Роль Церкви в эпоху Смутного времени

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История религии
  • 34 34 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 05.07.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ ДО СМУТЫ 6
1.1. УСТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА. ПАТРИАРХ ИОВ 6
1.2 ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К НОВОЙ ВЛАСТИ 11
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ 14
2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЦЕРКОВНАЯ РОЛЬ ПАТРИАРХА ГЕРМОГЕНА 14
2.2 УЧАСТИЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН В НАРОДНЫХ ОПОЛЧЕНИЯХ 19
2.3 ЗАСЛУГИ РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ. ОСАДА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 21
2.4 ЕПАРХИАЛЬНЫЕ АРХИЕРЕИ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ 24
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ ПОСЛЕ ОКОНЕЧАНИЯ СМУТЫ 26
3.1 ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

На Соборе 1598 года в первый раз в истории России была дана клятва на преданность царю Борису и его продолжателям. Вероятно, Патриарх, непосредственно участвовавший в написании текста Соборной клятвы и угроз в случае вероятных на​рушений данной клятвы, был убежден, что люди не пойдут на помеху такой Соборной присяги. Тем не менее, противники нового царя, не дерзнувшие на Соборе выступить против позиции Патриарха и кандидатуры Годунова, уже в 1600 году стали затевать заговор. «В качестве знамения для такого явного заговора из​брали Никитичей Романовых, и в первую очередь старшего из них боярина Федора Никитича как более близкого по русским обычаям лествичного права наследника престола, чем царь Борис. Романовы ни в коей мере ни к инициаторам, ни к организаторам заговора не принадлежали, но они все же были коварно извещены об этом тайнодействии, что и вовлекло их в круг причастных, в круг виновных».
Годунов увидел в Романовых основную опасность для себя и для мира в Российском государстве. Стремясь исключить саму мысль претендентства на престол боярина Федора Никитича Романова, он приказал насильственно постричь своего сродника и его супругу в монашество и сослал инока Филарета в Антониево - Сийский монастырь на Русский Север. Остальных Никитичей Романовых - Михаила, Александра, Никифора, Ивана, Василия заключили под стражу и отправлены в ссылку, где их содержали в самых суровых условиях, от которых они скончались в 1601 - 1602 годах. В живых остался только Иван Никитич. Он содержался на цепи в одной яме с Василием Никитичем. Смерть братьев вызвала смягчение условий ссылки Ива​на Никитича.
После личного венчания на царство Лжедмитрий I в 1605 году возвратил из ссылки всех оставшихся в живых Романовых и их родных, а тела умерших также были доставлены в Москву и захоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Монах Филарет (Федор Никитич Романов) был рукоположен в священноиноки и вскоре хиротони​сан как Ростовский Митрополит. Ивану Никитичу Романову был предоставлен боярский чин. Юного Михаила Федоровича Романова возвратили под опеку матери - инокини Марфы.
Назначенный Московским Собором 1606 года на престол царь Василий Шуйский способствовал выбору нового Патриарха Казанского митрополита Гермогена, который с большим уважением относился к митрополиту Филарету Ростовскому, но на Московский покаянный Собор в начале 1607 года с участием низвергнутого Лжедмитрием Патриарха Иова митрополит Филарет не пришел.
В 1608 году изменнические казачьи и польско-литовские шайки осадили Ростов Великий, и хотя митрополит Филарет по​пытался организовать оборону, предатели России открыли ворота митрополичьего двора, святитель Филарет был захвачен в плен и в унизительном виде доставлен под Москву в Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако этот самозванец решил воздать своему «родственнику» почести и даже «возвел» святителя Филарета в «патриархи». Ложного сана митрополит Филарет не признавал, но богослужения в Тушине совершал. Авраамий Палицын писал, что тушины держали своего патриарха в неволе, «блюли того всегда крепкими сторожми и никако же ни словеси, ни помавания дерзнути тому дающее». Патриарх Гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею».
В 1610 году митрополит Филарет Романов был отбит у тувинцев и после свержения царя Василия Шуйского во время Се​мибоярщины стал ближайшим сподвижником Патриарха Гермогена. Московским правительством митрополит Филарет в 1611 году был направлен во главе большого посольства в Смоленск для переговоров с польским королем Сигизмундом III. Все посольство было захвачено ляхами в плен, в котором митрополит Филарет пребывал до 1619 года - до Деулинского перемирия. Последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал в плену, показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение у поляков.
Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все но​вые требования, думая, что государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли. «Велел бы мне Бог видеть сына моего, великого государя всех православных христиан в Московском государстве. Десять лет терпел я разлуку с семьей, насильное пострижение, ссылку. Не год и не два, а девять лет томился в плену на чужбине. Всей душой стремился к тихой и мирной жизни в своем отечестве. Но не хотел раньше и теперь не хочу купить блаженство, ежели оно не полезно отечеству моему...», - позже будет записаны слова Патриарха Филарета, когда он вернется на Родину.
Размен пленных произошел только в 1619 году. Этот плен, соединенный с тяжкими лишениями Филарета, возвысил его в глазах соотечественников: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за православную веру и за Отечество. Почти сразу же по прибытии митрополита Филарета совершилось избрание и наречение его в Патриарха.
В краткую пору «Семибоярщины» сын митрополита Филарета юный Михаил Федорович был возведен в боярский чин. Поляки, захватившие в 1611 году Москву и Кремль, содержали Михаила Федоровича Романова и его мать под домашним арестом, из которого он был освобожден только 22 октября 1612 года и после этого вместе с матерью от​был в свое костромское имение Домнина.
Таким образом, никто из Романовых не имел влияния на решение Великого Московского Собора 21 февраля 1613 года. Участник Собора, Иван Никитич Романов изначально был е против выдвижения на престол своего племянника, высказываясь: «...Михайло Федорович еще млад ...» По утверждению исследователей, в самом начале Собора Иван Никитич поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Но когда казаки и представители ополчения стали отвергать любых представителей иностранных иностранных династий, а донские казаки и русские провинциальные дворяне выдвинули в качестве главного кандидата юного боярина Михаила Федоровича Романова, естественно, и дядя согласился с этой единодушной точкой зрения.
Великий Собор 1613 года принял клятву на верность выбранному царю Михаилу Федоровичу и предполагаемому от него потомству. Новая клятва практически слово в слово, буква в букву повторяла текст Собор​ной клятвы 1598 года, но на этот раз крепости этого соборного решения хватило на три века и четыре года.
Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Федоровича Романова. Умудренный большим жизненным опытом, Филарет хорошо знал систему государственного управления и помогал юному и неопытному государю, своему сыну.
В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Годы его патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.
По инициативе Патриарха Филарета была урегулирована податная повинность на основе произведенной переписи населения. Важное значение имело учреждение особых патриарших приказов, упорядочивших церковные дела. По благословению Патриарха Филарета при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом духовного просвещения. Московская типография, расширенная по указу Патриарха Филарета, выпустила множество публикаций, в том числе полный круг богослужебных книг, которые рассылались в монастыри и храмы по себестоимости, а в Сибирь - бесплатно.
В 1620 году по благословению Патриарха Филарета была учреждена новая - Тобольская епархия. Это обстоятельство имело огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири. Прерванные в Смуту отношения Москвы с Восточными Церквями были возобновлены. В период патриаршества Филарета, кроме канонизации Макария Унженского (1619) и Авраамия, епископа Га​лицкого (1621), в Москву была принесена риза Господня. В 1625 году посол персидского шаха поднес Патриарху золотой «ковчег, а в нем великого и славного Христа срачица». Святыня была поставлена в Успенском соборе, а празднование в ее честь установлено 27 марта. Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви; его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского.
Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. Он сам указал себе преемника - архиепископа Псковского Иоасафа. Погребен Патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Кремля.
Итак, значимость деятельности Патриарха Филарета, несомненно, как и во время Смуты, так и во время первых лет правления велика. Многие ученые даже делают вывод, что первые годы Михаил Федорович романов, мало сведущий в управлении государством, в большей степени подчинялся мнению отца. Сама фигура Филарета в исследованиях ученых двояка: одно благоприятное, а другое резко критическое.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, еще в XVI в. русское общественное мнении сложилось таким образом, что появился комплекс суждений о правах и обязанностях государственной и церковной власти и их взаимосвязей. Согласно этим представлениям, главы Церкви должны быть образчиком для паствы и всего духовенства, присматривать за соблюдением моральных устоев общества, чтоб не случались смуты и несправедливости.
Рассмотрение трудов Смутного времени приводит к заключению, что общественно-политическая идея данного периода оставалась верной старым политическим воззрениям: авторы первой трети XVII в. сохранили мнение о правах и обязанностях во взаимоотношении Церкви и государственной власти. Иными словами, об обязанности Церкви отвечать за нравственные устои общества, о сохранении устойчивости государственного аппарата. Церковь в начале XVII в. занималась мирским устроением.
В правление последнего Рюриковича, Федора Ивановича, и его после его родственника Бориса Годунова, в сравнении с последними годами царствования Ивана IV, значение церкви в политической жизни государства возросло. Активное участие в делах государственных обнаружил Патриарх Иов, который после смерти Федора до выбора Бориса Годунова встал во главе управления страной, после, с появлением Лжедмитрия I, был опорой для царя Годунова в борьбе с самозванцем. Церковь помогала государству не только идеологически, но и материально.
С ростом Смуты увеличивается политическая инициативность Церкви. Патриарх Игнатий, в различие от Иова и будущего Патриарха Гермогена, не имел авторитета и уважения среди духовных иерархов, и в его патриаршество отмечается разрыв между главой церкви и ее руководством в лице русских архиереев.
Патриарх Гермоген стал главой Русской Церкви в весьма тяжелое для государства время, ему случалось браться за политическую деятельность, нежели за церковную. Патриарх Гермоген, не смотря на разногласия с правителем, В. Шуйским, поддерживал ему в борьбе с государственными беспорядками и с претензиями на власть новых самозванцев. Гермоген выступил против польских интервентов и, как глава Церкви, стал образцом в борьбы за православную веру. Патриарх Гермоген в период интервенции, междуцарствования, стал представителем высшей власти в государстве.
Итак, Русская Церковь, чей нравственный вес и увеличился в годы Смуты, оказала государству и идеологическую, и материальную помощь в борьбе и с самозванцами, и с интервентами. В первые годы правления молодому самодержцу Церковь оказывала помощь в борьбе с внешними и внутренними врагами, содействовала в наведении порядка и возобновлении организации управления государством.
Патриарх Филарет - крупнейший политический деятель первой трети XVII века – после возвращение из плена стал правой рукой царствующего сына Михаила Федоровича, и, фактически управлял государством до самой смерти в 1633 г. Управляя не только Церковью, но и государственным правительством, главными задачами ставил восстановление и укрепление позиций русского государства и Церкви.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.​ Болотин Л. Прародители династии Романовых//ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА, №5 (710) 2013 г.
2.​ Вернадский Г. В. Московское царство. II. Смутное время, 1605—1618 гг. (2 часть) – URL: http://gumilevicа.kulichki.net/VGV/vgv522.htm
3.​ Иеромонах Филадельф Заступница Усердная. –Новосибирск: Издательство «Новониколаевск», 2009. -288 с.
4.​ Готье Ю. Смутное время. Очерк истории революционного движения начала XVII столетия. М., 1921. – 152 с.
5.​ Знаменский П.В. История Русской Церкви. – URL: http://аzbykа.ru/tserkоv/istоriyа/znаmenskiy_istоriyа_russkоy_tserkvi_001-аll.shtml
6.​ Истрия Русской Церкви/ Учебное пособие. – URL: http://www.vce-znаu.ru/nаvigаte/index-9239.html
7.​ Карташев А.В. История Русской Церкви. Т.2. – URL: http://www.mаgister.msk.ru/librаry/bible/histоry/kаrtsh03.htm
8.​ Кретов А.В. Роль Русской Православной Церкви в освободительном движении в эпоху Смутного времени начала 17 в. – URL: http://www.dissercаt.cоm/cоntent/rоl-russkоi-prаvоslаvnоi-tserkvi-v-оsvоbоditelnоm-dvizhenii-v-epоkhu-smutnоgо-vremeni-nаchаl
9.​ Макарий Булгаков. История Русской Церкви в 12 томах. Т.10. – URL:http://www.sedmitzа.ru/lib/text/435711/
10.​ Маландин В.В. Церковь и государство в патриаршество Филарета. –URL:http://www.dissercаt.cоm/cоntent/tserkоv-i-gоsudаrstvо-v-pаtriаrshestvо-filаretа
11.​ Платонов С.Ф. Очерки русской Смуты в Московском государстве в 16-17 вв. URL: http://dugwаrd.ru/librаry/plаtоnоv/plаtоnоv_smutnоe_vremyа.html

12.​ Скрынников Р.Г. Смута в России в начале 17 в. Иван Болотников. - Л., 1988г.
13.​ Скрынников Р.Г. История Российская 9-17 вв. – М.: Мысль, 1988. – c/ 251.
14.​ Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.т 4- 10. М.
15.​ Чугреева Н. Н. Ермоген // Православная энциклопедия. Том XVIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 633-646. — 752 с. — 39 000 экз.
16.​ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (статьи на тему Смуты, Ермоген, Иов, Игнатий - патриархи).
17.​ Флоря Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян (Эпоха средневековья). М., 1992. – URL:http://krоtоv.infо/histоry/11/3/flоr10.htm


Кретов А.В. Роль Русской Православной Церкви в освободительном движении в эпоху Смутного времени начала 17 в. – URL: http://www.dissercаt.cоm/cоntent/rоl-russkоi-prаvоslаvnоi-tserkvi-v-оsvоbоditelnоm-dvizhenii-v-epоkhu-smutnоgо-vremeni-nаchаl
Макарий Булгаков. История Русской Церкви в 12 томах. Т.10. – URL:http://www.sedmitzа.ru/lib/text/435711/
Истрия Русской Церкви/ Учебное пособие. – URL: http://www.vce-znаu.ru/nаvigаte/index-9239.html
Макарий Булгаков. История Русской Церкви в 12 томах. Т.10. – URL:http://www.sedmitzа.ru/lib/text/435711/
Скрынников Р.Г. Смута в России в начале 17 в. Иван Болотников. - Л., 1988г.
Макарий Булгаков. История Русской Церкви в 12 томах. Т.10. – URL:http://www.sedmitzа.ru/lib/text/435711/
Скрынников Р.Г. Смута в России в начале 17 в. Иван Болотников. - Л., 1988г.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга2, т.4. М.: 1989, с. 450.
Истрия Русской Церкви/ Учебное пособие. – URL: http://www.vce-znаu.ru/nаvigаte/index-9239.html
Иеромонах Филадельф Заступница Усердная. –Новосибирск: Издательство «Новониколаевск», 2009, с. 248
Болотин Л. Прародители династии Романовых//ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА, №5 (710) 2013 г.
Болотин Л. Прародители династии Романовых//ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА, №5 (710) 2013 г.
Истрия Русской Церкви/ Учебное пособие. – URL: http://www.vce-znаu.ru/nаvigаte/index-9239.html
Истрия Русской Церкви/ Учебное пособие. – URL: http://www.vce-znаu.ru/nаvigаte/index-9239.html









34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотин Л. Прародители династии Романовых//ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА, №5 (710) 2013 г.
2. Вернадский Г. В. Московское царство. II. Смутное время, 1605—1618 гг. (2 часть) – URL: http://gumilevicа.kulichki.net/VGV/vgv522.htm
3. Иеромонах Филадельф Заступница Усердная. –Новосибирск: Издательство «Новониколаевск», 2009. -288 с.
4. Готье Ю. Смутное время. Очерк истории революционного движения начала XVII столетия. М., 1921. – 152 с.
5. Знаменский П.В. История Русской Церкви. – URL: http://аzbykа.ru/tserkоv/istоriyа/znаmenskiy_istоriyа_russkоy_tserkvi_001-аll.shtml
6. Истрия Русской Церкви/ Учебное пособие. – URL: http://www.vce-znаu.ru/nаvigаte/index-9239.html
7. Карташев А.В. История Русской Церкви. Т.2. – URL: http://www.mаgister.msk.ru/librаry/bible/histоry/kаrtsh03.htm
8. Кретов А.В. Роль Русской Православной Церкви в освободительном движении в эпоху Смутного времени начала 17 в. – URL: http://www.dissercаt.cоm/cоntent/rоl-russkоi-prаvоslаvnоi-tserkvi-v-оsvоbоditelnоm-dvizhenii-v-epоkhu-smutnоgо-vremeni-nаchаl
9. Макарий Булгаков. История Русской Церкви в 12 томах. Т.10. – URL:http://www.sedmitzа.ru/lib/text/435711/
10. Маландин В.В. Церковь и государство в патриаршество Филарета. –URL:http://www.dissercаt.cоm/cоntent/tserkоv-i-gоsudаrstvо-v-pаtriаrshestvо-filаretа
11. Платонов С.Ф. Очерки русской Смуты в Московском государстве в 16-17 вв. URL: http://dugwаrd.ru/librаry/plаtоnоv/plаtоnоv_smutnоe_vremyа.html

12. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале 17 в. Иван Болотников. - Л., 1988г.
13. Скрынников Р.Г. История Российская 9-17 вв. – М.: Мысль, 1988. – c/ 251.
14. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.т 4- 10. М.
15. Чугреева Н. Н. Ермоген // Православная энциклопедия. Том XVIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 633-646. — 752 с. — 39 000 экз.
16. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (статьи на тему Смуты, Ермоген, Иов, Игнатий - патриархи).
17. Флоря Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян (Эпоха средневековья). М., 1992. – URL:http://krоtоv.infо/histоry/11/3/flоr10.htm


Вопрос-ответ:

Какое было состояние Церкви до начала Смутного времени?

Состояние Церкви до начала Смутного времени было довольно устойчивым. Единственным высшим религиозным авторитетом был патриарх Иов, которого установили во время Смуты. Отношения между Церковью и новой властью были довольно сложными и напряженными.

Какая была роль Церкви во время Смутного времени?

Церковь играла важную роль во время Смуты. Патриарх Гермоген и другие духовные лидеры активно участвовали в политической и гражданской жизни страны. Духовенство и миряне также принимали активное участие в народных ополчениях и защите Руси от внешних врагов. Монастыри, такие как Троице-Сергиева Лавра, внесли значительный вклад в защиту и развитие страны.

Какова была роль патриарха Гермогена во время Смутного времени?

Патриарх Гермоген играл важную роль во время Смуты. Он был одним из главных духовных и политических лидеров страны. Он отстаивал интересы Руси и активно противостоял оккупации иностранных войск. Он также организовывал молитвенные службы и обращения к населению, чтобы поддержать и мотивировать его в трудные времена.

Какое было отношение Церкви к новой власти во время Смутного времени?

Отношение Церкви к новой власти во время Смуты было довольно сложным. Церковь активно противостояла оккупации иностранных войск и выступала в защиту интересов Руси. Однако, в то же время, Церковь не всегда поддерживала определенных правителей и проявляла независимость в своих решениях и действиях.

Какую роль играли епархиальные архиереи во время Смутного времени?

Епархиальные архиереи играли важную роль во время Смуты. Они отстаивали интересы своих епархий и организовывали религиозные мероприятия, чтобы поддержать мирян в трудные времена. Они также участвовали в политической жизни страны и оказывали влияние на принятие важных решений.

Какова была роль Церкви в эпоху Смутного времени?

Церковь играла значительную роль в эпоху Смутного времени. Она не только осуществляла религиозную деятельность, но также участвовала в политической жизни страны, принимала активное участие в борьбе за власть, а также оказывала значительное влияние на народ. Церковь стала одним из основных институтов, объединяющих население в тяжелые времена. Ответственность церкви была велика, и она старалась выполнять свою миссию, сохраняя веру, сплочая народ и принося благоденствие.

Какое было состояние Церкви до Смуты?

Перед Смутным временем Церковь была сравнительно сильной и автономной организацией. Уже до Смуты Церковь испытывала рост своего политического влияния, особенно после учреждения патриаршества. Патриарх Иов стал высшим духовным и политическим деятелем, что позволило Церкви укрепить свою позицию в обществе.

Каким было отношение Церкви к новой власти во время Смуты?

Отношение Церкви к новой власти во время Смуты было противоречивым и зависело от различных факторов. Церковь, как институт, стремилась поддерживать стабильность и сохранять свои привилегии. Некоторые высокопоставленные представители Церкви сотрудничали с новыми правителями, надеясь на личную выгоду или укрепление своего политического влияния. Однако другие духовные деятели остались нейтральными или даже выступали против новой власти, осуждая ее незаконность и притеснение народа.

Какую роль играли патриарх Гермоген и другие духовные деятели во время Смуты?

Патриарх Гермоген и другие духовные деятели играли важную роль во время Смуты. Они не только служили духовными наставниками и поддержкой для населения, но и активно участвовали в политической жизни страны. Некоторые духовные деятели, включая патриарха Гермогена, выступали против Лжедмитрия I и призывали к верному правителю. Его открытая позиция принесла ему бесчисленные проблемы с новой властью, но также укрепила позицию Церкви в обществе.

Что было ролью Церкви в эпоху Смутного времени?

Церковь играла важную роль в эпоху Смутного времени. Она была установлена патриаршеством, которое возглавлял патриарх Иов. Церковь также вступила в отношения с новой властью и принимала участие в народных ополчениях. Русские монастыри, включая Троице-Сергиеву Лавру, также внесли значительный вклад в борьбу с Смутой.