Мировая история ( ответы на билеты)
Заказать уникальные ответы на билеты- 10 10 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 09.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
2. В чем состояла внутренняя противоречивость хозяйственной реформы 1960-х годов? Каким социальным группам была выгодна и каким невыгодна хозяйственная реформа?
3. Дайте обобщенную характеристику индустриального развития СССР в 70-х — начале 80-х гг.
4. Какое влияние на развитие народного хозяйства СССР оказало освоение нефтегазовых ресурсов Западной Сибири?
5. Почему, несмотря на обостряющуюся нехватку трудовых ресурсов, не получили широкого практического применения «щекинский метод» и бригадный подряд?
6. Почему, несмотря на все усилия, в 70-х — начале 80-х гг. не удалось обеспечить полноценноеснабжение населения СССР продуктами питания?
7. Какие социальные проблемы породила ускоренная урбанизация?
8. С какими сложными проблемами столкнулась система образования в 70-х — начале 80-х гг.?
9. Сопоставив цены и зарплаты, составьте потребительскую корзину типичной советской семьи 60–70-х гг. (нужно составить список: что можно было купить в течение месяца на доход средней советской семьи, состоявшей из 2 родителей и 2 детей). Используйте приведенные в учебнике данные и воспоминания старших членов семьи. Это задание желательно сделать письменно – в файле или на черновике, чтобы отвечать на вопрос не спонтанно.
Вопрос по источникам:
Посмотрите три миниатюры Аркадия Райкина 1970-х годов.
1. «Дефицит» -- http://www.youtube.com/watch?v=mFNAUv17QFc
1) Почему герой Райкина одет в кавказскую папаху и говорит с кавказским акцентом? Какие социальные проблемы советского общества того времени отражает эта роль? Какие стереотипы массового сознания обыгрывает?
2) Обратите внимание на то, что ест герой. Как вы полагаете, насколько дефицитными были в СССР 1970-х поданные ему блюда?
3) Какую социальную структуру описывает герой в своем монологе? Кто, по его мнению, находится на вершины пирамиды советского общества?
4) Как вы думаете, что означает фраза «вкус – спесифический»? Речь идет о хороших или о плохих продуктах?
2. «Кто сшил костюм» -- http://www.youtube.com/watch?v=heUq31_Zyd0
1) Какое стихотворение цитирует Райкин в начале своего монолога? Как вы думаете, не выглядела ли эта цитата в то время неуместной или кощунственной?
2) Как вы думаете, что означает «На что мне «Волга», да еще и за такую цену»? Сколько, как вы полагаете, стоил автомобиль этой марки? Был он дороже или дешевле остальных машин? Насколько? (если не знаете, уточните по источникам в Интернете) Сколько полных среднемесячных зарплат советского рабочего или служащего нужно было сложить, чтобы купить такую машину?
3) В чем состоит идея героя монолога? Каким общественным настроениям она отвечает?
4) Как вы думаете, какие выражения из этой миниатюры вошли в пословицу?
3. «Незаменимый» http://www.youtube.com/watch?v=Kb-Z_R8YGps
1) Кто, как вам кажется, является главным героем этой миниатюры? Какие качества героя здесь высмеиваются?
2) Почему миниатюра называется «Незаменимый»? На какие процессы в советской экономике указывает сюжет этой миниатюры?
3) Как вы думаете, что означают слова «Четвертый, второй стоит, и только из-за вас»?
4) А что означает фраза «Включите в план третьего квартала 11 тыс. изделия 7, а выпуск 4-го изделия временно прекратите»? О чем свидетельствует последующая сцена, в которой герою приказывают «Играть обратно»?
Вопросы к 69 и 70 параграфам учебника:
1. В чем состоял и чем был вызван отход от курса XX съезда КПСС во второй половине 60-х — 70-х гг.?
2. В чем вы видите принципиальные отличия культа личности Брежнева от культа личности Сталина?
3. Что такое «развитой социализм»? Почему была выдвинута концепция развитого социализма?
4. Почему общественно-политическая жизнь в СССР концентрировалась, главным образом, вокруг вопросов развития литературы и искусства?
5. О каких изменениях в жизни советского общества говорит возникновение диссидентского движения?Почему важнейшим направлением противостояния властям стала правозащитная деятельность?
6. Почему после краткого подъема во второй половине 60-х гг. сошла на нет практика открытых писем советским властям?
7. Какое значение для развития диссидентского движения имела «Хроника текущих событий»?
8. Что изменилось в диссидентском движении с возникновением «хельсинкских групп»?
9. Какую роль в развитии русской культуры сыграли эмиграция и самиздат?
10. В чем состояли особенности русского национального движения?
Вопросы по источникам:
Прочитайте последнее слово Юлия Даниэля на судебном процессе:
http://www.razlib.ru/yurisprudencija/moe_poslednee_slovo_rechi_podsudimyh_na_sudebnyh_processah_1966_1974/p1.php#metkadoc3
1. За какие действия были осуждены Юлий Даниэль и Андрей Синявский?
2. Кто был привлечен к процессу в качестве свидетелей обвинения? На чем строится обвинение?
3. Как вы думаете, что объединяет людей, чьи фамилии перечисляет Даниэль (Бабель, Мандельштам, Ясенский, Кольцов, Третьяков, Квитко, Маркиш, Тухачевский, Блюхер, Косиор, Гамарник, Якир)? В чем смысл перечисления этих фамилий? (Для ответа на этот вопрос вам придется уточнить биографию каждого из упомянутых лиц.)
4. Почему Юлий Даниэль был оскорблен обвинением в фашизме?
5. Знаете ли вы других советских писателей, чьи произведения публиковались за границей? Признавали ли они свою вину за это, как Юлий Даниэль?
Прочтите последнее слово РейзыПалатник
http://www.razlib.ru/yurisprudencija/moe_poslednee_slovo_rechi_podsudimyh_na_sudebnyh_processah_1966_1974/p1.php#metkadoc27
1. Как вы понимаете выражение «антисоветская литература»?
2. Представьте себя на месте советского обвинителя. В каких произведениях, изъятых у РейзыПалатник, вы усмотрели бы «клевету на советский строй»?
3. Есть ли сходство в поведении на суде РейзыПалатник и Юлия Даниэля? В чем, на ваш взгляд, самое существенное отличие?
4. Знаете ли вы что-нибудь о других людях, уехавших в 1970-1980-е годы в Израиль?
Вопросы по параграфам 71 и 72.
1. Используя учебник и дополнительные материалы, подготовьте каждый рассказ про одно из направлений советской внешней политики 1965—1985 годов. Постарайтесь разделиться для выполнения задания так, чтобы все обозначенные в параграфах учебника направления были проанализированы в этих коротких сообщениях.
2. Сравните внешнюю политику СССР в период оттепели и в годы застоя. В чем состоит преемственность? Какие произошли изменения и чем, с вашей точки зрения, они были вызваны?
3. Как вы полагаете, какие цели преследовал Андропов, начиная кампанию против коррупции?
4. Чем была вызвана и какие дала результаты усиленная борьба за укрепление трудовой дисциплины?
5. Охарактеризуйте отношение общества к предпринятым при Андропове шагам.
6. В чем вы видите единство внутренней и внешней политики Андропова?
7. Как вы считаете, почему стала возможна и на какие социальные слои опиралась «реставрация» в период правления Черненко?
8. Какое значение имел краткий период правления Андропова для последующей перестройки?
Вопросы по источникам
Прочитайте стихотворение Тимура Кибирова «Плач по Константину Устиновичу Черненко». Найдите в тексте фразы и реалии, требующие исторического комментария. Пользуясь дополнительными источниками, составьте такой комментарий.
Вопрос-ответ:
В чем состояла внутренняя противоречивость хозяйственной реформы 1960-х годов?
Хозяйственная реформа 1960-х годов в СССР была противоречива, так как, с одной стороны, она пыталась улучшить эффективность экономики и повысить уровень жизни населения, а с другой стороны, сохраняла государственное планирование и контроль над всеми сферами экономики. В результате, реформа создала сложную систему распределения ресурсов, что привело к возникновению бюрократических и коррупционных проявлений. Реформа также не смогла решить проблемы в области инноваций и технического развития, что стало одной из причин экономического затяжного кризиса, приведшего к развалу СССР.
Каким социальным группам была выгодна и каким невыгодна хозяйственная реформа?
Хозяйственная реформа 1960-х годов была выгодна высшему и среднему звену партийного и государственного аппарата, а также руководителям предприятий, которые получили большую независимость и возможность принимать решения на местах. Однако, для простых рабочих и сельских жителей реформа означала сокращение государственных гарантий и ухудшение условий труда. Многие сельские жители остались без работы из-за ликвидации колхозов, а рабочие столкнулись с ростом цен на товары и услуги, при неизменной заработной плате. Это привело к социальным неравенствам и уровню недовольства населения.
В чем состояла внутренняя противоречивость хозяйственной реформы 1960-х годов?
Хозяйственная реформа 1960-х годов в СССР была основана на повышении материального стимулирования труда работников и введении элементов рыночных отношений в экономику. Однако, эта реформа столкнулась с внутренней противоречивостью. С одной стороны, она стимулировала повышение производительности труда и рост материального благосостояния. С другой стороны, она подрывала основы плановой экономики и нарушала принципы социализма. В результате, хозяйственная реформа привела к усилению неравенства, коррупции и развитию теневой экономики.
Каким социальным группам была выгодна и каким невыгодна хозяйственная реформа?
Хозяйственная реформа 1960-х годов в СССР в первую очередь была выгодна высококвалифицированным специалистам, которые могли получать больше за свой труд и имели возможность развиваться профессионально. Также выгоду от реформы получали предприниматели и индивидуальные трудовые коллективы, которые могли больше зарабатывать и имели больше свободы в своей деятельности. Невыгодной реформа была простым работникам, чьи заработки не увеличились так значительно, как у этих социальных групп. Также некоторым регионам и отраслям экономики реформа принесла больше вреда, чем пользы.
Дайте обобщенную характеристику индустриального развития СССР в 70-х и начале 80-х гг.
В 70-х и начале 80-х годов в СССР индустриальное развитие было наиболее интенсивным. В этот период страна достигала значительных успехов в промышленности, основываясь на развитии тяжелой и оборонной промышленности. Была активно развиваема автомобилестроительная, машиностроительная, электротехническая, химическая промышленность. Важные достижения были достигнуты в сельском хозяйстве, особенно в отрасли зернового производства. Однако, к концу 80-х годов индустриальное развитие начало замедляться из-за проблем с оборудованием, инфраструктурой и управлением экономикой.
В чем состояла внутренняя противоречивость хозяйственной реформы 1960-х годов?
Внутренняя противоречивость хозяйственной реформы 1960-х годов проявлялась в конфликте между централизацией и децентрализацией экономического управления. Реформы стремились укрепить государственный контроль над экономикой, одновременно признавая необходимость расширения самостоятельности предприятий и повышения их материальной заинтересованности в результате своей деятельности.
Каким социальным группам была выгодна и каким невыгодна хозяйственная реформа?
Хозяйственная реформа 1960-х годов выгодна была коммунистической элите и государственным органам, так как они укрепляли свою власть и контроль над экономикой. Однако, для многих рабочих и крестьян реформы привели к ухудшению условий труда и жизни, а также к потере социальных гарантий.
Дайте обобщенную характеристику индустриального развития СССР в 70-х и начале 80-х годов.
В 70-х и начале 80-х годов СССР продолжал свое индустриальное развитие, основываясь на тяжелой промышленности и научно-техническом прогрессе. Были созданы мощные предприятия, освоены новые отрасли производства, такие как энергетика, автомобилестроение, космическая индустрия. Однако, развитие было неравномерным и сосредоточено преимущественно в крупных городах, что привело к сокращению инвестиций и отставанию в сельском хозяйстве.
Какое влияние на развитие народного хозяйства СССР оказало освоение нефтегазовых ресурсов Западной Сибири?
Освоение нефтегазовых ресурсов Западной Сибири оказало значительное влияние на развитие народного хозяйства СССР. Это позволило увеличить добычу и экспорт нефти и газа, что привело к улучшению торгового баланса и экономического положения страны. Освоение этих ресурсов также способствовало развитию инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и повышению жизненного уровня населения Западной Сибири.
В чем состояла внутренняя противоречивость хозяйственной реформы 1960-х годов?
Одной из основных противоречивостей хозяйственной реформы 1960-х годов было противостояние между централизацией и децентрализацией управления экономикой. С одной стороны, власть стремилась к укреплению централизации и планового управления, чтобы повысить эффективность экономики. С другой стороны, в ходе реформы стали разрабатываться механизмы децентрализации и дополнительные стимулы для предприятий, чтобы повысить их материальную заинтересованность в результате производства. Это создало противоречие между усилением централизованного планового управления и стимулированием предприятий к созданию прибыли и развитию.
Каким социальным группам была выгодна и каким невыгодна хозяйственная реформа?
Хозяйственная реформа 1960-х годов принесла выгоду ряду социальных групп. В первую очередь, реформа была выгодна руководителям предприятий и коллективным хозяйствам, которым было предоставлено больше самостоятельности и стимулов к прибыльности. Также реформа была выгодна населению, так как в результате предоставления большей свободы предприятиям и усиления конкуренции, произошло повышение качества и ассортимента товаров на рынке. Однако, некоторым социальным группам, таким как пострадавшие от процесса децентрализации и потерявшие предприятия, эта реформа не была выгодна.
В чем состояла внутренняя противоречивость хозяйственной реформы 1960-х годов?
Внутренняя противоречивость хозяйственной реформы 1960-х годов заключалась в том, что она предполагала снижение централизации и бюрократизма в экономике, однако не имела механизмов контроля за реализацией этой реформы. Это привело к неэффективности и неудачам в планировании и управлении экономикой.