оформления товара, связанные с классификацией товаров. Подготовка запроса в таможенные органы на получение такого предварительного решения требует особого внимания, так как эти решения принимаются на основе только той информации, которую представляет заинтересованное лицо. В случае недостаточности информации или ее несоответствия характеристикам товара процесс принятия решения может существенно затянуться, а то и вовсе может быть принято решение, не соответствующее реальному товару. Обеспечить полноту и адекватность этой информации возможно только с учетом оценки возможных вариантов классификации данного товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, что все равно предполагает умение применять правила классификации, так как определить необходимость в тех или иных сведениях о товаре можно только с учетом знания классификационных признаков отнесения товара к той или иной позиции ТН ВЭД ТС. В ряде случаев важно располагать и информацией о ранее принятых таможенными органами решениях по аналогичным товарам, если эти классификационные признаки не совсем однозначны.При недостаточности представленной информации таможенные органы вынуждены дополнительно запрашивать эту недостающую информацию, что неизбежно приводит к затягиванию процесса выдачи решения. Нельзя исключить и ситуацию, когда на основе недостаточной информации таможенными органами может быть принято ошибочное решение, не соответствующее тому реальному товару. Понятно, что при представлении этого товара к таможенному оформлению могут возникнуть недоразумения.В соответствии со ст. 56 Таможенного кодекса Таможенного союза лицо, которому выдано предварительное решение, должно быть извещено об отзыве предварительного решения, но одновременно не предусмотрена «автоматическая» выдача ему нового предварительного классификационного решения взамен отозванного. В данной ситуации заявитель может обратиться в таможенные органы за получением нового предварительного классификационного решения.Порядок изменения классификационного решения в отношении оборудования, поставляемого отдельными партиями, к сожалению, не определен в достаточной степени. В этой связи возможны ситуации, когда при ввозе очередной партии компонентов оборудования оказывается невозможным ее продекларировать с указанием кода ТН ВЭД ТС, указанного в полученном ранее классификационном решении, так как на данный момент такого кода уже не существует. Уменьшить вероятность возникновения подобной ситуации заинтересованное лицо может, лишь постоянно следя за текущими изменениями в ТН ВЭД Таможенного союза и в случае необходимости своевременно (изменения в ТН ВЭД ТС вносятся решением Евразийской экономической комиссии, которое вступает в силу не ранее, чем через месяц после его официального опубликования) направляя в ФТС России обращение с просьбой внести необходимые изменения в классификационное решение.Таким образом, развитие системы контроля применения тарифных мер должно основываться на целостном развитии таможенных органов, системы электронного предоставления сведений, а также порядка проведения идентификации товаров и их классификации.Глава 3 Правоохранительные функции таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны3.1 Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФПравоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур. Одно из центральных мест в государственной деятельности занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные и правоохранительные органы, в том числе и на таможенные. Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.Таким образом, здесь конкретно указаны главные ценности, которые должны охраняться Федеральной таможенной службой: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации, единства ее таможенной территории, экономических интересов, соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы России. Аналогичным образом дело обстоит с основными задачами всех других таможенных органов.ТКТС устанавливает, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, о незаконном экспорте технологий, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных таможенных преступлений. На таможенные органы возлагается обязанность по принятию необходимых предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.В качестве правоохранительных органов таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства.Также как и другие правоохранительные органы, таможенные органы России выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические наказания, установленные соответствующими законами. Наиболее типичные меры принуждения, применяемые таможенными органами – таможенный контроль и проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через границу Российской Федерации; проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности; другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами российского законодательства в области таможенного дела. С точки зрения правоохранительной деятельности важной сферой деятельности таможенных органов является деятельность в качестве органов дознания.Так, производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, регламентировано ст. 157 УПК РФ и заключается в том, что орган дознания уполномочен возбуждать уголовное дело и в течение 10 суток осуществлять процессуальные полномочия органа предварительного расследования, предусмотренные УПК РФ. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, таможенные органы обладают указанными полномочиями только по преступлениям, предусмотренным статьями 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.Порядок возбуждения уголовных дел регламентирован ст. 146 УПК РФ, в соответствии с которой, таможенные органы, как органы дознания, при наличии поводов и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, уполномочены принимать решение о возбуждении уголовного дела, о чем надлежит выносить соответствующее постановление.Уголовно-процессуальное законодательство перечень неотложных следственных действий и их содержание не устанавливает. Вместе с тем, из анализа статей УПК РФ и методических наставлений о тактике расследования уголовных дел можно сделать вывод, что к неотложным следственным действиям относятся процессуальные действия органов дознания после возбуждения уголовного дела, направленные на обнаружение и фиксацию следов преступления и доказательств, требующих незамедлительного закрепления, их изъятия и исследования. Эти действия также направлены на установление лиц, совершивших преступление, и их задержание. Таким образом, неотложными могут быть практически любые следственные действия: осмотры, выемки, обыски, допросы; применение мер процессуального принуждения: задержание, принудительный привод, избрание меры пресечения и другие действия, направленные на пресечение преступной деятельности и собирание доказательств. Однако, орган дознания не вправе выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого, соответственно производить допрос обвиняемого, предъявлять ему для ознакомления материалы уголовного дела, а также выполнять иные процессуальные действия, направленные на завершение предварительного расследования.В соответствии с ч. 3 ст. 157 УПК РФ, после выполнения неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, таможенные органы должны направить уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с подследственностью, определенной ст. 151 УПК РФ. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151 УПК РФ), порядок определения подследственности, установленный ч. 5 ст. 152 УПК РФ, и существующую правоприменительную практику, можно признать, что после выполнения неотложных следственных действий уголовное дело должно передаваться прокурору для направления по подследственности. После направления уголовного дела по подследственности, таможенные органы могут производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае, когда лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, не установлено, на таможенные органы, как на орган дознания возложена обязанность самостоятельно принимать розыскные и оперативно-розыскные меры в соответствии с Законом «Об оперативно розыскной деятельности», направленные на установление лиц, совершивших преступление, уведомляя следователя об их результатах. Контроль за данной оперативно-розыскной деятельностью законом возложен на соответствующего прокурора. Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режимаи применения юридических средств воздействия к его нарушителям.3.2Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов: основные направления и важные вопросыВ 2013 году в сфере правоохранительной деятельности таможенных органов произошли значительные изменения.Результатомсовместной работыФТС России иФедеральной службыпо финансовому мониторингу стало принятие Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который значительно расширил возможности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и по противодействию противоправным деяниям в сфере внешнеторгового оборота. Законом установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и денежных инструментов, а также за перевод за рубеж иностранной валюты в рамках фиктивных сделок (статьи 193.1, 200.1 УК РФ). Таможенным органам возвращены полномочия по производству дознания, что дало возможность в полном объеме осуществлять предварительное расследование по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей(части 1, 2 статьи 194 УК РФ) и контрабанды наличных денежных средств (денежных инструментов) (часть 1 статьи 200.1 УК РФ). Существенно расширена компетенция таможенных органов в части перечня уголовных дел, по которым могут проводиться неотложные следственные действия (статьи 173.1, 173.2, 174, 174.1, 193.1, часть 2 статьи 200.1 УК РФ). Наличие права возбуждать уголовные дела при выявлении фирм-однодневок, а также по фактам легализации денежных средств и имущества, полученных в результате совершения преступлений, позволяет ФТС России более эффективно решать задачи по защите безопасности финансовой системы государства, обеспечения законности предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли.При непосредственном участии ФТС России разработан Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установивший уголовную ответственность за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами (статья 226.1 УК РФ). В связи с наделением таможенных органов функциями транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации ФТС России разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наделяющего должностных лиц таможенных органов полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению административных дел за правонарушения натранспорте и в области дорожного движения.По итогам работы за 2013 год таможенными органами возбуждено1 917 уголовных дел (в 2012 году – 1 612 уголовных дел). В отношении конкретных лиц возбуждена 1 037 уголовных дел (за 2012 год – 814 уголовных дел).По статье 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры) возбуждено 820 дел (в 2012 году – 875 дел); 496 дел – по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники) (в 2012 году – 304 дела); 95 дел – по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов); 382 дела – по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) (в 2012 году – 228 дел); 99 дел – по статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) (в 2012 году – 197 дел); 21 дело – по статье 189 УК РФ (незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) (в 2012 году – 8 дел); 4 дела – по статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица).Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации товаров составила более 2,1 млрд. рублей (в 2012 году – 120 млн. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей – более 2,5 млрд. рублей (в 2012 году – 1,4 млрд. рублей). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации на общую сумму свыше 47,3 млрд. рублей(в 2012 году – 88 млрд. рублей). Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов составил более 270 млн. рублей (по уголовным делам, возбужденным по статье 200.1 УК РФ). В ходе расследования уголовных дел уплачено таможенных платежей на сумму 97,5 млн. рублей.По подозрению в совершении преступлений в 2013 году задержано 261 лицо (в 2012 году – 301). В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 59 уголовных дел. По 27 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры. В течение 2013 года таможенными органами возбуждено 79 727 дел об АП (в 2012 году – 79 170). В указанный период по делам об АП принято77 580 решений (в 2012 году – 79 972 решения). Из них должностными лицами таможенных органов принята 51 210 решений (в 2012 году – 50 051 решение), судом или иным уполномоченным органом – 26 370 решений (в 2012 году – 29 921 решение).Назначено наказаний по 74 184 делам об АП на общую сумму 195 млрд. рублей (в 2012 году – по 75 820 делам об АП на сумму более 140 млрд. рублей). Сохранена положительная динамика сокращения количества прекращенных дел об АП. В 2013 году прекращено 3 396 дел об АП. Их доля от общего количества возбужденных дел об АП составила 4,2% и уменьшилась по сравнению с 2012 годом (4 152 дела) на 1%.Предметами правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, валюта, алкогольная продукция, табак, текстильные материалы и изделия, электрические машины и оборудование, а также оружие и боеприпасы, их части и принадлежности.В 2013 году таможенными органами принято 832 решения по жалобам лиц (563) и протестам прокуроров (269) на постановления по делам об АП, что на 14% меньше по сравнению с 2012 годом (962 решения). При этом число решений, вынесенных по жалобам, увеличилось на 12%, а по протестам уменьшилосьна 12%.В 2013 году передано в установленном порядке в подразделения распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов 37 923 постановления по делам об АП на сумму административных штрафов более 877 млн. рублей (в 2012 году – 37 744 постановления на сумму административных штрафов свыше 981 млн. рублей).В 2013 году исполнено 40 482 постановления по делам об АП, взыскано административных штрафов (с учетом постановлений, принятых к исполнению в предыдущих отчетных периодах) на сумму – 695 млн. рублей. В 2012 году исполнено 38 806 постановлений по делам об АП на сумму 736 млн. рублей.В 2013 году таможенными органами передано в уполномоченные органы более 3,5 тысячи обращенных в федеральную собственность товарных партий общей стоимостью более 6 млрд. рублей, из которых безвозмездно передано учреждениям сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования и культуры на сумму 48,4 млн. рублей, что, соответственно, на 450 млн. рублей и 25 млн. рублей больше, чем в 2012 году.Благодаря проведению оперативно-розыскной деятельности таможенные органы не только выявляют и пресекают попытки незаконного перемещения наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, но и оказывают «профилактическое влияние» на лиц готовящихся совершить правонарушение. Это играет очень большую роль, ведь предупредить правонарушение значительно целесообразнее, чем бороться с его последствиями.Анализ результатов оперативно-розыскной деятельности таможенных органов за 2013 год указывает на положительные изменения в работе оперативных подразделений, повышение их эффективности и результативности. По итогам работы за 2013 год на основании материалов оперативных подразделений таможенных органов возбуждена 1 362 уголовных дела, что на 26% больше, чем в 2012 году (1 078 уголовных дел).В 2013 году ФТС России подписано 7 двусторонних планов(с таможенными службами Армении, Бразилии, Германии, Китая, Польши, Узбекистана, Финляндии), Меморандум между Федеральной таможенной службой и Финансовой гвардией Италии в области таможенного сотрудничества, 2 двусторонних протокола о взаимодействии между ФТС России, таможенной службой Армении и ГТК Республики Узбекистан в сфере борьбы с таможенными правонарушениями, связанными с перемещением товаров воздушным транспортом, Меморандум о взаимопонимании между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики в сфере борьбы с таможенными правонарушениями на канале авиационных перевозок.Организовано и принято участие в проведении 20 специальных международных операций, направленных на выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства.Правоохранительные подразделения таможенных органов ежедневно обеспечивают безопасность и защиту экономических интересов Российской Федерации.Проблемные вопросы правоохранительной деятельности таможенных органов, требующие разрешения, таковы: - недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации.- остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности будет осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Российской Федерации.Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.Планируется также развитие следующих направлений деятельности таможенных органов:а) обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверные декларирование и заявление таможенной стоимости);б) международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;в) проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;г) борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом. Повышение эффективности борьбы с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, соблюдение законности и обоснованности принимаемых должностными лицами таможенных органов решений в процессе привлечения лиц к уголовной либо административной ответственности остаются приоритетными задачами в деятельности таможенных органов Российской Федерации.Важнейшим фактором эффективности работы правоохранительных органов является организация системного противодействия угрозам экономической безопасности государства, разработка стратегии и тактики противодействия криминальным проявлениям, координация усилий всех правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия путем существенного расширения информационных ресурсов.Среди первоочередных организационных и практических мер, направленных на активизацию работы по выявлению, пресечению и предупреждению таможенных правонарушений, является укрепление взаимодействия с подразделениями МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.Повышение эффективности использования оперативных сил и средств правоохранительных подразделений таможенных органов, налаживание эффективного взаимодействия с правоохранительными подразделениями таможенных служб других государств обеспечит совершенствование работы по добыванию упреждающей оперативной информации о возможной контрабанде товаров через границу Российской Федерации.3.3Взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органамиТаможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.Взаимодействие с МВД РФ, ФСБ РФ направлено на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечение незаконного вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений.МВД РФ и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и иные мероприятия в среде потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов валютой и культурными ценностями, лиц, занятых в сфере обслуживания иностранных граждан, а также в организациях и предприятиях, осуществляющих экспортно-импортные операции; принимают участие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в данной сфере; ведут учет культурных ценностей, задержанных по делам о контрабанде, а также сбытчиков наркотиков, располагающих межрегиональными связями.Министерство Внутренних Дел РФ информирует органы ФСБ и таможенные учреждения о лицах, подозреваемых в причастности совершения контрабандных сделок, незаконных внешнеэкономических операций, фактах их подготовки и совершения; о появлении в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства; о выявленных признаках, указывающих на подготовку или совершение особо опасных государственных преступлений или деятельность, противоречащую интересам обеспечения государственной безопасности, со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц, подозреваемых в причастности к контрабанде; о фактах, новых формах и методах незаконного перемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту; о случаях хищений культурных ценностей из музеев, частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного. Федеральная служба безопасности оказывает содействие в организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.Таможенные органы предоставляют возможность изучать материал сотрудникам МВД и МБ о ввозе, вывозе товаров, участвуют совместно в оперативно-розыскных мероприятиях; сообщают органам МВД и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу, лиц, задержанных за перевозку наркотиков, выявленных в ходе таможенного контроля каналах сбыта на территории РФ оружия, наркотиков, способах их маскировки при перевозке.Взаимодействие таможенных органов с органами МВД и ФСБ при проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов. Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы. Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.Таким образом, осуществление правоохранительной деятельности таможенными органами имеет такую же важность, как и применение экономических мер регулирования внешней торговли. Важным является тот факт, что таможенные органы являются органами дознания, что позволяет им в полной мере пресекать нарушения уголовного законодательства. Также таможенные органы выявляют в рамках своей компетенции административные правонарушения. Важную роль в данном случае играет как сотрудничество с другими государственными органами, так и международное сотрудничество.ЗАКЛЮЧЕНИЕОбеспечение национальной безопасности является важной составляющей эффективной деятельности любого государства. Национальная безопасность затрагивает множество сфер деятельности общества. Обеспечение безопасности в сфере движения товаров между различными субъектами, а также через таможенную границу считается экономической безопасностью. Помимо перечисленного экономическая безопасность подразумевает обеспечение эффективного развития всех отраслей экономики и сектора потребителей товаров. Существует большое количество различных индикаторов для оценки эффективности обеспечения экономической безопасности, к таким индикаторам можно отнести – фондовые индексы, индексы деловой активности, показатели безработицы, темпы роста, уровни ВВП и ВНП и т.д. все эти индексы объединяет одно – с их помощью можно прослеживать динамику изменения ситуации в обеспечении экономической безопасности.Для обеспечения экономической безопасности применяется механизм государственного регулирования экономики, который реализуется путем применения прямых и косвенных мер регулирования. Важную роль в осуществлении экономической безопасности занимают таможенные органы. Их деятельность в данной сфере направлена на создание такой системы таможенного контроля, которая будет обеспечивать защиту национальному производителю, и пресекать ввоз некачественной продукции из-за рубежа, а также продукции, которая наносит вред развитию собственной экономики. Помимо этого задачами таможенной службы в обеспечении экономической безопасности являются: обеспечение пополнения федерального бюджета, реализация положений таможенной политике, защита отечественного производителя от «нечестной» конкуренции и т.д.Достижение данных задач осуществляется путем выполнения таможенными органами своих функций – фискальной и правоохранительной.Важным направлением деятельности таможенных органов является применение экономических мер регулирования, в частности тарифных. К тарифным мерам относятся – таможенная пошлина, тарифные льготы и преференции, механизмы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, применение защитных мер и т.д. Применение всех этих методов основывается на цене товара. Также использование таких мер позволяет обеспечивать поступление денежных средств в федеральный бюджет в соответствии с контрольными показателями. В основном развитие применения мер тарифного регулирования, в настоящее время, осуществляется по пути унификации мер в странах – членах Таможенного союза, а также оптимизация применяемых мер в сторону сокращения временных затрат на их осуществление.Помимо фискальной, для таможенных органов важна и правоохранительная функция, которая заключается в обеспечении соблюдения законодательства. В области защиты экономической безопасности в случае выявления нарушений может применяться уголовная и административная ответственности, в зависимости от квалификации правонарушения. Безусловно, в данном направлении также принимаются меры по совершенствованию и оптимизации. И также как экономические, правоохранительная деятельность должна совершенствоваться в первую очередь в сфере международного сотрудничества с другими странами, а также с другими государственными органами внутри страны.В целом, говоря о роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности, важно не рассматривать данный процесс по частям, отдельно экономические меры, отдельно правоохранительные, а их симбиоз. Все это дает максимально возможные варианты развития экономики государства, а также всех других стран, задействованных в международной интеграции обществ.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Нормативно-правовые акты:Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999). Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» от 9.06.1977г.Решение «О едином таможенно-тарифном регулировании № 130 от 27.11.2009 года.Решение Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012г. «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).Соглашение стран-членов Таможенного союза от 25.01.2008г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров».Соглашение «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25 января 2008 года. Федеральный закон РФ от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ «О основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 (ред. от 19.03.2010) «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне»Приказ ФТС России № 965 от 13.08.2007г. «Об утверждении общего положения о таможенном посте»Литература:Азаров Ю.А. Основы таможенного дела: учеб.пособие. в 2 т., т. 2 / под общ. ред. Ю.Ф.Азарова. – М.: РИО РТА, 2008. Буваева Н.Э., Зубач А.В. Международное таможенное право. – М.: Юрайт, 2013. Гончаров А. О компетенции таможенных органов как органов дознания/ 01.02.2012// Режим доступа: http://провэд.рф/customs/56-o-kompetencii-tamozhennyh-organov-kak-organov-doznaniya.html Грачев О.В. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции// Российская юстиция, №5, 2013Грачев О.В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции// «Адвокатская практика№, 2012, № 6Грачев О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, как угроза экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции// Налоги, №6,2012.Ежегодный сборник «Таможенная служба России» за 2013 год// http://www.customs.ru/images/stories/Yury/sbornik%202013.docИсточник: Таможня.руhttp://www.tamognia.ru/news/new/1579661/Михалина И.В. Экономическая безопасность Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства// Таможенное дело №4,2012.Моисеев Е.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: Проспект, 2013.Молчанов О. В., Коган М. В. Таможенное дело. Ростов на Дону: Феникс, 2010. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Юрайт, 2013. Смитенко Б., Поспелов В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Академия, 2011.Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2012.Савицкий А. Г. «Национальная безопасность. Россия в мире». – М: Юнити – Дана, 2012г.-56с.СенчаговВ.К.Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник– 3-е изд, перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, 45с.Соловьева О.А. Особенности механизма государственного регулирования экономики//Проблемы современной экономики №4(40), 2011г. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3788Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2011.Шмелева Е. Обменялись кодами / Елена Шмелева // Российская Бизнес-газета. - 10.06.2010. - №754 (21). www.rg.ru
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999).
2. Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» от 9.06.1977г.
3. Решение «О едином таможенно-тарифном регулировании № 130 от 27.11.2009 года.
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012г. «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).
6. Соглашение стран-членов Таможенного союза от 25.01.2008г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров».
7. Соглашение «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25 января 2008 года.
8. Федеральный закон РФ от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ «О основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
9. Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
11. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
12. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»
13. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
14. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 (ред. от 19.03.2010) «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне»
15. Приказ ФТС России № 965 от 13.08.2007г. «Об утверждении общего положения о таможенном посте»
Литература:
16. Азаров Ю.А. Основы таможенного дела: учеб.пособие. в 2 т., т. 2 / под общ. ред. Ю.Ф.Азарова. – М.: РИО РТА, 2008.
17. Буваева Н.Э., Зубач А.В. Международное таможенное право. – М.: Юрайт, 2013.
18. Гончаров А. О компетенции таможенных органов как органов дознания/ 01.02.2012// Режим доступа: http://провэд.рф/customs/56-o-kompetencii-tamozhennyh-organov-kak-organov-doznaniya.html
19. Грачев О.В. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции// Российская юстиция, №5, 2013
20. Грачев О.В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции// «Адвокатская практика№, 2012, № 6
21. Грачев О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, как угроза экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции// Налоги, №6,2012.
22. Ежегодный сборник «Таможенная служба России» за 2013 год// http://www.customs.ru/images/stories/Yury/sbornik%202013.doc
23. Источник: Таможня.руhttp://www.tamognia.ru/news/new/1579661/
24. Михалина И.В. Экономическая безопасность Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства// Таможенное дело №4,2012.
25. Моисеев Е.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: Проспект, 2013.
26. Молчанов О. В., Коган М. В. Таможенное дело. Ростов на Дону: Феникс, 2010.
27. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Юрайт, 2013.
28. Смитенко Б., Поспелов В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Академия, 2011.
29. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2012.
30. Савицкий А. Г. «Национальная безопасность. Россия в мире». – М: Юнити – Дана, 2012г.-56с.
31. СенчаговВ.К.Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник– 3-е изд, перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, 45с.
32. Соловьева О.А. Особенности механизма государственного регулирования экономики//Проблемы современной экономики №4(40), 2011г. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3788
33. Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2011.
34. Шмелева Е. Обменялись кодами / Елена Шмелева // Российская Бизнес-газета. - 10.06.2010. - №754 (21). www.rg.ru
Вопрос-ответ:
Какова роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства?
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства заключается в контроле и регулировании перемещения товаров, финансов и информации через границу. Они осуществляют таможенный контроль и применяют меры по предотвращению незаконных действий, таких как контрабанда, незаконная миграция и финансовые преступления. Таможенные органы также сотрудничают с другими правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Какие задачи выполняют таможенные органы для обеспечения экономической безопасности государства?
Таможенные органы выполняют ряд задач для обеспечения экономической безопасности государства. Они контролируют перемещение товаров через границу, осуществляют розыск и задержание незаконной продукции, предотвращают контрабанду и незаконную миграцию. Они также разрабатывают и реализуют меры по предотвращению экономических преступлений, таких как финансовые махинации, злоупотребления и незаконные схемы. Таможенные органы сотрудничают с другими государственными органами и международными организациями для обмена информацией и координации действий в сфере обеспечения экономической безопасности.
Какова роль таможенных органов в внешнеэкономической сфере?
Таможенные органы играют важную роль в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы. Они контролируют ввоз и вывоз товаров, осуществляют таможенное оформление и регулируют внешнеторговую деятельность. Они также проводят анализ и мониторинг внешнеэкономических операций, предотвращают незаконные перемещения товаров и финансов. Таможенные органы содействуют развитию экспорта и импорта, защищают от недобросовестной конкуренции и фальсификации товаров. Они также осуществляют работу по выявлению и предотвращению незаконной деятельности, такой как контрабанда и незаконное изъятие капитала.
Какую роль выполняют таможенные органы в системе обеспечения экономической безопасности РФ?
Таможенные органы играют важную роль в обеспечении экономической безопасности РФ. Они осуществляют контроль за перемещением товаров через границу, препятствуют незаконному ввозу и вывозу товаров, борются с контрабандой и незаконной миграцией, а также контролируют исполнение таможенных и валютных правил и регуляций.
Какие цели, задачи и функции выполняют таможенные органы для обеспечения экономической безопасности государства?
Целью таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства. Для достижения этой цели они выполняют ряд задач и функций, таких как контроль экспорта и импорта товаров, обеспечение соблюдения таможенных правил и норм, борьба с контрабандой и незаконной миграцией, защита интересов национальной экономики и т.д. Все эти действия направлены на предотвращение экономических угроз и обеспечение стабильности экономики государства.
Как таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность внешнеэкономической сферы?
Таможенные органы играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы. Они осуществляют контроль за перемещением товаров через границу, выявляют и пресекают незаконную торговлю и перемещение запрещенных товаров. Они также борются с контрабандой и незаконным перемещением денежных средств и ценных бумаг. Все эти меры направлены на защиту экономических интересов государства и предотвращение ущерба его экономике.
Какую роль играют таможенные органы в обеспечении экономической безопасности государства?
Таможенные органы играют важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. Они контролируют перемещение товаров через границу, регулируют внешнеторговую деятельность, осуществляют таможенный контроль и принимают меры по предотвращению незаконного перемещения товаров, включая контрабанду. Таким образом, таможенные органы помогают защитить экономические интересы государства и обеспечить безопасность его экономики.
Какие цели и задачи ставит перед собой таможенные органы для обеспечения экономической безопасности государства?
Целью таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства путём предотвращения незаконного перемещения товаров через границу и борьбы с контрабандой. Для достижения этой цели таможенные органы выполняют ряд задач: организация таможенного контроля, применение таможенных процедур, проведение таможенной экспертизы, сотрудничество с другими государственными органами и международными организациями, контроль за соблюдением таможенных правил и норм, пресечение незаконных операций с товарами. Все эти меры направлены на обеспечение экономической безопасности государства и защиту его интересов.
Какова роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы?
Таможенные органы играют важную роль в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы. Они контролируют перемещение товаров через границу, осуществляют обработку документов и выполняют другие таможенные процедуры, следят за соблюдением таможенных правил и норм, борются с контрабандой и другими незаконными операциями, связанными с перемещением товаров. Благодаря своей деятельности таможенные органы помогают защитить экономические интересы государства и обеспечить безопасность его внешнеэкономической деятельности.