Конфликт между миром собственности и миром красоты в иронической саге Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 31 31 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 11.06.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1. 1 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЖОНА ГОЛСУОРСИ 5
1. 2 НЕКОТОРЫЕ СКВОЗНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА Д. ФОРСАЙТА 8
ГЛАВА 2. «СОБСТВЕННОСТЬ» И «КРАСОТА» КАК ДВЕ КОНФЛИКТУЮЩИХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В «САГЕ О ФОРСАЙТАХ» 11
2. 1 МИР СОБСТВЕННИЧЕСТВА 11
2. 2 МИР ЛЮБВИ И КРАСОТЫ 16
2. 3 КОНФЛИКТ КРАСОТЫ И СОБСТВЕННИЧЕСТВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРОЯВЛЕНИЕ ИНСТИНКТА СОБСТВЕННИЧЕСТВА И ЛЮБВИ К КРАСОТЕ ГЕРОЯМИ «САГИ О ФОРСАЙТАХ» 29
Фрагмент для ознакомления

Образ Флёр, несчастной и страдающий, соединяется в сознании Сомса с образом Ирэн — красота обеих не приносит счастья ни той, ни другой. А он так хочет бы сделать счастливыми их обеих — но в его сознании счастье и обладание красотой вновь сливаются воедино: «Когда он так отчаянно желал Ирэн и она согласилась стать его женой, разве мог он знать, что она никогда не полюбит его? <…> Месяц выплыл на волю из-за тополей и захватил сад в свою призрачную власть. Безотрадный свет, загадочный, далёкий, подобный красоте той женщины, которая никогда его не любила, одел немезии и левкои в неземные уборы. Цветы! А Флёр, его цветок, так несчастна! Ах, почему нельзя положить счастье в сейф, запереть его золотым ключом, застраховать от понижения?»
Поняв, что Джон не пожертвует своей любовью к матери ради любви к ней, Флёр выходит замуж за другого человека, не любя его, но только желая скрыться от невозможной любви к Джону.
Брак с нелюбимым мужчиной не делает Флёр несчастной, как это некогда произошло с Ирэн, но это просто везение, «лотерея», как думают некоторые гости на её свадьбе. Флер не жертвует собой и своей красотой, но, тем не менее, она сама является жертвой того давнего конфликта собственности и красоты, который так до конца и не разрешился, даже по прошествии многих лет.
Итак, в этот конфликт оказываются вовлечёнными не только непосредственные участники (Сомс, Ирэн, Босини), но и последующие поколения молодых Форсайтов. Хотя следует отметить, что ни Филипп Босини, ни Ирэн изначально к этой семье не принадлежат. «Собственники» — это не только Сомс и семейство Форсайтов, но и семьи, подобные им, целый класс, который выводит на страницы своей книги Джон Голсуорси.
С дугой стороны, Ирэн и Босини оказываются в этом семействе случаныйми людьми, оба так или иначе связаны с искусством (она любит и впоследствии преподаёт музыку, он — архитектор).
Иначе обстоит дело с молодыми Форсайтами. И Флёр, и Джон принадлежат к семейству Форсайтов, носят одинаковую фамилию и приходятся друг другу дальними родственниками. Однако у Флёр, истинной дочери своего отца, инстинкт собственничества развит гораздо сильнее, нежели у Джона. В следующей части «саги», озаглавленной «Современная комедия» Флёр добивается любви Джона, но это делает их обоих ещё более несчастными. Джон же, воспитанный в любви и нежности своей матерью и отцом, начисто этого инстинкта лишён. Во всех своих поступках он руководствуется только любовью, чистой и бескорыстной — любовью к красоте, любовью к Флер, но прежде всего — любовью к Ирэн.
Всех центральных героев трёх первых романов «Саги о Форсайтах» — будь то «собственник» Сомс, романтический «пират» Босини, добрый и мудрый Джолион или юный Джон — объединяет любовь к красоте, воплощением которой является Ирэн. Всё, что есть в героях лучшего, проявляется через любовь к Ирэн — будь то любовь к женщине или любовь сына к матери.
Но верность юного Джона матери обрекает на страданию и Флёр, и его самого. И в этом образы прекрасной, но несчастной Ирэн и отвергнутой Флёр в чём-то сходны, хотя между этими событиями (смертью Босини и расставанием Флёр и Джона) проходит более тридцати лет.
Образ Ирэн, узнавшей о смерти Босини Образ Флёр, отвергнутой Джоном «В серой меховой шубке, забившись в угол дивана, она напоминала чем-то сову, комком серых перьев прижавшуюся к прутьям клетки. Её тело, словно надломленное, потеряло свою гибкость и стройность, как будто исчезло то, ради чего стоило быть прекрасной, гибкой и стройной». «Вот она, свернулась клубочком, вдавилась в угол дивана! Сомс поднял дрожащую руку. Нужны ли ей его утешения? Он стоял, глядя на этот клубок из помятых оборок и волос, на эту прелестную юность, старающуюся процарапать себе путь сквозь стену печали <…> Телом она присутствовала здесь. Но где блуждала её душа? Проходя, Флёр подняла веки — и беспокойный блеск белков запечатлелся в глазах Холли, как трепет крыльев посаженной в клетку птицы».
И Ирэн, и Флёр страдают, не имея возможности обрести любовь. Но и собственнический инстинкт всё же не смог окончательно восторжествовать.
Но на чьей стороне в этом конфликте красоты и собственности остаётся победа, однозначно сказать невозможно.

Заключение
Центральные темы трёх романов, составляющих трилогию «Сага о Форсайтах», находят своё продолжение и развитие во второй трилогии, посвящённой членам этой же семьи, а также — отчасти — и в трилогии «Конец главы». И это прежде всего мотивы собственности и мотивы красоты и любви.
Как уже отмечалось, собственничество — главная черта не только семейства Форсайтов, которое стоит в центре повествования Голсуорси, но и множества других семей, составляющих класс буржуазии современного Голсуорси общества. Эти любви обладают собственностью на землю, дома, мебель, но также считают собственностью своих жён, своих детей, может быть даже не отдавая себе в этом отчёта.
С другой стороны, мир красоты представлен в «Саге» образами героев не просто внешне прекрасных, но одарённых способностями к творчеству и любви. Таковы образы Ирэн, которая тонко чувствует и понимает музыку, а оставшись одна, зарабатывает себе на жизнь уроками музыки. Таков образ Босини, архитектора, сумевшего создать проект и построить дом, воплощающий его любовь к Ирэн.
Таков и образ Джолиона, занимающегося живописью и образ его сына Джо, который пишет стихи.
Однако эти образы и мотивы на протяжении всего романа не остаются статичными, они развиваются, трансформируются, порой превращаясь в свои противоположности.
Так, мотивы собственничества, стяжательства в начале первой трилогии связаны прежде всего с образом Сомса: он обладает самой прекрасной женщиной, он строит дом, он богат и обеспечен — таковы его главные характеристики. Однако постепенно эти собственнические инстинкты перерастают в любовь и нежную привязанность к дочери, ради счастья которой он готов пойти на всё. Границу между любовью и желанием обладать, всегда сохранять при себе то, что любишь, разделить очень трудно. Любя Ирэн, он хотел сохранить её подле себя, удержать силой, но эта попытка обернулась для него и для неё трагедией. Любя свою дочь, он тоже хотел бы сохранить её подле себя, однако теперь он понимает, что это не принесёт ей счастья — и он готов примириться с её любовью к Джону.
Также его изначально чисто меркантильная страсть к живописи оборачивается настоящим пониманием искусства, восхищением его красотой. Спасая свою галерею от пожара, он и погибает. Даже его страстная, порой жестокая, собственническая привязанность к Ирэн — это лишь иная форма выражения любви, иначе он не умеет чувствовать и выражать свою любовь. И в старости его отношение к Ирэн становится всё более нежным, искренним, как бы парадоксально это ни выглядело — ведь это именно Сомс предлагает забыт старые конфликты и позволить детям пожениться.
С другой стороны, чувства Ирэн также претерпевают изменения — её нелюбовь, холодность по отношению к Сомсу, отчасти вызванные объективными причинами, отчасти — необъяснимые, готовы отступить перед любовью её сына к дочери Сомса. Но внутренняя борьба, происходящая в душе Ирэн, вовсе не свидетельствует о том, что она примкнула к стану Форсайтов и не желает отдавать им свою собственность — сына. Её переживания — сложный психологический комплекс, включающий в себя и нелюбовь к Сомсу как собственнику и мужчине, пытающемуся силой удержать женщину, и предубеждение против его дочери, и любовь к сыну и желание ему счастья. Всё это не позволяет однозначно обвинять её в несчастиях Флер и Джона.
Нам представляется, что философия Голсуорси не столь однозначна и прямолинейна, как её принято было истолковывать в критических статьях советского периода. В его произведениях в столкновение приходят не только различные жизненные принципы и миры (страсть к собственности — любовь к красоте и искусству), но тонкие психологические нюансы в душах самих героев. И Форсайты способны на искреннее чувство (любовь Флер к Джону), на разрушительную страсть (любовь Сомса к Ирэн), на нежную и верную любовь (любовь Джолиона к Ирэн). Из романа «Собственник», где на первое место всё-таки была выдвинута именно борьба собственничества и красоты, постепенно развивается целый сложный психологический комплекс проблем и чувств, которые не могут быть объяснены или истолкованы однозначно.
Литература

Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. М., 1982

Гениева Е. Ю. Литературная ситуация на рубеже веков: Английская литература на рубеже XIX и ХХ веков // История всемирной литературы: В 8 томах. Т. 9. М.: Наука, 1994.
Динамов С. Голсуорси // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 2. — М.: 1929
Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. М., 1979
Дюпре К. Джон Голсуорси. Биография. М., 1986
Жантиева Д. Джон Голсуорси // Голсуорси Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 1, М., 1962
Жантиева Д. Джон Голсуорси — создатель «Саги о Форсайтах» // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. М., 1982
Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. М., 1984
Конрад Д. Джон Голсуорси // Джозеф Конрад Избранное Т.2., М., 1959
Разумовская Т. Ф. Проблема национального характера в в интерпретации английских писателей Д. Голсуорси, Д. Олдридж, Д. Оруэлл // http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/9999-0196_West_filol_2000_1%282%29/15.pdf
Тугушева М. П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество. М., 1972




Приложение. Проявление инстинкта собственничества и любви к красоте героями «Саги о Форсайтах»
Герои Инстинкт собственничества Отношение к красоте Сомс - собственничество по отношению к жене;
- инстинкт собственника по отношению к деньгам и имуществу;
- собственнические инстинкты по отношению к дочери Флёр - искренняя (и жестокая) любовь к Ирэн и восхищение её красотой
- любовь к дочери
- интерес к искусству, живописи Ирэн - собственнические инстинкты по отношению к сыну Джону - воплощение красоты и гармонии в романе;
- занятия музыкой;
- любовь к Босини;
- любовь к Джолиону и сыну Босини - искренняя любовь к Ирэн;
- строительство дома, вдохновлённое его любовью к Ирэн Джолион - собственнические инстинкты по отношению к сыну Джону - искренняя любовь к Ирэн;
- искренняя любовь к детям;
- занятия живописью Флёр - собственнические инстинкты по отношению к Джону - искренняя любовь к Джону Джон - искренняя любовь к матери;
- занятия искусством (поэзия)
- искренняя любовь к Флёр
Голсуорси Д. Предисловие автора // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах М., 1982. С. 23
Голсуорси Д. Предисловие автора // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. С. 23
Основные биографические сведения о писателе взяты нами из книги: Дюпре К. Джон Голсуорси. Биография. М., 1986.
Жантиева Д. Джон Голсуорси // Голсуорси Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 1, М., 1962. С. 6
Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. М., 1979. С. 7
Дюпре К. Джон Голсуорси. Биография. М., 1986. С. 88
Жантиева Д. Джон Голсуорси — создатель «Саги о Форсайтах» // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. М., 1982. С. 5
Жантиева Д. Джон Голсуорси // Голсуорси Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 1
Тугушева М. П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество. М., 1972. С. 110
Жантиева Д. Джон Голсуорси // Голсуорси Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 1. С. 7
Голсуорси Д. Предисловие автора // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. С. 25
Голсуорси Д. Предисловие автора. С. 24 - 25
Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1., М., 1982. С. 30
Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1., М., 1982. С. 80
Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 116
Голсуорси Д. В петле // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. М., 1982. С. 70
Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 80
Голсуорси Д. Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 699
Голсуорси Д. В петле // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 582
Голсуорси Д. Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 696
Голсуорси Д. Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 742
Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 250
Голсуорси Д. Предисловие автора. С. 25
Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. С. 27
Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. С. 28
Дюпре К. Джон Голсуорси. Биография. С. 248
Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. С. 18
Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 134
Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 192
Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. С. 19
Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 32
Голсуорси Д. В петле // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 386
Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. М., 1984. С. 77
Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. С.15
Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. С. 47
Голсуорси Д. Пробуждение // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 583

Голсуорси Д. Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 625
Тугушева М. П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество. С. 114
Голсуорси Д. Лебединая песня // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 2. С. 713 - 714
Голсуорси Д. Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 828
Голсуорси Д. Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 767
Голсуорси Д. Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 803
Голсуорси Д. Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 807

Голсуорси Д. Собственник // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 291

Голсуорси Сдаётся внаём // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. Т. 1. С. 813













23

Литература

1. Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. М., 1982

2. Гениева Е. Ю. Литературная ситуация на рубеже веков: Английская литература на рубеже XIX и ХХ веков // История всемирной литературы: В 8 томах. Т. 9. М.: Наука, 1994.
3. Динамов С. Голсуорси // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 2. — М.: 1929
4. Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. М., 1979
5. Дюпре К. Джон Голсуорси. Биография. М., 1986
6. Жантиева Д. Джон Голсуорси // Голсуорси Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 1, М., 1962
7. Жантиева Д. Джон Голсуорси — создатель «Саги о Форсайтах» // Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. М., 1982
8. Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. М., 1984
9. Конрад Д. Джон Голсуорси // Джозеф Конрад Избранное Т.2., М., 1959
10. Разумовская Т. Ф. Проблема национального характера в в интерпретации английских писателей Д. Голсуорси, Д. Олдридж, Д. Оруэлл // http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/9999-0196_West_filol_2000_1%282%29/15.pdf
11. Тугушева М. П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество. М., 1972

Вопрос-ответ:

Какова основная тема статьи?

Основная тема статьи - конфликт между миром собственности и миром красоты в иронической саге Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах».

Кто является автором иронической саги «Сага о Форсайтах»?

Автором иронической саги «Сага о Форсайтах» является Дж. Голсуорси.

Какие системы ценностей конфликтуют в саге о Форсайтах?

В саге о Форсайтах конфликтуют система ценностей собственности и система ценностей красоты и любви.

Какие мотивы присутствуют в творчестве Д. Форсайта?

В творчестве Д. Форсайта присутствуют мотивы собственности, красоты и любви.

Какие основные вехи жизни и творчества Джона Голсуорси упоминаются в статье?

В статье упоминаются основные вехи жизни и творчества Джона Голсуорси, но не приводится подробной информации об этом.

Какие теоретические положения рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные теоретические положения, связанные с конфликтом между миром собственности и миром красоты в иронической саге Дж. Голсуорси "Сага о Форсайтах".

Какие вехи жизни и творчества Джона Голсуорси рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные вехи жизни и творчества Джона Голсуорси, автора иронической саги "Сага о Форсайтах".

Какие сквозные мотивы творчества Дж. Форсайта рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются некоторые сквозные мотивы творчества Дж. Форсайта, автора иронической саги "Сага о Форсайтах".

Что представляет собой мир собственничества, рассматриваемый в статье?

Мир собственничества, рассматриваемый в статье, представляет собой одну из конфликтующих систем ценностей в иронической саге "Сага о Форсайтах".

В каком отношении находятся мир любви и красоты, рассматриваемые в статье?

Мир любви и красоты, рассматриваемый в статье, находится в конфликте с миром собственности, являясь другой системой ценностей в иронической саге "Сага о Форсайтах".

Какие основные теоретические положения рассматриваются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматриваются основные теоретические положения, связанные с конфликтом между миром собственности и миром красоты в иронической саге Дж. Голсуорси "Сага о Форсайтах". Эти положения включают обсуждение основных вех жизни и творчества Джона Голсуорси, а также некоторые сквозные мотивы его творчества.

Какие две системы ценностей соперничают друг с другом в саге о Форсайтах?

В саге о Форсайтах соперничают друг с другом две системы ценностей - мир собственничества и мир любви и красоты. Мир собственничества представлен главными героями саги, членами семьи Форсайтов, которые идеализируют материальное благополучие, деньги и владение имуществом. Мир любви и красоты, в свою очередь, воплощается во второстепенных персонажах саги, которые стремятся к прекрасному и искреннему в жизни. Конфликт между этими двумя системами ценностей является одной из основных тем саги о Форсайтах.